Программа учебного курса «Окружающий мир», 4 класс. УМК "Планета Знаний"
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) на тему
Рабочая программа разработана на основе программы общеобразовательных учрежденийю Начальная школа по УМК "Планета Знаний"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_okruzhayushchemu_miru_dlya_4_klassa_umk_planeta_znaniy.doc | 327.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 2
городского округа Сызрань Самарской области
Рассмотрено и принято на заседании МО учителей начальных классов Протокол № __ «__» _________ 2016 г. Руководитель МО _________Н.В.Гордеева | Рекомендовано к утверждению: Заместитель директора по УВР ________ Т.Е.Семакова «__» ___________ 2016г. | Утверждено к использованию в образовательном процессе ОУ: Директор ГБОУСОШ №2 _____________Л.И.Ахмерова Приказ №___от «_» ________2016 г. |
ПРОГРАММА
учебного курса «Окружающий мир»
на 2016-2017 учебный год
Класс: 4 В
Рабочая программа разработана на основе программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа по УМК «Планета Знаний». Окружающий мир 4 класс. Авторы : Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов. Издание 2-е, доработанное. Москва. Издательство «АСТ. Астрель», 2012г.
Учебник: «Окружающий мир».4 кд. Авторы: Г. Г. Ивченкова, И.В. Потапов, Издательство «Астрель» Москва 2014 год
Рабочая программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю)
Рабочую программу составил учитель начальных классов Баженова Т..А. _____________________
Пояснительная записка
Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе программы начального общего образования по окружающему миру, авторской программы курса «Окружающий мир» 1-4 классы. Авторы Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов, Е. В. Саплина, А. И. Саплин. Учебно – методический комплект «Планета знаний»: русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир: [сборник]. – 2-е изд. дораб. – М: АСТ: Астрель; (Планета знаний)), соответствует требованиям Федерального компонента государственного стандарта начального образования, и соответствует Образовательной программе школы.
Программа ориентирована на достижение целей, определённых в Федеральном государственном стандарте начального общего образования.
В соответствии с этими целями и методической концепцией автора можно сформулировать следующие задачи курса:
Задачи курса:
систематизация имеющихся у детей представлений об окружающем мире;
формирование элементарных знаний о природе, человеке и обществе в их взаимодействии;
знакомство с методами изучения окружающего мира (наблюдение, эксперимент, моделирование, измерение и др.);
социализация ребёнка;
развитие познавательных процессов (ощущение, восприятие, осмысление, запоминание, обобщение и др.);
воспитание внимательности, наблюдательности и любознательности;
формирование самостоятельной познавательной деятельности;
развитие мышления, воображения и творческих способностей;
формирование информационной грамотности (ориентировка в информационном пространстве, отбор необходимой информации, её систематизация и др.);
формирование умений сравнивать объекты, выявлять их сходства и различия, существенные признаки, классифицировать, устанавливать взаимосвязи и причинно-следственные связи, выявлять последовательность процессов и прогнозировать их;
формирование умений работать в больших и малых группах (парах постоянного и сменного состава);
формирование рефлексии (принятие плана предстоящего обучения, осознание своего продвижения в овладении знаниями и умениями, наличия пробелов в знаниях и умениях);
формирование основ экологической культуры;
патриотическое и духовно-нравственное воспитание учащихся.
Общая характеристика учебного предмета
Предмет «Окружающий мир» изучается в начальной школе с 1 по 4 класс. Особое значение данного предмета заключается в формировании у детей 6—10 лет целостного и системного представления о мире и месте человека в нём. Это и определяет его цель — формирование знаний о природе, человеке и обществе, осознание характера взаимодействий между ними и на этой основе воспитание правильного отношения к окружающему миру.
При отборе содержания курса «Окружающий мир» учитывались основные дидактические принципы: научности, доступности, систематичности, последовательности, а также принципы развития, гуманитаризации, целостности образа мира, культуросообразности, вариативности.
Ведущим из них является принцип целостности, который достигается за счёт интеграции знаний. В основу интеграции знаний по курсу «Окружающий мир» положено диалектическое единство системы «природа — человек — общество». Сведения о каждой составляющей этой системы также носят интегрированный характер и относятся к различным отраслям научных знаний. Так, сведения о природе включают элементы географии, геологии, метеорологии, почвоведения, биологии, физики, химии. Интеграция этих элементов создаёт условия для формирования у младших школьников представления о природе как едином целом, в котором все компоненты взаимодействуют друг с другом.
Сведения о социальной составляющей окружающей действительности представлены в курсе элементами этики, эстетики, истории, психологии, экономики и других отраслей научного знания. Человек в данном курсе рассматривается как биосоциальное существо. В связи с этим сведения о человеке являются связующим звеном между знаниями о природе и знаниями о социальной действительности. У детей формируется первоначальное понятие о человеке как живом организме, выясняется его сходство с животными, а также различия между ними. Обращается внимание на такие отличительные особенности человека, как логическое мышление, членораздельная речь, сознательный труд с использованием орудий труда. Отмечаются важнейшие условия полноценного развития человека: общение с другими людьми и познание окружающего мира.
Историко-обществоведческие знания необходимы для формирования каждого человека как культурного и образованного гражданина своей страны. Пропедевтические знания по истории в начальной школе в рамках курса «Окружающий мир» нацелены на формирование .
Принцип развития предполагает стимулирование эмоционального, духовно-нравственного и интеллектуального развития ребёнка. Данный принцип реализуется за счёт создания условий для проявления самостоятельности, инициативности, творчества детей в различной деятельности. Усвоение учащимися знаний и умений рассматривается как средство развития, а не самоцель.
В связи со сказанным, большое внимание в курсе уделяется эмоциям человека. Программа предусматривает знакомство с положительными и отрицательными эмоциями, их влиянием на собственный организм и на окружающих людей. Дети убеждаются в необходимости уметь управлять своими чувствами и обучаются некоторым приёмам владения собой.
Содержание курса позволяет организовывать целенаправленную работу по развитию эстетического восприятия окружающего мира. Программа последовательно раскрывает не только научную и практическую значимость изучаемых объектов, но и их эстетическую ценность для человека и общества в целом.
Развитие мышления обеспечивается включением в учебные пособия разнообразных заданий на сравнение объектов, выявление их существенных признаков, классификацию, установление причинно-следственных связей и зависимостей.
Содержание курса предоставляет большие возможности для развития наблюдательности. Знакомство с окружающим миром осуществляется таким образом, чтобы в его восприятии участвовало как можно больше органов чувств. В учебных пособиях предлагаются задания для развития умения работать со схемами, моделями, характеризовать объекты действительности.
Важное место занимают задания, направленные на развитие информационной грамотности, которые предполагают работу детей со справочниками, энциклопедиями, словарями. Выполняя эти задания, ученики учатся находить нужную информацию и обмениваться ею.
Принцип гуманитаризации реализуется через расширение социальной составляющей содержания курса, осознание школьниками необходимости здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности.
Принцип культуросообразности предполагает: включение материала о достижениях культуры; воспитание у учащихся уважения к истории родной страны и бережного отношения к объектам культуры; осознание детьми непреходящей ценности культурного наследия и необходимости его охраны.
При конструировании содержания программы использовался принцип спиралевидности. В соответствии с этим принципом процесс изучения курса «Окружающий мир» рассматривается как ряд этапов (витков спирали). К вопросам, изученным на предыдущих этапах, учащиеся неоднократно возвращаются на последующих этапах, но на более высоком уровне. Так, если в 1–2-м классах учащиеся получают первые представления о воде, воздухе, камнях, растениях и животных, способах научного познания (наблюдениях, опытах, измерениях и др.), то в 3–4 классах с помощью этих способов они изучают свойства воды, воздуха и горных пород, жизненные процессы растений и животных и т. д.
Принцип вариативности предусматривает реализацию дифференциации, обеспечивающей индивидуальный подход к каждому ученику. Данный принцип реализуется через выделение инвариантного минимума содержания образования и вариативной части.
Инвариантная часть содержит новый материал и задания для его первичного закрепления. Эта часть обеспечивает реализацию обязательного минимума содержания начального общего образования и требований к уровню подготовки обучающихся в образовательном компоненте «Окружающий мир» на момент окончания детьми начальной школы, предусмотренных новым Государственным стандартом начального общего образования.
Вариативная часть включает материал на расширение знаний по теме, задания для дополнительного закрепления, формирования различных умений, применения полученных знаний в нестандартной ситуации. Учебные пособия предлагают блоки заданий, дифференцированных по уровню сложности. Важное место в вариативной части занимают задания на развитие творческих и интеллектуальных способностей (творческая работа, интеллектуальный марафон). Они предполагают наличие определённого уровня развития воображения и нестандартного мышления у учащихся.
Вариативная часть предусматривает организацию проектной деятельности младших школьников. Проекты ориентируют детей на расширение знаний, выходящих за рамки содержания учебника. Все задания вариативной части выполняются по выбору.
При отборе и построении содержания курса «Окружающий мир» учитывались также и специфические для него принципы: краеведческий, сезонный и экологический.
В процессе ознакомления младших школьников с окружающим миром в роли главного метода выступает наблюдение. На первом этапе используются в основном общеклассные кратковременные эпизодические наблюдения. Постепенно они становятся более длительными и систематическими. На смену общеклассным наблюдениям приходят групповые и индивидуальные. Однако в дальнейшем процессе обучения различные виды наблюдений комбинируются друг с другом.
Свойства объектов изучаются через опыты. В ознакомлении с окружающим миром используются опыты, проводимые в течение одного урока, а также длительные опыты, проведение которых может занимать несколько дней. Главным при этом является вооружение учащихся методом познания, подведение их к осознанию способности человека путём опытов изучать свойства различных объектов окружающего мира. Постепенно одним из важнейших способов приобретения знаний становится экспериментирование. Познавательная деятельность при этом усиливается постановкой гипотезы, её проверкой, отбором относящейся к ней информации. Ученики учатся наблюдать происходящие в течение эксперимента явления, обосновывают свои выводы. Экспериментирование организуется с самыми разнообразными объектами: жидкостями, газами, твёрдыми телами, растениями и животными.
Представления, полученные детьми чувственным путём, закрепляются в процессе выполнения различных практических работ. Учащимся предлагаются работы с планами и картами, приборами и моделями, объектами живой и неживой природы, рисунками, таблицами, схемами и диаграммами, а также графические практические работы.
Работа с различными моделями помогает ребёнку рассматривать структуру природных и социальных объектов, устанавливать связи между их компонентами, выявлять последовательность процессов и прогнозировать их. Дети используют готовые модели и конструируют свои.
В разнообразной практической деятельности младшие школьники учатся работать в коллективе: распределять работу, договариваться, получать общий результат. В связи с этим ряд заданий предусматривает деятельность учащихся в парах постоянного и сменного состава. Выполняя эти задания, ребята усваивают новые формы общения, решают конфликтные ситуации.
В связи с тем, что у детей происходит переход от игровой деятельности, ведущей в дошкольном возрасте, к учебной, ведущей в младшем школьном возрасте, в процессе изучения предмета «Окружающий мир» часто используются игры (дидактические и ролевые). По мере формирования у учеников познавательных интересов и основных компонентов учебной деятельности доля игры в обучении сокращается и на первое место выходит практико-ориентированная деятельность и работа с учебными текстами.
Основной формой организации учебно-воспитательного процесса по курсу «Окружающий мир» является урок. В процессе изучения курса используются уроки-экскурсии, уроки-практические занятия, уроки с демонстрацией объектов или их изображений.
Уроки-экскурсии посвящены наблюдениям за природной и социальной средой. Основная цель экскурсии — формирование у младших школьников представлений о предметах и явлениях окружающего мира в реальной обстановке. Эти представления используются на последующих уроках как основа для формирования конкретных знаний и практических умений.
Уроки-практические занятия связаны с организацией работ учащихся с объектами природы. На этих уроках дети наблюдают, описывают, сравнивают различные предметы, проводят элементарные опыты по определению свойств некоторых из них. Ученики получают разные или одинаковые для всех задания и выполняют их под руководством учителя.
Уроки с демонстрацией объектов или их изображений проводятся тогда, когда педагог не имеет возможности организовать индивидуальную работу школьников из-за сложности изучаемых объектов, или руководствуясь техникой безопасности. Демонстрация изображений объектов проводится также в связи с недоступностью их для непосредственных наблюдений в реальной обстановке или в классе.
На основе реализуемых межпредметных связей в курсе «Окружающий мир» учащиеся усваивают общие способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем, возникающих в реальных жизненных ситуациях: умения организовать свою деятельность, определив её цели и задачи; взаимодействовать в группе в процессе этой деятельности; оценивать достигнутые результаты. В курсе формируются также исследовательские, коммуникативные и информационные умения.
В процессе обучения формируется готовность следовать этическим нормам поведения в школе, на улице, дома, а также умение оценивать свои поступки и поступки других людей в соответствии с этими нормами
Содержание программы (68часов)
Наш край (22 ч)
Значение природных условий края для жизни и деятельности людей.
Погода: температура воздуха, облачность, осадки, ветер. Изменчивость погоды. Предсказание погоды.
Вид местности. Рисунок местности, план местности, карта местности. Масштаб и условные знаки. Из истории создания карт.
Формы поверхности суши: равнина, гора, холм, долина, овраг, балка. Изменение форм поверхности суши в результате естественного разрушения горных пород.
Формы поверхности суши, созданные человеком: карьер, отвалы, насыпь, курган.
Полезные ископаемые нашего края. Их значение в жизни человека.
Почвы нашего края, их виды. Охрана почв.
Природные сообщества: луг, лес, водоём. Разнообразие организмов в сообществах, их приспособленность к условиям жизни и взаимосвязи. Влияние деятельности человека на природные сообщества, их рациональное использование и охрана.
Искусственные сообщества: поле и сад. Выращивание зерновых, овощных, технических, плодовых и ягодных растений. Животные искусственных сообществ, их связь с растениями. Уход за искусственными сообществами — условие их существования.
Экскурсии: в смешанный лес, к водоёму, на луг или в поле.
Наша Родина на планете Земля (12 ч)
Форма и размеры Земли. Карта полушарий. Материки и океаны.
Движение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца. Тепловые пояса.
Распределение света и тепла — основная причина разнообразия условий жизни на Земле.
Путешествие по материкам: пустыня Африки, экваториальные леса Южной Америки, Антарктида, Австралия, Евразия.
Наша Родина на карте. Формы поверхности России: равнины, горы. Основные водоёмы России: реки, озера, моря. Некоторые крупные города России.
Основные природные зоны России: зона арктических пустынь, тундра, лесная зона, степи. Особенности природных условий в каждой зоне, разнообразие организмов, их приспособленность к условиям жизни и взаимосвязи.
Зависимость жизни и деятельности людей от природных условий каждой зоны. Влияние деятельности человека на природные зоны. Охрана природы в каждой природной зоне.
Основные экологические проблемы России. Причины нарушения природного равновесия и пути преодоления сложившейся ситуации.
Международное сотрудничество по охране природы. Ответственность людей за будущее планеты Земля.
История нашей Родины (34 ч)
Что изучает история. Источники знаний о прошлом (былины, легенды, летописи, находки археологов). История на карте.
История Отечества. Знакомство с основными этапами и событиями истории государства.
Древняя Русь. Образование государства. Крещение Руси. Культура, быт и нравы древнерусского государства.
Российское государство в XIII—XVII вв.
Нашествие монголо-татар. Дмитрий Донской и Куликовская битва. Александр Невский.
Объединение земель вокруг Москвы. Иван III. Конец ордынского ига. Грозный царь Иван IV.
Смутное время на Руси. Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. Начало династии Романовых. Культура, быт и нравы государства в XIV—XVII вв.
Российское государство в XVIII—XIX вв.
Пётр I — царь-реформатор. Строительство Петербурга. Создание русского флота. Быт и нравы Петровской эпохи.
Правление Екатерины II. Жизнь дворян, крепостных крестьян. Военные успехи: А.В. Суворов и Ф.Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы Екатерининской эпохи. М.В. Ломоносов и создание первого университета.
Правление Александра I. Война с Наполеоном. Бородинское сражение. Полководец М.И. Кутузов.
Реформы в России, отмена крепостного права. Александр II — царь-освободитель. Культура, быт и нравы в России XIX в.
Россия в XX в.
Революция в России и свержение самодержавия. Жизнь и быт людей в 20—30-е годы.
Великая Отечественная война (1941—1945). Крупнейшие битвы Великой Отечественной войны. Тыл в годы войны.
Основные вехи развития России во 2-й половине XX века.
Основные достижения страны в науке и культуре. Изменения в быту и повседневной жизни.
Ближние и дальние соседи России
Планируемые результаты освоения программы по окружающему миру к концу 4 класса
ЛИЧНОСТНЫЕ
У учащихся будут сформированы:
• положительное отношение и интерес к изучению природы, человека, истории своей страны;
• способность к самооценке;
• осознание себя как гражданина России, чувства патриотизма, гордости за историю и культуру своей страны, ответственности за общее благополучие;
• знание основных правил поведения в природе и обществе и ориентация на их выполнение;
• понимание необходимости здорового образа жизни, соблюдение правил безопасного поведения в природе и обществе;
• чувство прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края;
• понимание значения семьи в жизни человека и необходимости взаимопомощи в семье;
могут быть сформированы:
• устойчивый интерес к изучению природы, человека, истории своей страны;
• умение оценивать трудность предлагаемого задания;
• адекватная самооценка;
• чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе;
• установка на здоровый образ жизни и её реализация в своём поведении;
• осознанные устойчивые эстетические предпочтения в мире природы;
• осознанное положительное отношение к культурным ценностям;
• основы экологической культуры;
• уважительное отношение к созидательной деятельности человека на благо семьи, школы, страны;
• целостное представление о природе и обществе как компонентах единого мира.
ПРЕДМЕТНЫЕ
Человек и природа
Учащиеся научатся:
• проводить самостоятельно наблюдения в природе и элементарные опыты, используя простейшие приборы; фиксировать результаты;
• давать характеристику погоды (облачность, осадки, температура воздуха, направление ветра) по результатам наблюдений за неделю и за месяц;
• различать план местности и географическую карту;
• читать план с помощью условных знаков;
• различать формы поверхности суши (равнины, горы, холмы, овраги), объяснять, как Солнце, вода и ветер изменяют поверхность суши, как изменяется поверхность суши в результате деятельности человека;
• показывать на карте и глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, крупные реки, границы России, некоторые города России;
• приводить примеры полезных ископаемых и доказывать необходимость их бережного использования;
• объяснять, что такое природное сообщество, приводить примеры признаков приспособленности организмов к условиям жизни в сообществах, некоторых взаимосвязей между обитателями природных сообществ, использования природных сообществ и мероприятий по их охране;
• характеризовать особенности природы своего края: формы поверхности, важнейшие полезные ископаемые, водоёмы, почву, природные и искусственные сообщества; рассказывать об использовании природы своего края и её охране;
• устанавливать связи между объектами и явлениями природы (в неживой природе, между неживой и живой природой, в живой природе, между природой и человеком);
• рассказывать о форме Земли, её движении вокруг оси и Солнца, об изображении Земли на карте полушарий;
• объяснять, что такое природные зоны, характеризовать особенности природы и хозяйственной деятельности человека в основных природных зонах России, особенности природоохранных мероприятий в каждой природной зоне;
• выполнять правила поведения в природе.
Учащиеся получат возможность научиться:
• рассказывать о грозных явлениях природы, объяснять зависимость погоды от ветра;
• предсказывать погоду по местным признакам;
• характеризовать основные виды почв;
• характеризовать распределение воды и суши на Земле;
• объяснять, что такое экосистема, круговорот веществ в природе, экологическая пирамида, защитная окраска животных;
• приводить примеры приспособленности растений природных сообществ к совместной жизни;
• объяснять причины смены времён года;
• применять масштаб при чтении плана и карты;
• отмечать на контурной карте горы, моря, реки, города и другие географические объекты;
• объяснять некоторые взаимосвязи в природе, между природой и человеком;
• давать оценку влиянию деятельности человека на природу;
• определять причины положительных и отрицательных изменений в природе в результате хозяйственной деятельности человека и его поведения;
• делать элементарные прогнозы возможных последствий воздействия человека на природу;
• участвовать в мероприятиях по охране природы.
Человек и общество
Учащиеся научатся:
• различать государственную символику Российской Федерации (герб, флаг, гимн); показывать на карте границы Российской Федерации;
• различать права и обязанности гражданина, ребёнка;
• описывать достопримечательности столицы и родного края; показывать их на карте;
• описывать основные этапы развития государства (Древняя Русь, Московское царство, Российская империя, Российское государство);
• называть ключевые даты и описывать события каждого этапа истории (IX в. — образование государства у восточных славян; 988 г. — крещение Руси; 1380 г. — Куликовская битва; 1613 г. — изгнание иностранных захватчиков из Москвы, начало новой династии Романовых; 1703 г. — основание Санкт-Петербурга; XVIII в. — создание русской армии и флота, новая система летоисчисления; 1755 г. — открытие Московского университета; 1812 г. — изгнание Наполеона из Москвы; 1861 г. — отмена крепостного права; февраль 1917 г. — падение династии Романовых; октябрь 1917 г. — революция; 1922 г. — образование СССР; 1941–1945 гг. — Великая Отечественная война; апрель 1961 г. — полёт в космос Гагарина; 1991 г. — распад СССР и провозглашение Российской Федерации суверенным государством);
• соотносить исторические события с датами, конкретную дату с веком; соотносить дату исторического события с «лентой времени»;
• находить на карте места важнейших исторических событий российской истории;
• рассказывать о ключевых событиях истории государства;
• рассказывать об основных событиях истории своего края.
Учащиеся получат возможность научиться:
• описывать государственное устройство Российской Федерации, основной положения Конституции;
• сопоставлять имена исторических личностей с основными этапами развития государства (князь Владимир, Александр Невский, Дмитрий Донской, Иван III, Иван IV, Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский, царь Алексей Михайлович, император Пётр I, Екатерина II, А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков, М. В. Ломоносов, М. И. Кутузов, Александр II, Николай II, В. И. .Ленин, И. В. Сталин, маршал Г. К. Жуков, действующий президент РФ);
• характеризовать основные научные и культурные достижения своей страны;
• описывать культурные достопримечательности своего края.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
Учащиеся научатся:
• принимать и сохранять цель познавательной деятельности;
• планировать свои действия в соответствии с поставленной целью;
• осуществлять пошаговый и итоговый контроль;
• осознавать свое продвижение в овладении знаниями и умениями.
Учащиеся могут научиться:
• самостоятельно планировать свои действия в соответствии с поставленной целью;
• самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения задания и вносить необходимые коррективы.
Познавательные
Учащиеся научатся:
• находить необходимую информацию в учебнике и справочной литературе;
• понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы, диаграммы, плана, карты;
• использовать готовые модели (глобус, карта) для объяснения природных явлений;
• осуществлять анализ (описание) объектов природы с выделением существенных и несущественных признаков;
• проводить сравнение и классификацию объектов природы по заданным признакам;
• устанавливать причинно-следственные связи изменений в природе;
• обобщать результаты наблюдений за погодой, неживой и живой природой, делать выводы;
• выделять существенную информацию из учебных и научно-популярных текстов;
• устанавливать причинно-следственные связи между историческими событиями и их последствиями (под руководством учителя);
• сравнивать исторические события, делать обобщения.
Учащиеся могут научиться:
• осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
• моделировать цепи питания и схему круговорота веществ в природе;
• сравнивать и классифицировать объекты природы, самостоятельно выбирая основания.
• сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать её и использовать при выполнении заданий;
• устанавливая причинно-следственные связи изменений в природе, проводить аналогии;
• сравнивать исторические и литературные источники;
• строить логическую цепочку рассуждений на основании исторических источников;
• собирать краеведческий материал, описывать его.
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
• сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре: устанавливать очерёдность действий, осуществлять взаимопроверку.
Учащиеся могут научиться:
• распределять обязанности при работе в группе;
• учитывать мнение партнёра, аргументировано критиковать допущенные ошибки, обосновывать своё решение.
Содержание учебного предмета
№ | Раздел программы | Количество часов, отведенных на изучение раздела | Формы контроля результата | |
Наш край ( 22 часа) | Наш край | 14 | Самостоятельная работа. | |
Наш край (продолжение) | 8 | Проверочная работа №1 | ||
Наша Родина на планете Земля (12 часов ) | Наша Родина на планете Земля | 10 | Самостоятельная работа | |
Наша Родина на планете Земля(продолжение) | 1 | Проверочная работа №2 | ||
Наши верные помощники | 1 | Проверочная работа №3 | ||
История нашей Родины (34 часа) | Древнерусское государство | 3 | ||
Монгольское завоевание | 2 | |||
Московское государство | 2 | |||
Россия в 17 веке | 4 | |||
Эпоха преобразований | 1 | |||
Век Екатерины | 2 | |||
XIX век: победы и открытия | 3 | |||
XIX век: победы и открытия(продолжение) | 3 | Проверочная работа №4 | ||
Россия в начале XX века | 6 | Проверочная работа №5 | ||
Современная Россия | 8 | |||
Итого | 68 |
Содержание курса
№ | Раздел программы | Количество часов, отведенных на изучение раздела | Планируемые УУД |
1 | Наш край | 22 | ПРЕДМЕТНЫЕ Устанавливать связи между объектами и явлениями природы, объяснять некоторые взаимосвязи в природе, между природой и человеком. Проводить наблюдения, фиксировать результаты, устанавливать взаимосвязи в природе. Проводить наблюдения, устанавливать и объяснять взаимосвязи в природе, давать характеристику погоде. Проводить под руководством учителя наблюдения в природе и элементарные опыты, используя простейшие приборы, фиксировать результаты. Объяснять значение плана и карты в жизни человека, приводить примеры из истории создания карт. Ориентироваться в условных обозначениях, использовать условные обозначения при создании простых планов местности. Различать карту и план местности, виды карт, ориентироваться в картографических символах. Различать формы поверхности суши, объяснять влияние природных явлений и человека на поверхность. Объяснять причины изменения поверхности суши под влиянием природных явлений. Объяснять причины и результаты воздействия человека на строение земной поверхности, изменение рельефа. Приводить примеры и характеризовать полезные ископаемые, доказывать необходимость их бережного использования. Приводить примеры видов почв, объяснять на доступном уровне происхождение состава почвы разных видов, значение почвы в природе и жизни человека. Объяснять и оперировать в речи изученными терминами. Приводить примеры признаков приспособленности организмов в условиях луга, некоторых взаимосвязей между обитателями сообщества, использования природного сообщества человеком. Приводить примеры признаков приспособленности растений к жизни в лесу, некоторых взаимосвязей между обитателями сообщества, использования природного сообщества человеком. Проводить под руководством учителя наблюдения в природе и элементарные опыты, используя простейшие приборы, фиксировать результаты. Приводить примеры приспособленности растений и животных к жизни в пресном водоеме, некоторых взаимосвязей между обитателями сообщества, использования природного сообщества человеком. Проводить под руководством учителя наблюдения в природе и элементарные опыты, используя простейшие приборы, фиксировать результаты. Характеризовать природные и искусственные сообщества, рассказывать об использовании культурных растений в хозяйстве, взаимодействии растений и животных полей. Характеризовать природные и искусственные сообщества, рассказывать об использовании культурных растений в хозяйстве, взаимодействии растений и животных сада. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ Принимать и сохранять цель познавательной деятельности, находить необходимую информацию в учебнике, понимать информацию, представленную в виде текста, рисунка. Планировать свои действия в соответствии с поставленной целью. Осуществлять пошаговый и итоговый контроль. Устанавливать причинно-следственные связи изменений в природе, сотрудничать при выполнении работы в паре, мини-группе. Выделять и анализировать существенную информацию, сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий. Ориентироваться в схемах, получать информацию из различных источников, выделять существенную информацию из текста. Ориентироваться в изображениях и символах, анализировать, сравнивать, делать выводы. Находить необходимую информацию в тексте, осуществлять описание природных объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, выделять характерные признаки объектов. Делать выводы по результатам наблюдений, получать информацию из различных источников, удерживать цель познавательной деятельности. Выделять существенную информацию из текста, анализировать и делать выводы. Анализировать, делать выводы, выдвигать гипотезы, строить аргументированные высказывания. Выделять существенную информацию, строить аргументированные высказывания, сотрудничать в паре, мини-группе. Выделять существенное в тексте, ориентироваться в схемах, устанавливать причинно-следственные связи в природе. Выделять существенную информацию, сравнивать, объяснять причинно-следственные связи. Выделять и анализировать существенную информацию, сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать ее при выполнении заданий. Выделять существенную информацию, классифицировать природные объекты. ЛИЧНОСТНЫЕ Иметь положительное отношение и интерес к изучению природы и человека. Иметь интерес к изучению природы, стремление к расширению и углублению знаний, осознавать свое продвижение в овладении учебными действиями. Испытывать чувство прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края. Осознавать свое продвижение в овладении учебными действиями. Иметь стремление к расширению и углублению знаний. Испытывать чувство прекрасного на основе знакомства с природой родного края. Испытывать чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе. Иметь стремление к расширению и углублению знаний. Понимать, объяснять и применять основные правила поведения в природе, ориентироваться на их выполнение. Понимать, объяснять и применять основные правила поведения в природе, ориентироваться на их выполнение. Ориентироваться на понимание причин личной успешности / неуспешности в освоении материала. |
2 | Наша Родина на планете Земля | 12 | ПРЕДМЕТНЫЕ Рассказывать о форме Земли, проводить наблюдения под руководством учителя и самостоятельно. Ориентироваться в географических картах, на глобусе, показывать материки и океаны. Рассказывать о движении Земли вокруг оси и Солнца, объяснять связи между объектами и явлениями природы. Характеризовать разнообразие условий жизни на Земле, выявлять их влияние на растительный и животный мир, жизнь людей на примере пустынь Африки. Характеризовать разнообразие условий жизни на Земле, выявлять их влияние на растительный и животный мир, жизнь людей на примере экваториальных лесов Южной Америки. Характеризовать разнообразие условий жизни на Земле, выявлять их влияние на растительный и животный мир, жизнь людей на примере Антарктиды, Австралии, давать общую характеристику Евразии. Ориентироваться в географических картах, обозначать на карте границы России, города, природные объекты. Объяснять термин «природные зоны», характеризовать особенности природы, хозяйственной и природоохранной деятельности человека в Арктике. Характеризовать особенности природы, хозяйственной и природоохранной деятельности человека в тундре, сравнивать особенности природных зон, рассказывать о причинах различий. Рассказывать об экологических проблемах России и мира, способах и путях их решения. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ Наблюдать, делать выводы, характеризовать природные объекты и явления, выделять существенную информацию из различных источников. Использовать готовые модели для объяснения природных явлений, выделять существенную информацию из текста. Понимать информацию, представленную в виде схемы, рисунка, текста, наблюдать, делать выводы. Выделять существенное в тексте, анализировать, делать выводы, получать информацию из различных источников, презентовать результаты своих исследований. Использовать модели, получать информацию из текста, выделять существенное. Анализировать, обобщать информацию, делать выводы, сотрудничать в паре и группе. Анализировать, обобщать информацию, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы. ЛИЧНОСТНЫЕ Осознавать свое продвижение в овладении знаниями и умениями. Иметь положительное отношение и интерес к изучению окружающего мира. Иметь стремление к расширению и углублению знаний. Понимать, объяснять и применять основные правила поведения в природе, ориентироваться на их выполнение. Испытывать чувство прекрасного на основе знакомства с природой родного края, страны. Чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе. Иметь стремление к расширению и углублению знаний. Иметь основы экологической культуры. |
3 | История нашей Родины | 34 | ПРЕДМЕТНЫЕ Различать исторические и географические карты, ориентироваться в знаково-символических обозначениях географических карт, рассказывать о различных исторических источниках. Называть первых русских князей, рассказывать о жизни и деятельности исторических личностей. Рассказывать о деятельности князя Владимира, особенностях принятия христианства, знать дату принятия христианства. Описывать памятники культуры на основе иллюстраций и наблюдений. Обсуждать значение памятников культуры и необходимости их охраны. Рассказывать на доступном уровне о сражениях с иноземными захватчиками, прославившихся исторических личностях данного периода. Рассказывать о личности и деяниях первого русского царя, характеризовать историческую личность с опорой на текст учебника и дополнительную информацию. Рассказывать об особенностях быта русских людей данного исторического периода. Рассказывать об исторических событиях данного исторического периода, подвигах исторических личностей. Рассказывать об изменениях в государстве в данный исторический период, роли исторических личностей в преобразованиях. Рассказывать об особенностях освоения Сибири и Дальнего Востока, знать исторических личностей-первопроходцев. Обобщать и делать выводы об исторических событиях и личностях, применять полученные знания при ответах на занимательные и проверочные вопросы. Рассказывать о личности и деяниях Петра Первого, характеризовать историческую личность с опорой на текст учебника и дополнительную информацию. Рассказывать о личности и деяниях Екатерины II, характеризовать историческую личность с опорой на текст учебника и дополнительную информацию. Рассказывать об особенностях образования и научного прогресса в XVIII веке, достижениях ученых и изобретателей. Рассказывать на доступном уровне о событиях войны с Наполеоном, героических личностях, знать дату изгнания Наполеона из Мос-вы. Рассказывать на доступном уровне об отмене крепостного права, царе-реформаторе, знать год отмены крепостного права. Рассказывать об особенностях научного прогресса в XIХ веке, достижениях ученых и изобретателей. Рассказывать об особенностях быта горожан XIХ века, сравнивать устройство городов, одежду разных исторических периодов. Рассказывать о некоторых деятелях культуры XIX века, их творениях. Обобщать и делать выводы об исторических событиях и личностях, применять полученные знания при ответах на занимательные и проверочные вопросы. Рассказывать на доступном уровне о причинах революции, гражданской войне в России начала XX века. Знать даты падения династии Романовых, революции 1917 года. Рассказывать об особенностях развития страны в послереволюционный период, об образовании Советского государства. Рассказывать о датах начала и окончания войны, самых известных битвах, городах-героях, подвигах военнослужащих и партизан в борьбе с фашистами. Рассказывать о работе и жизни в тылу в годы войны, трудовых подвигах работников заводов, госпиталей, сельского хозяйства, знать дату Дня Победы в Великой Отечественной войне. Рассказывать о событиях послевоенного периода, восстановлении хозяйства, достижениях науки и техники, космических полетах, знать дату первого полета Ю.Гагарина в комос. Знать наиболее крупные и известные города северной части России, рассказывать об их достопримечательностях, особенностях жизни в этих городах. Знать наиболее крупные и известные города Центральной России, города Золотого кольца, Знать наиболее крупные и известные города Сибири и Урала, рассказывать об их достопримечательностях, особенностях жизни и хозяйственной деятельности в этих городах. Знать наиболее крупные и известные города Юга и Дальнего Востока России, Рассказывать на доступном уровне о роли России в современном мире, о традициях разных народов России, называть основные международные организации и их функции. Рассказывать об изменениях, произошедших в жизни человека с древности до современности, обсуждать положительные и отрицательные стороны современной жизни, быта. Обобщать и делать выводы об особенностях исторического развития и современной жизни России, применять полученные знания при ответах на занимательные и проверочные вопросы. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ Извлекать информацию из различных источников, преобразовывать знаково-графическую информацию в текстовую, строить логические рассуждения. Выделять существенное в тексте, строить логические высказывания, находить дополнительную информацию в различных источниках. Извлекать информацию из текста, карты, иллюстрации, сравнивать, делать выводы, строить корректные связные высказывания. Анализировать информацию, выделять существенное, устанавливать причинно-следственные связи под руководством учителя. Извлекать информацию из различных источников, анализировать и обобщать, строить логические рассуждения. Составлять рассказ по иллюстрации, выделять существенную информацию из текста, находить информацию в различных источниках и презентовать ее в различных формах. Анализировать информацию из текста, обобщать и делать выводы, классифицировать исторические события и личностей, обсуждать с одноклассниками ответы на вопросы. Анализировать информацию из текста, обобщать и делать выводы, классифицировать исторические события и личностей, обсуждать с одноклассниками ответы на вопросы. Анализировать, классифицировать материал, обобщать, выделять главное, использовать информацию для решения учебных задач. ЛИЧНОСТНЫЕ Интересоваться изучением истории своей страны. Испытывать чувство патриотизма, гордости за историю и культуру своей страны. Осознанно положительно относиться к культурным ценностям своей страны. Испытывать чувство патриотизма, гордости за историю и культуру своей страны. Уважительно относиться к созидательной деятельности человека на благо общества. Иметь стремление к расширению и углублению знаний. Уметь оценивать трудность предлагаемого задания, адекватно оценивать свои возможности, осознавать причины успешности / неуспешности деятельности. Уважительно относиться к созидательной деятельности человека на благо общества. Уметь оценивать трудность предлагаемого задания, адекватно оценивать свои возможности, осознавать причины успешности / неуспешности. Интересоваться изучением истории своей страны. Осознание себя как гражданина России, чувства патриотизма, гордости за историю и культуру своей страны, ответственности за общее благополучие |
Итого: | 68 |
Тематическое планирование
Тема | Количество часов | Экскурсии, практические работы, проекты |
1. Наш край. | 22 часа | Экскурсия в парк. (№1) Экскурсия к пруду (№2) Практическая работа №1по теме «Чтение плана местности». Практическая работа №2 по теме «Работа с географической картой.». Практическая работа №3 по теме «Моделирование форм поверхности суши». Практическая работа №4 по теме «Моделирование цепей питания» . Практическая работа №5 «Работа с образцами гербария». |
2. Наша Родина на планете Земля | 12 часов | Практическая работа №6 по теме «Работа с готовыми моделями (глобус)» Практическая работа № 7 по теме «Работа с географической картой, диаграммами» Практическая работа № 8 по теме «Работа с картой России». Проект №1 |
3. История нашей Родины. | 34 часа | Практическая работа №9 по теме «Работа с исторической картой». Практическая работа №10 по теме «Работа с картой России» Экскурсия в музей истории города (№3) Проект №2 Проект №3 |
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру 4 класс УМК «Планета знаний»
№ п/п | Дата | Тема урока | Элементы | Планируемые предметные результаты | Страница учебника | Домашнее задание | УЛО |
Мифы (6 часов) | |||||||
1 | Что такое погода. Часть 1 | Представление о погоде и ее явлениях (изменение температуры воздуха, облачность, осадки). Наблюдения, фиксация результатов наблюдений. | Знать признаки состояния погоды Уметь составлять характеристику дневного состояния погоды. | С. 3—9 | стр.6-9, вопросы | -Интерактивная доска SMART Board 480 -Проектор мультимедийный с креплением и кабелем -Ноутбук | |
2 | Как погода зависит от ветра. Грозные явления природы. | Актуализация знаний об образовании ветра, полученных в 3 классе; наблюдение за зависимостью погоды от ветра. Осознание влияния таких явлений природы, как гроза, смерч, гололед, на жизнь людей. | Знать такие явления природы, как гроза, смерч, гололед в жизни людей. Уметь объяснить, как погода зависит от ветра. | С. 9—14 | стр.9-14, вопросы и задания | ||
3 | Предсказание погоды. Самостоятельная работа. | Знакомство со способами и значением прогнозирования погоды, проверка уровня освоения изученной темы. | Знать значение прогноза погоды в жизни человека. Уметь пользоваться народными приметами при составлении прогноза погоды. | С. 14-17 | стр.14-17, вопросы | ||
4 | Экскурсия на луг или в поле. | Наблюдение за особенностями жизни и взаимодействия обитателей луга, разнообразием животных и растений, влиянием человека на жизнь луга. | Знать и соблюдать правила поведения в природе Уметь устанавливать причинно – следственные связи изменений в природе, обобщать результаты наблюдений за погодой, неживой и живой природой, делать выводы. | Составить рассказ об обитателях луга | |||
5 | Наша местность на плане и карте. | Знакомство со значением планов и карт в жизни человека. Актуализация знаний и умений по ориентированию в пространстве, полученных на уроках в 3 классе. Развитие пространственных представлений и воображения. | Знать отличия плана от карты. Уметь составлять план участка. | С. 18—20 | стр.18-20, вопросы и задания | ||
6 | План местности. Практическая работа. | Закрепление знаний о масштабе, знакомство с планом местности, «чтение» плана местности. | Знать отличия плана от карты. Знать условные обозначения плана местности. Уметь составлять план участка., «читать» план местности | С. 21—25 | стр.21-25, вопросы и задания | ||
7 | Географическая карта. | Представление о карте, формирование умения читать и понимать карты. | Знать чем отличается план от карты. Уметь ориентироваться на карте. Показывать границы России. | С. 25—29 | стр.25-29, вопросы | ||
8 | Равнины. | Закрепление представлений о горизонте, формах земной поверхности, представление о видах равнин, устройстве холмов, строении и образовании оврагов, причинах их образования. | Знать равнины и горы, расположенные на территории нашей страны. Уметь показывать на карте равнины и горы | С. 30—33 | стр.30-33, вопросы и задания | ||
9 | Горы. | Сравнение холмов и гор, выделение существенных признаков гористой местности, наблюдение за строением земной поверхности в окрестностях дома и школы. | Знать равнины и горы, расположенные на территории нашей страны. Уметь показывать на карте равнины и горы | С. 33—36 | стр.33-36, вопросы | ||
10 | Как солнце, вода и ветер изменяют поверхность суши. | Проведение опытов и наблюдений, позволяющих сделать выводы о влиянии температур, движения воздуха и воды на поверхность суши. | Знать о влиянии солнца и ветра на окружающий мир. Уметь замечать изменения, давать им объяснения | С. 36—41 | стр.36-41, вопросы | ||
11 | Как деятельность человека изменяет поверхность суши. Самостоятельная работа. | Расширение представлений о воздействии человека на поверхность суши, усиление влияния с течением времени и развитием науки и техники. | Знать о взаимосвязи деятельности человека и окружающего мира. Уметь сравнивать, давать объяснения происходящим событиям. | С. 41—45 | стр.41-45, вопросы | Мониторинг качества знаний с помощью системы ProClass | |
12 | Богатства недр. | Актуализация и расширение знаний о полезных ископаемых, их использовании в хозяйстве. | Знать полезные ископаемые родного края. Уметь сравнивать, обобщать, делать выводы. | С. 45—49 | стр.45-49, вопросы и задания | ||
13 | Разнообразие почв. | Актуализация и расширение представлений о составе, свойствах и разнообразии почв, повышении плодородия, определение взаимосвязей в природе. | Знать отличия почв, состав почв, какие почвы преобладают в Самарской области . Уметь различать почвы. | С. 50—52 | стр.50-52, вопросы | ||
14 | Что такое природное сообщество. | Знакомство с терминами «природное сообщество», «цепь питания», «экологическая пирамида», отслеживание элементарных взаимосвязей в природных сообществах. | Знать понятия «природное сообщество», «цепь питания», «экологическая пирамида». Уметь приводить примеры «цепи питания»,«природное сообщество». | С. 53—57 | стр.53-57, вопросы | ||
15 | Какие растения растут на лугу. Животные — обитатели луга. Луг в жизни человека. | Знакомство с обитателями луга как природного сообщества, приспособленностью организмов к жизни на лугу, уточнение информации, полученной на экскурсии. | Знать растения луга. Их значение для природного сообщества. Уметь составлять цепи питания, видеть взаимосвязь неживой и живой природы. | С. 58—64 | стр.58-64, вопросы и задания | Использование УЛО - гербарий | |
16 | Какие растения растут в лесу. | Уточнение и расширение представлений об условиях жизни в лесу, особенностях растений леса, приспособленностью их к совместной жизни | Знать разнообразие растений леса, ярусы леса, взаимосвязь между обитателями леса. Уметь объяснять особенности растений леса, различать эти растения, приспособленность растений леса к совместной жизни | С. 64—68 | стр.64-68, вопросы | Использование УЛО - гербарий | |
17 | Животные — обитатели леса. Лес в жизни человека. | Уточнение и расширение знаний о животных смешанного леса, приспособленности животных смешанного леса к условиям жизни, выявление связи между обитателями смешанного леса. | Знать животных смешанного леса, их приспособленность к условиям жизни в смешанном лесу. Уметь объяснять связи между обитателями смешанного леса. | С. 68—73 | стр.68-73, вопросы и задания | ||
18 | Экскурсия в смешанный лес. | Наблюдение за особенностями жизни и взаимодействия обитателей смешанного леса, разнообразием животных и растений, влиянием человека на жизнь леса. | Знать признаки смешанного леса. Уметь различать деревья по коре, по листьям | различать деревья по коре, по листьям. | Рассказать о смешанном лесе | ||
19 | Водоём. Водные объекты и человек. | Уточнение и расширение представлений о жизни и приспособленности обитателей пресного водоема, влиянии человека на жизнь водоема, роли пресных водоемов в хозяйстве. | Знать водоемы, имеющиеся на территории города, их обитателей. Уметь объяснять осенние явления в живой и неживой природе | С. 74—80 | стр.74-80, вопросы | ||
20 | Экскурсия к водоёму. | Наблюдение за особенностями жизни и взаимодействия обитателей водоема, разнообразием животных и растений, влиянием человека на жизнь луга. | Знать водоемы и их обитателей. Уметь объяснить взаимосвязь между обитателями водоемов | Рассказать о водоёмах | |||
21 | Искусственные сообщества. Поле. Животные — обитатели полей. | Знакомство с искусственными сообществами, расширение знаний о культурных растениях, связях между растениями и животными полей. | Знать отличия естественного сообщества и искусственного Уметь объяснить представление об искусственном сообществе. | С. 81—87 | стр.81-87, вопросы, | ||
22 | Сад. Проверочная работа. | Расширение знаний о культурных растениях сада, узнавание наиболее распространенных в данной местности плодовых деревьев и кустарников, знакомство с животными, обитающими в садах, выявление связей животных сада с растениями и друг с другом. | Знать культурные растения сада. Уметь различать наиболее распространенные в данной местности плодовые деревья и кустарники. | С. 88—93 | стр.88-93, вопросы | Мониторинг качества знаний с помощью системы ProClass | |
Наша Родина на планете Земля (12 часов) | |||||||
23 | Какую форму имеет Земля. | Углубление знаний учащихся о форме Земли, представлений о научных методах познания окружающего мира. | Знать планеты солнечной системы. Уметь показать земные полюса, экватор, параллели и меридианы. | С. 96—100 | стр.98-100, вопросы | ||
24 | Карта полушарий. | Повторение о глобусе как модели Земли, знакомство с картой полушарий, ориентация в географических картах. | Знать сведения о глобусе как модели Земли Уметь на карте полушарий показать материки и океаны. | С. 100—105 | стр.100-105, вопросы и задание №8 | ||
25 | Движение Земли. Самостоятельная работа. | Знакомство с суточным и годовым вращением Земли, влиянием вращения планеты на климатические особенности районов. | Знать о суточном и годовом движении Земли. Уметь характеризовать разнообразие жизни на Земле, выявлять их влияние на растительный и животный мир | С. 106—109 | стр.106-109, вопросы | ||
26 | В пустынях Африки. | Знакомство с природными условиями Сахары, ее растительным и животным миром, занятиями населения Сахары; наблюдение за приспособленностью организмов к условиям жизни в пустынях и их взаимосвязями. | Знать природные условия Сахары ее растительным и животным миром. Уметь показывать на карте природные зоны России. Характеризовать условия жизни, растительный и животный мир. | С. 110—113 | стр.110-113, вопросы | ||
27 | Экваториальные леса Южной Америки. | Знакомство с природными условиями экваториальных лесов Америки, растительным и животным миром, занятиями населения, значением экваториальных лесов в жизни планеты и необходимостью их охраны. | Знать особенности природы в разных природных зонах Уметь оценивать влияние человека на природу, характеризовать меры по охране природных зон | С. 114—117 | стр.114-117, вопросы | ||
28 | Антарктида. Австралия. Евразия. Самостоятельная работа. | Знакомство с природными условиями Антарктиды, Австралии, Евразии, особенностями жизни обитателей регионов. | Знать особенности природы. Уметь дать общую характеристику Евразии. | С. 117—123 | стр.117-123, вопросы и задания | ||
29 | Карта России. | Повторение и обобщение знаний о планах и картах, закрепление умения работать с географическими картами, знакомство с некоторыми географическими объектами на территории России. | Знать планы и карты, их отличия. Уметь показывать на карте границы России, некоторые объекты на территории России. | С. 123—128 | стр.123-128, вопросы и задания | ||
30 | Зона арктических пустынь. | Знакомство с особенностями климата, растительным и животным миром Арктики, особенностями жизни и хозяйственной деятельности людей в Арктике. | Знать признаки зоны арктически пустынь Уметь показать на карте арктические пустыни, находить дополнительную информацию о зоне арктических пустынь. | С. 129—134 | стр.129-134, вопросы | ||
31 | Тундра. | Знакомство с особенностями климата, растительным и животным миром тундры, особенностями жизни и хозяйственной деятельности людей в тундре. | Знать о занятиях населения тундры о влиянии деятельности человека на природу тундры и необходимость ее охраны. Уметь выявлять связи между обитателями тундры показать их связь с природными условиями. | С. 134—139 | стр.134-139, вопросы | ||
32 | Зона лесов. | Знакомство с особенностями климата, растительным и животным миром зоны лесов на основе сравнения с зоной тундры, особенностями жизни и хозяйственной деятельности людей в зоне лесов. | Знать о занятиях населения тундры о влиянии деятельности человека на природу тундры и необходимость ее охраны. Уметь выявлять связи между обитателями тундры показать их связь с природными условиями. | С. 139—145 | стр.139-145, вопросы и задания | ||
33 | Степи. | Знакомство с особенностями климата, растительным и животным миром зоны степей на основе сравнения с зоной лесов; особенностями жизни и хозяйственной деятельности людей в зоне степей. | Знать растительный и животный мир степей. Уметь объяснять взаимосвязи живой и неживой природы | С. 145—150 | стр.145-150, вопросы | ||
34 | Экологические проблемы России. Международное сотрудничество по охране природы. Проверочная работа. | Расширение и углубление знаний об экологических проблемах России, выявление некоторых путей решения экологических проблем, знакомство с международным сотрудничеством по охране природы, осознание ответственности людей за будущее планеты Земля. | Знать экологические проблемы РФ, меры по охране природы Уметь объяснить некоторые экологические проблемы России; видеть проблемы и пытаться применить свои силы для решения посильных проблем. | С. 150—157 | стр.150-157, вопросы и задания | ||
История нашей Родины (34 часа) | |||||||
35 | История на карте. Исторические источники. Часть 2 | Знакомство с понятием «историческая карта», ее отличиями от географической, с условными обозначениями, которые встречаются на исторической карте, с историческими источниками (вещественными, письменными, устными). | Знать историю своей страны. пересказывать текст; находить в тексте ответы на вопросы. Уметь сравнивать высказывания с текстом учебника, оценивать их планировать свои действия в соответствии с поставленной целью правильность. | С. 3—11 | стр.3-11, вопросы | ПМК «Учимся изучать историю» | |
36 | Первые русские князья. | Знакомство с деятельностью первых русских князей. | Знать историю своей страны пересказывать текст; находить в тексте ответы на вопросы. Уметь сравнивать высказывания с текстом учебника, оценивать их правильность.. | С. 12—16 | стр.12-16, вопросы | ||
37 | Князь Владимир. Крещение Руси. | Знакомство с деятельностью князя Владимира и основными положениями христианства — религии, которую приняла Русь. | Знать историю своей страны. пересказывать текст; находить в тексте ответы на вопросы. Уметь сравнивать высказывания с текстом учебника, оценивать их планировать свои действия в соответствии с поставленной целью правильность. | С. 17—21 | стр.17-21, вопросы | ||
38 | Культура Древней Руси. | Знакомство с особенностями культуры Древней Руси. | Знать представления о культуре Древней Руси. Уметь наблюдать и сравнивать различные объекты культуры | С. 21—24 | стр.21-24, вопросы | Использование презентации | |
39 | Борьба с иноземными захватчиками. Александр Невский. | Расширение и углубление представлений о борьбе русских княжеств с иноземными захватчиками. | Знать значение памятников и необходимость их охраны. Уметь пересказывать текст; находить в тексте ответы на вопросы. Сравнивать высказывания с текстом учебника, оценивать их правильность. | С. 25—29 | стр.25-29, вопросы | ||
40 | Куликовская битва. Дмитрий Донской. | Знакомство с деятельностью князя Дмитрия Донского. | Знать историю родной страны. сравнивать литературные и исторические источники; Уметь объяснять исторический смысл устойчивых выражений русского языка. | С. 30—33 | стр.30-33, вопросы | ||
41 | Первый русский царь. Преобразования в государстве. | Знакомство с особенностями развития государства в XVI веке. | Знать о борьбе русских княжеств с иноземными захватчиками. Уметь находить исторические сведения в литературных произведениях. | С. 34—40 | стр.34-40, вопросы | ||
42 | Как жили люди на Руси в XIV—XVI веках. | Знакомство с бытовой жизнью русских людей XIV—XVI веков. | Знать историю родной страны. Уметь находить исторические сведения в дополнительных источниках информации. | С 40-44 | стр.40-44, вопросы | использование презентации | |
43 | Смутное время. К. Минин и Д. Пожарский. | Знакомство с основными событиями смутного времени. | Знать что обозначает выражение «Смутное время». Уметь описывать исторические события на основе текста учебника, сравнивать события, делать обобщения. | С. 44—47 | стр.44-47, вопросы | ||
44 | Русское государство при первых Романовых. | Знакомство с основными событиями России XVII века; рассказать о преобразованиях в государстве при первых Романовых. | Знать что обозначает выражение «Смутное время». Уметь устанавливать причинно-следственные связи между событиями | С. 47—50 | стр.47-50, вопросы | ||
45 | Расширение границ России в XVII веке. | Знакомство с процессами освоения земель Сибири и Дальнего Востока, с историей первых землепроходцев. | Знать имена первых землепроходцев. Показать процесс освоения земель Сибири и Дальнего Востока. Уметь выражать свои чувства и мысли по поводу исторических событий | С. 51—53 | стр.51-53, вопросы | ||
46 | Мозаика заданий. Проверочная работа. | Повторение и обобщение пройденного материала. | Демонстрация уровня знаний по теме. Обобщать и делать выводы об исторических событиях и личностях, применять полученные знания при ответах на занимательные и проверочные вопросы | С. 51—57 | стр.54-57, вопросы и задания | ||
47 | Пётр I. Реформы в Российском государстве. Преобразования в культуре, науке, быту. | Познакомить учащихся с деятельностью царя-реформатора Петра I. | Знать о царе Петре 1 как реформаторе, проводника передовых идей. Уметь определять длительность событий, определять век по дате, устанавливать хронологию событий. | С. 58—65 | стр.58-65, вопросы | Использование презентации | |
48 | Изменения в Российском государстве. Императрица Екатерина II. | Знакомство с изменениями в государстве при Екатерине II, с биографией великих военачальников А.В. Суворова и Ф.Ф. Ушакова. | Знать и называть те изменения, которые произошли в государстве при Екатерине Великой. Уметь устанавливать причинно-следственные связи между событиями и их последствиями | С.66—69 | стр.66-69, вопросы | Использованием презентации. | |
49 | Образование и наука в XVIII веке. | Знакомство с особенностями развития образования и науки в XVIII веке, с жизнью и деятельностью известного ученого М.В. Ломоносова и изобретателя И.П. Кулибина. | Знать о развитии образования и науки в 18 веке. Уметь устанавливать связь развития науки и образования с именами М.В.Ломоносова, изобретателя И.П.Кулибина | С. 69—73 | стр.69-73, вопросы | ||
50 | Война 1812 года. | Знакомство с Отечественной войной 1812 года. | Познакомить учащихся с Отечественной войной 1812г. Уметь устанавливать причинно-следственные связи между событиями и их последствиями. | С. 73—76 | стр.73-77, вопросы | Использование презентации. | |
51 | Отмена крепостного права. | Продолжение знакомства с основными событиями XIX века. | Продолжить знакомство детей с основными событиями 19 века. Уметь выбирать форму проектной деятельности. Предлагать свои проекты, самостоятельно распределять роли и планировать свое участие, представлять результаты своей деятельности. | С. 77—79 | стр.77-79, вопросы | ||
52 | Наука и техника в XIX веке. | Знакомство с основными достижениями науки и техники в XIX веке, с жизнью и открытиями ученых П.Н. Яблочкова, Н.И. Пирогова, К.А. Тимирязева. | Знать достижения науки и техники в 19 веке. Уметь устанавливать причинно-следственные связи между событиями и их последствиями. | С. 80—83 | стр.80-83, вопросы | ||
53 | Город и горожане. Мода XIX века. | Знакомство с основными изменениями, произошедшими в облике русских городов в XIX веке, а также с изменениями в одежде, моде и кулинарном искусстве. | Познакомить учащихся с основными изменениями, произошедшими в облике русских городов в 19 веке Уметь давать характеристику определенному времени отрезку исторического времени, видеть отличия. | С. 83—88 | стр.83-88, вопросы | Использование презентации. | |
54 | Культура XIX века. | Знакомство с основными культурными достижениями XIX века, с именами выдающихся деятелей культуры. | Знать основные достижения науки и техники в 19 веке. Уметь давать характеристику определенному времени отрезку исторического времени, видеть отличия | С. 88—93 | стр.88-93, вопросы | ||
55 | Проверочная работа. | Демонстрация уровня знаний по теме. | Проверка знаний учащихся. Демонстрация уровня знаний по теме. | С. 94—97 | стр.94-97, вопросы и задания | Мониторинг качества знаний с помощью системы ProClass | |
56 | Революция в России. | Знакомство с основными событиями начала XX века. | Знать историю своей страны. пользоваться исторической картой, Уметь использовать дополнительную информацию. | С. 98—103 | стр.98-103, вопросы | ||
57 | Россия в годы Советской власти. | Знакомство с основными событиями развития России в 20—30 годы XX века. | Познакомить детей с основными событиями развития России в 20-30 годы 20 века. Уметь описывать исторические события на основе текста учебника и доп. информации | С. 103—107 | стр.103-107, вопросы | Фильм «Россия в годы советской власти» | |
58 | Великая Отечественная война. | Знакомство с основными событиями Великой Отечественной войны: битвой под Москвой, Сталинградским сражением, Курской битвой, блокадой Ленинграда; расширение представлений о героическом подвиге советского народа. | Знать основные события Великой Отечественной войны. Уметь оценивать исторические события, личности | С. 107—113 | стр.107-113, вопросы | Презентация «Необъявленная война» | |
59 | Тыл в годы войны. Победа над фашизмом. | Знакомство с работой тыла в годы войны; представление о самоотверженном труде всех людей. | Познакомить учащихся с работой тыла в годы войны. Уметь рассказать о самоотверженном труде всех людей, пользуясь дополнительной информацией. | С. 113—118 | стр.113-118, вопросы | ||
60 | Восстановление народного хозяйства. Научные достижения XX века. | Знакомство с процессом последовательного восстановления народного хозяйства, с главными научными достижениями XX века. | Познакомить с процессом последовательного восстановления народного хозяйства; с главными научными достижениями. Уметь устанавливать причинно-следственные связи между событиями и их последствиями. | С. 118—123 | стр.118-123, вопросы | ||
61 | По северным городам России. | Знакомство с северными городами России, их своеобразием и особенностями. | Знать северные города России, показать их своеобразие и особенности Уметь определять местоположение городов на карте России, названия стран, граничащих с Россией.. | С. 124—126 | стр.124-126, вопросы | ||
62 | По городам Центральной России. | Знакомство с городами Центральной России, их своеобразием и особенностями. | Знать крупные промышленные центры Центральной России Уметь показать своеобразие и особенности крупных городов Центральной России | С. 126—129 | стр.126-129, вопросы | ||
63 | Города Урала и Сибири. | Знакомство с городами Урала и Сибири, их своеобразием и особенностями. | Знать крупные промышленные центры Урала и Сибири. Уметь показать их особенности и своеобразие. | С. 130—136 | стр.130-136, вопросы | ||
64 | Дальний Восток. Южные города России. | Знакомство с городами Дальнего Востока, с южными городами России. | Знать крупные промышленные центры и города Черноморского побережья Уметь по иллюстрациям узнавать город, его своеобразие и особенности.. | С. 136—141 | стр.136-141, вопросы | ||
65 | Повторительно-обобщающий урок. Проверочная работа. | Закрепление знаний, обобщение пройденного материала по заданиям рабочей тетради (с. 53-58). Демонстрация уровня знаний. | Знать крупные промышленные центры Центральной России, Урала и Сибири, Черноморского побережья Уметь показать их особенности и своеобразие, по иллюстрациям узнавать город, его своеобразие и особенности | С. 136—141 | стр.136-141, вопросы | ||
66 | Россия в мировом сообществе. | Знакомство с положением России в мировом сообществе, международными организациями, традициями и праздниками разных народов. | Знать дружественные России страны, с которыми заключены договоры о взаимодействии. Уметь показать на карте страны СНГ и страны Европы. | С. 141—145 | стр.141-145, вопросы | ||
67 | Жизнь современного человека. | Расширение представлений о некоторых особенностях жизни современного человека. | Знать о жизни людей в современном обществе Уметь ориентироваться в понятиях учебника и информации из разных источников | С. 145—147 | стр.145-147, вопросы | Фильм «Я и общество…Моё место в обществе» | |
68 | Мозаика заданий. | Обобщение полученных знаний по всему курсу «Окружающий мир». Защита проектов. | Демонстрауия знаний учащихся | С. 148—153 | стр.148-153, вопросы |
Информационные источники
Для учителя | Для обучающихся |
Программы общеобраовательных учреждений. Начальная школа. 1-4 классы. Учебно-методический комплект «Планета знаний»: русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир: (сборник). – 2-е изд., дораб. – М.: АСТ: Астрель, 2011. Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов, Е. В. Саплина, А. И. Саплин. Обучение в 4 классе по учебнику «Окружающий мир». Методическое пособие. Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов, Е. В. Саплина, А. И. Саплин. Окружающий мир. 4 класс. Учебник. В 2 ч. Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов, Е. В. Саплина, А. И. Саплин. Окружающий мир. 4 класс. Рабочие тетради № 1, № 2. | Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов, Е. В. Саплина, А. И. Саплин. Окружающий мир. 4 класс. Учебник. В 2 ч. Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов, Е. В. Саплина, А. И. Саплин. Окружающий мир. 4 класс. Рабочие тетради № 1, № 2. |
Интернет-ресурсы. 1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа : http://school-collection.edu.ru 2. Презентация уроков «Начальная школа». – Режим доступа : http://nachalka.info 3. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа : www.festival.1september.ru 4. Сайт «Планета знаний». – Режим доступа : http://planetaznaniy.astrel.ru 5. Образовательный портал «Ucheba.com». – Режим доступа : www.uroki.ru 6. http://nsc.1september.ru/- 1 сентября. Начальная школа 7. http://www.babylib.by.ru/ - Библиотека маленького гения 8.http://www.nachalka.com/ - Начальная школа - детям, родителям, учителям 9.http://nachalka.info/ - Начальная школа. Уроки Кирилла и Мефодия 10.it-n.ru - Сеть творческих учителей /... учителей и учеников начальной школы |
График контрольных и проверочных работ
Контрольные занятия проводятся в соответствии с материалом учебника (раздел «Мозаика заданий »)
Контрольно – измерительные материалы по окружающему миру.
Самостоятельная работа по теме
«Наша местность на плане и карте».
- Что такое горизонт?
- Что называют ориентированием?
- Закончи предложение.
План местности – это…
- Что такое масштаб?
- Как называется наука, которая изучает земную поверхность?
- Что называют картой?
- Какие бывают карты?
Проверочная работа №1 по теме «Наш край»
- Какие признаки изменения погоды ты знаешь? Приведи 2 примера.
- Допиши предложение.
Сильно уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости условными знаками называют…
- Чем холм отличается от горы?
- Петя загадал полезное ископаемое. Оно имеет такие свойства: твёрдое, чёрного цвета, блестит, в воде тонет и не растворяется, хорошо горит. Какое полезное ископаемое загадал Петя?
- Как в результате деятельности человека изменяется поверхность суши? Приведи 2 примера.
- Объясни, почему чернозёмы – самые плодородные почвы.
- Приведи примеры четырёх растений пресного водоёма.
- Что помогает кузнечику спасаться от врагов на лугу?
Проверочная работа №2 по теме «Наша Родина на планете Земля»
- Самая северная точка на земном шаре называется…, а самая южная….
- Что происходит в результате вращения земли вокруг своей оси?
- Как растения зоны арктических пустынь приспособились к недостатку тепла?
- Чем природные условия лесной зоны отличаются от природных условий тундры?
- Какое из животных ( тигр, барсук, сайгак, куница) не обитает в лесной зоне?
- Как животные степей приспособились к условиям жизни?
- Какие экологические проблемы вызвало хозяйственное освоение тундры и браконьерство?
Проверочная работа №3 по теме «Древняя Русь»
- Почему Куликовскую битву называют «Мамаевым побоищем»?
- Назови символы царской власти Ивана Грозного.
- С кем из исторических деятелей связаны следующие события?
Ходил за данью к древлянам |
|
Построил крепости на южных границах своего государства | |
Перед битвой он благословил князя |
- Где установлен памятник первопечатнику Ивану Фёдорову?
- Как одевались горожане в 17 веке?
Проверочная работа № 4 по теме «Российская империя»
- За выход, к какому морю велась Северная война со Швецией?
- Назовите основные положения книги А.В.Суворова «Наука побеждать»
- Кого А.С.Пушкин назвал «первым нашим университетом»?
- Какие изменения произошли в образовании при Екатерине II?
- Что нового появилось в мужском костюме в 19 веке?
- Вспомни и напиши изобретения П.Н.Яблочкова.
Проверочная работа № 5 по теме « Российское государство»
- Назови годы Великой Отечественной войны.
- В каком году человек полетел в космос?
- Какой город севера России славится своим чернением по серебру?
- В каком озере сохранились самые большие запасы пресной воды?
- Назови крупные города юга России.
- Если ученику 4 класса сейчас 10 лет, в каком году он родился, в каком веке?
- Какие изобретения связаны с именем этих людей?
С.В.Лебедев
Н.В.Никитин
С.П.Королёв
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по курсу "Окружающий мир" 2 класс УМК "Планета знаний"
Задачи курса:систематизация имеющихся у детей представлений об окружающем мире;формирование элементарных представлений о природе, человеке и обществе в их взаимодействии;знакомство с методами изучени...
Презентация по теме "Воздух и его охрана" к курсу "Окружающий мир" 3 класс.
Презентация к уроку "Воздух и его охрана" 3 класс....
Методическая разработка по курсу "Окружающий мир.4 класс"
Комбинированный урок в 4 классе по курсу "Окружающий мир", тема "В пустыне". Урок включает в себя практическую работу учащихся, анализ репродукции картины, презентацию, музыкальное сопровождение....
конспект урока "Куликовская битва" по курсу "Окружающий мир" 4 класс
конспект урока по окружающему миру 4 класс УМК "Школа России",автор Плешаков А.А....
Урок с элементами проектной деятельности " Дикие и домашние животные" курс " Окружающий мир" 1 класс учебник А. А. Плешакова " Окружающий мир. 1 класс
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"9365758","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"float: left; height: 154px; width: 120px;"}}]]Окружающий мир...
Рабочая программа по курсу "Окружающий мир" 1 класс УМК "Планета знаний"
Рабочая программа...
«Организация проектной и исследовательской деятельности учащихся начальной школы по курсу окружающего мира в УМК «Планета знаний»
В работе анализируется проектная и исследовательская деятельность учащихся начальной школы по курсу окружающего мира в УМК "Планета знаний", описывается опыт работы по организации этой деяте...
- Мне нравится (1)