Разработка урока окружающий мир "Истоки Древней Руси", 4 класс
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Сычёва Татьяна Евгеньевна

Разработка урока "Истоки Древней Руси" в 4 классе составлена к учебнику А.А.Плешакова, УМК "Перспектива"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_okruzhayushchiy_mir_4_klass.docx42.8 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок

Предмет: окружающий мир

Класс: 4

УМК «Перспектива», А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая

Подготовила урок Сычёва Т.Е., учитель начальных классов МОУ «ЦО Тайдаковский»

Дата проведения урока: 27 января 2016г

Тема урока «Истоки Древней Руси»

Урок №37, раздел «По родным просторам»

Тип урока:  комбинированный урок

Цели:

- сформировать представление о городах Древней Руси, о роли древних торговых путей в их развитии, о распространении единой русской культуры в городах, о форме правления в них, о русских князьях;  

- развивать речь, умения наблюдать и сравнивать,  а также умение работать с исторической картой.

Задачи:

- формирование учебно-познавательных компетенций: проверка умений самостоятельно конструировать свои знания;

- формирование информационных компетенций: учить добывать информацию, анализировать, выделять главное, делать выводы, обобщать;

- развитие коммуникативных способностей обучающихся: сотрудничество, обмен мнениями, работа в парах, группах.

Планируемые результаты:

      Предметные.

  • Осознание представления о городах Древней Руси, о роли древних торговых путей в их развитии, о распространении единой русской культуры в городах;
  • Приводить примеры.

Личностные.

  • Осваивать социальную роль обущающегося, определять мотивы учебной деятельности;
  • Проявлять целостный взгляд на мир;
  • Понимать ответственность за сохранение объектов культурного и природного наследия страны.

Метапредметные:

  • Регулятивные УУД: действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать свои достижения;
  • Коммуникативные УУД. Задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • Познавательные УУД. Выполнять учебно-познавательные действия, делать обобщения, выводы, извлекать информацию, описывать, сравнивать, классифицировать природные объекты на основе их внешних признаков.

Оборудование: 

- историческая карта европейской части России с обозначением древнего торгового пути и русских городов IX-XI вв. и физическая карта России;

- фотоиллюстрации исторических центров и памятников Киева, Смоленска, Великого Новгорода, Пскова, фотография монумента «Тысячелетие России»;

- ноутбук, медиапроектор, экран, презентация к уроку «Истоки Древней Руси»;

- листы с тестами для учащихся;

- учебник «Окружающий мир», 4 класс, А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая, «Рабочая тетрадь», 4 класс, А.А.Плешаков

Приемы реализации: задания на сравнение и анализ ранее поученной информации; задания на самостоятельный перенос знаний в новую учебную ситуацию, выполнение творческих заданий; работа с исторической картой.

Формы организации: групповая (работа в парах), индивидуальная, фронтальная.

Методы: частично-поисковый, практический, контроля и самоконтроля.

Ожидаемый результат: все обучающиеся должны получить представление о городах Древней Руси, о роли древних торговых путей в их развитии, о распространении единой русской культуры в городах, о форме правления в них, о русских князьях; уметь использовать различные способы подачи информации при взаимоействии с другими людьми.

Этапы урока

Название  используемых ресурсов

Предполагаемая деятельность учителя

Предполагаемая деятельность учащихся

Время

Методическое обоснование

1

Организационный момент

Учитель приветствует учащихся, проверяет готовность учащихся к уроку и настраивает на работу.

- Сегодня на уроке у нас много гостей. Давайте повернёмся к ним и улыбнёмся. Но волноваться мы не будем. Почему? (Мы способные, умные. Работая вместе, мы можем совершать любые открытия.) Значит, вместе мы готовы искать любую истину. Молодцы! Удачи!

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку

2 мин

Подготовка учащихся к данному уроку и настрой на урок.

2

Актуализация знаний. Проверка домашнего задания

Учебник стр.15

Карточки

Проверка домашнего задания:

- Сейчас мы проверим с вами, как вы усвоили материал прошлого урока.

1.Фронтальный опрос по вопросам рубрики «Проверим себя» на стр.15 в учебнике.

- Какие вопросы о прошлом нашего Отечества поставил Нестор-летописец?

- Как назывались балтские и финно-угорские племена, которые издревле жили на территории Восточно-Европейской равнины?

- Чем можно объяснить названия древних славянских племён?

- Почему русский, украинский и белорусский народы можно назвать братскими?

2.Индивидуальное задание (работа по карточкам)

Карточка №1

Соедините название племени с местами его поселений.

Название племени

Место поселения племени

1.Поляне

2.Древляне

3.Дреговичи

4.Полочане

 

5. Северяне

6.Словене

А. Около озера Ильмень

Б. На дрягве – болоте

В. Среди лесов

Г. На реке Полоте

Д. На полях по Днепру

Е. Севернее других племен

Учащиеся отвечают на вопросы рубрики

- Откуда есть пошла Русская земля?

- Какие народы ее населяли?

- Как они друг с другом ладили?

- Весь, чудь, корсь, мурома, меря, мордва, литва…

Летописец так и говорит: «Разошлись славяне по земле и прозвались именами своими от тех мест, на которых сели».

- Одни славяне «пришли и сели по Днепру и назвались полянами», потому что там были плодородные поля. Другие «сели в лесах», среди деревьев, и потому прозвались древлянами. Третьи расположились на дрягве, на болоте, и назвались дреговичами. Четвертые, поселившись на берегах реки Полоты, назвали себя полочанами.

- Живя рядом, люди разных племен в течение многих веков объединялись в общие семьи, рожали и растили детей. Смешивались обряды породнившихся людей. В лицах детей проявлялись черты отца и матери, которые до брака принадлежали к разным племенам. Изменялся и язык.  Так постепенно к 11-12 векам образовалась древнерусская народность – братство народов – русских, украинцев и белорусов.

Два  ученика работают по карточкам.

Предполагаемые ответы учащихся:

А6, Б3,В2, Г4, Д1, Е5.

7 мин

Выявить осуществление выполнения домашнего задания.

Обнаружить пробелы.

Углубить знания по данной теме.

Чередование форм работы (индивидуальная, группами, общее обсуждение)

3

Самоопределение к деятельности

Слайд

Слайд

Учебник стр.16

Учитель читает стихотворение

Стихи о Великом Новгороде

Приветствую тебя, воинственных славян

Святая колыбель! Пришелец из чуждых стран,

С восторгом я взирал на сумрачные стены,

Через которые столетий перемены

Безвредно протекли; где вольности одной служил тот колокол на башне вечевой…  М.Лермонтов

- Как вы поняли, почему поэт называет Великий Новгород святой колыбелью славян?

Работа по фотографии

- Посмотрите на фотографию Новгородского кремля. Почему через стены «столетий перемены безвредно протекли»?

- Для чего созывал колокол народ на вече?

- Рассмотрите внимательно на стр.16 в учебнике иллюстрацию колокола, или на слайде на доске (фото колокола), который подарил городу в 2010 году Президент РФ Дмитрий Медведев в честь празднования 1150-летия города.

- Сегодня мы с вами перенесемся по нашей Реке времени в те далекие времена, когда древнерусские города стали объединяться в единое государство – Древнюю Русь.

                                                                                           

Учащиеся слушают стихотворение и готовятся отвечать на вопросы учителя.

- Здесь много лет назад жили предки славян.

- Новгородский кремль защищал Русь от врагов, уцелел до наших дней.

- Решать какие-либо важные вопросы.

10 мин

Нахождение ответов на поставленные вопросы

4

Подготовка к восприятию нового материала

Слайд

Учебник стр.16-17

Учебник стр.17

Карта

Слайд

Слайд

Учебник стр.125

Слайд

Формулирование темы урока и целей урока.

«Истоки Древней Руси»

Работа по учебнику

Давайте прочитаем текст на стр.16-17 в учебнике.

- Какое обстоятельство послужило объединению племен?

- Какие торговые пути проходили по территории Руси?

- Какой торговый путь назывался «из варяг в греки»?

Работа по карте

- Найдите на исторической карте (стр.17) Днепровский путь. Через какие города он проходил?

- Найдите это место на современной карте России. Через какие государства сейчас проходит этот путь?

- Вплоть до 1991 года Россия и Украина входили в состав одного государства. Кто помнит, как оно называлось?

- Верно, а Украина была одной из пятнадцати республик. Поэтому Украина и Россия с глубокой древности имели общую историю, а сейчас это два народа, имеющих общую границу, тесные экономические и культурные связи. Хотя сегодня, в наши дни Российско-украинские отношения охарактеризовать сегодня однозначно как кризисные или развивающиеся – нельзя.

- Кто из вас был в Украине? На каких языках там говорят?

- Давайте посмотрим на историческую карту Днепровский путь в районе города Смоленска.

- К сожалению, через этот город сейчас не ходят большие суда, Днепр в этом районе сильно обмелел. Как вы думаете, какие факторы этому способствовали?

- Какие товары закупали на Руси заморские купцы?

- Какие северные города выросли на этом пути?

- На сколько увеличилось число городов за два века?

- Как рост и развитие городов способствовали распространению единой древнерусской культуры?

- Какие исторические находки подтверждают этот факт?

Работа с фотографиями на стр.17

Рассмотрите иллюстрации в учебнике «Памятник в Новгороде» (на этом месте были найдены берестяные грамоты), «Берестяная грамота мальчика Онфима».

- Древний Новгород расположился на берегах реки Волхов. Со всех сторон город был окружен земляным валом и реками Тарасовец и Гзень. Добраться к городу можно было только водным путем. Весь город как бы разделен рекой Волхов на две стороны: софийскую сторону и торговую. На софийской стороне были расположены Никольский, Зверин и Духов монастыри, а также кремль, обнесённый крепостными стенами и защищенный рвом с водой. А на торговой стороне располагались торговая площадь и Павлов монастырь.

- Кому принадлежит берестяная грамота? В каком городе она была найдена?

- Исписанные кусочки бересты, которые археологи находят в Новгороде, называют берестяными грамотами. Найдено их уже несколько сотен. Это денежные документы, деловые и личные письма, просьбы и приказания, есть даже записочка, где юноша просит девушку выйти за него замуж. Послушайте, как о берестяной грамоте написал поэт М.Матусовский.

- Чем писали по бересте?

- Как вы понимаете последние строчки стихотворения?

- Прочитайте на «Страничках Умного Совенка» (стр.125), как сохранилась эта берестяная грамота.

- Для чего же ученые ищут берестяные грамоты?

- Кто сделал это археологическое открытие?

Самостоятельное целеполагание

Учащиеся формулируют тему урока и цели урока:

«Истоки Древней Руси»

- получить новые знания о городах Древней Руси, о роли древних торговых путей в их развитии;

- развивать речь, умения наблюдать и сравнивать,  а также умение работать с исторической картой.

Работа по учебнику на стр.16-17

- От восточного побережья Балтийского моря на севере по рекам и озерам можно было добраться до Черного моря на юге и Каспийского моря на юго-востоке.

- Два торговых пути: Волго-Балтийский и Днепровский.

- Днепровский путь «из варяг  в греки» издавна связал скандинавов – предков нынешних шведов, норвежцев, датчан, живших на западном побережье Балтийского моря, - с торговыми греческими городами и со столицей Византии Константинополем (Царьградом) на Черном море. Варягами на Руси называли скандинавов – норманнов.

Учащиеся рассматривают историческую карту на стр.17.

- Переяславль, Киев, Чернигов, Смоленск, Новогород.

- Через Украину и Россию

- Союз Советских Социалистических Республик

Предполагаемые ответы (русском, украинском, белорусском)

Работа по карте

- Промышленность, погодные условия

- Меха, мед, воск

- Ладога, Новгород, Смоленск, Любеч, Киев

- К 12 веку городов было уже более 300

- Города стали  центрами грамотности и просвещения

- Берестяные грамоты, найденные археологами в восьми древнерусских городах. На бересте не только писали деловые письма, но и выражали чувства скорби, заботы, любви. А еще учились писать, как неведомый мальчик Онфим

Рассказ ученика подготовившего информацию о мальчике Онфиме

Читает наизусть ученик

Походящего роста

Лес над Ильменем вырос.

Ах, береста, береста –

Новгородский папирус.

Чертит стержень железный

За бороздкой бороздку.

Все на свете исчезнет – уцелеет береста.

 

- Для того, чтобы как можно больше узнать о прошлом нашего народа, о важных событиях того времени, чтобы узнать имена, дела и думы людей далекого прошлого

- Валерий Лаврентьевич Янин

Выступление ученика с рассказом о археологе В.Л.Янине

10 мин

Осуществление личносто-ориентированного подхода к обучению через целеполагание

5

Физминутка

Упражнения для снятия утомления с мышц туловища

На одной ноге постой-ка,

Будто ты солдатик стойкий.

Ногу левую – к груди,

Да смотри не упади.

А теперь постой на левой,

Если ты солдатик смелый.

Выполняют упражнения вместе с учителем

1 мин

Снятие утомления с мышц туловища

6

Продолжение работы по теме урока

Учебник стр.19

Рабочая тетрадь стр.10,11

1.Работа по учебнику

- Какую общую часть имеют слова «братья» и «братство»?

- Чем отличаются по смыслу эти слова?

- Какое однокоренное слово к этим словам есть в строчках российского гимна?

- Как вы понимаете эти слова?

- Почему Нестор-летописец считает это важным?

Далее работа идет по рубрике «Подумаем!» на стр.19 в учебнике.

- Почему можно считать, что у Древнерусского государства есть два истока?

- Кто объединил южный и северный центры страны?

2.Выполнение заданий в рабочей тетради

Стр.10 №1 – работа с контурной картой.

Стр.11 №3 – работа по схеме «Река времени».

Учащиеся самостоятельно  читают статью «У истоков русской государственности» на стр.18. Затем работают по рубрике «Обсудим».

- Славься, Отечество наше свободное, братских народов союз вековой…

- Новгород, Рюриково городище и Киев

- Новгородский князь Олег, преемник Рюрика

Учащиеся выполняют задание в рабочей тетради

5 мин

Проверка понимания прочитанного, умение выделять главное задание на сравнение и анализ полученной информации, активизация мыслительной деятельности

7

Рефлексия

Карточка

Поверочная работа. Графический диктант

Работа по карточкам

- Если вы согласны с утверждением, ставьте знак «+», если не согласны – знак «-«.

1. Объединение древнерусских племен в единое государство произошло благодаря развитию торговых связей на Днепровском пути. (+)

2. Днепровский путь проходил по территории современной России и Украины. (+)

3. Заморские купцы покупали на Руси фрукты, шелк, золотые изделия. (-)

4. На озере Ильмень возник город Старая Ладога. (-)

5. Среди горожан в древнерусских городах были белорусы, украинцы, русские. (-)

6. На выходе к Черному морю встал город Киев. (+)

7. Берестяную грамоту мальчика Онфима нашли в Киеве. (-)

8. Важные дела в Великом Новгороде решались на народном собрании  - вече. (+)

9. Новгородские и киевские земли в 882 году объединил князь Рюрик. (-)

10. Столицей единого государства стал Киев. (+)

Учащиеся выполняют задания на карточках

После выполнения задания проводится взаимопроверка: ученик читает ответы, остальные учащиеся проверяют себя в парах

3 мин

Проверка усвоения изученного материала

8

Подведение итогов

Учебник стр.19

Урок подходит к концу.

Давайте вспомним, какие цели мы ставили в начале урока.

- Прочитайте статью «Сделаем вывод» на стр.19.

- Почему необходимо знать историю Отечества?

- Какие уроки вы получили, читая статьи учебника об объединении Руси?

- Как ладили между собой представители разных племен в русских городах?

- Как повлияло развитие русских городов на распространение древнерусской культуры?

Словесная оценка детей (рефлексия)

Организовать самоконтроль.

Учащиеся читают статью и делают вывод

Оценка проделанной работы (самооценка и взаимооценка).

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Я понял, что…

Мне захотелось…

5 мин

Подведение итогов урока, словесная оценка деятельности, рефлексия

9

Домашнее задание

  1. Учебник: прочитать статьи на стр.16-19; ответить на вопросы рубрики «Проверим себя» на стр.19.
  2. Рабочая тетрадь: стр.11 №4

Молодцы! Хорошо поработали. Спасибо за урок!

Запись домашнего задания

2 мин

Применение знаний в новых условиях, использование индивидуальной работы с учебной и дополнительной литературой

Дифференцированное задание с учетом индивидуальных особенностей учащихся

Использованная литература:

  1. А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая, учебник «Окружающий мир», М. «Просвещение», 2012г
  2. А.А.Плешаков, рабочая тетрадь «Окружающий мир», М. «Просвещение», 2015г
  3. Т.А.Соловьева. исторические темы курса «Окружающий мир». Деятельностный подход. М. «ВАКО», 2006г
  4. Сеть Интернет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока окружающего мира во 2 классе

Интеллектуальная игра "Догони пятерочку"...

Методическая разработка урока окружающего мира в 3 классе по программе О.Т. Поглазовой (УМК «Гармония»). Тема урока «Как лечились наши предки».

Урок был проведен с использованием технологии обучения в сотрудничестве.Методами работы являются совместная деятельность, поиск, всевозможное сотрудничество учителя и учащихся.Педагогика сотрудн...

Разработка урока окружающего мира во 2 классе по теме "Водоёмы"

Конспект урока с презентацией. На уроке дети знакомятся с видами водоёмов, с  разнообразием  водоёмов  Амурской области, работают по "карте открытий", узнают из каких частей состоит рек...

Методическая разработка урока окружающего мира для 4 класса на тему «Охрана природы. Заповедники».

Форма проведения: урок- рассуждение. Тип урока: урок изучения и закрепление новых знаний.Цель урока: продолжить знакомство учащихся с правилами охраны природы....

Разработка урока окружающего мира в 3 классе УМК "Начальная школа XXI век"

План – конспект урока окружающего мира в 3 классе.УМК "Начальная школа XXI век"Цель урока: ознакомление с блюдами славян, особенностями национальной кухни, изучение истории и традиций русского на...

Методическая разработка урока окружающего мира в 1 классе на тему: «Почему нужно чистить зубы и мыть руки?»

Предмет: окружающий мир 1 классФорма  организации урока: урок - исследование  по теме  «Почему нужно чистить зубы и мыть руки?»Тип урока: урок  усвоения  новых знаний...