Открытый урок в 4 классе "Человеческие расы"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Suleymanova1977

Для данного конспекта есть презентация. Если кому-либо понадобится, можете написать на мою почту: aygul.suleymanova.1977

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_konspekt.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока окружающего мира 4 класс.

Тип урока: комбинированный

Тема урока

«Расы и народы Земли».

Учитель начальных классов: Сулейманова А.Х.

Цели:

  • познакомить детей с тремя основными человеческими расами и их особенностями.
  • создать представление о том, что единое человечество состоит из людей разных рас и разных народов.

 

Универсальные учебные действия

Предметные

осмысление того, что "Единое человечество состоит из разных рас и разных народов Земли".

Метапредметные:

Познавательные: извлечение необходимой информации из текста («Инсерт»), иллюстрации, словаря;

Преобразование информации из одной формы в другую («Концептуальная таблица»).

Коммуникативные: оформление своих мыслей в устной и письменной речи, формирование умения взаимодействовать в малых группах, умение высказывать свою точку зрения и пытаться обосновывать, искать ответы в тексте.

Регулятивные: самостоятельно формулировать цель, умение  работать со  справочной литературой, оценивать.

Личностные:

способствовать формированию терпимого и уважительного отношения к людям разных рас и национальностей, умению видеть в каждом; собеседнике, прежде всего Человека; способствовать формированию гордости за принадлежность к своему народу   

Оборудование: учебник, окружающий мир, авторы: Дмитриев, Казаков  

. 4 класс, карта полушарий, карточки разных размеров (основные расы) «европеоидная, монголоидная, негроидная», словарь Ожегова, ноутбук.


 

Этапы

Действия преподавателя

Действия учащихся

  1. Мотивация к учебной деятельности

  1. Актуализация знаний и проблемная ситуация

  1. Объявление темы и цели урока.

  1. Изучение нового материала. (Стадия «осмысление» (прием «чтение с пометками»))

  1. Первичное осмысление и закрепление.

(Практическая работа.

(работа в группах))

Классификация.

Работа в группе.

Коллективная работа.

  1. Физкультминутка.

  1. Итог урока.

         (Рефлексия)

  1. Домашнее задание.

а) Проверка готовности к уроку. Взаимопроверка готовности к уроку с соседом по парте.

б) Создание эмоционального настроя.

Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и пожелайте успеха друг другу на уроке.

Удачи вам!

Мы будим думать, вспоминать обсуждать и доказывать свое мнение на уроке.

Внимание на доску.! (слайд №1) (настроение)

Посмотрите на слайд 2 и попробуйте догадаться, о чём пойдёт речь на  сегодняшнем уроке?

Мы живём с вами на одной большой планете.

- Как называется наша планета?

На земле живёт много людей. Все они похожи друг на друга, но и разные, т.е. отличаются одни от других.

-Чем дети отличаются друг от друга? Что их объединяет? (слайд №3)

- Как вы думаете, чем похожи все люди на Земле?

- А чем отличаются люди друг от друга?

(слайд №4)

 В разных местах Земли свой климат, поэтому возникло три расы людей. Они отличаются цветом кожи, формой глаз и типом волос.

- Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока? (слайд №5)

Человеческие расы и народы.

- Как вы понимаете, что такое «раса»?

Сейчас каждый из вас получит текст, который вы должны прочитать и сделать в тексте пометки. (слайд №6)

- Что вы узнали?

- Что было для вас новым?

- Что захотелось узнать?

- Как вы понимаете, что такое «раса»? Давайте подберем определение к слову раса. (7 слайд)

  1. Особая группа людей, у которой есть общие интересы.
  2. Особая группа людей, которая отличается от других своей культурой, историей и языком, на котором люди думают и говорят
  3. Особая группа людей, которая по внешним признакам, принадлежащим только ей, отличается от других людей.

- А сейчас послушайте, как  об этом понятии написано в словаре Ожегова.(Слайд 8)

- Давайте, ребята, определим, какие задачи стоят перед нами на уроке? (слайд №9)

1. Понять что такое раса.

2. Узнать, как связаны расы с природными условиями.

3. Выяснить, чем раса отличается от народа.

- Цвет кожи, волос и другие внешние признаки – это врожденные или приобретенные признаки.

- Какие три основные расы выделяются?(слайд 10)

Учитель вывешивает на доску карточки с названием рас и фотографии, на которых изображены европеоиды, негроиды, монголоиды.

- А сейчас, давайте сравним расы. Результаты занесем в таблицу. Работать  будем в группах. (слайд № 11правила работы в группах). Давайте вспомним, как мы должны работать в группе.

- 1 группа(слайд  12):  Назовите основные характерные черты европеоидной расы.

   2 группа(слайд 13): Назовите основные характерные черты монголоидной расы.

   3 группа(слайд 14): Назовите основные характерные черты негроидной расы.

У детей на столах 6 фотографий представителей 3 рас.

- Вы должны выбрать только те фотографии, которые относятся к заданной вам расе. (на доске)(слайд 15)

Проверка (слайд №16)

- Ребята как вы думаете, под влиянием чего возникли отличительные признаки каждой расы.

Посмотрите на таблицу. Назовите по данным признакам  расу.(работа в группах) (слайд  17)

Посмотрите на слайд. Проверьте.(слайд 18)

- Ребята, назовите черты, которые сближают и роднят расы друг с другом.(слайд 19)

- Мы составляем все единое человечество.

- А как вы думаете, зависят ли ум, талант, доброта, от цвета кожи, формы глаз и других различий?

- Люди разделяются не только на расы но и на народы.(слайд 20)

- Как вы понимаете слово «народ»?

- Как вы думаете, понятия «народ» и

«раса» означают одно и тоже?

- Подумайте, в чем же главное отличие расы от народа?

- А сколько рас на Земле?

- А народов очень много, около трех тысяч.

Каждый народ имеет своих представителей, которые прославили свою страну.

- Очень часто на планете Земля происходят воины. Что же мы мирные люди можем сделать, чтоб войны не было?(слайд 21)

- Ребята, а в какой стране мы живем?

- А в каком регионе мы живем?

- А какие народы проживают в нашей республике?

Каждый из них отличается своей культурой – песнями, костюмами, сказаниями, а так же языком, на котором люди думают и говорят. (слайд22)

- Что вы знаете о башкирах, о традициях башкир? Давайте вспомним символику нашей республики. (стенд)

Ребята, давайте вспомним какие новые понятия, мы узнали и сделаем выводы нашего урока. (слайд 22)

- Выводы:

Единое человечество состоит из разных рас и народов.

Люди все рас и народов равны между собой.

Надо проявлять терпимость к людям и принимать их такими, какие они есть. (слайд 23)

Чтение учебника (тема___ ) вопросы на применение нового знания стр. ___

(Слайд №  24 рефлексия)

- Ребята вы сегодня очень хорошо работали на уроке. Я надеюсь, что вы будите терпимо относиться ко всем людям нашей прекрасной Земли.

Урок окончен. (слайд 25)

Дети делятся

своим настроением

(Земля)

(Они умеют думать, говорить, у всех людей похожие строения тела. Бывают весёлыми и грустными, добрыми и злыми).

(Толстые и худые, высокие и низкие, отличаются цветом кожи, разрезом глаз).

Человеческие расы и народы.

Ответы детей.

Читают и делают пометки на полях.

Раса – так называют особую группу людей, которая по внешним, принадлежащим только ей признакам, отличается от других (европеоидная, монголоидная, негроидная)

- Ученик читает.

- Внешние признаки человека являются враждебными признаками. Их человек получает по наследству от своих предков.

- Ее характерные черты – светлая или смуглая кожа, волосы от светлых до черных, радужная оболочка глаз – от серой или голубой до черной.

- Монголоидам свойственны прямые темные волосы, борода и усы, желтоватые оттенки кожи, карие глаза,  сильно выступающие скулы, узкий нос, умеренно утолщенные губы.

- Для негроидной расы характерные курчавые черные волосы, темно-коричневая кожа, карие глаза умеренно выступающие скулы, широкий нос, утолщенные губы.

Дети выходят к доске и вешают фотографии.

- Под влиянием природных условий и разной географической среды.

(обмениваются работами и проверяют по презентации)

- У всех есть нос, глаза, то есть врожденные признаки, которые присущи всем людям планеты.

- Конечно, нет. Среди представителей разных рас есть ученые, артисты, политики, спортсмены и другие.

- Народ – это люди, которые живут на одной территории, разговаривают на одном языке.

- Главным отличием является то что расовые признаки передаются по наследству, а принадлежность к тому или иному народу определяется воспитанием.

- Три.

- Люди должны относиться друг к другу терпимо. Для всех людей на Земле самое главное - мир на нашей планете.

- Россия.

- Башкирия.

- Мы познакомились с понятиями: раса и народ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок, проведённый в рамках «Дня открытых дверей» для родителей по теме «Урок здоровья» «Be healthy, wealthy and wise!» Советы, как быть здоровым и успешным.

Тип урока:Закрепление знаний(рекомендация, советы  по режиму дня)Цели:       - развитие коммуникативных умений   в говорении,   чтении,  ау...

Урок окружающего мира "Расы Земли". 4 класс.

Урок окружающего мира "Расы Земли". 4 класс.Цели:познакомить детей с тремя основными человеческими расами и их особенностями.создать представление о том, что единое человечество состоит из людей разны...

Конспект открытого урока на районный конкурс-фестиваль « Открытый урок».

Конспект открытого урока по окружающему миру во 2 классе на тему " Вокруг света с фотоаппаратом" с использованием передовых педагогических технологий....

Открытый урок во 2 классе по теме " Clothes" УМК" Forward",открытый урок в 1 классе по теме " Моя семья"

Певый урок апробировался на экспериментальной площадке с 2010-2013...

Конспект открытого урока русского языка. 4 класс. Конспект открытого урока русского языка. 3 класс.

Тема «Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже». Тема «Упражнения в правописании слов с проверяемыми безударными гласными в корне»...

5 раздел. Мероприятия. Дни открытых дверей (открытые уроки). Урок математики в 1 классе по теме:"Обобщение изученного". Султанова С.В.

5 раздел. Мероприятия. Дни открытых дверей (открытые уроки).Урок математики в 1 классе  по теме: "Обобщение изученного". Султанова С.В....