Проект "Они должны жить!"
проект по окружающему миру (2 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_ptitsy.oni_dolzhny_zhit.docx | 41.2 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Улыбышевская основная общеобразовательная школа»
Проект по теме:
Они должны жить
Выполнили учащиеся 2 класса
Руководитель: учитель первой квалификационной категории
Мышова Татьяна Викторовна
2012 г
Содержание
- Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
- Актуальность. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4
- Проблема . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4
- Методический паспорт проекта. . . . . . . . . . . . . 5
- Содержание проекта. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
- Технологическая карта занятия. . . . . . . . . . . . . .7
Введение.
Всё что против природы, то и против разума, а что против разума, то нелепо, а потому должно быть отвергнуто.
Бенедикт Спиноза
Поверьте, животные и птицы заслуживают, чтобы о них больше писали и больше заботились».
К. Альменбаев
Актуальность.
В наше время леса Владимирской области переживают наиболее трудную полосу в своей истории. Трудно приходится не только природе, но и человеку. Поэтому надо сделать все, чтобы сохранить для будущих поколений ее природу, не дать умереть ремеслам, пришедшим из глубины веков, традициям нашего великого народа-труженика, жившего на этой земле на протяжении многих столетий, украшавшего, но не разрушавшего ее!
Проблема.
А что мы можем сделать, чтобы сохранить наших пернатых друзей?
Методический паспорт проекта.
Проект: «Они должны жить»
Предмет: Окружающий мир. 2 класс тема: « Будь природе другом»,
Тип проекта: краткосрочный (март 2012 г.), групповой, проект.
Участники проекта: группа учащихся 2 класса, учитель.
Проблема: природа в опасности, человек безжалостно уничтожает леса, а значит уничтожает птичьи дома, ведь для пернатых лес- это дом.
Цель: формирование образовательных компетенций учащихся 2 класса по предмету «Окружающий мир» по теме « Будь природе другом», через их включение в коллективный, групповой, проект по теме: «Они должны жить».
Задачи проекта:
Учебные задачи, направленные на формирование личностных результатов обучения:
а) формирование чувства гордости за свою Родину, её природные богатства, разнообразие птичьего мира;
б) формирование уважительного отношения к иному мнению;
в) воспитание лучших качеств личности: чуткости, сопереживания, доброжелательности, трудолюбия, целеустремлённости, терпения, эмоционально-нравственной отзывчивости.
г) активизация познавательной активности школьников, повышение уровня учебной мотивации, развитие творческих способностей каждого ученика.
д) создание наиболее благоприятных условий для сохранения физического и психического здоровья детей.
Учебные задачи, направленные на формирование метапредметных результатов обучения ( УУД ):
а) формирование умения принимать и сохранять учебные задачи;
б) формирование умения планировать, контролировать и оценивать свой проект;
в) формирование умения работать с информацией: собирать, анализировать, синтезировать и предъявлять;
г) формирование умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать своё мнение, выстраивать речевые конструкции,
д) развитие умений работать в статичных парах в режиме интерактивного обучения, делегировать полномочия, распределять роли.
Планируемый результат:
1. Повысить уровень сформированности УУД через включение учащихся в проектную деятельность.
- Повышение самооценки, уровня познавательной активности и школьной мотивации детей в процессе исследовательской деятельности.
- Вовлечение детей с разными способностями и с разным уровнем интеллекта в исследовательскую деятельность.
- Закрепление и обобщение знаний по теме «».
Оборудование (создание информационной, подготовительной предметно-развивающей среды)
- Мультимедийный проектор, презентация слайдов по теме.
- Для каждой группы - инструкционные карты, информационные листы, таблички с названиями групп, листы самооценки, заготовки для оценивания эмоциональной оценки проекта;
- Для научной группы – листы с научным материалом про птиц, папки для выступления, бумага, карандаши, клей.
- Для творческой группы – мозайка из птиц, клей, сведения про птиц, бумага, карандаши, фломастеры
- Для экологической группы – заготовки под знаки, бумага, цветные карандаши, клей, фломастеры
Содержание проекта
Этап проекта | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Коммуникативные УУД | Личностные УУД | Регулятивные УУД | Познавательные УУД |
Уроки окружающего мира. Выход на тему, цель, учебные задачи в сотворчестве учителя и учащихся | Совместно с учащимися формулирование проблемы, темы, цели и задач проекта.
| В сотворчестве с учителем принятие темы, цели и задач проекта. Разработка критериев оценки результатов проекта: понимание учебной задачи, умение отбирать систематизировать информацию. Сбор информации: работа в школьной и сельской библиотеках, использование информации в Интернете. Выполнение рисунков на тему «Птицы» | Формирование умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать своё мнение, выстраивать речевые конструкции. Умение взаимодействовать со взрослым и со сверстниками в учебной деятельности. | Формирование чувства гордости за свою Родину, её природные богатства, разнообразие птичьего мира, развитие познавательных интересов, учебных мотивов. | Способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности. Способность разрабатывать план действий, зафиксировать его в модели и проводить проект в соответствии с планом. | Формулирование проблемы, обнаруживая своё «незнание» темы или способов действия. |
Организация работы групп: взаимодействие с учащимися в исследова тельском проекте | Деление учащихся на группы: -научная -творческая -экологическая. Организация работы групп Подготовка информационных листов для каждой группы. | Организация чёткой, продуктивной работы в группе, умение договариваться, распределять роли. Знакомство с информационными листами. Отбор информации с опорой на жизненный опыт, генерация собственных идей. | Формирование умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать своё мнение, выстраивать речевые конструкции, доказывать свою позицию, готовить совместное выступление. | Формирование лучших качеств личности: чуткости, сопереживания, доброты, трудолюбия, целеустремлённости, терпения | Распределение ролей и действия учащихся в соответствии с ролью. | Осознание учебной задачи и поиск путей её решения. Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера |
Реализация проектов | Подготовка предметной среды для каждой группы. Позиция консультанта – фасилитатора | Работа по инструкционной карте. Распределение ролей в группе, составление плана работы, выполнение проекта. самоконтроль и взаимоконтроль в листе «Самоконтроля», коррекция результатов. | Развитие умений работать в статичных группах, делегировать полномочия, распределять роли владение монологической и диалогической формами речи | Самоопределение значимости природы в жизни человека. Знание основных моральных норм при совместной работе: справедливого распределения ролей, взаимопомощи, правдивости, честности, ответственности, доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается, терпеливое, доброжелательное отношение к младшим. | Умение действовать по плану и планировать свою деятельность, умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками; умение взаимодействовать со взрослым и со сверстниками в учебной деятельности, готовность к преодолению трудностей , формирование установки на поиск способов разрешения учебных задач. | Поиск и выделение информации; анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных) Анализ и синтез информации. Структурирование знаний, обобщение, построение логической цепи рассуждения, умение доказывать. |
Презентация | Помощь в организации презентации. | Презентуют проекты в выбранной форме. Дают самооценку своей работе, в соответствии с разработанными критериями. | Формирование умения ясно и чётко излагать своё мнение, выстраивать речевые конструкции, владение монологической и диалогической формами речи | Формирование адекватной, позитивной, осознанной оценки самооценки и самопринятия, доброжелательного отношения к выступлениям товарищей. | Умение адекватно воспринимать оценки. Умение конструктивно критиковать. | Построение логической цепи рассуждений. |
Подведение итогов проекта | Организует подведение итогов проекта в академическом и личностном плане с помощью «Листка самооценки», в эмоциональном плане с помощью «Полянки настроения» | Оценивают результат своего участия в проекте с помощью «Листка самооценки» и в эмоциональном плане с помощью «Полянки настроения» | Умение подвести итог своей деятельности, высказать своё мнение о результатах проекта. | Осознание этнической принадлежности и культурной идентичности на основе осознания «Я» как гражданина России. | Умение контролировать процесс и результаты своей деятельности. | Рефлексия, контроль и оценка, обобщение, |
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА занятия
Мышова Татьяна Викторовна,
МОУ «Улыбышевская ООШ»
Проект 2 класса
Окружающий мир. 2 класс тема: « Будь природе другом»»,
УМК «Школа России»
Дата 28.03.2012
Тема урока: Презентация проекта «Они должны жить».
Место и роль урока в изучаемой теме: Итоговый урок - презентация проекта по теме « Будь природе другом» 2 кл;
Цель: формирование образовательных компетенций учащихся 2 класса по предмету окружающий мир,через их включение в коллективный, групповой, проект по теме: « Будь природе другом», воспитание экологической культуры.
Задачи
Учебные задачи, направленные на формирование личностных результатов обучения:
а) формирование чувства гордости за свою Родину, её природные богатства, разнообразие птичьего мира.
б) формирование уважительного отношения к иному мнению;
в) воспитание лучших качеств личности: чуткости, сопереживания, доброты, трудолюбия, целеустремлённости, терпения.
г) активизация познавательной активности школьников, повышение уровня учебной мотивации, развитие творческих способностей каждого ученика.
д) создание наиболее благоприятных условий для сохранения физического и психического здоровья детей.
Учебные задачи, направленные на формирование метапредметных результатов обучения ( УУД ):
а) формирование умения принимать и сохранять учебные задачи;
б) формирование умения планировать, контролировать и оценивать свой проект;
в) формирование умения работать с информацией: собирать, анализировать, синтезировать и предъявлять;
г) формирование умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать своё мнение, выстраивать речевые конструкции,
д) развитие умений работать в статичных парах, делегировать полномочия, распределять роли.
Этапы урока | Цель | Содержание учебного материала | Методы и приёмы работы | УУД | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Организаци- онный. | Настрой учащихся на работу. | Выход на тему, цель, учебные задачи в сотворчестве учителя и учащихся | Беседа, диалог. Использование слайдов мультимедийной презентации, опорных схем «Этапы проекта» | 1.Личностные: самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическое оценивание, формирование чувства гордости за свою Родину, её природные богатства, разнообразие птичьего мира. 2. Регулятивные: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция 3. Познавательные: формулирование проблемы и поиск путей её решения., выделение и формулирование познавательной цели, поиск информации, моделирование схемы, структурирование знаний, построение речевого высказывания в устной и письменной форме, выбор эффективного способа решения задач, анализ и синтез, обобщение, построение логической цепи рассуждения, доказательство. рефлексия, контроль и оценка результатов работы. 4.Коммуникативные: планирование сотрудничества с учителями и сверстниками, постановка вопросов, умение выражать свои мысли, владение монологом и диалогом. | Мотивация, выявление уровня готовности. | Отражение настроя на работу. |
2. Актуализация знаний и постановка проблемы. Постановка цели урока. | 1.Актуализировать и зафиксировать знания по проекту и способы действий для лучшей их презентации. 2.Подвести обучающихся к постановке цели и задач урока. | Формулирование цели и учебных задач в сотворчестве учителя и учащихся. Работа по опорным схемам «Этапы проекта», «Цели проекта» | Проблемный диалог. Использование слайдов мультимедийной презентации, опорных схем «Этапы проекта», «Цели проекта» | Акцентирование проблемы. Совместно с учащимися формулирование темы, цели и задач проекта. | 1.Вспомнить этапы проекта, проделанную ранее работу по подготовке к уроку. 2. Сформулировать проблему и пути её решения. 3.Сформулировать цель и задачи урока. | |
3. Организация работы групп. Подготовка презентаций. | 1.Научиться понимать учебную задачу, обрабатывать накопленную информацию. 2. Научиться плодотворной работе в группе. 3. Научиться самоконтролю и взаимоконтролю, коррекции результатов работы. | Робота групп: 1. Научная, 2.Творческая, 3.Экологическая Знакомство с информационными листами. Отбор информации с опорой на жизненный опыт, генерация собственных идей. | Самостоятельная работа в группах | Подготовка информационных листов и предметной среды для каждой группы. Сопровождение работы групп. Позиция консультанта – фасилитатора | 1.Обобщить собранный материал по птицам. 2. Работать по инструкционной карте: Научная группа 1.Отобрать интересный материал и рассказать кратко. 2.Создать презентацию в определённом виде. Творческая группа 1.Собрать мозайку из птиц, подписать названия и рассказать, что им известно проданных птиц. Экологическая группа 1Придумать запрещающие знаки поведения в природе и нарисовать их. 2Сформулировать правила поведения в природе и вписать их в таблицу. Распределение ролей в группе, составление плана работы, выполнение проекта, самоконтроль и взаимоконтроль в листе «Самоконтроля».коррек ция результатов. 3.Подготовка к выступлению. | |
4.Презентация проекта. Выступления творческих групп. | 1.Организовать понимание новых знаний о птицах. 2.Структурно оформить и проговорить новые знания во внешней речи 3.Включение новых знаний в систему знаний о родной природе. 4.Учить детей публично выступать и слушать. | Выступления групп: 1. Научная, 2.Творческая, 3.Экологическая. | Выступления групп. | Создать условия для успешной презентации. | Публичные выступления групп. Презентуют проекты в выбранной форме. Дают самооценку своей работе, в соответствии с разработанными критериями. Взаимооценивание. | |
5.Подведение итогов. Рефлексия. | 1. Провести с обучающимися анализ своей деятельности в проекте. 2.Зафиксировать направления будущей деятельности. 3. Оценка результатов проекта и участия каждого ученика в проекте (по листу «Самооценки) 4. Эмоциональное оценивание работы в проекте с помощью «Полянки настроения» | Беседа по результатам проведённой работы. Подведение к выводам по проекту: 1.Узнали больше о крылатых друзьях 2. Узнали больше названий птиц и примет, связанных с ними. 3. Выяснили, зачем надо любить и беречь природу. | Фронтальное обсуждение. Беседа. Использование слайдов мультимедийной презентации, опорных схем «Этапы проекта», «Цели проекта» | Подведение к выводам по проекту. Помощь в оценивании результатов. | Оценивают результат своего участия в проекте с помощью «Листка самооценки», где учащиеся должны оценить умения, полученные в проекте и в тестовой форме отметить результаты работы. Оценивание проекта в эмоциональном плане с помощью «Дерева настроения»- на плакате, посвящённом птицам, нарисовано дерево, куда дети прикрепляют фигурки птиц и тучки.: Птица на дереве-«очень понравилось моё участие в проекте» Птица под деревом- «понравилось, но есть замечания» Тучка- «не понравилось» |
Все наглядные материалы и мультимедийная презентация, а также материалы для работы творческих групп находятся в ПРИЛОЖЕНИИ.
Заключение.
Работа над проектом «Они должны жить» вызвала у детей активный интерес к жизни птиц, предоставила учащимся возможность глубже познакомиться с миром пернатых, узнать условия и места их гнездования, распознать тайну происхождения их названий, открыть массу старинных примет, связанных с птицами, способствовала установлению более близких и теплых отношений между детьми, стимулировала творческую активность учащихся, поддержала веру в свои собственные силы и способности, развивала коммуникативные навыки у детей. А, самое главное, эта работа способствовала осознанию значимости роли природы, птиц, в жизни каждого ребенка и собственной значимости ребенка в жизни природы.
Этап 1.
Как всё начиналось?
--Постановка цели.
Этап 2.
Работа над проектом:
-сбор материала,
- обработка материала,
--создание презентаций.
Этап 3.
Презентация.
Инструкционная карта для научной группы:
- Изучите таблицу №1 . Распределите роли в группе.
Роли в группе | Имена | |
1. | Научный сотрудник №1 | |
2. | Научный сотрудник №2 | |
3. | Научный сотрудник №3 | |
4. | Научный сотрудник №4 |
- Работа с информацией.
а)выберите из научной статьи самый важный материал
б) прочитайте и расскажите о прочитанном вашим товарищам
в) подумайте, почему так остро стоит вопрос охраны птиц?
г) сделайте вывод.
3. Приготовьте отчёт о работе своей группы
Листок самооценки научной группы
Умения | Результат |
Мы научились принимать и сохранять учебную задачу | |
Мы научились планировать контролировать и оценивать свою деятельность | |
Мы научились анализировать, обобщать, работать с информацией, сравнивать
| |
Мы научились слушать и слышать товарищей | |
Мы гордимся природными богатствами своей Родины | |
Мы научились работать в группе | |
Мы приобрели простейшие навыки исследовательской деятельности | |
Результат работы: | |
1.Мы узнали много интересного о жизни птиц | ДА НЕТ |
2.Стрекоза- это птица, так как у неё есть крылья. | ДА НЕТ |
Инструкционная карта для творческой группы:
- Изучите таблицу №1 . Распределите роли в группе.
Роли в группе | Имена | |
1. | Научный сотрудник №1 | |
2. | Научный сотрудник №2 | |
3. | Научный сотрудник №3 | |
4. | Научный сотрудник №4 |
- Работа с информацией.
А) соберите мозайку (фотографии птиц)
б) подберите научную информацию к этим птицам и расскажите участникам проекта
в) подумайте, почему так остро стоит вопрос охраны птиц?
г) сделайте вывод.
3. Приготовьте отчёт о работе своей группы
Листок самооценки творческой группы
Умения | Результат |
Мы научились принимать и сохранять учебную задачу | |
Мы научились планировать контролировать и оценивать свою деятельность | |
Мы научились анализировать, обобщать, работать с информацией, сравнивать
| |
Мы научились слушать и слышать товарищей | |
Мы гордимся природными богатствами своей Родины | |
Мы научились работать в группе | |
Мы приобрели простейшие навыки исследовательской деятельности | |
Результат работы: | |
1.Мы узнали много новых птиц | ДА НЕТ |
2.Воробей всегда селится вблизи от жилища человека | ДА НЕТ |
Инструкционная карта для экологической группы:
- Изучите таблицу №1 . Распределите роли в группе.
Роли в группе | Имена | |
1. | Научный сотрудник №1 | |
2. | Научный сотрудник №2 | |
3. | Научный сотрудник №3 | |
4. | Научный сотрудник №4 |
- Работа с информацией.
а) составьте правила поведения человека в природе.
б) придумайте и нарисуйте запрещающие знаки поведения в природе.
в) подумайте, почему так остро стоит вопрос охраны птиц?
г) сделайте вывод.
3. Приготовьте отчёт о работе своей группы
Листок самооценки экологической группы
Умения | Результат | |||
Мы научились принимать и сохранять учебную задачу | ||||
Мы научились планировать контролировать и оценивать свою деятельность | ||||
Мы научились анализировать, обобщать, работать с информацией, сравнивать
| ||||
Мы научились слушать и слышать товарищей | ||||
Мы гордимся природными богатствами своей Родины | ||||
Мы научились работать в группе | ||||
Мы приобрели простейшие навыки исследовательской деятельности | ||||
Результат работы: | ||||
1.В лесу надо громко петь или слушать громкую музыку- птицам будет веселее. | ДА НЕТ | |||
2.Птицы не нуждаются в охране - они живут высоко и им ничего не страшно. | ДА НЕТ | |||
Правила поведения человека в лесу | ||||
Нельзя!!! | ||||
1. | ||||
2. | ||||
3. | ||||
4. | ||||
5. | ||||
6. | ||||
7. | ||||
8. | ||||
9. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Беседа Они должны жить" 3 класс
Материал посвящен охране и бережному отношению к исчезающим видам животных и растений...
статья "Дети должны жить в семье"
статья...
"Они должны жить"
Материал посвящен бережному отношениюк живой природе....
Они должны жить.
Окружающий мир.4 класс...
"Они должны жить. Путешествие по Красной книге" Классный час.
Классный час по теме «Красная книга» по своей сути, является получением новых знаний. Данная методическая разработка предлагает воспитателю (учителю) организовать изучение этой темы в соответствии с к...
Творческий отчёт " Дети должны жить в мире красоты"
Творческий отчёт...
Они должны жить!
Данная презентацмя поможет сделать урок кубановедения более ярким и , конечно же, наглядным....