Урок по окружающему миру в 1-м классе по теме: «На что похожа наша планета?»
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему
Научить доказывать выдвигаемые предположения шарообразности Земли. Продолжить обучение моделированию.
Развивать наблюдательность.
Воспитывать бережное отношение к нашей планете.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_okruzhayushchemu_miru_v_1.docx | 21.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по окружающему миру в 1-м классе по теме: «На что похожа наша планета?»
Дата проведения: 20.11.2014г.
Учитель начальных классов МОУ – СОШ №16. Соколова С.А.
Задачи:
- познакомить с формой , размерами и движением Земли, глобусом – моделью Земли.
- Учить выдвигать, обосновывать и доказывать предположения.
Межпредметные связи: Технология: «Работа с пластелином», Математика: «Геометрические фигуры, объём тела»
Планируемые результаты | ||
Предметные - иметь первоначальные сведения о форме и движении земли; - использовать глобус для демонстрации формы Земли. | Метапредметные - понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить и оценивать свои достижения на уроке; - выдвигать и обосновывать предположения; Извлекать информацию из иллюстрации в учебнике; - вступать в диалог при работе в паре; моделировать форму Земли | Личностные - проявлять целостное восприятие окружающего мира; Определять личностный смысл в изученном содержании |
ОБОРУДОВАНИЕ: мультимедийная презентация, глобус, мяч, блюдо, пластилин, цветные карандаши, два круга голубого цвета, модели материков.
Ход урок
I. Организационный момент.
Учитель:
А сейчас проверь, дружок,Ты готов начать урок?Все ль на месте,Все ль в порядке,Ручка, книжка и тетрадка?Все ли правильно сидят,Все ль внимательно глядят?
Учитель: - Сегодня на уроке мы будем перечитывать книгу Знаний, в которой очень много страниц и каждая рассказывает свое.
(Слайд №1, звучит спокойная мелодия. На доске 2 круга голубого цвета)
II. Сообщение темы урока
Страничка “Иследование” (Постановка проблемы)
Муравей Вопросик – Очень интересно путешествовать по родной стране, но на свете есть и другие страны. Там живут такие же, как вы, мальчики и девочки.
А все вместе мы живем на одной большой планете.
- Кто знает, как она называется?
Дети: Земля.
Муравей Вопросик — Иду, иду… Конца и края нет.
- Где же конец нашей Земли?
- Можно ли дойти до ее края?
Учитель: — Еще ни кому это не удавалось!
Муравей Вопросик – Но почему? Ведь наша Земля круглая!
- Интересно, на что похожа наша планета?
Учитель: — Ребята, помогите Вопросику ответить на его трудный вопрос (ответы детей).
Учитель показывает Блюдо и Мяч.
- Когда мы смотрим в окно, Земля кажется нам плоской, как блюдо.
- Представьте, что на нем расположились дома, деревья, целые города и страны, люди и животные.
- Но некоторые из вас, ребята, сказали, что Земля похожа на мяч, то есть имеет форму шара (прикрепить фигурки к мячу, в том числе и “вверх ногами”).
- Кто же прав?
Учитель: Если Земля плоская, значит, можно идти — идти по ней и в конце концов дойти до края Земли…
- Но пока никому из людей это не удалось…
- А если Земля имеет форму шара, значит, многие люди ходят по ней вверх ногами…(Слайды №2)
Работа по учебнику.
Учитель: — Рассмотрите рисунки на стр. 38 учебника (вверху) и скажите: “На каком из них показана плоская Земля, а на каком шарообразная?
- В давние времена люди считали, что Земля плоская и имеет форму круга, который лежит на спинах огромных сильных животных, например китов или слонов. (Слайд №3)
- Другие представляли Землю в виде горы, которая окружена со всех сторон морем, а на море, как опрокинутая чаша, опирается небесный свод. (Слайд №4)
- Третьи считали (слайд № 5).
III. Работа по теме
Страничка “Открытие”
Учитель: — Какое же изображение правильное?
- Чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрите рисунок, на котором изображены корабли.
Это наблюдение люди сделали еще в древности.
Оно доказывает, какую форму имеет Земля. (Ответы детей)
(Учитель показывает динамическую модель движения корабля).
- Что вы можете сказать об увиденном? (Ответы детей).
ФИЗМИНУТКА
Чудеса у нас на свете:Стали карликами детиА потом все дружно встали,Великанами мы стали.И как зайки поскакалиИ за кустиком пропали.
Слайд №6 Космос
Учитель: — В наши дни, когда люди запустили в космос космические корабли, космонавты своими глазами увидели, что Земля имеет форму шара.
Наша планета самая красивая, она похожа на прекрасный голубой драгоценный камень.
- А как вы думаете, почему наша земля из космоса видна в голубом цвете?
Дети: – Так как на Земле есть огромные моря и океаны.
(Слайды №7,8)
IV. Практическая работа
(Учитель предлагает вылепить из пластилина модель Земли)
Учитель: - А как показать сушу?
Дети: — Зеленым, желтым, коричневым цветами.
Учитель: — Верно, но мы не знаем, как расположена суша на земле.
Люди это давно изучили и создали глобус — модель Земли.
(Учитель показывает глобус, Слайд №9)
Учитель: — Найдите воду, сушу.
(Дети находят на глобусе моря, океаны, материки)
(Учитель составляет модель на доске, прикрепляя к голубым кругам материки)
Учитель: — Постараемся расположить сушу на поверхности Земли, это материки, их 6 (Евразия, Африка, Австралия, Северная Америка, Южная Америка, Антарктида — можно не называть).
Учитель: - Завершите работу над своей моделью.
(Дети заканчивают работу)
Учитель: - Итак, на что же похожа наша планета на блюдо или на мяч?
(Ответы детей)
ВЫВОД:
Земля имеет форму шара. Мы этого не замечаем, потому что земной шар очень велик. Кстати, многие люди действительно ходят по нему вверх ногами, но не замечают этого.
Их, как и все на Земле, удерживает земное притяжение. Земля, как магнит все притягивает к себе. Шарообразная форма нашей планеты объясняет, почему людям никогда не удавалось добраться до края Земли. У нее нет края. Зато люди могут совершить кругосветное путешествие: обогнув Землю, возвращаться в то же место.
Учитель: - Давайте послушаем, что нам сообщает Мудрая Черепаха. (стр. 38)
Земля имеет форму шара. Но мы этого обычно не замечаем, потому что земной шар очень велик.
Учитель: — Откроем следующую страничку нашего урока.
“Страничка для любознательных”
Учитель: — Знаете ли вы, что земля вращается вокруг своей оси. (Показать на глобусе)
(Слайд №10 Движение Земли вокруг оси).
- В это время происходит смена дня и ночи. 365 дней Земля движется вокруг Солнца, за это время происходит смена времен года. (Слайд №11)
Мудрая Черепаха (стр. 39):
Земля намного меньше Солнца. Земля постоянно движется вокруг Солнца. Да ещё и сама вращается наподобие детского волчка.
V. Творческая работа
Работа в тетради
Учитель: - Пользуясь моделью Земли, разукрасьте рисунок в тетради.
ФИЗМИНУТКА
- Как живешь?
- Вот так.
- Как идешь?
- А бежишь?
- Ночью спишь?
- Как берешь?
- А даешь?
- Как молчишь?
- А грозишь?
- А сидишь?
Загадки
Учитель: — Отгадайте загадки.
Ни начала, ни конца,Ни затылка, ни лица.Знают все, и млад и стар,Что она — большущий шар. (ЗЕМЛЯ)
На ноге стоит одной,Кружит — вертит головой.Нам показывает страны,Реки, горы, океаны. (ГЛОБУС)
Учитель:
- Итак, какую Форму имеет Земля?
- Как это можно доказать?
- Что такое глобус?
(Ответы детей)
Страничка юного эколога
Учитель: Открываем следующую страничку нашей книги Знаний – “Страничка юного эколога” мы видим, что живем с вами на самой удивительной планете – нашей Земле.
Ученик:
Есть одна планета – садВ этом космосе холодном.Только здесь леса шумят,Птиц, скликая перелетных.
Ученик:
Лишь на ней одной увидишьЛандыши в траве зеленой.И стрекозы только тутВ речку смотрят удивленно. (Я. Аким)
Учитель: - О какой планете вы услышали? Почему говорится, что она одна?
- Давайте полюбуемся нашей планетой, посмотрим, какая она красивая, немого отдохнем и помечтаем, вспомним теплое лето…
Учитель: — Могут ли люди нанести вред нашей планете Земля? (Ответы детей)
- Теперь наш путь лежит на “Пустынный берег”.
- Мы видим страшный пейзаж: сломанные деревья, догорающие кострища, кучи мусора.
Ученик:
Когда-то здесь росли цветы,Тек чистый ручеек,Ходили звери, человек, возможно даже ты.
Ученик:
Но вдруг неожиданно варвар пришел,И все изменилось в миг.Притихли зверушки,Затих ручеек,Головки склонили цветы.
(Слайды № 14, 15, 16)
Учитель: — На представленных слайдах вы видите, как порой ведут себя туристы. Правильно ли? Как на их месте поступите Вы?
(Ответы детей)
Вспомним несколько правил поведения в природе.
Дети: Сгущенку съедим, да банку в речку выбросим. (Слайд №17)
Банку нужно обжечь в костре и закопать под деревом.
Банка будет ржаветь, и питать дерево.
А что с пластиковой посудой в лесу делать, куда ее выбросить? (Слайд №18)
Пластиковую посуду нужно собрать и выбросить в мусорный контейнер. Кроме того, из нее можно делать различные полезные для дома поделки.
Учитель: — Ребята, давайте поможем “Пустынному берегу” и напишем обращение к таким людям, которые еще не понимают, что планета – это наш дом.
(Дети высказываются)
Учитель: — А вы когда-нибудь поступали так?
Значит, главное воспитать в себе человека, который считает планету своим домом, а не чужим.
Ученик:
Как яблоко на блюде,У нас Земля одна. (Слайд №19)Не торопитесь, люди,Всё вычерпать до дна. (Слайд №20)
VI. Итог урока
Учитель: - Вы теперь специалисты, по своим знаниям приблизились к ученым и можете сказать: чего не знал Муравей?
Дети: Земля похожа на мяч, шар.
Учитель: Как называется модель Земли?
Дети: Глобус.
Учитель: Как нужно обращаться с Землей?
Дети: Землю нужно беречь и охранять, заботиться о ней и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по окружающему миру в 4-м классе по теме «Горючие полезные ископаемые» (Развивающая система обучения Л. В. Занкова)
Урок – исследование по теме «Горючие полезные ископаемые» разработан по системе развивающего обучения Л. В. Занкова. Он познакомит учащихся с группой горючих полезных ископаем...
Конспект урока по окружающему миру в 4 «А» классе по теме: "Пустыни"
Тема урока: "Пустыни"Форма урока: Урок-исследование.Тип урока: Комбинированный.Технологии: деятельностного метода. Цели:1. сформировать у учащихся понятие «пустыня», умение наход...
Урок по окружающему миру во 2-м классе на тему «Если хочешь быть здоров»
Цели: сформировать у ребёнка ценности здорового образа жизни, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья.Сформировать представление о здоровье как одной из главных ...
Урок по окружающему миру во 2-м классе по теме «В гости к весне».
Обобщающий урок по окружающему миру....
Проект урока по окружающему миру во 2-ом классе по теме "Солнечная семья"
План – конспект урока по курсу «окружающий мир» во 2 классеТема урока: Солнечная семья.Цель урока: Познакомить с понятием «Солнечная система», с отличительными признаками Земли от других планетЗ...
Технологическая карта интегрированного урока по окружающему миру и технологии 1 класс по теме "Где зимуют птицы?Наши зимние гости -красногрудые снегири.Работа с нитками в несколько сложений.
Интегрированный урок в 1 классе по окружающему миру и технологии....
Конспект урока по окружающему миру для учащихся 3 класса по теме: «Разнообразие животных. Многообразие животного мира. Классификация животных. Виды животных. Зоология – наука о животных»
Конспект урока по окружающему миру 3 классТема: «Разнообразие животных. Многообразие животного мира. Классификация животных. Виды животных. Зоология – наука о животных»УМК &laq...