Урок окружающего мира 2 класс "Равновесие в природе"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему
Урок окружающего мира по ОС " Школа 2100" 2 класс " Равновесие в природе". Урок - изучения нового материала, использован частично-поисковый метод.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_ravnovesie_v_prirode.docx | 29.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок окружающего мира
Тема: Равновесие в природе.
Цель: формирование начального представления о круговороте веществ и экологическом равновесии, связывающих всё живое и неживое.
Задачи:
-проследить на примерах роль живых организмов разных видов в природе;
-рассмотреть значение природы для человека;
-научить школьников находить взаимосвязи в природе;
-воспитывать бережное отношение к природе;
Ход урока:
I. Концентрация внимания, настрой на урок.
- Скажем хором: «У меня хорошее настроение», «Сегодня я буду очень внимателен», «У меня всё получится».
II. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.
- Какие тайны животных и растений мы открыли на предыдущем уроке? Как называют растения? (Кормильцы – они дают живым существам пищу и кислород для дыхания.) Как называют животных? (Едоки – они едят готовую пищу.)
– Назовите свойства живых организмов.
(1-дышат, 2-употребляют воду и питаются, 3-растут, 4-потомство, 5-умирают)
– Чем растения отличаются от животных?
(1.растения не двигаются,
2.растения поглащ. уг. газ → кислород; жив пог. кислород → уг.газ)
– Представьте себе такую ситуацию: растения обиделись на животных и ушли от них. Что случилось дальше?
Дети высказывают свои предположения и составляют небольшие рассказы
- Могут ли растения жить без животных?
-Могут ли животные жить без растений?
-Как вы думаете, какая у нас будет тема урока? (Равновесие в природе)
-Прочитайте тему на с.58 учебника.
-Что такое равновесие? (Выслушиваются предположения учеников.)
-Равновесие – это значит равный по весу или равнозначный по значению. (Учитель демонстрирует это на весах)
-Толкование этого слова мы можем найти и в словаре С. И. Ожегова: «Равновесие – это устойчивое соотношение между чем – нибудь».
-Как вы понимаете равновесие в природе?
-Нужно ли равновесие в природе? (Дети: да)
- Комар. (Показывает картинку) Дети кто любит комаров? Кто не любит? Наиболее распространенный вред от комаров — это укусы. Это не только дискомфорт. Последствиями укусов могут быть такие заболевания, как малярия, энцефалит (очень страшная болезнь) и даже сибирская язва, от которой можно умереть.
-Белена чёрная. (Учитель показывает картинку) Очень ядовитое растение. Всего одной десятой грамма яда белены – достаточно, чтобы вызвать у взрослого человека смертельное отравление.
Проблемный вопрос: Если есть в природе такие вредные и опасные растения и животные, может, и не должно быть равновесия в природе? Может быть с такими животными и растениями человеку нужно бороться и уничтожать их?
-У нас возникла проблема. Вот мы сегодня на уроке в процессе нашей работы и диалога решим эту проблему и в конце урока узнаем важно ли равновесие в природе?
III. Совместное открытие знаний.
1)-Нужны ли растения на земле? (Да) Итак выдвигаем мини гипотезу: растения нужны на Земле.
Работа по учебнику.
-Прочитайте вопрос. – Почему же ни животные, ни люди не могут существовать без растений?
Дети высказывают свои предположения.
– Проверьте ваши предположения. На с. 58 вывод. (вверху)
-Посмотрите на картинку в учебнике на с.58 и расскажите, кто питается растениями.
-Прочитайте вывод. С.58. (внизу)
Растения являются пищей для растительноядных животных. Растения насыщают воздух кислородом. Растения являются пищей и для человека. Так же растения несут красоту в нашу жизнь.
-Доказали мы нашу гипотезу, что растения нужны на земле? (Да) (Приклеив. полоска)
2)-Как называются животные, которые питаются растениями? (Растительноядные животные).
Нужны ли на Земле растительноядные животные, как вы думаете? (Да)
Итак, выдвигаем вторую мини гипотезу: растительноядные животные нужны на Земле.
Докажем это.
-(Вопрос в книге) с.58 Кто же поедает растительноядных животных, когда их становится слишком много? (Хищники)
-Значит растительноядные животные служат чем для хищников? (Пищей, едой)
-Как вы думаете какую пользу приносят ещё растительноядные животные?
Если исчезнут растительноядные животные – то станет много растений, им будет тесно, и растения погибнут, а соответственно нарушится и наша жизнь.
-Доказали мы нашу гипотезу, что растительноядные животные нужны на земле? (Да) (Приклеив. полоска)
3) -Нужны ли хищники на Земле? (Да) Итак выдвигаем третью мини гипотезу: хищники нужны на Земле.
Докажем это.
-(Вопрос в книге) с. 58 Какие животные чаще достаются хищникам на обед? (Больные и слабые)
-Прочитайте вывод на с.59. Подтвердились ли наши предположения? (Да)
Без хищников природа полностью исчезнет. Послушайте интересный факт.
Если бы в 1995 году в Йеллоустонский национальный парк (США) не привезли 30 волков, которые исчезли из местных лесов, то здешние тополя погибли бы полностью. Учёным удалось проследить взаимосвязь. Так как не было волков, то расплодились олени. Они уничтожали листья, кору и побеги тополей и ив. Из-за их прожорливости оленей из Йеллоустонского парка стали уходить бобры, для которых кора ивы - основной корм. Когда бобры перестали строить плотины, пересохли созданные ими водоемы, стали исчезать всевозможные животные и птицы, которые селились возле водоёмов. И если бы не завезли волков исчезли бы многие виды живых организмов в этом месте и наступила бы экологическая катастрофа.
-Доказали мы нашу гипотезу, что хищники нужны на земле? (Да) (Приклеив. полоска)
4)Рассмотрите иллюстрации на с.59.
Прочитайте вопрос с.59
Что происходит с умершими организмами? (Ответы детей)
-Итак, появляется новый вид живых организмов – мельчайшие микробы или почвенные микроорганизмы.
-Нужны ли эти микроорганизмы на Земле? (Да)
-Итак вы выдвигаете четвёртую мини гипотезу: почвенные микроорганизмы нужны на Земле.
Докажите это.
-Для чего нужны почвенные микроорганизмы? (Ответы детей, затем вывод с.59)
-Доказали мы нашу гипотезу, что почвенные микроорганизмы нужны на земле? (Да) (Приклеив. полоска)
-Итак, какой вывод можем сделать? Давайте прочитаем вывод в книге с.59 (внизу)
(Всё в природе взаимосвязано. Человек не должен нарушать природное равновесие.)
IV.Физминутка.
Утром бабочка проснулась,
Потянулась, улыбнулась.
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась,
Три – нагнулась и присела,
На четыре – улетела.
Ученики выполняют потягивания, взмахивают руками (имитируют полет бабочки), кружатся на месте, приседают.
V. Игра «Волшебное окошко»
-Умеете ли вы фантазировать, представлять себе какие-либо картины из жизни растений и животных. Сейчас это проверим. Выгляните в «окошко» пофантазируйте и расскажите, что вы видите за «окошком»?
(Например: за голубым «окошком» дети видят море и его обитателей, небо, и парящих в нём птиц; за зелёным – лес, луг и т. д.; за жёлтым – пустыню и её обитателей.)
VI. Применение новых знаний.
1)-с.60. Книга. Вопрос.
-Ребята, почему на Земле существует так много разных животных и растений? (Ответы детей)
-Прочитайте вывод с.60.
Учитель: Каждый живой организм приспособился жить лишь в определенном месте, сообща с другими живыми организмами. Только в этом месте своего обитания растения или животные чувствуют себя “как дома». Для одних – это леса, для других – пустыни, океаны.
-Давайте расселим животных в свой «природный дом». (Приклеивают картинки и расселяют животных).
Работа по рабочей тетради. С.60
-Посмотрите в рабочей тетради на с.60. Произошла путаница. Художник перепутал животных с их местом обитания. Давайте расселим животных правильно. Соедините стрелками, где на самом деле должны жить эти животные. (Затем уч – ся озвучивают ответы: кузнечик живёт на лугу, жираф в пустыне и т. д.)
Учитель: У каждого вида живых организмов есть свой природный «дом» – место обитания.
(Работа по тетради с.60 задание 2)
Давайте раскрасим те живые организмы, без которых не может существовать луг.
Взаимопроверка тетрадей.
-Итак, без кого не может существовать луг? (Без бабочек, шмелей, пчёл и жуков)
-Есть ли на лугу животные, которых вы не раскрасили? (Ласточка)
2) Учитель: У каждого живого организма есть своё место обитания. Занимаясь своим хозяйством, человек нарушает это место обитания, иногда просто по незнанию. Прочитайте об этом в учебнике вывод с.61
(Дети читают вывод с.61 учебник)
Учитель: По вине человека уже исчезли многие животные и растения. Другие остались «бездомными», потому что люди заняли их места обитания. Животных и растения, которым грозит вымирание, заносят в Красную книгу. Их сохраняют в зоопарках, ботанических садах и заповедниках. Узнаем о некоторых таких редких видах.
(Ученики рассказывают о Красной книге)
VII.Обобщение и разрешение проблемы.
-Учитель: Давайте обобщим. Подумай, что будет, если исчезнут растения? Растительноядные животные? Хищные животные? Почвенные микробы? (ответы детей)
-Итак, давайте вернёмся на начало урока и ответим на главный проблемный вопрос: Необходимо ли равновесие в природе? (Да)
-Можно ли уничтожать в природе живые организмы, которые наносят в чём - то вред человеку? (Нет)
( Вернёмся к комару. Интересный факт: Если мы уничтожим всех комаров, то вы навсегда забудете вкус шоколада. Напрасно многие думают, что комары питаются кровью. Кровь — лишь дополнительный белок для самок некоторых видов комаров в период размножения, а так вообще-то большинство комаров питаются нектаром цветов. Какао-бобы, к примеру, в своем опылении полностью зависят от комаров. Нет комаров — нет какао — значит нет шоколада. И это только маленькая часть пользы, которую приносит комар.)
(А как же ядовитое растение белена чёрная? В очень маленьких дозах это растение – ценное лекарство от многих болезней.)
- Можно ли считать одни организмы полезными, а другие – вредными? (Нет)
-Можно ли переселять живые организмы из одного места в другое, основываясь лишь на желаниях человека? (Нет)
-А как вы себя ведёте в природе?
VIII. Рефлексия.
Учитель предлагает учащимся закончить фразы. Каждый выбирает одну из фраз и заканчивает:
1)Я узнал, что …
2)Меня заинтересовало …
3)Мне понравилось на уроке …
4)Я захотел побольше узнать о …
Оцените свою работу на уроке. Учащиеся поднимают смайлики и рассказывают о самооценке. Смайлики крепятся на доску.
Учитель: И закончить наш урок хочется стихотворением Бориса Заходера «Про всех на свете»
1.Все-все на свете – на свете все нужны!
И мошки не меньше нужны, чем слоны…
2.Нельзя обойтись без чудищ нелепых,
И даже без хищников злых и свирепых!
3.Нужны все на свете! Нужны все подряд –
Кто делает мед, и кто делает яд.
4.Плохие дела у кошки без мышки,
У мышки без кошки не лучше делишки.
5.Да, если мы с кем-то не очень дружны –
Мы все-таки очень друг другу нужны.
6.А если нам кто-нибудь лишним покажется,
То это, конечно, ошибкой окажется!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира "Царства живой природы".( 2-й класс, по программе "Начальная школа XXI века")
Материал урока позволяет развивать интерес к изучению дополнительного материала о природе,чувство любви к природе,понимание красоты и целесообразности каждой крупицы живойприроды.На уроке использовала...
Урок окружающего мира: "Вода в природе. Туман, облака, осадки"
Мультимедийный урок по окружающему миру в 3 классе УМК "Перспективная начальная школа"...
Урок окружающего мира ("Человек и природа") Тема: "Окна в окружающий мир"
Урок окружающего мира ("Человек и природа") Тема: "Окна в окружающий мир" На уроке происходит формирование новых понятий о строении и роли органов зрения человека, о связи органов зрения с нервной сис...
Конспект урока окружающего мира на тему: Природа в опасности. Охрана природы!
Учебник А. А. Плешакова...
Конспект урока окружающего мира по тема "Природа. Разнообразие природы."
Конспект урока окружающего мира по тема "Природа. Разнообразие природы."...
Конспект урока окружающего мира по теме "Природа. Разнообразие природы"
Конспект урока окружающего мира по теме "Природа. Разнообразие природы"...
презентация к уроку окружающего мира . 3 класс. «Природа. Разнообразие природы.»
Речь идет о царствах живой природы....