Конспект урока окружающего мира в 1 классе по теме «Кто такие насекомые?»
методическая разработка по окружающему миру (1 класс) на тему

Зубкова Наталия Ивановна
Конспект урока окружающего мира в 1 классе по теме «Кто такие насекомые?»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_okr_mira_kto_takie_nasekomye.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока окружающего мира в 1 классе

по теме «Кто такие насекомые?»

Цель: познакомить с признаками насекомых и показать их разнообразие и красоту.

Задачи: учить отличать насекомых от других животных, используя основной признак.

Планируемые результаты:

*предметные: знать главные признаки насекомых; отличать насекомых от других животных.

*Метапредметыне: формулировать учебную задачу урока, стремиться ее выполнять; получать информацию из иллюстраций учебника; вступать в учебный диалог; осуществлять самопроверку с помощью учебника.

*Личностные: иметь целостный взгял на мир; проявлять самостоятельность и ответственность за свой выбор.

Технологии: Проблемно-диалоговое обучение, учебно-исследовательская деятельность

Ресурсы урока: Плешаков А.А. Учебник, ч.1., стр.32-33; рабочая тетрадь, ч. 1, стр. 22-23; презентация с фотографиями и изображениями насекомых и других животных (пака, гусеницы, рака), Большая энциклопедия животного мира.

Этапы урока

Деятельность учителя и учащихся

Орг. момент

Проговаривание стихотворения с движениями

Придумано кем-то просто и мудро,

При встрече здороваться: «доброе утро!»

Доброе утро солнцу и птицам,

Доброе утро улыбчивым лицам.

И каждый становится добрым, доверчивым.

Пусть доброе утро длится до вечера.

Актуализация знаний

-Какое время года за окном? (осень)

-Как называется осеннее явление, когда с деревьев опадают листья? (листопад)

-У нас тоже опали листочки. Давайте определим, с каких деревьев они опали?

Использование тестовых заданий из раздела «что такое листья? Что такое хвоинки?»

Кого мы можем изредка встретить на этих листочках. Хвоинках или на цветочках? (насекомых)

Постановка цели и учебной задачи

-Откройте учебник на стр.32. Рассмотрите картинку.

-Назовите среди данный представителей живой природы насекомого. (мнения учеников расходятся)

- Поднимите руку, кто считает, что насекомое – это паук. Почему? А кто считает по другому? Почему?

-Мудрая Черепаха утверждает, что на рисунке изображено лишь одно насекомое. Кто же из нас тогда прав, ведь мы назвали много представителей? Вам не кажется, что мы запутались? (кажется)

-В чем мы должны сегодня разобраться? (Кто такие насекомые? Как их выделить среди других животных?)

Открытие детьми нового знания

-Мудрая Черепаха все знает. Она прочитала в энциклопедии, что бабочка – это насекомое. Давайте рассмотрим, какие части тела у нее есть.

-Как у любого животного, у нее есть что? (голова)

-Что располагается на голове у насекомого? (глаза и усики)

-Сколько глаз у бабочки? (2 глаза)

-Зачем нужны глаза насекомым?

-Глаза у насекомого состоят из множества секторов, поэтому они способны видеть во все стороны, не поворачивая головы.

Дети рассматривают увеличенные под микроскопом глаза насекомого.

-Вы правильно назвали, что сверху на голове у насекомого располагаются усики. Сколько их? (два)

-Для чего они нужны? (чувствовать все вокруг, улавливать звуки)

-Усики – самый главный орган чувств у насекомого.

- Они бывают разными. Например, у комара усики мохнатые, он ими улавливает колебание воздуха.

Усики мухи короткие и со вздутиями.

Дети рассматривают увеличенные под микроскопом усики мухи.

Как ниточки усики у кузнечика. Они в 2 раза длиннее его тела. Они помогают ему ощупывать предметы вокруг себя.

А усики дровосека словно пилочки.

Физминутка

-Давайте вспомним физминутку про бабочку

Утром бабочка проснулась,

Потянулась, улыбнулась…

Открытие детьми нового знания

-Тело бабочки делится на две части. Как они называются? (грудь и брюшко)

- Покажем эти части тела у стрекозы и божьей коровки. Двое детей работают у доски.

- -Что необычного заметили в этих частях тела? (у стрекозы брюшко длиннее, чем грудь)

-Что расположено на груди у бабочки? (ноги)

-Сколько их, посчитайте? (шесть)

-Сколько ног у остальных насекомых? (тоже шесть)

-Какой вывод можем сделать? (У всех насекомых по 6 ног)

-Что еще располагается на груди у бабочки? (крылья)

-Сколько их? (четыре)

-Покажите крылья у стрекозы и божьей коровки.

- Всегда ли бывает у насекомого по 4 крыла? (нет, иногда бывает по 2)

-Зачем нужны крылья насекомым? 9передвигаться)

-Зачем им необходимо передвигаться? (чтобы находить пищу или прятаться)

-Крылья у всех насекомых разные. Большие крылья плавно порхают, а маленькими приходится часто двигать, поэтому появляется шум: писк у комара или жужжание у жука.

Первичное применение полученных знаний

-Какие части тела мы выделили у всех насекомых? (голова, усики, глаза, 6 ног, брюшко, грудь, крылья)

-Муравьишка-Вопросик сомневается, насекомое ли он или нет. Давайте ему поможем разобраться.

У детей на столах карточки с Муравьишкой для подписания частей тела.

-Найдите Муравьишку у себя на столах. Подпишите, какие части тела у него есть.

Самостоятельная работа детей по нахождению частей  тела Муравьишки и соотнесению их с частями тела насекомого.

-Какие части тела нашли? Кто покажет их у доски?

-Что не хватает Муравьишке как любому насекомому? (крыльев)

-Так мы можем сказать, что Муравьишка-Вопросик насекомое, раз у него есть все части тела как у насекомого, но нет крыльев? (У детей вновь возникает затруднение)

-Где можем найти ответ? (в энциклопедии)

-Заглянем туда.

-Что мы обнаружили? (Что муравьи бывают летающими и ползающими. У летающих муравьев есть крылья, а у ползающих нет. Но муравьи – это одно семейство. Значит Муравьишка – это насекомое)

Закрепление

-Вернемся к началу урока. О ком из представителей живой природы говорила Мудрая Черепаха, кто из них является насекомым? (богомол)

-Почему богомол – это насекомое? Какие части тела у него есть?

-А паук – это насекомое? (нет)

-Докажите.

-Назовите других насекомых, о которых не шла речь на уроке? (клоп, шмель, оса, пчела и др.)

Работа в тетради.

-Давайте раскрасим в тетради шмеля и кузнечика.

-Почему насекомые такие разнообразные по цвету? (живут в разных местах)

-Для чего им нужна такая окраска? (прятаться, маскироваться, защищаться)

-Насекомые очень интересно умеют маскироваться. Например бабочки, обитающие в деревьях имеют какой цвет? (зеленый)

-а найдите эту бабочку. Она спряталась на коре деревьев.

-А здесь кого вы разглядели среди веток дерева? (палочник)

-Для чего они прячутся? (чтобы их не съели)

-Насекомые очень хорошо умеют защищаться, ведь они такие маленькие.

Рефлексия

-О ком говорили на уроке?

-Как их отличить от остальных животных?

-Что необычного для вас было на уроке?

-Что показалось трудным?

Итог урока

-Кто из вас достиг цели и теперь сможет объяснить маме и папе, кто такие насекомые и чем они отличаются?

-Насекомых на планете миллионы видов. Но, к сожалению, не все люди их ценят. Посмотрите, что делают Мудрая Черепаха и Муравьишка-Вопросик с бабочкой? (зашивают крыло)

-Как такое могло произойти?

-что нужно делать, чтобы такого не допускать?

-А можно ли убивать жука или муху, если они по случайности залетели к вам в дом? (нет, его надо отпустить)

-Кто отныне будет поступать аккуратно с насекомыми?

-Спасибо вам, ребята, за вашу активную работу на уроке.

Контрольно-оценочная деятельность

-Я бы хотела отметить ребят, которые активно работали, отвечали рна уроке, тянули руки, и оценить их работу смайликом.

-Хотела бы поблагодарить тех учащихся, которые слушали на уроке и их глазки горели.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект к уроку Окружающего мира 3 класс тема - "Что такое гигиена".

Предмет: окружающий мирКласс: 3БТема: «Что такое гигиена»Цели урока: ознакомление с основными гигиеническими правилами (выработка хорошей осанки, уход за зубами, правильное питание); продо...

Технологическая карта урока окружающего мира (3 класс). Тема: "Что такое Бенилюкс" УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: создание условий для  первоначального представления учащихся о странах Бенилюкса; ознакомление с некоторыми достопримечательностями этих государств.Планируемые результа...

Технологическая карта урока окружающего мира (3 класс). Тема: "Что такое Бенилюкс" УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: создание условий для  первоначального представления учащихся о странах Бенилюкса; ознакомление с некоторыми достопримечательностями этих государств.Планируемые результа...

Конспект по окружающему миру 3 класс. Тема: "Что такое Бенилюкс?" УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: знакомство со странами Бенилюкса, экономикой этих стран; формирование умения ориентироваться по карте; развитие познавательного интереса, кругозора.Планируемые результатыПре...

Конспект урока окружающего мира «Какие бывают водоемы? Что такое река?» (УМК «Новая школа XXI века» 2 класс )

Тема: «Какие бывают водоемы? Что такое река?»Цели деятельности учителя: формирование знаний о понятии «река»; формирование знаний о характеристике реки; формирование умения опр...

Конспект урока окружающего мира «Какие бывают водоемы? Что такое болото?» (УМК «Новая школа XXI века» 2 класс )

Тема: «Какие бывают водоемы? Что такое болото?» Цели деятельности учителя: знакомство с понятиями «водоём», «болото»; формирование знаний об особенностях растительн...

Урок окружающего мира 1 класс Тема «Кто такие насекомые?»

Для реализации современных требований к уроку используются современные образовательные технологии. Технологии деятельностного обучения - механизм реализации системно-деятельностного подхода ФГОС....