"Страна, открывшая путь в космос"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Кеваева Анна Юрьевна

Сформировать представление учащихся о жизни страны в послевоенное время, познакомить с биографией первого космонавта

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок-игра по окружающему миру

 по теме "Страна, открывшая путь в космос". 4-й класс

Цели:

  • сформировать представление учащихся о жизни страны в послевоенное время, познакомить с биографией первого космонавта,
  • учить анализировать, делать выводы, работать в парах, группах, индивидуально,
  • воспитывать любовь к героям страны, патриотизм и бережное отношение к Родине, природе.

Оборудование: учебник А. Плешаков “Окружающий мир”; Cлайды – портреты, фотографии. Индивидуальные карточки, жетоны-звёздочки для оценивания, сигнальные карточки, грамота для победителя.

Ход урока

1. Орг. момент.

Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Нас сегодня ждёт дорога,
И узнать нам надо много.
Так возьмёмся скорей за работу,
Чтобы времени зря не терять.
О том, как потрудились дома,
Поспешим друзьям рассказать.

2. Проверка дом. задания. (фронт. работа)

Блиц-опрос. (Cлайд)

  • Когда началась Вторая мировая война? (1 сентября 1939 года)
  • Когда Германия напала на Советский Союз? (22 июня 1941 года)
  • Сколько городов получили название “город-герой”? (10)
  • Почему война называется Великой Отечественной? (на защиту Родины поднялся весь народ)
  • Сколько дней длилась блокада Ленинграда? (900 дней)
  • Когда советская армия перешла в наступление? (в 1942 году)
  • Когда разгорелось сражение под Курском? (летом 1943 года)
  • Когда территория Советского Союза была полностью освобождена от захватчиков? (в 1944 г.)
  • Когда начался штурм Берлина? (в апреле 1945 года)
  • Кто им руководил? (Г. К. Жуков)
  • Какой день стал Днём Победы? (9 мая)
  • Сколько человек потеряла наша страна в этой войне? (Свыше 26 миллионов)
  • Какие ещё беды принесла война нашей стране? (разрушены города, здания, памятники культуры)

– Расскажите, о каких героях ВОВ вы читали?

– Молодцы! Вы хорошо подготовились дома (раздаются жетоны – красные звёздочки)

3. Изучение нового материала. Слово учителя.

– Отгадайте загадку и догадайтесь, о чём пойдёт речь на уроке (Cлайд – загадка)

Загадка.

Крыльев нет у этой птицы, 
Но нельзя не подивиться: 
Лишь распустит птица хвост –
И поднимется до звёзд.

– Правильно! Это ракета. А тема нашего урока “Страна, открывшая путь в космос”.

Ведь именно наша страна первой проложила дорогу к звёздам. А произошло это в 50-е годы, когда наша страна ещё не успела залечить раны, нанесённые фашизмом. Нужно было восстановить города, наладить производство промышленных товаров и продуктов питания. В США и других странах считали, что нам понадобится не один десяток лет, чтобы возродить разрушенное хозяйство. Иностранцы и не предполагали, что наша страна сделает шаг вперёд. Однако именно в нашей стране был впервые запущен искусственный спутник Земли и открыт путь в космос.

Космическая викторина (Cлайды)

  • Когда отмечается День космонавтики? (12 апреля)
  • Кто был первый космонавт? (Ю. А. Гагарин)
  • Сколько минут продолжался полёт? (108 минут) А сколько это часов?

(Cлайд – портрет)

4. Сам. работа учащихся – чтение текста в учебнике с.147-149 и текста о первом космонавте.

Приложение 1. (дети работают в группах 7-8 мин., затем отвечают на вопросы после текстов)

5. Рассматривание фотографий, беседа.

(Cлайды – фото)

1 – Ю. Гагарин в литейном цехе Люберецкого завода с-х машин.

2 – Ю. Гагарин и А. Леонов на охоте.

3 – Ю. Гагарин – студент ремесленного училища и лётной школы.

4 – Лётчик-космонавт – преданный сын Родины.

5 – Группа космонавтов на учебных занятиях.

6 – По единодушному мнению специалистов Ю. Гагарин был готов к полёту.

7 – Столица Чехословакии приветствует советского космонавта.

8 – Гагарин отвечает на письма, которые он получил из многих стран мира, со всех уголков Советского Союза.

– Каким должен быть космонавт? – Ребята, а кто-нибудь из вас хотел бы стать космонавтом?

Физ.минутка

(ведь будущие космонавты должны быть не только образованными, но и физически подготовленными людьми)

Раз, два – стоит ракета,
Три, четыре – самолёт.
Раз, два – хлопок в ладоши,
А потом на каждый счёт.
Раз, два, три, четыре – руки выше, плечи шире.
Раз, два, три, четыре – и на месте походили.
А сейчас мы с вами, дети,
Улетаем на ракете.
На носки поднялись,
А потом руки вниз.
Раз, два, три, четыре –
Вот летит ракета ввысь!

(Cлайд)

В небе плавала луна,
В облака зашла она…
1, 2, 3, 4, 5 – можем мы луну достать.
6, 7, 8, 9, 10 – и пониже перевесить.
10, 9, 8, 7 – чтоб луна светила всем.

6. Продолжение викторины.

  • Кто был главным конструктором космического корабля? (Сергей Королёв – основоположник практической космонавтики, главный конструктор первых космических ракет, спутников и кораблей)
  • Кто впервые вышел в открытый космос? (Алексей Леонов – лётчик-космонавт впервые в мире вышел из космического корабля в космическое пространство, удалившись от него на 5 метров)
  • Кто была первая женщина-космонавт? (Валентина Терешкова)

7. Продолжение работы по теме.

Игра “Угадай-ка” (инд. работа)

Девиз:

Космонавтом 
хочешь стать –
надо много-много знать!

(Дети используют сигнальные карточки 1, 2, 3, за правильные ответы и дополнительные знания получают жетоны – звёзды)

(Cлайды – задания тестового характера, правильные ответы высвечиваются после ответов учащихся)

Назовите имя и отчество первого космонавта Гагарина

  1. Юрий Николаевич.
  2. Алексей Юрьевич.
  3. Юрий Алексеевич.

Страна, которая первой запустила искусственный спутник Земли

  1. США.
  2. Советский Союз.
  3. Великобритания.

Спутник летит вокруг Земли по орбите. Он выполняет важную роль для науки и техники. В наши дни создано огромное количество автоматических (беспилотных) спутников не только Земли, но и других планет – Марса, Венеры, Луны.

Солнечная система насчитывает…

  1. 10 планет.
  2. 6 планет.
  3. 9 планет.

Какую планету называют “Красный глаз”?

  1. Венера.
  2. Марс.
  3. Юпитер.

Ещё в глубокой древности люди обратили внимание на ярко-оранжевую звезду, которая время от времени сияла на небосклоне. Древние греки посвящали все планеты богам. Красноватая звезда в черном небе стала подходящим символом для бога войны Ареса.

В римской мифологии Аресу соответствовал бог Марс. Так планета обрела своё нынешнее имя.

В космосе первыми побывали…

  1. Собаки.
  2. Люди.
  3. Мыши.

Второй искусственный спутник вышел на орбиту с пассажиром на борту – собакой.

Первую собаку, побывавшую в космосе, звали…

  1. Белка.
  2. Стрелка.
  3. Лайка.

Для неё была построена специальная кабина, где имелся запас воздуха, воды, пищи. О здоровье собаки и её поведении люди узнавали с помощью приборов, установленных на спутнике. Вслед за Лайкой на орбиту отправились другие четвероногие разведчики: собаки Белка и Стрелка, Чернушка и Звёздочка, белые крысы и мыши. Все они вынесли необычные условия полёта и вернулись на Землю целыми и невредимыми.

Космонавт, который впервые вышел в открытый космос…

  1. Елисеев.
  2. Леонов.
  3. Шаталов.

Это произошло 18 марта 1965 года, когда он летал вместе с Павлом Беляевым на корабле “Восход-2”. Через боковой люк, держась за поручень, космонавт выходит в открытое пространство для выполнения какой-либо работы. Потом в открытый космос выходили и другие космонавты.

Космический корабль, на котором поднялся в космос Гагарин, назывался…

  1. “Север”.
  2. “Восток”.
  3. “Запад”.

Это был первый космический домик весом 5 тонн, в котором мог жить и работать только один человек. Затем были построены другие космические корабли “Восход” и “Союз”. Для коллективных полётов была построена орбитальная станция “Салют”.

(иллюстрация)

Гагарин совершил свой полёт…

  1. 9 марта 1934 года.
  2. 4 октября 1957 года.
  3. 12 апреля 1961 года.

– А что за даты две другие? (день рождения космонавта, запущен искусственный спутник)

Гагарин стартовал с космодрома Байконур. С высоты космического полёта Земля показалась ему совсем маленькой, но прекрасной. Он открыл бортжурнал и написал такие слова…

(Cлайд – обращение Гагарина к жителям Земли)

Дополнительные вопросы.

– Сколько лет мы отмечаем день Космонавтики? (49 лет)

– Как называется космодром, с которого стартуют космические корабли? (Байконур)

– Назовите фамилии Советских космонавтов.

Финал “Словоград” (Cлайд)

В финал выходят 2 игрока, набравшие наибольшее количество жетонов-звёзд.

Задание на финал – из слова “КОСМОНАВТ” составить как можно больше слов.

(Пока игроки выполняют задание, остальные игроки делятся на группы, разгадывают кроссворд) Приложение 2

8. Проверка задания финала и кроссворда, подведение итогов игры. (Cлайд)

9. Награждение победителя грамотой, участников – закладками для книг с изображением космонавта.

Слово победителю, игрокам.

Рефлексия.

– Что нового узнали? Понравился ли урок? (поднимают сигналы) Какие этапы урока были самыми интересными?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира по теме «Страна, открывшая путь в космос».

Урок окружающего мира в 4 классе по теме «Страна, открывшая путь в космос» знакомит детей с важнейшими моментами освоения космонавтики в нашей стране, пробуждает чувство гордости за свой народ. ...

тест по окружающему миру 4 класс по теме: "Страна, открывшая путь в космос"

С помощью тестового материала можно быстро и точно оценить знания учащихся и выявить слабые места....

Страна, открывшая путь в космос

Презентация к уроку....

Страна, открывшая путь в космос

Урок окружающего мира в 4 классе по программе "Школа России"....

Разработка урока "Страна, открывшая путь в космос" 4класс

Предмет "Окружающий мир". Урок проводится с использованием ИКТ. Деятельность учащихся активизируется за счет применения разнообразных методов и приемов. Презентация позволяет детям наглядно представит...

Конспект урока "Страна, открывшая путь в космос"

Методическая разработка урока по окружающему миру для 4 класса по программе "Школа РОссии"...