Экологическое воспитание на уроках в начальной школе.
методическая разработка по окружающему миру (1, 2, 3, 4 класс)
На всех уроках в начальной школе необходимо экологическое воспитание
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.docx | 19.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Экологическое воспитание на уроках в начальной школе.
Современная экология – это комплексная наука, изучающая не только связи живых организмов с окружающей средой, но и все виды взаимодействий человека, общества, природы.
Начальная школа – это первая ступенька в длительном процессе накопления знаний об окружающем мире. В дальнейшем отношение детей к природе во многом будет зависеть от того, осознают ли они ценность природы в жизни человека, многообразные связи его с природной средой, насколько глубоко будут воспитаны эстетическое и нравственное отношение к природным объектам.
Л.В.Сухомлинский считал, что необходимо детей вводить в природу так, чтобы каждый день он делал бы для себя открытие, чтобы каждый его шаг был бы путешествие к чудесам в природе, облагораживал душу ребёнка
С первого по четвёртый класс чётко прослеживается связь живой и неживой природы, роль человека в развитии общества на разных этапах истории, развитие прогресса и вмешательство человека в природные процессы.
Учебный курс «Мы и окружающий мир» призван решать в системе общего развития учащихся следующие задачи:
на основе предметных знаний и умений подвести учеников к осознанию объективно существующих связей и зависимостей между природой, обществом и человеком, к осознанию разнообразия и многомерности окружающего мира, его противоречивости.
в ходе решения первой задачи развивать историческое мышление, формировать экологическую грамотность.
формировать умения воспринимать проблему, выдвигать гипотезу, ориентироваться в пространстве и времени, добывать информацию в соответствующей литературе, пользоваться справочниками, самостоятельно проводить опыты, наблюдения, практические работы, делать обобщения и выводы;
воздействовать на развитие эмоционально волевых, нравственных качеств личности, на осознанном уровне представлять науки, помогающие познавать окружающий мир.
Основы любой культуры закладываются в детском возрасте. Именно в начальной школе необходимо уделять особое внимание содержанию и формированию основ экологической культуры. Потому что культура поведения человека не возникает сама собой.
В первом классе, наблюдая за природой на экскурсиях, я предлагала детям объяснить народные приметы, поговорки: «Почему так говорят? Сентябрь - румянец осени, чародей цветов и плодов. В сентябре и лист на дереве не держится. В октябре только и ягод, что горькая рябина. Октябрь холоден, да сыт. Ноябрь – сентябрёв внук, октябрёв сын, зиме родной батюшка. Ноябрь – ворота зиме. Ноябрь последний месяц живой природы».
Во втором классе я предложила детям самим подобрать приметы о временах года и предложить одноклассникам для обсуждений. Так зимой дети подобрали приметы: «Зимнее тепло – летний холод. Если зима холодна – будет урожай хлеба. Когда в январе март – бойся в марте января». И предложили проверить, понаблюдать, так ли это. Каково же было их удивление, когда последняя примета подтвердилась.
На данный момент ребята собирают в «Копилку народной мудрости» приметы, пословицы, поговорки о весне. Эта работа увлекает ребят, позволяет учиться добывать знания из разных источников, учит наблюдать, делать выводы.
На уроках часто использую русские народные загадки. Многие из них сложны, запутанны, иносказательны, но тем больше радость детей, когда загадка отгадана, и они не перестают удивляться точности народных сравнений, выражений. Пробуют сами сочинять загадки. Плоды своего творчества дети складывают в «Волшебный сундучок», а потом на переменах отгадывают загадки друг друга.
Экологические игры на уроках: «Экопирамида», «Зелёная тропинка», «Растения нашего края» и др., также помогают решать экологические проблемы, наблюдать связи живой и неживой природы. При изучении темы: «Взаимосвязь растений и животных» я предложила детям сыграть в игру: «Экологическая паутина. Дуб и все вокруг него».
Описание игры.
Класс делится на группы: растения, растительноядные животные, хищные животные. Детям раздаются карточки или маски с изображением растений и животных. Вместе с детьми устанавливаются экологические связи (цепи питания), при помощи клубка ниток, пока все участники игры не будут связаны между собой (нитку дети держат в руках). Далее учитель подают команду, что исчез один вид или растения, или животного. Тот ребёнок, чьё растение или животное назвали, приседает и тянет свой конец нити вниз, увлекая за собой всю паутину (рушится вся экосистема). Игру можно повторять несколько раз.
Далее дети сделали вывод: уничтожение одного вида ведёт к исчезновению всей экосистемы.
После этой игры дети задали мне вопрос: «А если исчезнет человек? Что произойдёт?»
Природа – первооснова красоты и величия. Мы не её владыки, и природа не наша раба. Мы – часть природы, и призваны быть не жадными потребителями, а мудрыми друзьями. Состояние природы в будущем зависит от экологической воспитанности людей, а таких людей, нужно воспитывать сегодня. Закончить хочется словами В.А. Сухомлинского: чтобы ребёнок научился понимать природу, чувствовать её красоту, читать её язык, беречь её богатства нужно
Если формирование экологического сознания идет на уроке, то нормы экологического поведения закрепляются в деятельности, организованной во внеклассной и внешкольной работе.
Ученики начальной школы принимают активное участие в акциях «Помоги птицам», «Изготовь кормушки», «Спаси город от бытового мусора», «Поделки из ПЭТ-бутылок». Дети с большим удовольствием принимают участие в акции «Помоги! На корм для животных».
Таким образом, теоретическая основа экологического воспитания основывается на решении задач в их единстве: обучения и воспитания, развития. Критерием сформированности ответственного отношения к окружающей среде является нравственная забота о будущих поколениях. Правильно используя различные методы воспитания, учитель может сформировать экологически грамотную и воспитанную личность.
Вопросами экологического воспитания и образования младших школьников занимаются многие педагоги современности. Они делают это по-разному. Это происходит от того, что вопрос экологического воспитания сложен и неоднозначен в толковании.
Список литературы:
1. Кириллова З.А. Экологическое образование и воспитание школьников в процессе изучения природы. //Начальная школа.– 1989, N5, С. 25-27.
2. Хафизова Л.М. Как знакомить детей с правилами поведения в природе. //Начальная школа.–1988, N8, C. 40-46.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Экологическое образование на уроках в начальной школе"
Особое место в системе непрерывного эколгического образования занимает начальная школа, где целенаправленно закладываются начал...
К вопрсам экологического воспитания и краеведения в начальной школе.
В статье приводятся примеры, как можно при итегрировании рассмаривать вопросы краеведения и экологические вопросы с учениками начальной школы....
Экологический компонент на уроках в начальной школе
Воспитывать у детей любовь к родному краю, охране растений и животных можно не только на уроках по ознакомлению с окружающим миром, но и на уроках русского языка, математике, чтения.Все учебные ...
Экологическое воспитание на уроках в начальной школе.
Экологическое воспитание учащихся на уроках в начальной школе....
экологическое воспитание на уроках в начальной школе
Формирование ответственного отношения в окружающей среде, которая строится на базе экологического воспитания....
Экологические аксиомы на уроках в начальной школе.
Задача школы - научить детей жить в быстро меняющемся мире, обучаться, принимать самостоятельно решение....
Экологические минутки на уроках в начальной школе
Экологические минутки на уроках в начальной школе...