Окружающий мир УМК " Школа 2100" 4 класс .Тема урока " Мировое хозяйство"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Фёдорова Екатерина Михайловна

Содержание учебного материала соответствует теме и цели урока, соответствует ФГОС НОО.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Окружающий мир. УМК « Школа 2100» 4 класс

Тема урока : « Мировое хозяйство»

Цель урока: Научить объяснять как мировое хозяйство объединяет людей на Земле в единое человечество.

Задачи:

1.Дать первичное представление об основных понятиях : труд, деньги, доход, собственность, товарно – денежные отношения.

2.Дать первичное понятие об основах мирового хозяйства.

3.Учиться замечать и объяснять , какие поступки противоречат правам человека.

4.Формировать понимание того, что не всё в мире измеряется деньгами.

Планируемые результаты:

- помочь выяснить границы собственного знания и незнания;

- научиться объяснять некоторые экономические понятия;

- вести диалог по теме урока;

- учиться находить информацию, работать в паре.

Метод обучения : частично – поисковый, репродуктивный.

Технология : диалогового взаимодействия.

Организация формы работы : фронтальная, в парах.

Тип урока : урок открытия новых знаний.

Содержание учебного материала подобрано в соответствии с темой и целью урока , соответствует ФГОС НОО.

Средства обучения: учебник «Человек и человечество»  и рабочая тетрадь УМК «Школа 2100»  4 класс, наборы этикеток и упаковок различных товаров, политическая карта мира, карточки с заданиями, карточки с новыми понятиями, видео о производстве и доставке товаров.

План урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

1.Организа-

ционный.

Создание положительной атмосферы , настрой на успешную работу.

Настрой на продуктивный урок.

Личностные( положительное эмоциональное состояние)

2.Стадия вызова.

Актуализация знаний по теме урока, создание условий для понимания учебной задачи, способов её решения.

Выявление знаний учащихся о ведении домашнего хозяйства, об использовании товаров, произведённых в разных странах мира.

Выполняют задания , вспоминают необходимый для урока изученный материал.

Анализ и обсуждение личного опыта по ведению домашнего хозяйства.

Личностные(смыслообразование).

Регулятивные(целеполагание, прогнозирова-ние).

Познавательные( общеучебные – нахождение информации для формулировки познава-тельной цели).

Коммуникативные( работа в парах), монологические высказывания.

3.Стадия осмысления.

Организация поисково – исследо-вательской работы по изучению информации на упаковках и этикетках различных товаров.

Беседа о товарно – денежных отношениях .

Коллективная работа с учебным материалом.

Исследование места изготовления товара, обоснование его необходимости, способов доставки.

Работа с картой.

Поэтапное чтение и комментирование учебной статьи.

Личностные(использование личного опыта , овладение нормами поведения).

Познавательные ( логические –анализ и синтез полученных знаний, смысловое чтение).

Коммуникативные – умение прислушиваться к чужому мнению, выслушивать одноклассников.

4.Стадия рефлексии.

Организация самостоятельного применения знаний .Включение нового знания в систему знаний. Фронтальная работа.

Самостоятельная работа в тетрадях, выполнение заданий на карточках, взаимопроверка.

Познавательные ( общеучебные – формулировка и выражение собственных мыслей , структуирование информации).

Регулятивные ( рефлексия).

Коммуникативные ( работа в парах).

5. Итоги урока.

Выяснение трудностей, успехов.

Самооценка.

Регулятивные( самооценка).

Личностные( Этическое оценивание нового).

Ход урока.

Этап.

Деятельность учителя.

Деятельность обучающихся.

1.

Органи-зацион-ный

момент

Приветствие.

 Слайды с разнообразными видами Земли, людей различных национальностей, профессий.

Самоорганизация. Подготовка к уроку .

2.

Стадия

вызова.

- Как вы понимаете выражение : «Единое человечество».

- Что объединяет всех людей?

-Чтобы определить тему урока надо выполнить задания на карточках. Если правильно ответите на вопросы, то получите кодовое слово. Обсудите и объясните значение этих слов.

- Какое понятие для нас  новое?

-Что вызывает затруднение?

- Что будет темой нашего урока?

-  Что вы можете рассказать о своём домашнем хозяйстве?

Какие продукты, товары вы покупаете?

- Многие из вас бывали в других странах Отличается их домашнее хозяйство от вашего?

Демонстрация слайдов.

- Единое человечество многолико. Складывается из людей разных рас, народов, граждан разных государств, верующих и атеистов. Все люди равны, похожи , мечтают о мире, добре.

Работа в парах.  Ответы :

- Христианство. Буддизм.( религия).

- Национальность ( народ – общность людей , общий язык, история).

- Раса (отличия людей по внешним признакам).

- Граждане ( жители страны, исполняющие её законы)

- Конституция( законы, по которым живёт общество).

- Хозяйство.

- Выяснение значения этого слова. Высказывания учащихся.

- Обсуждение  личного опыта ведения домашнего хозяйства, покупок.

- Высказывания по личным наблюдениям. ( во всём мире люди пользуются продуктами, бытовой техникой).

3.

Стадия

осмыс-ления.

1

.- Рассмотрите этикетки и упаковку различных продуктов и товаров.( демонстрация видео ).

- В каких странах они произведены? Покажите эти страны на карте .

- Для чего их привезли к нам?

- Как доставляют такие товары?

2.

- Может ли семья произвести для себя всё необходимое для удобной жизни? А в других странах?

- Сколько профессий может освоить человек?

3

.-Как в вашем доме появляются продукты и товары?

- Что значит «купить»?

- Что такое деньги?

- Где люди берут деньги? А в других странах?

-Как называются деньги в других странах?

4.

- Проверим наши высказывания. Прочитайте учебную статью на стр. 98 – 99.( комментированное чтение, обсуждение иллюстраций).

- Все ли высказывания и предположения оказались верными? Что новое узнали?

- Как вы думаете, в хозяйстве государства нужны товары , произведённые в других странах?

5.

- Если вам подарили какой то предмет, то чей он будет?

- Какие предметы есть у вас в личной собственности? Какими предметами вы пользуетесь всей семьёй?

- Существуют ли в других странах  предметы личной собственности?

6.

-Комментированное чтение учебной статьи стр.101.

7.

- Чего надо остерегаться, покупая лишние предметы?

- Приведите примеры ситуаций,  когда жадность превращает человека в раба вещей.

- Какое право нарушается, когда кто-то отбирает или портит ваши вещи? Как поступить в такой ситуации?

- А всё ли можно измерить деньгами?

- Чай собрали в Индии, расфасовали в России.

- Бананы привезли из Африки( Марокко).

- Эти игрушки привезли из Китая.

-Телефон изготовлен в Германии.

-Эти продукты растут в других странах, им требуются особые условия.

- Их доставляют по морю, по воздуху, на поездах, автомобилях.

-Нет. В современном мире сложные технологии.

- Две, три профессии. Ручной труд для дома.

-Покупаем в магазине.

-  Выбрать нужный товар. Заплатить деньги.

- Монеты, купюры.

- Зарабатывают.

- Доллары, фунты, юани.

- Смысловое чтение вслух.

- Обмен товара на деньги – это товарно – денежные отношения.

- Можно купить товар, можно купить технологию и производить у себя.

Например автомобили, стиральные порошки, лекарства.

- Мой собственный.

- Высказывания детей.

- Высказывания по личному опыту.

- Верны ли наши мысли?

- Можно стать рабом вещей.

- Шоколай, Скупой рыцарь, Кот Базилио и Лиса Алиса.

- Право на личную собственность. Надо обратиться за помощью и защитой к полицейскому.

- Дружба, доброе слово, улыбка – бесценны. Их нельзя купить, только получить взамен своей дружбы, улыбки…

4.

Рефлек-

сия.

- Составьте логическую цепочку из новых понятий: деньги, труд, товар, доход, собственность. Что первично?

- Какую роль мировое хозяйство играет в сближении людей?

- Самостоятельно выполните в тетради задание №1 и 2. Проверьте друг друга. Самостоятельно оцените свою работу.

Учащиеся по колонкам выходят к доске и составляют логическую цепочку , последний объясняет свой вариант. Обсуждение.

- Мировое хозяйство объединяет людей, сближает , уравнивает .

- Выполнение работы.

- Обсуждение, исправление ошибок.

5.

Итоги.

- Какие новые понятия узнали на уроке?

- Для чего люди придумали деньги?

-Что нельзя оценить деньгами?

- Что было неожиданным для вас?

- Что показалось трудным?

-Что было важным для вас?

-Спасибо за урок. Молодцы!

- Я узнал, что…

- Я понял, что…

Видеоматериалы по выбору : виды природы разных уголков Земли, людей различных рас, народов, профессий. Изображения разных продуктов, товаров. Рынок, магазин.

Карточки с заданиями по вариантам . На обороте правильного ответа  часть нужного слова.

В-1. 1.Какие испытания выпали на долю человечества в середине 20 века?

- падение метеорита

- эпидемия оспы

- Вторая Мировая Война

2. Как называется организация , созданная большинством государств 24 октября 1945 года?

- совет ветеранов

- организация объединённых наций

- организация любителей  спорта

3.- Что необходимо сделать людям, чтобы мы стали единым человечеством?

- изучать историю своей страны

- закрыть границы и никого не пускать

-уважать права и свободы всех народов на Земле.

В – 2.         В – 3.

1.Чем демократические государства отличаются от диктатуры.        1.На какие группы можно разделить человечество?

- правит один человек        - добрые, сердитые, скучные

- народ выбирает людей, которые управляют государством        - граждане

- каждый живёт по своим законам        -представители трёх рас

2. Единое человечество состоит из         2.По каким признакам разделяются люди на расы?

- граждан разных государств        - по характеру

- из семей, объединённых родственными связями        - по цвету кожи, форме глаз

- из людей, увлечённых одним делом        - по строению тела

3. В демократической стране граждане имеют право        3. Что такое народ?

- не подчиняться законам        - люди, живущие на одном материке

- избирать и быть избранными        - люди объединённые языком, культурой, историей

- выбирать  язык общения        - люди, у которых есть общие интересы

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по окружающему миру 4 класс Образовательная система «Школа 2100», программа по окружающему миру авт. А.А.Вахрушев. Тема урока: «Сельское хозяйство на службе человека».

     Данный урок является частью раздела «Рукотворная природа» и направлен не только на приобретение учащимися  конкретных знаний,основанных на анализе окружающего мира, ...

Урок "Мировое хозяйство". Окружающий мир. 4 класс. "Школа 2100"

Открытый урок по окружающему миру в 4 классе УМК "Школа 2100" на тему "Мировое хозяйство" и презентация к нему....

Окружающий мир.УМК «Ритм»,1 класс,тема урока:"Времена года"

Предмет: Окружающий мирНазвание учебно-методического комплекса или иных пособий издательства «Дрофа», использованных при подготовке конспекта:  УМК «Ритм»Класс:1 класс Тема: Времена годаТип урока...

Урок-экскурсия по окружающему миру во 2-м классе Тема урока: "Живая и неживая природа осенью"«В гости к осени"

Необходимо организовать  и направить деятельность учащихся на формирование представлений о характерных признаках осени в неживой и живой природе; расширить знания детей об осенних изменениях в жи...

Методическая разработка урока по окружающему миру во 2 Б классе. Тема урока: "Дикие и домашние животные"

Цели урока: закрепление знаний обучающихся о диких и домашних животных, формирование представлений о целостности окружающего мира, взаимозависимости структурных компонентов...

Технологическая карта и презентация окружающего мира УМК "Перспектива" 4 класс Тема урока По равнинам и горам

Цель:формирование представления о равнинах и горах; знакомство с равнинами и горами на территории РоссииЗадачи:Дидактические:1. Учить определять составные части гор и равнин.2. Познакомить с равнинами...