Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса ФГОС "Школа 2100"
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) на тему
Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г. № 373), изменениями (приказ Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015 г.) № 1576), Примерной основной образовательной программы образовательной системы «Школа 2100», основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «СОШ с УИОП № 2», на основе авторской программы по окружающему миру А.А. Вахрушева, Д.Д. Данилова, С.С. Кузнецова и др., учебника «Окружающий мир» для 4 класса в 2-х частях А.А. Вахрушева, Д.Д. Данилова и др.. Рабочая программа по окружающему миру ориентирована на учащихся 4-х классов.
Тематическое планирование рассчитано на 2 учебных часа в неделю, что составляет 68 учебных часов в год. Данное количество часов полностью соответствует авторской программе. Содержание предмета полностью соответствует варианту авторской программы по окружающему миру, рекомендованной Министерством образования и науки РФ (Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный стандарт. Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Книга 2. Программы отдельных предметов (курсов) для начальной школы/ Под науч. ред. Д. И. Фельдштейна. - Изд. 2-е, испр. - М.: Баласс, 2012. – 432 с. (Образовательная система «Школа 2100»). Десять часов, выделенных на выбор учителя в авторской программе, используются следующим образом: Часть 1. Человек и природа: - 4 часа на главу I. Как работает организм человека. - 2 часа на главу II. Рукотворная природа. Часть 2. Человек и человечество: - 1 час на главу I. Человек и его внутренний мир. - 1 час на главу II. Человек и мир людей. - 1 час на главу III. Человек и прошлое человечества. - 1 час на главу IV. Человек и многоликое человечество. В системе предметов общеобразовательной школы курс окружающего мира представлен в предметной области «Общественнонаучные предметы».
Назначение предмета «Окружающий мир» в начальной школе состоит в том, чтобы обеспечить формирование и развитие коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой компетенции и чтобы осмыслить личный опыт и приучить детей к рациональному постижению мира. Для обучения окружающему миру учащихся 4 «А» класса в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 2» выбрана содержательная линия УМК Образовательной системы «Школа 2100А.А. Вахрушева и др. «Окружающий мир» 4 класс в 2-х частях. Главные особенности учебно-методического комплекта (УМК) по окружающему миру состоит в том, что он создаёт фундамент значительной части предметов основной школы: физики, химии, биологии, географии, обществознанию, истории. Это первый и единственный предмет в школе, рисующий широкую палитру природных и общественных явлений. В дальнейшем этот материал будет изучаться на различных предметах. Поэтому именно в рамках данного предмета удаётся решать проблемы, например, экологического образования и воспитания
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okr_mir_pr_4.docx | 40.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №2»
городского округа Кашира Московской области
УТВЕРЖДАЮ
Директор
МБОУ «СОШ с УИОП №2»
_________________ Е.А. Голева
«30» августа_ 2016 г.
Рабочая программа по окружающему миру
4 «А» класс
Составитель: Шаронова Надежда Борисовна
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
2016 - 2017 учебный год
- Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г. № 373), изменениями (приказ Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015 г.) № 1576), Примерной основной образовательной программы образовательной системы «Школа 2100», основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «СОШ с УИОП № 2», на основе авторской программы по окружающему миру А.А. Вахрушева, Д.Д. Данилова, С.С. Кузнецова и др., учебника «Окружающий мир» для 4 класса в 2-х частях А.А. Вахрушева, Д.Д. Данилова и др..
Рабочая программа по окружающему миру ориентирована на учащихся 4-х классов. Тематическое планирование рассчитано на 2 учебных часа в неделю, что составляет 68 учебных часов в год. Данное количество часов полностью соответствует авторской программе. Содержание предмета полностью соответствует варианту авторской программы по окружающему миру, рекомендованной Министерством образования и науки РФ (Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный стандарт. Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Книга 2. Программы отдельных предметов (курсов) для начальной школы/ Под науч. ред. Д. И. Фельдштейна. - Изд. 2-е, испр. - М.: Баласс, 2012. – 432 с. (Образовательная система «Школа 2100»). Десять часов, выделенных на выбор учителя в авторской программе, используются следующим образом:
Часть 1. Человек и природа:
- 4 часа на главу I. Как работает организм человека.
- 2 часа на главу II. Рукотворная природа.
Часть 2. Человек и человечество:
- 1 час на главу I. Человек и его внутренний мир.
- 1 час на главу II. Человек и мир людей.
- 1 час на главу III. Человек и прошлое человечества.
- 1 час на главу IV. Человек и многоликое человечество.
В системе предметов общеобразовательной школы курс окружающего мира представлен в предметной области «Общественнонаучные предметы». Назначение предмета «Окружающий мир» в начальной школе состоит в том, чтобы обеспечить формирование и развитие коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой компетенции и чтобы осмыслить личный опыт и приучить детей к рациональному постижению мира.
Для обучения окружающему миру учащихся 4 «А» класса в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 2» выбрана содержательная линия УМК Образовательной системы «Школа 2100А.А. Вахрушева и др. «Окружающий мир» 4 класс в 2-х частях. Главные особенности учебно-методического комплекта (УМК) по окружающему миру состоит в том, что он создаёт фундамент значительной части предметов основной школы: физики, химии, биологии, географии, обществознанию, истории. Это первый и единственный предмет в школе, рисующий широкую палитру природных и общественных явлений. В дальнейшем этот материал будет изучаться на различных предметах. Поэтому именно в рамках данного предмета удаётся решать проблемы, например, экологического образования и воспитания.
Промежуточная аттестация проводится в форме тестов, проверочных работ, контрольных работ. Итоговая аттестация – в форме административных контрольных работ.
Количество проверочных работ:
I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть | Всего |
9 | 8 | 4 | 2 | 23 |
Количество контрольных работ:
I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть | Всего |
1 | 2 | 1 | 2 | 6 |
- Планируемые результаты освоения учебного предмета
Раздел «Человек и природа»
Ученик научится:
- объяснять роль основных органов и систем органов в организме человека;
- применять знания о своём организме в жизни (для составления режима дня,
правил поведения и т.д.);
- называть основные свойства воздуха как газа, воды как жидкости и полезных
ископаемых как твёрдых тел;
- объяснять, как человек использует свойства воздуха, воды, важнейших
полезных ископаемых;
- объяснять, в чём главное отличие человека от животных;
- находить противоречия между природой и хозяйством человека, предлагать
способы их устранения.
Ученик получит возможность научиться:
- оценивать, что полезно для здоровья, а что вредно;
- пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения
здоровья, осознанно соблюдать режим дня, правила рационального питания и личной
гигиены;
- выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде,
оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях.
Раздел «Человек и человечество»
Ученик научится:
- по поведению людей узнавать, какие они испытывают эмоции (переживания),
какие у них черты характера;
- отличать друг от друга разные эпохи (времена) в истории человечества;
- объяснять различия между людьми современного человечества: отличать
граждан разных государств; национальность человека от его расы; верующих разных
религий и атеистов;
- оценивать некоторые легко определяемые, однозначные исторические события
и поступки исторических деятелей как вызывающие чувство гордости, восхищения
или стыда.
Ученик получит возможность научиться:
- объяснять, какие интересы объединяют его со своими родственниками,
друзьями, земляками, гражданами своей страны, что объединяет всех людей на
Земле в одно человечество;
- замечать и объяснять, какие поступки людей противоречат человеческой
совести, правилам поведения (морали и праву), правам человека и правам ребёнка;
- оценивать некоторые исторические события и поступки исторических
деятелей как неоднозначные, которые невозможно оценить только как «плохие» или 14
только «хорошие», высказывать своё обоснованное отношение к этим событиями и
поступкам.
Часть 1. Человек и природа
Ученик получит возможность научиться:
- объяснять роль основных органов и систем органов в организме человека;
- применять знания о своём организме в жизни (для составления режима дня,
правил поведения и т.д.);
- называть основные свойства воздуха как газа, воды как жидкости и полезных
ископаемых как твёрдых тел;
- объяснять, как человек использует свойства воздуха, воды, важнейших
полезных ископаемых;
- объяснять, в чём главное отличие человека от животных;
- находить противоречия между природой и хозяйством человека, предлагать способы их устранения.
2-я линия развития – уметь определять своё отношение к миру:
- оценивать, что полезно для здоровья, а что вредно;
- доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам.
Часть 2. Человек и человечество
Ученик получит возможность научиться:
- по поведению людей узнавать, какие они испытывают эмоции (переживания),
какие у них черты характера;
- отличать друг от друга разные эпохи (времена) в истории человечества;
- объяснять различия между людьми современного человечества: отличать
граждан разных государств; национальность человека от его расы; верующих
разных религий и атеистов.
2-я линия развития – уметь определять своё отношение к миру:
- объяснять, какие интересы объединяют тебя с твоими родственниками,
друзьями, земляками, гражданами твоей страны, что объединяет всех людей на
Земле в одно человечество;
- замечать и объяснять, какие поступки людей противоречат человеческой
совести, правилам поведения (морали и праву), правам человека и правам
ребёнка. Предлагать, что ты сам можешь сделать для исправления видимых
нарушений.
- Содержание учебного предмета
Раздел 1: «Человек и природа»
Человек и его строение
Устройство человека. Основные системы органов тела человека и их роль в жизни организма.
Кожа. Строение кожи. Кожа и её роль в защите от холода и жары, внешних
воздействий, микробов (бактерий). Непостоянство условий во внешней среде и
постоянство условий внутри организма. Потоотделение и его роль в поддержании
температуры тела. Правила гигиены. Загар и защита от солнечных лучей. Мозоли –
защита от истирания кожи. Кожа – орган чувств. Чувствительность пальцев. Узоры на
ладонях и пальцах.
Движение человека. Внутренний скелет, его преимущества и недостатки. Непрерывный
рост костей. Кости и их прочность. Суставы. Подвижность в позвоночнике и плечевом
суставе. Переломы, вывихи. Как оказать первую помощь? Мышцы – движители тела и его
скелета. Мышцы и сустав. Функции мышцы: сокращение и расслабление. Физическая
усталость человека.
Пищеварение. Органы пищеварения. Зубы и жевание. Рот и язык. Глотка, пищевод,
желудок, кишечник, печень. Правила здорового питания. Пищеварение и его роль в
превращении пищи в универсальный источник энергии и строительный материал, общий всем живым
существам: белки, углеводы и жиры.
Органы выделения и их роль в удалении вредных веществ и лишней воды из клеток.
Почка, мочевой пузырь. Что такое моча?
Органы дыхания: носовая полость, глотка, трахеи, бронхи, легкие. Гигиена дыхания.
Как мы дышим? Как мы разговариваем? Чихание и кашель. Трахеит, бронхит, воспаление
лёгких.
Круги кровообращения. Сердце – насос. Артерии, вены и капилляры. Артериальная и
венозная кровь. Пульс. Давление крови.
Кровь и её транспортная функция внутри организма. Перенос питательных веществ и
кислорода ко всем клеткам тела. Кровь и её красный цвет. Почему при ранении из
человека не вытекает вся кровь? Бесстрашные защитники в крови человека. Мозг – орган управления. Нервная система: мозг и нервы. Функция нервной системы –
быстрая и точная передача сигналов управления от мозга к органам и осведомительной
информации о состоянии органов к мозгу. Головной и спинной мозг. Нервы – «провода»
нервной системы. Управление дыханием, сердцебиением, перевариванием пищи.
Полушария – самая главная часть мозга человека. Наши ощущения. Мышление. Железы
внутренней секреции и выработка гормонов, разносимых кровью по всему организму. Гормон страха и опасности и его действие.
Органы чувств. Глаза – органы зрения. Хрусталик. Сетчатка. Восприятие на свету и в
темноте. Восприятие глазами движения. Защита зрения. Нос – орган обоняния. Ухо –
орган слуха. Язык – орган вкуса. Кожа – орган осязания. Орган равновесия. Боль – сигнал
опасности. Специфика чувствительных клеток и отсутствие специфики проведения
сигнала по нервам.
Размножение – свойство живых организмов. Эмбрион – орган матери. Питание и
дыхание эмбриона. Рождение. Зависимость ребёнка от матери. Человеком не родятся, а
становятся.
Травмы. Микробы – возбудители болезней. Бактерии и вирусы. Что вызывает грипп и
как он передаётся? Что такое простуда? Почему корью, ветрянкой и скарлатиной болеют
один раз? Защита организма. Высокая температура, её причины. Клетки крови –
пожиратели микробов. Прививки и их роль в спасении нас от болезней. Медицина
побеждает страшные недуги. Болезни современного общества. Физкультура –
необходимый элемент культуры цивилизованного человека.
Происхождение человека
Предки человека – человекообразные обезьяны и их
особенности. Хорошо развитая рука, зрение и сложный мозг. Двуногое передвижение,
вертикальная постановка тела, освобождение рук от функций передвижения и высоко
посаженная голова. Длительный период детства и обучение. Основа выживания наших
предков – предвидение поведения врагов и объектов питания в пространстве и времени и
коллективные действия. Человек и его разум. Речь.
Первобытное стадо как прообраз человеческого общества. Обезьянолюди –
древнейшие люди нашей планеты. Изготовление орудий труда. Хранение орудий и
изготовление их впрок – главная предпосылка прогресса технологий. Пользование огнём
и разведение огня. Коллективная охота на крупных зверей. Разделение труда. Длительное
обучение детей и позднее их взросление. Происхождение семьи. Появление человека
разумного.
Рукотворная природа
Приручение и разведение домашних животных,
разведение культурных растений. Породы и сорта. Искусственный отбор. Животноводство и
растениеводство, их роль в хозяйстве человека. Вспашка, севооборот, внесение
удобрений, полив, использование теплиц и ядохимикатов позволяют увеличить урожай.
Изобретение рычага и его использование для изготовления инструментов. Наклонная
плоскость и колесо и их применение человеком. Клин, блок, ворот.
Вода, её свойства (принимает форму сосуда, выталкивающая сила, текучесть,
несжимаемость, способность растворять). Изменение свойств воды при нагревании и
охлаждении. Сообщающиеся сосуды – устройство водопровода. Фильтрация. Устройство
простейшего парового двигателя, гидравлический пресс и домкрат.
Воздух, его состав и свойства (расширяется при нагревании, плохо проводит тепло,
малая плотность, упругость). Воздушный шар. Обладает ли воздух выталкивающей силой?
Горные породы и минералы, их использование человеком. Свойства горных пород и
минералов (постоянная форма, прочность, твёрдость). Производство кирпича, цемента,
бетона, стекла. Драгоценные и поделочные камни.
Металлы, их свойства (твёрдость, пластичность, расширяются при нагревании,
проводят тепло и электричество), добыча и использование. Бронза, железо и его сплавы.
Способы обработки металлов. Использование различных металлов.
Торф, каменный уголь, нефть и природный газ – ископаемое топливо, его
происхождение. Паровой двигатель. Двигатель внутреннего сгорания, ракетный двигатель. Электричество в природе. Использование электричества человеком. Магниты, их особенности.
Звук, его свойства (высота звука и его связь с вибрацией). Средства связи и музыкальные инструменты.
Свет, его свойства (распространение по прямой, преломление, поглощение).
Современные технологии на службе у человека. Изготовление синтетических материалов.
Искусственный спутник и полёт в космос. Изобретение компьютеров, роботов и лазера и их роль в жизни
современного человека.
Присваивающее хозяйство наших предков. Производящее хозяйство. Создание
искусственной экосистемы. Нарушение круговорота веществ в биосфере: накопление
отходов производства и жизнедеятельности, загрязнение окружающей среды. Наша Земля
становится для нас всё более неожиданной и чужой. Экологическое хозяйство будущего
человека.
Повторение пройденного материала
Раздел 2: «Человек и человечество»
Человек и его внутренний мир
Человек – дитя природы и общества. «Маугли» – человек вне человеческого общения. Обучение и воспитание в развитии человека.
Основные качества личности. Характер. Черты характера как устойчивые проявления
личности.
Эмоции. Выражение эмоций. Эмоциональные состояния. Настроение. Тревожность.
Самооценка – или каким ты себя видишь. Самооценка и оценивание: ты о себе, ты о
других, другие о тебе.
Отношения с другими и к другим: симпатии и антипатии. Общение и его виды
(речевые и неречевые). Мимика – «выражения лица» и пантомимика – «язык движений».
Правила приличия.
Человек и общество
Общество как взаимосвязь людей. Конфликт. Причины и
виды конфликтов. Способы разрешения конфликтов.
Правила поведения людей в обществе. Совесть. Мораль и право.
Круги общения и социальные группы. Человечество – самая большая социальная
группа.
Права человека в обществе. Преступления против личности. Права ребёнка. Защита
прав ребёнка.
Картина всемирной истории человечества
Всемирная история человечества – возникновение и изменения человеческого общества от появления первых людей до наших дней. Картина всемирной истории человечества – смена нескольких эпох – «времён». Образ развития общества как образ изменений в технике, формах общества, правилах морали.
Первобытный мир (1 млн лет – 5 тыс. лет назад) – время появления человека и его
расселения по планете. Древний мир (3 тыс. до н.э. – V век новой эры) – время
возникновения первых цивилизаций – обществ нового типа. Средние века (V–XV века) –
время смены одних цивилизаций другими и распространения области цивилизаций по
планете. Новое время (XV–XIX века) – эпоха стремительного развития Европейской
цивилизации, резких изменений в жизни людей. Новейшее время (XX век) – эпоха
тяжёлых испытаний для человечества и создания основ всемирной человеческой
(общечеловеческой) цивилизации.
Человек и многоликое человечество
Единое человечество состоит из разных рас и разных народов Земли. Расы человечества. Народы, их основные различия.
Национальность человека. Права человека на развитие своей народной культуры,
равноправие представителей разных рас и народов.
Единое человечество состоит из граждан разных государств. Многообразие государств
планеты. Монархии и республики. Демократические и недемократические государства.
Права человека по участию в управлении государством, свобода слова. Единое человечество состоит из верующих, приверженцев разных религий и атеистов.
Вера (представление о богах) и атеизм (неверие в Бога). Право человека на свободу
совести (выбрать любую религию или быть атеистом).
Религии мира – религии, распространившиеся на многие народы мира и ставшие
частью мировой общечеловеческой культуры.
Человек и единое человечество
Образ «мирового хозяйства», объединяющего всё человечество. Трудовая деятельность человека. Собственность, доход, заработная плата. Обмен и деньги. Взаимосвязь государств и народов планеты в области производства и торговли.
Современное человечество объединяют общие задачи развития культуры и спорта.
Общечеловеческие культурные достижения и ценности, проблема их сохранения и
развития. Современное олимпийское движение, значение для современного человечества.
Почти все государства планеты входят в Организацию Объединённых Наций. Задачи
ООН, принципы построения, практическая работа на благо всего человечества. Один из
главных документов ООН – «Декларация прав человека».
Всё человечество объединяют глобальные (всеобщие) проблемы современности,
которые угрожают самому существованию человечества.
Обобщающее повторение
Путь человечества в XXI век. Будущее зависит от каждого из нас!
- Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Содержание материала | Кол-во часов | Сроки изучения | ||
по плану | факти чески | по плану | факти чески | ||
I четверть (18 часов) | |||||
Часть 1. «Человек и природа» (32 часа) | |||||
Глава I. Как работает организм человека (17 часов) | |||||
1/1 | Как устроен организм... | 1 | |||
2/2 | Кожа- «пограничник» организма. Проверочная работа № 1 по теме: «Как устроен организм человека». | 1 | |||
3/3 | Как человек двигается. | 1 | |||
4/4 | Путешествие бутерброда. Проверочная работа № 2 «Кожа и опорно-двигательная система». | 1 | |||
5/5 | Как удаляются ненужные вещества. | 1 | |||
6/6 | Для чего и как мы дышим. Проверочная работа № 3 по теме: «Пищеварение и выделение» | 1 | |||
7/7 | Волшебная восьмёрка. | 1 | |||
8/8 | Что такое кровь. | 1 | |||
9/9 | Почему наш организм работает слажено. Проверочная работа № 4 по теме: «Дыхание и кровообращение» | 1 | |||
10/10 | Окна в окружающий мир. Проверочная работа № 5 по теме: «Нервная система». | 1 | |||
11/11 | Многогранный мир чувств. | 1 | |||
12/12 | Родители и дети. Проверочная работа № 6 по теме: «Органы чувств». | 1 | |||
13/13 | Отчего мы иногда болеем. | 1 | |||
14/14 | Наши предки - древесные. Проверочная работа № 7 по теме: «Родители и дети. Отчего мы иногда болеем». | 1 | |||
15/15 | На заре человечества. Проверочная работа № 8 по теме: «Происхождение человека». ПДД «Дорожные знаки и их группы». | 1 | |||
16/16 | Контрольная работа №1 по теме: «Как работает организм человека». | 1 | |||
17/17 | Повторение по теме: «Как работает наш организм» | 1 | |||
Глава II. Рукотворная природа (16 часов) | |||||
18/1 | Рукотворная жизнь | 1 | |||
19/2 | На службе у человека. Проверочная работа № 9 по теме: «Рукотворная жизнь» | 1 | |||
II четверть ( 14 часов) | |||||
20/3 | Покорение силы. | 1 | |||
21/4 | Как человек использует свойства воды. Проверочная работа № 10 по теме: «Покорение силы» | 1 | |||
22/5 | Как человек использует свойства воды. (Опыты с водой.). Проверочная работа № 11 по теме: «Свойства воды» | 1 | |||
23/6 | Как человек использует свойства воздуха. | 1 | |||
24/7 | Горные породы и минералы. Проверочная работа № 12 по теме: «Свойства воздуха» | 1 | |||
25/8 | Металлы. Проверочная работа № 13 по теме: «Горные породы и минералы» | 1 | |||
26/9 | Приручение огня. Проверочная работа № 14 по теме: «Металлы» | 1 | |||
27/10 | Как нам жить. Проверочная работа № 15 по теме: «Приручение огня» | 1 | |||
28/11 | Контрольная работа № 2 по теме: «Рукотворная природа» | 1 | |||
29/12 | Итоговая контрольная работа по теме: «Как работает организм.» | 1 | |||
30/13 | Повторение по теме «Как устроен организм человека.» Проверочная работа № 16 по теме: «Для любознательных» | 1 | |||
31/14 | Повторение по теме «Многогранный мир чувств». Проверочная работа № 17 по теме: «Как нам жить». ПДД «Дорожная разметка и её предназначение» | 1 | |||
32/15 | Повторение по теме: «Окна в окружающий мир» | 1 | |||
III четверть (20 часов) | |||||
33/16 | Повторение по теме: «На службе у человека» | 1 | |||
Часть 2. Человек и человечество (36 часов) | |||||
Раздел 1. Человек. | |||||
Глава I. Человек и его внутренний мир (6 часов) | |||||
34/1 | Кого можно назвать человеком. | 1 | |||
35/2 | Посмотри в своё «зеркало» | 1 | |||
36/3 | Как понять, что творится у друга на душе Проверочная работа № 1 по теме: «Человек и его внутренний мир» | 1 | |||
37/4 | Переживания испытанные временем | 1 | |||
38/5 | Как узнать человека. | 1 | |||
39/6 | Повторение по теме: «Человек и его внутренний мир». Проверочная работа № 2 по теме: «Человек и его внутренний мир» | 1 | |||
Глава II. Человек и мир людей (5 часов) | |||||
40/1 | Что такое общество? | 1 | |||
41/2 | Как жить в мире людей | 1 | |||
42/3 | Моё общество | 1 | |||
43/4 | Права человека. | 1 | |||
44/5 | Повторение по теме: «Человек и мир людей» | 1 | |||
Раздел II. Человечество | |||||
Глава III. Человек и прошлое человечества (12 часов) | |||||
45/1 | Первобытный мир – первые шаги человечества. | 1 | |||
46/2 | Первобытный мир - первые шаги человечества. | 1 | |||
47/3 | Древний мир – рождение первых цивилизаций | 1 | |||
48/4 | Древний мир - рождение первых цивилизаций. Проверочная работа № 3 по теме: «Человек и прошлое человечества» | 1 | |||
49/5 | Эпоха средних веков – между древностью и Новым временем. | 1 | |||
50/6 | Эпоха Средних веков - между древностью и Новым временем. | 1 | |||
51/7 | Новое время – торжество Европы | 1 | |||
52/8 | Новое время - торжество Европы. Проверочная работа № 4 по теме: «Человек и прошлое человечества» | 1 | |||
53/9 | Новейшее время – трудный шаг к единому человечеству | 1 | |||
54/10 | Новейшее время – трудный шаг к единому человечеству. ПДД «Тормозной путь» | 1 | |||
55/11 | Контрольная работа № 1 по теме: «Человек» | 1 | |||
56/12 | Повторение по теме: «Человек и прошлое человечества» | 1 | |||
IV четверть (16 часов) | |||||
Глава IV. Человек и многоликое человечество (3 часа) | |||||
57/1 | Короли, президенты и граждане. | 1 | |||
58/2 | Расы и народы. Проверочная работа № 5 по теме: «Человек и многоликое прошлое» | 1 | |||
59/3 | Кто во что верит. Проверочная работа № 6 по теме: «Человек и многоликое прошлое» | 1 | |||
60/4 | Повторение по теме: «Человек и многоликое человечество» | 1 | |||
Глава V. Человек и единое человечество (8 часов) | |||||
61/1 | Мировое хозяйство. | 1 | |||
62/2 | Мировое сообщество государств | 1 | |||
63/3 | Что человечество ценит больше всего | 1 | |||
64/4 | Как нам жить | 1 | |||
65/4 | Контрольная работа № 2 по теме: «Человек и человечество» | 1 | |||
66/6 | Повторение по теме: «Человек и единое человечество». ПДД. «Общие требования к водителям велосипедов» | 1 | |||
67/7 | Итоговая контрольная работа | 1 | |||
68/8 | Обобщение изученного материала | 1 |
- Список используемой литературы
- Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Книга 2. Программы отдельных предметов (курсов) для начальной школы / Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. – Изд. 2-е, испр. – М. : Баласс, 2012. – 432. (образовательная система «Школа 2100")
- Вахрушев А.А. Окружающий мир. (Человек и природа) 4 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений : в 2 ч. Ч. 1/ Р.Н. А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, О.В. Бурский, А.С. Раутиан. – 4 – е изд., перераб. – М. : Баласс; Издательство Школьный дом, 2013. – 144 с. : ил. (Образовательная система «Школа 2100»)
- Вахрушев А.А. Окружающий мир. (Человек и человечество) 4 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений : в 2 ч. Ч. 2/ Р.Н. А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, С.С. Кузнецова, Е.В. Сизова, С.В. Тырин. – 4 – е изд., перераб. – М. : Баласс; Издательство Школьный дом, 2013. – 128 с. : ил. (Образовательная система «Школа 2100»)
СОГЛАСОВАНО
на заседании ШМО
учителей начальных классов
протокол № ____
от «___»____________2016 г.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора школы
по учебно-воспитательной работе
_______________О.Е. Соколова
«_____»______________2016 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по окружающему миру 1 класс УМК 2100
рабочая программа по окружающему миру 1 класс УМК 2100...
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс "Школа 2100"
в соответствии с ФГОС...
Рабочая программа по окружающему миру 1 класс Школа 2100
календарно-тематическое планирование по окружающему миру, 1 класс, " Школа 2100", надомное обучение...
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс школа 2100
Данная разработка содержит пояснительную записку и календарно - тематическое планирование...
Рабочая программа по окружающему миру 1 класс "Школа 2100"
Программа по окружающему миру для 1 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта на основании Общеобразовательной программ...
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс. "Школа 2100"
Рабочая программа по окружающему миру для 4-го класса составлена в рамках ОС "Школа 2100", рассчитана на 2 часа в неделю....
Рабочая программа по окружающему миру 1 класс "Школа 2100"
рабочая программа и тематическое планирование по окружающему миру для 1 класса....