Открытый урок по географии в 5 классе по ФГОС
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему
Открытый урок по географии в 5 классе по ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnol._krata_uroka.doc | 192.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока географии в 5 классе УМК «Полярная звезда»
Предмет: география Класс: 5 Тема урока: Рельеф Земли. Равнины.
№ урока по теме: «Литосфера – твёрдая оболочка Земли» - №5
Тип урока: урок «Открытие новых знаний»
Цель урока: формирование общего представления о рельефе как результате взаимодействия внутренних и внешних процессов, происходящих на Земле; изучение особенностей равнинного рельефа
Задачи урока: Планируемые результаты:
- предметные для учителя:
- сформировать представления о рельефе как о постоянно меняющемся компоненте природы;
- формировать знания об основных формах рельефа и распознавать их на карте;
- сформировать понятие «равнина», дать представление об изменении равнин во времени;
- формировать основные навыки и умения работы с физическими картами и атласом.
Предметные для обучающихся:
- представлять рельеф как о постоянно меняющемся компоненте природы;
- знать основные формы рельефа и распознавать их на карте;
- сформулировать понятие «равнина», дать представление об изменении равнин во времени;
- выявить отличия равнин по характеру поверхности, высоте, способу образования
- создавать образ равнин с помощью различных средств наглядности;
- работать с физическими картами и атласом.
2. Метапредметные: - • уметь организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;
• развивать логическое мышление: владеть смысловым чтением, уметь вести самостоятельный поиск, анализировать, отбирать информацию, излагать свои суждения
• уметь взаимодействовать с людьми, работать в коллективе , представлять себя;
• уметь ориентироваться в окружающем мире, принимать решения.
3. Личностные – овладение определённой системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.
использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений, эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования; - раскрыть значение равнин для жизни и хозяйственной деятельности человека; проследить изменения равнин под воздействием человека;
Психологическая цель урока:
- создание доброжелательной атмосферы на уроке, взаимного контакта в сотрудничестве между учителем и обучающимися,
Работа с учебником: составление схем ; работа с рубрикой «Запомните»; работа с текстом и картами учебника, атласом
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая
Методы обучения: проблемно-диалоговый, наглядно-иллюстративный, работа с учебником, частично-поисковый, составление схем, моделирование
Оборудование: карта полушарий, физическая карта России, атласы, картины гор и равнин, слайды с изображением равнин и гор , макет равнины, учебник, проектор, компьютер, презентация, интерактивная доска
Познавательные УУД
1. Анализировать, сравнивать и обобщать факты. Выявлять причины.
2. Вычитывать все уровни текстовой информации.
3. Преобразовывать информацию из одного вида в другой. Составлять план и схемы
4. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.
5. Строить логические рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи.
Регулятивные УУД
1. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.
2. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
3. Сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
4. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Коммуникативные УУД
1. Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждать их фактами.
2. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
3. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты.
№ п/п | Дидактическая структура урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
1. | Организационный этап Проверка Д/З | Приветствие ребят, проверяет готовность обучающихся к уроку: всем ли комфортно, готовность рабочего места, создаёт ситуацию успеха Здравствуйте, ребята! Тихо садитесь, посмотрите друг на друга, улыбнитесь. «Заряд бодрости».Закройте глаза, ни о чем не думайте, чуть-чуть опустите голову. Теперь с закрытыми глазами вы представляете, что ваша голова становится легкой, свободной, что вы способны легко усваивать новое. Вы открываете глаза и с новыми силами принимаетесь за работу. Проверим домашнее задание. Выполним тест. Кто работает на компьютере открывает Контроль. Проверяем.( Если 1 ошибка -4, 2 ошибки-3, 3 и более -2) (Дети выполняют тест) | Приветствие учителя. Настрой на доброжелательное отношение друг к другу и учителю. |
2. | Определение проблемы урока | Прочитайте высказывания мальчика и его учителя: Мальчик: Наша Земля имеет ровную поверхность «Равнина, равнина Ни яра, ни пади, Равнина на Север,Равнина на Юг. Как будто гористую землю разгладил Какой -то гигантский утюг. Учитель: Наша планета имеет неровную поверхность Вокруг Земли крутые горы С высот небес глядят на насИ равнинные просторы Завораживают глаз. | Включение всех в деловой ритм. Чтение двух высказываний, предложенных учителем |
3. | Побуждающий диалоги | Что вас удивило? : Правы ли они в своих суждениях? Предложи свои доводы. | Обсуждение высказываний |
4 | Подводящий диалог: | Обратимся к высказываниям ученика и учителя Почему мальчик считает, что поверхность Земли ровная? Может быть мальчик прав? Что считает учитель? Какой возникает вопрос? ПРОБЛЕМА Как устроена поверхность Земли? Что относится к неровностям?( овраги, горы, равнины…) Как одним словом это назвать? | Возможно, он живет на равнине. Не знает карту. На большей части Земли рельеф ровный. Поверхность Земли неровная.
|
5. | Вспоминаем то , что знаем Формулирование темы урока | Сформулируем тему урока. «Рельеф Земли» О какой форме рельефа мы будем сегодня говорить вы узнаете, отгадав загадку Посмотри, какая даль Без конца и края, Речка тихая журчит, В камышах вздыхая. Ширь полей, размах степей – Знакомая картина. Только нет тебя милей, Прекрасная …(равнина) Итак, тема нашего урока « Рельеф Земли . Равнины.»( запишите)
| Понятие Рельеф – совокупность форм твердой поверхности Земли Обсуждение темы урока. Чтение учебника. Обсуждение. Запись темы в тетрадь. Отвечают на вопросы учителя. |
6. | Формулирование плана-версий | Как вы думаете, на какие вопросы нам нужно сегодня ответить?
| Приходят к выводу , что чего-то ещё не знаем . Не можем ответить на этот вопрос, не хватает знаний. Могут помочь уже имеющиеся знания, а также информация в учебнике, на карте, самостоятельный поиск информации. Определяют цель и задачи урока Цель: узнать больше о рельефе Земли Задачи: знать основные формы рельефа и распознавать их на карте; сформулировать новые понятия; отличать формы рельефа друг от друга; работать с картами атласа и учебником |
САМООЦЕНКА. ребята, были ли у вас трудности при выполнении этой работы, использовали ли вы подсказки: учебник, подсказку соседа, учителя или справились самостоятельно? | Заполнение таблицы «Самооценка»- 1 этап: активность и правильность | ||
7 | Решение проблемы.«Открытие новых знаний»
1. | Работа в 3 группах: 1 группа: моделирование: Я предлагаю вам взять чистые листы бумаги, пластилин. Изобразите с их помощью поверхность Земли Анализ карты полушарий: Две группы путешествуют по карте. Вы любите путешествовать? Я предлагаю совершить путешествие по карте. 2 группа: Совершите полёт вокруг Земли. Какие цвета Земли вы увидите и что они означают? Сделайте вывод о поверхности Земли 3 группа: Возможно ли движение самолёта вокруг Земли на высоте 1000 м по параллели 30° с.ш.? Для ответа на вопрос воспользуйтесь картой полушарий. Ответ поясните Что же такое рельеф Земли? А теперь сравним с понятием в учебнике. Учебник стр. 80 «Рельеф Земли» Запишите определение в рабочий лист | 1 группа: вывод: Из листка чистой бумаги создают макет земной поверхности ( предполагается: один рисует на листе, другой смял лист бумаги в комок и расправил, третий лепит из пластилина) и обсуждают, что получилось. Вывод: поверхность Земли неровная и разнообразная 2 группа: вывод: поверхность Земли имеет неровную поверхность 3 группа: Выводы: нельзя, т.к. на пути встретятся не только равнины, но и горы высотой свыше 5 000м (определили по шкале высот) Значит рельеф Земли разнообразный, неровный |
САМООЦЕНКА. ребята, были ли у вас трудности при выполнении этой работы, использовали ли вы подсказки: учебник, подсказку соседа, учителя или справились самостоятельно? | Заполнение таблицы «Самооценка»- 2 этап: активность и правильность выполнения |
2. | Ребята, прошли миллионы лет с момента образования нашей планеты, рельеф мог бы выровняться под воздействием различных факторов. Но мы доказали, что существует много неровностей. Подумайте , какие силы Земли могли создать таких исполинов? Какие факторы на это влияют? Что является строителем? Прочитайте отрывок и скажите о каких факторах идёт речь? О каких «разрушительных силах» идет речь? . « Задача разрушительных сил- полное уничтожение гор. Снести эти зубчатые гребни, острые вершины , крутые утесы, стереть с лица Земли, выровнять до основания_ вот к чему стремятся эти силы, И рано или поздно, в зависимости от высоты гор и твердости горных пород, разрушители выполняют свою задачу, и красивые горы исчезают с лица Земли. Но пока над равниной возвышается хоть один холм, торчит хоть один камень- они не могут успокоится, прекратить свою работу»- писал В.А. Обручев , геолог и писатель. (процессы выветривания. Солнце, ветер, вода ,растения) Если затрудняются ответить, подсказка. Учитель; «С умом ли, Капля, ты? Меня пробить взялась! Меня, гранитную! Ты .право, стоишь смеха». Но Капля молча все кап, кап… и пробралась.- Настойчивость -залог успеха. Как этот процесс называется? Найдите в учебнике с 80. Понятие выветривание (учебник стр. 80) запищите Что относится к внешним и внутренним факторам? Что происходит под воздействием внешних факторов? (равнины) Внутренних факторов? (горы) Составляем схему ( из конверта №2) для этого используем текст учебник на с. 80 , и рис 54 в учебнике или в эл .приложении | Внешние факторы - выравнивают неровности земной поверхности Ветер Текучая вода Солнце Организмы Человек Внутренние факторы - создают неровности земной поверхности Землетрясения Вулканизация Вывод: Рельеф является результатом взаимодействия внутренних и внешних сил Земли. Внутренние силы созидают горы на подвижных участках земной поверхности. Внешние факторы разрушают горы. | ||
3 | Проанализировать Схемы образования равнин Анализ схемы учебника рис 54 стр. 80 и предложенной учителем схемы | При действии внутренних факторов образуются горы, проходят миллионы лет горы, под воздействием внешних факторов: вода, температуры, ветер, живые организмы, разрушаются. Этот горный участок постепенно выравнивается, становится устойчивым и образуется равнина. Вывод: Горы образуются на поднимающихся подвижных участках земной коры, а равнины – на устойчивых. В образовании гор наиболее активны внутренние силы, а в образовании равнин – внешние. |
САМООЦЕНКА. ребята, были ли у вас трудности при выполнении этой работы, использовали ли вы подсказки: учебник, подсказку соседа, учителя или справились самостоятельно? | Заполнение таблицы «Самооценка»- 3 этап: активность и правильность выполнения | |||
4. | Что бы продолжить обсуждение, я предлагаю посмотреть фотографии (Рабочий стол док. Фото- откройте) Задание: Объедините фотографии в две группы и объясните, почему вы так сделали. 1.Что изображено на них? 2. Что общего между ними? 3. А по каким признакам мы можем сказать, что это горы, а это равнины? 4. Так что же такое равнина? | Ответы учеников после просмотра слайдов: Среди ответов прозвучит предложение разделить на ровные и неровные поверхности. Сравнивают ровную и неровную поверхность. Горы и равнины, овраги, балки, яры, холмы, впадины (формы рельефа) (горы: имеют большую высоту, перепады высот ярко выражены; равнины: ровная поверхность, перепады высот не выражены) | ||
Географический конструктор | А теперь мы попробуем сформулировать определение понятия по принципу ключевое слово + существенные признаки. Определение с.81. РАВНИНА - это | - это участок земной поверхности ровный – это форма рельефа холмистый - это форма земной поверхности слабо расчлененный ниже гор Запись определения понятия «равнина». Равнина – это слаборасчлененная часть земной поверхности, с различием относительных высот не более 200м. (Определение записывается в тетрадь). |
САМООЦЕНКА. ребята, были ли у вас трудности при выполнении этой работы, использовали ли вы подсказки: учебник, подсказку соседа, учителя или справились самостоятельно? | Заполнение таблицы «Самооценка»- 4 этап |
Закрепление | «Так какое же решение проблемы мы получили?» КАК УСТРОЕНА ПОВЕРХНОСТЬ ЗЕМЛИ? Какие же крупные и мелкие формы рельефа различают? Составляем кластер. . Группам описать равнину по плану. С.83 Затем заслушиваются ответы на проблемные вопросы, которые были заданы в начале урока. Составление синквейна (короткое пятистишие) по теме: 1. Заголовок, в который вносится ключевое слово, понятие. 2. В двух словах (2 прилагательными) дается описание темы. 3. Тремя словами дается описание действия в рамках этой темы. 4. Фраза из 4 слов, показывающая отношение автора к теме, его чувства. 5. Это одно слово, по сути своей синонимичное тому, с которого синквейн начинается. Например: (синквейн одного ученика) 1. Равнины. 2. Обширные, бескрайние. 3. Образуются, разрушаются, заселяются. 4. Горжусь и восторгаюсь их величием. 5. Поле. Выполним в группах тренажер и контроль знаний по этой теме. | Поверхность Земли неровная. Различают самые разные формы рельефа | ||||
САМООЦЕНКА | Результат САМООЦЕНКИ. КОРРЕКТИРОВАНИЕ Выставление оценок | |||||
Домашнее задание | Изучить §24 Ответить на вопросы 2 – 5 Выполнить задания 1, 6, 7. | |||||
Рефлексия | Вопросы в рабочих листах. Выделяем ответ. Тебе понравился урок ? Выбери своё настроение | Вопросы:
| ||||
Таблица самооценки
этап | 1 этап | 2 этап | 3 этап | 4 этап | 5 этап | итого | д/з |
Определение проблемы, темы и цели урока | Путешествие по карте - равнина | Внешние и внутренние факторы | Виды равнин | Закрепление знаний | |||
Активно | |||||||
Неактивно | |||||||
Правильно | |||||||
Неправильно | |||||||
С ошибками | |||||||
С подсказкой учителя | |||||||
С подсказкой ученика | |||||||
Твоя отметка |
Таблица самооценки
этап | 1 этап | 2 этап | 3 этап | 4 этап | 5 этап | итого | д/з |
Определение проблемы, темы и цели урока | Путешествие по карте - равнина | Внешние и внутренние факторы | Виды равнин | Закрепление знаний | |||
Активно | |||||||
Неактивно | |||||||
Правильно | |||||||
Неправильно | |||||||
С ошибками | |||||||
С подсказкой учителя | |||||||
С подсказкой ученика | |||||||
Твоя отметка |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Карточка – задание Составить схему ««Виды равнин по высоте»: проведите анализ рисунков на странице 81 и текст учебника. Схему составить с примерами. Виды равнин по высоте
| ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Карточка – задание Составить схему «Виды равнин по форме», анализируя текст учебника - страница 82 и текст на карточке. Виды равнин по форме рельефа
1. Как угрюмый кошмар исполина, Поглотивший луга и леса, Без конца протянулась равнина И краями ушла в небеса. И краями пронзила пространство, И до звезд прикоснулась вдали
|
Задание. Найдите на карте мира равнины:
Восточно-Европейскую равнину
Западно-Сибирскую равнину
Великие равнины
Индо - Гангскую низменность
Амазонскую низменность
Средне –Сибирское плоскогорье
Ла-Платская низменность
Гвианское плоскогорье
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по математике 1 класс по ФГОС
Урок был построен с учетом внедрения и реализации ФГОС . На уроке использовались новейшие технологии: ноутбуки, счетные бусы, магнитный абак, математическая пирамида, электронное приложение к уч...
Открытый урок по математике 2 класс в соответствии ФГОС на тему: "Название компонентов и результата умножения. Закрепление."
открытый урок "Школа России"...
Открытый урок русского языка 1 класс УМК "Планета знаний" ФГОС с УУД
Тема окрытого урока: Сочетания чк, чн.Цель урока: формирование умения писать слова с сочетаниями ЧК, ЧН....
Открытый урок по математике 1 класс Перспектива ФГОС
План-конспект урока по математике по теме : " Число и цифра 4"Путешествие к пиратам за сундуком с сокровищами....
открытый урок русского языка, 4 класс, ФГОС, УМК "Школа России"
Правописание косвенных форм личныхместоимений, раздельное написание местоимений с предлогами....
Открытый урок по математике 2 класс Перспектива ФГОС " Объём прямоугольного параллелепипеда"
Эврика! Произнёс Архимед, когда нашёл способ нахождения объёма тел.Ребята 2 М класса с учителем Вальщиковой О.О. в игровой форме, в поисковой и исследовательской деятельности вывели ...
Технологическая карта к открытому уроку математики в 3 классе. Тема."Деление с остатком" ФГОС
Цели данного урока: обучить алгоритму выполнения деления числа с остатком и научить применять полученные знания на практике....