Урок "Животные большие и маленькие"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему
Урок в 3 классе по предмету "Окружающий мир" (программа "Школа 2100")
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bolsh_i_mal_zhiv.docx | 31.47 КБ |
zhiv_bol_i_mal.ppt | 2.89 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок окружающего мира в 3 классе
по теме: «Животные маленькие и большие»
Тип урока: урок введения новых знаний.
Цели урока:
Познакомиться с отличиями растений и животных, особенностями строения различных групп животных.
Задачи:
Предметные: знать отличительные признаки растений и животных, уметь называть основные особенности простейших животных и общие признаки всех живых организмов.
Метапредметные (критерии сформированности, оценки компонентов универсальных учебных действий - УУД):
Регулятивные:
1)уметь совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;
2) прогнозировать предстоящую работу (составлять план её решения);
3)высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
4)сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя (осуществлять познавательную и личностную рефлексию).
Познавательные:
- извлекать информацию, представленную в разных формах (схема, иллюстрация, презентация, учебники);
- выявлять сущность, особенности объектов;
- на основе анализа объектов делать выводы;
- обобщать и классифицировать по заданным критериям;
- строить осознанные и произвольные высказывания;
Коммуникативные:
- высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
- развиваем умение слушать и понимать других;
- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
- оформлять свои мысли в устной форме;
- работать в паре и в группах.
Личностные:
- cоздавать условия для развития логического мышления, умения сравнивать, делать выводы;
- развивать учебные мотивы и целенаправленную познавательную деятельность;
3) сохранять положительную мотивацию к учёбе, усвоению новых действий.
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к живым организмам.
Оборудование: учебник 1 часть, рабочие тетради, энциклопедии презентация, карточки с заданиями для пар и групп.
1.Организационный момент.
-Здравствуйте. Сегодня мы продолжим наше путешествие в удивительный мир природы. Будем помогать друг другу в этом путешествии.
Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать,
Научитесь наблюдать,
Будем вместе развивать у себя внимательность,
А поможет всё узнать наша любознательность.
2. Проверка домашнего задания.
- Сначала посмотрим, как вы готовы к путешествию. Давайте вспомним, что мы узнали на прошлом уроке.
-Кто является живыми участниками круговорота веществ? (Растения и животные.)
-Из чего состоят все живые организмы? (Из клеток.)
-В чем заключается основная работа растительной клетки? (Осуществлять фотосинтез: производить органические вещества из углекислого газа и воды на свету.)
-Какое вещество придает клетке ярко-зеленый цвет и улавливает энергию солнца? (Хлорофилл.)
-Что можно разглядеть в клетке под микроскопом? (Оболочку клетки, ядро клетки)
-Какую работу выполняют эти части клетки? (Оболочка клетки защищает ее содержимое от внешних условий и придает клетке определенную форму)
-Молодцы. Вы хорошо запомнили информацию прошлого урока.
3. Актуализация знаний.
1. -Какие существенные отличия растений от животных вы знаете? Чтобы ответить на этот вопрос, будем работать в парах. Один ученик в паре будет отмечать признаки животных буквой Р, второй – признаки животных буквой Ж. Если признаки могут относиться и к растениям, и к животным, поставьте две буквы.
Умеют двигаться
Производят органические вещества
Ловят добычу
Дышат
Растут
Размножаются
Питаются
Состоят из клеток
Оставляют потомство
(Ученики работают в парах.)
-Какие признаки растений вы отметили? (Имеют стебель, листья и корень, производят органические вещества, дышат, растут, размножаются, питаются, состоят из клеток, оставляют потомство.)
-Какие признаки животных вы отметили? (Умеют передвигаться, ловят добычу, дышат, растут, размножаются, питаются, состоят из клеток, оставляют потомство.)
-Чем отличаются животные от растений? (Передвигаются, ловят свою добычу, используют готовые органические вещества.)
4. Постановка проблемы.
1. В чём заключается роль растений в различных экосистемах? (Они производители органических веществ.)
-А какую роль выполняют животные? (Едоки, мусорщики.)
-Какое самое маленькое растение вы знаете? (одноклеточные водоросли.)
А какое самое маленькое животное вы знаете? (Дети высказывают свои предположения.)
-Где оно обитает, как выглядит? (Дети высказывают предположения.)
-Какие возникают вопросы? (Мало знаем о животных: как выглядят, где обитают.)
2. Откройте учебник на с. 86. У Миши и Лены возникла та же проблема. Прочитайте их диалог. (Дети читают.)
-В чем противоречие? (Лена не знала, что кроме зверей есть еще много видов животных.)
-На какой главный вопрос мы будем искать ответ на уроке? (Какие бывают животные, как называются, где обитают и т.д.)
5. Поиск решения проблемы.
-Мы будем работать по группам.
1. Название группы животных.
2. Внешнее строение.
3. Среда обитания.
4. Особенности передвижения.
Учащиеся пользуются учебником с. 88-91 и принесенными энциклопедиями.
6. Физминутка.
Встанем из-за парт и отдохнем.
Мы играем громко слишком,
Мы в ладоши хлопаем,
Мы ногами топаем,
Надуваем щёчки,
Скачем на носочках
И друг другу даже
Язычки покажем.
Дружно прыгнем к потолку,
Пальцы поднесём к виску,
Оттопырим ушки,
Хвостик – на макушке.
Шире рот откроем,
Гримасы все состроим.
Как скажу я цифру «три» —
Все с гримасами замри!
«Раз – два – три!»
- Изучение нового материала.
-Давайте расскажем остальным, обсудим прочитанное и рассмотрим презентацию.
1 группа
Одноклеточные животные являются самыми маленькими животными. Ученые называют их простейшими, потому что они могут уместиться в мельчайшей капле воды. Они встречаются везде, где есть вода. Но несмотря на крошечные размеры, все они имеют свойства животных.
-Как вы думаете, все ли виды простейших изучены? (Нет, потому что они очень малы.)
-Как их можно рассмотреть? (Увидеть в микроскоп.)
-Да, четыреста лет назад знаменитый ученый Роберт Гук усовершенствовал микроскоп, который помог взглянуть на самые маленькие предметы пи большом увеличении. Это позволило разглядеть и мир самых маленьких животных.
-Каких маленьких животных вы увидели в учебнике? (Амеба, жгутиконосец, фораминифера, лучевик, инфузория-туфелька.)
-Давайте рассмотрим их на презентации. (Слайд 2)
- Какие внешние признаки животных вы отметили, просмотрев этот сюжет? (Учащиеся называют.)
-Да, их форма разнообразна. Некоторые простейшие названы по их форме. Какие это животные? (Лучевик, инфузория-туфелька.)
-У простейших животных есть специальные приспособления, которые помогают им двигаться: жгутик у жгутиконосца, реснички у инфузории-туфельки, ложноножки у амебы. (Слайд 3)
- Какие части клетки вам знакомы по прошлому уроку? (Части клетки: оболочка, ядро.) Их мы можем заметить у простейших животных. (Слайд 4)
- Что могут делать даже самые маленькие одноклеточные животные? (Дышать, заглатывать добычу, двигаться, расти, размножаться, чувствовать.)
Кроме того, что они также как и растения дышат, растут, размножаются, они ещё и двигаются. Растения в процессе фотосинтеза создают органические вещества – пищу для себя. А животные питаются готовыми органическими веществами, готовой пищей, они ловят добычу и поглощают её. Давайте посмотрим, как амеба охотится на свою добычу (Слайд 5).
-Чтобы двигаться в нужном направлении, животные должны еще чувствовать (чувствовать свет, температуру, улавливать звуки, колебание воздуха, воды и др).
-Где могут жить простейшие? (В воде, потому что там им проще передвигаться).
2 группа.
-О каких еще животных вы читали? (Учащиеся называют.)
- Тело этих животных состоит не из одной, а нескольких клеток. Как вы думаете, как они называются? (Многоклеточными.)
-Их тело разделено на органы, которые выполняют различные функции в организме.
-Как называются эти животные? (Кишечнополостные животные.)
-Почему они получили такое название? ( Их тело состоит из двухслойного мешка, внутри которого находится кишечная полость, где происходит переваривание пищи.)
-Назовите кишечнополостных животных. (Медузы, кораллы, актинии и др.) (Слайд 7)
-Есть древнегреческая легенда о том, как герой Геркулес боролся с девятиголовой лернейской гидрой. Когда он снимал с чудовища одну голову, на ее месте вырастали две новые. Есть и в действительности такие животные, которые не менее живучи, потому что могут восстанавливать утраченные органы. Например, гидра пресноводная, которая относится к кишечнополостным животным.
-Давайте рассмотрим их строение. Что вы замечаете? (Щупальца, которыми окружен рот, подошва, с помощью которой они крепятся.) (Слайд 8)
-Где можно встретить этих животных? (В воде. Ученики рассказывают, как где они встречали разных представителей кишечнополостных.)
-Некоторые из них свободно плавают (медузы), другие прикреплены к дну (кораллы, актинии). (Слайд 9)
-Как вы думаете, какую роль в экосистеме выполняют кишечнополостные? (Они потребители.)
3 группа
-Есть ли среди животных, о которых вы читали сегодня, разрушители? (Да, это черви.)
-Где они обычно находят себе пищу? (Тела умерших организмов оседают на дно водоёмов или попадают в почву и становятся пищей для червей.)
- Рассмотрим представителей червей. (Слайд 9) Назовите их. (Планария, аскарида, дождевой червь.)
-А также острицы, бычий и свиной цепень, пиявки. (Слайд 10)
-Какие особенности внешнего вида вы заметили? (Тело планарии вытянуто и сплющен, дождевой червь состоит из колец, аскарида и острица круглые.)
-По форме различают плоских, круглых и кольчатых червей. Каким образом передвигаются черви? (Извиваются телом.)
-Да, благодаря мышцам кольчатые черви могут зарываться в почву, плоские и круглые черви передвигаться по воде, растениям, предметам. Планариям также помогают двигаться реснички, которыми покрыто их тело.
-Где они обитают? (Дождевые черви обитают в почве, планария в воде.)
-Да, планария обычно прячется под корягами, камнями и листьями в пресных водоемах.
-Кольчатые черви являются разрушителями в экосистеме. А другие черви? (Хищники.)
-Многие черви живут за счет других организмов, паразитируют за счет хозяина. К паразитам относятся аскарида, острица, цепень, пиявка. Они могут стать паразитами человека. Человек заражается, употребляя в пищу грязные овощи, фрукты, зелень. Что надо делать, чтобы не заразиться яйцами паразитов? (Соблюдать правила гигиены.)
8. Физминутка.
Давайте немного отдохнем и поиграем в животных.
Для разминки из-за парт поднимаемся на старт!
Бег на месте! Веселей! И быстрей, быстрей, быстрей! (Бег на месте.)
Делаем вперёд наклоны —
Раз-два-три-четыре-пять! (Наклоны.)
Мельницу руками крутим, чтобы плечики размять. (Вращение прямыми руками.)
Начинаем приседать — раз-два-три-четыре-пять! (Приседания.)
А потом прыжки на месте, выше прыгаем все вместе! (Прыжки.)
Руки к солнышку потянем,
Руки в стороны растянем. (Потягивания — руки вверх, потом в стороны.)
А теперь пора учиться,
Да прилежно! Не лениться! (Дети садятся за парты.)
4 группа
-Это животное вы наверняка знаете. Отгадайте загадку.
Кто она, ответьте мне?
Возит домик на спине,
А вот ползает не прытко.
Называется (Улитка)
-К какой группе многоклеточных она относится? (К моллюскам.)
-О каких представителях моллюсков вы узнали из учебника? (Улитка, слизень, мидия, кальмар, осьминог, устрица и др.)
-Рассмотрим их на слайдах. (Слайды 11-13 )
-Какую особенность вы заметили почти у всех представителей моллюсков? (Наличие раковины.)
-Зачем она нужна? (Для защиты.)
-Да, нежное, мягкое тело моллюска - желанная добыча для любого животного, с помощью раковины они защищаются.
-Тело какого моллюска не защищено раковиной? (Кальмара, осьминога.) (Слайд 15)
-Почему, как вы думаете? (Слизням раковина мешала бы передвижению по почве или растениям, кальмарам и осьминогам – быстро передвигаться и ловить добычу.)
-Да, они выталкивают воду и за счет этого двигаются в другую сторону. Такой способ передвижения называется реактивным.
-Как передвигаются другие виды моллюсков? (Ползают.)
- Большинство моллюсков – малоподвижные животные (улитки, слизни), некоторые ведут прикреплённый образ жизни (мидии, устрицы), и только головоногие моллюски способны быстро передвигаться реактивным способом (кальмары, осьминоги).
-Где обитают моллюски? (Улитки и слизни – на суше, остальные моллюски – морской или речной воде.)
-Чем знамениты некоторые двустворчатые моллюски (Они покрывают слоем перламутра попавшую внутрь песчинку и выращивают жемчужину.) (Слайд 16)
9. Закрепление изученного материала.
-Откроем рабочие тетради на с. 45. Выберите признаки животных и растений, зачеркните лишнее. Какие основные признаки растений вы выбрали?
(Растения способны к фотосинтезу, нуждаются в свете.)
-Какие признаки животных вы выбрали? (Как правило подвижны, ловят добычу, переваривают пищу.)
-Задание №2. Покажите, в какую сторону будет двигаться амеба. (К хлорелле, чтобы захватить ее ложноножками. Затрудняются определить направление на второй картинке.)
-Амеба двигается от света, т.к. плохо себя чувствует на свету.
10. Домашнее задание.
-Дома прочитайте текст темы 20, составьте план текста в рабочей тетради с. 45 задание №4. Определите тип животных (Задание №3 в рабочей тетради).
11. Подведение итогов урока. Саморефлексия.
-Ребята, мы ответили на первый вопрос урока? (Да, узнали про самых маленьких животных.)
-На какие группы по количеству клеток можно разделить всех животных? (На одноклеточных и многоклеточных.)
-Каких простейших животных вы узнали? (Учащиеся называют.)
-С какими многоклеточными животными познакомились? (Ученики называют.)
-В каких средах обитают эти животные? (Большая часть в воде, также на суше.)
-Какие задания показались вам интересными? Что было сложно? Что понравилось больше всего? (Учащиеся рассказывают.)
12. Организационное завершение урока.
-Благодаря вашей совместной работе мы смогли узнать сегодня много интересного. Спасибо за сотрудничество. Урок окончен.
Приложение
Карточки для работы в паре.
Отметьте признаки растений буквой Р, признаки животных буквой Ж:.
- Умеют двигаться
- Производят органические вещества
- Ловят добычу
- Дышат
- Растут
- Размножаются
- Питаются
- Состоят из клеток
- Оставляют потомство
Карточки для работы в группах.
Пользуясь учебником на с. 88-91, ответьте на вопросы:
1. Название группы животных.
2. Внешнее строение.
3. Среда обитания.
4. Особенности передвижения.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Представители простейших животных Амёба обыкновенная Сувойка Инфузория-туфелька Инфузория-трубач Фораминифера Эвглена зелёная
Способы передвижения простейших животных
Строение простейших животных
Питание амебы
Моря, океаны Пресноводный водоём
Образ жизни Подвижный Сидячий
Белая планария Самка и самец человеческой аскариды Дождевой червь Представители
Бычий цепень Свиной цепень Пиявка
Моллюски Большой прудовик Виноградная улитка Голый слизень
Мидии Устрица Морской гребешок Моллюски
Каракатица Осьминог Кальмар
Жемчужница
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Напиши большую и маленькую буквы рядом с транскрипцией
Напиши большую и маленькую буквы рядом с транскрипцией...
Занятие кружка "Законы для больших и маленьких" по теме "Право на труд"
Вашему вниманию представлено занятие кружка начальной школы "Законы для больших и маленьких" по теме "Право на труд"В презентации использованы материалы произведений А.С. Пушкина "Сказка о попе и рабо...
Про больших и маленьких
Конспект и презентация к уроку...
"Большие секреты маленькой компании".
На данном внеклассном мероприятии даётся понятие о настоящей бескорыстной дружбе. Дети знакомятся с этимологией слова дружба. В ходе занятия ребята приходят к выводу, что человек не м...
Конспект урока окружающего мира по теме "Про больших и маленьких"
Конспект и мультимедийная презентация урока окружающего мира в 1 классе по теме "Про больших и маленьких". Материал урока направлен на общее ознакомление учащихся со способами размножения животных раз...
Урок русского языка «Почему слова, звучащие одинаково, написаны по-разному – с большой и маленькой буквы» 1 класс "Школа 2100"
Материалы к уроку русского языка «Почему слова, звучащие одинаково, написаны по-разному – с большой и маленькой буквы» 1 класс "Школа 2100":конспект, оценочный лист, задание для детей в программе...
классный час "Большие права маленького ребенка"
Классный час для учащихся 1-2 классов....
- Мне нравится (1)