Шестиногие и восьминогие
презентация к уроку по окружающему миру (3 класс) по теме

Сайт 3 "B" класса, учитель - Абаева Альбина Ацаевна

«Шестиногие и восьминогие»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nasekomye_1_pptx_27567.pptx1.61 МБ
Файл shestinogie_i_vosminogie.docx33.33 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Шестиногие и восьминогие Абаева Альбина Ацаевна учитель начальных классов МКОУ СОШ № 2 г. Дигора

Слайд 3

Превращение бабочки (полное) Пчёлы , осы, муравьи, жуки и др.

Слайд 4

Превращение стрекозы (неполное) Кузнечики, сверчки, тараканы, клопы и др.

Слайд 8

1. Какого самого большого паука можно встретить в нашем лесу? 2. Кто является добычей паука? 3. Что происходит с пауками зимой?

Слайд 9

ДА НЕТ

Слайд 10

Я узнал (узнала)… Я понял (поняла)… Я научился (научилась)…



Предварительный просмотр:

Учитель  Абаева А.А.

 2 «В» класс

Предмет: Окружающий мир

Тема урока: «Шестиногие и восьминогие»

Цель урока: 

  • Способствовать усвоению знаний о различиях насекомых и паукообразных.
  • Познакомить с фазами превращения бабочки и стрекозы.
  • Дать представление о многообразии мира насекомых.
  • Развивать умение работать с дополнительной литературой для поиска информации.
  • Формировать умение строить речевое высказывание для выражения своих мыслей
  • Стимулировать бережное отношение к животным.

Тип урока: 

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Используемые учебники и учебные пособия: 

  • Окружающий мир 2 кл. Ч.1: уч-к/Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. – М.: Просвещение 2012.
  • Окружающий мир 2 кл. Ч.1: Р.Т./Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. – М.: Просвещение 2012.

Используемая методическая литература: 

  • Великан на поляне. Плешаков А.А., Румянцев А.А. – М.: Просвещение 2012
  • Атлас-определитель «От земли до неба». Плешаков А.А. – М.: Просвещение 2012

Используемое оборудование: 

Мультимедийный проектор

Используемые ЦОР: 

 Запись музыкальной заставки «В мире животных».

 Презентация к уроку

Краткое описание: 

Рассказывает об отличии насекомых от паукообразных , знакомит с фазами превращения бабочки и стрекозы. Даёт представление о многообразии мира насекомых.

 

Планируемые результаты

Предметные:

  • Знать, чем отличаются насекомые от паукообразных.
  • Называть этапы развития бабочки и стрекозы.
  • Узнавать изученных насекомых на рисунках.
  • С помощью атласа-определителя приводить примеры насекомых различных групп.

Метапредметные:

  • Отвечать на вопросы о насекомых и пауках по своим наблюдениям.
  • Рассказывать по рисунку учебника о разнообразии насекомых.
  • Прослеживать по рисункам-схемам превращения различных насекомых.
  • Обсуждать рассказ «Не обижайте паука» из книги «Великан на поляне».
  • Обосновывать необходимость бережного отношения к паукам.

Личностные:

  • Осознавать необходимость бережного отношения к природе и, в частности, к насекомым и паукообразным.

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

1. Мотивация познавательной деятельности.

Звучит мелодия «В мире животных».

-Догадались ли вы по звучанию мелодии, о ком будем говорить на сегодняшнем уроке?

- Мы совершим воображаемое путешествие в мир животных и встретимся с его представителями.

 

Слушают мелодию. Вспоминают, что при звучании этой мелодии на уроке речь идет о животных.

2. Актуализация необходимых знаний.

- Какие группы входят в царство животных?

- Какой опознавательный признак отличает насекомых от других групп животных?

- На прошлом уроке мы раскрывали птичьи секреты. А сегодня мы постараемся разгадать тайну шестиногих и восьминогих.

- Как вы думаете, кто  это – шестиногие и восьминогие?

- Сегодня на уроке мы выясним, как меняется жизнь насекомых и пауков с наступлением осени, а также узнаем интересное и даже необычное из их жизни.

Вспоминают, что в царство животных входят звери, птицы, рыбы, насекомые.

Приводят отличительный признак насекомых – 6 ног.

 

 

Высказывают предположения, опираясь на свои знания и наблюдения. Доказывают, что шестиногие – это насекомые, т.к. у них 6 ног. Самые наблюдательное могут заметить, что восьминогие – это пауки, т.к. у них 8 ног.

 

 

3. Организация познавательной деятельности.

1). Исчезновение насекомых осенью.

- Каких насекомых вы знаете?

- Сейчас вы часто встречаете насекомых? Почему?

- Летом повсюду очень много разнообразных насекомых. Осенью одни из них умирают, другие – прячутся на зиму в почву, в трещинки на коре деревьев, под опавшие листья. Там насекомые впадают в оцепенение. Это значит, что они становятся неподвижными и могут даже казаться мертвыми. Зимой исчезают практически все насекомые, кроме тех, которые обитают в домах и с которыми человек обычно борется (клопы, тараканы, моль).

- С чем связано исчезновение насекомых?

 

2). Мир бабочек. Работа в парах.

- Откройте учебник на с. 90-91. Рассмотрите изображения насекомых. Кого из них вы узнали бы без подписи?

- Бабочек различить сложно, но можно, если обратить внимание на их внешний вид.

- В конвертах находятся изображения бабочек и их описание. Ваша задача: совместно с соседом по парте найти в атласе-определителе эту бабочку и соотнести ее изображение с описанием.

 

На страницах учебника изображены бабочки: дневной павлиний глаз, большой ночной павлиний глаз, голубянка-икар, махаон.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СЛАЙД 2 (проверка)

 

 

 

3). Фазы превращения насекомых.

- Но бабочки не сразу становятся такими красивыми. Интересно, какие превращения они проходят? СЛАЙДЫ 3-4(фазы превращения насекомых).

- Есть гусеницы, которые повреждают сельскохозяйственные растения, и человеку приходится с ними бороться (гусеницы капустницы, яблоневой плодожорки, непарного шелкопряда и др.). Но многие гусеницы не вредят сельскохозяйственным культурам, поэтому их не надо уничтожать. Из них потом выводятся очень красивые бабочки. СЛАЙД 5(бабочки и их гусеницы.)

 

Сообщение учителя.

- Гусеница бабочки-голубянки обладает феноменальной способностью — она умеет устроиться за чужой счёт, выдавая себя за кого-то другого. На теле гусеницы, у самой её головы, расположена крошечная «губа». Когда этой бабочке надоедает добывать себе пропитание, она начинает скрести этой «губой» — в результате получается «песня» очень похожая на ту, что «поёт» муравьиная матка. Настолько похожая, что муравьи тут же перетаскивают гусеницу в свой муравейник, где она и живёт припеваючи вплоть до окукливания и превращения в бабочку. Всё это время муравьи её кормят, защищают от опасности, таскают за собой, если возникнет необходимость перебираться на новое место. Ей даже не приходится утруждать себя жеванием — рабочие муравьи отрыгивают уже пережёванную и сдобренную своими полезными ферментами пищу прямо в рот гусеницы.

 

4). Знакомство с жуками. Классификация жуков.

- Мы называли, что к насекомым относятся и жуки. Жуки бывают разных размеров. Попробуйте сами узнать жука и назвать его размер. Для этого откройте атлас-определитель. СЛАЙД 6 (изображения жуков).

Жук-олень (крупный, 7-8 мм, нуждается в охране)

Жук-носорог (крупный, 4 см, нуждается в охране)

Майский жук (средний, 2-3 см, появляется в мае)

Красотел (средний, 3 см, нуждается в охране)

Колорадский жук (мелкий, 1 см, питается листьями картофеля)

Пестряк пчелиный  (мелкий, 1-2 см, живет в плохо ухоженных ульях)

 

- Один мальчик посадил жука в банку и решил его кормить, чтобы он стал большим. Вырастет ли жук?

 

 

5). Паукообразные.

- В начале осени одно из самых интересных дел в лесу – наблюдение за пауками. Пауки – это насекомые?  Сколько ног у паука? (8), значит, паук – это не насекомое.

- Учебник с. 91 Чтение текста с 3 абзаца. При чтении найдите ответы на вопросы. СЛАЙД 7 (паутина)

  • Какого самого большого паука можно встретить в нашем лесу?
  • Кто является добычей паука?
  • Что происходит с пауками зимой?

 

- Что произошло бы в природе, если бы вдруг исчезли все пауки? СЛАЙД 8(вопросы). 

 

 

 

 

- А как поступить человеку при встрече с пауком? Прочитаем рассказ «Не обижайте паука» из книги «Великан на поляне».

 

 

 

 

 

Учащиеся отвечают на вопросы, опираясь на свои наблюдения, жизненный опыт. Приходят к выводу, что осенью насекомые встречаются редко, они исчезают. Высказывают предположения, куда могут исчезать насекомые, в чем причина их исчезновения.

 

 

 

 

 

 

 

 

Рассказывают по рисунку учебника о разнообразии насекомых. Как правило, назвать имя бабочки затрудняются

 

 

У каждой пары в конверте описание и изображения бабочек. Находят в атласе-определителе изображенную бабочку, зачитывают о ней информацию. Соотносят изображение и описание.

  • Эта бабочка отличается необыкновенным рисунком на крыльях. Кажется, что искусный художник изобразил на каждом крыле бабочки яркий глаз, срисовав его с павлиньего пера.  Размах крыльев этой бабочки достигает 5-6 см (Дневной павлиний глаз)
  • Эта бабочка самая крупная. Размах ее крыльев достигает 15 см! у нее есть двойник, отличающийся цветом. (Большой ночной павлиний глаз)
  • Маленькая, нежная бабочка (размах крыльев 3 см). Ее можно увидеть с мая до сентября. Название она получила в честь героя греческих мифов – Икара. Ему удалось подняться в воздух на крыльях, сделанных из склеенных воском перьях. Самки отличаются от самцов по цвету (Голубянка-икар).
  • Относится к числу самых красивых бабочек нашей страны. Название ей дано по имени одного из героев греческих мифов – врача Махаона. К сожалению, сейчас во многих местах стала редкой (Махаон).

 

Для проверки на слайде появляется изображение бабочки, учащиеся зачитывают ее описание, на слайде появляется соответствующий текст.

 

 

Рассматривают схемы на слайдах. Выступают подготовленные ученики. Их рассказ дополняется чтением текста на «Страничках Умного Совенка» (с. 125).

 

 

 

Сопоставляют изображения бабочек с изображениями гусениц на слайдах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Открывают атлас-определитель. Находят жуков, изображенных на слайдах. Распределяют их в зависимости от размеров (мелкие, крупные, жуки средних размеров). Откладывают этот размер на линейке, уточняют, какого размера жук в действительности.

 

Для проверки выходят ученики по очереди, показывают жука, называют его имя, размер, группу.

 

 

 

 

 

Высказывают свои предположения. Приходят к выводу о том, что не стоит вмешиваться в жизнь насекомых, они способны сами о себе позаботиться.

 

 

 

Делают вывод, что паук – это не насекомое, т.к. у него 8 ног.

 

 

 

Читают текст учебника о пауке-крестовике. Находят ответы на вопросы:

  • Крестовик
  • Мухи, комары и другие насекомые
  • Исчезают

 

Высказывают предположения. Анализируют особенности жизни паука, его добычу. Делают вывод о том, что при исчезновении всех пауков в природе развелось множество мух, комаров и других насекомых, которыми питается паук.

 

Читают рассказ «Не обижайте паука» из книги «Великан на поляне». Обсуждают описываемые экологические проблемы. Формулируют высказывания о том, что человека винить не в чем, если он случайно, не заметив, наткнулся на паутину и разорвал ее. Совсем другое дело, если кто-либо это делает специально.

Приводят аргументы о том, что  пауку необходимо много времени, чтобы сплести свою сеть. Если в одно мгновение от всей работы ничего не останется, пауку приходится начинать все сначала.

Делают вывод о том, что паутина – замечательное творение паука, и она им очень нужна!

4. Подведение итогов.

Игра «Верите ли вы, что…»

- Насколько внимательны вы были на уроке, мы узнаем, поиграв в игру. На каждый вопрос можно ответить «да» или «нет». Если «да», вы поднимаете зеленый сигнал-светофор, если «нет» - красный. СЛАЙД 9(значения сигналов)

  • Насекомые – это животные (да)
  • Отличительная черта насекомых – малые размеры (нет)
  • Насекомые осенью улетают в теплые страны (нет)
  • Некоторые насекомые осенью прячутся в  трещинки деревьев (да)
  • А некоторые  - умирают (да)
  • Бабочки сразу рождаются бабочками (нет)
  • Все насекомые полезные (нет)
  • Самая крупная бабочка – 15 см (да)
  • Ее имя – голубянка (нет)
  • Колорадский жук – самый крупный жук (нет)
  • Верно ли указаны фазы развития бабочки на слайде? (нет)
  • Паук – это насекомое (нет)
  • Самый крупный паук наших лесов – крестовик (да)
  • Паутина нужна паукам для охоты (да)
  • Пауки питаются мухами и комарами (да)

 

 

 

 

 

Работают с сигналами-светофорами. Отвечают на вопросы по содержанию урока. Если ответ положительный, поднимают зеленый сигнал, если отрицательный – красный.

 

 

Ответы учащихся обсуждаются после каждого вопроса. Свой выбор аргументирует учащийся, допустивший ошибку. Если он не видит своей ошибки, на помощь приходят одноклассники.

5. Самоанализ урока учащимися.

Подумайте, что вы узнали на уроке, чему вы научились, где это вам пригодится. Закончите предложение … СЛАЙД 10(самоанализ).

Я узнал(а) …

Я понял(а) …

Я научился(лась)

Анализируют работу на уроке, полученные знания, умения. Формулируют высказывания для самоанализа.

6. Домашнее задание.

Учебник с. 90-93

Рабочая тетрадь с. 54-55

Записывают домашнее задание в дневник на следующий урок.

 

 


Самоанализ

урока окружающего мира, проведенного во 2 классе

Абаевой Альбиной Ацаевной

Урок по теме «Шестиногие и восьминогие» был проведен при изучении темы «Осень».

Тип урока: ОНЗ. На тему отводится 1 час.

Задачи урока:

  • Способствовать усвоению знаний о различиях насекомых и паукообразных.
  • Познакомить с фазами превращения бабочки и стрекозы.
  • Дать представление о многообразии мира насекомых.
  • Развивать умение работать с дополнительной литературой для поиска информации.
  • Формировать умение строить речевое высказывание для выражения своих мыслей.
  • Стимулировать бережное отношение к животным.

Любой процесс познания начинается с импульса, побуждающего к действию. Необходимы эмоциональный настрой, мотивация, побуждающие ученика к деятельности. Помня об этом, я продумывала каждый этап урока, составляла задания, подбирала вопросы, использовала различные приемы активизации учащихся. Этапы урока были тесно связаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Учащиеся использовали различные источники информации: учебники, рабочие тетради, атлас-определитель, книгу «Великан на поляне», свой жизненный опыт.

На данном уроке применился деятельностный метод обучения, который был реализован в следующих видах деятельности: учебной и учебно-исследовательской.

Уроки в начальной школе можно сделать еще интереснее и разнообразнее презентациями, которые могут заинтересовать  каждого обучаемого. Именно презентация к данному уроку способствовала поддержанию познавательного интереса, а значит, решению задач и достижению цели урока.

Насекомые и пауки – это особое царство живой природы, и знать его учащимся начальных классов нужно не только по теме урока, но и потому, что с насекомыми дети встречаются часто по жизни, и отличать пауков от насекомых, а также владеть информацией об этих представителях животного мира они уже должны.

Учебно время на уроке планировалось эффективно, запланированный объем урока выполнен.

На уроке осуществлялась проверка результатов по данной теме.

  • Работа с атласами-определителями показала, что 84% учащихся свободно используют дополнительную литературу для поиска информации, 16% не достаточно хорошо ориентируются в справочной информации.
  • Ответы на вопросы по тексту учебника о пауках и рассказу «Не обижайте паука» свидетельствуют о том, что 90% учащихся сознательно прочитали текст и сумели найти ответы на поставленные вопросы. 10% учащихся испытывают затруднения при работе с текстом.
  • 63% учащихся  умеют грамотно строить речевое высказывание для выражения своих мыслей, 37% учащихся нуждаются в помощи учителя при формулировании своих мыслей.
  • Результаты игры «Верите ли вы, что…» показали высокий уровень усвоения учащимися программного материала. 85% учащихся отвечали на вопросы верно, 10% допускали единичные ошибки, 5% (1 учащийся) показал низкий результат.

Работа на уроке показала, что учащиеся знают, чем отличаются насекомые от паукообразных, могут узнавать, называть и находить в справочной литературе насекомых различных групп, умеют самостоятельно или с помощью учителя отвечать на вопросы о насекомых и пауках по своим наблюдениям, прослеживать по рисункам-схемам превращения различных насекомых, обосновывать необходимость бережного отношения к природе, в частности, к насекомым и паукам.

Новый стандарт нацеливает на развитие личности учащихся на основе освоения способов универсальных учебных действий. Метапредметные результаты ФГОС соотносятся с основной целью УМК «Перспектива», направленной на развитие функционально грамотной личности – человека самостоятельного, познающего мир, умеющего жить среди людей.

Все эти результаты должны формироваться с помощью универсальных учебных действий, которые отражены в ФГОС.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру во 2 классе "Шестиногие и восьминогие" УМК "Перспектива"

Конспект урока-исследования по окружающему миру с использованием активных методов обучения....

Конспект урока по окружающему миру во 2 классе "Шестиногие и восьминогие" УМК "Перспектива"

Конспект урока-исследования по окружающему миру с использованием активных методов обучения....

Конспект урока по окружающему миру во 2 классе "Шестиногие и восьминогие" УМК "Перспектива"

Конспект урока-исследования по окружающему миру с использованием активных методов обучения....

Урок окружающего мира во 2 классе по теме «Шестиногие и восьминогие». Автор: Шоронихина Инна Александровна, учитель начальных классов МАОУ «Средняя школа № 8» г. Когалыма.

Направление: начальная школа.Тема, класс: Шестиногие и восьминогие, 2 класс.Тип: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.Учебник: Окружающий мир 2 класс. Ч.1: учебник/Плешаков А.А., Новицк...

Технологическая карта урока окружающего мира во 2 классе " Шестиногие и восьминогие".

Технологическая карта урока окружающего мира во 2 классе " Шестиногие и восьминогие " УМК " Перспектива" соответствует требованиям ФГОС....

Тест по окружающему миру по теме "Шестиногие и восьминогие"

Тест по окружающему миру для учеников 2 класса, обучающихся по УМК "Перспектива"...