Окружающий мир (О.Т.Поглазова). 2 класс.Разнообразие облаков (Небесные странники).
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Ильинова Юлия Николаевна

Данный урок позволяет осуществить деятельностный подход. Побуждает обущающихся выдвигать гипотезы, ставить учебные задачи, отвечать на поставленные вопросы, то есть проводить исследование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Облака20.81 КБ

Предварительный просмотр:

 Разнообразие облаков (Небесные странники)

 Основные задачи урока:

формировать представление об облаках как явлении, наблюдаемом на дневном небе, о разнообразии облаков (о кучевых, слоистых, перистых); развивать интерес к изучению природных явлений; продолжить формировать умение моделировать предметы и явления окружающего мира, умение работать в паре.

Оборудование урока: картинки с изображением разных видов облаков; складные модели кучевого, перистого облаков и грозовой тучи; листы плотной бумаги белого и синего цвета, вата, клей (на каждую пару учеников).

Ход урока.

  1. В начале урока выполняется работа № 4( 1-3) (из тетради «Тестовые задания»). Взаимопроверка.
  2. Чтобы ученики догадались, какое из явлений они будут изучать сегодня на уроке, можно предложить им отгадать загадку:

Без крыльев летят,

Без ног спешат,

 Без паруса плывут. (Облака)

  1.  Далее актуализируем наблюдения учащихся, которые помогут мотивировать постановку познавательных задач. Вопросы для беседы приведены в рамке (учебник, с. 96).

- Наблюдал ли ты за облаками?

- Какой формы они бывают?

- Как быстро она меняется?

- Приходилось ли тебе попадать в туман?

- Что ты можешь рассказать об этом явлении?

 На иллюстрациях изображены разные облака. Узнать, как они называются, из чего состоят, и будет познавательной задачей этого урока. Отвечая на вопросы, ученики вспомнят, что форма облаков

 меняется тем быстрее, чем сильнее несущий облака ветер, во время бури по небу могут нестись рваные клочья облаков, непрерывно

меняющие свою форму. Говоря о цвете облаков и туч, ученики сначала назовут два цвета: белый и чёрный (точнее – серый). Предложите им вспомнить,

- Какого цвета бывают облака ранним утром, вечером?   От чего это зависит?

Ученики вспомнят, в какие цвета может окрашивать облака солнечные лучи на восходе и на закате Солнца.

4.

- Итак, мы сегодня учёные, которые изучают облака.

- Как вы думаете, какие познавательные задачи нам надо поставить перед собой?

Выслушав предложения учащихся, обобщаем их.

 – Что такое облака, из чего они состоят?

 – Как называются разные по форме облака?

– Как образуются облака?

Обращаем внимание учеников, что познавательные задачи они поставили после того, как провели некоторые наблюдения в природе. Предложите им выбрать наиболее простой из вопросов (как называются разные облака).

-Где будем искать ответ? (В учебнике.)

5. Читая текст (с. 96) или слушая учителя, ученики знакомятся с разновидностями облаков (перистые, кучевые, слоистые; грозовые тучи), узнают, что разные облака существуют на разных высотах, учатся узнавать их по внешнему виду.

6. Далее ученики получают важное знание о том, из чего состоят облака (с. 97, задание 2) и как в облаке при слиянии капелек воды или кристалликов льда образуется дождь или снег. Далее предлагаем ученикам ответить на вопросы после текста, высказать свои предположения, что находится в кучевых, слоистых, перистых облаках, в грозовой туче.

Для демонстрации обучающимся предлагаются такие модели: складывается бумага вдвое и вырезаются кучевое, перистое, слоистое облака и туча. Внутри рисуем капельки воды (они будут скрыты от взоров детей), разные по размеру. Самые маленькие капельки рисуем в кучевом облаке, побольше - в слоистом облаке, большие - в туче. В перистом облаке рисуем кристаллики льда. Слоистые облака немного подкрашиваем серым цветом, тучу делаем тёмной. На доске выше всех крепятся перистые облака, ниже кучевые, ещё ниже слоистые и туча. Внутренняя часть скрыта. После высказывания учениками гипотез, раскрываем внутреннюю часть моделей облаков (по одной).

6. Для закрепления введённых понятий, можно выполнить в рабочей тетради задания № 9, 10 (с. 34). Отвечая на вопрос, можно ли потрогать облако рукой или пройти сквозь него, ученики, конечно, представят себе лётчиков, парашютистов, альпинистов, героев сказки, летящих на ковре-самолёте. Вряд ли кто-либо из учеников скажет, что сам общался с облаком. Удивите их утверждением, что каждый из них уже много раз и трогал руками, и проходил сквозь его родного братца. Что это за братец, ученики узнают, отгадав загадку:

 Летним утром спозаранку

 Выплывает на полянку,

Расстилает белый пух,

 Хоть без ног он и без рук. (Туман)

Объясните, что и туман, и облако состоят из маленьких капелек воды, а отличаются они тем, что облако образуется высоко в небе, а туман у поверхности земли.

 Далее можно выполнить тест № 6 и остальные задания из работы № 4 в тестовой тетради.

Чтобы ученики запомнили названия облаков, предлагаем им сделать их модели и разместить разные облака на доске (соответственно на разной высоте). Модели можно сделать из ваты и приклеитьих на небо (синюю бумагу). Чтобы ученики не стали делать только кучевые облака, распределите виды облаков по рядам: один ряд моделирует кучевые облака, другой – перистые, третий – слоистые.

Домашнее задание: задания в рабочей тетради (с. 35, задания 11, 12).

Дополнительный материал

Стихотворения

 ***

Облака, облака,

Пышные, белые,

Расскажите, облака,

Из чего вас сделали.

Может, вас, облака,

Делали из молока?

Может быть, из мела?

Может быть, из ваты?

Может быть, из белой

Из бумаги мятой?

«Никогда! Никогда!

 – Отвечали облака.

 – Никогда не делали нас из молока.

Никогда из мела,

Никогда из ваты,

Никогда из белой из бумаги мятой.

Мы – дождевые,

Мы – снеговые,

 Если летом мы плывём,

Мы с собой грозу несём,

Если мы плывём зимою,

Мы пургу несём с собою. Вот такие мы!»

И. Мазнин

***

Облака опять поставили

 Паруса свои,

В зыбь небес свой бег направили

Белые ладьи.

Тихо, плавно, без усилия

В даль, без берегов

 Вышла дружная флотилия

Сказочных пловцов.

В. Брюсов

 ***

 Кто позволил в облака

 Вылить столько молока?

Облака плывут по небу,

Не спускаются пока.

 Я смотрю на небо долго

И слежу издалека,

Чтоб спустились облака,

Где молочная река,

И пошёл молочный дождик,

Наполняя берега.

Н. Жуков

Туча

Туча по небу плыла

Вёдра полные несла.

Туча брякнула ведром

 - Прокатился в небе гром.

 И над лесом, и над кручей

Повстречалась туча с тучей.

Засверкали злые молнии!

Расплескались вёдра полные!

Туча с тучею ругаются,

Вёдра по небу катаются.

В небе коромысло

– Радуга повисла.

 Г. Сапгир


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира во 2 классе "Небесные странники"

Урок окружающего мира с презентацией по теме "Облака.Виды облаков" с использованием технологий развития критического мышления разработан к учебнику Поглазовой О.Т. УМК "Гармония" 2 класс....

Объекты природы: Небесные странники (облака), 2 класс, УМК "Гармония" (Поглазова)

Презентация выполнена к уроку окружающего мира во 2 классе по теме "Небесные странники" , УМК "Гармония" (Поглазова)...

урок окружающего мира по теме "Небесные странники".УМК "Гармония" 2 класс

На уроке происходит знакомство с разнообразием форм и цвета облаков; формируются образные представления о кучевых, перистых и слоистых облаках....

Урок окружающего мира + презентация для 3 класса "Разнообразие растений на Земле. УМК "Школа России".

Урок изучения нового материала занкомит учащихся с основными группами растений и особенностями каждой группы....

Урок окружающего мира в 3-м классе "Разнообразие животных".

Тип урока: усвоение нового материалаКласс: 3УМК:"Планета знаний" .Учебник: "Окружающий мир" 3 класспод ред. Г. Г. Ивченковой, И. В. Потапова.Урок из раздела: "О царстве живой природы"Цель урока:·...