"Страна, открывшая путь в космос"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему
Сформировать представление учащихся о жизни страны в послевоенное время, познакомить с биографией первого космонавта
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_okruzhayushchego_mira_strana_otkryvshaya_put_v_kosmos.doc | 53.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок-игра по окружающему миру
по теме "Страна, открывшая путь в космос". 4-й класс
Цели:
- сформировать представление учащихся о жизни страны в послевоенное время, познакомить с биографией первого космонавта,
- учить анализировать, делать выводы, работать в парах, группах, индивидуально,
- воспитывать любовь к героям страны, патриотизм и бережное отношение к Родине, природе.
Оборудование: учебник А. Плешаков “Окружающий мир”; Cлайды – портреты, фотографии. Индивидуальные карточки, жетоны-звёздочки для оценивания, сигнальные карточки, грамота для победителя.
Ход урока
1. Орг. момент.
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Нас сегодня ждёт дорога,
И узнать нам надо много.
Так возьмёмся скорей за работу,
Чтобы времени зря не терять.
О том, как потрудились дома,
Поспешим друзьям рассказать.
2. Проверка дом. задания. (фронт. работа)
Блиц-опрос. (Cлайд)
- Когда началась Вторая мировая война? (1 сентября 1939 года)
- Когда Германия напала на Советский Союз? (22 июня 1941 года)
- Сколько городов получили название “город-герой”? (10)
- Почему война называется Великой Отечественной? (на защиту Родины поднялся весь народ)
- Сколько дней длилась блокада Ленинграда? (900 дней)
- Когда советская армия перешла в наступление? (в 1942 году)
- Когда разгорелось сражение под Курском? (летом 1943 года)
- Когда территория Советского Союза была полностью освобождена от захватчиков? (в 1944 г.)
- Когда начался штурм Берлина? (в апреле 1945 года)
- Кто им руководил? (Г. К. Жуков)
- Какой день стал Днём Победы? (9 мая)
- Сколько человек потеряла наша страна в этой войне? (Свыше 26 миллионов)
- Какие ещё беды принесла война нашей стране? (разрушены города, здания, памятники культуры)
– Расскажите, о каких героях ВОВ вы читали?
– Молодцы! Вы хорошо подготовились дома (раздаются жетоны – красные звёздочки)
3. Изучение нового материала. Слово учителя.
– Отгадайте загадку и догадайтесь, о чём пойдёт речь на уроке (Cлайд – загадка)
Загадка.
Крыльев нет у этой птицы,
Но нельзя не подивиться:
Лишь распустит птица хвост –
И поднимется до звёзд.
– Правильно! Это ракета. А тема нашего урока “Страна, открывшая путь в космос”.
Ведь именно наша страна первой проложила дорогу к звёздам. А произошло это в 50-е годы, когда наша страна ещё не успела залечить раны, нанесённые фашизмом. Нужно было восстановить города, наладить производство промышленных товаров и продуктов питания. В США и других странах считали, что нам понадобится не один десяток лет, чтобы возродить разрушенное хозяйство. Иностранцы и не предполагали, что наша страна сделает шаг вперёд. Однако именно в нашей стране был впервые запущен искусственный спутник Земли и открыт путь в космос.
Космическая викторина (Cлайды)
- Когда отмечается День космонавтики? (12 апреля)
- Кто был первый космонавт? (Ю. А. Гагарин)
- Сколько минут продолжался полёт? (108 минут) А сколько это часов?
(Cлайд – портрет)
4. Сам. работа учащихся – чтение текста в учебнике с.147-149 и текста о первом космонавте.
Приложение 1. (дети работают в группах 7-8 мин., затем отвечают на вопросы после текстов)
5. Рассматривание фотографий, беседа.
(Cлайды – фото)
1 – Ю. Гагарин в литейном цехе Люберецкого завода с-х машин.
2 – Ю. Гагарин и А. Леонов на охоте.
3 – Ю. Гагарин – студент ремесленного училища и лётной школы.
4 – Лётчик-космонавт – преданный сын Родины.
5 – Группа космонавтов на учебных занятиях.
6 – По единодушному мнению специалистов Ю. Гагарин был готов к полёту.
7 – Столица Чехословакии приветствует советского космонавта.
8 – Гагарин отвечает на письма, которые он получил из многих стран мира, со всех уголков Советского Союза.
– Каким должен быть космонавт? – Ребята, а кто-нибудь из вас хотел бы стать космонавтом?
Физ.минутка
(ведь будущие космонавты должны быть не только образованными, но и физически подготовленными людьми)
Раз, два – стоит ракета,
Три, четыре – самолёт.
Раз, два – хлопок в ладоши,
А потом на каждый счёт.
Раз, два, три, четыре – руки выше, плечи шире.
Раз, два, три, четыре – и на месте походили.
А сейчас мы с вами, дети,
Улетаем на ракете.
На носки поднялись,
А потом руки вниз.
Раз, два, три, четыре –
Вот летит ракета ввысь!
(Cлайд)
В небе плавала луна,
В облака зашла она…
1, 2, 3, 4, 5 – можем мы луну достать.
6, 7, 8, 9, 10 – и пониже перевесить.
10, 9, 8, 7 – чтоб луна светила всем.
6. Продолжение викторины.
- Кто был главным конструктором космического корабля? (Сергей Королёв – основоположник практической космонавтики, главный конструктор первых космических ракет, спутников и кораблей)
- Кто впервые вышел в открытый космос? (Алексей Леонов – лётчик-космонавт впервые в мире вышел из космического корабля в космическое пространство, удалившись от него на 5 метров)
- Кто была первая женщина-космонавт? (Валентина Терешкова)
7. Продолжение работы по теме.
Игра “Угадай-ка” (инд. работа)
Девиз:
Космонавтом
хочешь стать –
надо много-много знать!
(Дети используют сигнальные карточки 1, 2, 3, за правильные ответы и дополнительные знания получают жетоны – звёзды)
(Cлайды – задания тестового характера, правильные ответы высвечиваются после ответов учащихся)
Назовите имя и отчество первого космонавта Гагарина
- Юрий Николаевич.
- Алексей Юрьевич.
- Юрий Алексеевич.
Страна, которая первой запустила искусственный спутник Земли
- США.
- Советский Союз.
- Великобритания.
Спутник летит вокруг Земли по орбите. Он выполняет важную роль для науки и техники. В наши дни создано огромное количество автоматических (беспилотных) спутников не только Земли, но и других планет – Марса, Венеры, Луны.
Солнечная система насчитывает…
- 10 планет.
- 6 планет.
- 9 планет.
Какую планету называют “Красный глаз”?
- Венера.
- Марс.
- Юпитер.
Ещё в глубокой древности люди обратили внимание на ярко-оранжевую звезду, которая время от времени сияла на небосклоне. Древние греки посвящали все планеты богам. Красноватая звезда в черном небе стала подходящим символом для бога войны Ареса.
В римской мифологии Аресу соответствовал бог Марс. Так планета обрела своё нынешнее имя.
В космосе первыми побывали…
- Собаки.
- Люди.
- Мыши.
Второй искусственный спутник вышел на орбиту с пассажиром на борту – собакой.
Первую собаку, побывавшую в космосе, звали…
- Белка.
- Стрелка.
- Лайка.
Для неё была построена специальная кабина, где имелся запас воздуха, воды, пищи. О здоровье собаки и её поведении люди узнавали с помощью приборов, установленных на спутнике. Вслед за Лайкой на орбиту отправились другие четвероногие разведчики: собаки Белка и Стрелка, Чернушка и Звёздочка, белые крысы и мыши. Все они вынесли необычные условия полёта и вернулись на Землю целыми и невредимыми.
Космонавт, который впервые вышел в открытый космос…
- Елисеев.
- Леонов.
- Шаталов.
Это произошло 18 марта 1965 года, когда он летал вместе с Павлом Беляевым на корабле “Восход-2”. Через боковой люк, держась за поручень, космонавт выходит в открытое пространство для выполнения какой-либо работы. Потом в открытый космос выходили и другие космонавты.
Космический корабль, на котором поднялся в космос Гагарин, назывался…
- “Север”.
- “Восток”.
- “Запад”.
Это был первый космический домик весом 5 тонн, в котором мог жить и работать только один человек. Затем были построены другие космические корабли “Восход” и “Союз”. Для коллективных полётов была построена орбитальная станция “Салют”.
(иллюстрация)
Гагарин совершил свой полёт…
- 9 марта 1934 года.
- 4 октября 1957 года.
- 12 апреля 1961 года.
– А что за даты две другие? (день рождения космонавта, запущен искусственный спутник)
Гагарин стартовал с космодрома Байконур. С высоты космического полёта Земля показалась ему совсем маленькой, но прекрасной. Он открыл бортжурнал и написал такие слова…
(Cлайд – обращение Гагарина к жителям Земли)
Дополнительные вопросы.
– Сколько лет мы отмечаем день Космонавтики? (49 лет)
– Как называется космодром, с которого стартуют космические корабли? (Байконур)
– Назовите фамилии Советских космонавтов.
Финал “Словоград” (Cлайд)
В финал выходят 2 игрока, набравшие наибольшее количество жетонов-звёзд.
Задание на финал – из слова “КОСМОНАВТ” составить как можно больше слов.
(Пока игроки выполняют задание, остальные игроки делятся на группы, разгадывают кроссворд) Приложение 2
8. Проверка задания финала и кроссворда, подведение итогов игры. (Cлайд)
9. Награждение победителя грамотой, участников – закладками для книг с изображением космонавта.
Слово победителю, игрокам.
Рефлексия.
– Что нового узнали? Понравился ли урок? (поднимают сигналы) Какие этапы урока были самыми интересными?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира по теме «Страна, открывшая путь в космос».
Урок окружающего мира в 4 классе по теме «Страна, открывшая путь в космос» знакомит детей с важнейшими моментами освоения космонавтики в нашей стране, пробуждает чувство гордости за свой народ. ...
тест по окружающему миру 4 класс по теме: "Страна, открывшая путь в космос"
С помощью тестового материала можно быстро и точно оценить знания учащихся и выявить слабые места....
Страна, открывшая путь в космос
Презентация к уроку....
Страна, открывшая путь в космос
Урок окружающего мира в 4 классе по программе "Школа России"....
Разработка урока "Страна, открывшая путь в космос" 4класс
Предмет "Окружающий мир". Урок проводится с использованием ИКТ. Деятельность учащихся активизируется за счет применения разнообразных методов и приемов. Презентация позволяет детям наглядно представит...
Презентация к уроку "Страна, открывшая путь в космос"
Предмет "Окружающий мир". Класс: 4....
Конспект урока "Страна, открывшая путь в космос"
Методическая разработка урока по окружающему миру для 4 класса по программе "Школа РОссии"...