Календарно-тематическое планирование. Окружающий мир 4 класс. Программа "Школа России".
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (4 класс) на тему

Бугреева Юлия Анатольевна

Календарно-тематическое планирование составлено с учетом реализации ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ktp_okruzhayushchiy_mir_4_klass.doc278 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование

Окружающий мир

«Школа России»

4 класс

№ урока в теме

дата

Тема урока

Тип урока

Кол-во часов

Характеристика деятельности учащегося

Дидактические единицы образовательного процесса

Описание ценностных ориентиров содержания урока

Домашнее задание

Использов компьют оборуд, програм обеспечения,дидакт. средств

Земля и человечество (11 ч)

1

1

Введение

У – с.3-223

Т – с.3-91 (знакомство)

1

Знает правила работы с учебником и требования ведения записей в рабочей тетради.

Строит сообщения в устной форме.. Принимает и сохраняет учебную задачу.

Формулирует  собственное мнение и позицию; аргументирует свою позицию и координирует  её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

Внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе; принятие образа «хорошего ученика».

Учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи.

Учебник, тетрадь, электронное приложение к учебнику.

2

2

Мир глазами астронома

У – с. 4-8;

Т – с.6-7.

1

Характеризует  различия звёзд  и планет на примере Солнца и Земли.

Проводит сравнение по заданным критериям.

Учитывает  выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

 Учится высказывать своё предположение.

 Проявляет активность во взаимодействии для решения коммуникативно-познавательных задач

Словарь:

 астрономия

астроном

Широкая мотивационная основа учебной деятельности.

 Внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе.

Учебник, тетрадь, электронное приложение к учебнику.

3

3

Планеты Солнечной системы

У – с. 9-15

Т – с.8-11

1

Сравнивать и различать день и ночь, времена года.

Объяснять (характеризовать) движение Земли относительно Солнца и его связь со сменой дня  и ночи, времён года.

Устанавливает причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений.

Планирует  свои действия в соответствии с поставленной задачей.

 Учится высказывать своё предположение на основе иллюстрации в учебнике.

Формулирует собственное мнение и позицию.

Словарь:

Меркурий

Венера

Земля

Марс

Юпитер

Сатурн

Уран

Нептун

Мотивационная основа учебной деятельности, включающая  учебно-познавательные мотивы.

Учебник, тетрадь, электронное приложение к учебнику.

4

4

Звёздное небо – Великая книга

 Природы Практическая работа: знакомство с картой звёздного неба.

У – с. 16-21

Т – с. 11-13

1

Показывает изучаемые звёзды и созвездия на картах звёздного неба.

Строит сообщения в устной форме.

Устанавливает причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений.

Учитывает установленные правила в планировании и контроле способа решения.

 Перерабатывает полученную информацию: делает  выводы в результате совместной работы всего класса.

 Аргументирует свою позицию и координирует её с позициями партнёров.

Словарь:

Большая Медведица

Малая Медведица

Полярная звезда

Большой пёс

Сириус

Телец

Альдебаран

Плеяды

Мотивационная основа учебной деятельности, включающая  учебно-познавательные мотивы

Учебник, тетрадь, электронное приложение к учебнику.

5

5

Мир глазами географа Практическая работа: показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте.

У – с. 22-28

Т – с14-16

1

Работает с готовыми моделями (глобусом, физической картой): показывает на глобусе и карте материки и океаны, находит и определяет географические объекты на физической карте России с помощью условных знаков.

Ставит и формулирует проблемы. Строит рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.

 Осуществляет итоговый и пошаговый контроль по результату.

 Формулирует собственное мнение и позицию; аргументирует свою позицию и координирует  её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

Задаёт  вопросы, обращается  за помощью.

Словарь:

 география

географ

географическая карта

карта

полушарий

глобус

физическая карта

политическая карта

масштаб

Анаксимандр (первая географическая карта, 2500 лет назад, Древняя Греция)

Мартин Бехайм (первый глобус, 500 лет назад, Германия)

Мотивационная основа учебной деятельности, включающая  учебно-познавательные мотивы.

Учебник, тетрадь, электронное приложение к учебнику.

6

6

Мир глазами историка Практическая работа: знакомство с историческими картами.

У – с.29-35

Т – с.16-18

1

Извлекает (по заданию учителя) необходимую информацию  из учебника и дополнительных источников (словари, энциклопедии, справочники, Интернет), подготавливает доклады и обсуждает полученные сведения

Строит рассуждения в форме простых суждений.

 Адекватно воспринимает предложения и оценку учителей, товарищей, родителей.

Формулирует  собственное мнение и позицию; аргументирует  свою позицию и координирует её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

Формулирует свои затруднения; обращается за помощью.

Словарь:

история

историк

историческая карта

исторический источник

архив

летопись

археология

археолог

Мотивационная основа учебной деятельности, включающая  учебно-познавательные мотивы Способность к оценке своей учебной деятельности.

Учебник, тетрадь, электронное приложение к учебнику.

7

7

Когда и где

У – с. 36-40

Т – с.19-20

1

Соотносит год с веком, определяет последовательность исторических событий. Использует знаково-символические средства (модели, схемы) для решения задач.

Различает способ и результат действия.

Формулирует свои затруднения; задаёт вопросы; слушает собеседника.

Словарь:

век (столетие)

тысячелетие

летоисчисление

наша эра

до нашей эры

историческая карта

Мотивационная основа учебной деятельности, включающая  учебно-познавательные мотивы Способность к оценке своей учебной деятельности.

Учебник, тетрадь, электронное приложение к учебнику.

8

8

Прошлое и настоящее глазами эколога Игра «Планета – это мы»

У – с. 41-47

Т – с.21-22

1

Характеризует  влияние человека на природу в старину и в наше время. Находит примеры работы людей по сохранению природы, правильные и неправильные формы поведения человека в природе.

 Ставит  и формулирует  проблемы. Устанавливает причинно-следственные связи. Строит рассуждения в форме простых суждений.

Вносит необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использует предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата.

Формулирует  собственное мнение и позицию.

Строит понятные для партнёра высказывания.

 

Экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного,  здоровьесберегающего поведения. Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций

Учебник, тетрадь, электронное приложение к учебнику.

9

9

Сокровища Земли под охраной человечества

У – с. 48-59

Т – с.23-27

Оценивает личную роль в охране природы.

Осуществляет поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников.

Проявляет познавательную инициативу в учебном  сотрудничестве.

Формулирует собственное мнение и позицию; проявляет активность во взаимодействии.

Словарь:

Всемирное природное наследие

Всемирное культурное наследие

Мотивационная основа учебной деятельности, включающая  учебно-познавательные мотивы Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности.

Учебник, тетрадь, электронное приложение к учебнику.

10

10

Защита проектов.

1

Всемирное наследие в России.

Всемирное наследие за рубежом.         ( по выбору)

Красная книга России.

Международная Красная книга.

Мотивационная основа учебной деятельности, включающая  учебно-познавательные мотивы Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности.

11

11

Обобщающий урок-игра по разделу «Земля и человечество» 

Тетрадь

 «Проверим себя» - с. 4-28

Учебник-с.206-209

1

Самостоятельно находит в учебнике и дополнительных источниках сведения по определённой теме, излагает их в виде сообщения, рассказа.

Осуществляет поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников.

Самостоятельно оценивает правильность выполнения действия и вносит необходимые коррективы в исполнение,  как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Формулирует собственное мнение и позицию; аргументирует свою позицию и координирует её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

Ведёт устный диалог, слушает и слышит собеседника.

Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль  результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей

Учебник, тетрадь, электронное приложение к учебнику.

Природа  России  (12 часов)

12

1

Равнины и горы России

Практическая работа: поиск и показ на физической карте изучаемых объектов.

У – с. 60-65

Т – с. 29-33

1

Находит и показывает на физической карте  территорию России, её государственную границу, равнины и горы.

Моделирует формы земной поверхности из песка, глины или пластилина.

Ставит и формулирует проблемы. Строит сообщения в устной форме. Осуществляет анализ объектов с выделением существенных несущественных признаков.

Принимает и сохраняет учебную задачу.

Проявляет активность во взаимодействии для решения коммуникативно-познавательных задач.

Практические работы: поиск и показ  изучаемых объектов на карте природных зон России; рассматривание гербарных экземпляров растений различных природных зон, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни.

Правила безопасного поведения отдыхающих у моря.

Понятия

(словарь):

Ильменский заповедник

Учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи.

Чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к её природе.

 Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций

Учебник, тетрадь, электронное приложение к учебнику.

13

2

Моря, озёра и реки России Практическая работа: поиск и показ на физической карте изучаемых объектов.

У – с. 66-70

Т – с. 33-35

1

Находить и показывать на физической  карте России разные водоёмы и определять их названия.

Сравнивать и различать разные формы водоёмов.

Строит сообщения в устной форме. Осуществляет анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Учитывает выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

 Учится высказывать своё предположение.

Формулирует своё мнение и позицию; задаёт вопросы, слушает собеседника.

Практические работы: поиск и показ  изучаемых объектов на карте природных зон России; рассматривание гербарных экземпляров растений различных природных зон, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни.

Понятия

(словарь):

Дальневосточный морской заповедник

Чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к её природе.

Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности

Учебник, тетрадь, электронное приложение к учебнику.

14

3

Природные зоны России. У – с. 71-76

Т – с.36-38

1

Объясняет влияние Солнца на распределение солнечного тепла на земле.

 Характеризует  растительный и животный мир каждого пояса.

Ставит и формулирует проблемы. Устанавливает причинно-следственные связи.

Оценивает правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи.

Строит  монологическое высказывание.

Оказывает в сотрудничестве взаимопомощь.

Словарь:

тропический пояс

умеренные пояса

полярные пояса

полярный день

полярная ночь

Мотивационная основа учебной деятельности, включающая  учебно-познавательные мотивы Способность к оценке своей учебной деятельности.

Учебник, тетрадь, электронное приложение к учебнику.

15

4

Зона арктических пустынь 

Практическая работа: поиск и показ арктических пустынь на физической карте и карте природных зон

У – с.76-83

Т – с. 39-42

1

Описывает климат, особенности растительного и животного мира, труда и быта людей зоны арктических пустынь 

Извлекает (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники, интернет) о природных зонах и обсуждает полученные сведения

Объясняет влияние человека на природу изучаемой природной зоны.

Планирует свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Формулирует своё мнение и позицию.

Ставит вопросы.

Практические работы: поиск и показ  изучаемых объектов на карте природных зон России; рассматривание гербарных экземпляров растений различных природных зон, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни.

Понятия

(словарь):

Заповедник «Остров Врангеля»

Чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к её природе.

 Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций

Учебник, тетрадь, электронное приложение к учебнику.

16

5

Тундра 

Практическая работа: поиск и показ зоны тундры на физической карте и карте природных зон

 

У – с.84-94

Т – с. 42-46

АО – с.210-220

1

Описывает климат, особенности растительного и животного мира, труда и быта людей зоны тундры.

Извлекает (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники, интернет) о природных зонах и обсуждает полученные сведения

Объясняет влияние человека на природу изучаемой природной зоны.

Планирует свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Формулирует своё мнение и позицию.

Ставит вопросы.

Практические работы: поиск и показ  изучаемых объектов на карте природных зон России; рассматривание гербарных экземпляров растений различных природных зон, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни.

Понятия

(словарь):

Таймырский заповедник

Чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к её природе.

  Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности 

Учебник, тетрадь, электронное приложение к учебнику, «Атлас-определитель».

17

6

Леса России Практическая работа: поиск и показ зоны лесов на физической карте и карте природных зон

У – с.95-102

Т – с.46-50

АО – с. 62-69

1

Описывает климат, особенности растительного и животного мира, труда и быта людей зоны лесов.

Извлекает (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники, интернет) о природных зонах и обсуждает полученные сведения

Объясняет влияние человека на природу изучаемой природной зоны.

Планирует свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Формулирует своё мнение и позицию.

Осуществляет итоговый и пошаговый контроль по результату.

Практические работы: поиск и показ  изучаемых объектов на карте природных зон России; рассматривание гербарных экземпляров растений различных природных зон, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни.

Чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к её природе.

Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций

Учебник, тетрадь, электронное приложение к учебнику,«Атлас-определитель».

18

7

Лес и человек

У – с.103-109

Т – с.50-52

1

Правила безопасного поведения в лесу.   -      ОБЖ

Устанавливает взаимосвязи в природе, объясняет приспособленность организмов к условиям обитания в разных природных зонах.

Называет экологические проблемы каждой из природных зон, необходимость охраны природы, знает и называет виды растений и животных, внесённые в Красную книгу России.

Осознаёт необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения.

Практические работы: поиск и показ  изучаемых объектов на карте природных зон России; рассматривание гербарных экземпляров растений различных природных зон, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни.

Понятия

(словарь):

Приокско-Террасный заповедник

Чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к её природе.

Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций

Учебник, тетрадь, электронное приложение к учебнику.

19

8

Зона степей. Практическая работа: поиск и показ зоны степей  на физической карте и карте природных зон

У – с.110-117

Т – с.53-56

1

Описывает климат, особенности растительного и животного мира, труда и быта людей зоны степей.

Извлекает (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники, интернет) о природных зонах и обсуждает полученные сведения

Объясняет влияние человека на природу изучаемой природной зоны.

Планирует свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Формулирует своё мнение и позицию.

Осуществляет итоговый и пошаговый контроль по результату.

Чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к её природе.

Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций

Учебник, тетрадь, электронное приложение к учебнику.

20

9

Пустыни Практическая работа: поиск и показ зон полупустынь и пустынь на физической карте и карте природных зон

У – с.118-125

Т – с.57-60

1

Описывает климат, особенности растительного и животного мира, труда и быта людей зоны пустынь.

Извлекает (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники, интернет) о природных зонах и обсуждает полученные сведения

Объясняет влияние человека на природу изучаемой природной зоны.

Планирует свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Формулирует своё мнение и позицию.

Осуществляет итоговый и пошаговый контроль по результату.

Понятия

(словарь):

Заповедник «Чёрные земли»

Чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к её природе.

Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности

Учебник, тетрадь, электронное приложение к учебнику.

21

10

У Чёрного моря Практическая работа: поиск и показ зоны субтропиков на физической карте и карте природных зон

У – с.126-137

Т – с.60-63

1

Описывает климат, особенности растительного и животного мира, труда и быта людей зоны лесов.

Извлекает (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники, интернет) о природных зонах и обсуждает полученные сведения

Объясняет влияние человека на природу изучаемой природной зоны.

Планирует свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Формулирует своё мнение и позицию.

Осуществляет итоговый и пошаговый контроль по результату.

Осознаёт необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения.

Понятия

(словарь):

Черноморское побережье Кавказа

субтропики

Чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к её природе.

Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций

Учебник, тетрадь, электронное приложение к учебнику.

22

11

Обобщающая игра  «По природным зонам  России»

Тетрадь

«Проверим себя»,  с.20-36

Учебник с.209-213

1

Самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определённой теме, излагать их в виде сообщения, рассказа.

Осуществляет поиск необходимой  информации. Строит сообщения в устной форме. Осуществляет анализ объектов с выделением существенных  и несущественных признаков.

Самостоятельно оценивает правильность выполнения действия и вносит необходимые коррективы в исполнение,  как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Учитывает  и координирует  в сотрудничестве позиции других людей, отличные  от собственной.

Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль  результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей.

Учебник, тетрадь, электронное приложение к учебнику.

23

12

Защита проектов.

1

Заповедники и национальные парки России.

Национальные парки мира.

( по выбору)

Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль  результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей

Учебник, тетрадь, электронное приложение к учебнику.

Родной край – часть большой страны (13 часов)

24

1

Наш край

У – с.138-139

Т – с.65-66

1

Осмысливает значение понятий: малая родина, Родина, Отечество, Отчизна.

Находит на карте России родной регион.

Осуществляет анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Строит сообщения в устной форме.

Задаёт вопросы. Адекватно использует речевые средства для решения различных коммуникативных задач, владеет диалогической формой речи.

Учебник, тетрадь, электронное приложение к учебнику.

25

2

Поверхность нашего края

У – с.139-144

Т – с.67

1

Характеризует формы земной поверхности.

Осуществляет анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Строит сообщения в устной форме.  Учитывает выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Учится высказывать своё предположение. Задаёт вопросы, обращается за помощью.

Понятия

(словарь):

овраг

балка

Учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи.

Чувство любви к своему краю, выражающееся в интересе к его природе.

Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций

Учебник, тетрадь, электронное приложение к учебнику.

26

3

Водные богатства нашего края

у – с.145-148

Т – с.68-70

АО – с. 70-77

1

Правила безопасного поведения на водоёмах. -  ОБЖ

Извлекать и обобщать информацию из разных источников: учебного текста, иллюстрации, схемы, карты, собственных наблюдений, Интернета, энциклопедий.

Рассматривать иллюстрации (рисунки, фотографии, схемы), извлекая нужную информацию (по заданию учителя).

Характеризует водоёмы России.

Осуществляет анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Строит сообщения в устной форме.  Учитывант выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Учится высказывать своё предположение. Задаёт вопросы, обращается за помощью.

Чувство любви к своему краю, выражающееся в интересе к его природе.

Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций

Учебник, тетрадь, электронное приложение к учебнику.

27

4

Наши подземные богатства

Практическая работа:

свойства  полезных ископаемых .

У – с.149-159

Т – с.71- 73

АО – с.5-18

1

Объяснять, что такое полезные ископаемые, как их добывают и перевозят, находить на физической карте залежи полезных ископаемых на территории России.

Приводить примеры горных пород и минералов, описывать их свойства, рассказывать об использовании в народном хозяйстве.

Наблюдать (выполнять самостоятельно) простейшие опыты по изучению свойств полезных ископаемых, характеризовать и сравнивать их свойства, рассматривая образцы пород из коллекций и по результатам опытов, обобщать наблюдаемые явления, фиксировать получаемые результаты в таблице, схеме.

Обсуждать  экологические проблемы, которые возникают при добыче и перевозке полезных ископаемых, предлагать меры по рациональному использованию природных богатств России.

Обсуждать, безграничны ли запасы полезных ископаемых на Земле, способы замены горючих полезных ископаемых альтернативными источниками энергии.

Находить дополнительную информацию о залежах полезных ископаемых в родном крае, их добыче и использовании в хозяйстве края.

Готовить презентацию (в группах) о любом полезном ископаемом.

Выполнять разные типы тестовых заданий по проверке усвоения предметных и метапредметных знаний и умений, оценивать результаты своего учебного труда.

Понятия

(словарь):

названия почв нашего края

Экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного,  здоровьесберегающего поведения. Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций

Учебник, тетрадь, электронное приложение к учебнику.

28

5

Земля-кормилица

У – с.160-163

Т – с.74-75

1

Извлекать и обобщать информацию из разных источников: учебного текста, иллюстрации, схемы, карты, собственных наблюдений, Интернета, энциклопедий.

Рассматривать иллюстрации (рисунки, фотографии, схемы), извлекая нужную информацию (по заданию учителя).

Различать понятия природная зона, природное сообщество.

Обсуждать экологические проблемы, которые возникают по вине человека, предлагать меры по сохранению природы.

Экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного,  здоровьесберегающего поведения. Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций

Учебник, тетрадь, электронное приложение к учебнику.

29

6

Жизнь леса

Практическая работа: работа с гербарием растений леса.

У – с. 164-169

Т – с.76-77

АО – с. 62-69, с.84-93

1

Извлекать и обобщать информацию из разных источников: учебного текста, иллюстрации, схемы, карты, собственных наблюдений, Интернета, энциклопедий.

Рассматривать иллюстрации (рисунки, фотографии, схемы), извлекая нужную информацию (по заданию учителя).

Различать понятия природная зона, природное сообщество.

Объяснять, что такое природное сообщество.

Характеризует природное сообщество лес, взаимосвязи в  этом сообществе растений и животных, влияние человека на природное сообщество лес.

Моделировать  связи между живыми существами (приводить примеры цепей питания, характерных  для леса).

Обсуждать меры по сохранению природных сообществ, правила экологически грамотного и безопасного поведения в природе.

Экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного,  здоровьесберегающего поведения. Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций

Учебник, тетрадь, электронное приложение к учебнику.

30

7

Жизнь луга

Практическая работа: работа с гербарием растений луга.

У – с.170-177

Т – с.78-81

АО – с. 44-61

1

Извлекать и обобщать информацию из разных источников: учебного текста, иллюстрации, схемы, карты, собственных наблюдений, Интернета, энциклопедий.

Рассматривать иллюстрации (рисунки, фотографии, схемы), извлекая нужную информацию (по заданию учителя).

Различать понятия природная зона, природное сообщество.

Объяснять, что такое природное сообщество.

Характеризует природное сообщество луг, взаимосвязи в  этом сообществе растений и животных, влияние человека на природное сообщество луг.

Обсуждать меры по сохранению природных сообществ, правила экологически грамотного и безопасного поведения в природе.

Экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного,  здоровьесберегающего поведения. Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций

Учебник, тетрадь, электронное приложение к учебнику.

31

8

Жизнь в пресных водах

Практическая работа: работа с гербарием растений пресного водоёма.

У – с.178-186

Т – с.82-85

АО – с. 70-77, с.160-163

1

Извлекать и обобщать информацию из разных источников: учебного текста, иллюстрации, схемы, карты, собственных наблюдений, Интернета, энциклопедий.

Рассматривать иллюстрации (рисунки, фотографии, схемы), извлекая нужную информацию (по заданию учителя).

Различать понятия природная зона, природное сообщество.

Объяснять, что такое природное сообщество.

Характеризовать природное сообщество водоём, взаимосвязи в  этом сообществе растений и животных, влияние человека на природное сообщество водоём.

Обсуждать меры по сохранению природных сообществ, правила экологически грамотного и безопасного поведения в природе.

Экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного,  здоровьесберегающего поведения. Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций

Учебник, тетрадь, электронное приложение к учебнику, гербарий, Атлас- определитель.

32

9

Экскурсии в природные сообщества родного края

1

Правила безопасного поведения.  -  ОБЖ

 Наблюдать особенности природных сообществ родного края во время экскурсии, фиксировать  взаимосвязи в природном сообществе, и как влияет на его состояние деятельность людей.

Обсуждать экологические проблемы, которые возникают по вине человека, предлагать меры по сохранению природы.

Выбирать один из компонентов природной зоны (климат, растительность, животный мир, коренное население) и готовить сообщение для одноклассников.

Характеризовать природную зону родного края, готовить её презентацию, составлять плакаты природоохранного содержания.

Экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного,  здоровьесберегающего поведения. Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций

Учебник, тетрадь, электронное приложение к учебнику, гербарий, Атлас- определитель.

33

10

Растениеводство в нашем крае

Практическая работа: работа с гербарием полевых  культур.

У – с. 187-194

Т – с.86-88

1

Характеризовать  особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями. Растениеводство в нашем крае, его отрасли (полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство).

Выделять научную информацию в научно-популярных текстах, данную в нестандартном виде, представлять полученную информацию в разной форме (текст, рисунок, схема, таблица, диалог, ролевая игра, и др.).

Обсуждать экологические проблемы, которые возникают по вине человека, предлагать меры по сохранению природы.

Понятия

(словарь):

названия отраслей растениеводства нашего края

Учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи.

Чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к её природе.

Учебник, тетрадь, электронное приложение к учебнику.

34

11

Животноводство в нашем крае

У – с.195-203

Т – с.89-91

АО – с.152-153,160-167

1

Выделять научную информацию в научно-популярных текстах, данную в нестандартном виде, представлять полученную информацию в разной форме (текст, рисунок, схема, таблица, диалог, ролевая игра, и др.).

Приводить примеры представителей разных групп животных (2–3 представителя из изученных раскрывать особенности их внешнего вида и жизни.

Обсуждать экологические проблемы, которые возникают по вине человека, предлагать меры по сохранению природы. 

Понятия

(словарь):

названия отраслей животноводства нашего края

Учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи.

Чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к её природе.

Учебник, тетрадь, электронное приложение к учебнику, гербарий.

35

12

Проверим себя и оценим свои достижения за первое полугодие

«Я знаю родной край»

Тетрадь «Проверим себя»,  с.38-54

Учебник с. 214-218

1

Осуществлять самоконтроль за усвоением предметных знаний и освоению универсальных учебных действий.

Чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к её природе.

Экологическая культура: ценностное отношение к природному миру; готовность следовать нормам природоохранного поведения.

Учебник, тетрадь, электронное приложение к учебнику, Атлас- определитель.

36

13

Презентация проектов

1

Выбирать форму участия в проектной деятельности по изучаемому разделу.

Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль  результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей.

Учебник, тетрадь, электронное приложение к учебнику.

«Страницы всемирной истории» (5 ч)

37

1

Начало истории человечества

У – с.4-7

Т – с.3-4

1

Пересказывать своими словами небольшие отрывки учебного текста с опорой на иллюстрации, рисунки-схемы, восстанавливать учебный текст (в рабочей тетради) с использованием предложенных слов.

Характеризовать картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена.

Сотрудничать  при проведении исследований: участвовать в обсуждении задач исследования, подборе источников информации, обсуждении их достоверности, обобщении полученных сведений, формулировании вывода, формы презентации.

Составлять тематический словарь  понятий с объяснением их значения.

Выполнять разные типы тестовых заданий по проверке усвоения предметных и метапредметных знаний и умений, оценивать результаты своего учебного труда.

Находить дополнительную информацию о выдающихся людях разных эпох: правителях, полководцах, деятелях науки и искусства

Выбирать форму участия в проектной деятельности по изучаемому разделу.

Понятия

(словарь):

первобытные люди

Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы.

Учебник, тетрадь, электронное приложение к учебнику.

38

2

Мир древности: далекий и близкий

У – с.8-14

Т – с.5-6

1

Пересказывать своими словами небольшие отрывки учебного текста с опорой на иллюстрации, рисунки-схемы, восстанавливать учебный текст (в рабочей тетради) с использованием предложенных слов.

Характеризовать картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена.

Сотрудничать  при проведении исследований: участвовать в обсуждении задач исследования, подборе источников информации, обсуждении их достоверности, обобщении полученных сведений, формулировании вывода, формы презентации.

Составлять тематический словарь  понятий с объяснением их значения.

Выполнять разные типы тестовых заданий по проверке усвоения предметных и метапредметных знаний и умений, оценивать результаты своего учебного труда.

Находить дополнительную информацию о выдающихся людях разных эпох: правителях, полководцах, деятелях науки и искусства

Выбирать форму участия в проектной деятельности по изучаемому разделу.

Понятия

(словарь):

Древний мир

иероглифы

пирамиды

Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы.

Учебник, тетрадь, электронное приложение к учебнику..

39

3

Средние века: время рыцарей и замков

У – с.15-21

Т – с.7-8

1

Пересказывать своими словами небольшие отрывки учебного текста с опорой на иллюстрации, рисунки-схемы, восстанавливать учебный текст (в рабочей тетради) с использованием предложенных слов.

Характеризовать картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена.

Сотрудничать  при проведении исследований: участвовать в обсуждении задач исследования, подборе источников информации, обсуждении их достоверности, обобщении полученных сведений, формулировании вывода, формы презентации.

Составлять тематический словарь  понятий с объяснением их значения.

Выполнять разные типы тестовых заданий по проверке усвоения предметных и метапредметных знаний и умений, оценивать результаты своего учебного труда.

Находить дополнительную информацию о выдающихся людях разных эпох: правителях, полководцах, деятелях науки и искусства

Выбирать форму участия в проектной деятельности по изучаемому разделу.

Понятия

(словарь):

Средние века

христианство

ислам

буддизм

рыцарь

замок

Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы.

Учебник, тетрадь, электронное приложение к учебнику..

40

4

Новое время: встреча Европы и Америки

У – с.22-27

Т – с.9-10

1

Пересказывать своими словами небольшие отрывки учебного текста с опорой на иллюстрации, рисунки-схемы, восстанавливать учебный текст (в рабочей тетради) с использованием предложенных слов.

Характеризовать картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена.

Сотрудничать  при проведении исследований: участвовать в обсуждении задач исследования, подборе источников информации, обсуждении их достоверности, обобщении полученных сведений, формулировании вывода, формы презентации.

Составлять тематический словарь  понятий с объяснением их значения.

Выполнять разные типы тестовых заданий по проверке усвоения предметных и метапредметных знаний и умений, оценивать результаты своего учебного труда.

Находить дополнительную информацию о выдающихся людях разных эпох: правителях, полководцах, деятелях науки и искусства

Выбирать форму участия в проектной деятельности по изучаемому разделу.

Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы.

Учебник, тетрадь, электронное приложение к учебнику..

41

5

Новейшее время: история продолжается сегодня

У - с.27-32

Т – с.11-12

1

Пересказывать своими словами небольшие отрывки учебного текста с опорой на иллюстрации, рисунки-схемы, восстанавливать учебный текст (в рабочей тетради) с использованием предложенных слов.

Характеризовать картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена.

Сотрудничать  при проведении исследований: участвовать в обсуждении задач исследования, подборе источников информации, обсуждении их достоверности, обобщении полученных сведений, формулировании вывода, формы презентации.

Составлять тематический словарь  понятий с объяснением их значения.

Выполнять разные типы тестовых заданий по проверке усвоения предметных и метапредметных знаний и умений, оценивать результаты своего учебного труда.

Находить дополнительную информацию о выдающихся людях разных эпох: правителях, полководцах, деятелях науки и искусства

Выбирать форму участия в проектной деятельности по изучаемому разделу.

Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы.

Учебник, тетрадь, электронное приложение к учебнику..

«Страницы истории России» (19 ч)

42

1

Жизнь древних славян

У – с.34-39

Т – с.13-14

1

Развивать воображение, реконструируя жизнь древних славян.

Описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества

Определять последовательность исторических событий с помощью «ленты времени», выполнять задания на соотношение года с веком.

Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, справочники, энциклопедии,

Интернет)

Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы.

Учебник, тетрадь, электронное приложение к учебнику..

43

2

Во времена Древней Руси

Работа с картой.

У – с.40-45

Т – с.15-17,

1

Описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества.

В ходе самостоятельной работы анализировать карты городов Древнего Киева и Древнего Новгорода,  характеризовать их местоположение, оборонительные сооружения, занятия горожан, находки берестяных грамот, готовить сообщения, презентовать их на уроке.

Развивать воображение, реконструируя жизнь древних славян.

Использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родной стране. Понятия

(словарь):

великий князь

бояре

дружина

князь Владимир

Крещение Руси

христианство

988 год

Чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к её истории.

Учебник, тетрадь, электронное приложение к учебнику..

44

3

Страна городов

Работа с картой и схемами

У – с.46-54

Т – с.17-18

1

В ходе самостоятельной работы анализировать карты городов Древнего Киева и Древнего Новгорода,  характеризовать их местоположение, оборонительные сооружения, занятия горожан, находки берестяных грамот, готовить сообщения, презентовать их на уроке.

Развивать воображение, реконструируя жизнь древних славян.

Использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родной стране.

Выявлять роль летописей для изучения истории . Понятия

(словарь):

кремль

Великий Новгород

Москва

Юрий Долгорукий

1147 год

Основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как  гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.

Учебник, тетрадь, электронное приложение к учебнику, историческая карта.

45

4

Из книжной сокровищницы Древней Руси

Работа с картой.

У – с.59-64

Т – с.20-22

1

Обсуждать роль славянской письменности для развития культуры в Древней Руси.

Характеризовать оформление рукописных книг как памятников древнерусского искусства.

Работать с терминологическим словариком.

Прослеживать по карте объединение русских земель вокруг Москвы.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения 

Понятия

(словарь):

Кирилл

Мефодий

кириллица

IХ век

летописи

монах Нестор

Основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как  гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.

Учебник, тетрадь, электронное приложение к учебнику, историческая карта.

46

5

Трудные времена на Русской земле

Работа с картой.

У – с.59-64

Т – с.20-22

1

Показывать места исторических событий на исторической карте.

Определять последовательность исторических событий с помощью «ленты времени», выполнять задания на соотношение года с веком.

 Изготавливать (по возможности) наглядные пособия из бумаги, пластилина и других материалов  - одежда, макеты памятников архитектуры и др.

Подготавливать небольшие рассказы по иллюстрациям учебника, описывая важнейшие изученные события из истории Отечества. Сравнивать (на основе иллюстративного материала) памятники архитектуры, одежду, вооружение различных эпох.

Понятия

(словарь):

дань

хан Батый

Золотая орда

1237 год

Александр Невский

1240 год

Основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как  гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.

Учебник, тетрадь, электронное приложение к учебнику, историческая карта.

47

6

Русь расправляет крылья

Работа с картой.

У – с.65-69

Т – с.22-24

1

Показывать места исторических событий на исторической карте.

Определять последовательность исторических событий с помощью «ленты времени», выполнять задания на соотношение года с веком.

 Изготавливать (по возможности) наглядные пособия из бумаги, пластилина и других материалов  - одежда, макеты памятников архитектуры и др.

Подготавливать небольшие рассказы по иллюстрациям учебника, описывая важнейшие изученные события из истории Отечества. Сравнивать (на основе иллюстративного материала) памятники архитектуры, одежду, вооружение различных эпох.

Понятия

(словарь):

монастырь

Иван Калита

Основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как  гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.

Учебник, тетрадь, электронное приложение к учебнику, историческая карта.

48

7

Куликовская битва

Работа с картой.

У – с.70-74

Т – с.24-26 

1

Показывать места исторических событий на исторической карте.

Определять последовательность исторических событий с помощью «ленты времени», выполнять задания на соотношение года с веком.

 Изготавливать (по возможности) наглядные пособия из бумаги, пластилина и других материалов  - одежда, макеты памятников архитектуры и др.

Подготавливать небольшие рассказы по иллюстрациям учебника, описывая важнейшие изученные события из истории Отечества. Сравнивать (на основе иллюстративного материала) памятники архитектуры, одежду, вооружение различных эпох.

Понятия

(словарь):

Дмитрий Донской

1380 год

Основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как  гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.

Учебник, тетрадь, электронное приложение к учебнику, историческая карта.

49

8

Иван Третий

У – с.75-81

Т – с.27-28

1

Пересказывать своими словами текст учебника (о событии, историческом деятеле, памятнике культуры) и обсуждать его в классе. Находить в тексте учебника слова и выражения, характеризующие исторического деятеля, его дела и поступки, высказывать своё мотивированное отношение к историческому деятелю.

Определять последовательность исторических событий с помощью «ленты времени». Изготавливать (по возможности) наглядные пособия из бумаги, пластилина и других материалов  - одежда, макеты памятников архитектуры и др.

Понятия

(словарь):

река Угра

1480 год

Иван Третий

столица Москва

Иван IV

Основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как  гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.

Учебник, тетрадь, электронное приложение к учебнику, историческая карта.

50

9

Мастера печатных дел

У – 82-86

Т – с.29-30

1

Пересказывать своими словами текст учебника (о событии, историческом деятеле, памятнике культуры) и обсуждать его в классе. Находить в тексте учебника слова и выражения, характеризующие исторического деятеля, его дела и поступки, высказывать своё мотивированное отношение к историческому деятелю.

Определять последовательность исторических событий с помощью «ленты времени». Изготавливать (по возможности) наглядные пособия из бумаги, пластилина и других материалов  - одежда, макеты памятников архитектуры и др.

Понятия

(словарь):

Иван Фёдоров

книгопечатание

первопечатники

Основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как  гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.

Учебник, тетрадь, электронное приложение к учебнику..

51

10

Патриоты России

У – с.87-93

Т – с.31-32

«Патриоты России».

1

Пересказывать своими словами текст учебника (о событии, историческом деятеле, памятнике культуры) и обсуждать его в классе. Находить в тексте учебника слова и выражения, характеризующие исторического деятеля, его дела и поступки, высказывать своё мотивированное отношение к историческому деятелю.

Определять последовательность исторических событий с помощью «ленты времени». Изготавливать (по возможности) наглядные пособия из бумаги, пластилина и других материалов  - одежда, макеты памятников архитектуры и др.

Понятия

(словарь):

народное ополчение

Минин и Пожарский

1612 год

Михаил Фёдорович

Романов

1613 год

Сибирь

Ермак

Основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как  гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.

Учебник, тетрадь, электронное приложение к учебнику..

52

11

Петр Великий

У – с.94-100

Т – с.33-36 

1

Пересказывать своими словами текст учебника (о событии, историческом деятеле, памятнике культуры) и обсуждать его в классе. Находить в тексте учебника слова и выражения, характеризующие исторического деятеля, его дела и поступки, высказывать своё мотивированное отношение к историческому деятелю.

Определять последовательность исторических событий с помощью «ленты времени». Изготавливать (по возможности) наглядные пособия из бумаги, пластилина и других материалов  - одежда, макеты памятников архитектуры и др.

Понятия

(словарь):

император

1721 год

Санкт-Петербург

16 мая 1703 года

Основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как  гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.

Учебник, тетрадь, электронное приложение к учебнику..

53

12

Михаил Васильевич Ломоносов

У – с.101-104

Т – с.37-38 

1

Пересказывать своими словами текст учебника (о событии, историческом деятеле, памятнике культуры) и обсуждать его в классе. Находить в тексте учебника слова и выражения, характеризующие исторического деятеля, его дела и поступки, высказывать своё мотивированное отношение к историческому деятелю.

Определять последовательность исторических событий с помощью «ленты времени». Изготавливать (по возможности) наглядные пособия из бумаги, пластилина и других материалов  - одежда, макеты памятников архитектуры и др.

Понятия

(словарь):

Московский университет

1755 год

Основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как  гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.

Учебник, тетрадь, электронное приложение к учебнику..

54

13

Екатерина Великая

У – с.105-111

Т – с.38-40

1

Пересказывать своими словами текст учебника (о событии, историческом деятеле, памятнике культуры) и обсуждать его в классе. Находить в тексте учебника слова и выражения, характеризующие исторического деятеля, его дела и поступки, высказывать своё мотивированное отношение к историческому деятелю.

Определять последовательность исторических событий с помощью «ленты времени». Изготавливать (по возможности) наглядные пособия из бумаги, пластилина и других материалов  - одежда, макеты памятников архитектуры и др.

Понятия

(словарь):

А.В. Суворов

Ф.Ф. Ушаков

крепостные

дворяне

Основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как  гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.

Учебник, тетрадь, электронное приложение к учебнику..

55

14

Отечественная война 1812 года

У – с.112-121

Т – с.40-43 

«Герои Отечественной войны 1812года»

1

Показывать места исторических событий на исторической карте.

Определять последовательность исторических событий с помощью «ленты времени», выполнять задания на соотношение года с веком.

Пересказывать своими словами текст учебника (о событии, историческом деятеле, памятнике культуры) и обсуждать его в классе. Находить в тексте учебника слова и выражения, характеризующие исторического деятеля, его дела и поступки, высказывать своё мотивированное отношение к историческому деятелю.

Понятия

(словарь):

Отечественная война

Бородинская битва

1812 год

Кутузов М.И.

Наполеон

Основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как  гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.

Учебник, тетрадь, электронное приложение к учебнику..

56

15

Страницы истории XIX века

У – с.122-126

Т – с.43-46 

1

Показывать места исторических событий на исторической карте.

Определять последовательность исторических событий с помощью «ленты времени», выполнять задания на соотношение года с веком.

Пересказывать своими словами текст учебника (о событии, историческом деятеле, памятнике культуры) и обсуждать его в классе. Находить в тексте учебника слова и выражения, характеризующие исторического деятеля, его дела и поступки, высказывать своё мотивированное отношение к историческому деятелю 

Понятия

(словарь):

крепостное право

1861 год

Александр II

Основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как  гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.

Учебник, тетрадь, электронное приложение к учебнику..

57

16

Россия вступает в XX век

У – с.127-135

Т – с.47-48 

1

Показывать места исторических событий на исторической карте.

Определять последовательность исторических событий с помощью «ленты времени», выполнять задания на соотношение года с веком.

Пересказывать своими словами текст учебника (о событии, историческом деятеле, памятнике культуры) и обсуждать его в классе. Находить в тексте учебника слова и выражения, характеризующие исторического деятеля, его дела и поступки, высказывать своё мотивированное отношение к историческому деятелю 

Понятия

(словарь):

Первая мировая война 1914 год

революция

1917 год

гражданская война

Основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как  гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.

Учебник, тетрадь, электронное приложение к учебнику..

58

17

Страницы истории 1920-1930-х годов

У – с.136-139

Т – с.49-50 

1

Подготавливать небольшие рассказы по иллюстрациям учебника, описывая важнейшие изученные события из истории Отечества. Сравнивать (на основе иллюстративного материала) памятники архитектуры, одежду, вооружение различных эпох.

Показывать места исторических событий на исторической карте.

Понятия

(словарь):

1922

СССР

Основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как  гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.

Учебник, тетрадь, электронное приложение к учебнику..

59

18

Великая война и Великая Победа

У – с.140-146

Т – с.51-52

1

Показывать места исторических событий на исторической карте.

Определять последовательность исторических событий с помощью «ленты времени», выполнять задания на соотношение года с веком.

Пересказывать своими словами текст учебника (о событии, историческом деятеле, памятнике культуры) и обсуждать его в классе.

 Понятия

(словарь):

1941-1945

Великая Отечественная война

Основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как  гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.

Учебник, тетрадь, электронное приложение к учебнику..

60

19

Страна, открывшая путь в космос

У – с.147-152

Т – с.53-54 

«Герои Великой Войны»

1

Определять последовательность исторических событий с помощью «ленты времени», выполнять задания на соотношение года с веком.

Пересказывать своими словами текст учебника (о событии, историческом деятеле, памятнике культуры) и обсуждать его в классе. 

Понятия

(словарь):

Э.К. Циолковский

С.П. Королёв

Ю.А. Гагарин

Основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как  гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.

Учебник, тетрадь, электронное приложение к учебнику..

«Современная Россия» (4ч)

61

1

Мы – граждане России

Славные символы России

У – с. 164-167

Т – с.60-62

1

Использовать знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации, описывать традиции, обычаи, народов, населяющих Россию.

Следить за  государственными делами по программе новостей.

Моделировать деятельность депутата (вносить предложения по законопроектам в ходе ролевой игры)

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения. Обсуждать особенности Государственного флага России (последовательность расположения полос, цвета флага). Объяснять символический смысл основных изображений Государственного герба России, узнавать его среди других гербов.

Знать текст  Государственного гимна России, уметь выразительно декламировать (петь) его.  

Узнавать по этим признакам российский флаг среди флагов других стран.

Понятия

(словарь):

Конституция

Конвенция

Президент Российской Федерации;

Федеральное собрание (парламент):

Совет Федерации и Государственная Дума;

Правительство РФ;

Председатель Правительства РФ

флаг

герб

гимн

Основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как  гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.

Учебник, тетрадь, электронное приложение к учебнику..

62

2

Такие разные праздники

У – с. 175-179

Т – с.64-65

11

Знать государственные праздники, Основной закон России.

Использовать знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации, описывать традиции, обычаи, народов, населяющих Россию.

Рассказывать о родной стране и её святынях, праздничных днях России на основе данных, полученных из источников массовой информации.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

Основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как  гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.

Учебник, тетрадь, электронное приложение к учебнику..

63

3

Путешествия по России

У – с.180-205

Т – с.66-67

1

Совершать виртуальные экскурсии по городам России.

Анализировать и сравнивать гербы городов России, выяснять их символику.

Основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как  гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.

Учебник, тетрадь, электронное приложение к учебнику..

64

4

Проверим себя и оценим свои достижения за второе полугодие

Выполнять тесты с выбором ответов.

Экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного,  здоровьесберегающего поведения.

Учебник, тетрадь, электронное приложение к учебнику..

65

5

Повторение. Земля и человечество.

Использовать знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации, описывать традиции, обычаи, народов, населяющих Россию.

Основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как  гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.

Учебник, тетрадь, электронное приложение к учебнику..

66

6

Повторение. Природа России.

Узнавать исторические памятники, культовые сооружения, соотносить их с определённой эпохой, событием, фактом.

Экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного,  здоровьесберегающего поведения.

Учебник, тетрадь, электронное приложение к учебнику..

67

7

Повторение. Родной край.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

Основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как  гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.

Учебник, тетрадь, электронное приложение к учебнику..

68

8

Повторение. Страницы всемирной истории.

Выполнять тесты с выбором ответов.

Экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного,  здоровьесберегающего поведения.

Учебник, тетрадь, электронное приложение к учебнику..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование.Математика 1 класс. Школа России

Календарно-тематическое планирование.Математика 1 класс. Школа России...

Календарно - тематическое планирование для 1 класса "Школа России" ФГОС

Календарно - тематическое планирование для 1 класса...

Календарно- тематическое планирование "Окружающий мир" ( УМК "Школа России")

КТП по окружающему миру составлена в соответствии с авторской программой...

Рабочие программы и календарно-тематические планы по предметам 1 класс Школа России ФГОС, математика 5 класс Бунимович

Рабочая программа +КТП по обучению грамоте, руускому языку Рамзаева, литературному чтению Горецкий, математике Моро, окружающему миру Плешаков ФГОС 1 класс Школа России,ИЗО, технология, музыка, физиче...

Программа по окружающему миру с календарно-тематическим планированием для 3 класса Школа России

Программа по окружающему миру с календарно-тематическим планированием, с УУД по каждому уроку для 3 класса Школа России...