Отечественная война 1812 года.
методическая разработка по окружающему миру (3 класс) на тему

открытие новых знаний

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_okruzhayushchego_mira_v_3-1_1.doc246.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ СОШ № 236

УМК «Перспектива»

Учитель Кругликова Т. Е.

Урок окружающего мира  в 3 классе.

Тип урока: открытие новых знаний.

Технологии, применяемые на уроке: технология деятельностного метода, технология сотрудничества, ИКТ.

Тема урока: Отечественная  война 1812 года.

Цели урока:         

  1. Познакомить учащихся с опасностью, нависшей над Россией в 1812 году, когда независимость государства оказалась под угрозой. Показать героизм русского народа, вставшего на защиту своей страны.
  2. Развивать  универсальные учебные действия: умение работать по плану, умение выявлять проблему урока и находить пути её решения в ходе коллективной работы, умения работать с текстом, сравнивать, обобщать, делать выводы, аргументировать свою точку зрения. Развивать умения работать в группе, оценивать свою работу и работу своих товарищей. Развивать устную речь учащихся.
  3. Воспитывать чувство патриотизма, чувство товарищества при работе в группе.

Оборудование урока:  доска, карточки с заданиями, презентация урока, экран, проектор.

Ход урока:

1.Организационный момент.

2.Объявление темы и целей урока. Обсуждение плана урока. Слайд 1.

– Ребята, сегодня наш урок окружающего мира посвящён очень важному событию в истории нашей Родины – Отечественной войне 1812 года.

В ходе урока вы решите важную проблему и приобретёте новые знания. Вы будете развивать свои учебные умения: умение работать с текстом, сравнивать, делать выводы, высказывать своё мнение и доказывать свою точку зрения. Мы все вместе будем учиться работать сообща, оценивать свою работу и работу своих товарищей.

Организовать работу на уроке нам поможет этот план:

C:\Documents and Settings\Admin\Мои документы\Война 1812 года\план урока.jpg

3. Постановка проблемы. Слайд 2.

– Ребята, посмотрите на реку времени. Вспомните, когда и с кем приходилось воевать русскому народу. Слайд 3.

( Дети называют известные им войны. )

– Итак, Россия во все времена участвовала в войнах. Слайд 4(1).  Сегодня мы поговорим ещё об одной войне, которая получила название «Отечественная война 1812 года». Ни одна из предыдущих войн такого названия не имела. Слайд 4(2).

– Какой возникает вопрос? Сформулируйте проблему урока.

Правильно. Главная проблема нашего урока звучит так: «За какое отличие от других войн война 1812 года получила название «Отечественная»?» Слайд 4(3).

4. Актуализация знаний учащихся.

– Ребята, что значат слова «Отечественная война»? Послушайте спор трёх учеников и выскажете своё мнение.

(Три ученика выходят к доске.)

1-й ученик: Отечество – от слова «отец». Это время, когда жили отцы. Раз отцы воевали, то и все войны можно назвать Отечественными.

2-й ученик: До 1812 года Отечественных войн не было. Только в 1812 году воевали всем Отечеством, а до этого – только армия и флот.

3-й ученик: Война 1812 года называется Отечественной, так как люди защищали своё Отечество, а до этого только нападали на другие страны. Слайд 6.

(Дети высказывают своё мнение, объясняя свой выбор.)

– Можем ли мы сделать сейчас окончательный вывод?

(Нет.)

– Почему?

(Нам не хватает знаний.)

5. Поиск решения проблемы. Слайд 7.

– Чтобы решить проблему, сравним войну 1812 года с предыдущими войнами с помощью таблицы. На партах у каждой группы конверты с вопросами и вариантами ответов. Вспомните, что вы знаете о войнах 17-го и 18-го веков, найдите нужные ответы, чтобы заполнить таблицу.

(Работа в группах.)

1-я группа: С кем Россия воевала в начале 17-го века?

(Польша и Швеция, Германия, Золотая Орда, Франция.)

        При каком правителе была эта война?

(Междуцарствие, Александр Невский, Иван Грозный, Пётр 1-й.)

2-я группа: С какой целью Россия вступила в войну с Польшей и Швецией в начале 17-го века?

(Защита государства от завоевателей, захват территории, выход к морю.)

        Какая часть населения принимала участие в войне с Польшей и Швецией?

(Народное ополчение, армия, флот.)

3-я группа: С кем воевала Россия в начале 18-го века?

(Швеция, Польша, Золотая Орда, Германия.)

        При каком правителе была эта война?

(Пётр 1-й, Иван Грозный, Дмитрий Донской.)

4-я группа: С какой целью Россия вступила в войну со Швецией в начале 18-го века?

(За выход к Балтийскому морю, изгнание захватчиков.)

        Какая часть населения принимала участие в войне со Швецией?

(Армия и флот, народное ополчение, крестьяне.)

– Молодцы! Вспомните, чем закончились эти войны для России.

(Изгнание захватчиков, выход России к морю.)

– Откройте учебники на странице 80, прочитайте 1-й абзац  текста «Мы долго молча отступали…». Отметьте жёлтым цветом предложения, которые являются ответом на 1-й и 3-й вопросы таблицы. Слайд 8.

(Работа в группах. Проверка фронтальная. Учитель заполняет таблицу на доске.)

Слайд 9 (1).

– Действительно, император Франции Наполеон в начале 19-го века завоевал почти всю Европу: Австрия, Пруссия, Италия и Испания подчинились ему. Наполеон думал, что завоевав Россию, он станет властелином мира. К границам России он привёл огромную армию в 600 тысяч человек. Там были не только французы, но и итальянцы, немцы, поляки и голландцы. В России в это время правил император Александр Первый. Слайд 9 (2).

В июне 1812 года войска Наполеона перешли границу России и двинулись на Москву. Наполеон говорил так: «Если я захвачу Киев – я буду держать Россию за ноги. Если я захвачу Петербург – я буду держать Россию за голову. Но если я возьму Москву, то я буду держать Россию за сердце». Слайд 10.

Вы видите на карте движение войск Наполеона. Он захватил такие крупные города, как Минск, Смоленск и получил прямой выход на Москву. Русские войска упорно сопротивлялись, но всё-таки отступали. И тогда император Александр 1-й назначил главнокомандующим любимого солдатами и народом полководца Михаила Илларионовича Кутузова. Слайд 11. Кутузов выбрал для решающего сражения большое поле у села Бородино, всего в 120км от Москвы. Слайды 12, 13, 14.

Сражение длилось от рассвета до заката. Непрерывно стреляли пушки. Русские генералы бились в первых рядах рядом с солдатами и гибли так же, как они, в бою. Это было самое кровопролитное сражение того времени, погиб каждый третий солдат с каждой стороны. Русский поэт Михаил Юрьевич Лермонтов в стихотворении «Бородино» так описывает бой. Слайды 15, 16, 17.

Ну ж был денёк! Сквозь дым летучий

Французы двинулись, как тучи,

И всё на наш редут.

Уланы с пёстрыми значками,

Драгуны с конскими хвостами,

Все промелькнули перед нами,

Все побывали тут.

Вам не видать таких сражений!

Носились знамена, как тени,

В дыму огонь блестел,

Звучал булат, картечь визжала,

Рука бойцов колоть устала,

И ядрам пролетать мешала

Гора кровавых тел.

  • Разбить русскую армию Наполеону не удалось. Никто не смог победить. Чтобы сохранить армию, фельдмаршал Кутузов принял нелёгкое решение – оставить Москву. Слайд 18. На военном совете он сказал: «Оставив Москву, мы сохраним армию, а, значит, и Россию. Всё ещё только начинается». Что же произошло потом? Узнаем, если прочитаем текст на странице 82 «Поднимайся, русский народ!».

(Дети читают текст.)

– Посовещайтесь в группах и ответьте на вопросы:

  • Какая часть населения принимала участие в войне?
  • Чем закончилась война 1812 года для России?

(Дети обсуждают, заполняют таблицу до конца.)

C:\Documents and Settings\Admin\Мои документы\Война 1812 года\img007.jpg

– Совершенно верно. Когда Наполеон подошёл к Москве, его встретил пустой город. Никто не вышел к нему навстречу с ключами от города и прошением о мире. Французы оказались в Москве, как в ловушке. Не хватало провианта солдатам, вдобавок к этому началась холодная зима. В городе начались пожары и почти вся Москва сгорела. Слайд 19. Партизанские отряды постоянно нападали на французские обозы. Слайды 20, 21. Впервые в истории в ряды защитников Отечества встали женщины. Так, простая крестьянка Василиса Кожина командовала большим партизанским отрядом. В итоге, французская армия была вынуждена уйти из Москвы. Слайд 22. Посмотрите на карту. Вы видите, как отступала армия Наполеона. Кутузов не дал возможности захватчикам идти другой дорогой, заставил отступать по той же Смоленской дороге, где их встречали ими же разграбленные деревни и сёла. Русская армия выгнала французов за пределы нашей Родины. Это была великая победа всего русского народа.

6. Решение проблемы. Слайд 23.

– Посмотрите на таблицу, сравните данные в столбиках и сделайте вывод, чем война 1812 года отличалась от предыдущих войн.

(Работа в группах. Дети высказывают своё мнение. Основные мысли записываются.)

  • Впервые Россия сталкивалась с таким серьёзным противником. Слайд 24 (1).
  • Отечество оказалось на грани гибели. Слайд 24 (2).
  • На защиту Отечества поднялся весь народ: армия, народное ополчение, партизаны. Слайд 24 (3).

– Вспомним главный проблемный вопрос урока. Какой ответ вы можете дать на этот вопрос?

(Дети после обсуждения дают свои варианты ответов.)

Проверим , правильный ли мы сделали вывод. Откройте книгу на странице 141, найдите статью «Отечественная война», прочитайте. Верно ли мы рассуждали? Молодцы!

7. Рефлексия. Слайд 25.

– Послушайте торжественную песню на музыку русского композитора  Михаила Ивановича Глинки из оперы «Иван Сусанин», которая называется «Славься, славься…». Слайд 26.

(Дети прослушивают песню.)

– Что почувствовали, когда слушали?

(Учитель спрашивает нескольких учеников.)

– После победы над Наполеоном русские люди впервые стали задумываться над тем, почему вся Европа покорилась ему, а Россию он одолеть не смог. В чём же особенность русского национального характера? Какие черты русского характера помогли победить нашему народу в этой войне?

(Дети обсуждают, выбирают подходящие черты характера из списка, затем объясняют свой выбор.)

8. Самооценка. Слайд 27.

– Следующий пункт плана – самооценка. У каждой группы на парте 3 флажка:

  • Красный – работа сделана на «отлично».
  • Синий – можно было бы работать лучше, оценка «хорошо».
  • Жёлтый – группа работала не дружно.

– Обсудите свою работу в группах и оцените её, поднимите флажок соответствующего цвета.

(Дети оценивают свою работу, устно объясняют выбор той или иной оценки.)

9. Итог урока.

– Подведём итог урока.

  • Какую проблему мы решали на уроке? (Почему война 1812 года называется Отечественной.) Удалось ли нам найти решение? (Да.) Слайд 28(1).
  • Какие новые знания о русском народе получили?  (Знания о героизме русского народа.) Слайд 28(2).
  • Какие умения развивали на уроке? (Умения работать с текстом, с таблицей, сравнивать, делать выводы.) Слайд 28(3).
  • Как учились работать? (В группе.) Слайд 28(4).
  • Как мы учились оценивать работу? (Учились сами оценивать работу группы.) Слайд 28(5).

– Как вы думаете, чему самому главному научил нас этот урок?

(Любить Родину, гордиться своей страной.)

– Что было самым интересным?

–Что на уроке показалось самым трудным?

– Какие умения пригодятся вам на других уроках, в жизни?

9. Домашнее задание. Слайд 29.

– Ребята, вы сегодня очень хорошо поработали. Закрепить знания и умения, приобретённые на уроке, вы сможете, выполнив дома задания в рабочей тетради на странице 37. Можно выполнить другое задание: самостоятельно найти информацию об одном из героев войны 1812 года и сделать в классе сообщение. Спасибо всем за работу!



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Война 1812 года

Презентация к теме "Отечественная война 1812 года"...

Конспект урока на тему "Отечественная война 1812 года"

Развернутый конспект урока по окружающеу миру на тему "Отечественная война 1812 года" (система Л.Занкова)...

Война 1812 года

Презентация  к  уроку окружающего  мира  в  4  классе (УМК "Школа  России"),  помогающая  раскрыть  и  дополнить  материал  учебника....

Конспект урока по теме "Отечественная война 1812 года" с ИКТ.

Аннотацияq         Урок окружающего мира по теме «Отечественная война 1812 года» разработан по системе развивающего обучения Л. В. Занкова. Данный урок...

урок окружающего мира "Отечественная война 1812 года"

Знакомство с историческим периодом Отечественной войны 1812 года, ее этапами, героями....

классный час "Отечественная война 1812 года"

Игра –путешествие по страницам истории 1812 года - В конце XVIIIвека в Европе постоянно шли войны. В это время во Франции взял власть в свои руки талантливый полководец Наполеон Бонапарт. З...

Донские казаки в годы Отечественной войны 1812 года

Исследовательская работа учащихся 2 класса Обыденовой Софьи, Ткачёвой Валерии, Шакирова Тимура о роли донских казаков в годы войны с французами 1812 года....