Окружающий мир. 4 класс. Конспект урока по теме: "Пётр I".
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Бельдей Ирина Николаевна

Урок по окружающему миру «Пётр I» 4 класс, 2015, (в рамках проведения регионального семинара-практикума по проблеме «Современный урок в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС») (региональный уровень).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект урока24.77 КБ

Предварительный просмотр:

Бельдей И.Н., учитель начальных классов МКОУ «СШ № 8» г. Ефремова Тульской области

Тема. Пётр Великий.

Цель. Формировать представления учащихся о времени правления Петра, о его человеческих качествах, о его реформах; донести до сознания, что Пётр 1 был патриотом.

Формируемые УУД:

познавательные - самостоятельно выделять и формировать познавательные цели, осознано и произвольно  строить  речевое высказывание в устной и письменной форме;    
коммуникативные - с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;    

регулятивные - формулировать учебные задачи, определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, предвосхищать результат, оценивать качество и уровень усвоения материала;

личностные - устанавливать связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Оборудование: презентация, материал для работы групп, выставка  книг о Петре 1, сочинения, фотографии, учебники, тетради.

Ход урока.


1. Орг. момент.


Улыбнулись, потянулись,
На уроке не зевать.
Ну, ребята, все за дело,
И друг другу помогать.

Слайд 1. Посмотрите на значки и выберите, какой подходит вашему настроению.

2. Актуализация опорных знаний.

а) Работа в паре (тест ), проверка (слайд 2 ). Кто выполнил верно? Поднимите смайлик.

б) Блицопрос.

-Расскажите, какие опасности угрожали России с 17 веке?

-Что такое народное ополчение?

-Что сделали для защиты Отечества Кузьма Минин и Дмитрий  Пожарский?

-Подберите синоним  к слову патриот.

-Какими же качествами должен обладать патриот?

-Кого и почему ещё можно назвать патриотом  Древнерусского и Московского государства?  ( Словарь Ожегова ).

в) Сообщения учащихся.

Чтение сообщений-рассуждений на тему « Могу ли я себя назвать  патриотом России». Приведите современные примеры патриотизма.

3. Самоопределение к деятельности (целеполагание).


Сегодня мы познакомимся ещё с одной исторической личностью и попробуем ответить на вопрос: сможем ли мы и его назвать патриотом России?

Слайд 3. На какой фотографии изображён царь?

Как вы определили?

Рядом, тоже портрет царя, но непохожего на всех предыдущих правителей. Кто из вас знает, кто это?

Что вы уже знаете  о Петре Первом?

А что вы ещё  бы хотели о нём узнать?

Вопросы учитель записывает на доске (Где родился и вырос Пётр? Чем увлекался? Чем прославился? И почему, мы, россияне им гордимся?)


4.Открытие нового знания.


Начинаем работу по теме нашего урока. Как она звучит?

а) Исследовательская  работа.

-Работа в группах. Работа по учебнику:  стр. 94-100  (Плешаков 4 кл.  Окруж. Мир.  Школа  России.)

Вопрос для 1 группы. Кто такой Пётр Первый? (Из какой семьи, детство, характер, увлечения).

Вопрос для 2 группы. Какие преобразования произошли в России при Петре  Первом?
Вопрос для 3 группы. Где, когда и какой город построил Пётр Первый на Неве?

б) Физминутка (гимнастика для глаз).

в) Первичное закрепление (выступление групп).

После сообщения 1 группы, презентация с кратким итогом. (Слайды 4-13).
Вы любите сказки? И в те времена тоже верили в чудеса, предания, мистику. Руслан, прочитай, пожалуйста, текст о таинственном предсказании рождения Петра.

Появление на свет Петра 1 связано с таинственным предсказанием. Два монаха Симеон Полоцкий и Дмитрий за семь месяцев до рождения Петра по звёздам предсказали царю, Алексею Михайловичу, что у него родится сын Пётр и что именно он, из всех детей наследует престол и станет таким героем, с которым не сравнится никто из современников. Во время появления Петра на свет, на небе засияла новая звезда, как бы приветствуя рождение великого человека.

Между прочим для сведения Пётр Первый стал царём в 10 лет, а к власти пришёл в 17 лет.

Так каким он был человеком? Выберите слова и прикрепите их на доску: трудолюбивый, простой в обхождении, требовательный, не любил роскоши, бережливый, любознательный, настойчивый, решительный, сильный, бесстрашный.

5. Физминутка. Выполнение упражнений под марш Преображенского.полка.


6. Продолжение (первичное закрепление).


-Выступление 2 группы. Презентация - итог (слайды 14-23).

Какие произошли перемены в России, когда Пётр стал царём?
Вывешиваются таблички на доске: открыл школы, учил дворян за границей, первая газета, ввёл арабские цифры, Новый год с 1 января, создал армию и флот, открыл фабрики и заводы, построил новые города, в том числе новую столицу-Санкт-Петербург.

По указу Петра в Туле был открыт Оружейный завод.

- Выступление 3 группы. Презентация – итог (слайды 24-40).

Чтение стихотворения А. С. Пушкина « Люблю тебя, Петра творенье…»

7. Закрепление изученного.

а) Беседа.

-Можно ли Петра Первого назвать патриотом?

Вот поэтому он получил прозвание Великий.

Учитель.

Пётр Первый был предан России, верил в её огромные возможности, а потому его не устрашали и не могли остановить неудачи. Едва ли не самой яркой чертой его личности  было поразительное трудолюбие. Поэтому при
его  правлении Россия превратилась в великую державу.

В 1721 году (слайд 41) Сенат (орган управления) за выдающиеся заслуги торжественно присвоил царю титул Петра Великого, Отца Отечества и Императора Всероссийского. Россия была провозглашена империей - так называли большие и сильные государства.

б) Работа в тетради (взаимопроверка, оценка достижений с помощью смайликов).

в) Работа в группах (творческая деятельность).

Сочинить синквейн на тему Пётр1.

г) Проверка.

д) Блиц - турнир или мозговой штурм (слайд  42-44).    


8.Подведение итогов урока.


-Давайте вернёмся к началу урока. На какие вопросы мы теперь сможем ответить? А какие вопросы остались без ответа?

Посмотрите на выставку. Это лишь мельчайшая часть того, что написано о Петре 1. Используя их, ресурсы Интернета, энциклопедии попробуйте найти ответы на оставшиеся вопросы к следующему урок (слайд 45, 46).

-Я надеюсь, что после этого урока вы ещё больше будете гордиться своим Отечеством, русскими людьми, патриотами, сделавшими Россию Великой Державой.

9. Рефлексия.

Дополните предложение:

-« Теперь я знаю, что…»

-Кому захотелось найти дополнительную информацию по теме урока?

-Где могут пригодиться в жизни новые знания?

-Кого можно поблагодарить  за урок?

Самооценка. Комментарии учителя.

10. Дом задание.

Выполнить тест в проверочной тетради. Найти ответы на вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку на тему: Пётр I

Презентация к упроку по окружающему миру на тему: "Пётр I". УМК "Школа России"....

Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса

Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема:  Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...

Кейс – урок на тему: « Пётр Великий »

Формировать представления учащихся о времени правления Петра I, его реформах. Познакомить с жизнью Петра Великого. Формировать чувства гордости за свою Родину, за великих людей, живщих  и творивш...

История. 4 класс, УМК "Школа России". Тема: "Пётр Великий"

Цели: познакомить учащихся с личностью первого императора Петра Великого  и сформировать представление у учащихся о времени правления Петра....

История. 4 класс, УМК "Школа России". Тема: "Пётр Великий"

Цели: познакомить учащихся с личностью первого императора Петра Великого  и сформировать представление у учащихся о времени правления Петра....

Окружающий мир. План-конспект урока окружающего мира в 4 классе по программе А. Плешакова - УМК Школа России

План-конспект урока  окружающего мира в 4 классе по программе  А. Плешакова - УМК Школа России...

3 класс Проверочная работа по теме: "Пётр Первый".

Данный материал будет полезен учителям начальных классов, родителям, ученикам 3 класса....