Пояснительная записка
Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, и авторской программы «Окружающий мир» А.А Плешакова. Изучение предмета «Окружающий мир» в 1 классе на¬правлено на достижение следующих целей: - формирование целостной картины мира и осознание ме¬ста в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой; - духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессиональ¬ного многообразия российского общества. Основными задачами явля¬ются: - формирование уважительного отношения к семье, насе¬лённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни; - осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём; - формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях; - формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме. Знакомство с началами естественных и социально-гума¬нитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сде¬лать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гар¬монии с интересами природы и общества, тем самым обе¬спечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие. Данная программа содержит все темы, включенные в федеральный компонент содержания образования. Учебный предмет изучается в 1 классе, рассчитан на 66 часов (проводится 2 раза в неделю). В программе указано количество часов на изучение каждого раздела. Предусмотрено проведение: практических работ – 11, проектов - 4, 1-опыт, 1 – комплексной контрольной работы. Содержание программы носит личностно-развивающий характер. При проведении уроков используют беседы, экскурсии, дидактические игры, практические работы, работу в группах, экскурсии.
Планируемые результаты освоения программы. Общеучебные умения и навыки: I. Организация учебного труда - Правильно выполнять советы учителя по подготовке рабочего места для занятий в школе и дома; правильно пользоваться учебными принадлежностями; привыкать соблюдать правильную осанку во время работы; понимать учебную задачу; определять последовательность действий при выполнении задания; учиться работать в заданном темпе; проверять работу по образцу, по результатам; учиться правильно оценивать своё отношение к учебной работе.
- Помогать учителю в проведении учебных занятий. Учиться работать вместе с товарищем.
II. Работа с книгой и другими источниками информации - Ориентироваться в учебнике, работать с оглавлением, находить в оглавлении и на определённой странице книги; пользоваться заданиями и вопросами, образцами, данными в учебниках.
- Внимательно слушать чтение учителем или товарищами научно-популярных текстов, соответствующих требованиям программы. Слушать рассказ, объяснение учителя, ответы товарищей.
IV. Мыслительные умения - Разделять целое на элементы, учиться видеть компоненты в целостном изображении, в предмете. Начать выделение существенных и несущественных признаков предметов, несложных явлений. Поэлементный эмпирический анализ завершать (сопровождать) эмоциональной и простейшей логической оценкой.
Выделять основное в несложном практическом задании. - Сопоставлять на однотипном материале два предмета, Различать существенные и несущественные признаки предметов, явлений и на этой основе конкретных признаков в одном направлении с помощью введения третьего, контрастного объекта. Определять последовательность сравнения, понимать его целенаправленность. Завершать эмоциональной и простейшей и логической оценкой.
- На основе умений анализа, выделения главного, сравнения формировать умении элементарного эмпирического обобщения. Отвечать на вопросы по данной теме. Сравнивая и классифицируя знакомые однотипные предметы, подводить их под общее родовое понятие. Сравнение заканчивать элементарным индуктивным выводом.
- Учиться определять и объяснять понятия через практический или наглядный показ предмета, явления, указание, описание. Выделять существенные признаки знакомых предметов, явлений. Ознакомиться с локальными определениями простейших учебных понятий в дидактических играх.
- Уметь расшифровывать данное родовое понятие, привести 2 - 3 примера, изобразить общее понятие в рисунке, раскрыть по краткому плану данное содержание, объяснить заголовок.
- Отвечать на вопросы типа: «Почему ты так думаешь?», «Что об этом рассказывается дальше?» и др. - в различных учебных ситуациях. Накапливать опыт прямого (индуктивного и дедуктивного) доказательства, используя средства наглядности.
- Учиться видеть противоречия при проведении несложных опытов, анализе наглядной информации. Высказывать простое предложение о возможном решении, намечать план действия под руководством учителя, проверять результат по образцам, осуществлять локальный перенос знании.
Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» являются: - осознание себя членом общества и государства (российской идентичности), чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к ее природе, культуре и желании участвовать в ее делах и событиях;
- осознание и принятие базовых общечеловеческих ценностей, сформированность нравственных представлений и этических чувств; культура поведения и взаимоотношений с окружающими;
- установка на безопасный здоровый образ жизни; ежедневную физическую культуру и закаливание.
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» являются: - способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира человека;
- способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
- осознание правил и норм взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждение культуры и пр.);
- способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.
Предметными результатами изучения предмета «Окружающий мир» являются: - усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности (в пределах изученного);
- владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для дальнейшего образования в области естественно-научных и социальных дисциплин;
- умение наблюдать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов, описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества.
Результаты изучения курса
Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно: 1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации; 2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; 3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; 4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; 6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; 7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; 8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; 10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как: 1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; 2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; 3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; 4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; 5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; 6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; 7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; 8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»; 9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; 10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; 11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; 12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»; 13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; 14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир». При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты: 1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы; 2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни; 3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде; 4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве); - 5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
1 класс
К концу 1 класса учащиеся должны знать: - безопасную дорогу от дома до школы;
- важнейшие дорожные знаки, сигналы светофора, правила перехода улицы;
- название страны, в которой они живут, ее столицы;
- правила безопасности движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств);
- символы России: флаг, герб, гимн;
- простейшие правила ухода за комнатными растениями, кошкой, собакой;
- названия дней недели, времен года;
- имена и отчества родителей; основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания; культура поведения в общественных местах;
- цвета радуги;
- назначение основных средств передвижения: автомобиль, поезд, самолет, пароход.
Учащиеся должны уметь: - соблюдать правила безопасности движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств);
- различать основные части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами;
- выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на улице и в быту;
- выполнять простейшие правила ухода за комнатными растениями, кошкой, собакой;
- использовать основные формы приветствия, просьбы и т. д. в отношениях с другими людьми; выполнять правила поведения в общественных местах;
- составить небольшой рассказ на тему «Кем ты хочешь стать»;
- различать овощи и фрукты.
- Критерии и нормы оценки знаний обучающихся
Особенности организации контроля по окружающему миру Специфичность содержания предметов, составляющих образовательную область «Окружающий мир», оказывает влияние на содержание и формы контроля. Основная цель контроля - проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания. Для контроля и оценки знаний и умений по предметам этой образовательной области используются индивидуальная и фронтальная устные проверки, различные письменные работы которые не требуют развернутого ответа с большой затратой времени, а также самостоятельные практические работы с картами, приборами, моделями, лабораторным оборудованием. Фронтальный опрос проводится как беседа-полилог, в котором участвуют учащиеся всего класса. Учитель подготавливает серию вопросов по конкретной теме курса, на которые учащиеся дают короткие обоснованные ответы. Поскольку основная цель таких контрольных бесед – проверка осознанности усвоения учебной программы, это определяет необходимость подбора таких вопросов, которые проверяют не только знания фактического материал (повторить статью учебника, перечислить, вспомнить и т.п.), но и умение сопоставить факты, выбрать альтернативу, сравнить, проанализировать, найти причину явления и т.п. Индивидуальный устный опрос также имеет свои специфические особенности на уроках по предметам данной образовательной области. Можно выделить следующие формы индивидуального опроса: рассказ-описание и рассказ-рассуждение. Рассказ-описание. Ученик дает последовательное, логическое описание объекта или явления окружающего мира, раскрывающее их существенные признаки и свойства. При оценке этого вида рассказа учитываются полнота раскрытия вопроса, выделение наиболее существенных признаков объекта, логичность изложения, передача своего отношения к описываемому предмету. Положительной оценки заслуживает желание ученика отступить от текста учебника, не повторить его дословно, а высказать мысль своими словами, привести собственные примеры из жизненного опыта. Особо отмечается использование дополнительной литературы и иллюстрированного материала, самостоятельно выполненных рисунков и схем. Рассказ-рассуждение проверяет умение учащегося самостоятельно обобщить полученные знания, правильно установить причинно-следственные, пространственные и временные связи, использовать приобретенные знания в нестандартной ситуации с применением схем, таблиц, диаграмм и т. п. Этот вид опроса очень важен для проверки уровня развития школьника, сформированности логического мышления, воображения, связной речи-рассуждения. При письменной проверке знаний по предметам естественно-научного и обществоведческого направления используются также контрольные работы, которые не требуют полного, обстоятельного ответа, что связано с недостаточными возможностями письменной речи младших школьников. Целесообразны поэтому тестовые задания по нескольким вариантам на поиск ошибки, выбор ответа, продолжение или исправление высказывания и др. Имеют большое значение и работы с индивидуальными карточками-заданиями: дети заполняют таблицы, рисуют или дополняют схемы, диаграммы, выбирают правильную дату и т. п. Эти задания целесообразно строить как дифференцированные, что позволит проверить и учесть в дальнейшей работе индивидуальный темп продвижения детей. Интересной формой письменной формой контроля сформированности представлений об окружающем мире являются графические работы. Здесь учитель проверяет осмысленность имеющихся у школьника знаний, умение передать мысль не словом, а образом, моделью, рисунком-схемой. Специфической формой контроля, сочетающей в себе элементы как устного, так и письменного опроса, является работа с приборами, лабораторным оборудованием, моделями. Эта форма контроля используется в основном на уроках, формирующих естественно-научные представления детей. Основная цель этих проверочных работ: определение уровня развития умений школьников работать с оборудованием, планировать наблюдение или опыт, вести самостоятельно практическую работу.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
Ошибки: - неправильное определение понятия, замена существенной характеристики понятия несущественной;
- нарушение последовательности в описании объекта (явления) в тех случаях, когда она является существенной;
- неправильное раскрытие (в рассказе-рассуждении) причины, закономерности, условия протекания того или иного изученного явления;
- ошибки в сравнении объектов, их классификации на группы по существенным признакам;
- незнание фактического материала, неумение привести самостоятельные примеры, подтверждающие высказанное суждение;
- отсутствие умения выполнять рисунок, схему, неправильное заполнение таблицы; не умение подтвердить свой ответ схемой, рисунком, иллюстративным материалом;
- ошибки при постановке опыта, приводящие к неправильному результату;
- неумение ориентироваться на карте и плане, затруднения в правильном показе изученных объектов (природоведческих и исторических).
Недочеты: - преобладание при описании объекта несущественных его признаков;
- неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющих отрицательно на результат работы; отсутствие обозначений и подписей;
- отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта, не приводящие к неправильному результату;
- неточности в определении назначения прибора, его применение осуществляется после наводящих вопросов;
- неточности при нахождении объекта на карте.
Характеристика словесной оценки (оценочное суждение) Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик учащегося. Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а также пути устранения недочетов и ошибок.
Содержание программы учебного курса.
- Человек и природа.
Природа — это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад, листопад, перелёты птиц, смена,, времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза. Звёзды и планеты. Солнце — ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля — планета, общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Географическая карта и план. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. Важнейшие природные объекты своей страны, района. Ориентирование на местности. Компас. Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений. 2. Человек и общество. Человек — часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Экологические проблемы и способы их решения. Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы. Семья — самое близкое окружение человека. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Забота о детях, престарелых, больных — долг каждого человека. Родословная. Составление схемы родословного древа, истории семьи. Младший школьник. Обращение к учителю. Составление режима дня школьника. Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет. Москва — столица России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Расположение Москвы на карте. Родной край — частица России. Особенности труда людей родного края, их профессии. Важные сведения из истории родного края. Проведение дня памяти выдающегося земляка. - Правила безопасности жизни.
Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Первая помощь при легких травмах, обмораживании, перегреве. Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоеме, в разное время года. Опасные места в квартире, доме и его окрестностях . Правила безопасного поведения в природе.
Календарно-тематическое планирование.
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Основные виды учебной деятельности | предметные результаты | метапредмет- ные результаты | личностные результаты | дата по плану | Фактич. дата | 1 четверть (18 часов) | 1 | Задавайте вопросы! | 1 | Знакомство с учебником и учебными пособиями. Знакомство с постоянными персонажами учебника - Муравьем Вопросиком и Мудрой Черепахой. | Научиться задавать вопросы об окружающем мире. Научиться работать с учебником, рабочей тетрадью, атласом-определителем.
| Регулятивные УУД: Принимать и сохранять учебную задачу, оценивать результат своих действий Познавательные УУД: Осознанно и произвольно высказываться в устной форме о новом изучаемом предмете. Осуществлять поиск существенной информации. Коммуникативные УУД: Задавать вопросы, используя слова: кто?, что?, как?, откуда?, куда?, где?, когда?, почему?, зачем? Обращаться за помощью к учителю. | Принятие внутренней позиции школьника на основе положительного отношения к школе. Мотивация учебной деятельности.
|
|
| Раздел «Что и кто?» (20 часов) | 2 | Что такое Родина? | 1 | Знакомство с целями и задачами раздела. | Научиться различать государственную символику. Научиться разделять объекты живой и неживой природы и изделия. | Регулятивные УУД: Преобразовывать практическую задачу в познавательную. Познавательные УУД: Осознанно и произвольно высказываться в устной форме о компьютере. Осуществлять поиск существенной информации. Коммуникативные УУД: Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.
| Мотивация учебной деятельности. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы. Развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения. Мотивация учебной деятельности, этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость.
|
|
| 3 | Что мы знаем о народах России? | 1 | Многонациональный характер населения России. Знакомство с основными традиционными религиями. | Научиться определять, какие народы населяют нашу страну, рассказывать об их национальных праздниках. Научиться сравнивать лица и национальные костюмы представителей разных народов. |
|
| 4 | Что мы знаем о Москве? | 1 | Знакомство с достопримечательностями Москвы. | Научиться узнавать достопримечательности столицы. |
|
| 5 | Проект «Моя малая Родина» | 1 | Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы. | Научиться составлять устный рассказ, находить соответствующую тематике информацию и фотоматериал художественно-творческой деятельности. Научиться использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной деятельности, обсуждать коллективные результаты. |
|
| 6 | Что у нас над головой?
| 1 | Дневное и ночное небо. Звезды и созвездия. | Научиться наблюдать и сравнивать дневное и ночное небо, рассказывать о нём. Научиться находить на ночном небе ковш Большой Медведицы. |
|
| 7 | Что у нас под ногами?» | 1 | Камни как природные объекты, разнообразие их признаков. Представление о значении камней в жизни людей. | Научиться группировать объекты неживой природы (камешки) по разным признакам; определять образцы камней по фотографиям и рисункам атласа-определителя; различать гранит, кремний, известняк. |
|
| 8 | Что общего у разных растений? | 1 | Части растения. Представление о соцветиях. | Научиться находить у растений их части, показывать и называть их. |
|
| 9 | Что растет на подоконнике? | 1 | Наиболее распространенные комнатные растения. Распознавание комнатных растений в классе. | Научиться наблюдать комнатные растения в школе и узнавать их по рисункам. Научиться определять комнатные растения с помощью атласа-определителя. |
|
| 10 | Что растет на клумбе? | 1 | Наиболее распространенные растения цветника цветущие осенью. Распознавание растений цветника. | Научиться наблюдать за растениями клумбы и узнавать их по рисункам, определять растения с помощью атласа-определителя. |
|
| 11 | Что это за листья? | 1 | Деревья возле школы. Распознавание деревьев по листьям. | Научиться наблюдать изменения окраски листьев на деревьях, сравнивать и группировать листья по различным признакам, определять названия деревьев по листьям. |
|
| 12 | Что такое хвоинки? | 1 | Лиственные и хвойные деревья. Хвойники — видоизмененные листья. | Научиться различать лиственные и хвойные деревья. Научиться сравнивать ель и сосну. |
|
| 13 | Кто такие насекомые? | 1 | Насекомые как группа животных. Разнообразие насекомых. | Научиться сравнивать части тела различных насекомых, узнавать насекомых на рисунке, определять по атласу-определителю, приводить примеры насекомых. |
|
| 14 | Кто такие рыбы? | 1 | Рыбы — водные животные, тело которых покрыто чешуей. Морские и речные рыбы. | Научиться моделировать строение чешуи рыбы с помощью монет или кружочков из фольги; узнавать рыб на рисунке; приводить примеры речных и морских рыб с помощью атласа-определителя. |
|
| 15 | Кто такие птицы? | 1 | Знакомство с птицами как одной из групп животных. Первоначальное знакомство со строением пера птицы. | Научиться узнавать птиц на рисунке; определять их с помощью атласа-определителя; описывать птицу по плану. |
|
| 16 | Кто такие звери? | 1 | Внешнее строение и разнообразие зверей. Связь строения тела зверя с его образом жизни. | Научиться исследовать строение шерсти зверей; узнавать зверей на рисунке; определять зверей с помощью атласа-определителя. |
|
| 17 | Что окружает нас дома? | 1 | Систематизация представлений детей о предметах домашнего обихода. | Научиться характеризовать назначение бытовых приборов, находить на рисунке предметы определённых групп. |
|
| 18 | Что умеет компьютер? | 1 | Знакомство с компьютером, его назначением и составными частями. Правила безопасного обращения с ним. | Научиться характеризовать назначение частей компьютера. |
|
| 2 четверть (14 часов) | 1 | Что вокруг нас может быть опасным? | 1 | Первоначальное знакомство с потенциально опасными окружающими предметами и транспортом. | Научиться правильно и осторожно обращаться с домашними вещами; определять сигналы светофора; пользоваться правилами перехода через улицу. | Регулятивные УУД: Предвосхищать результат, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, фиксировать группы существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач. Познавательные УУД: Осознанно и произвольно высказываться в устной форме. Осуществлять поиск существенной информации. Коммуникативные УУД: Ставить и задавать вопросы. Обращаться за помощью, предлагать помощь и сотрудничество | Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения. |
|
| 2 | На что похожа наша планета? | 1 | Первоначальные сведения о форме Земли и ее движении вокруг Солнца и своей оси. | Научиться использовать глобус для знакомства с формой нашей планеты, объяснять особенности движения Земли. |
|
| 3 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?». Презентация проекта «Моя малая Родина» |
| Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений. | Научиться публично выражать свои мысли; обсуждать выступления учащихся; раскрывать соответствующую тематике информацию и фотоматериал. |
|
| Раздел «Как, откуда и куда?» (12 часов) | 4 | Как живёт семья? Проект «Моя семья» | 1 | Подготовка к выполнению проекта «Моя семья»: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы. | Научиться рассказывать о жизни семьи по рисункам учебника, об интересных событиях в жизни своей семьи; называть по именам (отчеству и фамилии) членов своей семьи. | Преобразовывать практическую задачу в познавательную, составлять план и последовательность действий.
| Начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире, навыки сотрудничества в разных ситуациях. |
|
| 5 | Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? | 1 | Значение воды в доме. Значение очистных сооружений для предотвращения загрязнения природных вод. Очистка загрязненной воды. | Научиться прослеживать по рисунку-схеме путь воды; обсуждать необходимость экономии воды; выяснять опасность употребления загрязнённой воды. |
|
| 6 | Откуда в наш дом приходит электричество? | 1 | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — отличать электроприборы от других бытовых предметов, не использующих электричество; — запомнить правила безопасности при обращении с электричеством и электроприборами; — анализировать схему выработки электричества и способа его доставки потребителям; обсуждать необходимость экономии электроэнергии; — практическая работа в паре: собирать простейшую электрическую цепь; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | Научиться отличать электроприборы от других бытовых предметов, не использующих электричество; правилам безопасности при обращении с электричеством и электроприборами. |
|
| 7 | Как путешествует письмо? | 1 | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — наблюдать за работой почты и рассказывать о ней; — работать в паре: строить из разрезных деталей схему доставки почтовых отправлений, рассказывать по схеме о путешествии письма, проводить взаимопроверку; — различать почтовые отправления: письма, бандероли, посылки, открытки; работать в группе: высказывать предположения о содержании иллюстраций и осуществлять самопроверку; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | Научиться наблюдать за работой почты и рассказывать о ней; строить из разрезных деталей схему доставки почтовых отправлений. |
|
| 8 | Куда текут реки? | 1 | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — прослеживать по рисунку-схеме путь воды из реки в море; — сравнивать реку и море; — различать пресную и морскую воду; — практическая работа в паре: рассматривать морскую соль и проводить опыт по «изготовлению» морской воды; — сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | Научиться прослеживать по рисунку-схеме путь воды из реки в море; сравнивать реку и море; различать пресную и морскую воду. |
|
| 9 | Откуда берутся снег и лёд? | 1 | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — практическая работа в группе: проводить опыты по исследованию снега и льда в соответствии с инструкциями, формулировать выводы из опытов; — наблюдать форму снежинок и отображать её в рисунках; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | Научиться наблюдать форму снежинок и отображать её в рисунках. Научиться проводить опыты по исследованию снега и льда в соответствии с инструкциями.
|
|
| 10 | Как живут растения? | 1 | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — наблюдать за ростом и развитием растений, рассказывать о своих наблюдениях; — прослеживать по рисунку-схеме этапы жизни растения; — формулировать выводы об условиях, необходимых для жизни растений; — практическая работа в паре: ухаживать за комнатными растениями; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | Научиться наблюдать за ростом и развитием растений; рассказывать о своих наблюдениях. |
|
| 11 | Как живут животные? | 1 | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — наблюдать за жизнью животных, рассказывать о своих наблюдениях; — работать в группе: выполнять задания, формулировать выводы, осуществлять самопроверку; — практическая работа в паре: ухаживать за животными живого уголка; — оценивать свои достижения на уроке | Научиться наблюдать за жизнью животных; рассказывать о своих наблюдениях. Научиться ухаживать за животными.
|
|
| 12 | Как зимой помочь птицам? | 1 | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — наблюдать зимующих птиц, различать зимующих птиц по рисункам и в природе; — обсуждать формы кормушек и виды корма для птиц; — практическая работа в паре: изготавливать простейшие кормушки и подбирать из предложенного подходящий для птиц корм; — запомнить правила подкормки птиц; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | Научиться различать зимующих птиц по рисункам и в природе; изготавливать простейшие кормушки и подбирать корм для птиц. |
|
| 13 | Откуда берётся и куда девается мусор? | 1 | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — определять с помощью рисунков учебника источники возникновения мусора и способы его утилизации; — обсуждать важность соблюдения чистоты в быту, в городе и в природном окружении; необходимость раздельного сбора мусора; — практическая работа в группе: сортировать мусор по характеру материала; — сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | Научиться сортировать мусор по характеру материала; определять с помощью рисунков учебника источники возникновения мусора и способы его утилизации. |
|
| 14 | Откуда в снежках грязь? | 1 | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — практическая работа в паре: исследовать снежки и снеговую воду на наличие загрязнений; — обсуждать источники появления загрязнений в снеге; — формулировать предложения по защите окружающей среды от загрязнений; — сочинять и рассказывать сказку на предложенную тему; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | Научиться исследовать снежки и снеговую воду на наличие загрязнений, определять источники загрязнений в снеге. |
|
| 3 четверть (18 часов) | 1 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?» Презентация проекта «Моя семья» | 1 | Выполнять тестовые задания учебника; — выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами; — обсуждать выступления учащихся; — оценивать свои достижения и достижения других учащихся | Научиться публично выражать свои мысли; обсуждать выступления учащихся; раскрывать соответствующую тематике информацию и фотоматериал. Научиться использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной деятельности. | Преобразовывать практическую задачу в познавательную, составлять план и последовательность действий.
| Начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире, навыки сотрудничества в разных ситуациях. |
|
| Раздел «Где и когда?» (11 часов) | 2 | Когда учиться интересно? | 1 | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — анализировать иллюстрации учебника, обсуждать условия интересной и успешной учёбы; — работать в паре: сравнивать фотографии в учебнике, рассказывать о случаях взаимопомощи в классе; — рассказывать о своём учителе; формулировать выводы из коллективного обсуждения; | Научиться обсуждать условия интересной и успешной учёбы, определять наиболее значимые события в классе. | Регулятивные УУД: Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок. Познавательные УУД: Самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели. Коммуникативные УУД: Строить понятные для партнёра высказывания, монологическое высказывание.
| Внутренняя позиция ученика на основе положительного отношения к школе, принятие «образа хорошего ученика». Начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире, осознание ответственности человека за общее благополучие. Принятие образа «хорошего ученика». Начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире. Мотивация учебной деятельности. Навыки сотрудничества в разных ситуациях, начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире.
|
|
| 3 | Проект «Мой класс и моя школа» | 1 | В ходе выполнения проекта дети с помощью взрослых учатся: — фотографировать наиболее интересные события в классе, здание школы, классную комнату и т. д. — коллективно составлять рассказ о школе и классе; — презентовать итоги коллективного проекта, сопровождая рассказ фотографиями (слайдами); — оформлять фотовыставку; — оценивать результаты собственного труда и труда товарищей | Научиться использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной деятельности. |
|
| 4 | Когда придёт суббота? | 1 | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — анализировать иллюстрации учебника, различать прошлое, настоящее и будущее; — работать в паре: отображать с помощью карточек последовательность дней недели, называть дни недели в правильной последовательности, проводить взаимоконтроль; — называть любимый день недели и объяснять, почему именно он является любимым; | Научиться различать прошлое, настоящее, будущее; называть дни недели в правильной последовательности; называть любимый день недели и объяснять, почему он любимый. |
|
| 5 | Когда наступит лето? | 1 | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — анализировать схему смены времён года и месяцев; называть времена года в правильной последовательности, соотносить времена года и месяцы; использовать цветные фишки для выполнения заданий; характеризовать природные явления в разные времена года; — называть любимое время года и объяснять, почему именно оно является любимым; | Научиться соотносить время года и месяцы, характеризовать природные явления в разные времена года. |
|
| 6 | Где живут белые медведи? | 1 | понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — практическая работа в паре: находить на глобусе Северный Ледовитый океан и Антарктиду, характеризовать их, осуществлять самоконтроль; — рассматривать и сравнивать иллюстрации учебника, извлекать из них информацию о животном мире холодных районов; — приводить примеры животных холодных районов; | Научиться находить на глобусе Северный Ледовитый океан и Антарктиду, характеризовать их; приводить примеры животных холодных районов. |
|
| 7 | Где живут слоны? | 1 | Понимать учетную задачу урока и стремиться её выполнить; — практическая работа в паре: находить на глобусе экватор и жаркие районы Земли, характеризовать их, осуществлять самопроверку; — работать в группе: анализировать рисунок учебника, рассказывать по плану о полученной информации; — приводить примеры животных жарких районов; — устанавливать связь между строением, образом жизни животных и природными условиями; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | Научиться находить на глобусе экватор и жаркие районы Земли, характеризовать их; приводить примеры животных жарких районов. |
|
| 8 | Где зимуют птицы? | 1 | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — различать зимующих и перелётных птиц; группировать (классифицировать) птиц с использованием цветных фишек; — работать в паре: выдвигать предположения о местах зимовок птиц и доказывать их, осуществлять самопроверку; — объяснять причины отлёта птиц в тёплые края; — приводить примеры зимующих и перелётных птиц; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | Научиться различать зимующих и перелётных птиц; группировать птиц по определённым признакам; объяснять причины отлёта птиц в тёплые края; приводить примеры зимующих и перелётных птиц. |
|
| 9 | Когда появилась одежда? | 1 | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — прослеживать с помощью иллюстраций учебника историю появления одежды и развития моды; описывать одежду людей по рисунку; — отличать национальную одежду своего народа от одежды других народов; — работать в паре: различать типы одежды в зависимости от её назначения, подбирать одежду для разных случаев; — работать со взрослыми: изготавливать маскарадный костюм; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | Научиться отличать национальную одежду своего народа от одежды других народов; различать типы одежды в зависимости от её назначения. |
|
| 10 | Когда изобрели велосипед? | 1 | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — сравнивать старинные и современные велосипеды; — работать в паре: извлекать из учебника информацию об устройстве велосипеда, осуществлять самопроверку; — обсуждать роль велосипеда в нашей жизни; — запомнить правила безопасной езды на велосипеде; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | Научиться сравнивать старинные и современные велосипеды; правилам безопасной езды на велосипеде
|
|
| 11 | Когда мы станем взрослыми? | 1 | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — сравнивать жизнь взрослого и ребёнка; — определять по фотографиям в учебнике профессии людей, рассказывать о профессиях родителей и старших членов семьи, обсуждать, какие профессии будут востребованы в будущем; — работать в паре: сравнивать рисунки учебника, формулировать выводы в соответствии с заданием; — рассуждать о том, что в окружающем мире зависит от наших поступков; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | Научиться определять отличие жизни взрослого человека от жизни ребёнка; думать о последствиях своих поступков. |
|
| 12 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?» Презентация проекта «Мой класс и моя школа» | 1 | Выполнять тестовые задания учебника; — выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами; — обсуждать выступления учащихся; — оценивать свои достижения и достижения других учащихся | Научиться использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной деятельности. |
|
| Раздел «Почему и зачем?» (22 часа) | 13 | Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью? | 1 | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — сопоставлять видимые и реальные размеры звёзд, в том числе и Солнца; — работать в паре: моделировать форму, цвет, сравнительные размеры некоторых звёзд (Альдебаран, Регул, Солнце, Сириус), проводить взаимопроверку; — использовать атлас-определитель для получения нужной информации; моделировать созвездие Льва; — работать со взрослыми: наблюдать картину звёздного неба, находить на нём созвездие Льва; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | Научиться работать с атласом-определителем; наблюдать картину звёздного неба; выстраивать рассуждения на заданную тему. | Предвосхищать результат, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок.
| Экологическая культура: ценностное отношение к природному миру. Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. |
|
| 14 | Почему Луна бывает разной? | 1 | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — анализировать схемы движения Луны вокруг Земли и освещения её поверхности Солнцем; формулировать выводы о причинах изменения внешнего вида Луны; — моделировать из пластилина форму Луны; — рассказывать с помощью рисунков в учебнике об изучении Луны учёными, осуществлять самопроверку; — работать со взрослыми: наблюдать за изменениями внешнего вида Луны, фиксировать результаты наблюдений в рабочей тетради; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | Научиться наблюдать за изменениями внешнего вида Луны, фиксировать результаты наблюдений. |
|
| 15 | Почему идёт дождь и дует ветер? | 1 | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — наблюдать за дождями и ветром; — работать в группе: рассказывать по рисунку учебника о видах дождя (ливень, косохлёст, ситничек); отбирать из списка слов те, которые подходят для описания ветра; объяснять причины возникновения дождя и ветра; осуществлять самопроверку; — сочинять и рассказывать сказку по рисунку; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | Научиться объяснять причины возникновения дождя и ветра. |
|
| 16 | Почему звенит звонок? | 1 | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — анализировать рисунок учебника и передавать голосом звуки окружающего мира; — практическая работа в паре: исследовать возникновение и распространение звуков; — обсуждать, почему и как следует беречь уши; — высказывать предположения о причине возникновения эха, осуществлять самопроверку; — сочинять и рассказывать сказку по рисунку; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | Научиться исследовать возникновение и распространение звука; высказывать предположения о причине возникновения эха. |
|
| 17 | Почему радуга разноцветная? | 1 | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — описывать чувства, возникающие при виде радуги; называть цвета радуги по своим наблюдениям и рисунку учебника; — запомнить последовательность цветов радуги с помощью мнемонического приёма; — высказывать предположения о причинах возникновения радуги, осуществлять самопроверку; — работать в паре: отображать последовательность цветов радуги с помощью цветных полосок, осуществлять взаимопроверку; — сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | Научиться называть цвета радуги в правильной последовательности. |
|
| 18 | Почему мы любим кошек и собак? | 1 | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — описывать по плану своего домашнего питомца (кошку, собаку); — обсуждать наше отношение к домашним питомцам; — рассказывать по рисункам учебника об уходе за кошкой и собакой; — практическая работа в паре: познакомиться с предметами ухода за кошкой и собакой и их назначением; — участвовать в ролевой игре, моделирующей взаимоотношения хозяина и домашнего любимца; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | Научиться рассказывать по рисункам учебника об уходе за кошкой и собакой. |
|
| 4 четверть (16 часов) | 1 | Проект «Мои домашние питомцы»
| 1 | В ходе выполнения проекта дети с помощью взрослых учатся: — наблюдать за домашним любимцем и фиксировать результаты наблюдений; — фотографировать свою кошку (собаку) в наиболее интересных ситуациях; — составлять рассказ о своей кошке (собаке), её характере, повадках, играх; — презентовать свой проект с демонстрацией фотографий (слайдов); — оформлять фотовыставку; | Научиться описывать своего домашнего питомца по плану; наблюдать за домашними животными и фиксировать результаты наблюдений. | Предвосхищать результат, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок.
| Экологическая культура: ценностное отношение к природному миру. Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. |
|
| 2 | Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? | 1 | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — работать в паре: определять цветы и бабочек с помощью атласа-определителя, осуществлять самопроверку; — рассматривать и сравнивать рисунки учебника, оценивать поступки других людей и свои собственные по отношению к природе, формулировать правила поведения в природе, сопоставлять их с эталоном; — устанавливать взаимосвязь цветов и бабочек на основе информации учебника; — сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | Научиться узнавать изученные природные объекты; некоторым важным правилам поведения в природе. |
|
| 3 | Почему в лесу мы будем соблюдать тишину? | 1 | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — определять лесных обитателей по звукам, которые они издают; передавать голосом звуки леса; — объяснять (с опорой на рисунок учебника), почему в лесу нужно соблюдать тишину; — работать в паре: устанавливать причинно-следственные связи (на основе информации учебника), осуществлять самопроверку; — оценивать своё поведение в лесу и поведение других людей на основании чтения (прослушивания) рассказов из книги «Великан на поляне»; — формулировать правила поведения в природе; | Научиться определять лесных жителей по звукам, которые они издают, передавать голосом звуки леса; объяснять, почему в лесу нужно соблюдать тишину. |
|
| 4 | Зачем мы спим ночью? | 1 | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — сравнивать рисунки учебника, делать выводы о значении сна в жизни человека; — работать в паре: рассказывать о правилах подготовки ко сну, использовать для выполнения задания цветные фишки, осуществлять взаимопроверку; — оценивать правильность своей подготовки ко сну; — рассказывать (на основе наблюдений) о сне животных; обсуждать информацию о животных, которые ночью не спят, содержащуюся в книге «Зелёные страницы»; — определять по рисункам профессии людей и рассказывать об их работе; | Научиться оценивать правильность своей подготовки ко сну; делать выводы о значении сна в жизни человека. |
|
| 5 | Почему нужно есть много овощей и фруктов? | 1 | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — различать овощи и фрукты; группировать (классифицировать) их с использованием цветных фишек, осуществлять самопроверку; — работать в группе: находить в учебнике информацию о витаминах в соответствии с заданием; сравнивать роль витаминов А, В и С в жизнедеятельности организма; — сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку; — запомнить правила гигиены при употреблении овощей и фруктов; | Научиться различать овощи и фрукты, группировать их; выполнять правила гигиены при употреблении овощей и фруктов. |
|
| 6 | Почему нужно чистить зубы и мыть руки? | 1 | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — обосновывать необходимость чистки зубов и мытья рук, — отбирать из предложенных нужные предметы гигиены, объяснять их назначение; — рассказывать по рисункам, в каких случаях следует мыть руки; — практическая работа в паре: осваивать приёмы чистки зубов и мытья рук; — запомнить, что зубная щётка и полотенце у каждого человека должны быть личные; — формулировать основные правила гигиены; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | Научиться формулировать основные правила гигиены; обосновывать необходимость чистки зубов и мытья рук. |
|
| 7 | Зачем нам телефон и телевизор? | 1 | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — различать средства связи и средства массовой информации; | Научиться различать средства связи и средства массовой информации. |
|
| 8 | Зачем нужны автомобили? | 1 | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — классифицировать автомобили и объяснять их назначение; — работать в паре: по рисунку-схеме знакомиться с устройством автомобиля, проводить взаимопроверку; — использовать представленную в учебнике информацию для выполнения задания; — сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | Научиться классифицировать автомобили и объяснять их назначение. |
|
| 9 | Зачем нужны поезда? | 1 | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — классифицировать поезда в зависимости от их назначения; — работать в паре: рассказывать об устройстве железной дороги, осуществлять самоконтроль; — использовать информацию учебника для выполнения задания, сравнивать старинные и современные поезда; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | Научиться классифицировать поезда в зависимости от их назначения; рассказывать об устройстве железной дороги |
|
| 10 | Зачем строят корабли? | 1 | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — классифицировать корабли в зависимости от их назначения; — рассказывать о своих впечатлениях от плавания на корабле; — работать в паре: по рисунку-схеме знакомиться с устройством корабля, проводить самопроверку и взаимопроверку; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | Научиться классифицировать корабли в зависимости от их назначения. |
|
| 11 | Зачем строят самолёты? | 1 | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — классифицировать самолёты в зависимости от их назначения; — рассказывать о своих впечатлениях от полёта на самолёте; — работать в паре: по рисунку-схеме знакомиться с устройством самолёта, проводить самопроверку и взаимопроверку; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения нa уроке | Научиться классифицировать самолёты в зависимости от их назначения. |
|
| 12 | Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности? | 1 | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — обобщать сведения о транспорте, полученные на предыдущих уроках; — обсуждать необходимость соблюдения правил безопасности в транспорте; — работать в группе: знакомиться с правилами безопасности в автомобиле, поезде и на железной дороге; рассказывать о правилах безопасности в автобусе, троллейбусе, трамвае; — участвовать в ролевой игре, моделирующей правила безопасности в транспорте и действия в опасной ситуации; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | Научиться правильно вести себя в автомобиле, поезде и на железной дороге. |
|
| 13 | Почему на корабле и в самолёте нужно соблюдать правила безопасности? | 1 | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — работать в группе: знакомиться с правилами безопасности и спасательными средствами на корабле и в самолёте; — участвовать в ролевой игре, моделирующей правила безопасности на водном и воздушном транспорте и действия в опасной ситуации; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | Научиться правильно вести себя на корабле и в самолёте. |
|
| 14 | Зачем люди осваивают космос? | 1 | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — рассказывать об освоении человеком космоса, опираясь на иллюстрации учебника; — работать в группе: высказывать предположения по вопросам учебника, осуществлять Самопроверку; — моделировать экипировку космонавта; — участвовать в ролевой игре «Полёт в космос»; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | Научиться рассказывать об освоении космоса человеком; моделировать экипировку космонавта. |
|
| 15 | Почему мы часто слышим слово «экология»? | 1 | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — находить в тексте учебника ответы на вопросы; — приводить примеры взаимосвязей между человеком и природой; — оценивать свои поступки по отношению к природе и рассказывать о них; — участвовать в конкурсе рисунков на тему «Чудесный мир природы»; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | Научиться приводить примеры взаимосвязи между человеком и природой. |
|
| 16 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Почему и зачем?» Презентация проекта «Мои домашние питомцы» | 1 | Выполнять тестовые задания учебника; — выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами; — обсуждать выступления учащихся; — оценивать свои достижения и достижения других учащихся | Научиться использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной деятельности. Научиться обсуждать выступления учащихся; оценивать свои достижения и достижения других учащихся.
|
|
|
|