Разнообразие растений
учебно-методический материал по окружающему миру (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
МБОУ «Ново-Александровская ООШ»
Суздальского района
Разнообразие растений
Урок по окружающему миру в 3 классе
УМК «Школа России»
Разработчик: Рушнова С.В.
учитель начальных классов
I категория
октябрь 2016 г.
Урок окружающего мира в 3 -м классе.
Тема: Разнообразие растений
Цель урока: познакомить с разнообразием растительного мира, с отличительными признаками основных групп растений.
Задачи:
- знакомство с классификацией растений.
- изучение основных признаков групп растений.
- умение анализировать, способность делать выводы, группировать предметы по общему признаку;
- развитие коммуникативных навыков в ходе работы в парах,
- развитие любознательности, наблюдательности, чувства гармонии человека с природой, формирование основ экологической культуры
Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)
Предметные результаты: Научатся классифицировать растения по группам, приводить примеры различных видов растений.
Универсально учебные действия
Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную: изучение групп и видов растений.
Познавательные: узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности, выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов с целью решения определенных задач.
Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решении.
Личностные результаты: Формирование целостного взгляда на мир в его разнообразии природы, эстетических потребностей и чувств. Развитие мотивов учебной деятельности.
Ход урока:
I . Организационный момент
II. Актуализация знаний. Мотивация.
- Что мы изучает на уроках окружающего мира? (природу)
- Какая бывает природа? (живая и неживая)
- Какая наука изучает живую природу? (биология)
- На какие царства ученые – биологи делят живую природу? (растения, животные, грибы, бактерии)
- Давайте посмотрим фильм и узнаем, о каком царстве природы сегодня мы будем говорить на уроке.
- О каком царстве живой природы был фильм? (о растениях)
- Где растут растения? (в лесу, на лугу, в море, реке…)
- Наверное, тебе приходилось слышать выражение: «Растения – зеленая одежда Земли». Почему так говорят?
- И действительно, на Земле почти повсюду есть представители этого царства живой природы. Зеленый наряд делает нашу планету удивительно красивой.
- А различаются ли разные растения друг от друга? Докажи это.
III. Определение темы урока. Постановка целей урока.
- Какова же тема нашего урока? (Разнообразие растений)
- Без науки о растениях не поймешь. О чем же мы сегодня узнаем? (о науке, которая изучает растения)
- Наука о растениях поможет нам разделить растения на группы, познакомит с признаками каждой группы.
- Заполнение таблицы «Знаете ли вы?» (у каждого ученика на столе карточка)
IV. Изучение нового. Актуализация опорных знаний.
- Наука о растениях называется ботаника. Это один из разделов биологии. Ученые ботаники делят царство растений на несколько групп. Познакомимся с группами растений и найдем их представителей.
- Будем работать в парах. Каждая пара будет изучать одну из групп растений, а затем расскажет о ней, выполнив задание на карточке. Откройте учебник на с 70.
V . С/ р работа в группах.
г) 1-группа. Водоросли
Приготовьте ответы на данные вопросы.
-Где встречаются водоросли?
-Какого они размера?
-Какой вид они имеют?
- Найдите представителей этой группы
Вопрос учащимся.
- Почему водоросли выделены в отдельную группу? Заполним таблицу.
(У водорослей нет органов, они живут в воде где много питательных веществ и могут поглощать их всей своей поверхностью)
Группы растений | Стебли | Листья | Цветы | Корни | Плоды и семена | Особенности жизнедеятельности |
Водоросли | - | - | - | - | - | Живут в воде |
2 группа. Мхи
Приготовьте ответы на данные вопросы.
-Где растут мхи?
-Какие части они имеют?
- Найдите представителей этой группы
Вопрос учащимся
- Чем мхи отличаются от других растений? Заполним таблицу.
(Имеют только стебель и листья, при помощи которых добывают воду и минеральные вещества)
Группы растений | Стебли | Листья | Цветы | Корни | Плоды и семена | Особенности жизнедеятельности |
Мхи | + | + | - | - | - | Живут в сырых местах. Цветков не имеют. |
3-группа. Папортники
Приготовьте ответы на данные вопросы.
-Как легко узнать папоротников?
-Какие части у них есть?
- Где растут папортники?
- Найдите представителей этой группы
Вопрос учазимся:
- Как можно узнать папоротники? Чем отличаются они от других растений? Заполнение таблицы
(Обитают во влажных лесах, есть корень, стебель под землей, листья; Никогда не цветут).
Группы растений | Стебли | Листья | Цветы | Корни | Плоды и семена | Особенности жизнедеятельности |
Папоротники | + | + | - | + | - | Живут в сырых местах. Цветков не имеют. |
4-группа. Хвойные растения
Приготовьте ответы на данные вопросы.
-Назовите несколько хвойных растений.
-Какие у них листья?
-Каких частей у хвойных растений не бывает?
-Где созревают семена у хвойных растений?
- Найдите представителей этой группы
Вопрос группе:
- Чем отличаются хвойные от других групп растений?
(Есть корень, стебель, вместо листьев - хвоинки; размножаются семенами, которые созревают в шишках. Но шишки не являются плодами хвойных растений.)
Группы растений | Стебли | Листья | Цветы | Корни | Плоды и семена | Особенности жизнедеятельности |
Хвойные растения | + | + хвоинки | - | + | + шишки | Почти все относятся к вечнозеленым |
5-группа. Цветковые растения
Приготовьте ответы на данные вопросы.
- Какие части есть у цветковых растений?
- Где созревают семена у цветковых растений?
- Найдите представителей этой группы
Вопрос группе: Почему цветковые выделили в особую группу?
(Все цветковые растения имеют одинаковое строение: корень, ствол, лист, цветок, плод с семенами.)
Группы растений | Стебли | Листья | Цветы | Корни | Плоды и семена | Особенности жизнедеятельности |
Цветковые растения | + | + | + | + | + | Очень разнообразны |
VI. Выступления представителей от каждой группы.
Заполнение таблицы.
Группы растений | Стебли | Листья | Цветы | Корни | Плоды и семена | Особенности жизнедеятельности |
Водоросли | - | - | - | - | - | |
Мхи | + | + | - | - | - | |
Папоротники | + | + | - | + | - | |
Хвойные растения | + | + хвоинки | - | + | + шишки | |
Цветковые растения | + | + | + | + | + |
VII. Закрепление изученного.
Выполнение заданий
- К каким группам растения относятся: роза, лиственница, морская капуста, клен, кедр, сфагнум?
- В каждой группе растений много видов. Что же такое виды растений?
Откройте учебник на стр 72. Рассмотрим рисунок. На нем показаны растения следующих видов: одуванчик лекарственный, подорожник большой, клевер красный. Обратите внимание на то, что каждый вид имеет название, состоящее из двух слов. Такие названия дают растениям ученые, а мы их обычно называем просто: одуванчик, клевер, подорожник. Растения разных видов не похожи друг на друга. Зато растения одного вида очень сходны.
Выполните задание 2 под цифрой 2 в рабочей тетради на стр
39. Проверьте себя на «Страницах самопроверки»
- Используя информацию из текста учебника стр 72, закончите заполнение таблицы №3 стр 40 в тетради.
Какая группа растений наиболее богата видами? В какой группе меньше всего видов? Пронумеруй группы растений в порядке увеличения числа видов.
VIII. Подведение итогов. Рефлексия
О каком царстве природы мы говорили сегодня?
Заполни таблицу «Знаете ли вы?»
Давайте подведем итоги.
Выберите какое-то начало высказывания для себя и продолжите фразу.
Я узнал…
Я понял…
Мне было интересно…
Я порадовался за …
Мне хочется узнать…
X. Домашнее задание.
- выучить в учебнике статью на стр. 69 – 73.
- Подготовить сообщение о каком-либо виде растений любой группы, пользуясь Атласом определителем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Разнообразие растений.Дыхание и питание растений»
Тема: Разнообразие растений. Питание и дыхание растений.Цели урока: познакомить детей с новой классификацией растений; рассмотреть особенности каждой группы растений; связь солнца, растений, людей.Вос...
Презентация "Разнообразие природы родного края", ученицы 3 Г класса Агальцовой Алины Константиновны. Проект:"Разнообразие растений на Земле".
Учитель 3 Г класса БОУ города Омска "Средняя общеобразовательная школа № 63" Кучковская Светлана Михайловна....
"Разнообразие растений. Группы растений."
Урок -исследование по окружающему миру "Разнообразие растений" по развивающей системе Л.В.Занкова...
Конспект урока по окружающему миру "Разнообразие растений на Земле. Растения встречаются повсюду"
Конспект урока по окружающему миру с использованием ИКТ по теме " Разнообразие растений на Земле. Растения встречаются повсюду." Цели: расширение представлений школьников о разнообразии флоры, ...
"Разнообразие растений на Земле (хвойные и цветковые растения)"
Окружающий мир...
Разнообразие растений. Культурные растения.
Самостоятельная работа по теме: "Разнообразие растений. Культурные растения" (в 2-х вариантах). УМК "Перспективная начальная школа". Материал можно использовать по любому УМК....
Открытый урок окружающего мира в 3 классе УМК «Школа России» Тема:« Разнообразие растений. Комнатные растения»
Цели урока:• Закрепить знание о классификации растений;• Познакомить учащихся с видами комнатных растений;• Дать представление о значении комнатных растений для человека и окружающей среды;• Научить п...