Рабочая программа по предмету окружающий мир. 2 класс
рабочая программа по окружающему миру (2 класс) на тему

Нигматзянова Гульшат Фаритовна

Рабочая программа по предмету окружающий мир. 2 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okruzhayushchiy_mir_2_a_klass.doc172 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –

Тюлячинская средняя общеобразовательная школа Тюлячинского муниципального района Республики Татарстан

Рассмотрено

на заседании МО учителей начальных классов

Руководитель: ________ Аскарова Ф.М..

Протокол №1

от « ___  » августа  2016 г.

Согласовано

Зам. дир.по начальным  классам:  _______ Мифтахова В.Г.

Протокол № 1

От « ____ » августа 2016 г.

Утверждаю

Директор школы:

__________  Р.Р.Назипов

Приказ по школе №____

от « ____ » августа 2016 г.

Календарно-тематическое планирование уроков 

по   предмету   Окружающий мир

Учебный год:       2016-2017               

Класс:                  2а класс

Учитель:             учитель начальных классов

                высшей квалификационной категории

             Нигматзянова Гульшат Фаритовна

Пояснительная записка

 Рабочая программа составлена на основе:

- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Утвержден Приказом  Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. №373; в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 31.12.2015 № 1576);  

- Примерной основной образовательной программой начального общего образования;

- Авторской программы по предмету «Окружающий мир» О.Н. Федотовой, Г.В. Трафимовой, Л.Г. Кудровой  «Программы по учебным предметам. Окружающий мир»,   Проект  «Перспективная начальная школа»,  соотнесённой с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования.

- Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях.

- В соответствии с требованиями концепции системы «Перспективная начальная школа».

Количество часов:

Всего   68 ч;  в неделю: 2  часа

Количество тестовых заданий – 5 ,   экскурсии -  4 

Учебник Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Окружающий мир 2 класс: Учебник. – М: Академкнига/ Учебник. 2011.

Программное и учебно - методическое оснащение учебного плана Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Окружающий мир в вопросах и заданиях: Тетрадь для самостоятельной работы – М: Академкнига/ Учебник. 2016.

Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Методическое пособие для учителя. – М: Академкнига/ Учебник 2011

Электронные образовательные ресурсы  

Презентация по теме «Осень», «Зима», «Весна», «Лето»

Коллекция мультимедийных уроков Кирилла и Мефодия «Окружающий мир» 1 класс по темам:

-  Что такое окружающий мир?

-  Я первоклассник.

-  Это удивительное время (часы, времена года, дни недели).

-  Гигиена.

- Природа осенью.

- Живая и неживая природа зимой.

-  Человек и его здоровье зимой.

-  Человек в деревне (домашние животные, с/х культуры).

-  Человек в городе (магазин, кинотеатр, зоопарк, светофор).

- Признаки наступления весны.

-  Весенние изменения в живой природе.

- Человек и его здоровье весной, сезонный труд.

-  Живая и неживая природа летом.

-  Мой дом, моя семья, мои друзья.

-  Безопасное поведение.

 Видеофильмы, соответствующие содержанию обучения.

Планируемые результаты освоения учебной программы по предмету «Окружающий мир»

к концу 2-го года обучения

Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2-м классе является формирование следующих умений:

  • Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях  отмечать конкретные поступки, которые можно  оценить как хорошие или плохие.
  • Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
  • Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
  • В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий.

Регулятивные УУД:

  • Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
  • Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем (для этого в учебнике специально предусмотрен ряд уроков).
  • Учиться планировать учебную деятельность на уроке.
  • Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике).
  • Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).
  • Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна  дополнительная информация (знания) для решения учебной  задачи в один шаг.
  • Делать предварительный отбор источников информации для  решения учебной задачи.
  • Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем  словарях и энциклопедиях (в учебнике 2-го класса для этого предусмотрена специальная «энциклопедия внутри учебника»).
  • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
  • Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать  самостоятельные  выводы.

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
  • Слушать и понимать речь других.
  • Выразительно читать и пересказывать текст.
  • Вступать в беседу на уроке и в жизни.
  • Совместно договариваться о  правилах общения и поведения в школе и следовать им.
  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир»во 2-м классе является формирование следующих умений:

 объяснять отличия твёрдых, жидких и газообразных веществ;

  • объяснять влияние притяжения Земли;
  • связывать события на Земле с расположением и движением Солнца и Земли;
  • наблюдать за погодой и описывать её;
  • уметь  определять стороны света по солнцу и по компасу;
  • пользоваться глобусом и картами, находить и показывать на них  части света, материки и океаны;
  • называть основные природные зоны и их особенности.
  • оценивать правильность поведения людей в природе;
  • уважительно относиться к другим народам, живущим на Земле.

В результате изучения раздела «Человек и природа»

Учащиеся научатся:

  • различать объекты неживой и живой природы, приводить примеры   взаимосвязи между объектами неживой и живой природы (смена времен года,

  влияние Солнца на жизнь растений и животных и т.д.);

  • устанавливать связи между сезонными изменениями в неживой и живой    природе; сравнивать внешний вид и характерные особенности насекомых, рыб, птиц,

   млекопитающих;

  • группировать объекты природы по их  признакам (насекомые, рыбы, птицы,   млекопитающие)
  • назвать признаки отличающие домашних животных от диких;
  • сравнивать характерные для животных способы питания;
  • характеризовать роль грибов в жизни человека;
  • ставить простейшие опыты исследуя свойства воды;
  • наблюдать и делать выводы по изучению свойств воздуха;
  • наблюдать и выявлять условия, необходимые для жизни растений;
  • учиться работать со справочной литературой
  • определять характер взаимоотношений человека и объектов природы, называть   представителей растительного и животного мира занесенных в Красную книгу;
  • понимать необходимость вести здоровый образ жизни.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • обнаруживать различие между наблюдением и опытом как разными способами получение ответов на вопросы об окружающем мире;
  • характеризовать общие условия, необходимые для жизни живых организмов;
  • называть основные, легко определяемые свойства воздуха и воды;
  • отличать разнообразие жизненных форм растений (деревья, кустарники, травы) и грибов своей местности;
  • называть группы растений по их характерным признакам (цветковые растения, хвойные растения, папоротники, мхи, водоросли);
  •   называть группы животных по их характерным признакам (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие);
  •   иметь представление о значении природы для здоровья и жизни человека;
  •   иметь представление об отдельных видах труда, связанных с природой; о значении этого труда;
  •   знать средства сохранения и укрепления здоровья человека (личная гигиена, режим труда и отдыха, физкультура);
  •   знать фамилии, имена и отчества членов своей семьи, включая старшее поколение;

В результате изучения раздела «Человек и общество»

Обучающиеся научатся:

  •  рассказывать об отдельных видах труда, связанных с природой; о значении    этого труда;
  •  знать средства сохранения и укрепления здоровья человека (личная гигиена,    режим труда и отдыха, физкультура);
  •  названия: своего государства (Россия), его столицы (Москва), главной    площади столицы (Красная площадь), главной достопримечательности

   столицы (Кремль), исторической достопримечательности Кремля   (Спасская башня);

  •  принимать участие и знать важнейшие событие страны и города: день    Победы, День города и т.д.
  •  название родной страны, ее столицы; региона, где живут учащиеся, родного    города (села);
  •  использовать дополнительные средства информации (словари, хрестоматию), а    также учиться работать с оглавлением учебника;
  • называть своих ближайших родственников;
  • знать профессии взрослых и важность каждой профессии.
  • описывать изученные события из истории Отечества (история Московского   Кремля, Великая Отечественная война);

Обучающиеся получат возможность научиться:

  •   знать основные права ребенка (право на жилье, обучение, лечение, защиту от насилия старших);
  •   называть  государственные праздники, дни памятных дат (День Конституции, День Победы, День защитников Отечества);
  •   узнать правила безопасного поведения в природе.

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;
  • выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране.
  • удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае.
  • выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;

Содержание учебного предмета «Окружающий мир»

2 класс (68 ч)

Основные содержательные линии второго класса (источники информации об окружающем нас мире; планеты и звезды; свойразумный — часть природы; общий дедушка; в родном краю) реализуются в рамках определенных Стандартом содержательных блоков.

Человек и природа

        Звезды и планеты. Солнце - ближайшая к нам звезда, источник тепла и света для всего живого на Земле. Земля- планета; общие представления о размерах и форме Земли. Глобус- модель Земли. Изображение на глобусе с помощью условных обозначений морей, океанов, суши. Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времен года. Смена времен года в родном краю на основе наблюдений.

         Неживая и живая природа Земли. Условия жизни на планете Земля.

        Воздух- смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека.

         Вода. Свойства воды. Значение воды для живых организмов и хозяйственной жизни человека.

        Цветковые растения. Части  (органы) растений (корень, стебель, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растений (свет, тепло, вода, воздух). Питание и дыхание растений. Роль растений в жизни человека.

         Разнообразие растений: цветковые и хвойные растения; папоротники, мхи, водоросли. Красная книга России. Правила поведения на природе.

        Культурные и дикорастущие растения. Продолжительность жизни растений. Размножение растений семенами, клубнями, усами, листьями.

         Растения родного края. Названия и краткая характеристика на основе наблюдений.

        Грибы. Питание грибов. Шляпочные грибы, плесень. Ядовитые и несъедобные двойники шляпочных грибов. Правило сбора грибов. Шляпочные грибы родного края.

        Животные и их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, млекопитающие. Земноводные, пресмыкающиеся, их отличия. Особенности питания малышей млекопитающих животных. Особенности питания разных взрослых животных, в том числе и млекопитающих (хищники, растительноядные, всеядные). Как животные защищаются. Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей. Живой уголок. Бионика. Бережное отношение человек5а к природе. Животные родного края, названия. Их краткая характеристика на основе наблюдений.

Человек и общество

        Обмен письмами как один из источников получения информации. Общение со старшими и сверстниками как один из источников получения новых знаний.         

        Семья - самое близкое окружение человека. Взаимоотношения в семье (уважительное отношение к старшим). Семейные традиции (посильная помощь старшим, семейные праздники, совместные походы).

        Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы родословного дерева.

        Младший школьник. Школьный и классный коллективы, совместная учеба, совместный общественный труд и отдых, участие в спортивных мероприятиях, во внеурочной деятельности, в охране окружающей среды.

        Человек- член общества. Взаимосвязь человека с другими людьми. Уважение к чужому мнению. Значение труда в жизни человека и общества. Люди разных профессий. Профессии людей, создавших учебник.

        Родной край- частица России. Родной город (село): название и его связь с историей возникновения, с занятием людей, с названием реки, озера; основные достопримечательности.

        Наша Родина- Россия. Конституция России - основной закон страны. Важнейшие права граждан России - право на жизнь на образование, на охрану здоровья и медицинскую помощь, на свободный труд  и на отдых. Праздники в жизни общества: День Победы, День Конституции России, День Государственного флага.

        Государственные символы России (Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн), узаконенные Конституцией.

        Характеристика отдельных исторических событий, связанных с историей Москвы (основание Москвы, история Московского Кремля, достопримечательности Московского Кремля). Имена великих князей, связанных с историей возникновения и строительства Москвы: Юрий Долгорукий, Дмитрий Донской, Иван III (правнук Дмитрия Донского).

Правила безопасного поведения

        Режим дня школьника. Чередование труда и отдыха в режиме дня школьника. Составление режима дня школьника. Личная гигиена. Физическая культура. Игры на воздухе как условие сохранения и укрепление здоровья. Чистота - залог здоровья (чистые руки, кипяченная вода, проветривание помещения). Режим питания. Причины простудных заболеваний. Советы старших: правила предупреждения простудных заболеваний: правила поведения при простудных заболеваниях. Номера телефонов экстренной помощи.

        Правила безопасного поведения на улице (проезжая часть улицы, встреча с незнакомым человеком, оставление вещи, правила поведения при выгуле животных, при встрече с собаками). Правила дорожного движения. Правило перехода проезжей части улицы. Знаки дорожного движения, определяющие правила поведения пешехода. Переход железной дороги.

        Правила безопасного поведения в быту (лифт многоэтажного дома, незнакомый человек, оставление вещей). Основные правила поведения с водой, электричеством, газом.

Календарно - тематическое планирование уроков

                                                                                                                   

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения

Примечание

План

Факт

1

Письмо экологов школьникам

1

03.09

2

Мишины вопросы  Мир живой и неживой природы. (Экскурсия)

1

06.09

3

Советы старших.

1

10.09

4

Осенние работы на пришкольном участке. (Экскурсия)

1

13.09

5

Ищем ответы на вопросы  в учебнике.

1

17.09

6

Земля. Модель  Земли.

1

20.09

7

Почему на Земле день сменяется ночью?

1

24.09

8

Звезды и созвездия

1

27.09

9

Планеты.

1

01.10

10

Движение Земли вокруг Солнца.

1

04.10

11

Обобщение темы «Планеты и звезды».  Проверочный тест

1

08.10

12

Взаимосвязь живой и неживой природы. Работа над ошибками.

1

11.10

13

Условия жизни на планете Земля.

1

15.10

14

Свойства воздуха.

1

18.10

15

Кому и  для чего нужна вода?

1

22.10

16

Вода и её свойства.

1

25.10

17

Обобщение  по теме «Свойства воздуха и воды»

1

29.10

18

Условия, необходимые для развития растений

1

08.11

19

Корень, стебель, лист растения

1

12.11

20

 Питание растений

1

15.11

21

Обобщение темы «Солнце, воздух и вода» Проверочный тест

1

19.11

22

Работа над ошибками. Цветковые и хвойные растения.

1

22.11

23

Папоротники, мхи, водоросли.

1

26.11

24

Красная книга России. Правила поведения на природе.

1

29.11

25

Обобщение по теме «Разнообразие растений»

1

03.12

26

Для чего люди выращивают культурные растения?

1

06.12

27.

Какие части культурных растений  используют люди?

1

10.12

28.

Можно ли все огородные растения высаживать одновременно?

1

13.12

29

От чего зависит урожай зерновых?

1

17.12

30

Растения сада.

1

20.12

31

Сколько живут растения?

1

24.12

32.

Размножение растений своими частями.

1

10.01

33

Обобщение темы «Культурные растения. Продолжительность  жизни растений». Проверочный тест

1

14.01

34

 Работа над ошибками. Грибы. Можно вырастить грибы на кусочке хлеба?

1

17.01

35.

Ядовитые и несъедобные двойники шляпочных грибов.

1

21.01

36.

Как правильно собирать грибы?

1

24.01

37

Разнообразие животных.

1

28.01

38

Насекомые.

1

31.01

39

Рыбы.

1

04.02

40

Земноводные.

1

07.02

41

Пресмыкающиеся

1

11.02

42

Птицы

1

14.02

43

Звери

1

18.02

44

Как животные защищаются

1

21.02

45

Домашние животные.

1

25.02

46

Живой уголок

1

28.02

47

Значение диких животных.

1

04.03

48

Человек  в ответе не только за тех, кого приручил!

1

07.03

49

Заповедники  или заказники родного края. Обобщение по теме « Человек и животные».

1

11.03

50

Обобщение темы « Животные. Человек и животные» Проверочный тест

1

14.03

51

Работа над ошибками. Про тебя.

1

18.03

52

Что умеет человек?

1

01.04

53

Расти здоровым.

1

04.04

54

Питание и здоровье.

1

08.04

55

От кого зависит твой режим дня?

1

11.04

56

Обобщение по теме « Человек разумный – часть природы»

1

15.04

57

Чистота - залог здоровья.

1

18.04

58

Берегись простуды!

1

22.04

59

Твоя безопасность на улице.

1

22.04

уплотнение

60

Твоя безопасность дома.

1

25.04

61

Обобщение темы «Человек разумный часть природы. Как уберечь себя от беды» Проверочный тест.

1

29.04

62

Работа над ошибками. Имя города, села, посёлка.

1

02.05

63

История Московского Кремля.

1

06.05

уплотнение 09.05-празд.день

64

Экскурсия в город.

1

06.02

65

Общий дедушка.

1

13.05

66

День Победы.

1

16.05

67

День Конституции России.

1

20.05

68.

Обобщение. Экскурсия  по теме «В родном краю»

1

23.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Окружающий мир» для изучения предмета на базовом уровне 3 класс

Рабочая программа разработана применительно к учебной программе развивающего обучения Л. В. Занкова. (Сборник программ для начальной школы. Система Л. В. Занкова. Самара: Издательство «Учебная литерат...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ОКРУЖАЮЩИЙ МИР 1 КЛАСС, НАЧАЛЬНАЯ СТУПЕНЬ Срок реализации программы 2013-2014 учебный год

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы Дмитриевой Н.Я., Казакова А.Н. «Окружающий мир 1 класс», «Система Л.В.Занкова», Самара: Издательство «Учебная литература»: Издате...

Рабочая программа по предмету Окружающий мир для 4 класса составлена на основе авторской программы А.А Плешакова «Окружающий мир»

Рабочая программа по предмету Окружающий мир для 4 А класса составлена на основе авторской программы А.А Плешакова «Окружающий мир»...

Рабочая программа по предмету "Окружающий мир" 3 класс программа "Планета знаний"

Рабочая программа курса «Окружающий мир» для учащихся  третьего класса  Гридинской основной общеобразовательной школы составлена на основе Федерального государственного образовательного стан...

Рабочая программа по предмету "Окружающий мир" для 4 класса к учебнику А.А.Плешакова. УМК "Школа России". Автор программы Плешаков А.А.

Рабочая программа по предмету "Окружающий мир" для 4 класса составлена на основе авторской программы А.А.Плешакова "Окружающий мир. 1 - 4". Программа включает в себя пояснительную записку, общую харак...

Рабочая программа по предмету "Окружающий мир", "Школа России", учебник А.А. Плешаков "Окружающий мир" - 1 класс

Рабочая программа по окружающему миру разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Примерной образовательной программы начального общег...

Рабочая программа по предмету "Окружающий мир" 1-4 класс и календарно тематическое планирование с 1 по 4 класс УМК "Школа России"

Рабочая программа  по предмету "Окружающий мир" 1-4 класс и календарно тематическое планирование 1,2,3,4 класс  УМК "Школа России"...