Рабочая программа по окружающиму миру. 3 класс. УМК "Перспективная начальная школа"
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) на тему
В документе содержится : пояснительная записка, содержание учебного предмета, планируемые результаты, тематическое планирование, КТП.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okr._mir.docx | 56.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Раздел №1 Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» составлена в соответствии с Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» (статья 7, 9, 32);примерной основной образовательной программой начального общего образования (одобрена федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 08.04.2015 № 1/15);учебного плана МБОУ СОШ № 2 п. Гигант на 2016-2017 учебный год; на основе авторской программы по окружающему миру О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А.Трафимов, Л.А. Царёва(УМК «Перспективная начальная школа»).
Программа по курсу «Окружающий мир» разработана в соответствии с требованиями ФГОС НОО и с учетом основной идеи УМК «Перспективная начальная школа» — оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей в условиях специально организованной аудиторной и внеурочной деятельности, отражая единство и целостность научной картины мира и образовательного процесса.
Цели и задачи изучения предмета:
- формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми, обществом и природой;
- формирование у учащихся единого, целостно окрашенного образа мира как дома, своего собственного и общего для всех людей, для всего живого;
- становление у детей современной экологически ориентированной картины мира, чувства уважения к своему природному и социальному окружению;
- систематизация и расширение представлений детей о предметах и явлениях природы и общественной жизни, развитие интереса к их познанию, обогащение нравственного опыта обучающихся, воспитание у них любви к своему городу, к своей Родине;
- формирование бережного отношения к богатствам природы и общества, навыков экологически и нравственно обоснованного поведения в природной и социальной среде;
- существенное воздействие на развитие у обучающихся речи и познавательных процессов (сенсорное развитие, развитие мышления, внимания, памяти, воображения), а также эмоциональной сферы и творческих способностей.
Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он имеет ярко выраженный интегрированный характер, соединяющий в равной мере природоведческие, исторические, обществоведческие и другие знания, что дает возможность ознакомить учащихся с некоторыми доступными для их понимания положениями естественных и социально-гуманитарных наук. Интегрированный характер самого курса, а также реализация межпредметных связей с литературным чтением, русским языком, математикой, технологией в УМК «Перспективная начальная школа» обеспечивают в полной мере формирование у детей целостной картины мира, осознание места человека в этом мире, определение своего места в ближайшем окружении, в общении с людьми, обществом и природой.
В 3-м классе расширяются знания школьников об источниках информации. Учащиеся знакомятся с устройством простейших измерительных приборов (лупа, микроскоп как система увеличительных стекол, песочные часы, часы, термометр, флюгер) и моделей (географическая карта, глобус).
Одной из задач обучения является «открытие» школьниками эксперимента как способа проверки выдвигаемых гипотез. Содержание темы «Неживая природа. Тела и вещества» позволит более глубоко раскрыть прежде изученные взаимосвязи неживой и живой природы. Знания о живой и неживой природе расширяются за счет изучения свойств жидкостей и газов, круговорота воды в природе, изучения природных сообществ (луг, лес, водоем) и цепей питания.
Следующая содержательная линия курса связана с обучением учащихся простейшим способам ориентации на местности и формированием первоначальных географических представлений о родной стране, ее столице, о разных странах мира и нашей планете в целом.Структура каждого учебника обеспечивает разнообразие форм организации учебной деятельности школьников системой специальных заданий, где ученик выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего (консультант, экспериментатор, председатель заседания), то в роли организатора учебной деятельности классного коллектива. В образовательном процессе используются: наблюдения природы и общественной жизни; практические работы и опыты, в т.ч. исследовательского характера; творческие задания; дидактические и ролевые игры; учебные диалоги; моделирование объектов и явлений окружающего мира.
Окружающий мир как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. На этих уроках учащиеся осваивают основы адекватного природного и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Данный курс наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно – нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно–ценностных ориентаций младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.
Место учебного предмета
Курс рассчитан на 68 часов (2 часа в неделю). В соответствии с учебным планом и расписанием МБОУСОШ №2 п. Гигант на 2016-2017 учебный год, а также государственными праздниками (23 февраля, 8 марта), данная программа рассчитана на 66 часов. Из общего количества часов, отведённых на изучение курса, количество часов было сокращенно за счёт уплотнения в разделе «Человек и природные сообщества» на 2 часа.
Раздел № 2 Содержание учебного предмета «Окружающий мир»
Изображение Земли на глобусе и карте (12 ч)
Глобус — модель Земли. Экватор. Параллели и меридианы.
Географическая карта как еще один источник получения информации об окружающем мире. Карта полушарий. Северное и Южное полушария. Западное и Восточное полушария. Физическая карта России. Условные обозначения на физической карте. Материки и океаны (названия, расположение на карте и глобусе).План местности. Масштаб. Стороны горизонта. Линия горизонта.Ориентирование на местности: горизонт, линия горизонта, стороны горизонта. Компас. Общие представления об основных формах поверхности: горы, равнины, холмы, овраги. Их особенности, сходство и различие. Практические работы: работа с физической и контурной картами России, с планом местности. Крупные равнины и горы (3–5 названий), моря, реки, озера (3–5 названий). Работа с компасом (знакомство и устройство), определение сторон. Определение горизонта по компасу. Сравнение карты и плана, элементарные приемы чтения плана и карты.Экскурсия: знакомство с основными формами поверхности родного края.
Неживая природа (23 ч)
Первоначальные представления о веществе. Примеры твердых, жидких, газообразных веществ. Вода. Свойства воды в жидком состоянии (ранее изученные и новые): текучесть, не имеет формы, запаха, цвета, при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается и др. Вода — растворитель. Очистка воды от примесей с помощью фильтра. Свойства воды в твердом состоянии (свойства льда). Свойства воды в газообразном состоянии. Три состояния воды. Вода в природе. Туман, облака, осадки. Кругооборот воды в природе. Значение воды для растений, животных, человека. Охрана водоемов, бережное отношение к воде.Воздух — смесь газообразных веществ (азот, кислород, углекислый газ и другие газы). Свойства воздуха (ранее изученные и новые).Воздух прозрачен, бесцветен, не имеет запаха, при расширении нагревается, при охлаждении сжимается, плохо проводит тепло. Значение воздуха на Земле для растений, животных и человека. Охрана воздуха от загрязнений.Движение воздуха (ветер), температура воздуха. Первые представления о погоде: облачность, ветер, осадки, температура воздуха. Предсказание погоды и его значение в жизни людей. Твердые вещества. Свойства твердых тел (на примере полезных ископаемых). Горные породы. Полезные ископаемые. Использование и охрана полезных ископаемых.Практикум: Наблюдения за погодой: облачность, ветер, осадки, температура воздуха.Практические работы. Изучение свойств воды в жидком и твердом состоянии. Измерение температуры воды и воздуха с помощью термометра. Изучение свойств полезных ископаемых (известняка, мрамора, песка, глины). Расширение твердых тел при нагревании.Сравнение минералов по твердости. Изучение свойств воздуха (расширение при нагревании, сжатие при охлаждении и др.). Доклады для первоклассников и второклассников о безопасном поведении во время гололеда. Изготовление модели термометра, компаса.
Тайна недр пород. Почва (11 ч)
Разрушение твердых пород под воздействием воды, ветра, растений, колебаний температуры воздуха.Почва — единство живого и неживого, ее примерный состав, свойства, значение для жизни. Разнообразие живых организмов почвы: растения, грибы, животные, микроорганизмы. Почвы родного края.Разрушение почв под действием потоков воды, ветра, непродуманной хозяйственной деятельности. Охрана почв.Экскурсия по родному краю: «Почвы родного края».Практические работы: определение примерного состава почвы.
Природные сообщества (6 ч)
Лес, луг, водоем, поле, болото. Взаимосвязи в сообществах. Растения и животные природных сообществ. Развитие животных (на примере появления из яйца и развитие бабочки- капустницы). Растения и животные природных сообществ родного края. Роль и значение природных сообществ в жизни человека. Влияние человека на природные сообщества. Взаимосвязи в природном сообществе (на примере своей местности): растения — пища и укрытие для животных; животные — распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2—3 примера на основе наблюдений). Охрана природных сообществ родного края. Безопасное поведение человека в природе (у водоема, в лесу, вблизи болот). Человек — защитник природы. Наблюдения за животными в ближайшем природном окружении. Экскурсии по родному краю (лес, луг, водоем).Практические работы. Участие в элементарной экологической деятельности (зимняя подкормка птиц, озеленение школьного двора и др.). Работа с гербариями растений природных сообществ: описание внешнего вида, условий произрастания. Работа в уголке природы по уходу за комнатными растениями.
Человек и природные сообщества (9 ч)
Лес, луг, водоём, поле, болото. Взаимосвязи в сообществах. Растения и животные природных сообществ. Развитие животных (на примере появления из яйца и развитие бабочки- капустницы). Растения и животные природных сообществ родного края. Роль и значение природных сообществ в жизни человека. Влияние человека на природные сообщества. Взаимосвязи в природном сообществе (на примере своей местности): растения — пища и укрытие для животных; животные — распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2—3 примера на основе наблюдений). Охрана природных сообществ родного края. Безопасное поведение человека в природе (у водоема, в лесу, вблизи болот). Человек — защитник природы. Наблюдения за животными в ближайшем природном окружении. Экскурсии по родному краю (лес, луг, водоём).
Путешествие в прошлое (6 ч)
Лента времени. Города России — Золотое кольцо России. Названия городов Золотого кольца, расположение на карте, достопримечательности — памятники зодчества и живописи (межпредметные связи с уроками литературного чтения).
Санкт-Петербург. Расположение на карте. Основание Санкт-Петербурга. План-карта Санкт-Петербурга XVIII века. Достопримечательности Санкт-Петербурга (Памятник Петру I — Медный всадник, Петропавловская крепость, Летний сад, Адмиралтейство, Домик Петра, Зимний дворец, Эрмитаж).
Практикум. Практические работы: работа с картой — города Золотого кольца России, расположение Санкт-Петербурга. Определение последовательности исторических событий (раньше, позже), соотнесение века с годами по ленте времени.
Экскурсия в краеведческий, художественный музей.
Раздел № 3 Планируемые результаты освоения учебного предмета «Окружающий мир»
В результате изучения курса «Окружающий мир» обучающиеся на уровне начального общего образования:
- получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеть основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе, приобрести целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- обретут чувство гордости за свою Родину, российский народ и его историю, осознают свою этническую и национальную принадлежность в контексте ценностей многонационального российского общества, а также гуманистических и демократических ценностных ориентаций, способствующих формированию российской гражданской идентичности;
- приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры; ознакомятся с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях, что даст учащимся ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволит сделать восприятие явлений окружающего мира более понятными, знакомыми и предсказуемыми, определить свое место в ближайшем окружении;
- получат возможность осознать свое место в мире на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления личного опыта общения с людьми, обществом и природой, что станет основой уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- познакомятся с некоторыми способами изучения природы и общества, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире и неизбежность его изменения под воздействием человека, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края, что поможет им овладеть начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ-средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения в виде текстов, аудио- и видеофрагментов, готовить и проводить небольшие презентации в поддержку собственных сообщений;
- примут и освоят социальную роль обучающегося, для которой характерно развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
Человек и природа
Ученик 3 класса научится:
- узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;
- описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки;
- сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;
- проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям
- и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;
- использовать естественнонаучные тексты (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) с целью поиска и извлечения информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;
- использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт, в том числе и компьютерные издания) для поиска необходимой информации;
- использовать готовые модели (глобус, карту, план) для объяснения явлений или описания свойств объектов;
- обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
- определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;
- понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.
Ученик 3 класса получит возможность научиться:
- использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ (фото- и видеокамеру, микрофон и др.) для записи и обработки информации, готовить небольшие презентации по результатам наблюдений и опытов;
- моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с использованием виртуальных лабораторий и механизмов, собранных из конструктора;
- осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде;
- пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья; осознанно соблюдать режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;
- выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;
- планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Человек и общество
Ученик 3 класса научится:
- узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России Москву, свой регион и его главный город;
- различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»;
- используя дополнительные источники информации (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете), находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
- оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, группа сверстников, этнос), в том числе с позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;
- использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.
Ученик 3 класса получит возможность научиться:
- осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;
- ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;
- наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах образовательной организации, социума, этноса, страны;
- проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде;
- определять общую цель в совместной деятельности и пути ее достижения; договариваться о распределении функций и ролей; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 3 классе является формирование следующих умений:
- Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
Обучающиеся получат возможность научиться:
- Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
- Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
- Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
- Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
- В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
- Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.
Регулятивные УУД:
- Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
- Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
- Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
- Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
Коммуникативные УУД:
- Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
- Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
- Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
- Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
- Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
- Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи)..
- Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
- Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Предметные результаты изучения курса «Окружающий мир» в 3-ем классе.
Обучающиеся научатся:
- характеризовать глобус, карту и план, их условные обозначения;
- находить на физической карте и глобусе материки и океаны, географические объекты и их названия;
- определять объекты на географической карте с помощью условных знаков;
- сравнивать и различать формы земной поверхности;
- находить на физической карте разные формы земной поверхности и определять их название;
- моделировать формы земной поверхности из глины или пластилина;
- проводить групповые наблюдения во время экскурсии «Формы земной поверхности и водоемы»;
- называть, сравнивать и различать разные формы водоемов (океан, море, река, озеро, пруд, болото);
- находить на физической карте разные водоемы и определять их название;
- характеризовать формы земной поверхности и водоемы своего края;
- ориентироваться на местности с помощью компаса, карты, по местным признакам во время экскурсий;
- приводить примеры веществ;
- сравнивать и различать твердые тела, жидкости и газы;
- исследовать в группах (на основе демонстрационных опытов) свойства воды в жидком, газообразном и твердом состояниях, характеризовать эти свойства; измерять температуру воды с помощью градусника;
- исследовать в группах (на основе демонстрационных опытов) свойства воздуха, характеризовать эти свойства; измерять температуру воздуха с помощью градусника;
- извлекать по заданию учителя необходимую информацию из учебника, хрестоматии, дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедии) о свойствах воды (в жидком, газообразном и твердом состояниях), о растворах в природе, о свойствах воздуха, готовить доклады и обсуждать полученные сведения;
- сравнивать свойства воды и воздуха;
- следовать инструкциям и технике безопасности при проведении опытов;
- характеризовать кругооборот воды в природе;
- исследовать в группах (на основе демонстрационных опытов) состав почвы;
- характеризовать роль почвы в природе и роль живых организмов в образовании почвы (на примере своей местности);
- обнаруживать и приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой на примере образования и состава почвы;
- извлекать по заданию учителя необходимую информацию из дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедии) о почве, готовить доклады и обсуждать полученные сведения;
- исследовать в группах (на основе демонстрационных опытов) свойства полезных ископаемых, характеризовать свойства полезных ископаемых;
- различать изученные полезные ископаемые, приводить примеры использования полезных ископаемых в хозяйстве человеком (на примере своей местности);
- извлекать по заданию учителя необходимую информацию из учебника, хрестоматии, дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедии) о свойствах полезных ископаемых, готовить доклады и обсуждать полученные сведения;
- характеризовать природные сообщества (на примере леса, луга, водоема);
- проводить несложные наблюдения в родном крае за такими природными явлениями и проявлениями, как «этажи» – ярусы леса и луга, растения и животные леса, луга, поля, пресного водоема родного края; использование водоемов;
- характеризовать влияние человека на природные сообщества (на примере своей местности);
- извлекать по заданию учителя необходимую информацию из учебника, хрестоматии, дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедии) о безопасном поведении в лесу и у водоемов, готовить доклады и обсуждать полученные сведения;
- фиксировать результаты наблюдений за погодными явлениями родного края в предложенной форме (дневник наблюдений, условные обозначения);
- опытным путем выявлять условия, необходимые для жизни растений;
- обнаруживать простейшие взаимосвязи живой и неживой природы, использовать эти знания для объяснения необходимости бережного отношения к природе своего края, к почве, к полезным ископаемым;
- определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений, называя представителей животного и растительного мира природных сообществ;
- называть представителей растительного и животного мира, занесенных в Красную книгу России;
- называть представителей растительного и животного мира своего края, занесенных в Красную книгу России;
- понимать необходимость соблюдения правил безопасности при походах в лес, в поле, на луг;
- использовать готовые модели (глобус, карта, план, план-карта) для объяснения явлений или выявления свойств объектов;
- использовать оглавление, словари учебника и хрестоматии, словарь учебника русского языка, карты, глобус, интернет - адреса для поиска необходимой информации.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- самостоятельно наблюдать погоду и описывать ее состояние;
- извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из дополнительных источников информации (Интернет) о природных сообществах, готовить доклады и обсуждать полученную информацию;
- осознать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение, соблюдать правила экологического поведения в быту (экономия полезных ископаемых: воду, газ, топливо) и в природе (бережное отношение к почве, растениям, диким животным);
- обнаруживать простейшие взаимосвязи живой и неживой природы, использовать эти знания для бережного отношения к природе своего края, к почве, к полезным ископаемым;
- пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия для сохранения здоровья (повышение температуры тела);
- выполнять правила безопасного поведения в природе (в лесу, в поле), оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях.
В результате изучения раздела «Человек и общество» обучающиеся научатся:
- описывать достопримечательности Московского Кремля;
- различать прошлое, настоящее и будущее: соотносить исторические события с датами на примере истории Московского Кремля, соотносить конкретные даты с веком, используя при обозначении века римские цифры;
- находить место изученного события на ленте времени;
- находить на карте Российской Федерации города «Золотого кольца», город Санкт-Петербург;
- описывать достопримечательности Санкт-Петербурга и городов «Золотого кольца»;
- извлекать по заданию учителя необходимую информацию из дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедии) о достопримечательностях Санкт-Петербурга, готовить доклады и обсуждать полученные сведения;
- находить дополнительные источники информации (словари учебника и хрестоматии, словарь учебника русского языка).
Обучающиеся получат возможность научиться:
- соотносить даты основания городов «Золотого кольца» России с датами правления великих князей, конкретные даты с веком, используя при обозначении века римские цифры;
- находить на ленте времени место изученному историческому событию;
- проявлять уважение к правам и обязанностям гражданина страны, связанные с охраной природы и окружающей среды, записанные в Конституции Российской Федерации;
- использовать дополнительные источники информации (словари учебников и интернет-адреса).
В результате изучения раздела «Правила безопасного поведения» обучающиеся научатся:
- понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения в лесу, в заболоченных местах, у водоемов во время ледохода, летом во время купания, при переправе через водные пространства;
- понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения в гололед;
- пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия при простудных заболеваниях.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия для сохранения здоровья;
- соблюдать правила безопасного поведения в лесу, в заболоченных местах, у водоемов во время ледохода, летом во время купания, при переправе через водные пространства;
- соблюдать правила безопасного поведения в гололед;
- осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение; соблюдать правила экологического поведения в природе.
Раздел №4 Тематическое планирование
Название темы | Количество часов | Основные виды учебной деятельности |
Изображение Земли на глобусе и карте | 12 ч | Характеризовать особенности звезд и планет на примере Солнца и Земли. Работать с готовыми моделями (глобусом, физической картой): показывать на глобусе и карте материки и океаны; находить и определять географические объекты на физической карте России с помощью условных знаков. Ориентироваться на местности (в группе) с помощью компаса и карты, по местным признакам во время экскурсии. Сравнивать и различать день и ночь, времена года. Объяснять (характеризовать) движение Земли относительно Солнца и его связь со сменой дня и ночи, времен года. Различать разные формы земной поверхности (на примере своей местности). |
Неживая природа | 23 ч | Приводить примеры веществ. Различать и характеризовать твердые тела, жидкости и газы. Характеризовать круговорот веществ как пример единства живого и неживого. Характеризовать природные сообщества (на примере леса, луга, водоема). Характеризовать влияние человека на природные сообщества (на примере своей местности). Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) о природных сообществах и обсуждать полученные сведения. |
Из чего все на свете | 3 ч | |
Вода и ее свойства | 6 ч | Наблюдать погоду самостоятельно и в группах и описывать ее состояние. Измерять температуру воздуха, воды с помощью термометра. Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств воды. Характеризовать свойства воды, круговорота воды в природе. Определять направления течения рек по карте и глобусу. Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) об особенностях поверхности и водоёмах родного края, подготавливать доклады и обсуждать полученные сведения. |
Чудесные превращения воды в природе | 6 ч | |
Воздух и его свойства | 8 ч | Группировать (классифицировать) объекты живой или неживой природы по отличительным признакам. Приводить примеры веществ, описывать их. Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств воздуха. Характеризовать свойства воздуха. |
Тайна недр пород. Почва | 11 ч | Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств полезных ископаемых. Характеризовать свойства изученных полезных ископаемых. Различать изученные полезные ископаемые. Описывать их применение в хозяйстве человека (на примере своей местности). Обсуждать в группах и составлять рассказ об экскурсии в краеведческий музей (ознакомление с природой родного края). Характеризовать (на основе опытов) состав почвы, роль почвы в природе и роль живых организмов в образовании почвы (на примере своей местности). |
Тайны недр | 7ч. | |
Почва | 4 ч | |
Природные сообщества | 6 ч | Сравнивать и различать разные формы земной поверхности. Находить на физической карте разные формы земной поверхности и определять их названия. |
Человек и природные сообщества | 9 ч | Характеризовать природные сообщества (на примере леса, луга, водоема). Характеризовать влияние человека на природные сообщества (на примере своей местности). Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) о природных сообществах и обсуждать полученные сведения. |
Путешествие в прошлое | 6 ч | Участвовать в практической работе с картой (показывать места исторических событий), с «лентой времени» (определять последовательность исторических событий), изготавливать (по возможности) наглядные пособия из бумаги, пластилина и других материалов — одежда, макеты памятников архитектуры и др. |
Итого: | 67 ч |
Приложение 1
Календарно-тематическое планирование
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР 3 «Б» класс
№ п/п | Дата | Тема урока | Кол-во часов |
I четверть | |||
Изображение Земли на глобусе и карте (12ч) | |||
1 | 01.09.2016 | Наш мир знакомый и загадочный | 1 |
2 | 05.09.2016 | Глобус – модель земного шара | 1 |
3 | 08.09.2016 | Материки и океаны на глобусе | 1 |
4 | 12.09.2016 | Формы поверхности Земли | 1 |
5 | 15.09.2016 | Обобщение по теме: «Изображение Земли на глобусе» | 1 |
6 | 19.09.2016 | Тест № 1. Географическая карта | 1 |
7 | 22.09.2016 | Учимся читать карту | 1 |
8 | 26.09.2016 | План местности | 1 |
9 | 29.09.2016 | Холмы и овраги | 1 |
10 | 03.10.2016 | Стороны горизонта | 1 |
11 | 06.10.2016 | Ориентирование на местности. Компас | 1 |
12 | 10.10.2016 | Обобщение по теме: «Географическая карта» Тест № 2 | 1 |
Неживая природа (23 ч) | |||
Из чего все на свете (3ч) | |||
13 | 13.10.2016 | Тела, вещества, частицы | 1 |
14 | 17.10.2016 | Твердые вещества, жидкости и газы | 1 |
15 | 20.10.2016 | Обобщение по теме: «Из чего все на свете» Тест № 3 | 1 |
Вода и ее свойства (6ч) | |||
16 | 24.10.2016 | Вода – необыкновенное вещество | 1 |
17 | 27.10.2016 | Первое заседание клуба. Свойства воды в жидком состоянии | 1 |
II четверть | |||
18 | 07.11.2016 | Термометр и его устройство | 1 |
19 | 10.11.2016 | Второе заседание клуба. Свойства воды в твердом состоянии (свойства льда) | 1 |
20 | 14.11.2016 | Свойства воды в газообразном состоянии | 1 |
21 | 17.11.2016 | Обобщение по теме: «Вода и ее свойства» Тест № 4 | 1 |
Чудесные превращения воды в природе (6ч) | |||
22 | 21.11.2016 | Круговорот воды в природе | 1 |
23 | 24.11.2016 | Туман и облака. Осадки | 1 |
24 | 28.11.2016 | Третье заседание клуба. Вода – растворитель | 1 |
25 | 01.12.2016 | Растворы в природе | 1 |
26 | 05.12.2016 | Почему воду надо беречь? | 1 |
27 | 08.12.2016 | Обобщение по теме: «Чудесные превращения воды в природе» Тест № 5 | 1 |
Воздух и его свойства (8ч) | |||
28 | 12.12.2016 | Океан, которого нет на карте и глобусе | |
29 | 15.12.2016 | Воздух – это смесь газов | 1 |
30 | 19.12.2016 | Свойства воздуха | 1 |
31 | 22.12.2016 | Обобщение по теме: «Воздух и его свойства» Тест № 6 | 1 |
32 | 26.12.2016 | Четвертое заседание клуба. Свойства воздуха | 1 |
III четверть | |||
33 | 12.01.2017 | Температура воздуха | 1 |
34 | 16.01.2017 | Ветер | 1 |
35 | 19.01.2017 | Что такое погода? Тест № 7 | 1 |
Тайна недр пород. Почва (11ч) | |||
Тайны недр (7ч) | |||
36 | 23.01.2017 | Горные породы | |
37 | 26.01.2017 | Разрушение горных пород | 1 |
38 | 30.01.2017 | Что такое минералы? | 1 |
39 | 02.02.2017 | Полезные ископаемые | 1 |
40 | 06.02.2017 | Пятое заседание клуба. Свойства полезных ископаемых | 1 |
41 | 09.02.2017 | Почему надо беречь полезные ископаемые | 1 |
42 | 13.02.2017 | Обобщение по теме: «Тайны недр земли» Тест № 8 | 1 |
Почва (4ч) | |||
43 | 16.02.2017 | Как образуется почва | |
44 | 20.02.2017 | Шестое заседание клуба. Почва и её состав | 1 |
45 | 27.02.2017 | Седьмое заседание клуба. Зачем и как люди заботятся о почве | 1 |
46 | 02.03.2017 | Обобщение по теме: «Почва» | 1 |
Природные сообщества (6ч) | |||
47 | 06.03.2017 | Лес и его обитатели | |
48 | 09.03.2017 | Луг и его обитатели Тест № 9 | 1 |
49 | 13.03.2017 | Поле и его обитатели | 1 |
50 | 16.03.2017 | Пресный водоем и его обитатели | 1 |
51 | 20.03.2017 | Болото и его обитатели | 1 |
52 | 23.03.2017 | Обобщение по теме: «Природные сообщества» Тест № 10 | 1 |
IV четверть | |||
Человек и природные сообщества (9ч) | |||
53 | 03.04.2017 | Значение лесов | |
54 | 06.04.2017 | Восьмое заседание клуба. Безопасное поведение в лесу | 1 |
55 | 10.04.2017 | Луг и человек | 1 |
56 | 13.04.2017 | Надо ли охранять болота? | 1 |
57 | 17.04.2017 | Дары рек и озёр | 1 |
58 | 20.04.2017 | Девятое заседание клуба Безопасное поведение у водоемов Тест № 11 | 1 |
59 | 24.04.2017 | Человек-защитник природы | 1 |
60 | 27.04.2017 | Природа будет жить. Человек и природа. | 1 |
61 | 04.05.2017 | Обобщение по теме: «Человек и природные сообщества» Тест № 12 | 1 |
Путешествие в прошлое (6ч) | |||
62 | 08.05.2017 | Лента времени | 1 |
63 | 11.05.2017 | Золотое кольцо России | 1 |
64 | 15.05.2017 | Десятое заседание клуба. Путешествие по Санкт-Петербургу | 1 |
65 | 18.05.2017 | Обобщение по теме: «Путешествие в прошлое» Тест № 13 | 1 |
66 | 22.05.2017 | Урок-экскурсия по изучению окружающего мира | 1 |
67 | 25.05.2017 | Достопримечательности родного края | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру УМК "Перспективная начальная школа" 4 класс
Рабочая программа состоит из разделов1 Поянительная записка2.Общая характеристика курса3.Описание места учебного предмета в учебном плане4. Ценностные ориентиры содержания ученого предмета.5.Кал...
Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Перспективная начальная школа". 1 класс.
Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Перспективная начальная школа". 1 класс....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ УМК "ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА" 3 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ УМК "ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА" 3 класс...
Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Перспективная начальная школа". 2 класс
Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Перспективная начальная школа". 2 класс...
Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Перспективная начальная школа"
Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Перспективная начальная школа"...
Рабочая программа по окружающему миру УМК "Перспективная начальная школа" 1 класс
Данная программа разработана для учащихся 1 класса в соответствии с ФГОС....
Рабочая программа по Окружающему миру УМК "Перспективная начальная школа"
Рабочая программа по Окружающему миру УМК "Перспективная начальная школа"составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Программа может быть использованна в образовательных учреждениях, ...