Урок окружающего мира в 1 классе по теме "Явления природы"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему
Разработка урока (конспект ) по окружающему миру по теме "Явления природы". 1 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока "Явления природы" 1 класс | 55 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Явления природы».
Цель:
- развитие представления учащихся о многообразии явлений природы в разные времена года.
Задачи:
- дать представление о характерных признаках явлений природы в разные времена года;
- закрепить и расширить знания детей об изменениях в неживой природе;
- развивать умения грамотно и выразительно излагать свои мысли;
- через элементы театрализации, музыки, отрывков произведений известных писателей воспитывать в детях эстетическое восприятие природы.
Оборудование:
- учебник «Окружающий мир» для 1 класса, автор Н.Ф. Виноградова;
- мультимедиа установка, компьютер;
- карточки с изображением времен года, явлений природы для игры, фишки;
Основной метод обучения: обсуждение с детьми признаков времен года с целью обобщения, систематизации и закрепления знаний о явлениях природы в разное время года.
Основной структурный элемент урока: диалог
Дополнительные структурные элементы урока: обмен информацией о временах года, признаках, явлениях природы и ее коллективный анализ; наблюдение; игра на закрепление знаний о явлениях природы; инсценирование диалога «Радуги и Солнца»; выполнение практической работы; формулирование выводов.
Ход урока.
Организационный момент.
Сообщение темы и цели урока
Учитель читает загадку
Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо светло – голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса.
Человек и время года –
Это все вокруг природа.
О чём будем говорить сегодня?
- Сегодня у нас необычный урок. Мы отправимся в путешествие по временам года, где будем узнавать явления природы, характерные для каждого времени года.
Работа по теме урока. Знакомство с явлениями природы.
Итак, мы начинаем путешествие. Отгадайте загадку.
Пусты поля,
Мокнет земля,
Дождь поливает.
Когда это бывает?
Мы попадаем в прекрасное время года – осень.
Составьте предложение про осень.
Так поэт Ф. Тютчев написал об осени.
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора:
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…
Работа в группе: изменения в природе осенью.
А чем же огорчит нас осень?
Что бывает осенью часто? (Дождь)
Послушайте, как описывает осенние дожди писатель Скребицкий
«Осенние дожди, совсем не похожи на летние. Дождь осенний – моросящий, как зарядит сыпать маленькими капельками на землю, так и будет идти день, два, три, а может, и неделю, не переставая. И тогда становится очень скучно. Под ногами слякоть, небо свинцовое, и моросит холодный, нудный дождь».
А какое красивое явление природы мы видели, когда были на экскурсии в парке? (Листопад)
А еще, какое явление природы можно наблюдать осенью? Отгадайте загадку.
Молоко над речкой плыло,
Ничего не видно было.
Растворилось молоко,
Стало видно далеко. Туман
Когда чаще всего можно наблюдать туманы?
Туманы бывают во все времена года. Гуще всего туманы бывают по утрам, когда земля сильно остывает. Осенью они стелются над землей, кажется, будто низко-низко опустились облака и окутали землю белым густым покровом. Так оно и есть, потому что, облака в небе и туман низко над землей состоят из крохотных капелек воды.
Итак, мы переходим в следующее время года.
Снег на полях,
Лед на реках,
Вьюга гуляет.
Когда это бывает? Зимой
О каких явлениях природы говорится в загадке? (о снеге).
А когда идет сильный снег, можно сказать «валит снег» - как называется это явление природы? Снегопад.
А по утрам, зимой , деревья бывают одеты в белоснежный серебристый наряд из многочисленных снежинок.
Как называется такое явление? Иней.
А когда идет снег и сильно дует ветер? Небо становится темным-темным, ветер можно сказать «завывает». Как называются эти явления? ( Вьюга, метель).
Мы продолжаем свое путешествие по временам года и оказываемся в следующем времени года.
Тает снежок,
Ожил лужок,
День прибывает.
Когда это бывает?
Весна.
- О каком времени года говорится в загадке?
Какие же явления характерны для весны?
Выберите Работа в учебнике – пары.
Назовите эти явления природы. (Сосульки, таяние снега, ледоход)
Весной, когда повышается температура воздуха, начинают появляться сосульки. Днем подтаивает снег, а ночью замерзает. Особенно много сосулек свисает с крыш.
Как надо вести себя, когда с крыш свисают очень большие сосульки? Под крышами можно ходить? - Как нужно вести себя во время ледохода?
Можно выходить на лед во время таяния снега на водоемах?
- О каком времени года говорится в стихотворении?
Солнце печет,
Липа цветет,
Рожь поспевает.
Когда это бывает?
О лете.
- Конечно о лете, это самое любимое время года и детей и взрослых.
Какие же явления природы можно наблюдать летом?
Назовите эти явления.
(Летний гром и молния, теплый летний дождь, а после дождя радуга).
Закрепление изученного материала.
- Игра. «Угадай, к какому времени года относятся явления природы?»
Учитель называет явления природы – ученики показывают карточки с изображением времени года.
Дождь Метель
Снег Листопад
Радуга Ледоход
Туман Иней
Таяние снега Гром и молния
- Прочитать рассказ К. Ушинского «Солнце и Радуга» с.42
Читает хорошо читающий ученик.
Учитель
- О каких явлениях природы говорится в тексте?
(О дожде и радуге).
Слово «радуга» похоже на слово «радость». И в самом деле, радостно бывает, когда вдруг на небе возникает удивительно красивая дуга.
«Райская дуга» назвали ее в старину и верили, что она приносит счастье. С тех пор так и зовут – радуга.
- А вы знаете, как возникает на небе радуга? Сейчас я вам расскажу.
Построили радугу солнечные лучи и дождевые капли. Солнце светит сквозь падающий дождь, лучи его проходят через дождевые капли, и на небе напротив солнца возникает необычная цветная дуга. Радуга появляется только если одновременно идет дождь, и светит солнце.
- Сколько цветов у радуги? Перечислите.
Наблюдай, делай опыты. Практическая работа.
- Почему про осенний дождь говорят: «Дождь осенний – моросящий, холодный, нудный»?
- Можно ли назвать осеннее небо «свинцовым»? Узнай, какого цвета свинец и почему небо называют «свинцовым».
Сравните свинец и небо.
- Как вы думаете, какой свинец тяжелый или легкий? Какого он цвета?
Посмотрите, какого цвета небо? Сравните их
Творческое задание в тетрадях
Выберите и выполните самостоятельно задание, которое вам понравилось.
- Нарисуй, как солнышко выглядывает из-за тучи.
- Дорисуй дождь по образцу.
- У снежинки есть подружки. Нарисуй их.
Итог урока. Сделаем вывод.
- О чем мы говорили на уроке? Что узнали нового?
Изменения в природе: дождь, снег, град, ветер, метель, радуга, гром и молния, туман, иней, листопад – все это явления природы.
Рефлексия.
Понравился ли вам урок и какое настроение он у вас вызвал?
- У вас на партах лежат карточки «настроения» - солнышко и тучка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок окружающего мира 1 класс. Зима в природе.
Урок по УМК " Планета знаний". Использована проектная деятельность детей, исследрвания - перевоплощения. Добавлена презентация ....
презентация к уроку окружающего мира 3 класс "Зима в природе"
презентация к уроку окружающего мира в 3 классе по теме "Зима в природе" УМК "Гармония"...
Урок окружающего мира 2 класс "Вода в природе"
Урок подготовлен в соответствии с требованиями ФГОС. Был проведен во 2 классе УМК "Гармония"....
Урок окружающего мира 2 класс "Равновесие в природе"
Урок окружающего мира по ОС " Школа 2100" 2 класс " Равновесие в природе". Урок - изучения нового материала, использован частично-поисковый метод....
Урок окружающего мира. 1 класс. Тема "Охрана природы. Красная книга России".
Конспект урока и презентация по предмету "Окружающий мир" . 1 класс. УМК "Перспектива" На уроке создаются условия для знакомства учащихся с существованием Красной книги, содержащей сведени...
Урок окружающего мира 1 класс Равновесие в природе
Урок окружающего мира во 1 классе "Равновесие в природе", образовательная система "Школа 2100"....
Технологическая карта урока окружающего мира 3 класс «Вода в природе. Вода и её свойства. Охрана воды» (УМК «Школа России»)
Технологическая карта урока окружающего мира 3 класс на тему: " Вода в природе. Вода и её свойства. Охрана воды"...