Проект “Птицы и мы!”
проект по окружающему миру (2, 3 класс) на тему

Кофанова Наталья Алексеевна

Большую роль в образовании и воспитании школьников любого возраста играет практическая и исследовательская работа. Метод проектов предоставляет участникам использовать свои сильные стороны. К тому же школьники не просто механически приобретают готовую сумму знаний, а накапливают собственный интеллектуальный опыт.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx22.37 КБ

Предварительный просмотр:

Проект “Птицы и мы!”

Большую роль в образовании и воспитании школьников любого возраста играет практическая и исследовательская работа. Метод проектов предоставляет участникам использовать свои сильные стороны. К тому же школьники не просто механически приобретают готовую сумму знаний, а накапливают собственный интеллектуальный опыт.

Каким бы ни был проект, он должен родиться из потребности воплотиться в некий конечный продукт, в котором кто-то заинтересован. Итогом проделанной работы стали созданные детьми совместно с родителями кормушки и проведение акции “Берегите птиц!”. Идея проекта “Птицы и мы !” возникла в ходе обсуждения на уроке окружающего мира темы “Птицы, занесенные в красную книгу”. Сразу возникло множество вопросов: какие птицы живут у нас? Чем они питаются? Где зимуют? Особенно интересной ребятам показалась тема птиц, использованная в народном творчестве. Оказалось очень много примет, пословиц и поговорок связано с пернатыми! Поэтому мы решили уделить данной теме особое внимание.

Итак, проблема перед детьми была поставлена и теперь было необходимо спланировать работу.

Как и в любой серьезной работе, в нашей работе были определены объект, предмет, цели и задачи работы.

Объектом нашего изучения стал мир птиц.

Предметом изучения – энциклопедические знания, народное творчество.

Цель: Воспитание ответственного отношения к природе, к “братьям нашим меньшим”.

Задачи:

Создание условий для осмысления связей и отношений между человеком и представителями фауны.

Расширение представлений о пернатых друзьях, их важной роли в природе.

Побуждение к необходимости беречь пернатых друзей, защищать их.

Класс был разделен на шесть групп, и каждая собирала сведения по своей теме, пользуясь энциклопедиями, газетными вырезками, учебниками и другими материалами.

Последующая работа велась в двух направлениях: на общих занятиях группы продолжали обсуждать общие вопросы, и в то же время каждый ученик работал над изучением конкретной темы. Проводилось подведение промежуточных итогов.

Проект был разбит на несколько этапов:

I. Подготовительный этап

План:

Мотивационная беседа с детьми

Информационный этап: подборка загадок, пословиц, поговорок, примет, стихов и интересной информации о птицах (дети работают в группах)

Этап формирования личностного отношения школьников к проблеме

Описание: на этом этапе обязательно проведение классного часа на заданную тему, на котором дети спорят, высказывают свое мнение, в результате чего у детей формируется личностное отношение к проблеме. Также на занятии определяется план дальнейших действий, распределяются обязанности между созданными группами и внутри них. Было решено поделиться на три группы.

Классный час

Учитель: Наш разговор будет посвящен птицам.

Знаете ли вы, что более 150 миллионов лет назад от предков динозавров произошли птицы. Сильно изменяясь, они приобрели разнообразные формы, повадки, размеры. Это позволило им со временем заселить все континенты, освоить самые разные экологические ниши. Береговые ласточки, зимородки, щурки приспособились гнездиться даже под землей. Но не все 28 отрядов современных птиц, объединяющих более 8600 видов, появились сразу. История гусеобразных насчитывает более 115 миллионов лет. Воробьиные, к которым относится более половины всех птиц, известны всего 60 миллионов лет. В настоящее время на территории нашей страны обитает более семисот видов птиц. Раздел науки биологии, изучающий пернатых, называется орнитологией. Птицы очень красивы, они радуют нас стремительным полетом, красивым оперением, мелодичным пением. Мы привыкли к соседству птиц, любим их и хотим знать о них все.

Сегодня мы не будем говорить об экзотических птицах из далеких стран. Я расскажу вам о тех пернатых, которые живут рядом с нами: в наших садах, огородах, парках.

(Сообщения о птицах готовят дети, возможно с презентацией или рисунками парами или группами. В презентации используются информация из энциклопедий, приметы и поговорки, элементы народного творчества)

Воробей

В большинстве мест воробей – птица оседлая, но кое-где и перелетная: например, из Якутии на зиму отправляется в жаркие страны. А.И, Куприн с доброй улыбкой писал о воробьях: “Юркий плут, воришка, забияка, драчун и первейший нахал. Проведет он всю зиму нахохлившись под застрехой или в глубине ели густой, питаясь тем, что найдет на дороге, а чуть весна, лезет в чужое гнездо, - в скворечье или ласточкино. Ершится, прыгает, блестит глазками и кричит на всю вселенную”. Воробей приносит немало вреда, нападая на посевы зерновых, подсолнечника, конопли, расклевывая почки фруктовых деревьев, уничтожая ягоды, воруя зерно. Нередко воробей безобразничает и на огороде. Значит вреден? А вот и нет! В США, в городе Бостон, поставлен памятник воробью, спасшему поля, сады и огороды от вредителей, в частности, от гусеницы. Жители Китая, подсчитав, сколько пшеницы и риса уничтожают воробьи, объявили им войну. Кое-где их полностью уничтожили. И что же? Через некоторое время пришлось китайцам покупать эту птицу в Монголии и выпускать в тех местах, где ее не осталось. В Австралию регулярно завозят воробьев из Европы для спасения растений от насекомых-вредителей. Значит полезен? По приблизительным подсчетам специалистов, стая воробьев в тысячу птиц за один месяц уничтожает восемь килограммов семян сорняков, внося вклад в защиту культурных растений. Но это еще не все. Выкармливая птенцов, воробьи ежегодно приносят им по 600 насекомых, из которых 90% вредители. За две недели выкармливания общий вес этой добычи составляет примерно 1-1,5 килограмма.

Ворона

Вороны – “интеллектуалы”, по сообразительности стоят на одной из верхних ступеней в птичьем царстве, об их уме рассказывают чудеса. Вороны издавна жили и гнездились в городах. Ученые говорят, что они синатропны, то есть тесно связаны с человеком. Причин тому несколько. Во-первых, они не боятся человека, кроме того, в городе много еды. Во-вторых, они осторожны и недоверчивы, близко к себе не подпускают: отскакивают или отлетают в сторону. И в то же время при серьезной опасности бросаются ей навстречу, например, атакуют хищных птиц, появившихся вблизи гнезда, при этом спешат на помощь друг другу со всей округи. Вообще организованность ворон очень высока: они подчиняются “старшему” стаи и знают друг друга “в лицо”. Основная задача вороны – добыть пропитание. Она для этого пользуется и “примитивными” методами – разбойничает в чужих гнездах, роется в мусорных баках, отбирает корм у других птиц. Но в то же время она умудряется добыть пищу там, откуда другие птицы улетают несолоно хлебавши. Современная городская ворона может распечатать пакет молока, разбить грецкий орех, размочить в луже сухарь, вскрыть консервную банку.

Голубь

Когда говорят о голубях, вспоминают домашних, искусственно выведенных человеком, или других – сизых почтовых, или их предков, которые сейчас бродят по улицам и площадям городов. Именно бродят! Летать, конечно, умеют, но так обленились, что делают это очень неохотно. Голуби вообще ходят очень хорошо, пищу, как правило, собирают на земле. Живут голуби стаями, причем иногда очень большими.

Гнезда строят немудреные, в них два, а то и 4-5 раз в году откладывают яйца. Кормят птенцов голубь и голубка по очереди, так же, кстати, как и высиживают яйца. У голубей бывает по нескольку гнезд. Особенности жизни всех голубей в основном схожи. Все они – зерноядные, у всех небрежные гнезда, все пьют по-особому, голубиному – не закидывают голову, набрав в клюв воды, а опустив в нее клюв, сосут.

Конечно, сизые голуби обычно живут на скалах, в ущельях, а там, где нет скал и ущелий, - в глубоких оврагах, где, фактически, превратились в нахлебников человека и почти утратили свои природные качества – быстроту, стремительность полета, жизнестойкость.

Теперь поговорим о народном творчестве.

Образы птиц в пословицах и поговорках

Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь.

Всяк кулик свое болото хвалит.

Гусь свинье не товарищ.

Лучше синица в руках, чем журавль в небе.

Старого воробья на мякине не проведешь.

Синичка невелика, а птичка.

Воробьи гомонят – гнезда завивают.

Ворона хоть и за море летала, а все белой не стала.

Дай курице грядку – изроет весь огород.

Журавль летит высоко, видит далеко.

Из пушки по воробьям не бьют.

Кабы куст не был мил, соловей гнезда б не вил.

Каждый кулик в своем болоте велик.

Кулик да гагара – два сапога пара.

На насесте своем петух всех сильней.

На чужой сторонушке рад своей воронушке.

Не велика птица – синица, да умница.

Не робей, воробей.

Одна ласточка весны не делает.

На свалке своей петух всех главней.

Пой лучше хорошо щеглом, чем худо соловьем.

Прямо только вороны летают.

Птичка невеличка, да коготок остер.

Соловья баснями не кормят.

Сорока на хвосте принесла

Приметы, связанные с поведением птиц

Первая ласточка весны не делает, но все же, ранние ласточки – к счастливому году.

7 апреля по старинному народному обычаю выпускают птиц из клеток на волю: “Благовещенье – птиц на волю отпущенье”

9 апреля. На Матрену прилетают чибисы: “Чибис на хвосте воду принес”

Кукушка закуковала – пора лен сеять.

Чем позднее отлет журавлей, тем позднее зима начинается.

Синица к избе – зима на дворе.

Если грачи прямо на гнездо летят, весна будет теплой.

Весной грач прилетел – через месяц снег сойдет.

Ранний прилет журавлей – ранняя весна.

Лесные птицы вьют гнезда с южной стороны дерева – лето будет холодным.

Соловьи поют всю ночь – к сухой погоде.

Улетели чайки – начало замерзания стоячих водоемов.

Ворона садится перед дверью жилья – зима будет суровой.

Куры рано линяют – к теплой зиме.

Воробьи прячутся в хворост – на мороз или перед метелью.

Птица хохлится – к непогоде.

Лебедь несет на носу снег.

Гусь лапу поджимает – к стуже, полощется в воде – к теплу, нос под крыло прячет – к ранней зиме.

Учитель: Ребята! Что нового вы узнали о птицах нашего края? Какую пользу приносят птицы?

Птицы – наши друзья, и им нередко требуется помощь, внимание, забота, любовь. Предлагаю вам подумать над ситуацией, которую я сейчас озвучу. Как бы вы поступили в похожем случае?

Возвращаясь домой с прогулки, дети заметили в придорожной траве небольшой комочек, который издавал слабый жалобный писк. Ребята подошли ближе и увидели птичку. Она не могла двигаться. С ней случилась беда: была сломана ножка. Как бы вы поступили, что бы сделали? Звучат ответы детей. Ученики вместе делают вывод: нельзя оставлять беспомощную птичку, надо оказать ей помощь: закрепить сломанную ножку к палочке, принести домой, кормить, ухаживать, а когда выздоровеет, выпустить на волю.

Учитель: Ребята, а как вы и ваши родители помогаете птицам?

Почему же надо беречь птиц, заботиться о них, поддерживать зимой, когда им голодно и зябко?

Возможные варианты ответов детей:

- птицы нужны природе, они часть ее,

- птицы помогают людям бороться с вредными насекомыми,

- птицы помогают получить большой урожай,

- птицы делают жизнь красивее: они замечательно поют, имеют яркое оперение,

- птицы – санитары, они уничтожают комаров и мух.

Учитель: Я благодарю всех вас и радуюсь тому, что вы по-доброму, и по-взрослому относитесь к птицам и свое доброе отношение воплощаете в хорошие, правильные поступки.

II. Творческий этап

План

Детские рисунки и поделки на тему “Мир без птиц” (дети работают в группах)

Сочинение на тему “Что было бы, если бы не было птиц…”

Изготовление кормушек (работа с родителями)

Организация выставки – акции “Берегите птиц”

Описание: самый масштабный из этапов. Детям предоставляется большая свобода творчества: рисунки, сочинения, поделки. Для более сложных работ привлекаются родители (изготовление кормушек, сочинение). Постоянно устраиваются выставки, причем не только в классе, но и в школьном коридоре. Работы оцениваются голосованием (каждому рисунку или поделке присвоен номер) На данном этапе была проведена акция “Берегите птиц!”

III. Защита проекта

Анализ результатов исследования, оценка проделанной работы, сбор папки с материалами. Подготовка к защите проекта. Теперь тщательно выбираем из огромного материала самое важное, планируем, что будем говорить на защите проекта, в каком виде представлять его гостям. Свой проект ребята защищали перед своими ровесниками из других классов. Проводились викторины, рассказывались интересные факты. Посетили детский сад, где ребята провели акцию “Берегите птиц” для старших групп. Ребята отнеслись к данному этапу очень ответственно, еще бы ведь они показывали свои достижения и познания. Кормушки, сделанные вместе с родителями дети развесили в парке. Как потом признавались дети, этот этап им наиболее понравился.

Викторина о птицах

Какие птицы выводят птенцов дважды в лето? (Синицы, голуби)

Какие птицы прилетают к нам первые весной? (Грачи)

какие птицы делают гнезда на земле? (пеночки, трясогузки)

какая из наших птиц быстрее всех летает? (стриж)

Какая самая маленькая птичка в нашей стране? (Королек)

Какие птицы роют норы для гнезд? (Береговая ласточка, зимородок)

Птенцы какой птицы не знают матери? (Кукушки)

У каких птиц крылья покрыты не перьями, а чешуей? (пингвин)

Вьют ли гнезда наши перелетные птицы на юге? (Нет)

Какая птица большую часть пути с юга шагает пешком? (Коростель)

Какие птицы “улетели” в космос и превратились в созвездия? (Голубь, орел, лебедь, ворон)

У каких птиц все пальцы соединены между собой перепонками? (У водоплавающих – пеликана, баклана, гуся, утки)

У какой птицы самый длинный язык? (У дятла – до 15 см)

Где синицы вьют гнезда? (В дуплах)

Когда гуси бывают особенно злыми? (Когда появляются гусята)

Как гуси защищают детей от непогоды? (Прячут под крыльями)

Любимое лакомство аистов? (Лягушки)

Какие птицы могут издавать звуки, похожие на лай собаки или смех человека? (Скворец)

Загадки о птицах

Летом за пахарем ходит,

А под зиму с криком уходит.

(грач)

Маленький мальчишка

В сером армячишке

По дворам шныряет,

Крохи собирает.

(Воробей)

Встали братья на ходули,

Ищут корма на пути.

На бегу ли, на ходу ли

Им с ходулей не сойти.

(Журавли)

Каждый год я к вам лечу,

Зимовать у вас хочу.

И еще красней зимой

Ярко-красный галстук мой.

(Снегирь)

Он прилетает каждый год

Туда, где домик ждет.

Чужие песни петь умеет,

А все же голос свой имеет.

(Скворец)

Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

Черненькая шапочка

И полоска шарфика.

(Синица)

В синем небе голосок –

Будто крохотный звонок.

(Жаворонок)

Носит серенький жилет,

Но у крыльев черный цвет.

Видишь, кружит двадцать пар

И кричат: Карр! Карр! Карр!

(Вороны)

Непоседа пестрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая.

(Сорока)

Угадайте, что за птичка

Темненькая невеличка?

Беленькая с живота,

Хвост раздвинут в два конца.

(Ласточка)

Кто эта птица? Никогда

Не строит для себя гнезда,

Соседкам яйца оставляет

И о птенцах не вспоминает.

(Кукушка)

Проживает в странах жарких

А в нежарких – в зоопарках.

И спесив, и хвастлив,

Потому, что хвост красив.

Им любуется он сам

И показывает нам.

(Павлин)

Голоском речистым, чистым

“Клее! Клее! Клее!”, - поет со свистом.

(Клест)

Весь день рыбак в воде стоял,

Мешок рыбешки набивал.

Закончил лов, забрал улов,

Поднялся ввысь и был таков.

(Пеликан)

Он носом в землю постучит,

Взмахнет крылом и закричит.

Кричит он даже сонный,

Крикун неугомонный!

(Петух)

На одной ноге стоит

В воду пристально глядит,

Тычет клювом наугад –

Ищет в речке лягушат.

На носу повисла капля.

Узнаете? Это …

(Цапля)

Это старый наш знакомый:

Он живет на крыше дома – длинноногий, длинноносый,

Длинношеий, безголосый.

Он летает на охоту

За лягушками к болоту.

(Аист)

Серенькая птичка,

Птичка – невеличка.

Шеей вертишь ты всегда

Разве в этом есть нужда?

(Вертишейка)

Всю ночь летает –

Мышей добывает.

А станет светло –

Спать летит в дупло.

(Сова)

И петь не поет,

И летать не летает –

За что же тогда

Ее птицей считают?

(Страус)

Живет в лесу,

Ухает, как разбойник.

Люди его боятся,

А он людей боится.

(Филин)

Ходит к речке смело

Весь в наряде белом,

У него на ножках

Красные сапожки.

(Гусь)

Съем червя, попью водицы,

Хлебных крошек поищу.

А потом снесу яичко

И ребяток угощу.

(Курица)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебный проект"Птицы на моей кормушке"

Проект "Птицы на моей кормушке"  о птицах, зимующих в нашей местности. Интересен для детей младшего школьного возраста. Именно в это возрасте у детей возникает масса вопросов. Они даже сами не до...

Проект "Птицы нашего края"

Участники проекта: ученики 3 класса (дети со сложной структурой дефекта), родители учащихся, учитель. Проблема: социальная интеграция, экологическая культура учащихся. Цель: коррекция психического ...

Проект "Птицы."

МОУ «Средняя школа №11» г. Кимры Тверская область...

Соц. проект "Птицы-крылья природы"

В настоящее время экологическое образование в школе становится все более приоритетным. Это связано с тяжелой ситуацией на земле. Одна из причин такого положения - экологическая неграмотность бол...

Соц. проект "Птицы-крылья природы"

В настоящее время экологическое образование в школе становится все более приоритетным. Это связано с тяжелой ситуацией на земле. Одна из причин такого положения - экологическая неграмотность бол...

Проект "Птицы зимой"

Наш проект был реализован на уроках чтения, библиотечных уроках, занятиях по окружающему миру в 3 классе общеобразовательной школы. Идея проекта состоит в том, чтобы изучить зимующих  птиц  ...

Экологический проект «Птицы – наши друзья»

Формирование социального опыта учащихся, осознание ими элементарного взаимодействия в системе "человек-природа-общество", воспитание нравственного и экологически обоснованного отношения к  среде ...