Конспект урока по окружающему миру : " Общение".
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Цель :

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vezhlivoe_obrashchenie.docx28.72 КБ

Предварительный просмотр:

Урок

Речь и культура общения   в 2 классе.

Тема:  « Вежливое обращение».

Цели: познакомить с понятиями «вежливость», «вежливое общение», «вежливая речь», «вежливое поведение»; научить детей различать такие понятия, как «вежливая речь» и «вежливое поведение»; вежливо приветствовать, прощаться, благодарить, выражать просьбу; умственное употребление вежливых слов; быть внимательным к старшим.

Оборудование: Для учителя – учебник Т.А. Ладыженской «Детская риторика в рассказах и рисунках» для 2 класса; толковый словарь русского языка Ожегова и Шведовой; этимологический словарь; фразеологический словарь; таблички с ключевыми словами, рисунки солнышка и облачка для речевой разминки; элементы костюмов для сценок.

                             Для ученика - учебник Т.А. Ладыженской «Детская риторика в рассказах и рисунках» для 2 класса; тетради для работ по риторике.

Ход занятия.

1Организационный момент.

Долгожданный звонок –

Начинается урок.

Проверь, дружок

Готов ли ты начать урок?

Все ль на месте

Все ль в порядке:

Книжка, ручка и тетрадка.

Урок начинается с приветствия гостей. Дети читают стихотворение В.Кривошеевой

«Доброе утро».

Придумано кем-то

Просто и мудро

При встрече здороваться:

- Доброе утро! (к учителю)

Доброе утро

Солнцу и птицам

Доброе утро

Улыбчивым лицам (поворачивается к гостям)

И каждый становится

Добрым, доверчивым…

Доброе утро

Длится до вечера.

Учитель: Добрый день , доброе утро! Когда мы произносим эти слова, то искренне желаем тем, с кем встречаемся, добра и радости. И наше сердце открывается для искренних и добрых

людей. Дорогие ребята! Постарайтесь сегодня постичь истину – «добру откроется сердце». Послушайте, пожалуйста, отрывок из стихотворения          В. Суслова.

Чтец: Где красота – там доброта.( голос по магнитофону)

        Их разлучить ничто не может.

Любая светлая мечта

На двух подруг всегда похожа.

И нам без них не обойтись

Ни светлым днем, ни днем дождливым.

И если хочешь быть красивым,

То добротою поделись!

- Каким бы вы хотели видеть наш урок?

(Веселым, интересным, познавательным).

- От чего это зависит? (От того, как мы будем отвечать, внимательно слушать учителя и друг друга).

- Правильно. Я желаю, чтобы этот урок прошел с пользой, и чтобы вы узнали что-то новое. Может быть, вам даже удастся открыть что-то необычное в себе и своих друзьях.

Проверка домашнего задания. Звуковая гимнастика.  Речевая разминка.

 (Тренировка свободного дыхания)

Открыть и закрыть глаза. Открыть и закрыть рот. Пошевелить ноздрями, как бы раздувая их. Массировать полость рта круговыми движениями языка. Задуть свечу (свечи).

Массировать уши по ходу их изгибов.

3. Прикусывание верхней и нижней губ.

4. Языком прокалывание щеки.

      5.  Цокаем языком.

       6. Наклон вперед – вдох (спина прямая).

И.п. – выдох (с широко открытым ртом). Упражнение выполняются 5-6 раз.

Сегодня к нам на урок заглянуло солнышко из стихотворения Эммы Мошковской.

На доске рисунок. Учитель читает стихотворение.

Встало солнце  кислое,

Смотрит – небо скисло.

В кислом небе  кислое

Облако повисло…

И спешат несчастные

Кислые прохожие

И едят ужасно

Кислое мороженое…

Даже сахар кислый!

Скисло все варенье!

Потому что кислое

Было настроение.

- А кто хочет прочитать стихотворение?

(Дети читают).

- Почему прохожие в стихотворении «несчастные»? что значит «кислое» настроение? А как мы узнаем, что у человека «кислое» настроение?

(По выражению лица, по его словам и поступкам).

- Дети, а как можно «поднять» настроение? Можно ли это сделать с помощью комплимента? Поднимите настроение «солнышку»!

(Учащиеся говорят комплименты «солнышку», а учитель незаметно переворачивает рисунок).

- Весело ли стало нам? Поднялось ли у нас настроение? Попробуйте сделать вывод.

(Нужно говорить людям добрые слова, и им, и нам становится от этого лучше, радостнее).

   

 Загадка.

 - Ребята, а сейчас отгадайте загадку:

        Есть у радости подруга

        В виде полукруга,

        

    На лице она живет:

        То куда-то вдруг уйдет,

        То внезапно возвратится.

        Грусть – тоска ее боится!

                        (улыбка)

- Улыбка нужна нам самим и предназначена другим людям, чтобы им было с нами хорошо, легко и радостно. Поэт Владимир Солоухин говорит: «Это ужасно, если за десять дней тебе  никто не улыбнулся и ты никому не улыбнулся. Душа зябнет и каменеет». Давайте улыбнемся друг другу!

А теперь ответьте на вопрос: « В каких ситуациях особенно важно улыбнуться собеседнику?» (Ответы учащихся).

3Работа с терминами. Сообщение темя занятия.

Учитель: Тему нашего занятия  вы узнаете, если правильно пройдете по лабиринту и соберете по пути все буквы.

Вариант 1: Работа в группах.

Вариант 2: Работа на доске.

Дети: Получилось слово ВЕЖЛИВОСТЬ.

Учитель: Правильно. Тема занятия – вежливость.

-Очем же мы будем говорить на уроке?

        О вежливости, вежливом общении, вежливом поведении .

Дети записывают в тетради тему урока.

      - Что это такое? Какого человека можно назвать вежливым?

      Дети: Вежливый ребенок хорошо себя ведет, не балуется, говорит вежливые слова и не грубит, помогает другим.

Учитель: Вежливость – это доброе поведение, почтительность. Слово это произошло от старинного слова ВЕЖЕСТВО, которое означало учтивость, ученость.

Анализ речевых ситуаций.

- Какие вы знаете слова благодарности? (спасибо, большое спасибо, благодарю вас).

1) Как вы благодарите маму за очень вкусный обед? (спасибо, мамочка, обед был очень вкусный).

2) А вот что произошло на одном дне рождения: имениннику неожиданно принесли в подарок две одинаковые машинки. Что вы посоветуете мальчику? Вежливо  поблагодарить гостей за подарок – ведь они оба хотели сделать тебе приятное (Большое спасибо, у меня теперь будут две отличные машинки. Теперь мы вместе

сможем в них играть); вежливо поблагодарить гостей за подарки. Но заметить, что две одинаковые машинки не нужны (спасибо, но у меня уже есть такая машинка. Что мне делать с двумя?).

Беседа.

- Как вы считаете, можно ли людей, показанных в этих сценках, считать вежливыми? А что такое вежливость?

( Воспитанность, хорошее поведение, соблюдение правил поведения).

В словаре С.И. Ожигова о вежливом человеке говорится так: «Вежливый – соблюдающий правила приличия, воспитанный, учтивый».

Учитель обобщает материал и ставит ключевые слова на доску.

- Вежливые люди – воспитанные люди, которые соблюдают правила поведения, принятые в обществе. Вежливый человек – учтивый, внимательный. С ним легко устанавливать и поддерживать контакт.

 4 Работа с учебником.

- Ребята, прочитайте отрывок их стихотворения Л. Щипахиной на с.96.

… Счастливей, чем счастье подкова,

Дороже, чем горсть серебра…

Спасибо за доброе слово.

Спасибо за слово добра.

… Скажите мне доброе слово,

А я приумножу его.

- Что хочет сказать автор? Что значит «приумножу его»? приведите пример. (ответы учащихся).

- Сделайте вывод, почему так важны добрые слова?

Затем учитель делает вывод.

- Итак, добрые слова – а к ним относятся и вежливые слова – поднимают настроение, говорят об уважении говорящего к собеседнику, о его чуткости, такие, готовности оказать услугу тому, кто в ней нуждается. Именно поэтому они «дороже» чем горсть серебра. Поэтому не надо скупиться на добрые слова!

А кто вспомнит слова Г. Рыленкова, которые мы брали эпиграфом к прошлому уроку?

(На доброе слово не надо скупиться. Сказать это слово – что дать напиться).

  5Вежливые слова на других языках.

- Поэт Владимир Солоухин о словах говорит так:

Когда ты хочешь молвить слово,

Мой друг, подумай, не спеши,

Оно бывает то сурово,

То рождено теплом души.

- Какие же вежливые слова рождаются теплом души?

- А кто знает вежливые слова на иностранных языках? (ответы детей).

Английский:  Please – пожалуйста.

                        Thank you – спасибо.

                        Good morning (day, evening, night) – доброе утро (день, вечер, ночь).

                       Excuse  me – извините.

                        I am sorry – простите.

Немецкий: Danke schon – спасибо.

                   Guten Tag – добрый день.

                    AuI Wiedersehen – до свидания.

Мордовский (эрзя): Васта мазонок – до свидания

                                  Шумбрат – здравствуйте.

- Молодцы, ребята!

Из истории вежливых слов.

Учитель: А что вы знаете о происхождении вежливых слов?

1 уч.: Здравствуйте, ребята! Так каждый день говорим мы. А жители Древнего Китая, Монголии, Египта обменивались фразами: «Ели вы сегодня?» или «Здоров ли ваш скот?». А жители Африки – зулусы говорят при встрече: «Я тебя вижу!»

2 уч.:  Самое простое слово здравствуйте означает: «Я вижу тебя, человек! Ты мне приятен. Знай, что я тебя уважаю и хочу, чтобы ты ко мне хорошо относился. Я желаю тебе доброго здоровья, мира, счастья».

уч.: Движения и жесты, которыми издавна обменивались люди во время приветствия, были очень разнообразными:  одни кланялись в пояс, другие падали на колени и ударялись лбом о землю, третьи подносили руку ко лбу и к сердцу, четвертые   прикасались носами, пятые показывали язык и так далее.

          4 уч.: Слово спасибо известно в русском языке с 16 века. Оно                 произошло от слов спаси бог. Теперь слово спасибо – отдельное слово. В конце второго слова изсчезла

буква г, и образовалось слово, которое передает следующий смысл «Я вас благодарю и желают вам всех благ».

        5 уч.: А слово благословлять произошло от слов говорить благое, т.е. доброе слово. Благословлять – значит желать добра.

        Учитель: Спасибо ребята, что приготовили для нас этот материал. Очень интересные сведения об этих и других вежливых словах вы можете найти в этимологическом и фразеологическом словарях. (Учитель показывает книги и ставит на выставку).

Учитель:  Богат и прекрасен наш родной русский язык. Много в нем замечательных слов: добрых и ласковых, смелых и суровых, чистых и ясных. Но есть особые, волшебные слова. Давайте вспомним все волшебные слова и соберем их в эту шкатулку.

Формы приветствия:

Здравствуйте

Доброе утро

Добрый день

Добрый вечер

Формы прощания:

До свидания

До скорой встречи

Формы благодарности:

Спасибо

Большое спасибо

Благодарю вас

Формы пожеланий:

Всего хорошего

Всего доброго

Будьте здоровы

Спокойной ночи

Приятного аппетита

5.Формы извинения:

                Простите,  пожалуйста

                Извините, пожалуйста

Формы просьбы:

Пожалуйста

Будьте добры

Будьте любезна

Прошу вас

Укажут от ворот,

Извини,

Пожалуйста,

Прости

И разреши.

Это не слова, а ключи от души.

Кроме нашей спутницы –

Таблицы умножения –

Есть еще таблица –

Таблица уважения!

Помните, как азбуку,

Как дважды два:

«Спасибо» и «пожалуйста»-

Волшебные слова!

Всюду, где нескромному

Вежливый попросит

И пройдет.

Перед словом вежливым

Двери отворяются!

Пусть оно почаще всюду повторяется,

Помните, как азбуку,

Как дважды два:

«Спасибо» и «Пожалуйста»-

Волшебные слова.

Дети по очереди читают стихи.

                        

                        Здравствуйте.

- Здравствуйте! – ты скажешь человеку

- Здравствуй! – улыбнется он в ответ,

И, наверно, не пойдет в аптеку,

И здоровым будет много лет.

           Добрый день.

- Добрый день! – тебе сказали.

- Добрый день! – ответил ты.

Как две ниточки связали

Теплоты и доброты.

                        Добрые слова.

За что мы говорим «спасибо»?

За все, что делают для нас.

И мы припомнить не смогли бы,

Кому сказали, сколько раз.

                        Доброго пути.

Нам желают «Доброго пути!» -

Будет легче ехать и идти.

Приведет, конечно, добрый путь

Тоже к доброму чему-нибудь.

        

                        Простите.

Простите, я больше не буду

Нечаянно бить посуду

И взрослых перебивать,

И что обещал – забывать.

А если я все же забуду, -

Простите, я больше не буду.

                        Пожалуйста.

Отменить что ли, слово «пожалуйста»?

Повторяем его поминутно.

Нет, пожалуй, что без «пожалуйста»

Нам становится неуютно.

     Извини,

     Пожалуйста,

     Прости

   

       И разреши.

     Это не слова, а ключи от души.

     Кроме нашей спутницы –

     Таблицы умножения –

     Есть еще таблица –

    Таблица уважения!

    Помните, как азбуку,

    Как дважды два:

   «Спасибо» и «пожалуйста»-

    Волшебные слова!

    Всюду, где нескромному

     Укажут у ворот

    Вежливый попросит

    И пройдет.

    Перед словом вежливым

   Двери отворяются!

   Пусть оно почаще всюду повторяется,

   Помните, как азбуку,

   Как дважды два:

  «Спасибо» и «Пожалуйста»-

   Волшебные слова.

 8  Попробуем сочинить стихотворение о вежливости на уроке.

Учитель (не дочитывает фразу до конца).

На уроке будь старательным,

Будь спокойным и … (внимательным).

Все пиши не отставая,

Слушай… (не перебивая).

Говорите четко, внятно,

Чтобы было все … (понятно).

Если хочешь отвечать –

Надо …. (руку поднимать)

На математике считают,

На перемене …. (отдыхают).

Будь прилежным на уроке.

Не болтай: ты … (не сорока).

Если друг стал отвечать,

Не спеши …. (перебивать).

А помочь захочешь другу –

Подними … (спокойно руку).

Знай: закончится урок,

Коль услышал ты …. (звонок).

Когда звонок раздался снова…

(К уроку будь всегда готовым).

11Если встретился знакомый,

Хоть на улице, хоть дома –

Не стесняйтесь, не лукавствуй,

А скажи погромче … (здравствуй)

       12. Вылез Крот на белый свет        

            И сказал Ежу… (привет)

      13. Если просишь что-нибудь,

            То сначала не забудь

            Разомкнуть свои уста

            И сказать … (пожалуйста)

 14 Если невежей прослыть не хотите,

Очень прошу вас – будьте мудры,

Вежливым словом просьбу начните:

Будьте… (любезны),

Будьте… (добры).

  15 Порвал Воробей

Паутинные нити.

Чирикнул смущенно:

- Ну… (извините)!

        16. Если встретилась компания,        

              Не поспешно, не заранее,

              А в минуту расставания

              Всем скажите… (до свидания)

  17  Когда я что-то подарю,

 Мне говорят:… (благодарю)

 Тебе подарят что-нибудь –

  Благодарить не позабудь!

  18  Если словом или делом

  Вам помог кто-либо,

  Не стесняйтесь громко, смело

  Говорить….(спасибо)

  19  Играл Медвежонок на кухне в футбол

  И перебил ненароком посуду.

  К Медведице-маме понурый пришел:

…(прости) меня, мама, я больше не буду!

Ребята:  Если хочешь, чтобы у тебя всегда было много друзей:

Памятка.

Не груби свои товарищам. Не называй обидными словами. Не давай им прозвищ.

Не старайся кого-нибудь ударить или толкнуть, чтобы занять

      удобное для тебя  место.

Не забывай здороваться со всеми своими друзьями. Даже с теми из них, кто совсем маленький. Дружить можно и нужно и с малышами, и с мальчиками, и с девочками.

Если ты обиделся на своего друга, постарайся поскорей забыть и простить ему свою обиду. Не злись.

Если твой друг просит у тебя какую-нибудь игрушку или посмотреть –почитать книгу, не отказывай ему. Не жадничай!

Если ты сам взял у друга книгу или игрушку, обращайся с этими вещами аккуратно и не забудь возвратить из вовремя (когда просит твой друг или когда ты сам пообещал).

Если ты всегда будешь выполнять эти правила, у тебя будет много хороших и добрых друзей, которые будут любить тебя и всегда придут на помощь в трудную минуту.

Правила вежливости.

Пользуйся словами вежливого обращения: ____________

Будь приветлив и вежлив со всеми (окружающими)___________________

Не (перебивай)______ взрослых, не вмешивайся в их разговор.

Слушай старших (МОЛЧА)________, стой при этом спокойно, смотри в (в глаза)______ собеседнику.

С уважением относись к труду и отдыху старших, не мешай (им)_________, не шуми, не капризничай.

Вед.: Следующее испытание называется «Эрудицион». Вам предстоит ответить на вопросы.

Вопросы:

Может ли юноша, здороваясь с девушкой, держать руки в кармане?

- может

- может, если у него в кармане кошелек с крупной суммой денег

Не может, он обязан вынуть руки из кармана.

Можно ли не принять руку, протянутую для рукопожатия?

- можно

- нельзя

- это может себе позволить в отдельных  случаях только женщина.

Если незнакомый человек на улице, обознавшись, поздоровался с вами, как нужно поступить?        

      - сделать вид, что не заметили приветствия

        - ответить приветствием

        - объяснить незнакомому человеку его ошибк

4. Вы обгоняете идущую впереди вас знакомую. Кто из вас должен поздороваться                  первым?

        - тот, кто обгоняет

        - тот, кого обгоняют

        - одновременно

     5. В помещение, где двое юношей входит девушка. Кто в этом случае здоровается    первым?

        - девушка

        - юноши хором

        - тот, кто вежливый

Ключ:3,3,1,1,1.

       

 9  Релаксация

          Учитель:      Отправимся в путешествие на волшебном облачке. Это путешествие необычное – под музыку вы мысленно перенесетесь совсем в другое место.

        Сядьте поудобнее, голову положите на руки, глаза закройте. Прислушайтесь к своему дыханию. Оно становится спокойным, ровным, размеренным. Спокойный вдох – спокойный выдох. Спокойный вдох – спокойный выдох. Представьте себе, что мягкие, теплые, пушистые облачка подплыли к порогу у школы. Каждый из нас по очереди садится, как в кресло, на сове облачко. Мы немедленно поднимаемся вверх и начинаем наше путешествие. Яркое ласковое солнце нежно согревает нас. Мы проплываем над лесом. Давайте опустимся ниже и поплывем мимо хрупких березок, стройных сосен и пушистых елочек. Дотронемся до иголочек елки. Чувствуется нежное покалывание в пальцах рук. Поют птицы.   Вдохните глубоко. Как хорошо в лесу дышится! Как свободно!

Легкий ветерок несет нас все дальше. Сделаем глубокий вдох, затем глубокий выдох, снова вдох и выдох. Взгляните еще раз на лес, прощаясь с ним. Плывем на облачках назад, в школу.

        Теперь откройте глаза , подвигайте головой, плечами, потянитесь, улыбнитесь. Путешествие наше закончилось. Давайте подумаем,  кого бы вы хотели из героев сказок  видеть рядом на облачке во время своего путешествия? С кем бы вы хотели поделиться впечатлениями? С кем бы из героев хотели подружиться?  

.(оценим вашу работу на уроке)

«5»-7,6 баллов

«4»-5,4 балла

«3»-3 балла

«2»-2,1 балла

10  Домашнее задание.

Дети должны сосчитать, сколько вежливых слов сказал каждый и сколько услышал в ответ.  (За один день). Затем найти и записать пословицы о добрых словах, добрых делах.

Прощаться нам пришла пора…

И речь закрыть пора.

О ней узнали много слов

И много всяких всячин,

И если ты запомнил их

Не зря урок потрачен.

Ученики:

Настанет, друзья, счастливое время,

Настанут чудесные дни:

Ребята приветливы будут со всеми,

Грубить перестанут они.

Не будет детей нехороших,

Придут золотые года,

И в комнату в грязных ботинках

Не будут входить никогда.

Пусть грубость исчезает навеки,

Пускай по рецептам врачей

Появится в каждой аптеке

Лекарство для грубых детей.

Ребенок вертелся на стуле.

Шумел и ко всем приставал,

Ему прописали пилюли –

Он принял и вежливым стал.

Грубить не будут дети,

Не будут грызть ногтей,

И станут все на свете

Любить таких детей.

Подует ветер свежий,

Фиалки расцветут?

Исчезнут все невежи,

Навеки пропадут.

УЧИТЕЛЬ:  В каждом из нас есть маленькое солнце – доброта. Доброта – это стремление  человека дать полное счастье всем людям, всему человечеству.

Понять и исполнить

Желание другого –

Одно удовольствие,

Честное слово.

А добро, сделанное втайне,

Отплатится явно.

Вед.:  Эти добрые слова всем известны давно. Они просты и не новы, но я еще повторяю все равно: добрые люди, будьте здоровы.

        Итак, давайте будем добрее друг к другу и чаще друг другу улыбаться. И все будет хорошо.

Вед: Молодцы, ребята! А теперь ответьте, пожалуйста на вопрос: а где же находится царство вежливости и доброты?

Ученик:        В сердце


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по окружающему миру, 3 класс(Тема:"как человек воспринимает окружающий мир")

Конспект и презентация о том как человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств....

конспект урока по Окружающему миру "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний"

Конспект урока по ОМ "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний". Использумые технологии: информационная, развивающая, проблемная.Методы: словесные, наглядные, деятельностные, практические(выполнение ...

Конспект урока по окружающему миру на тему "Страны мира" 2 класс.

Цель: «Введение понятия «физическая » и «политическая карта мира», знакомство с некоторыми странами мира, воспитание чувства гордости за Россию».Задачи: - достижение личностных результатов 1) формиров...

Конспект урока по окружающему миру. 2 класс. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу "Общение"

Конспект урока по окружающему миру. 2 класс. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу "Общение"...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс "В мире звука"

Материал содержит конспект урока по окружающему миру. Соответствует требованиям  ФГОСНОО, в уроке ярко выражен системно-деятельностный подход...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс "Весна в мире птиц и зверей"

На данном уроке учащихся познакомятся с весенним поведением птиц и зверей, научатся объяснять весенние изменения в жизни животных....

Конспект урока по окружающему миру для 4 класса на тему "Зима в мире растений"

Конспект урока по окружающему миру для 4 класса на тему "Зима в мире растений"...