Проект "Птицы зимой"
методическая разработка по чтению (3 класс) по теме

Наш проект был реализован на уроках чтения, библиотечных уроках, занятиях по окружающему миру в 3 классе общеобразовательной школы. Идея проекта состоит в том, чтобы изучить зимующих  птиц  нашей  местности,  помочь птицам пережить лютую зиму. С этой целью дети изучают особенности их жизни в зимнее время года: питание, местонахождение, поведение при разной погоде, занимаются поиском сведений в различных источниках, читают статьи по данной теме, знакомятся и обсуждают художественные произведения о сезонной жизни птиц,  собирают  литературный  материал  для  изготовления  книжки  со  стихами,  изготавливают  буклеты,  презентацию. Материалы проекта направлены на активизацию коллективной деятельности учащихся. Возможность выбора индивидуальных заданий позволяет поддерживать интерес к чтению,  охране  и  защите  природы  родного  края.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opisanie__proekta.docx20.85 КБ
Файл pokormite__ptic__zimoy.pptx767.39 КБ

Предварительный просмотр:

Название  проекта:     «Покормите  птиц  зимой»

Предмет  и  участники  проекта:   Окружающий  мир,  литературное  чтение,  3  класс.

Продолжительность  проекта:  3  месяца

Вид  проекта:  практико-ориентированный

Аннотация  проекта:

Наш проект был реализован на уроках чтения, библиотечных уроках, занятиях по окружающему миру в 3 классе общеобразовательной школы. Идея проекта состоит в том, чтобы изучить зимующих  птиц  нашей  местности,  помочь птицам пережить лютую зиму. С этой целью дети изучают особенности их жизни в зимнее время года: питание, местонахождение, поведение при разной погоде, занимаются поиском сведений в различных источниках, читают статьи по данной теме, знакомятся и обсуждают художественные произведения о сезонной жизни птиц,  собирают  литературный  материал  для  изготовления  книжки  со  стихами,  изготавливают  буклеты,  презентацию. Материалы проекта направлены на активизацию коллективной деятельности учащихся. Возможность выбора индивидуальных заданий позволяет поддерживать интерес к чтению,  охране  и  защите  природы  родного  края.

В результате проекта дети узнали о птицах зимующих  в  нашем  селе, поняли, что птицам зимой необходима помощь человека. Эта работа приносит ребятам большую радость и удовлетворение. Они понимают, что участвуют не только в интересном, но и в очень полезном деле. У детей развиваются добрые чувства, желание прийти на помощь нашим братьям меньшим.

Цель :  изучение  зимующих  птиц  нашей  местности  и  способов  оказания  им  помощи  в  трудное  зимнее время.

Задачи:

— Узнать как можно больше сведений о зимующих птицах:  у взрослых, друзей, из энциклопедий, справочников, художественной литературы, из копилки народной мудрости (пословицы, поговорки, приметы, загадки, сказки).

— Изготовить кормушки и развесить их .

— Изучить  повадки  птиц,  подобрать  корм   зимующим птицам.

Актуальность  проекта:

Настоящей работой мы хотели обратить внимание на такую проблему как развитие потребности у детей к познанию природы, мира птиц, повышения экологической грамотности  учащихся

Большую роль в экологическом образовании младших школьников играет практическая и исследовательская деятельность. Теоретические знания, полученные учеником на уроках и занятиях дополнительного образования, должны стать базой для самостоятельного осмысления происходящих в природе процессов и явлений.

Проведение собственных исследований, наблюдений позволят обобщать, анализировать и способствовать экологически грамотному, безопасному для природы и собственного здоровья поведению.

Проект «Покормите  птиц  зимой» позволяет не только закрепить на практике теоретические знания учащихся о роли птиц в жизни человека, но и заинтересовать других  детей младшего школьного возраста своими идеями и делами, чтобы сохранить и приумножить количество птиц в наших дворах, районе.

Данный проект помогает учащимся проявить свою творческую активность, самим построить межличностные отношения в малых рабочих группах, испытать ощущения эмоционального удовлетворения и самореализации.

Немаловажную роль играет совместная деятельность педагогов, учеников и родителей. У родителей появляется возможность наблюдать своего ребёнка во время социального становления как личности в обществе. Тесное сотрудничество педагогов и родителей повышает положительный имидж школы и решает проблему по материальному обеспечению проекта.

Методы:

  1. Накопление  научного  и  литературного  материала:  изучение  произведений  литературы,  статей  справочников,
  2. Ознакомление  с  теорией  вопроса;
  3. Осмысление  собранного  материала;
  4. Проверка  и  уточнение  фактов:  обсуждение  собранного  материала, корректировка, обсуждение  результатов
  5. Практическая  деятельность
  6. Анализ  результатов  опроса.

Основополагающий  вопрос:

«Зачем  зимой  помогать  птицам?»

Проблемные вопросы:

  1. Почему погибают птицы зимой?
  2. Почему не поют птицы зимой в моём селе?
  3. Как помочь пернатым друзьям?

Учебные вопросы:

  1. Какие  птицы  называются  зимующими?
  2. Какие  особенности  каждой  птицы?
  3. Какие  кормушки  можно изготовить?
  4. Какие  поэтические произведения о птицах  знают  дети?

Работа  в  группах:

Группа  зоологов:  знакомятся с термином  «зимующие  птицы»,  собирают  информацию  об  особенностях  птиц,  встречающихся  в  зимнее время в нашей местности, их научным названием,  особенностями питания.  Отчёт представляется в виде  буклетов

Группа  литераторов:  отбирают  литературные произведения,  загадки о зимующих птицах.  Отчёт представлен  в  виде буклетов,  книжки.

Группа  фотокорреспондентов:  в  ходе  работы  над  проектом,  собирают  материал  о  работе  проекта,  птицах,  зимующих  в  нашем  селе.  Отчёт  представлен  в  виде  коллекции фотографий,  картинок для оформления  проекта.

Группа  изобретателей:  собирают  материал о видах  кормушек,  способов  изготовления  из  подсобных  материалов.  Результатом  являются  изготовленные  кормушки.

План  оценивания

До  работы  над  проектом

В  ходе  работы  над  проектом

После  завершения  работы  над  проектом

Вопросы  по   теме  проекта, побуждающие   к деятельности,  выявляющие  актуализацию  знаний  учащихся.

Стартовая  презентация  учителя.

Обсуждение  общего  плана  работы  над  проектом.

Постановка проблемных и учебных вопросов.

Обсуждение плана работы  над проектом  в  группах.

Составление критериев оценивания  (обсуждение  корректировка)

Составление плана  проекта  в  группах.

Поиск  информации  в Интернете

Оценочные  листы   для  групп  учащихся  (создание презентации,  буклета,  книжек)

Контрольные  листы  продвижения по   проекту.

Консультации  учителя.

Рефлексия.

Критерии оценивания  проекта.

Представления  выходного  материала  проекта.

Итоговое  обсуждение

Результаты  исследования.

Итоговая  презентация.

Защита  работ

Описание  методов  оценивания.

Вхождение  в  проект  начинается  с  актуализации  знания  о  птицах,  объяснения  понятия  «зимующие  птицы»,  объяснения  темы,  цели  и  задач  проекта,  деление  учащихся  на  группы.

Критерии оценивания будущих  работ обсуждаются с  учащимися в начале  проекта. На  всём протяжении работы  над  проектом критерии используются для организации контроля со стороны  учителя,  родителей и самоконтроля в мини-группах.

После завершения  работы  над  проектом учащиеся демонстрируют результаты своей деятельности: буклеты, книжки,  изготовленные  своими  руками  кормушки для птиц. Это, кроме предметных знаний, позволяет оценить развитие у учащихся коммуникативных навыков, умения аргументировано и чётко излагать свою точку зрения, задавать вопросы, формулировать мнение и анализировать выступления других, формирует  навык выразительного  осознанного чтения, умения трудиться в группах,  совместно.

Создание  комфортных  условий  для  дифференцированного  обучения.

Возможности  для  всех  учеников

Работа  в  группах  позволяет  учащимся  выбрать для себя  роль в  соответствии со  склонностями. Интересами, чтобы  быть успешным и внести свой вклад  в итоговую работу:

  1. анализ  источников;
  2. поиск  и  обработка необходимой  информации  по  теме  проекта;
  3. поиск  и подготовка к представлению  иллюстративного  материала  по  теме  проекта;
  4. организация и проведение совместного  обсуждения результатов  работы  группы;
  5. обработка  результатов и представление их средствами компьютерных технологий;
  6. представление результатов  работы

Для  одарённого  ученика

Для  одарённого  ученика  можно  использовать самостоятельные  исследования,  проведение  опросов,  подбор  более сложной  научной  информации.

Этих  учеников  можно  ставить во  главе  группы.

Для  учеников, испытывающих  трудности в обучении

Проблемному  ученику можно  дать  задания  по  работе с художественной  литературой по подбору  стихов. Загадок о птицах.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Покормите птиц зимой Выполнила: учитель начальных классов Байзулинова Г.Х.

Слайд 2

Известно, что у птах Нет ни халатов ватных, Ни байковых рубах! У многих даже нет гнезда: Они в грозу, и в град, И под дождём, и в холода На ветках сидя спят. И если долго снег идёт И долго длится вьюга, Тогда, друзья, приходится Пичугам нашим туго. Сугробами засыпаны Бугры, дворы, дорожки, Не могут птицы отыскать Ни зёрнышка, ни крошки. И вот летают всё слабей Ворона, галка, воробей.

Слайд 3

Цель : И зучение зимующих птиц нашей местности и способов оказания им помощи в трудное зимнее время. Задачи: — Узнать как можно больше сведений о зимующих птицах: у взрослых, друзей, из энциклопедий, справочников, художественной литературы, из копилки народной мудрости (пословицы, поговорки, приметы, загадки, сказки). — Изготовить кормушки и развесить их . — Изучить повадки птиц, подобрать корм зимующим птицам.

Слайд 4

Основополагающий вопрос: «Зачем зимой помогать птицам?» Проблемные вопросы: Почему погибают птицы зимой? Почему не поют птицы зимой в моём селе? Как помочь пернатым друзьям? Учебные вопросы: Какие птицы называются зимующими? Какие особенности каждой птицы? Какие кормушки можно изготовить? Какие поэтические произведения о птицах знают дети?

Слайд 5

Работа в группах Группа зоологов: знакомятся с термином « зимующие птицы » , собирают информацию об особенностях птиц, встречающихся в зимнее время в нашей местности, их научным названием, особенностями питания. Отчёт представляется в виде буклета Группа литераторов: отбирают литературные произведения, загадки о зимующих птицах. Отчёт представлен в виде буклета, книжки. Группа фотокорреспондентов: в ходе работы над проектом, собирают материал о работе проекта, птицах, зимующих в нашем селе. Отчёт представлен в виде коллекции фотографий, картинок для оформления проекта. Группа изобретателей: собирают материал о видах кормушек, способов изготовления из подсобных материалов. Результатом являются изготовленные кормушки.

Слайд 6

15 января - самая середина зимы отмечается как Всероссийский День зимующих птиц. В прошлом году с середины января ударили продолжительные 30-градусные морозы, которые нанесли сильный урон населению птиц. Много их погибло, и сейчас в лесах довольно пусто. Р ебятам - просто необходимо помочь нашим пернатым друзьям. Но как? Чтобы ответить на этот вопрос надо знать, кого ждать в гости? Как помочь птицам перезимовать? Чем подкармливать птиц?

Слайд 7

Осенью многие птицы покидают свои родные места и летят зимовать на юг. Зимой под снегом и льдом они не могут найти себе пищу, поэтому не холод, а голод заставляет их отправится в дальнее путешествие . Поможем нашим пернатым друзьям перезимовать, чтобы они могли нас радовать!

Слайд 8

Результаты работы Группа зоологов , используя справочную литературу выяснила какие птицы называются зимующими, собрали материал о повадках птиц и их вкусах. На основании собранного материала был издан буклет.

Слайд 9

Результаты работы Группа литераторов , используя художественную литературу, Интернет собрала материал на основе которого были изготовлены книжка стихов «Покормите птиц зимой» о зимующих птицах и буклет, в котором, размещены загадки о зимующих птицах

Слайд 10

Результаты работы Группа фотокорреспондентов занималась съёмкой птиц, зимующих в нашем селе и его окрестностях. Так же они, используя Интернет подобрали коллекцию фотографий и картинок для оформления буклетов, книжки, презентации.

Слайд 11

Результаты работы Группа изобретателей , используя средства Интернета, собрала материал о видах кормушек для птиц. Родители помогали в изготовлении кормушек.

Слайд 12

ВЫВОДЫ: В ходе работы над проектом мы Узнали, что птицы зимой боятся не холода, а голода, поэтому они так мало поют; Читали стихи и разгадывали загадки о зимующих птицах нашей местности; Изучили повадки и пищевые вкусы птиц; Научились делать кормушки.

Слайд 13

C утра и до позднего вечера, освоив полянки страниц, Хозяйствует в книжке доверчиво раздольная музыка птиц. А может быть, с этого времени наступит иная пора – И станет для птичьего племени милее ещё детвора?! Порадуют снова пернатые руладами сердце и слух, И крепче подружат с юннатами речушка, и роща, и луг. От неба до мира подводного давайте ж, как Родины речь, Умом и душой благородною здоровье планеты беречь! Единое многообразие мы будем ценить неспроста, Любя и Европу, и Азию, И НАШИ РОДНЫЕ МЕСТА!

Слайд 14

ЖЕЛАЮ УДАЧИ!