Рабочая программа по окружающему миру 2 класс "Школа России"
рабочая программа по окружающему миру (2 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_okruzhayushchiy_mir.doc | 764.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К КУРСУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования от 6.10.2009 № 373), примерной программой начального общего образования по окружающему миру и на основе авторской учебной программы «Окружающий мир» А. А. Плешакова и др., 2013, рекомендованной Министерством образования и науки РФ, и обеспечена учебниками Математика 2 (1,-2 части), автор А. А. Плешаков.
Предмет «Окружающий мир» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.
Содержание предмета соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.
Изучение окружающего мира в начальных классах – первоначальный этап системы обществознания и естествознания, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.
Рабочая программа реализует следующие цели обучения:
формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Изучение предмета способствует решению следующих задач:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Общая характеристика учебного предмета
Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:
- идея многообразия мира; - идея целостности мира; - идея уважения к миру.
Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.
Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса.
Уважение к миру — это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.
Методические особенности тем
В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.
В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся: 1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя; 2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей); 3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.
Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса.
Место курса в учебном плане
На изучение курса «Окружающий мир» в каждом классе начальной школы отводится 2ч в неделю.
Программа рассчитана на 270ч: 1 класс —66ч (33 учебные недели), 2, 3 и 4 классы — по 68ч (34 учебные недели).
Ценностные ориентиры содержания курса
• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.
• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
• Человечество как многообразие народов, культур, религий. в Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.
• Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
Результаты изучения курса
Личностные результаты:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
Предметные результаты:
1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Содержание тем учебного курса
Человек и природа
Природа — это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад, листопад, перелёты птиц, смена,, времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.
Вещество — это то, из чего состоят все природные объекты и предметы. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твёрдые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами.
Звёзды и планеты. Солнце — ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля — планета, общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Географическая карта и план. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. Важнейшие природные объекты своей страны, района. Ориентирование на местности. Компас.
Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времён года. Смена времён года в родном крае на основе наблюдений.
Погода, её составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края. Предсказание погоды и его значение в жизни людей.
Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений).
Водные богатства, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Водные богатства родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).
Воздух — смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека.
Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе.
Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2—3 примера).
Почва, её состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека.
Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений.
Грибы, их разнообразие, значение в природе и жизни людей; съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора грибов.
Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Размножение животных (на примере насекомых, рыб, птиц, зверей). Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, названия, краткая характеристика на основе наблюдений.
Лес, луг, водоём — единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные). Круговорот веществ. Взаимосвязи в природном сообществе: растения — пища и укрытие для животных; животные — распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2—3 примера на основе наблюдений).
Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (природные условия, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы).
Человек — часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Экологические проблемы и способы их решения. Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы.
Всемирное наследие. Международная Красная книга. Международные экологические организации (2—3 примера). Международные экологические дни, их значение, участие детей в их проведении.
Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Измерение температуры тела человека, частоты пульса. Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Внимание, забота, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья.
Человек и общество
Общество — совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Духовно-нравственные и культурные ценности — основа жизнеспособности общества.
Человек — член общества, носитель и создатель культуры. Понимание того, как складывается и развивается культура общества и каждого её члена. Общее представление о вкладе в культуру человечества традиций и религиозных воззрений разных народов. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения с представителями разных национальностей, социальных групп: проявление уважения, взаимопомощи, умения прислушиваться к чужому мнению. Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах.
Семья — самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных — долг каждого человека. Хозяйство семьи. Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы родословного древа, истории семьи. Духовно-нравственные ценности в семейной культуре народов России и мира.
Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Классный, школьный коллектив, совместная учёба, игры, отдых. Составление режима дня школьника.
Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений с взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах. Внимание к сверстникам, одноклассникам, плохо владеющим русским языком, помощь им в ориентации в учебной среде и окружающей обстановке.
Экономика, её составные части: промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля. Товары и услуги. Роль денег в экономике. Государственный и семейный бюджет. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Простейшие экологические прогнозы. Построение безопасной экономики — одна из важнейших задач общества.
Природные богатства и труд людей — основа экономики. Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России и мира. Профессии людей. Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство.
Общественный транспорт. Транспорт города или села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом. Средства связи: почта, телеграф, телефон, электронная почта.
Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет. Избирательность при пользовании средствами массовой информации в целях сохранения духовно-нравственного здоровья.
Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание понятий: Родина, Отечество, Отчизна. Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Конституция — Основной закон Российской Федерации. Права ребёнка.
Президент Российской Федерации — глава государства. Ответственность главы государства за социальное и духовно-нравственное благополучие граждан.
Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно-нравственных связей между соотечественниками. Новый год, Рождество, День защитника Отечества, 8 Марта, День весны и труда, День Победы, День России, День защиты детей, День народного единства, День Конституции. Оформление плаката или стенной газеты к общественному празднику.
Россия на карте, государственная граница России.
Москва — столица России. Святыни Москвы — святыни России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы. Расположение Москвы на карте.
Города России. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I — Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.), города Золотого кольца России (по выбору). Святыни городов России.
Россия — многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору). Основные религии народов России: православие, ислам, иудаизм, буддизм. Уважительное отношение к своему и другим народам, их религии, культуре, истории. Проведение спортивного праздника на основе традиционных детских игр народов своего края.
Родной край — частица России. Родной город (село), регион (область, край, республика): название, основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр. Особенности труда людей родного края, их профессии. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного края. Святыни родного края. Проведение дня памяти выдающегося земляка.
История Отечества. Счёт лет в истории. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины быта, труда, духовно-нравственных и культурных традиций людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего края.
Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов, религий на Земле. Знакомство с несколькими странами: название, расположение на политической карте, столица, главные достопримечательности. Бережное отношение к культурному наследию человечества — долг всего общества и каждого человека.
Правила безопасной жизни
Ценность здоровья и здорового образа жизни.
Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья.
Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при лёгких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве.
Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой. Опасные места в квартире, доме и его окрестностях (балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, пустырь и т. д.). Правила безопасности при контактах с незнакомыми людьми.
Правила безопасного поведения в природе. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.
Экологическая безопасность. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование.
Забота о здоровье и безопасности окружающих людей — нравственный долг каждого человека.
Тематическое планирование 2 класс
№ | Название темы | Кол-во часов |
1 | «Где мы живём? Контрольная работа | 3 1 |
2 | «Природа» Контрольная работа Проверочная работа Проверочная работа | 19 1 |
3 | «Жизнь города и села» | 10 |
4 | «Здоровье и безопасность» Контрольная работа | 9 1 |
5 | «Общение» Контрольная работа | 5 2 |
6 | «Путешествия» Проверочная работа | 18 |
Резерв | 1 | |
всего | 69 |
Количество контрольных и проверочных работ
№ | Вид работы | 1 триместр | 2 триместр | 3 триместр | Итого |
Контрольная работа | 2 | 1 | 2 | 5 | |
Проверочные работы | 1 | 1 | 1 | 3 | |
Итого | 3 | 2 | 3 |
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру.
№ урока п/п | Дата | Тема урока | Содержание урока (предметные УУД) | Практическая часть | Планируемые результаты Метапредметные | Предметные | ||||||||||
план | факт | Познавательные | Регулятивные | Коммуникативные | Личностные | |||||||||||
1 триместр (1.09 – 30.11), 22 ч | ||||||||||||||||
Где мы живем ( 4 ч) | ||||||||||||||||
1 | Родная страна С.4 - 7 | Название нашей планеты – Земля. Россия – многонацио- нальное государство. Знакомство с государствен-ной символикой (герб, флаг, гимн) | Изучение, первичное закрепление знаний. Работа с картой | Знание основных моральных норм , осознание себя членом общества; формирование основ российской гражданской идентичности; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; осознание своей этнической принадлежности. | Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном | Сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи.
| Формирова-ние основ личностно-этической ориентации | Научатся различать государственные символы России от символов других стран; различать национальные языки. Получат возможность научиться извлекать из различных источников сведения о гербе своего региона. | ||||||||
2 | Город и село. Проект «Родной город» С. 8 -11 | Дать представление о жизни города и села, воспитывать любовь к родному краю Подготовить к выполнению проекта | Изучение, закрепление новых знаний. Работа с картой | Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; строить речевое высказывание в устной форме; умение структурировать знания. | Принимать учебную задачу, анализировать информацию, оценивать свои достижения. | Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; строить понятные для партнёра высказывания; задавать вопросы; контролировать свои действия и действия партнёра. | Формирование социальной роли ученика. Формирова ние положительного отношения к учению | Научатся объяснять характерные особенности городских и сельских поселений; собирать информацию для проекта; описывать предметы на основе предложенного плана. Получат возможность научиться извлекать из различных источников сведения о родном селе. | ||||||||
3 | Природа и рукотворный Мир С.14 - 17 | Объекты живой и неживой природы: люди, животные, здания, машины и т. д. Отличие объектов природы от созданных человеком | Изучение, закрепление новых знаний Предметный урок Индивидуальные задания | Определение наиболее эффективных способов достижения результатов. Общеучебные: рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности | Принимать учебную задачу, анализировать информацию, оценивать свои достижения,
| Строить понятные для партнёра высказывания; задавать вопросы. | Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению уверенность в себе, самостоятельность и собранность; интерес к изучаемому предмету; бережное отношение к родной природе. | Научатся оценивать собственное отношение к окружающему миру; различать объекты природы и предметы рукотворного мира. Получат возможность научиться осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение. | ||||||||
4 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где мы живем» С.18- 22 Контрольная работа | Проверить знания и умения учащихся | Контроль знаний | Планирование учебных действий, нахождение более эффективных способов решения результата | Оценивать результаты выполненного задания: «Проверь себя».
| Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Формирование социальной роли ученика. Формирова- ние положительно-го отношения к учению | Научатся оценивать свои достижения. | ||||||||
Природа (20 ч) | ||||||||||||||||
5 | Неживая и живая природа. С.24 - 27 | Солнце, воздух, вода, растения, животные – окружающая нас природа. Первоначаль-ные представления о живой и неживой природе | Изучение, закрепление новых знаний Практическая работа Индивидуальные задания Работа с календарем природы. | Использование знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно- познавательных и практических задач; построение логической цепи рассуждений. | Принимать учебную задачу, стремиться её выполнять, анализировать информацию, оценивать свои достижения, осуществлять контроль и коррекцию. | Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению уверенность в себе, самостоятельность и собранность; интерес к изучаемому предмету; бережное отношение к родной природе | Научатся различать объекты живой и неживой природы. Получат возможность научиться осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение. | ||||||||
6 | Явления природы. С.28-31 | Природные явления. Сезонные изменения в природе | Экскурсия Изучение, закрепление новых знаний Индивидуальные задания Опыты | Наблюдать и объяснять, как связаны между собой две простые задачи, представленные в одной цепочке. Рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. | Аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров при выработке общего решения | Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению уверенность в себе, самостоятельность и собранность; интерес к изучаемому предмету; бережное отношение к родной природе | Научатся узнавать изученные объекты живой и неживой природы; измерять температуру воздуха, тела человека. Получат возможность научиться обнаруживать связи м/у живой и неживой природой. | ||||||||
7 | Что такое погода? С.32 - 35 | Что такое окружающий мир. Как человек познает природу, общество, самого себя | Изучение, закрепление новых знаний Практическая работа: работа с термометрами | Строить речевое высказы-вание; проводить сравнение; обобщать т.е. выделять общее на основе существенных признаков. | Излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения | Слушать собеседника и вести диалог, принятие различных точек зрения | Формирова- ние социальной роли ученика. Формирова- ние положительно-го отношения к учению | Научатся наблюдать и описывать состояние погоды; записывать температуру воздуха; выбирать одежду по погоде. Получат возможность научиться составлять план рассказа и рассказывать по плану. | ||||||||
8 | В гости к осени. (Экскурсия) С.36 - 37 | Особенности времен года (на основе наблюдений). Неживая и живая природа (различение, краткая характеристика объектов неживой и живой природы, отличие от изделий). Понимание связи неживой и живой природы. Характерные признаки осени в неживой природе | Экскурсия Изучение, закрепление новых знаний Урок-игра | Логические: анализ объектов с целью выделения признаков, выбор оснований для сравнения и классификации объектов, установление причинно – следственных связей, построение логической цепи рассуждений. | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - адекватно воспринимать оценку учителя; -учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале. | Работать самостоятельно Оценивать свою работу и ее результат | Формирова- ние социальной роли ученика. Формирова- ние положительно-го отношения к учению | Научатся осознавать необходимость бережного отношения к природе. Получат возможность научиться выполнять правила безопасного поведения в природе. | ||||||||
9 | В гости к осени. С.38-39 | Особенности времен года от изделий). Понимание связи неживой и живой природы | Изучение, закрепление новых знаний Индивидуальные задания Собираем гербарий | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; -способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. | Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном | Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Формирование социальной роли ученика. Формирование положителього отношения к учению | Научится рассказывать о характерных признаках осени в неживой и живой природе; показывать связь м/у ними. Получат возможность научиться осознавать ценность природы. | ||||||||
10 | Звездное небо С.40 - 43 | Расширить представления о звездах и созвездиях | Изучение, закрепление новых знаний Практическая работа Индивидуальные задания | Широкая мотивационная основа учебной деятельности; -ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности; - способность к самооценке. | Принимать учебную задачу, анализировать информацию, оценивать свои достижения. | Задавать вопросы; контролировать действия партнёра. | Формирование социальной роли ученика. Формирование положительно— го отношения к учению | Научатся различать изученные созвездия; узнают несколько новых созвездий. Получат возможность научиться моделировать созвездия. | ||||||||
11 | Заглянем в кладовые Земли. С.44 - 47 | Неживая и живая природа Понимание связи неживой и живой природы | Изучение, закрепление новых знаний Просмотр видеофильма Обсуждение | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; -способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. | Понимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; адекватно воспринимать оценку учителя. | Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Формирование социальной роли ученика. Формирование положительно-го отношения к учению | Научатся различать составные части гранита, а также горные породы и минералы. Получат возможность научиться составлять собственную коллекцию. | ||||||||
12 | Про воздух… С.48 - 51 | О чистом воздухе и его необходимости для жизни людей и растений. Загрязнение воздуха отравляющими веществами | Изучение, закрепление новых знаний Творческий урок: придумать сказку по картинкам. Индивидуальные задания | Находить информацию (текстовую, графическую, изобразительную) в учебнике, анализировать ее содержание. Анализ, синтез, выбор оснований для сравнения. | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; - вносить необходимые коррективы в действия. | Строить понятные для партнёра высказывания; задавать вопросы. | Формирование социальной роли ученика. Формирование положительно- го отношения к учению | Научатся рассказывать по схеме о загрязнении и охране воздуха и воды. Получат возможность научиться замечать и ценить красоту природы. | ||||||||
13 | …И про воду. С.52 - 55 | Твердые, жидкие, газообразные вещества. Разные состояния воды. Вода в природе. Охрана воды | Изучение, закрепление новых знаний Практическая работа Опыты с водой Работа со справочным материалом | Анализ объектов с целью выделения признаков, выбор оснований для сравнения и классификации объектов, установление причинно – следственных связей, построение логической цепи рассуждений. | Излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения | Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Формирование социальной роли ученика. Формирование положительно-го отношения к учению | Научатся рассказывать по схеме о загрязнении и охране воздуха и воды. Получат возможность научиться замечать и ценить красоту природы. | ||||||||
14 | Какие бывают растения? С.56 - 59 | Растения: разнообразие, части растений, условия, необходимые для жизни. Деревья, кустарники, травы (наблюдения в ближайшем окружении, сравнение). Дикорастущие и культурные растения родного края (различие) | Экскурсия Изучение, закрепление новых знаний Индивидуальные задания Проращивание семян. | Рассуждать и делать выводы, выполнение заданий творческого и поискового характера, применение полученных знаний в изменившихся условиях | Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном | Учитывать разные мнения, формулировать собственное мнение | Формирование социальной роли ученика. Формирование положительно- го отношения к учению | Научатся делить растения по группам; выделять и сравнивать признаки этих групп. Получат возможность научиться замечать и ценить красоту мира растений. | ||||||||
15 | Какие бывают животные? С.60 – 63 Проверочная работа | Животные: разнообразие Взаимосвязь растений и животных | Контроль знаний | Соотнесение знаний с заданием | Принимать учебную задачу, стремиться её выполнять, анализировать информацию, оценивать свои достижения, осуществлять контроль и коррекцию. | Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Формирование социальной роли ученика. Формирование положительно-го отношения к учению | Научатся делить животных по группам; выделять и сравнивать признаки этих групп; находить новую информацию в рассказах о животных. Получат возможность научиться замечать и ценить красоту мира животных. | ||||||||
16 | Невидимые нити. С.64 - 67 | Связи между живой и неживой природой. Связи человека с окружающей природой | Экскурсия Изучение, закрепление новых знаний Урок- обсуждение | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; -способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. | Аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров при выробатке общего решения | Формулировать собственное мнение и позицию. | Формирование социальной роли ученика. Формирование положительно- го отношения к учению | Научатся находить связи в природе, между природой и человеком; изображать полученные связи с помощью моделей. Получат возможность научиться осознавать необходимость сохранения живой и неживой природы. | ||||||||
17 | Дикорастущие и культурные растения с.68 - 71 | Растения: разнообразие, части растений, условия, необходимые для жизни. Деревья, кустарники, травы (наблюдения в ближайшем окружении, сравнение). Дикорастущие и культурные растения родного края | Экскурсия Изучение, закрепление новых знаний Урок- обсуждение | Анализ объектов с целью выделения признаков, выбор оснований для сравнения и классификации объектов, установление причинно – следственных связей, построение логической цепи рассуждений. | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - адекватно воспринимать оценку учителя; -учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале. | Умение слушать и вступать в диалог | Формирование социальной роли ученика. Формирование положительно- го отношения к учению | Научатся сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения; находить новую информацию в тексте. Получат возможность научиться осознавать роль растений в жизни человека. | ||||||||
18 | Дикие и домашние животные С.72 - 75 | Деление на домашних и диких животных. Особенности жизни, питания, ухода, выращивание детёнышей | Изучение, закрепление новых знаний Индивидуальные задания: мини-доклады | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; -способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. | Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном | Строить понятные для партнёра высказывания; задавать вопросы. | Формирование социальной роли ученика. Формирование положительно-го отношения к учению | Научатся различать диких и домашних животных; рассказывать о значении домашних животных для человека. Получат возможность научиться пользоваться дополнительной литературой. | ||||||||
19 | Комнатные Растения С.76 - 79 | Растения: разнообразие, части растений, условия, необходимые для жизни. | Изучение, закрепление новых знаний составление рассказа по плану | Находить информацию (текстовую, графическую, изобразительную) в учебнике, анализировать ее содержание. Анализ, синтез, выбор оснований для сравнения. | Принимать учебную задачу, анализировать информацию, оценивать свои достижения. | Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Формирование социальной роли ученика. Формирование положительно- го отношения к учению | Научатся узнавать и называть комнатные растения; ухаживать за комнатными растениями. Получат возможность научиться делать выводы из изученного материала. | ||||||||
20 | Животные живого Уголка С.80 – 83 (экскурсия) | Животные: разнообразие | Изучение, закрепление новых знаний Урок- обсуждение Индивидуальные задания | Анализ объектов с целью выделения признаков, выбор оснований для сравнения и классификации объектов, установление причинно – следственных связей, построение логической цепи рассуждений. | Понимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; адекватно воспринимать оценку учителя. | Учитывать разные мнения, формулировать собственное мнение | Формирование социальной роли ученика. Формирование положительно-го отношения к учению | Научатся определять животных живого уголка; ухаживать за некоторыми из них. Получат возможность научиться готовить сообщение. | ||||||||
21 | Про кошек и Собак С.84 – 87 Контрольная работа | Ответствен-ность за животных, бережное отношение к животным. Наиболее распространенные породы кошек и собак | Контроль знаний | Находить информацию (текстовую, графическую, изобразительную) в учебнике, анализировать ее содержание. Анализ, синтез, выбор оснований для сравнения. | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; - вносить необходимые коррективы в действия. | Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Формирование социальной роли ученика. Формирование положительно- го отношения к учению | Научатся приводить примеры разных пород кошек и собак; различать изученные породы. Получат возможность научиться ответственному отношению к нашим любимцам. | ||||||||
22 | Красная книга С.88 - 91 | Правила поведения в природе. Влияние деятельности человека на природу. Охрана природных богатств | Экскурсия Изучение, закрепление новых знаний Практическая работа | Анализ объектов с целью выделения признаков, выбор оснований для сравнения и классификации объектов, установление причинно – следственных связей, построение логической цепи рассуждений. | Излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения | Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Формирование социальной роли ученика. Формирование положительно-го отношения к учению | Научатся выявлять причины исчезновения изучаемых растений и животных; осознают ответственность за сохранение природы. Получат возможность научиться находить информацию в учебнике и дополнительной литературе и использовать её для сообщения. |
2 триместр (1.12 – 28.02), 22 ч
23 | Будь природе другом! Проект «Красная книга» с.92 - 97
| Природа как важнейшее условие жизни человека. Влияние деятельности человека на природу. Охрана природных богатств | Тест Викторина Урок сообщений Урок наблюдений Индивидуальные задания | Находить информацию (текстовую, графическую, изобразительную) в учебнике, анализировать ее содержание. Анализ, синтез, выбор оснований для сравнения. | Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном | Слушать собеседника и вести диалог, принятие различных точек зрения | Формирование социальной роли ученика. Формирование положительно-го отношения к учению | Научатся анализировать факторы, угрожающие живой природе; делать выводы. Получат возможность научиться осознавать, что нельзя быть жестоким по отношению к любому живому существу. | ||||||||||||||||||||||||||||
24 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа» С.98 – 102 Проверочная работа | Проверить знания и умения учащихся | Контроль знаний | Планирование учебных действий, нахождение более эффективных способов решения результата | Оценивать результаты выполненного задания: «Проверь себя».
| Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Формирование социальной роли ученика. Формирова- ние положительно-го отношения к учению | Научатся оценивать свои достижения. | ||||||||||||||||||||||||||||
Жизнь города и села (10 ч) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
25 | Что такое экономика? С.104 - 107 | Человек – член общества. Неживая и живая природа | Изучение, закрепление новых знаний Просмотр видеофильма Обсуждение | Использование знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно- познавательных и практических задач; построение логической цепи рассуждений. | Принимать учебную задачу, стремиться её выполнять, анализировать информацию, оценивать свои достижения, осуществлять контроль и коррекцию. | Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Формирование социальной роли ученика. Формирование положительно-го отношения к учению | Научатся объяснять, что такое экономика, и называть её составные части. Получат возможность научиться осознавать сопричастность членов семьи к областям экономики страны. | ||||||||||||||||||||||||||||
26 | Из чего что сделано? С.108 - 111 | Неживая и живая природа (различение, краткая характеристика объектов неживой и живой природы, отличие от изделий) | Изучение, закрепление новых знаний Моделирование по группам Составление толкового словаря по данной теме | Наблюдать и объяснять, как связаны между собой две простые задачи, представленные в одной цепочке. рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. | Аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров при выробатке общего решения | Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Формирование социальной роли ученика. Формирование положительно- го отношения к учению | Научатся классифицировать предметы по характеру материала; бережно относиться к вещам. Получат возможность научиться изображать производственные цепочки с помощью моделей. | ||||||||||||||||||||||||||||
27 | Как построить новый дом? С.112 - 115 | Неживая и живая природа | Изучение, закрепление новых знаний Составление толкового словаря по данной теме Урок -викторина | Строить речевое высказывание; проводить сравнение; обобщать т.е. выделять общее на основе существенных признаков. | Излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения | Слушать собеседника и вести диалог, принятие различных точек зрения | Формирование социальной роли ученика. Формирование положительно-го отношения к учению | Научатся выявлять характерные особенности возведения многоэтажного городского и одноэтажного сельского домов; использовать свои наблюдения в разных видах деятельности. | ||||||||||||||||||||||||||||
28 | Какой бывает транспорт? С.116 – 119 (Экскурсия в пожарную часть) | Человек – член общества. Неживая и живая природа | Изучение, закрепление новых знаний Практическая работа Урок - обсуждения | Логические: анализ объектов с целью выделения признаков, выбор оснований для сравнения и классификации объектов, установление причинно – следственных связей, построение логической цепи рассуждений. | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - адекватно воспринимать оценку учителя; -учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале. | Работать самостоятельно Оценивать свою работу и ее результат | Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению | Научатся классифицировать транспортные средства; запомнят номера телефонов экстренных служб. Получат возможность научиться общий план рассказа. | ||||||||||||||||||||||||||||
29 | Культура и образование С.120 - 123 | Понятие о культурных и образователь-ных учреждениях | Изучение, закрепление новых знаний Индивидуальные задания Работа с энциклопедиями Представление мини-докладов | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; -способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. | Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном | Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Формирование социальной роли ученика. Формирование положительн-ого отношения к учению | Научатся различать учреждения культуры и образования и проводить соответствующие примеры. Получат возможность осознавать необходимость посещения культурных учреждений | ||||||||||||||||||||||||||||
30 | Все профессии важны. Проект «Профессии» С.124 – 127 (экскурсия) | Важность и значимость каждой профессии | Изучение, закрепление новых знаний Просмотр видеофильма Обсуждение | Использование знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно- познавательных и практических задач; построение логической цепи рассуждений. | Принимать учебную задачу, анализировать информацию, оценивать свои достижения. | Задавать вопросы; контролировать действия партнёра. | Формирование социальной роли ученика. Формирование положительно-го отношения к учению | .Научатся определять названия профессий по характеру деятельности; узнают о профессии своих родителей и старших членов семьи. Получат возможность научиться обсуждать прочитанное. | ||||||||||||||||||||||||||||
31 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Жизнь города и села» С.134 - 139 | Проверить знания и умения уч-ся | Тест Викторина Урок сообщений Урок наблюдений | Логические: анализ объектов с целью выделения признаков, выбор оснований для сравнения и классификации объектов, установление причинно – следственных связей, построение логической цепи рассуждений. | Излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения | Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Формирование социальной роли ученика. Формирование положительно-го отношения к учению | Научатся наблюдать за зимними природными явлениями. Получат возможность научиться проводить исследования. | ||||||||||||||||||||||||||||
32 | В гости к зиме. (экскурсия) С.130 - 133 | Времена года. Особенности времен года (на основе наблюдений). Неживая и живая природа (различение, краткая характеристика объектов неживой и живой природы, отличие от изделий) | Изучение, закрепление новых знаний Практическая работа Опыты со снегом, вывод по опорным словам Творческая работа: моя снежинка | Наблюдать и объяснять, как связаны между собой две простые задачи, представленные в одной цепочке. рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. | Понимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; адекватно воспринимать оценку учителя. | Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Формирование социальной роли ученика. Формирование положительно-го отношения к учению | Научатся обобщать наблюдения за зимними природными явлениями; готовить сообщения и выступать с ними. Получат возможность научиться осознавать необходимость охранять природу. | ||||||||||||||||||||||||||||
33 | В гости к зиме. | Особенности времен года | Изучение, закрепление новых знаний Урок- обсуждение | Строить речевое высказывание; проводить сравнение; обобщать, т.е. выделять общее на основе существенных признаков. | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; - вносить необходимые коррективы в действия. | Строить понятные для партнёра высказывания; задавать вопросы. | Формирование социальной роли ученика. Формирование положительно-го отношения к учению | Научатся оценивать свои достижения. | ||||||||||||||||||||||||||||
34 | Презентации проектов «Родной город» «Красная книга» «Профессии» | Формировать умения представлять результаты проектной деятельности | Урок сообщений | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; -способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. | Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном | Учитывать разные мнения, формулировать собственное мнение | Формирование социальной роли ученика. Формирование положительно-го отношения к учению | Научатся выступать с подготовленным сообщением, расширят углубят знания по выбранной теме. | ||||||||||||||||||||||||||||
Здоровье и безопасность ( 9 ч) | Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
35 | Строение тела человека С. 4 -7 | Общее представление о строении и основных функциях организма человека | Изучение, закрепление новых знаний Просмотр видеосюжетов Прослушивание аудиозаписей | Использование знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно- познавательных и практических задач; построение логической цепи рассуждений. | Принимать учебную задачу, стремиться её выполнять, анализировать информацию, оценивать свои достижения, осуществлять контроль и коррекцию. | Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Формирование социальной роли ученика. Формирование положительно-го отношения к учению | Научатся называть и показывать внешние части тела человека; осознавать необходимость безопасного и здорового образа жизни. Получат возможность научиться извлекать из текста нужную информацию. | ||||||||||||||||||||||||||||
36 | Если хочешь быть здоров. С.8 - 11 | Режим дня школьника. Правила организации домашней учебной работы | Изучение, закрепление новых знаний Практическая работа Урок-игра | Наблюдать и объяснять, как связаны между собой две простые задачи, представленные в одной цепочке. рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. | Аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров при выработке общего решения | Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Формирование социальной роли ученика. Формирование положительно-го отношения к учению | Научатся осознавать необходимость безопасного и здорового образа жизни, соблюдения режима дня. Получат возможность научиться формулировать правила личной гигиены. | ||||||||||||||||||||||||||||
37 | Берегись автомобиля! С.12 - 17 | Правила личной гигиены, Правила движения по загородной дороге | Изучение, закрепление новых знаний Практическая работа Урок - обсуждения | Строить речевое высказывание; проводить сравнение; обобщать, т.е. выделять общее на основе существенных признаков. | Излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения | Слушать собеседника и вести диалог, принятие различных точек зрения | Формирование социальной роли ученика. Формирование положительно-го отношения к учению | Научатся узнавать дорожные знаки и объяснять, что они обозначают, осознают необходимость соблюдения правил дорожного движения. Получат возможность научиться применять изученные правила дорожного движения. | ||||||||||||||||||||||||||||
38 | Домашние опасности. С.18 - 21 | Меры безопасности в домашних условиях | Изучение, закрепление новых знаний Практическая работа Индивидуальные задания Викторина | Логические: анализ объектов с целью выделения признаков, выбор оснований для сравнения и классификации объектов, установление причинно – следственных связей, построение логической цепи рассуждений. | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - адекватно воспринимать оценку учителя; -учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале. | Работать самостоятельно Оценивать свою работу и ее результат | Формирование социальной роли ученика. Формирование положительно--го отношения к учению | Научатся соблюдать изученные правила безопасности, осознавать необходимость соблюдения правил дорожного движения. Получат возможность научиться применять изученные правила дорожного движения. | ||||||||||||||||||||||||||||
39 | Пожар! С.22 – 25 (экскурсия) | Противопожар-ная безопасность. Правила личной гигиены, охрана и укрепление здоровья, безопасное поведение (на дорогах, в лесу, на водоеме, при пожаре) | Изучение, закрепление новых знаний Просмотр видеофильма Обсуждение | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; -способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. | Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном | Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Формирование социальной роли ученика. Формирование положительно-го отношения к учению | Научатся объяснять потенциальную опасность бытовых предметов; осознавать необходимость соблюдения правил безопасного поведения в быту. Получат возможность научиться применять изученные правила безопасного поведения в быту. | ||||||||||||||||||||||||||||
40 | Лесные опасности. С. 28 – 29 | Правила личной гигиены, охрана и укрепление здоровья, безопасное поведение (на дорогах, в лесу, на водоеме, при пожаре) | Изучение, закрепление новых знаний Практическая работа: слушаем и изображаем звуки Описание по плану | Находить информацию (текстовую, графическую, изобразительную) в учебнике, анализировать ее содержание. Анализ, синтез, выбор оснований для сравнения. | Принимать учебную задачу, анализировать информацию, оценивать свои достижения. | Задавать вопросы; контролировать действия партнёра. | Формирование социальной роли ученика. Формирование положительно-го отношения к учению | Научатся вызывать пожарных по телефону; запомнят правила предупреждения пожара. Получат возможность научиться обсуждать рассказ и делать выводы. | ||||||||||||||||||||||||||||
41 | Как нужно купаться. С.26 - 27 | Правила безопасного поведения на воде. Правила личной гигиены, охрана и укрепление здоровья, безопасное поведение (на дорогах, в лесу, | Изучение, закрепление новых знаний Практическая работа Урок-игра | Анализ объектов с целью выделения признаков, выбор оснований для сравнения и классификации объектов, установление причинно – следственных связей, построение логической цепи рассуждений. | Понимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; адекватно воспринимать оценку учителя. | Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Формирование социальной роли ученика. Формирование положительно-го отношения к учению | Научатся избегать опасности на воде и в лесу; запомнят правила поведения во время купания. Получат возможность научиться применять изученные правила безопасного поведения в лесу и на воде. | ||||||||||||||||||||||||||||
42 | Очень подозритель-ный тип… с. 30 - 35 | Ориентация в опасных ситуациях при контактах с людьми. Правила личной гигиены, охрана и укрепление здоровья, безопасное поведение | Изучение, закрепление новых знаний Практическая работа Урок-игра | Находить информацию (текстовую, графическую, изобразительную) в учебнике, анализировать ее содержание. Анализ, синтез, выбор оснований для сравнения. | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; - вносить необходимые коррективы в действия. | Строить понятные для партнёра высказывания; задавать вопросы. | Формирование социальной роли ученика. Формирование положительно-го отношения к учению | Научатся предвидеть опасность; запомнят правила поведения при контакте с незнакомцами. Получат возможность научиться пользоваться правилами безопасного поведения с незнакомыми людьми. | ||||||||||||||||||||||||||||
43 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и безопасность» С.36 – 40
Контрольная работа | Проверить знания и умения уч-ся | Контроль знаний | Анализ объектов с целью выделения признаков, выбор оснований для сравнения и классификации объектов, установление причинно – следственных связей, построение логической цепи рассуждений. | Излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения | Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Формирование социальной роли ученика. Формирование положительно-го отношения к учению | Научатся оценивать свои достижения. | ||||||||||||||||||||||||||||
Общение ( 7ч ) | Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном | Учитывать разные мнения, формулировать собственное мнение | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
44 | Наша дружная семья С. 42 - 45 | Ввести понятие «культура общения» (в семье). Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношения между членами семьи | Индивидуальные задания Урок – фотосессия Урок психологических игр | Использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно- познавательных и практических задач; построение логической цепи рассуждений. | Принимать учебную задачу, стремиться её выполнять, анализировать информацию, оценивать свои достижения, осуществлять контроль и коррекцию. | Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Формирование социальной роли ученика. Формирование положительно-го отношения к учению | Мультимедий-ный проектор. Интерактивная доска Электронное приложение к учебнику |
3 триместр (1.03 – 28.05), 25 ч
45 | Проект «Родословная» С. 46 - 47 | Подготовить уч-ся к выполнению проекта | Урок сообщений | Наблюдать и объяснять, как связаны между собой две простые задачи, представленные в одной цепочке. рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. | Аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров при выробатке общего решения | Формулировать собственное мнение и позицию. | Формирование социальной роли ученика. Формирование положительно-го отношения к учению | Научатся составлять родословное древо своей семьи. Получат возможность научиться собирать информацию. | |||
46 | В школе С.48 - 51 | Правила поведения и культура общения в школе. Школьные товарищи, друзья. Совместные игры, учеба, отдых. Инсценировка школьных ситуаций | Изучение, первичное закрепление знаний. Составление предложений по картинкам. Практическая работа Урок-игра | Строить речевое высказы-вание; проводить сравнение; обобщать, т.е. выделять общее на основе существенных признаков. | Излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения | Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Формирование социальной роли ученика. Формирование положительно-го отношения к учению | Научатся обсуждать вопрос о культуре общения в школе; осознают себя членами классного коллектива. Получат возможность научиться оценивать с нравственных позиций формы поведения, которые допустимы или недопустимы в школе. | |||
47 | Правила Вежливости С. 52 - 55 | Взаимоотноше-ния мальчиков и девочек. Вежливые слова. Культура телефонного разговора. Понятие «культура поведения» | Изучение, первичное закрепление знаний. Практическая работа Урок-игра | Логические: анализ объектов с целью выделения признаков, выбор оснований для сравнения и классификации объектов, установление причинно – следственных связей, построение логической цепи рассуждений. | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - адекватно воспринимать оценку учителя; -учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале. | Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Формирование социальной роли ученика. Формирование положительно-го отношения к учению | Научатся использовать «вежливые» слова в общении с другими людьми. Получат возможность применять правила вежливости на практике. | |||
48 | Ты и твои друзья С.56 - 59 | Правила поведения в гостях и приём гостей. Как вести себя за столом | Изучение, закрепление новых знаний Урок - инсценировка | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; -способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. | Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном | Потребность в общении с учителем Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном Умение слушать и вступать в диалог | Формирование социальной роли ученика. Формирование положительно-го отношения к учению | Научатся формулировать правила этикета; работать с пословицами. Получат возможность научиться осознавать необходимость культурного поведения в гостях, за столом. | |||
49 | Мы – зрители и пассажиры. С. 60 - 63 | Культура поведения в общественных местах. Правила для пассажиров | Изучение, закрепление новых знаний Урок - инсценировка | Находить информацию (текстовую, графическую, изобразительную) в учебнике, анализировать ее содержание. Анализ, синтез, выбор оснований для сравнения. | Принимать учебную задачу, анализировать информацию, оценивать свои достижения. | Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Формирование социальной роли ученика. Формирование положительно-го отношения к учению | Научатся вести себя в общественных местах. Получат возможность научиться применять полученные знания на практике. | |||
50 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Общение» С.64 – 68
Контрольная работа | Проверить знания и умения уч-ся | Контроль знаний | Анализ объектов с целью выделения признаков, выбор оснований для сравнения и классификации объектов, установление причинно – следственных связей, построение логической цепи рассуждений. | Понимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; адекватно воспринимать оценку учителя. | Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Формирование социальной роли ученика. Формирование положительно-го отношения к учению | Научатся оценивать свои достижения. | |||
Путешествия (18 ч) | |||||||||||
51 | Посмотри вокруг С. 70 - 73 | Ориентирова-ние на местности; определение сторон горизонта с помощью компаса. Горизонт. Линии горизонта. Основные стороны горизонта. Промежуточ-ные стороны горизонта | Изучение, закрепление новых знаний Практическая работа Индивидуальные задания Работа с картой | Использование знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно- познавательных и практических задач; построение логической цепи рассуждений. | Излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения | Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Формирование социальной роли ученика. Формирование положительно-го отношения к учению | Научатся различать стороны горизонта и обозначать их на схеме. Получат возможность научиться работать с текстом. | |||
52 | Ориентировка на местности С.74 - 77 | Определение сторон горизонта по компасу | Изучение, закрепление новых знаний Работа с картой | Наблюдать и объяснять, как связаны между собой две простые задачи, представленные в одной цепочке. рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. | Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном | Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Формирование социальной роли ученика. Формирование положительно-го отношения к учению | Научатся ориентироваться на местности с помощью компаса; по местным признакам. Получат возможность научиться использовать полученные знания в жизни. | |||
53 | Формы земной поверхности. Водоёмы. С.78 - 81 | Формы поверхности: равнина, горы, холмы, овраги (узнавание в природе, на рисунке, карте) | Изучение, закрепление новых знаний Предметный урок Индивидуальные задания | Строить речевое высказывание; проводить сравнение; обобщать, т.е. выделять общее на основе существенных признаков. | Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном | Слушать собеседника и вести диалог, принятие различных точек зрения | Формирование социальной роли ученика. Формирование положительно-го отношения к учению | Научатся различать стороны горизонта и обозначать их на схеме. Получат возможность научиться работать с текстом. | |||
54 | Водные богатства .82 - 85 | Разнообразие водоемов: река, пруд, озеро, море и т. д. Водоемы, их использование человеком, охрана (на примере наиболее распространенных водоемов местности, края) | Изучение, закрепление новых знаний Самостоятельное описание рыб по плану Моделирование «одежды» для рыб | Логические: анализ объектов с целью выделения признаков, выбор оснований для сравнения и классификации объектов, установление причинно – следственных связей, построение логической цепи рассуждений. | Принимать учебную задачу, стремиться её выполнять, анализировать информацию, оценивать свои достижения, осуществлять контроль и коррекцию. | Работать самостоятельно Оценивать свою работу и ее результат | Формирование социальной роли ученика. Формирование положительно-го отношения к учению | Научатся различать формы земной поверхности; замечать и ценить красоту природы. Получат возможность научиться работать со схемой. | |||
55 | В гости к весне. Урок - экскурсия С.86 - 89 | Особенности времен года | Экскурсия Изучение, закрепление новых знаний Практическая работа | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; -способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. | Аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров при выробатке общего решения | Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Формирование социальной роли ученика. Формирование положительно-го отношения к учению | Научатся называть части реки; анализировать схему. Получат возможность научиться замечать и ценить красоту природы. | |||
56 | В гости к весне. | Особенности времен года | Изучение, закрепление новых знаний Просмотр видеофильма Опыты | Находить информацию (текстовую, графическую, изобразительную) в учебнике, анализировать ее содержание. Анализ, синтез, выбор оснований для сравнения. | Излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения | Задавать вопросы; контролировать действия партнёра. | Формирование социальной роли ученика. Формирование положительно-го отношения к учению | Научатся наблюдать за состоянием погоды, за весенними явлениями природы; оценивать воздействие пробуждения природы на человека. Получат возможность научиться рассказывать о своих наблюдениях в природе родного края. | |||
57 | Что такое карта и как ее читать? С. 90 - 95 | Работа с готовыми моделями (глобус, карта). Ориентирова-ние на местности; определение сторон горизонта с помощью компаса. Элементарные приемы чтения плана, карты (без масштаба) | Изучение, закрепление новых знаний Работа с картой | Анализ объектов с целью выделения признаков, выбор оснований для сравнения и классификации объектов, установление причинно – следственных связей, построение логической цепи рассуждений. | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - адекватно воспринимать оценку учителя; -учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале. | Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Формирование социальной роли ученика. Формирование положительно-го отношения к учению | Научатся замечать весенние изменения в природе и рассказывать о них. Получат возможность научиться работать с текстом.у | |||
58 | Проект «Города России» С.96 - 97 | Подготовить уч-ся к выполнению проекта | Урок психологических игр | Использование знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно- познавательных и практических задач; построение логической цепи рассуждений. | Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном | Строить понятные для партнёра высказывания; задавать вопросы. | Формирование социальной роли ученика. Формирование положительно-го отношения к учению | Научатся приёмам чтения карты; осознают величие нашей страны. Получат возможность научиться сравнивать изображение нашей страны на глобусе и на карте. | |||
59 | Путешествие по Москве. С. 98 – 101 (экскурсия) | Москва – столица России. Работа с готовыми моделями (глобус, карта) | Изучение, закрепление новых знаний Предметный урок Индивидуальные задания | Наблюдать и объяснять, как связаны между собой две простые задачи, представленные в одной цепочке. рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. | Принимать учебную задачу, анализировать информацию, оценивать свои достижения. | Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Формирование социальной роли ученика. Формирование положительно-го отношения к учению | Узнают новую информацию о городах России. Получат возможность научиться собирать информацию. | |||
60 | Московский Кремль. С. 102 - 107 (экскурсия) | Москва – столица России. Работа с готовыми моделями (глобус, карта) | Изучение, закрепление новых знаний Работа с картой Изучение, закрепление новых знаний Урок – обсуждений Работа с литературой Представление мини-докладов | Строить речевое высказывание; проводить сравнение; обобщать, т.е. выделять общее на основе существенных признаков. | Понимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; адекватно воспринимать оценку учителя. | Учитывать разные мнения, формулировать собственное мнение | Формирование социальной роли ученика. Формирование положительно-го отношения к учению | Научатся находить Москву на карте России; называть основные достопримечательности столицы. Получат возможность научиться описывать достопримечательности Москвы. | |||
61 | Город на Неве С. 108 - 113 Контрольная работа | Работа с готовыми моделями (глобус, карта). Города России (2–3): название, достопримечательности, расположение на карте | Контроль знаний | Логические: анализ объектов с целью выделения признаков, выбор оснований для сравнения и классификации объектов, установление причинно – следственных связей, построение логической цепи рассуждений. | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; - вносить необходимые коррективы в действия. | Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Формирование социальной роли ученика. Формирование положительно-го отношения к учению | Научатся рассказывать о достопримечательностях Кремля и Красной площади; осознают значение Кремля для жителей России. Получат возможность научиться работать с текстом. | |||
62 | Путешествие по планете. С. 114 - 117 | Глобус. Работа с готовыми моделями (глобус, карта). Материки и океаны (общее представление, расположение на глобусе, карте). | Изучение, закрепление новых знаний Работа с картой Изучение, закрепление новых знаний Урок – обсуждений Работа с литературой | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; -способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. | Излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения | Формулировать собственное мнение и позицию. | Формирование социальной роли ученика. Формирование положительно-го отношения к учению | Научатся находить Санкт-Петербург на карте России; находить в тексте нужную информацию. Получат возможность научиться предлагать вопросы по содержанию текста. | |||
63 | Путешествие по Материкам С.118 - 123 | Работа с готовыми моделями (глобус, карта). Материки и океаны (общее представление, расположение на глобусе, карте). | Изучение, закрепление новых знаний Работа с картой Изучение, закрепление новых знаний Урок – обсуждений Работа с литературой | Находить информацию (текстовую, графическую, изобразительную) в учебнике, анализировать ее содержание. Анализ, синтез, выбор оснований для сравнения. | Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном | Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Формирование социальной роли ученика. Формирование положительно-го отношения к учению | Научатся находить, называть и показывать на глобусе и карте мира океаны и материки; осознают масштабность нашей планеты, а себя – её жителями. Получат возможность научиться работать с картой и глобусом. | |||
64 | Страны мира Проект «Страны мира» С.124 - 129 | Ввести понятия «физическач и политическая» карта мира Познакомить с некоторыми странами мира Подготовить уч-ся к выполнению проекта | Изучение, закрепление новых знаний Работа в группах Составление толкового словаря по данной теме | Анализ объектов с целью выделения признаков, выбор оснований для сравнения и классификации объектов, установление причинно – следственных связей, построение логической цепи рассуждений. | Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном | Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Формирование социальной роли ученика. Формирование положительно-го отношения к учению | Научатся находить материки на карте мира; осознают масштабность нашей планеты. Получат возможность научиться готовить сообщения. | |||
65 | Впереди лето. С.130 - 133 | Познакомить с признаками лета. Правила купания, загара. Помощь при ожогах | Изучение, закрепление новых знаний Викторина | Использование знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно- познавательных и практических задач; построение логической цепи рассуждений. | Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном | Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Формирование социальной роли ученика. Формирование положительно-го отношения к учению | Научатся различать физическую и политическую карты мира; показывать на политической карте мира территорию России. Получат возможность научиться осознавать себя жителями великой страны. | |||
66 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Путешествия» С.134 – 139 Проверочная работа | Обобщить знания, полученные детьми за год | Тест Викторина Индивидуальные задания | Наблюдать и объяснять, как связаны между собой две простые задачи, представленные в одной цепочке. рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. | Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном | Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Формирование социальной роли ученика. Формирование положительно- го отношения к учению | Научатся работать с атласом-определителем; узнают о жизни насекомых и растений летом. Получат возможность научиться записывать свои наблюдения. | |||
67 | Презентация проектов «Родословная», «Города России» «Страны мира» | Формировать умения представлять результаты проектной деятельности | Урок сообщений | Строить речевое высказывание; проводить сравнение; обобщать т.е. выделять общее на основе существенных признаков. | Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном | Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Формирование социальной роли ученика. Формирование положительно-го отношения к учению | Научатся оценивать свои достижения. | |||
68-69 | Резерв |
Материально-техническое обеспечение учебного предмета
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) | ||
Учебно-методические комплекты по «Окружающему миру» для 2класса (программы, учебники, рабочие тетради). Плешаков А.А. Мир вокруг нас: учебник для 2 класса в 2 ч. М.: Просвещение 2012
Плешаков А.А. и др. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 2 кл. в 2 ч. 2016 Плешаков А.А. «Проверим себя» , 2016г.(к учебнику «Окружающий мир») 2 кл. | К К К | |
Научно-популярные, художественные книги для чтения Детская справочная литература (справочники, атласы-определители) об окружающем мире Методические пособия для учителя Плешаков А. А. От земли до неба: Атлас-определитель для учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 2010 Плешаков А. А. Зеленые страницы: Книга для учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 2010 Т.Н. Максимова. Окружающий мир. Поурочные разработки. 2 кл. 2011 Плешаков А. А. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования Примерные программы по учебным предметам. «Школа России:» Концепция и программы для начальных классов. В 2 ч. Часть 1. – М.: Просвещение, 2009. | К | |
Печатные пособия | ||
Таблицы, плакаты, портреты выдающихся людей России. Географические карты. Иллюстративные материалы. | Д Д Ф | Например, репродукции картин |
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства | ||
Мультимедийные инструменты и образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения, обучающие программы по предмету. | Ф | |
Технические средства обучения | ||
Персональный компьютер Мультимедийный проектор | Д Д | |
Экранно-звуковые пособия | ||
Аудиозаписи в соответствии с содержанием обучения (в том числе и в цифровой форме) Презентации | Д | Могут быть использованы фрагменты музыкальных произведений, записи голосов птиц |
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование. | ||
Термометры для измерения температуры воздуха, воды. Медицинский термометр. Лупа, компас. Часы с синхронизированными стрелками. Микроскоп. Лабораторное оборудование для проведения опытов и демонстрации в соответствии с содержанием обучения. | К Д К К К К/Ф | |
Муляжи овощей, фруктов, грибов | Д | |
Натуральные объекты | ||
Коллекции полезных ископаемых Коллекции плодов и семян растений Гербарии культурных и дикорастущих растений Живые объекты (комнатные растения) | Ф/П Ф/П Ф/П Д | С учётом местных особенностей и условий школы |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру "Школа России"
Рабочая программа по окружающему миру на 1-4 класс по УМК "школа России", 1-2 классы -33 часа....
Рабочая программа по окружающему миру (Школа России) 3 класс
Рабочая программа по окружающему миру (Школа России) 3 класс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ. ШКОЛА РОССИИ.4 КЛАСС.
Рабочая программа по окружающему миру.Школа России.4класс.Автор:Плешаков.Этот материал будет интересен тем, кто дорабатывает по старому....
Рабочая программа по окружающему миру (Школа России) 3 кл
Программа составлена по триместрам...
Рабочая программа по окружающему миру "Школа России" 1 класс по ФГОС
Данный материал содержит пояснительную записку и календарно - тематическое планирование по окружающему миру для 1 класса по ФГОС....
рабочая программа по окружающему миру "Школа России" 2 класс
Авторская программа по курсу окружающий мир (человек, природа, общество) А.А. Плешакова. Расчитана на 68 часов (2 часа в неделю)...
Рабочая программа по окружающему миру "Школа России" 2 класс
Рабочая программа по ФГОС...