Урок по предмету "Окружающий мир" в 3 классе. Программа "Перспектива"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему
Урок по предмету "Окружающий мир" в 3 классе. Программа "Перспектива" .Тип урока: урок открытия нового знания
Тема урока:«Cвой дом-свой простор.Старинный дом»
.Цель: достижение образовательных результатов посредством технологии развития критического мышления
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок открытия нового знания | 31.65 КБ |
svoy_dom-_svoy_prostor1.pptx | 1.58 МБ |
Предварительный просмотр:
Волкова Н.Г. МБОУ «СОШ №8» г. Елабуга
Предмет: Окружающий мир (УМК «Перспектива»)
Класс:3.
Тип урока:урок открытия нового знания
Тема урока:«Cвой дом-свой простор.Старинный дом»
.Цель: достижение образовательных результатов посредством технологии развития критического мышления. Задачи:
1. Формировать предметные умения: выделять и объяснять традиционные особенности старинного дома.
2. Формировать УУД:
- -прогнозирование, осуществлять контроль, коррекцию, оценку результатов деятельности (Регулятивные УУД);
- поиск и выделение необходимой информации; извлекать необходимую информацию; осознанно строить речевое высказывание (Познавательные УУД);
- планировать учебное сотрудничество(определять функции участников) (Коммуникативные УУД).
Оборудование:
-компьютер;
-мультимедийный проектор;
-презентация;
-раздаточный материал;
Ход урока.
Посмотрите это дом-
С крышей, дверью и окном,
И с крылечком, и с трубой,
Цвет у дома с желтизной.
Заходите смело в дом!
Приглашаю всех! Пойдём!?
Приложение.
Текст 1.
В старину дома строили из дерева. Дерево как строительный материал любят в нашей стране с давних пор. Крестьянские дома, усадьбы, княжеские хоромы и храмы строились из дерева. В деревянных домах сухо, тепло и дышится легко Вот почему жить в них очень полезно для здоровья. В современном мире при строительстве широко используется железобетон, для отделки стен дома применяют сайдинг. Существуют различные виды сайдинга: металлический, деревянный, виниловый.
Текст 2.
Зайдём внутрь старинного дома. Порог – граница дома. На нем считали наши предки нельзя стоять и сидеть, нельзя через порог что-то либо передавать, особенно детей.
Перешагнем через него и увидим центральную часть балки. От нее зависит прочность дома, потому и зовут ее матицей. Матица – толстое бревно расположенное поперек бревен потолка. Она делит жилую часть дома пополам, на переднюю и заднюю. С матицей связано много поверьев. Например, матицу осыпали зерном. Считалось, что это приносит богатство и хороший урожай. А для того, чтобы дорога была счастливой, нужно было перед уходом подержаться за матицу.
Пол в доме тоже деревянный.
Текст 3.
До матицы ближе к входной двери на опечке расположена печь .Опечек это деревянная, каменная или из глины основа , на который устанавливается печь. Печь белили, а опечек расписывали цветами. Печь в доме называли матущкой, так как печь согревала и кормила. Печь протапливалась, нагревалась и держала тепло целые сутки. В печи готовили пищу: пекли хлеб и пироги, варили щи да кашу, сушили грибы да ягоды. На печи спали старики. Считалось, кто на печи посидел, тот не гость, а свой.
Текст 4.
В задней части избы под потолком от печки до боковой стены стелили доски –полати. На полатях спала ребятня. Между печью и стеной с окном –женский угол (бабий кут). Хозяйничали тут женщины, стряпали, шили, пряли. вязали. Здесь же на крючке в потолке висит колыбель для самого маленького ребенка в доме.
Напротив хозяйкиного угла располагается хозяйский угол. Это место, где работает глава семьи. Спал хозяин на конике – лавке у двери. Конец э той лавки был вытесан в виде головы коня. Это добрый страж дома. Так же как и сам хозяин.
Текст 5.
Каждому нужна крыша над головой.
«Всякая птаха хлопочет, своего гнезда хочет».
Для жизни человеку нужен дом.
Всем хватало места в старинном доме!
Жили в тесноте , да не в обиде!
Свой дом- свой простор.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Каждому нужна крыша над головой. «Всякая птаха хлопочет, своего гнезда хочет.»Для жизни человеку нужен дом.
Изба являлась традицион - ным жилищем русского крестьянина.
В старину дома строили из дерева. В деревянных домах сухо, тепло и дышится легко. Вот почему жить в них очень полезно для здоровья.
Основные элементы декоративного убранства избы Порог – граница дома. На нем , считали наши предки, нельзя стоять и сидеть.
ПОТОЛОК в избе делался из тёса (то есть из досок, вытесанных из брёвен). Если встанем на середину избы и посмотрим наверх, увидим брус, служащий основанием для потолка, – матицу. Он нее зависит прочность дома, потому и зовут ее матицей
До матицы ближе к входной двери на опечке расположена печь. Опечек - это деревянная, каменная или из глины основа , на которую устанавливается печь. Печь в доме называли матушкой , так как печь согревала и кормила.
О т печки над дверью до стены стелили доски – полати . На полатях спала ребятня.
Между печью и стеной с окном – женский угол (бабий кут). Хозяйничали тут женщины, стряпали, шили, пряли. вязали. Здесь же на крючке в потолке висит колыбель для самого маленького ребенка в доме.
Напротив хозяйкиного угла располагается хозяйский угол . Это место, где работает глава семьи. Спал хозяин на конике – лавке у двери. Конец этой лавки был вытесан в виде головы коня. Это добрый страж дома. Так же как и сам хозяин.
Всем хватало места в старинном доме! Жили в тесноте , да не в обиде! Свой дом- свой простор.
Проверка задания Дом в старину возводили из дерева , жилище было устроено разумно и по- доброму.
Порог являлся границей дома, поэтому, по мнению наших предков, на нём нельзя было стоять и сидеть .
Ц ентральная балка потолка — матица — не только придавала прочность дому, но и делила пополам его жилую часть.
Важным местом в доме была печь , которую ставили на опечек — основу из камня или глины . Её белили мелом, опечек расписывали цветами . Печь называли матушкой и считали: кто на печи сидит, тот свой .
Список литературы. Архив Русского географического общества. Раз. 19. Оп. 1. Ед. хр. 63. Л. 9об. Архив Российского этнографического музея. Ф. 7. Оп. 1. Бржеский Н. Очерки аграрного быта крестьян. Земледельческий центр России и его оскудение. СПб., 1908.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения в 3-4 классах по темам "Мари калык муро. Мыскара влак." (3 класс), "Мари калык муро. Такмаквлак." (4 класс)
Урок проводится в малокомплектной школе на марийском языке. Урок посвящен использованию культуры, обычаев, традиции марийского народа в учебно-воспитательной работе. Культурно- педагогическое наследие...
Мастер-класс по технологии. Изготовление поделки "Весёлая обезьянка". Мастер-класс предназначен для детей начальных классов
Мастер-класс по созданию поделки из разных материалов "Весёлая обезьянка" в форме презентации...
Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ
Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...
Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс) Тема урока: 1 класс Прописная буква З. 2 класс Проверяемые и не проверяемые гласные в корне слова
Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс). По теме: 1 класс Правописание буквы З. 2 класс Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Поможет учителю при работе с двумя кл...
Прощание с первым классом «Прощай, 1 класс!» Оформление: шары, выставка тетрадей, плакаты «Прощай, 1 класс!»
Прощание с первым классом«Прощай, 1 класс!»Оформление: шары, выставка тетрадей, плакаты «Прощай, 1 класс!»Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация.(Звучит торжественная музыка. Де...
Конспект урока по русскому языку во 2-3 классе-комплекте. Тема урока: Речевой этикет (2 класс). Употребление в речи имен прилагательных. (3 класс)
Конспект урока по русскому языку во 2-3 классе-комплекте 2 класс3 классТема урока: Речевой этикет.Тема урока: Употребление в речи имен прилагательных. Цели урока:...