Проект "Птицы зимой"
методическая разработка по чтению (3 класс) по теме
Наш проект был реализован на уроках чтения, библиотечных уроках, занятиях по окружающему миру в 3 классе общеобразовательной школы. Идея проекта состоит в том, чтобы изучить зимующих птиц нашей местности, помочь птицам пережить лютую зиму. С этой целью дети изучают особенности их жизни в зимнее время года: питание, местонахождение, поведение при разной погоде, занимаются поиском сведений в различных источниках, читают статьи по данной теме, знакомятся и обсуждают художественные произведения о сезонной жизни птиц, собирают литературный материал для изготовления книжки со стихами, изготавливают буклеты, презентацию. Материалы проекта направлены на активизацию коллективной деятельности учащихся. Возможность выбора индивидуальных заданий позволяет поддерживать интерес к чтению, охране и защите природы родного края.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opisanie__proekta.docx | 20.85 КБ |
pokormite__ptic__zimoy.pptx | 767.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Название проекта: «Покормите птиц зимой»
Предмет и участники проекта: Окружающий мир, литературное чтение, 3 класс.
Продолжительность проекта: 3 месяца
Вид проекта: практико-ориентированный
Аннотация проекта:
Наш проект был реализован на уроках чтения, библиотечных уроках, занятиях по окружающему миру в 3 классе общеобразовательной школы. Идея проекта состоит в том, чтобы изучить зимующих птиц нашей местности, помочь птицам пережить лютую зиму. С этой целью дети изучают особенности их жизни в зимнее время года: питание, местонахождение, поведение при разной погоде, занимаются поиском сведений в различных источниках, читают статьи по данной теме, знакомятся и обсуждают художественные произведения о сезонной жизни птиц, собирают литературный материал для изготовления книжки со стихами, изготавливают буклеты, презентацию. Материалы проекта направлены на активизацию коллективной деятельности учащихся. Возможность выбора индивидуальных заданий позволяет поддерживать интерес к чтению, охране и защите природы родного края.
В результате проекта дети узнали о птицах зимующих в нашем селе, поняли, что птицам зимой необходима помощь человека. Эта работа приносит ребятам большую радость и удовлетворение. Они понимают, что участвуют не только в интересном, но и в очень полезном деле. У детей развиваются добрые чувства, желание прийти на помощь нашим братьям меньшим.
Цель : изучение зимующих птиц нашей местности и способов оказания им помощи в трудное зимнее время.
Задачи:
— Узнать как можно больше сведений о зимующих птицах: у взрослых, друзей, из энциклопедий, справочников, художественной литературы, из копилки народной мудрости (пословицы, поговорки, приметы, загадки, сказки).
— Изготовить кормушки и развесить их .
— Изучить повадки птиц, подобрать корм зимующим птицам.
Актуальность проекта:
Настоящей работой мы хотели обратить внимание на такую проблему как развитие потребности у детей к познанию природы, мира птиц, повышения экологической грамотности учащихся
Большую роль в экологическом образовании младших школьников играет практическая и исследовательская деятельность. Теоретические знания, полученные учеником на уроках и занятиях дополнительного образования, должны стать базой для самостоятельного осмысления происходящих в природе процессов и явлений.
Проведение собственных исследований, наблюдений позволят обобщать, анализировать и способствовать экологически грамотному, безопасному для природы и собственного здоровья поведению.
Проект «Покормите птиц зимой» позволяет не только закрепить на практике теоретические знания учащихся о роли птиц в жизни человека, но и заинтересовать других детей младшего школьного возраста своими идеями и делами, чтобы сохранить и приумножить количество птиц в наших дворах, районе.
Данный проект помогает учащимся проявить свою творческую активность, самим построить межличностные отношения в малых рабочих группах, испытать ощущения эмоционального удовлетворения и самореализации.
Немаловажную роль играет совместная деятельность педагогов, учеников и родителей. У родителей появляется возможность наблюдать своего ребёнка во время социального становления как личности в обществе. Тесное сотрудничество педагогов и родителей повышает положительный имидж школы и решает проблему по материальному обеспечению проекта.
Методы:
- Накопление научного и литературного материала: изучение произведений литературы, статей справочников,
- Ознакомление с теорией вопроса;
- Осмысление собранного материала;
- Проверка и уточнение фактов: обсуждение собранного материала, корректировка, обсуждение результатов
- Практическая деятельность
- Анализ результатов опроса.
Основополагающий вопрос:
«Зачем зимой помогать птицам?»
Проблемные вопросы:
- Почему погибают птицы зимой?
- Почему не поют птицы зимой в моём селе?
- Как помочь пернатым друзьям?
Учебные вопросы:
- Какие птицы называются зимующими?
- Какие особенности каждой птицы?
- Какие кормушки можно изготовить?
- Какие поэтические произведения о птицах знают дети?
Работа в группах:
Группа зоологов: знакомятся с термином «зимующие птицы», собирают информацию об особенностях птиц, встречающихся в зимнее время в нашей местности, их научным названием, особенностями питания. Отчёт представляется в виде буклетов
Группа литераторов: отбирают литературные произведения, загадки о зимующих птицах. Отчёт представлен в виде буклетов, книжки.
Группа фотокорреспондентов: в ходе работы над проектом, собирают материал о работе проекта, птицах, зимующих в нашем селе. Отчёт представлен в виде коллекции фотографий, картинок для оформления проекта.
Группа изобретателей: собирают материал о видах кормушек, способов изготовления из подсобных материалов. Результатом являются изготовленные кормушки.
План оценивания
До работы над проектом | В ходе работы над проектом | После завершения работы над проектом |
Вопросы по теме проекта, побуждающие к деятельности, выявляющие актуализацию знаний учащихся. Стартовая презентация учителя. Обсуждение общего плана работы над проектом. Постановка проблемных и учебных вопросов. Обсуждение плана работы над проектом в группах. Составление критериев оценивания (обсуждение корректировка) | Составление плана проекта в группах. Поиск информации в Интернете Оценочные листы для групп учащихся (создание презентации, буклета, книжек) Контрольные листы продвижения по проекту. Консультации учителя. Рефлексия. | Критерии оценивания проекта. Представления выходного материала проекта. Итоговое обсуждение Результаты исследования. Итоговая презентация. Защита работ |
Описание методов оценивания.
Вхождение в проект начинается с актуализации знания о птицах, объяснения понятия «зимующие птицы», объяснения темы, цели и задач проекта, деление учащихся на группы.
Критерии оценивания будущих работ обсуждаются с учащимися в начале проекта. На всём протяжении работы над проектом критерии используются для организации контроля со стороны учителя, родителей и самоконтроля в мини-группах.
После завершения работы над проектом учащиеся демонстрируют результаты своей деятельности: буклеты, книжки, изготовленные своими руками кормушки для птиц. Это, кроме предметных знаний, позволяет оценить развитие у учащихся коммуникативных навыков, умения аргументировано и чётко излагать свою точку зрения, задавать вопросы, формулировать мнение и анализировать выступления других, формирует навык выразительного осознанного чтения, умения трудиться в группах, совместно.
Создание комфортных условий для дифференцированного обучения.
Возможности для всех учеников | Работа в группах позволяет учащимся выбрать для себя роль в соответствии со склонностями. Интересами, чтобы быть успешным и внести свой вклад в итоговую работу:
|
Для одарённого ученика | Для одарённого ученика можно использовать самостоятельные исследования, проведение опросов, подбор более сложной научной информации. Этих учеников можно ставить во главе группы. |
Для учеников, испытывающих трудности в обучении | Проблемному ученику можно дать задания по работе с художественной литературой по подбору стихов. Загадок о птицах. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Известно, что у птах Нет ни халатов ватных, Ни байковых рубах! У многих даже нет гнезда: Они в грозу, и в град, И под дождём, и в холода На ветках сидя спят. И если долго снег идёт И долго длится вьюга, Тогда, друзья, приходится Пичугам нашим туго. Сугробами засыпаны Бугры, дворы, дорожки, Не могут птицы отыскать Ни зёрнышка, ни крошки. И вот летают всё слабей Ворона, галка, воробей.
Цель : И зучение зимующих птиц нашей местности и способов оказания им помощи в трудное зимнее время. Задачи: — Узнать как можно больше сведений о зимующих птицах: у взрослых, друзей, из энциклопедий, справочников, художественной литературы, из копилки народной мудрости (пословицы, поговорки, приметы, загадки, сказки). — Изготовить кормушки и развесить их . — Изучить повадки птиц, подобрать корм зимующим птицам.
Основополагающий вопрос: «Зачем зимой помогать птицам?» Проблемные вопросы: Почему погибают птицы зимой? Почему не поют птицы зимой в моём селе? Как помочь пернатым друзьям? Учебные вопросы: Какие птицы называются зимующими? Какие особенности каждой птицы? Какие кормушки можно изготовить? Какие поэтические произведения о птицах знают дети?
Работа в группах Группа зоологов: знакомятся с термином « зимующие птицы » , собирают информацию об особенностях птиц, встречающихся в зимнее время в нашей местности, их научным названием, особенностями питания. Отчёт представляется в виде буклета Группа литераторов: отбирают литературные произведения, загадки о зимующих птицах. Отчёт представлен в виде буклета, книжки. Группа фотокорреспондентов: в ходе работы над проектом, собирают материал о работе проекта, птицах, зимующих в нашем селе. Отчёт представлен в виде коллекции фотографий, картинок для оформления проекта. Группа изобретателей: собирают материал о видах кормушек, способов изготовления из подсобных материалов. Результатом являются изготовленные кормушки.
15 января - самая середина зимы отмечается как Всероссийский День зимующих птиц. В прошлом году с середины января ударили продолжительные 30-градусные морозы, которые нанесли сильный урон населению птиц. Много их погибло, и сейчас в лесах довольно пусто. Р ебятам - просто необходимо помочь нашим пернатым друзьям. Но как? Чтобы ответить на этот вопрос надо знать, кого ждать в гости? Как помочь птицам перезимовать? Чем подкармливать птиц?
Осенью многие птицы покидают свои родные места и летят зимовать на юг. Зимой под снегом и льдом они не могут найти себе пищу, поэтому не холод, а голод заставляет их отправится в дальнее путешествие . Поможем нашим пернатым друзьям перезимовать, чтобы они могли нас радовать!
Результаты работы Группа зоологов , используя справочную литературу выяснила какие птицы называются зимующими, собрали материал о повадках птиц и их вкусах. На основании собранного материала был издан буклет.
Результаты работы Группа литераторов , используя художественную литературу, Интернет собрала материал на основе которого были изготовлены книжка стихов «Покормите птиц зимой» о зимующих птицах и буклет, в котором, размещены загадки о зимующих птицах
Результаты работы Группа фотокорреспондентов занималась съёмкой птиц, зимующих в нашем селе и его окрестностях. Так же они, используя Интернет подобрали коллекцию фотографий и картинок для оформления буклетов, книжки, презентации.
Результаты работы Группа изобретателей , используя средства Интернета, собрала материал о видах кормушек для птиц. Родители помогали в изготовлении кормушек.
ВЫВОДЫ: В ходе работы над проектом мы Узнали, что птицы зимой боятся не холода, а голода, поэтому они так мало поют; Читали стихи и разгадывали загадки о зимующих птицах нашей местности; Изучили повадки и пищевые вкусы птиц; Научились делать кормушки.
C утра и до позднего вечера, освоив полянки страниц, Хозяйствует в книжке доверчиво раздольная музыка птиц. А может быть, с этого времени наступит иная пора – И станет для птичьего племени милее ещё детвора?! Порадуют снова пернатые руладами сердце и слух, И крепче подружат с юннатами речушка, и роща, и луг. От неба до мира подводного давайте ж, как Родины речь, Умом и душой благородною здоровье планеты беречь! Единое многообразие мы будем ценить неспроста, Любя и Европу, и Азию, И НАШИ РОДНЫЕ МЕСТА!
ЖЕЛАЮ УДАЧИ!