Урок - исследование. Полезные ископаемые Краснодарского края
учебно-методический материал по окружающему миру (4 класс) на тему
Задачи урока:
Коммуникативные: формировать умения учебного сотрудничества: договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в общий результат деятельности.
Регулятивные: анализировать и самостоятельно составлять таблицы; правильно воспроизводить образцы выполнения учебных действий; применять усвоенные алгоритмы и правила при решении конкретных учебных задач.
Познавательные: выявить свойства известняка, гранита, каменного угля и их использование человеком; представить результаты в таблице; вовлечь обучающихся с помощью постановки опытов в исследовательскую работу.
Личностные: формировать позитивное отношение к охране полезных ископаемых, формировать умение общаться, как умение говорить и слушать.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_4_klass.docx | 64.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель | Спольвинт Юлия Ивановна |
Тема урока | Полезные ископаемые Краснодарского края |
Предмет | Кубановедение |
Класс | 4 А |
Тип урока | Урок - исследование |
Цель урока | Расширять знания учащихся о полезных ископаемых, их свойствах и применении. |
Задачи урока | Коммуникативные: формировать умения учебного сотрудничества: договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в общий результат деятельности. |
Методы обучения | 1. Словесный. 2. ИКТ: презентация. 3. Наглядно-демонстрационный. 4. Практический. 5.Частично-поисковый. |
Формы работы | 1. Фронтальная. 2. Индивидуальная. 3. Групповая. 4.самостоятельная |
Необходимое оборудование и материалы | Оборудование: компьютер, презентация , инструктивная карточка для каждой группы «План изучения полезных ископаемых» (раздаточный материал), дополнительная информация – информационные тексты «Полезные ископаемые» (раздаточный материал), тест по теме. Материалы для учащихся: Карта, образцы полезных ископаемых: нефть, песок, глина, известняк . |
Этапы урока | Содержание урока, деятельность учителя | Деятельность учеников |
1.Организацион-ный этап | - Здравствуйте, ребята! Я рада вас всех сегодня видеть на нашем уроке.- Сегодня на уроке вас ожидает много интересных заданий. Урок наш пройдёт в форме деловой игры. Я желаю интересного урока.
| Проверяют готов-ность уроку, слу-шают учителя, желая хорошего настроения. |
2. Актуализация опорных знаний | - Как называется край, в котором мы живём? ( Краснодарский). Какова площадь нашего края. ( 76 000 м2). Посмотрите на карту. - Богата и разнообразна природа нашего края . Одни богатства находятся на поверхности Земли, другие спрятаны глубоко. Сегодня вы сможете попробовать себя в роли людей, занимающихся изучением и поиском природных богатств. – Для того чтобы вспомнить как называется эта профессия, давайте отгадаем загадку Путь его тяжёл и долог, Ищет залежи... Правильно! (Геолог ). – И вы на нашем необычном уроке становитесь геологами. И так, в путь! -На прошлом уроке мы с вами знакомились с полезными ископаемыми Краснодрского края. | Слушают текст, отвечают на поставленные вопросы. |
3. Формулировка темы урока, постановка учебных задач | - Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с полезными ископаемыми и должны будем ответить на проблемный вопрос. Проблема: «Можно ли обойтись без полезных ископаемых?» (ответы детей) Предметы исследования: полезные ископаемые. Предположения: 1) да, можно; 2) нет, нельзя. | Самостоятельно формулируют тему урока («Полезные ископаемые») и его цель. |
4. Формирование новых знаний
| - В крае существует много полезных ископаемых и их залежи безмерно велики. Сообщение о полезных ископаемых « Знатаков ». (презентация) Мергель (Кугаевская Д.) Песок (Гаспарян Д.) Глина (Снурницина А.) Нефть(Бабенко С.) Известняк (Цуркан Е.) (Показать месторождение полезных ископаемых на карте и соотнести таблички по группам) Задавались ли вы вопросом, на какие группы можно разделить эти «полезные ископаемые»? Горючие Рудные Строительные | Отвечают на поставленные вопросы. Исследуют значение слов «полезные» и «ископаемые».
|
5.Физминутка
| - Молодцы! Вы успешно справились с заданием. Но вы должны быть не только умными, но и физически закаленными. Сделаем перерыв в нашей исследователь-ской работе и проведем физкультминутку. | Повторяют движения |
6. Практическая работа
| Мы узнали, что в мире существует много разных видов полезных ископаемых. - Каждое полезное ископаемое обладает свойством. Сейчас мы займемся изучением свойств полезных ископаемых. - Каждая группа получит образц полезного ископаемого (у каждой группы свой образец) Результаты исследования будете заносить в бортовой журнал. Я предлагаю вам провести исследовательскую работу с помощью инструктивной карточки. (дети выполняют задание 2-3 мин.) - У каждой геологической группы свое задание. Начинать свой рассказ, по завершению исследования, нужно со слов: “Мы геологи только что вернулись с экспедиции….” (Обобщают высказывания каждой группы). | Отвечают на вопросы учителя. Слушают учителя. Принимают инструкцию педагога о ходе исследовательской работы. Осуществляют исследование по инструкции. Выполняют самостоятельную работу в группе – исследуют полезное ископаемое с помощью инструктивной карточки и атласа – определителя.
|
7. Первичное закрепление | -Ребята, мы открыли новые знания о полезных ископаемых. Именно они сейчас помогут нам . Работа по тетради Разгадывание кроссворда .( с.14) Не все богатства полностью выявлены. Геологи продолжают поиски и исследования полезных ископаемых. Может кто-нибудь из вас в будущем откроет новое месторождение полезного ископаемого. Полезные ископаемые – это клад нашей Земли. Поэтому, как любой другой клад, их нужно беречь и охранять. Запасы полезных ископаемых на Земле не бесконечны. Нужно правильно и бережно относиться к подземным богатствам, которые невозможно восстановить. Как надо охранять полезные ископаемые?(ответы детей)
Выполнение теста на оценку(раздать) Выполнение теста по теме « Полезные ископаемые». Тест. 1. Какое полезное ископаемое помогает человеку привести в движение машины? Оно хорошо горит, легче воды, светло-коричневого, коричневого или почти черного цвета. — кислород; — песок; — нефть. 2. Это полезное ископаемое в природе встречается очень часто. Бывает желтого и белого цвета, состоит из очень мелких частичек. — песок; — торф; — уголь.
3. Это полезное ископаемое бывает белого, красного, серого, голубого цвета. Из него изготавливают кирпичи, чашки, тарелки, вазы, статуэтки и т.д. — пластилин; — глина; — песок. 4. Какое полезное ископаемое идет на побелку стен и потолков? — торф; — известняк; — чугун. 5. Какое полезное ископаемое необходимо нам на кухне, горит голубым пламенем, является ценным топливом? — природный газ; — нефть; — уголь. 6. Для чего используют гранит? — для изготовления посуды; — для строительства; — для очищения воздуха. Проверка ответов. | Отвечают отгадывают кроссворд. Слушают учителя, отвечают на вопросы. |
8. Рефлексия деятельности на уроке
| - Ребята, подведем итог урока. Нашли ли мы ответы на вопросы, которые ставили в начале урока? Что помогло нам в работе? - Какие открытия для себя сделали?
| Ископаемые. Полезные, нужные. Находят, добывают, используют. Необходимы челове-ку во все времена. Недра. |
9. Домашнее задание
| - В завершении нашего урока я предлагаю вам следующее задание: - Нанести на контурную карту месторождения полезных ископаемых Краснодарского края.(поможет учебник) и урок. Сочинить сказку как поспорили полезные ископаемые кто из них полезнее.стр.15 - Ответить на вопрос: «Что можете сделать вы для охраны полезных ископаемых? |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира "Родной край - часть России". Урок-исследование.
К данному уроку учащиеся 4 класса занимались исследовательской работой: подбирали материал о родном крае из дополнительных источников (краеведческий музей, местная газета, книги о родном крае)...
урок-исследование. Нерудные полезные ископаемые.
На уроке дети знакомятся с полезными ископаемыми нерудного происхождения (глина, песок, известняк, гранит), их применением, свойствами. Урок также способствует развитию коммуникативных навы...
Урок-исследование "Полезные ископаемые" в системно-деятельностном подходе. 3 класс
Планируемый результат: Выполнять частично поисковую деятельность. Анализировать ее результаты, делать выводы, составлять связные рассказы, работать в группах, пользоваться продуктами совмес...
Урок-исследование предмет «Окружающий мир» 3 класс "Полезные ископаемые родного края"
Сформировать на уроке такие понятия как «полезные ископаемые»; познакомить с группами полезных ископаемых и их представителями; со свойствами полезных ископаемых...
урок-исследование по теме"Полезные ископаемые"
Материал содержит технологическую карту и презентацию к уроку окружающий мир 3 класс по УМК "Перспективная начальная школа" . Тема урока "Полезные ископаемые". Тип урока -"открытие" новых ...
«Полезные ископаемые» урок-исследование в системно-деятельностном подходе.
Знакомство детей с полезным ископаемым – каменным углём, определение его свойства, узнать о способах добычи и его использовании в хозяйственных целях. Приобретение учащимися исследовательских зн...