Рабочая программа по предмету окружающий мир (3 класс) "Начальная школа 21 века"
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) по теме
Рабочая программа составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (2009), основной общеобразовательной программы МКОУ «Ястребовская СШ», базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, примерной образовательной программой НОО, планируемыми результатами начального общего образования, авторской программы Н.Ф. Виноградовой. Окружающий мир. УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой.
Учебно-методический комплект:
1. Виноградова, Н.Ф. Окружающий мир: 3 класс: учебник для учащихся общеобразоват. учреждений: в 2 ч. Ч. 1 / Ч l. Н.Ф. Виноградова,Г. С. Калинова. – 3-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2012.
2. Виноградова, Н.Ф. Окружающий мир: 3 класс: учебник для учащихся общеобразоват. учреждений: в 2 ч. Ч. 2 / Ч 2. Н.Ф. Виноградова,Г. С. Калинова. – 3-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2012.
3. Виноградова, Н.Ф. Окружающий мир: 3 класс: рабочая тетрадь №1 для учащихся общеобразоват. учреждений: в 2 ч. Ч. 1 / Ч l. Н.Ф. Виноградова, Г. С. Калинова. – 3-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2014.
4. Виноградова, Н.Ф. Окружающий мир: 3 класс: рабочая тетрадь №2 для учащихся общеобразоват. учреждений: в 2 ч. Ч. 1 / Ч l. Н.Ф. Виноградова, Г. С. Калинова. – 3-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2014.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kt_po_programma_okruzhayushchiy.doc | 172 КБ |
poyasnitelnaya_zapiska_po_okruzh_miru.docx | 38.91 КБ |
Предварительный просмотр:
7. Календарно - тематическое планирование
№ п/п | Наименование раздела и темы уроков. Проектная деятельность | Кол-во часов | Планируемые результаты УУД | УУД | Наглядные пособия и ТСО, ИКТ | Дата проведения | ||||
план | факт | |||||||||
1 | Где ты живёшь? Когда ты живёшь? | 1 | Получат возможность научиться «читать» информацию, представленную в виде схемы. Сравнивать внешность разных людей: выделять черты сходства и различия. | Познавательные: контролировать и оценивать результат действия, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем. Регулятивные: вносить дополнения. Коммуникативные: аргументировать и координировать свою позицию. | географическая карта | |||||
2 | Земля – наш общий дом. Солнечная система. | 1 | Получат возможность научиться: находить информацию о представлении людей древних цивилизаций о происхождении Земли, об истории возникновения жизни на Земле, о том, как человек исследовал Землю, об истории возникновения карты. | презентация «Солнечная система» | ||||||
3 | Земля – планета солнечной системы. | 1 | т. «Земля», «Форма земной поверхности» | |||||||
4 | Условия жизни на Земле. | 1 | «Уроки Кирилла и Мефодия» «Экологическая система-ячейка живой оболочки Земли» | |||||||
5 | Солнце – источник тепла и света. | 1 | «Уроки Кирилла и Мефодия», «Вещество и энергия» | |||||||
6 | Значение воды для жизни на Земле. Экскурсия на водоём. | 1 | т. «Водоёмы», слайд-альбом «Вода, которую мы пьём» | |||||||
7 | Значение воздуха для жизни на Земле. | 1 | слайд-альбом «Воздух, которым мы дышим» | |||||||
8 | Изображение Земли. | 1 | карта | |||||||
9 | Глобус – модель Земли. | 1 | глобус | |||||||
10 | Карта. Географическая карта. | 1 | географическая карта | |||||||
11 | Масштаб, условные обозначения карты (практическая работа). | 1 | карта России | |||||||
12 | Грибы. Отличие грибов от растений. Разнообразие грибов. | 1 | Научатся: приводить примеры съедобных и несъедобных грибов, знать правила сбора грибов. Описывать признаки отравлений грибами. | плакат «Грибы нашей местности» | ||||||
13 | Растительный мир Земли. Распространение растений на Земле. Значение растений для жизни. | 1 | Научатся: составлять небольшой рассказ о роли природы в жизни человека. Приводить примеры произведений живописи (музыки), посвящённых природе. Приводить примеры растений и животных, занесённых в Красную книгу России (на примере своей местности). Находить информацию о разнообразии растений родного края, о ядовитых растениях, о том, как предупредить отравлений ими. | т. «Многообразие растений» | ||||||
14 | Растения и человек. | 1 | Уроки Кирилла и Мефодия «Растения и их роль на Земле» | |||||||
15 | Разнообразие растений на Земле. Проект. Начало работы над проектом. | 1 | презентация | |||||||
16 | Разнообразие растений на Земле. Работа с живыми растениями и гербарными экземплярами (практическая работа). Защита проекта « Разнообразие растений» | 1 | гербарий, презентации к проектам | |||||||
17 | Растения – живые существа (организмы). | 1 | «Живые организмы» | |||||||
18 | Жизнь растений. | 1 | т. «Части растений» | |||||||
19 | Питание растений. | 1 | «Части растений» | |||||||
20 | Размножение растений. | 1 | коллекция «Семена и плоды» | |||||||
21 | Продолжительность жизни: однолетние, двулетние, многолетние. | 1 | Научатся: описывать признаки животного и растения как живого существа. Приводить примеры животных родного края, их цепи питания. Составлять небольшой рассказ о том, как животные воспитывают своих детенышей. | гербарий | ||||||
22 | Растения и человек. | 1 | презентация | |||||||
23 | Охрана растений. | 1 | презентация « Охрана растений» | |||||||
24 | Животные – часть природы. Роль животных в природе. | 1 | слайд-альбом «Домашние и дикие животные» | |||||||
25 | Животный мир Земли. Разнообразие животных: одноклеточные, многоклеточные, беспозвоночные, позвоночные. | 1 | Медиотека Кирилла и Мефодия «Животные и их роль на Земле»» | |||||||
26 | Животные – живые тела (организмы). | 1 | Научатся находить информацию о животных родного края. Получат возможность научиться : составлять небольшой рассказ о поведение животных, об их особенностях жизнедеятельности: передвижении, питании, дыхании, размножении; приспособлении к среде обитания. | иллюстрации | ||||||
27 | Особенности жизнедеятельности животных. | 1 | Проект «Животные вокруг нас» | |||||||
28 | Поведение животных. | 1 | иллюстрации | |||||||
29 | Беспозвоночные животные. | 1 | иллюстрации | |||||||
30 | Позвоночные животные. | 1 | иллюстрации | |||||||
31 | Птицы и звери – позвоночные животные. | 1 | Медиотека Кирилла и Мефодия «Звери и птицы» | |||||||
32 | Животные родного края. Проект Начало работы над проектом. | 1 | «Многообразие животных» | |||||||
33 | Цепи питания. Защита проекта « Животные родного края» | 1 | Цепи питания», презентации к проектам | |||||||
34 | Охрана животного мира. | 1 | слайд-альбом «Домашние и дикие животные» | |||||||
35 | Каким был человек в разные времена. Название русского государства в разные исторические времена (Древняя Русь). | 1 | Научатся: находить информацию о происхождении имен и фамилий, во что верили славяне, о принятии христианства на Руси. Составлять небольшой рассказ о том, каким был человек в разные времена. Получат возможность научиться называть русское государство в разные исторические времена (эпохи); составлять портрет славянина в Древней, Московской Руси, в России. | иллюстрации | ||||||
36 | Название русского государства в разные исторические времена (Московская Русь). | 1 | иллюстрации | |||||||
37 | Название русского государства в разные исторические времена (Российская империя). | 1 | иллюстрации | |||||||
38 | Название русского государства в разные исторические времена (Советская Россия. СССР. Российская Федерация). | 1 | государственная символика | |||||||
39 | Происхождение имён и фамилий. | 1 | Презентация « Моя родословная» | |||||||
40 | Портрет славянина в Древней, Московской Руси, России. | 1 | иллюстрации | |||||||
41 | Портрет славянина в Древней, Московской Руси, России. | 1 | портреты | |||||||
42 | Культура быта: интерьер дома. | 1 | слайд-альбом | |||||||
43 | Интерьер дома в разные исторические времена. | 1 | иллюстрации, детские рисунки | |||||||
44 | Каким был человек в разные времена. Одежда. | 1 | иллюстрации, детские рисунки | |||||||
45 | Костюм богатых и бедных, горожан и крестьян, представителей разных сословий. | 1 | иллюстрации, детские рисунки | |||||||
46 | Русская трапеза. Проект. Защита проекта « Русская трапеза» | 1 | презентации к детским проектам | |||||||
47 | Во что верили славяне. | 1 | Медиотека Кирилла и Мефодия | |||||||
48 | Принятие христианства на Руси. | 1 | слайд-альбом | |||||||
49 | Как трудились люди в разные времена. Что такое земледелие. | 1 | Научатся: составлять небольшой рассказ об орудиях труда в разные исторические эпохи. Находить информацию об особенности труда людей родного края. Получат возможность научиться находить информацию из других источников: о торговле, о возникновении денег, развитии техники в России (на примере авиации, автостроения), об освоении космоса, строительстве, о первых славянских поселениях, древних городах (Великий Новгород, Москва, Владимир). | иллюстрации | ||||||
50 | Крепостные крестьяне (труд крестьянских детей). | 1 | иллюстрации | |||||||
51 | Крепостные крестьяне (тяжёлый труд крепостных). | 1 | репродукция картины « Бурлаки на Волге» | |||||||
52 | Ремёсла. | 1 | Медиотека Кирилла и Мефодия | |||||||
53 | Возникновение и развитие ремёсел на Руси. | 1 | иллюстрации | |||||||
54 | Возникновение и развитие ремёсел на Руси (маленькие ремесленники). | 1 | иллюстрации | |||||||
55 | Возникновение и развитие ремёсел на Руси (гончарное). | 1 | иллюстрации | |||||||
56 | Возникновение и развитие ремёсел на Руси (ткацкое). | 1 | слайд-альбом | |||||||
57 | Возникновение и развитие ремёсел на Руси (оружейное). | 1 | иллюстрации | |||||||
58 | Появление фабрик и заводов. | 1 | иллюстрации | |||||||
59 | Рабочие и капиталисты. 97-99 | 1 | иллюстрации, детские рисунки | |||||||
60 | Развитие техники в России. | 1 | слайд-альбом | |||||||
61 | Развитие техники в России (автостроение). | 1 | иллюстрации, детские рисунки | |||||||
62 | Развитие техники в России (авиация) | 1 | иллюстрации, детские рисунки | |||||||
63 | Освоение космоса. | 1 | выставка детских рисунков | |||||||
64 | Промежуточная аттестация | 1 | ||||||||
65 | Особенности труда людей родного края. | 1 | иллюстрации, детские рисунки | |||||||
66 | Урок – обобщение. Древняя Русь. | 1 | презентация « Древняя Русь» | |||||||
67 | Урок – обобщение. Россия времён Петра I. | 1 | Медиотека Кирилла и Мефодия | |||||||
68 | Урок – обобщение. Россия XX века. | 1 |
8. Материально-техническое обеспечение
Компьютер
Проектор
Принтер
Сканер
Интерактивная доска
Нетбуки
Наушники
Диктофон
Микроскопы
Цифровой фотоаппарат
Цоры: «Кирилл и Мефодий», диски по предметам, тренажёры
Интернет ресурсы
Плакаты, словари, тетради тренажёры
Особенности контроля и оценки учебных достижений
по окружающему миру
Для контроля и оценки знаний и умений по предметам этой образовательной области используются:
- Фронтальный опрос. Проводится как беседа-полилог, в котором участвуют учащиеся всего класса. Основная цель таких бесед – проверка осознанности усвоения учебной программы. Учитель подбирает такие вопросы, которые проверяют не только знание фактического материала (повторить статью учебника, перечислить, вспомнить и др.) но и умение сопоставить факты, выбрать альтернативу, сравнить, проанализировать, найти причину явления и т.п.
- Индивидуальный опрос.
Рассказ-описание. Ученик дает последовательное, логическое описание объекта или явления окружающего мира, раскрывающее их существенные свойства и признаки. При оценке этого вида рассказа учитываются полнота раскрытия вопроса, выделение наиболее существенных признаков объекта, логичность изложения, передача своего отношения к описываемому предмету. Положительной оценки заслуживает желание ученика отступить от текста учебника, не повторить его дословно, а высказать мысль своими словами, привести собственные примеры из жизненного опыта. Особо отмечается использование дополнительной литературы и иллюстративного материала, самостоятельно выполненных рисунков и схем.
Рассказ – рассуждение. Проверяет умение учащегося самостоятельно обобщить полученные знания, правильно установить причинно-следственные, пространственные и временные связи, использовать приобретенные знания в нестандартной ситуации с применением схем, таблиц, диаграмм и прочее. Этот вид опроса важен для проверки уровня развития школьника, сформированности логического мышления, воображения, связной речи-рассуждения.
- Письменная проверка знаний. Используются такие задания, которые не требуют полного, обстоятельного ответа письменного ответа:
тестовые задания по нескольким вариантам на поиск ошибки, выбор ответа, продолжение или исправления высказывания и пр.;
индивидуальные карточки-задания (дети заполняют таблицы, рисуют или дополняют схемы, диаграммы, выбирают правильную дату и т.п.). Эти задания целесообразно строить как дифференцированные, что позволит проверить и учесть в дальнейшей работе индивидуальный темп продвижения детей;
графические работы, позволяющие учителю проверить осмысленность имеющихся у школьника знаний, умение передать мысль не словом, а образом, моделью, рисунком, схемой.
- Работа с приборами, лабораторным оборудованием, моделями, сочетающая в себе элементы как устного, так и письменного опроса. Используется в основном на уроках, формирующих естественно-научные представления детей. Основная цель этих проверочных работ: определение уровня развития умений школьников работать с оборудованием, планировать наблюдение или опыт, вести самостоятельно практическую работу.
Нормы оценок за все виды работ соответствуют общепринятым требованиям.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки.
Ошибки:
- неправильное определение понятия, замена существенной характеристики понятия несущественной;
- нарушение последовательности в описании объекта (явления) в тех случаях, когда она является существенной;
- неправильное раскрытие (в рассказе-рассуждении) причины, закономерности, условия протекания того или иного изученного явления;
- ошибки в сравнении объектов, их классификации на группы по существенным признакам;
- незнание фактического материала, неумение привести самостоятельные примеры, подтверждающие высказанное суждение;
- отсутствие умения выполнять рисунок, схему, неправильное заполнение таблицы; неумение подтвердить свой ответ схемой, приводящие к неправильному результату;
- неумение ориентироваться на карте и плане, затруднения в правильном показе изученных объектов (природоведческих и исторических).
Недочеты:
- преобладание при описании объекта его несущественных признаков;
- неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющих отрицательно на результат работы; отсутствие обозначений и подписей;
- отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта, не приводящие к неправильному результату;
- неточности в определении назначения прибора, его применение осуществляется после наводящих вопросов;
- неточности при нахождении объекта на карте.
График практических работ в 3 классе
№ п/п | № урока | Дата проведения | Тема |
6 | Земля – наш общий дом. Значение воды для жизни на Земле. Экскурсия на водоём. | ||
11 | Земля – наш общий дом. Масштаб, условные обозначения карты (практическая работа). | ||
15 | Растительный мир Земли. Разнообразие растений на Земле. Проект. Начало работы над проектом. | ||
16 | Растительный мир Земли. Разнообразие растений на Земле. Работа с живыми растениями и гербарными экземплярами (практическая работа). Защита проекта « Разнообразие растений» | ||
32 | Животный мир Земли. Животные родного края. Проект Начало работы над проектом. | ||
33 | Животный мир Земли. Цепи питания. Защита проекта « Животные родного края» | ||
46 | Каким был человек в разные времена. Русская трапеза. Проект. Защита проекта «Русская трапеза» |
Предварительный просмотр:
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (2009), основной общеобразовательной программы МКОУ «Ястребовская СШ», базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, примерной образовательной программой НОО, планируемыми результатами начального общего образования, авторской программы Н.Ф. Виноградовой. Окружающий мир. УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой.
Учебно-методический комплект:
- Виноградова, Н.Ф. Окружающий мир: 3 класс: учебник для учащихся общеобразоват. учреждений: в 2 ч. Ч. 1 / Ч l. Н.Ф. Виноградова,Г. С. Калинова. – 3-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2012.
- Виноградова, Н.Ф. Окружающий мир: 3 класс: учебник для учащихся общеобразоват. учреждений: в 2 ч. Ч. 2 / Ч 2. Н.Ф. Виноградова,Г. С. Калинова. – 3-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2012.
- Виноградова, Н.Ф. Окружающий мир: 3 класс: рабочая тетрадь №1 для учащихся общеобразоват. учреждений: в 2 ч. Ч. 1 / Ч l. Н.Ф. Виноградова, Г. С. Калинова. – 3-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2014.
- Виноградова, Н.Ф. Окружающий мир: 3 класс: рабочая тетрадь №2 для учащихся общеобразоват. учреждений: в 2 ч. Ч. 1 / Ч l. Н.Ф. Виноградова, Г. С. Калинова. – 3-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2014.
Основная цель предмета — формирование социального опыта школьника, осознания элементарного взаимодействия в системе «человек — природа — общество», воспитание правильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней; понимание своей индивидуальности, способностей и возможностей.
В основе построения предмета лежат следующие принципы:
- Принцип интеграции — соотношение между естественнонаучными знаниями и знаниями, отражающими различные виды человеческой деятельности и систему общественных отношений.
- Педоцентрический принцип определяет отбор наиболее актуальных для ребенка этого возраста знаний, необходимых для его индивидуального психического и личностного развития, а также последующего успешного обучения; предоставление каждому школьнику возможности удовлетворить свои познавательные интересы, проявить свои склонности и таланты.
- Культурологический принцип понимается как обеспечение широкого эрудициоиного фона обучения, что дает возможность развивать общую культуру школьника, его возрастную эрудицию.
- Необходимость принципа экологизации предмета определяется социальной значимостью решения задачи экологического образования младшего школьника при ознакомлении его с окружающим миром.
- Принцип поступательности обеспечивает- постепенность, последовательность и перспективность обучения, возможность успешного изучения соответствующих естественнонаучных и гуманитарных предметов в среднем звене школы.
- Краеведческий принцип обязывает учителя при изучении природы и общественных явлений широко использовать местное окружение, проводить экскурсии на природу, в места трудовой деятельности людей, в краеведческий, исторический музеи и т. п.
- ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
С учетом важности расширения чувственного опыта младших школьников и необходимости связи обучения с жизнью в программе приводится перечень экскурсий и практических работ, доступных детям в этом возрасте.
Программа предусматривает проведение уроков обобщения. Цель их — оживить знания школьника, которые он получил не только в данном классе, но и за предыдущие годы обучения, и на основе этого систематизировать и обобщить полученные представления, создать стройную картину определенного исторического периода развития нашего государства.
«Окружающий мир» — предмет интегрированный. При его изучении младший школьник:
• устанавливает более тесные связи между познанием природы и социальной жизни; понимает взаимозависимости 1} системе «человек — природа — общество»;
- осознает необходимость выполнения правил поведения, сущность нравственно-этических установок; получает начальные навыки экологической культуры;
- подходит к пониманию себя как индивидуальности, своих способностей и возможностей, осознает возможность изменять себя, понимает важность здорового образа жизни;
- подготавливается к изучению базовых предметов в основной школе.
Образовательная функция предмета заключается в формировании разнообразных представлений о природе, человеке и обществе, элементарной ориентировке в доступных естественнонаучных, обществоведческих, исторических понятиях, развитии целостного восприятия окружающего мира.
Реализация развивающей функции обеспечивает осознание отдельных (доступных для понимания) связей в природном и социальном мире, психическое и личностное развитие школьника; формирование предпосылок научного мировоззрения. Обеспечивается формирование общеучебных умений — выделять существенные и несущественные признаки объекта, сравнивать, обобщать, классифицировать, понимать главную мысль научного текста, осознавать, что любое событие происходит во времени и пространстве, фиксировать результаты наблюдений. Развивающая функция предмета предполагает и формирование элементарной эрудиции ребенка, его общей культуры, овладение знаниями, превышающими минимум содержания образования.
Воспитывающая функция включает решение задач социализации ребенка, принятие им гуманистических норм существования в среде обитания, воспитание эмоционально-положительного взгляда на мир, формирование нравственных и эстетических чувств.
В основе построения курса лежат следующие принципы:
1. Принцип интеграции — соотношение между естественнонаучными знаниями и знаниями, отражающими различные виды человеческой деятельности и систему общественных отношений. Реализация этого принципа особенно важна по двум причинам: во-первых, она дает возможность учесть одну из важнейших психологических особенностей младшего школьника — целостность, нерасчлененность восприятия окружающего мира, а во-вторых, обеспечивает познание отдельных сторон действительности в их взаимосвязи, так как ее отсутствие рождает «болезнь блуждания от одного предмета к другому и интеллектуальную бестолковость» (Г. Гегель). Интеграция затрагивает не только общий подход к отбору содержания в системе «человек — природа — общество», но и более частные составляющие этой системы: «человек и предметный мир», «человек и другие люди», «человек и его самость», «человек и творческая деятельность» и др.
2. Педоцентрический принцип определяет отбор наиболее актуальных для ребенка этого возраста знаний, необходимых для его индивидуального психического и личностного развития, а также последующего успешного обучения; предоставление каждому школьнику возможности удовлетворить свои познавательные интересы, проявить свои склонности и таланты.
Актуализация знаний предполагает их отбор с учетом специфики социальных ролей данной возрастной категории, социально значимых качеств, обеспечивающих успешное взаимодействие с различными сторонами действительности.
3. Культурологический принцип понимается как обеспечение широкого эрудиционного фона обучения, что дает возможность развивать общую культуру школьника, его возрастную эрудицию. Именно поэтому большое внимание
в программе (и, соответственно, в учебниках) уделяется общекультурным сведениям — о творческой деятельности людей, научных открытиях, литературе, архитектуре, искусстве, великих ученых, деятелях искусства и т. п. В Программе 3-4 классов для реализации этого принципа введен специальный раздел: «Расширение кругозора школьников».
4. Необходимость принципа экологизации предмета определяется социальной значимостью решения задачи экологического образования младшего школьника при ознакомлении его с окружающим миром. Этот принцип реализуется через формирование у школьников элементарного умения предвидеть последствия своего поведения, сравнивать свои действия с установленными нормами поведения в окружающей среде. При этом действие принципа распространяется на отношение человека не только к природным объектам, но и к другим людям (социальная экология).
- Принцип поступательности обеспечивает постепенность, последовательность и перспективность обучения, возможность успешного изучения соответствующих естественнонаучных и гуманитарных предметов в среднем звене школы.
- Краеведческий принцип обязывает учителя при изучении природы и общественных явлений широко использовать местное окружение, проводить экскурсии на природу, в места трудовой деятельности людей, в краеведческий, исторический музеи и т. п. Все это обеспечивает накопление чувственного опыта и облегчает осознание учебного материала.
«Окружающий мир» — предмет особый. Его изучение требует использования нетрадиционных форм организации, усиления роли занятий, которые проходят вне класса (в уголке природы, на пришкольном участке, в парке, музее, физкультурном или игровом зале и пр.).
Программа предусматривает проведение уроков обобщения. Цель их — оживить знания школьника, которые он получил не только в данном классе, но и за предыдущие годы обучения, и на основе этого систематизировать и обобщить полученные представления, создать стройную картину определенного исторического периода развития нашего государства.
- ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В учебном плане на изучение предмета «окружающий мир» в 3классе отводится: 2 часа в неделю, 68 часов в год.
- ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Основная цель обучения предмету Окружающий мир в начальной школе — представить в обобщенном виде культурный опыт человечества, систему его отношений с природой и обществом и на этой основе формировать у младшего школьника понимание общечеловеческих ценностей и конкретный социальный опыт, умения применять правила взаимодействия во всех сферах окружающего мира. В данном контексте к общечеловеческим ценностям относятся: экологически ценные правила взаимодействия со средой обитания; нравственный портрет и духовное богатство человека современного общества; исторический аспект «складывания» общерусской культуры, развитие национальных традиций, взаимосвязь и взаимодействие культур народов России.
- ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ, ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ.
Таким образом, изучение предмета «Окружающий мир» позволяет достичь личностных, предметных и метапредметных результатов обучения, т.е. реализовать социальные и образовательные цели естественнонаучного и обществоведческого образования младших школьников.
Личностные результаты представлены двумя группами. Первая относится к личности объекта обучения, его новым социальным ролям, которые определяются новым статусом ребенка как школьника:
- Готовность и способность к саморазвитию и самообучению;
- Высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
- Личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с ее участниками.
Другая группа личностных результатов передает социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир:
- Формирование основ российской гражданской идентичности, понимание особой роли многонациональной России в объединении народов, в современном мире, в развитии общемировой культуры; понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные достижения;
- Воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям независимо от возраста, национальности, вероисповедания;
- Понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
- Формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.
Предметные результаты обучения нацелены на решение прежде всего образовательных задач:
- Осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;
- Обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;
- Овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира ( наблюдение, опыт, эксперимент, измерение);
- Использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;
- Расширение кругозора и культурного опыта школьника. Формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.
В соответствии со стандартом второго поколения при отборе содержания обучения и конструировании его методики особое внимание уделяется освоению метапредметных результатов естественнонаучного образования. Достижения в области метапредметных результатов позволяют рассматривать учебную деятельность как ведущую деятельность младшего школьника и обеспечивать формирование новообразований в его психической и личностной сфере. С этой целью в программе выделен специальный раздел «Универсальные учебные действия»,содержание которого определяет круг общеучебных и универсальных умений, успешно формирующихся средствами данного предмета. Среди метапредметных результатов особое место занимают интеллектуальные, регулятивные и коммуникативные действия:
- Под интеллектуальными действиями понимается способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательство и др.);
- Под регулятивными действиями понимается владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;
- Под коммуникативными действиями понимается способность в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием, повествованием.
Особое место среди метапредметных универсальных действий занимают способы получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение и др.), методы представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.)
Планируемые результаты обучения по окружающему миру
К концу обучения в третьем классе учащиеся научатся:
— характеризовать условия жизни на Земле;
— устанавливать зависимости между состоянием воды и температурой воздуха;
— описывать свойства воды (воздуха);
— различать растения разных видов, описывать их;
— объяснять последовательность развития жизни растения, характеризовать значение органов растения;
— объяснять отличия грибов от растений;
— характеризовать животное как организм;
— устанавливать зависимость между внешним видом, особенностями поведения и условиями обитания животного;
— составлять описательный рассказ о животном;
—приводить примеры (конструировать) цепи питания;
— характеризовать некоторые важнейшие события в истории российского государства (в пределах изученного);
— сравнивать картины природы, портреты людей, одежду, вещи и др. разны эпох;
— называть даты образования Древней Руси, венчания на царства первого русского царя; отмены крепостного права; свержения последнего русского царя;
— работать с географической и исторической картой, контурной картой.
К концу обучения в третьем классе учащиеся могут научиться:
— ориентироваться в понятии «историческое время»; различать понятия «век», «столетие», «эпоха»;
— анализировать модели, изображающие Землю (глобус, план, карту). Различать географическую и историческую карты. Анализировать масштаб, условные обозначения на карте;
— приводить примеры опытов, подтверждающих различные их свойства;
— проводить несложные опыты по размножению растений.
— проводить классификацию животных по классам; выделять признак классификации;
— рассказывать об особенностях быта людей в разные исторические времена
— ориентироваться в сущности и причинах отдельных событий в истории родной страны (крепостное право и его отмена; возникновение ремесел; научные открытия и др.);
— высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, сравнивать свои высказывания с текстом учебника.
Форма контроля обучающихся по предмету – тест, контрольная работа, проекты, практическая работа, сообщение, пересказ, индивидуальные задания. Промежуточная аттестация проводится в форме комплексной работы
Основные требования к уровню подготовки учащихся третьего класса.
К концу обучения в третьем классе обучающиеся научатся:
называть (приводить примеры):
- тела живой и неживой природы;
- планеты Солнечной системы (2-3);
- свойства воздуха, воды;
- состав почвы;
- древние города и их достопримечательности;
- имена отдельных руководителей государств, деятелей, просветителей Руси и России (в соответствии с программой);
- причины исчезновения растений и животных, отдельных сообществ;
К концу обучения в третьем классе обучающиеся получат возможность научиться:
различать (соотносить):
- год, век, арабские и римские цифры;
- названия русского государства и их соответствие исторической эпохе;
- растения разных групп (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые);
- животных разных групп (одноклеточные - многоклеточные, беспозвоночные - позвоночные);
- приспособления животных к среде обитания;
- особенности внешнего вида, строения животного в зависимости от среды обитания;
- понятия «земледелие», «ремесло», «торговля», «деньги»;
решать задачи в учебных и бытовых ситуациях:
- объяснять значение Солнца для жизни на Земле;
- объяснять необходимость бережного отношения человека к окружающей среде;
- характеризовать условия жизни на Земле; природные зоны России;
- характеризовать основные процессы жизнедеятельности животных;
- раскрывать значение растений и животных в природе и жизни человека;
- составлять описательный рассказ о животном (растении) по плану учителя и самостоятельно составленному;
- соблюдать правила поведения в природе; участвовать в работе в уголке природы, на пришкольном участке;
- характеризовать некоторые важнейшие события в истории российского государства (объединение славян, принятие христианства, крепостное право, возникновение ремёсел, развитие городов);
- рассказывать об особенностях жизни людей в Древней Руси, Московской Руси, России разных эпох;
- сравнивать картины природы, портреты людей, одежду, вещи разных эпох;
- работать с географической и исторической картой, глобусом (в соответствии с заданиями рабочей тетради), работать с контурной картой по заданию учителя;
- высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, сравнивать свои высказывания с текстом учебника.
- СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Третий класс (68 ч) Введение (1ч)
Где ты живешь. Когда ты живешь. Историческое время. Счет лет в истории.
Земля — наш общий дом (10 ч)
Солнечная система. Солнце — звезда. Земля — планета Солнечной системы. «Соседи» Земли по Солнечной системе.
Изображение Земли. Глобус — модель Земли. План. Карта (географическая и историческая). Масштаб, условные обозначения карты. Карта России.
Условия жизни на Земле. Солнце — источник тепла и света.
Вода. Значение воды для жизни на Земле. Разные состояния воды в зависимости от температуры воздуха. Свойства воды. Водоемы, их разнообразие. Растения и животные разных водоемов. Охрана воды и водоемов от загрязнения.
Воздух. Значение воздуха для жизни на Земле. Воздух — смесь газов. Охрана воздуха.
Почва — среда жизни организмов. Состав почвы. Плодородие почвы. Охрана почв.
Природные зоны России: ледяная зона, тундра, тайга, смешанные леса, степь, пустыня (общая характеристика).
Расширение кругозора школьников. Представления людей древних цивилизаций о происхождении Земли. История возникновения жизни на Земле. Как человек исследовал Землю. История возникновения карты.
Растительный мир Земли (11 ч)
Распространение растений на Земле, значение растений для жизни. Растения и человек. Разнообразие растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные (голосеменные), цветковые, их общая характеристика.
Растения — живые тела (организмы). Жизнь растений. Продолжительность жизни: однолетние, двулетние, многолетние. Питание растений. Роль корня и побега в питании. Размножение растений. Распространение плодов и семян.
Охрана растений.
Расширение кругозора школьников. Разнообразие растений родного края. Ядовитые растения. Предупреждение отравлений ими.
Грибы (1 ч)
Отличие грибов от растений. Разнообразие грибов. Съедобные и несъедобные грибы.
Расширение кругозора школьников. Правила сбора грибов. Предупреждение отравлений грибами.
Животный мир Земли (11ч)
Животные — часть природы. Роль животных в природе. Животные и человек. Разнообразие животных: одноклеточные, многоклеточные, беспозвоночные, позвоночные (на примере отдельных групп и представителей).
Животные — живые тела (организмы). Поведение животных. Особенности жизнедеятельности животных: передвижение, питание, дыхание, выделение. Размножение. Поведение животных. Приспособление к среде обитания. Охрана животных. Охрана животного мира.
Расширение кругозора школьников. Животные родного края. Цепи питания. Как животные воспитывают своих детенышей.
Каким был человек в разные времена (исторические эпохи) (14 ч)
Названия русского государства в разные исторические времена (эпохи).
Портрет славянина в Древней, Московской Руси, в России. Патриотизм, смелость, трудолюбие, добросердечность, гостеприимство — основные качества славянина.
Крестьянское жилище. Городской дом. Культура быта: интерьер дома, посуда, утварь в разные исторические времена. Одежда. Костюм богатых и бедных, горожан и крестьян, представителей разных сословий (князя, боярина, дворянина).
Расширение кругозора школьников. Происхождение имен и фамилий. Имена в далекой древности. Во что верили славяне. Принятие христианства на Руси.
Как трудились люди в разные времена (исторические эпохи) (20 ч)
Что такое земледелие. Хлеб — главное богатство России. Крепостные крестьяне и помещики. Отмена крепостного права. Рыболовство и охота на Руси и в России. Ремесла. Возникновение и развитие ремесел на Руси, в России (кузнечное, ювелирное, гончарное, оружейное и др.). Знаменитые мастера литейного дела. Андрей Чохов. Появление фабрик и заводов. Рабочие и капиталисты.
Торговля. Возникновение денег.
Развитие техники в России (на примере авиации, автостроения). Освоение космоса. Строительство. Первые славянские поселения, древние города (Великий Новгород, Москва, Владимир).
Расширение кругозора школьников. Орудия труда в разные исторические эпохи. «Женский» и «мужской» труд. Особенности труда людей родного края. Как дом «вышел» из-под земли.
Уроки-обобщения. Древняя Русь (повторение 2 класса); Московская Русь (основные исторические события, произошедшие до провозглашения первого русского царя); Россия (основные исторические события, произошедшие до 1917 года).
Экскурсии. В природные сообщества (с учетом местных условий), на водный объект с целью изучения использования воды человеком, ее охраны от загрязнения. В краеведческий (исторический), художественный музеи, на предприятие (сельскохозяйственное производство), в учреждение быта и культуры.
Опыты. Распространение тепла от его источника. Смена сезонов, дня и ночи. Роль света и воды в жизни растений. Состав почвы.
Практические работы. Работа с картой (в соответствии с заданиями в рабочей тетради).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ОКРУЖАЮЩИЙ МИР 1 КЛАСС, НАЧАЛЬНАЯ СТУПЕНЬ Срок реализации программы 2013-2014 учебный год
Рабочая программа составлена на основе авторской программы Дмитриевой Н.Я., Казакова А.Н. «Окружающий мир 1 класс», «Система Л.В.Занкова», Самара: Издательство «Учебная литература»: Издате...
Рабочая программа по предмету "Русский язык" 4 класс. "Начальная школа XXI века".
Рабочая программа по предмету "Русский язык" 4 класс. "Начальная школа XXI века"....
Рабочая программа по предмету русский язык (3 класс) "Начальная школа 21 века"
Рабочая программа предмета «Русский язык» составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ М...
Рабочая программа по предмету литературное чтение (3 класс) "Начальная школа 21 века"
Рабочая программа по литературному чтению разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным ...
Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир», 4 класс начального общего образования для УМК «Перспективная начальная школа»
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе примерной рабочей программы...
Рабочая программа учебного предмета "русский язык" 1 класс (Начальная школа 21 века)
Рабочая программа учебного предмета "русский язык" составлена на основе авторской УМК "Начальная школа 21 века " : курса "Обучение грамоте " по "Букварю "Ч1, Ч2...
Рабочая программа по предмету "Окружающий мир" 2 класс. "Начальная школа XXI века".
Рабочая программа по предмету "Окружающий мир" 2 класс. "Начальная школа XXI века"....