Экологический компонент на уроках в начальной школе
статья (4 класс) по теме

Дорофеева Галина Анатольевна

 

Воспитывать у детей любовь к родному краю, охране растений и животных можно не только на уроках по ознакомлению с окружающим миром, но и на уроках русского языка, математике, чтения.

Все учебные предметы начальной школы призваны внести свой вклад в формирование экологической культуры детей и их отношения к природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologicheskiy_komponent_na_urokakh_v_nachalnoy_shkole.doc86.5 КБ

Предварительный просмотр:

Экологический компонент на уроках в начальной школе

1. Введение.

2. Экологический материал на уроках русского языка.

3. Экологический материал на уроках математики.

4. Заключение.

5. Литература.

 Введение

Формирование у детей ответственного отношения к природе - сложный и длительный процесс. Основой экологической подготовки должны быть знание законов живой природы и понимание того, как необходимо жить, чтобы не нарушать гармонии природы.

Перед детьми раскрывается красота родной природы, ее неповторимость. Одновременно дети замечают и неразумное, пагубное влияние человека на природу. Младшего школьника нужно подвести к выводу, что от состояния окружающей среды зависит состояние здоровья человека, и поэтому оберегать экологические качества окружающей среды - значит, заботься о здоровье человека, его нормальной жизнедеятельности.

Необходимо развивать у учащихся эмоциональную отзывчивость, умение и желание активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду.

Воспитывать у детей любовь к родному краю, охране растений и животных можно не только на уроках по ознакомлению с окружающим миром, но и на уроках русского языка, математике, чтения.

Все учебные предметы начальной школы призваны внести свой вклад в формирование экологической культуры детей и их отношения к природе.

Осуществляя межпредметную связь с уроками трудового обучения, мы создали свою «Красную книгу», для которой дети рисовали исчезающие виды животных и растений, и писали для них тексты-комментарии, придумали знаки, призывающие к бережному отношению к природе, рисовали понравившихся им птиц, а на уроках труда делали для них кормушки.

Чтобы ребёнок научился понимать природу, чувствовать её красоту, читать её язык, беречь её богатства, я подбираю задания экологического характера.

Подобранные задания воспитывают бережное отношение детей к природе, раскрывают эстетическое, познавательное, оздоровительное, практическое значение природы в жизни людей.

Экологический материал на уроках русского языка

1. Темы сочинений

«Чудо рядом».

«Встреча с природой».

«Подснежник».

«Золотая осень».

«Кормилица наша - земля».

«Аптека под ногами».

«Рощи да леса - наша краса».

«Береза весной».

«Кто прилетел к кормушке?».

«Птицы осенью».

«Последняя ромашка на земле»,

«Война консервных банок с людьми»

 «Продавец воздуха».

2. Допиши предложение

Люди не могут жить без природы, потому что она ...

Чтобы природа не погибла, надо ...

3. Допиши рассказ

«Однажды утром я увидел, как соседский мальчик ломает ветки нашей любимой березки. Тогда я ...»

«Под кочкой в сыром болотце заметил мальчик маленького, слабенького лягушонка, пожалел его и взял домой. Скоро лягушонок ...»

4. Составь тексты, рассказывающие, как надо вести себя в природе:

- когда ты обнаружишь птичье гнездо;

- когда встретишь красиво цветущие растения;

- когда собираешь ягоды;

- когда собираешь грибы;

- когда увидишь в лесу муравейник;

- когда увидишь поврежденные березы;

- когда увидишь в лесу маленьких детенышей животных;

- когда завтракаешь на лесной поляне.

5. Напиши, что произошло бы с лесом, если бы вдруг исчезли:

- все дубы;

- все сосны и ели;

- все белки;

- все птицы.

6. Напиши ответ на телеграмму:

«Мы - первая зелень. И за это нас все ломают. Мы даже боимся распускаться первыми в лесу. Помогите нам!

Ваши зеленые друзья: Ива, Черемуха, Сирень.

7. Сочини правила подкормки птиц

8. Сочини правила лесной вежливости

9. Правила поведения в природе. (Тема: НЕ с глаголами)

Не ломай ветки!

Не разоряй птичьи гнезда!

Не лови бабочек и жуков!

Не бери из леса диких животных и их детенышей!

Не рви лесные и луговые цветы!

10. Какие растения и животные дали тебе пищу?

Допиши предложения.

Борщ с мясом и со сметаной ...

Белую булочку с изюмом ...

Кашу манную на молоке с сахаром и маслом ...

Чай с сахаром ...

11. Грамматические и орфографические задания

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете останемся одни.

Задание: указать род имён существительных.

Мы по бережку прошли

И поляночку нашли.

Но на солнечной полянке,

Тут и там пустые банки.

И как будто нам назло,

Даже битое стекло.

Задание: указать род имён существительных.

Мы по бережку прошли,

Место новое нашли.

Но и здесь до нас сидели:

Тоже пили, тоже ели,

Жгли костер, бумагу жгли,

Насорили и ушли.

Задание: подчеркнуть глаголы.

А ежик ночью убежал.

Его никто не обижал.

Его мы так любили,

И гладили, и мыли,

Но он свернулся и дрожал,

А после взял и убежал.

Задание: определить время глаголов.

Пусть птенцам

И маленьким зверятам

Хорошо живется

С нами рядом.

Задание: определить части речи.

Давай пройдемся медленно по лугу

И «здравствуй» скажем каждому цветку.

Я должен над  цветами наклониться,

Не для того, чтоб рвать или срезать,

А чтоб увидеть добрые их лица

И доброе лицо им показать.

Задание: подчеркнуть глаголы неопределенной

формы.

Береги свою планету,

Ведь другой такой на свете нету!

Задание: определить падеж имен существительных.

Яг.ды б.рите а.уратно,

(Не) т.пчите зря кусты,

Чтоб сюда другие люди

После вас м.гли прийти.

Задание: определить число имен

существительных.

Каждый где-нибудь живет:

Рыба - в речке, в норке - крот,

Заяц - в поле, мышь - в соломе,

Я - в большом кирпичном доме.

Задание: выписать в первый столбик сущ. 1скл.,

во второй - сущ. 2скл.

Если ягоду (не) знаешь,

Лучше ты её (не) рви.

Если ягоду (не) знаешь,

В рот ее ты (не) клади.

Задание: раскрой скобки.

В л.су р.дилась елоч.ка

В л.су д.лжна р.сти.

Не нужно рубить елоч.ку

И в дом ее н.сти.

Задание: вставить пропущенные буквы.

Не стоит елочку губить

А лучше жизнь ей сохранить.

Искусственную елочку купи,

И в своем доме наряди.

Задание: укажи части речи.

тексты упражнений и диктантов о природе:

 

Мы кормушку смастерили,

Мы столовую открыли.

Воробей, снегирь-сосед,

Будет вам зимой обед!

         Не рвите!

И ландыш не рвите.

Не делайте палку на случай

Из маленькой ёлки колючей.

Экологические задачи на уроках математики

Решая задачи экологического содержания, мы тем самым объединяем эмоциональное восприятие с рациональным. Математика создает условия для развития умения давать количественную оценку состояния природных объектов и явлений, положительных и отрицательных последствий деятельности человека в природном и социальном окружении. Текстовые задачи позволяют раскрыть вопросы о среде обитания, заботы о ней, рациональном природопользовании, восстановлении и приумножении ее природных богатств.

Формирование экологической культуры на всех этапах познавательной деятельности должно идти постепенно, в процессе изучения отдельных разделов математики. Экологизация курса математики будет «работать» как на реализацию целей и задач экологического образования, так и улучшение качества математического образования за счет повышения интереса к изучению математики.

Работая над системой экологического образования в школе, есть вероятность, что такая точная наука, как математика, выпадет из нее. Но все-таки есть ниточка, которая соединила математику с экологическим воспитанием. Это задачи, как для устного счета, так и для письменной коллективной и самостоятельной работы. Конечно, нужно много подготовки, но эти затраты оправдывают результат. А математические задачи с экологическим содержанием получаются и познавательные, и интересные и обеспечивают овладение учащимися программным материалом.

Текстовые задачи экологического содержания:

В учебниках математики много задач с экологическим содержанием, однако, при решении задач внимание учителя и учащихся направлено на выбор действия, посредством которого решается данная задача и учащиеся не видят в ней экологической морали. Поэтому нужно стараться показать, что решение связано с реальными жизненными ситуациями. Например, при изучении темы “Умножение и деление в пределах 100”

  • Один десятилетний тополь выделяет в среднем столько кислорода, сколько 25 молодых тополей. Сколько надо посадить молодых тополей, чтобы они заменили 5 бессмысленно срубленных десятилетних деревьев?

Для усиления экологического аспекта задаю вопросы: С какой целью высаживаются деревья? Почему необходимо проводить посадку после вырубки деревьев? и т.п.

1. Один центнер макулатуры сберегает 8 сосен. Ребята собрали 3000кг макулатуры. Ск. деревьев сохранили ребята и ск. книг выйдет, если одна книга весит 500г.?

2. За год промышленные предприятия выбросили в воздух 58 млн. тонн загрязняющих веществ, автотранспорт 36 млн. тонн. Ск. всего выбросов вредных веществ попало в воздух?

3. В водоемах нашей страны  за год оказалось 40 млн. тонн загрязняющих веществ. Ск. вредных веществ окажется в воде за 5 лет?

4. Каждый год бытового мусора образуется 57 млн. тонн Ск. мусора накопится за 2 года?

5. Один вид растений и животных исчезает ежедневно. Ск. видов исчезнет за 10 лет?

6. В Красную книгу занесено: насекомых - 202 вида, птиц - 80 видов, млекопитающих - 94 вида. Ск. видов оказалось на грани исчезновения?

7. Вырубается 2 га леса в минуту. Ск. леса уничтожит человек за один час?

8. Протяженность всех оврагов страны составляет 1 млн. км. Длина экватора Земли составляет 40 000 км. Ск. раз можно опоясать оврагами земной шар?

9. За 6 мин. набегает стакан воды из подтекающего крана. Ск. воды вытечет из неисправного крана за 1 час? За сутки?

10. На Земле 8 500 видов птиц, из них 770 видов живут в нашей стране. Ск. видов птиц живет в других странах?

11. Длина озерной лягушки 15 см, а прудовой - 8 см. На сколько см озерная  больше прудовой?

12. Травяная лягушка съедает 7 насекомых за сутки. Ск. насекомых она съест за неделю?

13. Личинка златоглазки в день съедала 24 тли. Ск. она съест за 3 недели своей жизни?

14. Дуб живет 1000 лет, а сосна - 500 лет. Во сколько раз дуб живет дольше сосны?

15. В лесу липа живет 700 лет, а в городе 70 лет. Во сколько раз липа живет меньше в загазованном городе?

16. Богомол за сезон съедает 147 тлей, 41 мушку, 266 мух. Ск. насекомых съедает богомол за лето?

17. Ск. погибнет цветущих растений, если 20 учеников класса сорвут по 5 цветов на лугу?

18. Если кран плохо закручен, из него за 2 ч может вытечь 60 л воды. Сколько литров воды можно сохранить за 8 ч, если хорошо закрыть кран?

19. Если сдать 120 кг макулатуры, сохранишь от вырубки 2 дерева. Сколько деревьев сохранишь от вырубки, если сдашь 180 кг макулатуры?

20. Тяжёлые машины и автобусы за каждый километр пробега выделяют 23 грамма азота. Сколько газа выделяет автобус маршрута № 17, если он сделал 5 ходок? Расстояние от вокзала до деревни равно 15 км.

21. На территории Смоленской области протекает 25109 рек. Что будет, если из этих рек 305 рек будут пересыхать из-за вырубки деревьев? Сколько рек останется в нашей области?

22. Сотни тысяч птиц прилетают в нашу область. Все знают, какую роль они играют в охране леса от вредных насекомых. Подсчитано, что одна пара поползней приносит птенцам за день около 300 гусениц; дятлы в 3 раза больше, чем поползни, а скворцы в 5 раз больше поползней. Насколько больше гусениц приносят своим птенцам скворцы, чем дятлы? Что будет с лесом, если погибнет большая часть птиц?»

23.Носороги-млекопитающие, находящиеся под большой угрозой вымирания; рог носорога весит 2,8 кг. Браконьеры убили 500 носорогов. Милиция их поймала, но обнаружила у них только 1000 кг рогов. Сколько кг рогов браконьеры все же успели продать?

24.Зимой Маша подкармливала птиц. В кормушки в саду Маша ежедневно насыпала 250 г пшеницы. Сколько граммов пшеничного зерна птицы съедали за неделю? А сколько за 30 дней? Переведите граммы в килограммы.

Учитель должен не только давать готовые текстовые задачи, но и учить ребят самим составлять условия, используя при этом полезные и интересные материалы, что способствует развитию познавательного интереса и разностороннему ознакомлению с природой.

Решение задач с экологическим содержанием могут быть использованы проведении внеклассных мероприятий по заранее составленным кроссвордам, ребусам, загадкам, это все усиливает познавательный интерес у учащихся.

Систематическое использование задач с экологическим содержанием на уроках математики у школьников, начиная уже с 1-го класса, способствует лучшему усвоению экологических знаний и понятий, расширяет кругозор младших школьников, помогает осознанию необходимости бережного отношения к природе.

Устный счет:

в теме «Нумерация чисел в пределах 1000» даю такие задания: - У зубатых китов есть зубы. Вы узнаете сколько, если назовете число, в котором 2 сотни и 7 десятков (270). Изучая тему «Километр», сообщаю детям, что сокол сапсан видит движущуюся добычу размером с голубя на расстоянии 1 км. Прошу выразить это расстояние в метрах (1000м)».

Решение арифметических примеров:

С целью повышения активности и интереса детей к решению арифметических примеров с различными действиями можно использовать задания экологического содержания. Например:

Определите, какое из деревьев, растущих на наших улицах, является лучшим “пылесосом”

Берёза – 28

Сосна –17

Тополь – 23

Чтобы ответить на вопрос, нужно решить пример: 15*8 –(48+49)

Ответ примера вам укажет на название дерева

После решения примера следует выяснить, почему тополь является лучшим “пылесосом”, какую пользу приносит он, очищая воздух от пыли и ядовитых газов на улицах городов и сёл. Или другое задание:

Какая птица выводит птенцов зимой?

Дятел – 7

Клёст – 8

Аист – 6

Для того чтобы ответить на вопрос, решите цепочку примеров

Выполнив решение, школьники определяют, что такой птицей является клёст. Затем дети вспоминают материал по окружающему миру: почему именно зимой у всех птиц появляются птенцы, чем они питаются. В результате беседы на уроке математики приходят к выводу о том, что в природе существует тесная взаимосвязь между сезонными изменениями в неживой природе в жизни растений и животных, взаимосвязь между характером питания и жизнедеятельности птиц.

 Заключение

Использование заданий экологического характера очень оживляет работу, как учителя, так и учащихся, вызывает у них эмоциональный отклик, способствует формированию активной жизненной позиции, учит сопереживать и размышлять.

В моих заданиях содержится информация, которая помогает учащимся увидеть ценность природы для общества и человека: красоту, богатство ее кладовых, незащищенность перед человеком.

Совершенно важно, чтобы в раннем детстве у ребёнка закрепилась в сознании достаточно полная информация о природных закономерностях – экологических правилах. Повзрослев, такой человек вряд ли станет вредить природе, даже если и не изучал специально экологию.

Литература

1. Бабакова Т.А. Эколого-краеведческая работа с младшими школьниками. Начальная школа 1993, №9, с.16.

2. Гавриляко С.Б. Игры «земля - наш дом». Начальная школа, 1992, №4, с.40.

3. «Зеленая страничка» (сборник)

4. Логовеева Г.П. Экологическое воспитание первоклассников. Начальная школа, 1990, №9, с.45.

5. Мереминский А. Экологические рассказы - сказки. Начальная школа, 1992, №4, с.40.

6. Логофет Д.О. «Что такое математическая экология //Математическая экология, гл. 1 − Общие вопросы моделирования. − М., Наука, 1981. − С. 8−17.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВВЕДЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ (с использованием ИКТ)

Совершенствование преподавания в школе предполагает наряду с другими факторами существенно больше, чем, прежде, внимание к истории своего края, уважение к культуре, народным традициям, религиозным убе...

"Экологическое образование на уроках в начальной школе"

Особое место в системе непрерывного эколгического образования занимает начальная школа, где целенаправленно закладываются начал...

Использование этнокультурного компонента на уроках в начальной школе.

Этнокультурный подход нацелен на овладение учащимися начальных классов основ народной культуры. Это может происходить разными способами, в том числе и на основе усвоения учащимися этнокультуроведческо...

Использование этнокультурного компонента на уроках в начальной школе.

Этнокультурный подход нацелен на овладение учащимися начальных классов основ народной культуры. Это может происходить разными способами, в том числе и на основе усвоения учащимися этнокультуроведческо...

Экологическое воспитание на уроках в начальной школе.

Экологическое воспитание учащихся  на уроках в начальной школе....

Обобщение опыта по теме самообразования «Элементы краеведческого компонента на уроках в начальной школе»

Материал будет полезен как для воспитателей, так и для учителей начальных классов, работающих в Республике Адыгея....

Использование этнокультурного компонента на уроках в начальной школе

        В настоящее время этнокультурный компонент стал актуальной темой в образовании. В век высоких технологий теряется нить, которая связывает нас с прошлым, настоящим и ...