"Луг и человек".
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему
Цель: создать условия для формирования представления у учащихся о значении луга в жизни человека.
Учебные задачи:
Направленные на достижение предметных результатов:
1. Осознание значимости мероприятий по охране лугов;
2. Освоение многообразия представителей растительного и животного мира луга и возможности их совместного обитания;
3. Формирование умений выделять главную мысль для составления памятки по охране лугов.
Направленные на достижение метапредметных результатов:
1. Использование различных способов обработки, анализа, передачи информации;
2. Осознанное построение речевого высказывания в устной и письменной формах;
3. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, установления причинно-следственных связей.
Направленные на достижение личностных результатов:
1. Формирование уважительного отношения к иному мнению;
2. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
3. Развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных социальных условиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lug_i_chelovek.docx | 244.12 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Тема урока: "Луг и человек".
Класс: 3 «В»
Цель: создать условия для формирования представления у учащихся о значении луга в жизни человека.
Учебные задачи:
Направленные на достижение предметных результатов:
- Осознание значимости мероприятий по охране лугов;
- Освоение многообразия представителей растительного и животного мира луга и возможности их совместного обитания;
- Формирование умений выделять главную мысль для составления памятки по охране лугов.
Направленные на достижение метапредметных результатов:
- Использование различных способов обработки, анализа, передачи информации;
- Осознанное построение речевого высказывания в устной и письменной формах;
- Овладение логическими действиями сравнения, анализа, установления причинно-следственных связей.
Направленные на достижение личностных результатов:
- Формирование уважительного отношения к иному мнению;
- Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- Развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных социальных условиях.
Оснащение урока:
Материалы для учащихся: учебник, карточки с тестом.
Материалы для учителя: учебник, презентация, технологическая карта, карточки с тестом по теме "Лес", памятки "Как вести себя на лугу", чистые листы для рисования экологических знаков.
Технологическая карта урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД (формируемые на данном этапе урока) |
1. Этап мотивации (самоопределения) | 1. Организует психологический настрой, проверяет готовность учащихся к уроку. - Посмотри, мой милый друг, Что находится вокруг? Небо светло – голубое, Солнце светит золотое, Ветер листьями играет, Тучка в небе проплывает. Поле, речка и трава, Горы, воздух и листва, Птицы звери и леса, Гром, туманы и роса, Человек и время года – Это всё вокруг … ПРИРОДА. - Ребята, кто может рассказать скороговорки, в которых бы говорилось о растениях, животных или птицах? - Я вам предлагаю скороговорку. Воробей мой, воробьишка! Серый – юркий, словно мышка. Глазки – бисер, лапки – врозь, Лапки – боком, лапки – вкось… Сначала прочитаю её я. - Теперь все вместе. - Кто из вас может быстро и без запинки прочитать скороговорку? - Кто может ещё быстрее? -Молодцы! Замечательно получилось! | 1. Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку. Слушают учителя - Дают свои ответы Слушают скороговорку, затем читают на скорость | Личностные : личностное самоопределение; установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом. |
2. Этап актуализации и пробного учебного действия | 1. Организует работу над проверкой домашнего задания (тест по теме "Лес"). Снизить тревожное состояние у обучающихся, создать атмосферу благополучия и спокойствия.
(аудиозапись- Звуки леса) - Ребята, закройте глаза и будьте внимательны. - Нет ничего милее Бродить и думать здесь. Излечит, обогреет, Накормит русский лес. И будет жажда мучить, То мне лесовичок Средь зарослей колючих Покажет родничок. Нагнусь к нему напиться- И видно всё до дна. Течёт вода -водица, Вкусна и холодна. Нас ждут в лесу рябина, Орехи и цветы, Душистая малина На кустиках густых. Ищу грибов поляну Я, не жалея ног, А если и устану- Присяду на пенёк. Лес очень любит пеших, Для них совсем он свой. Здесь где-то бродит леший С зелёной бородой. Жизнь кажется иною, И сердце не болит, Когда над головою, Как вечность, лес шумит. - Ребята, о чём было стихотворение? - Все ли из вас знают, что такое лес и как нужно себя в нём вести? - А это сейчас мы и проверим. У каждого из вас лежат на столе тесты. Прочитайте вопрос и обведите правильный ответ.
1. Почему лес - «лёгкие планеты»? а) Деревья дышат; б) деревья выделяют кислород; в) деревья выделяют вредные вещества. 2. Какое из правил поведения в лесу ошибочно? а) Костёр разжигай в установленном месте; б) для костра ломай ветки деревьев; в) убирай мусор за собой; г) не рви без надобности цветы и траву. 3. Какие материалы невозможно приготовить, используя деревья? а) Бумагу; б) резину; в) пластмассу; г) древесину. 4. Растения, занесённые в Красную книгу, нужно: а) пересаживать на клумбу; б) использовать для изготовления букетов; в) оберегать; г) срывать на память. 5. Насекомых, живущих в коре деревьев, необходимо: а) уничтожать, как вредителей; б) не трогать, так как это пища для птиц; в) разводить, чтобы был корм для птиц 6. Какой вклад вы в увеличение лесных богатств вы можете внести? 7. Что может произойти от оставленного в лесу стекла в жаркую летнюю пору? | 1. Осуществляют работу над проверкой домашнего задания (тест по теме "Лес"). - О лесе - Да Отвечают на тест 1-б 2- б 3- б,в 4- в 5- б 6- Помогать высаживать молодые деревца, огораживать муравейники, подкармливать зимой лесных обитателей, весной развешивать искусственные гнёзда для птиц 7- Осколок стекла может стать причиной пожара, если долго стоит жаркая погода. Стекло отражает солнечные лучи, и от солнечного зайчика могут загореться сухие сучья. | Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата; структурирование знаний. |
3. Этап локализации индивидуальных затруднений | 1.Просит посмотреть видеоролик 2. Наводящими вопросами наталкивает на тему урока. - Ребята, какое сейчас время года? - Каковы признаки весны? - Обратите внимание на экран. (видеоролик) - О чём был видеоролик? - Что вы увидели? - Где растут эти цветы? - Как вы думаете, что такое луг? - Ухаживает ли человек за лугом? | 1.Смотрят видеоролик 2. Отвечают на вопросы учителя - Весна - Прилетают птицы, распускаются почки, цветут цветы. Смотрят видеоролик - О лугах - Множество различных цветов - На лугу. - Луг – это безлесный участок земли, на котором растут только травянистые травы - Нет | Познавательные: выделение необходимой информации; осознанное произвольное построение речевого высказывания в устной форме. |
4. Этап построения проекта коррекции выявленных затруднений | 1. Просит сформулировать тему урока. - Сформулируем тему сегодняшнего урока. |
- Луг и человек | Регулятивные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели |
5. Этап обобщения затруднений во внешней речи | 1. Показывает презентацию 2. Задаёт вопросы по теме урока - Чем поле отличается от луга? - Чем богат луг? - Какое главное богатство луга? - Правильно! Клевер, мятлик, тимофеевка, лисохвост - лучший корм для травоядных животных. - В качестве чего использует человек луга? - Влияет ли выпас скота и ежегодные сенокосы на развитие луговых растений? - Обычные сейчас для нас луга в большинстве своем - это плод человеческой деятельности. Целенаправленно луга создавали уже древние римляне. А вот особые сообщества «мусорных» растений возникли сами в новых, созданных человеком условиях. Свалки отходов существовали уже вблизи поселений первобытных людей. Именно там, на богатых азотом и питательными веществами почвах, поселились крапива, пижма, полынь (чернобыльник), чертополох и другие растения, ставшие привычными спутниками человеческих жилищ. - Что произойдет, если засеять распаханный луг кормовыми травами? -Какое посильное участие вы можете принять в защите и охране луга? - Ребята, посмотрите на экран, вам нравится эта картинка? - А мне не нравится. Как вы думаете, почему? - Растения и цветы рвать нельзя. Некоторые из них занесены в Красную книгу. Например, бабочка-махаон и луговой шмель стали редко встречаться на лугах и нуждаются в охране. - Как работники сельского хозяйства заботятся о сохранении лугов? - Почему косилка при скашивании трав должна идти от центра к краям луга, а не от краев луга к центру? | 1. Смотрят презентацию 2. Отвечают на вопросы по теме урока - На поле растут культурные растения, а на лугу - дикорастущие. - На лугу много цветов, среди них есть и лекарственные: тысячелистник, ромашка, мята. - Главное богатство луга - кормовые травы. - Человек использует луга как пастбища, скашивает душистое сено для домашнего скота. - Влияет, без охраны и заботы человека луг может превратиться в запущенный пустырь, заросший сорной травой - Если засеять распаханный луг кормовыми травами, то это уже будет поле - искусственное природное сообщество, которое создал человек на месте природного. - Нельзя рвать луговые цветы, собирая букеты цветущих трав, жечь на лугу прошлогоднюю траву. Необходимо бережно относиться к насекомым, жабам, ящерицам - Да - Цветы рвать нельзя - Люди удаляют с поверхности почвы камни и проросшие кустарники, уничтожают сорные травы, подсевают семена клевера и тимофеевки, оставляют нескошенной часть трав, чтобы они зацвели и дали семена, из которых появятся новые растения. - Чтобы животные могли улететь или убежать к краям луга, скрыться. | Познавательные: учет разных мнений и стремление к пониманию речи собеседников Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
6. Физкультминутка | 1. Проводит физкультминутку, даёт детям отдохнуть под детскую песню о лугах - Сейчас я попрошу вас всех встать и пройтись по мягкой траве луга, насладиться его красотой и звуками. | 1. Выполняют движения предложенные учителем под детскую песню о лугах - Выполняют физкультминутку, повторяют движения за учителем | Личностные: здоровьесбережение. |
7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону | 1. Просит в парах, самостоятельно, составить памятку "Как вести себя на лугу" 2. Раздаёт готовые памятки детям - Ребята, а сейчас я предлагаю вам в парах составить памятку "Как вести себя на лугу"
- Замечательные получились памятки! | 1. Составляют памятку "Как вести себя на лугу" 2. Знакомятся с памяткой | Личностные: развитие интереса к способам решения задачи |
8. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке | 1. Подводит обучающихся к выводу по теме урока , акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке. 2. Проводит рефлексию (творческое задание- нарисовать экологические знаки) - Подведём итог нашего урока. - Что же такое луг? - Что произойдет, если засеять распаханный луг кормовыми травами? - Что нового узнали на уроке? - Какими знаниями, полученными на уроке, вы хотели бы поделиться дома? - А сейчас подумайте и нарисуйте экологические знаки. - Спасибо за урок! | 1. Формулируют конечный результат своей работы на уроке. 2. Выполняют рефлексию. - Луг – это безлесный участок земли, на котором растут только травянистые травы - Если засеять распаханный луг кормовыми травами, то это уже будет поле - искусственное природное сообщество, которое создал человек на месте природного. - Дети дают свои ответы - Рисуют экологические знаки | Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности Познавательные: контроль и оценка своего результата |
Памятка "Как вести себя на лугу"
- Не рвать цветы охапками
- Не ловите бабочек, не разоряйте гнёзда шмелей. Без этих насекомых у многих растений не произойдёт опыление – не будет плодов и семян. Бабочка – махаон, многие виды шмелей стали редкими, и нуждаются в строгой охране. Некоторые виды шмелей занесены в Красную книгу России.
- Не уничтожайте гусениц. Большинство гусениц никакого ущерба человеку не приносят. А между тем они превращаются в красивых бабочек.
- Не поджигайте на лугу сухую прошлогоднюю траву. В огне погибают подземные части многих растений, божьи коровки, шмели, гнёзда птиц.
- Бережно относитесь к живущим на лугу птицам, ящерицам, жабам. Они поддерживают экологическое равновесие луга. Если их не станет, растительноядные насекомые начнут беспрепятственно размножаться и погубят множество растений.
Памятка "Как вести себя на лугу"
- Не рвать цветы охапками
- Не ловите бабочек, не разоряйте гнёзда шмелей. Без этих насекомых у многих растений не произойдёт опыление – не будет плодов и семян. Бабочка – махаон, многие виды шмелей стали редкими, и нуждаются в строгой охране. Некоторые виды шмелей занесены в Красную книгу России.
- Не уничтожайте гусениц. Большинство гусениц никакого ущерба человеку не приносят. А между тем они превращаются в красивых бабочек.
- Не поджигайте на лугу сухую прошлогоднюю траву. В огне погибают подземные части многих растений, божьи коровки, шмели, гнёзда птиц.
- Бережно относитесь к живущим на лугу птицам, ящерицам, жабам. Они поддерживают экологическое равновесие луга. Если их не станет, растительноядные насекомые начнут беспрепятственно размножаться и погубят множество растений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЧЕЛОВЕКА С ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ. ВЛИЯНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА ЧЕЛОВЕКА. Урок ОБЖ во 2 классе
Задачиурока:1. Показать, какиеопасностимогутвозникнутьвповседневнойжизни(проблемызагрязненияокружающейсреды, деревоводворе, дорога, окно, лестница, розеткаит. д.)2....
Интегрированный урок по природоведению и русскому языку на тему: «Природа и человек. Охрана лесов. Роль леса в природе и жизни человека. (Природоведение). Упражнения в правописании окончаний имён существительных множественного числа. (Русский язык)»
На уроке ведётся разговор о разнообразии и жизни растений, пользе, которую они приносят человеку, необходимости охраны растительного мира нашей Родины, правилах поведения в лесу; совершенствоват...
Урок окружающего мира Тема: Строение тела человека и главные правила сохранения здоровья. Цели: Показать, что здоровье человека - его важнейшее богатство. Познакомить с внешним и внутренним строением тела человека.
Тема: Строение тела человека и главные правила сохранения здоровья.Цели: Показать, что здоровье человека - его важнейшее богатство. Познакомить с внешним и внутренним строением тела человека. Совместн...
Презентация "Строение тела человека" к конспекту урока по окружающему миру во 2 классе по теме "Строение тела человека"
Данная презентация составлена к уроку по окружающему миру во 2 классе по теме "Строение тела человека". УМК "Школа России", учебник А.А. Плешакова "Мир вокруг нас", 2 класс. Данная презентация м...
урок окружающего мира в 4 классе Чем человек отличается от животного. Человек умеет думать и говорить
Данный материал поможет решить поставленный вопрос: Чем человек отличается от животного? В работе представлен развёрнутый конспект урока окружающего мира в 4 классе УМК "Начальная школа XXI века". Над...
Урок Уход человека за растениями поля, их значение в жизни человека
Конспект урока по окружающему миру в 4 классе по теме «Уход человека за растениями поля, их значение в жизни человека»....
- Мне нравится (1)