Для чего нужна экономика?
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Лыкова Надежда Николаевна

 На уроке используются разные формы и методы, прослеживается межпредметная связь, используются творческие работы учеников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_okruzhayushchemu_miru.doc114.5 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ  «Лицей села Верхний Мамон» Воронежская область

Открытый урок

Окружающего мира

во 3  классе

Тема: « Для чего нужна экономика?»

                                 

                                   Урок разработала и провела

                                                   учитель начальных классов

                                                   ВКК Лыкова Надежда    

                                                             Николаевна

                                                                       

Цель урока: 1познакомить с новым для них значением слова «экономика»,

2 развивать кругозор детей, учить анализировать, обобщать, делать выводы;

3 воспитывать трудолюбие, чувство взаимопомощи.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, проектные работы детей (презентации, вязание), наглядный материал (ребусы, заготовки для игры).

Ход урока

I. Организационный момент:

Начинается урок.

Он пойдёт ребятам впрок,

Постарайтесь всё понять,

Ответы полные давать,

Чтоб за работу получать

Только лишь отметку пять!

II. Работа по теме урока.

1 Актуализация знаний. Постановка целей урока.

-Сегодня у нас очень важная тема урока, эта тема обсуждается ежедневно во всём мире.

Посмотрите на экран и составьте слово из данных букв АКИМОНОКЭ,

Экономика.

-Сегодня мы с вами начинаем изучение нового раздела, посмотрите в учебнике, как он называется?

-Перед нами стоит серьёзная задача: Мы должны уточнить что такое экономика, её задачу, обогатить свой словарный запас новыми словами, уточнить значение некоторых слов. В наши дни экономическое положение в мире очень неспокойно.

О том насколько серьёзна эта тема, давайте посмотрим сценку. Я прошу вас выделить в ней непонятные вам слова.

2 Сценка “Однажды”.

Однажды встретились две мышки.
Разговорились между собой
- Ну, как твои делишки?-
Одна спросила у другой.
- Ох, милая, мне стыдно перед обществом:
Хозяин мой
Работу предоставил с мясом мне,
Да что работу –
Не платит он зарплату!
Не хочет предоставить выходной!
Боюсь, не выдержу, сорвусь.
И съем все мясо разом.
А у тебя – то, как дела?
- Твои мне незнакомы муки.
Не помню я такого дня,
Чтоб бизнес мой мне прибыль не принес
И в банк тотчас же деньги не отнес
Курьер мой – на хранение,
Чтоб получить еще процент, ко вкладу моему.

Если хотите добиться успеха
Без рыбки золотой,
Изучайте экономику прямо сейчас
А не потом!

3 Назовите непонятные вам слова:

Бизнес-занятие, которое приносит доход.

Банк-учреждение, где хранятся деньги и осуществляются с ними операции.

Деньги- Металлические и денежные знаки, являющиеся мерой стоимости при купле-продаже или средством платежей и накоплений.

Давайте вспомним уроки русского языка, что такое антонимы?

4 Подберите к данным словам противоположные по смыслу.

  • Дорого – дешево
  • Оптом – розница
  • Трудолюбивый – ленивый
  • Продавец – покупатель
  • Потребитель – производитель
  • Много – мало
  • Экспорт – импорт

5. Ребусы, составленные детьми: Бак, банкнота,  договор, платёж.

– Скажите пожалуйста, какой темой объединены все эти слова?

-Эти слова и слова, которые встретились в сценке, объединены одной темой –экономика.

 Выполняя разные задания мы будем пытаться дать ответ на вопрос: ЧТО ТАКОЕ ЭКОНОМИКА?

6. Потребности.

-Дети, скажите, что растениям нужно для жизни?

А что необходимо человеку? (Дети перечисляют )

 – Какие потребности есть у каждого человека? ( потребность в еде, в отдыхе, в воздухе, в одежде, в обуви, в транспорте, в образовании, в медицине, в безопасности и сохранении здоровья, в общении и уважении, в работе, в проявлении интересов)

Все что необходимо человеку для жизни, называют потребностями.

7    Сказочные предметы.

Давайте вспомним сказки,  их придумывали  в основном бедные люди, которым чего-то не хватало. Какие потребности людей выполняли сказочные предметы? (Соотнести  слова левого и правого столбиков)

Горшочек каши                                                       потребность в деньгах

Золотая рыбка                                                      потребность в пище

Золотая антилопа                                               исполняла любые желания

8.  Жизненные обстоятельства.

-Без каких потребностей невозможно прожить: в лесу, в семье, в классе.

В лесу              ------                           пищи, одежды, специального снаряжения

В семье    ----------                любви, дружбы, взаимопонимания ,уважения

В школе     -----------              дружбы, взаимовыручки

 

Вывод: потребности у людей различны по цели и смыслу. Потребности бывают нравственные, познавательные (театр, общение, книги), физиологические (сон, жажда, голод), разрушительные, материальные (автомобиль, дача, компьютер)

9. Виды потребностей.

Виды потребностей

Физиологические                    нравственные                 материальные                    

                                                  (познавательные)              (разрушительные)                    Сон,                                                 общение                          машины

голод                                                театр                               меха

жажда                                                книги                             украшения

-Физиологические человеку дают возможность быть в хорошей физической форме, духовные быть богатым душой, а без материальных жить трудно, но человек не знает меры и они его разрушают. «Желаний никогда своих не умеряем; имея что-нибудь, мы лучшего желаем», так сказал М.М.Херсаков.

Многое дает нам природа (воздух, вода, тепло солнца, красота цветущего луга, красота звездного неба – все это нам дает природа.)

А любовь и забота близких, дружба, помощь в трудную минуту, -это то, что мы получаем общаясь с другими людьми.

- Какие потребности невозможно купить? (ответы детей) Зачитать сочинения.

  В наше время в магазинах, супермаркетах и различных салонах имеется огромный выбор товаров и услуг. Если есть деньги, всё это можно купить. Но, однако, есть то, что не купишь ни за какие деньги. Например, ты поссорился с другом, наговорил плохих слов, хочешь помириться, деньги здесь не помогут. В этой ситуации помочь могут только добрые, искренние слова. Берегите дружбу, ведь недаром говориться в пословице: «Нет друга- ищи, нашёл- береги».

                                          Окунев Сергей 3 «В» класс

     «   Я думаю, что нельзя купить жизнь. Это бесценный подарок, которым нужно дорожить.  Каждый человек должен радоваться этому и при этом уважать не только человеческую жизнь, но и жизнь каждого животного, насекомого, растения. Нужно понимать, что создать что-то искусственное и вселить в него жизнь невозможно. Нужно ценить свою жизнь, радоваться каждому прожитому дню и не отбирать её у других».

                                                                    Лысых Надя 3 «В» класс

       

 За деньги можно купить дом, но не семью.

 За деньги можно купить кровать, но не сон.

За деньги можно купить часы, но не время.

За деньги можно купить книгу, но не знания.

За деньги можно купить еду, но не аппетит.

 За деньги можно купить положение, но не почёт.

 За деньги можно купить лекарство, но не здоровье.

За деньги можно купить страховку, но не безопасность.

За деньги можно купить связи, но не друзей.

За деньги можно купить икону, но не веру…

                                                                         Куркина Алина 3 «В» класс

…Многим,  наверное, хотелось бы заплатив, иметь всё, что душа пожелает: весенний воздух, луну с неба, радугу, талант, друзей, личное счастье..  Но так не бывает, за всё надо бороться, всё надо заслужить.

                                                                        Чумаков Никита 3 «В» класс

                                                                                         

…. Ни за один миллион невозможно купить верность, доверие, чувства и многие другие качества, потому что всё- это бесценно. И слава Богу, что мы об этом помним и напоминаем другим, что не в деньгах счастье!

                                                                       Широбоков Коля 3 «В» класс

….За деньги не купишь любовь, доброе сердце, улыбку ребёнка, талант, счастье… Всё это могут иметь люди, у которых более скромный достаток, нежели те, у которых дорогая одежда, роскошные украшения и просто много денег. Обычный, простой человек может оставить о себе добрую память своими добрыми делами…

                                                                    Елфимов Владимир 3 «В» класс

Я думаю, что за деньги нельзя купить многое.

 Конечно же, первое и самое главное – это здоровье. Нет здоровья и жизнь не мила.

       Ни за какие деньги не купишь, папу, маму, старшего брата, которые о тебе заботятся, оберегают, любят.

     Ни в одном магазине не купишь такие человеческие качества, как честь, совесть, благородство, милосердие, талант. А ещё нельзя купить время. Оно так быстро идёт, поэтому надо дорожить каждую минуту.

                                                                      Капустин Антон  «В» класс.

9. Послушайте стихотворение «Чего нельзя купить?» В.Орлова

Я с утра брожу босой,

Весь обрызганный росой,

С птицей возле тополька,

Воду пью из родника,

Где-то дома, у метро,

Пепси-кола, зоосад,

Всюду вывески висят,

Если деньги накопить,

Можно многое купить_

Дом, одежду и завод.

Но нельзя купить росу,

Птичье пение в лесу,

И не спрятать в кошелёк

Родничок и тополёк.

10. Физкультминутка. (Музыкальная)

– Откуда берется все то, что нужно для удовлетворения потребностей?

                                 11.   Потребности.

Природные.                                                     Созданные людьми

- Одежда, обувь, дома и автомобили, то чего нет и не может быть в природе это нам дает экономика.

12. Игра. Распределить слова на доске по столбикам (Природа, экономика)

Воздух, вода, тепло, солнца, красота цветущего луга, красота звездного неба, одежда, обувь, дома, автомобили.

-Что же такое экономика?

13. Слово «экономика» происходит от двух греческих слов «экос» и «номос». «экос» – дом. Это слово переводиться как домашнее хозяйство. А «номос» означает правило, закон. Значит экономика это правила, законы, ведения домашнего хозяйства. Именно так понимали слово экономика в далеком прошлом. А сейчас оно имеет более широкое значение. Так называют все хозяйство людей, а так же науку, которая его изучает.

14. Части экономики.

15. О том, какие потребности удовлетворяет каждая из частей экономики, дети подготовили презентации.(Выступления детей)

-  В нашем районе луче всего развита какая часть экономики?

- Подумайте, посовещайтесь в паре с соседом, как стакан молока  появляется у вас дома? Какие отрасли экономики  задействованы? Как?

 У людей много различных потребностей. Как вы думаете, какая главная задача экономики?

16.  Г лавная задача экономики – удовлетворение разнообразных потребностей людей. Для этого люди производят различные товары и услуги.

Продукт труда, что можно обменять,
Купить и самому перепродать,
Свезти на ярмарку на рынок, на базар.
Что это за продукт? Скажи… (товар)

17. Вывод: значит товары это вещи, предметы с помощью которых люди удовлетворяют свои потребности.

 Приведите свои примеры товаров.

К товарам относятся продукты питания, одежда, мебель посуда, автомобили, дома и многое другое.

А что же тогда будет считаться услугой?

А услуга это работа, которую люди выполняют чтобы удовлетворить потребности. Например (подстричь, отправить письмо, купить лекарство, донести вещи)

18. – Внимательно послушайте отрывки из известных стихотворений и определите где услуга, а где товар.

Пошла муха на базар
И купила самовар.
Приходите тараканы
Я вас чаем угощу..

И сейчас же с высокой скалы
К Айболиту спустились орлы.
«Садись Айболит верхом!
Мы живо тебя довезем».

Шел трамвай десятый номер
По бульварному кольцу.
В нем сидело и стояло
Сто пятнадцать человек.

Я прививок не боюсь
Если надо, уколюсь.

В магазине, как в лесу:
Можно тут купить лису,
Лопоухого зайчонка,
Снежно-белого мышонка,
Попугайчиков-зеленых
Неразлучников влюбленных.

Он отправился в буфет
Покупать себе билет.
А потом помчался в кассу
Покупать бутылку квасу.

Для больного человека
Нужен врач, нужна аптека.

19. Игра. Учитель называет товары и услуги. Если товар, дети приседают, услуга стоят.

– 20. Вы все прекрасно знаете, что за товар и за услуги нужно платить.

– Что-то стоит дорого, а что-то дешево.

– Попробуйте объяснить следующие выражения:

дорого

дешево

на вес золота
за бесценок
по божеской цене
не подступиться
задаром
цена кусается
не по карману
по сходной цене
влетит в копеечку
за грош

21. -А сейчас мы выполним тест , он нам поможет дать ответ на вопрос что нужно делать людям, чтобы производить товары и оказывать услуги.

1. Что такое потребности?

Т) Всё, что требуется людям для жизни;

М)Умение красивое видеть вокруг себя.

2. Главная задача экономики?

Л) производство товаров и услуг:

Р) удовлетворение разнообразных потребностей людей.

3.Что такое товары?

А) Это предметы, которые человек производит;

У)Это вещи, предметы, с помощью которых люди удовлетворяют свои потребности.

4.Что такое услуги?

Т) Добыча соли нефти;

Д) Это работа, которую люди выполняют, чтобы удовлетворить те или иные потребности.

 - Какое у вас получилось слово? Труд.

У кого больше шансов выжить в любых жизненных условиях  у Золушки или мачехиных дочек? Почему?

- Какие услуги вы можете оказывать, А товары?

Что вы научились делать на последних уроках технологии? (Вязать коврики)

-22.Подберите к слову экономика однокоренное слово. (Экономный.)

-Чтобы укрепить экономику нужно ли быть экономным?

Послушайте стихотворение.

                                                     Саша, друг мой, изменился,

Саша экономным стал,

Так, как раньше, не считая,

Деньги тратить перестал.

Себе не покупает он

Жевательной резинки

И даже самой яркой

Переводной картинки.

Что стало с ним?

Во всём дворе никто не понимает.

А тем, кто задаёт вопрос,

Наш Саша объясняет:

«Я покупаю только то,

Что мне необходимо.

А если вещь мне не нужна,

Пройду, не глядя, мимо.

Чтоб мог ко дню рождения

Купить подарок маме я,

Нужна мне эта строгая,

Ребята, экономия.

III Домашнее задание: с. 36-39, т.с.22-24.№4-7

 IV Рефлексия.

_Что такое экономика?

-Главная задача экономики?

- Дети, как вы будете стремиться укреплять экономику?

- Какие задания на уроке вам показались трудными, почему?

- Что полезного вам хотелось бы сделать после сегодняшнего урока?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Для чего нужна экономика?" Презентация

Презентация для урока "Окружающий мир" в 3 классе по теме "Для чего нужна экономика?"...

Для чего нужны поезда?

Урок окружающего мира в 1 классе....

Для чего нужны самолёты?

Урок окружающего мира в 1 классе...

Для чего нужна артикуляционная гимнастика

информация для родителей, примеры артикуляциооной гимнастики, методические указания для ее проведения...

Классный час в 1 классе по теме: "Для чего нужна улыбка?"

Цели: обучение приёмам саморегуляции;укрепление представления детей о значении доброжелательных отношений между людьми;тренировка доброжелательного поведения, умения улыбаться....

обучение грамоте. речь. виды речи. для чего нужна речь.

Тема: Речь. Виды речи. Для чего нужна речь.Цель:  познакомить детейс речью,как отличительной способностью человека; дать понять детям, что говорение–слушание, письмо–чтение – это важнейшие речевы...

Урок математики " Для чего нужны скобки в математике?"

На уроке ознакомления с новым материалом дети должны не просто получить готовые знания, а вывести их самостоятельно, выполняя определенные действия. И чем больше таких практических действий буде...