рабочая программа по окружающему миру 2 класс УМК "Начальная школа ХХI века"
рабочая программа по окружающему миру (2 класс) на тему

Савенкова Наталья Александровна

Рабочая программа по курсу «окружающий мир»  разработана  в соответствии с федеральным государственным образовательным  стандартом  НОО и  на основе программы УМК  «Начальная  школа XXI века»  под  редакцией  Н.Ф.  Виноградовой (сборник  программ  к  комплекту  учебников  «Начальная  школа  XXI  века»  - М. :Вентана  - Граф).

Цель обучения предмету – формирование социального опыта школьника, осознания элементарного взаимодействия в системе «человек – природа – общество», воспитание правильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней; понимание своей индивидуальности, способностей и возможностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okr_mir.docx57 КБ

Предварительный просмотр:

Информационно-методическое обеспечение

Литература для учителя

Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века»,  руководитель проекта – член-корреспондент РАО проф. Н. Ф. Виноградова, - М.: Вентана-Граф 2009г.

Окружающий мир: учебник для 2 кл. в 2 частях. Виноградова Н. Ф., – М.: Вентана-Граф, 2012.

Окружающий мир: 1 – 4: сборник тестов для контроля уровня подготовки выпускников начальной школы / Клепинина З. А. - М.: Вентана-Граф, 2009.

Беседы с учителем. Методика обучения: 2 класс / Под ред. Л. Е. Журовой. – М.: Вентана-Граф, 2007

Окружающий мир: 1 - 2 классы: методика обучения /  Виноградова Н. Ф.    – М.: Вентана-Граф, 2010.

Рянжин С. Экологический букварь для детей и взрослых. С.-П. Печатный  Двор, 1994

 Толмачева Л.П. Окно в удивительный мир природы: Занимательная экология. Д.: Сталкер, 1997.

Сорокоумова Е.А. Уроки экологии в начальной школе.М. Аркти, 2008г.

Рыжова Н. Экологические сказки. М. Чистые пруды, 2008г.

Литература для учащихся

Окружающий мир: учебник для 2 кл. в 2 частях. Виноградова Н. Ф., – М.: Вентана-Граф, 2012

Виноградова Н. Ф. Рабочие тетради " Окружающий мир". 2 кл. – М.: Вентана-Граф, 2012

Электронные образовательные ресурсы:

  1. Электронное приложение к учебнику «Математика »
  2. Электронное интерактивное  приложение « Повторение и контроль знаний»
  1. Электронный  образовательный  ресурс.  Математика .М.: Вентана- Граф, 2011  г
  2.  Мультимедийный учебник «Уроки  Кирилла и  Мефодия»

Учебно- тематический план

№ п/п

Тематический блок (тема учебного занятия)

Количество часов

Использование ИКТ

Использование проектной деятельности

Использование исследовательской деятельности

1

Введение. Что тебя окружает?

2 ч

+

2

Кто ты такой ?

10 ч

+

+

3

Кто живет рядом с тобой

8 ч

+

+

+

4

Россия – твоя Родина

15 ч

+

+

5

Мы – жители Земли

6 ч

+

+

+

6

Природные сообщества

25 ч

+

+

7

Человек-часть природы

2 ч

+

Итого

68 ч

20,5%

Основное содержание тематического плана

Тематический блок, тема учебного занятия

Количество часов

1 Введение. Что нас окружает

Окружающий мир: неживая природа (солнце, воздух, вода и др.); живая природа (животные, растения, люди); предметы и изделия, созданные человеком. Настоящее, прошлое, будущее.

2 ч

2Кто ты такой

Чем люди похожи. Что отличает одного человека от другого. Каким родится человек. Что природа дает человеку при рождении. Зачем нужно знать, какой я, каковы другие люди. Можно ли изменить себя.

Наши помощники — органы чувств.

Ты и твое здоровье. Что такое здоровье. Почему здоровье нужно беречь. Значение режима дня, гигиены и закаливания. Определение времени по часам (арабские и римские цифры).

Физическая культура. Закаливание. Твое здоровье и питание. Культура поведения за столом. Воспитание у себя организованности, любознательности. Можно ли изменить себя.

ОБЖ: здоровье и осторожность. Правила поведения на дорогах. Правила поведения при опасных жизненных ситуациях (обращение с водой, огнем, электричеством). Помощь человеку, попавшему в беду. Правила поведения при плохом самочувствии и несчастном случае.

Путешествие в прошлое (исторические сведения). Как человек открыл для себя огонь.

10 ч

3 Кто живет рядом с тобой

Что такое семья. Что объединяет членов семьи, поколения в семье. Семейное «древо», имена и отчества членов семьи, их семейные обязанности. Как семья трудится, проводит свободное время. Характер взаимоотношений в семье: любовь, привязанность, взаимопомощь, внимательность, доброта. Твое участие в жизни семьи. Забота о старших и младших членах семьи.

Правила поведения. Какие бывают правила. Правила культурного поведения в общественных местах: в транспорте, на природе, в учреждениях культуры. Проявление внимательного и заботливого отношения к пожилым, старым, больным людям, маленьким детям. Доброта, справедливость, честность, внимательность, уважение к чужому мнению — правила взаимоотношений и дружбы. Твои друзья-одноклассники.

Внешнее проявление чувств. Могут ли обидеть жесты, мимика. Как управлять своими эмоциями, как научиться «читать» выражения лица, мимику и жесты. Ссоры: как их предупредить.

Путешествие в прошлое (исторические сведения). Когда и почему появились правила. Игровой и потешный семейный фольклор.

8 ч

4 Россия — твоя Родина

Что такое Родина. Почему человек любит свою Родину, как выражает свою любовь. Флаг и герб России.

Родной край — частица Родины. Особенности родного края, отличающие его от других мест родной страны. Достопримечательности родного края. Труд, быт людей. Культурные учреждения. Знаменитые люди родного края.

Как сегодня трудятся россияне. Зачем человек трудится. Ценности, которые человек создает в процессе труда. Хлеб — главное богатство России. Труд хлебороба, фермера. Профессии людей, занятых в промышленности, на транспорте. Профессии, значение которых возросло в последние годы (экономист, программист).

Города России. Москва — столица РФ, крупнейший культурный центр. Достопримечательности Москвы, труд и отдых москвичей. Санкт-Петербург — северная столица России. Достопримечательности Санкт-Петербурга.

Конституция — главный закон России. Права граждан России. Права детей России. Россия — многонациональная страна. Жизнь разных народов России (труд, быт, культура, язык) на примере двух-трех народов.

Путешествие в прошлое (исторические сведения). Как Русь начиналась. Древняя Русь. Славяне — предки русского народа. Первое упоминание о славянах. Славянское поселение в У-1Х веках. Первые русские князья: Рюрик, Олег, Игорь; Ольга. Занятия славян. Первые орудия сельскохозяйственного труда. Особенности быта славян. Русская трапеза. Образование городов.

       Как Москва возникла и строилась. Юрий Долгорукий, Иван Калита, Дмитрий Донской. Их роль в возникновении и процветании Москвы. Древние города: «Золотое кольцо» России. Достопримечательности древних городов. Как возникло и что обозначает слово «гражданин».

15 ч

Мы жители Земли

Что входит в солнечную «семью». Звезда по имени Солнце. Земля — планета. Чем Земля отличается от других планет Солнечной системы.

_______________________________________________________________________________

Природные сообщества

Царства природы. Животное и растение — живые существа.

Жизнь леса. Этажи леса. Леса России: хвойные, лиственные; дубрава, березняк, осинник и др. Леса родного края. Травянистые растения леса, лекарственные, ядовитые. Млекопитающие (звери), насекомые, пресмыкающиеся, птицы — обитатели леса, их жизнь в разные времена года.

Использование леса человеком. Правила поведения в лесу. Охрана растений и животных леса.

Жизнь водоема. Вода как одно из главных условий жизни. Свойства воды. Три состояния воды: пар, твердая и жидкая вода. Водоемы, особенности разных водоемов (река, пруд, озеро, море, болото). Типичные представители растительного и животного мира разных водоемов (реки, пруда, болота).

Использование водоемов человеком. Правила поведения на водоемах. Охрана водоемов.

Жизнь луга. Растения и животные луга. Характеристика типичных представителей луга (с учетом принципа краеведения). Лекарственные растения луга. Использование и охрана лугов человеком.

Жизнь поля. Какие бывают поля, разнообразие культур, выращиваемых на полях: зерновые, овощные, технические и др. Животные поля.

Жизнь сада и огорода. Растения сада и огорода. Плодовые и ягодные культуры. Сезонный труд людей. Вредители сада и огородов.

______________________________________________________________________________

Человек- часть природы

Роль человека в сохранении природных объектов. Правила поведения в природе. Охранные мероприятия. Красная книга. «Черная» книга Земли.

Путешествие в прошлое (исторические сведения). Как человек одомашнил животных.

6 ч

25 ч

2 ч

                           Итого

68 ч

Календарно – тематический план

Планируемые результаты

Темы, проблемы и основные вопросы тематических блоков

Кол-во часов

Дата

проведения

план   факт

Понятийный аппарат

Предметные результаты

Метапредметные

Личностные результаты

Научатся оценивать собственное отношение к окружающему миру; различать объекты природы и предметы рукотворного мира.

Получат возможность научиться осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение.

Регулятивные УУД:

Понимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; адекватно воспринимать оценку учителя.

Познавательные УУД:

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; строить речевое высказывание в устной форме; умение структурировать знания.

Коммуникативные УУД:

Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; строить понятные для партнёра высказывания; задавать вопросы; контролировать свои действия и действия партнёра.

Знание основных моральных норм , осознание себя членом общества; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

Введение. Что тебя окружает.

1 Что тебя окружает. Экскурсия в школьный парк.

2Бывают ли на свете чудеса?

2 ч

1

1

04.09

07.09

Сравнение понятий «объект природы», «изделие».

Дать понятие«микроскоп, телескоп».

Научатся осознавать необходимость бережного отношения к природе.

Получат возможность научиться выполнять правила безопасного поведения в природе.

Регулятивные УУД:

Понимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; адекватно воспринимать оценку учителя.

Познавательные УУД:

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; строить речевое высказывание в устной форме; умение структурировать знания.

Коммуникативные УУД:

Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; строить понятные для партнёра высказывания; задавать вопросы; контролировать свои действия и действия партнёра.

Знание основных моральных норм , осознание себя членом общества; формирование основ российской гражданской идентичности; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; осознание своей этнической принадлежности.

Кто ты такой ?

3 Я, ты, он, она... Все мылюди

4 Наши помощники – органы чувств. Практическая работа.

5 Что такое здоровье?

6 Режим дня. Практическая работа.

7 Физическая культура. Практическая работа.

8 Почему надо правильно питаться

9 Здоровье и питание. Практическая работа.

10 Умеешь ли ты  есть

11 Почему нужно быть осторожным

12 Можно ли изменить себя.

10 ч

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

11.09

14.09

18.09.

21.09

25.09

28.09

02.10

05.10

09.10

12.10

Ввести понятие«организм человека».

Отрабатывать понятия«обоняние, осязание».

Отрабатывать  понятие «здоровье». Сравнение понятий «здоровье-болезнь».

Ввести понятия «белки, жиры  углеводы»

Закрепить понятие «витамины»

Ввести понятия «предупреждающие знаки»

Получат возможность научиться находить информацию в учебнике и дополнительной литературе и использовать её для сообщенияНаучатся оценивать свои достижения. Научатся определять названия профессий по характеру деятельности; узнают о профессии своих родителей и старших членов семьи.

Регулятивные УУД:

Понимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; адекватно воспринимать оценку учителя.

Познавательные УУД:

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; строить речевое высказывание в устной форме; умение структурировать знания.

Коммуникативные УУД:

Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; строить понятные для партнёра высказывания; задавать вопросы; контролировать свои действия и действия партнёра.

Знание основных моральных норм , осознание себя членом общества; формирование основ российской гражданской идентичности; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; осознание своей этнической принадлежности.

Кто живёт рядом с тобой

13 Что такое семья?

14 Кто кому кто?

15 Кто занимается домашним хозяйством.

16 Как семья отдыхает?

17Семейные праздники. Урок творчества..

18 О правилах поведения.

19  Умеешь ли ты дружить?

20 Могут ли обидеть мимика и жесты.

Практическая работа.

8 ч

1

1

1

1

1

1

1

1

16.10

19.10

23.10

26.10

06.11

09.11

13.11

16.11

Дать понятие «поколение»

Обобщить понятие «помощник»

Ввести понятие «ярмарка»

Закрепить понятие «этикет», «дружба»

Ввести понятия «мимика» и «жесты»

Научатся различать государственные  символы России от символов других стран; различать национальные языки.

Получат возможность научиться извлекать из различных источников сведения о гербе своего региона.

Регулятивные УУД:

Понимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; адекватно воспринимать оценку учителя.

Познавательные УУД:

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; строить речевое высказывание в устной форме; умение структурировать знания.

Коммуникативные УУД:

Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; строить понятные для партнёра высказывания; задавать вопросы; контролировать свои действия и действия партнёра.

Знание основных моральных норм , осознание себя членом общества; формирование основ российской гражданской идентичности; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; осознание своей этнической принадлежности.

Россия-твоя Родина.

21 Родина-что это значит?

22 История рассказывает о прошлом.

23 Из истории нашей Родины. Экскурсия в музей.

24  Как Русь начиналась.

25 Москва-столица России.Виртуальная экскурсия.

26 Москва- всем городам голова.

27 Города России

28 Древние города России.

29  Родной край-частица Родины.

30 Как трудятся россияне.

31О занятиях наших предков.

32Все профессии важны.

33 Мы- граждане России.

34 Права и обязанности граждан России.

35 Россия-многонациональная страна.

15 ч

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

20.11

23.11

27.11

30.11

04.12

07.12

11.12

14.12

18.12

21.12

25.12

28.12

11.01

15.01

18.01

Дать понятия «Отечество», «Отчизна»

Обобщить понятие «история»

Познакомить с понятием «славяне»

Закрепить понятие «столица»

Познакомить с понятием «достопримечательности города»

Обобщить понятие «малая родина»

Ввести понятие «русская трапеза»

Ввести понятие «граждане России»

Дать понятие «национальность»

Научатся различать объекты живой и неживой природы.

 Научатся различать изученные созвездия; узнают несколько новых созвездий.

Получат возможность научиться моделировать созвездия.

Получат возможность научиться осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение. Научатся делить растения по группам; выделять и сравнивать признаки этих групп.

Получат возможность научиться замечать и ценить красоту мира растений и животных.

Научатся выявлять причины исчезновения изучаемых растений и животных; осознают ответственность за сохранение природы.

Получат возможность научиться находить информацию в учебнике и дополнительной литературе и использовать её для сообщения.

Регулятивные УУД:

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- адекватно воспринимать оценку учителя;

-учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.

Познавательные УУД:

Строить речевоевысказывание; проводить сравнение; обобщать т.е. выделять общее на основе существенных признаков.

Коммуникативные УУД:

Строить понятные для партнёра высказывания; задавать вопросы.

Регулятивные УУД:

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.

Познавательные УУД:

проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям.

Коммуникативные УУД:

учитывать разные мнения, формулировать собственное мнение.

Строить понятные для партнёра высказывания; задавать вопросы.

Регулятивные УУД:

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

-- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.

Познавательные УУД:

научится осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.

Коммуникативные УУД:

формулировать собственное мнение и позицию.

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

-способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. - широкая мотивационная основа учебной деятельности;

-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

- способность к самооценке.

-  широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные  и внешние мотивы;

-будут сформированы

чувства прекрасного и эстетические чувства

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

-способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Мы-жители Земли

36 Солнечная система.

37Луна-спутник Земли.

38 Царство живой природы. Грибы. Практическая работа.

39Какие животные обитают на Земле.

40 Разнообразие растений. Практическая работа.

41 Условия роста и развития растений.

Природные сообщества.

42 Среда обитания.

43 Лес и его обитатели.

44 Деревья леса.

45 Кустарники леса.

46 Травянистые растения леса. Экскурсия в парк.

47 Лесная аптека. Практическая работа.

48 Животные леса.

49 Птицы-лесные жители.

50 Пресмыкающиеся-обитатели леса.

51 Насекомые леса.

52 Вода и водные жители.

53 Обитатели пресных вод.

54 Водоплавающие -жители водоёмов.

55 Растения пресных водоёмов.

56 Обитатели солёных водоёмов.

57 Луг и его обитатели.

58 Растения луга.

59 Животные луга.

60 Поле и его обитатели.

61 Зерновые культуры.

62 Лекарственные растения.

63 Животные поля.

64 Сад и его обитатели.

65Как люди выращивают растения сада?

Практическая работа.

66 Животные-защитники сада.

Природа и человек.

67 Человек-часть  природы.

68Давайте беречь нашу Землю!

6 ч

1

1

1

1

1

1

25 ч

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2 ч

1

1

22.01

25.01

29.01

01.02

05.02

08.02

12.02

15.02

19.02

22.02

26.02

01.03

05.03

08.03

12.03

15.03

19.03

22.03

05.04

09.04

12.04

16.04

19.04

23.04

26.04

30.04

03.05

07.05

10.05

14.05

17.05

21.05

24.05

Ввести понятие «Солнечная система»

Обобщить понятие «грибы»

Закрепить понятие «виды растений»

Ввести понятие «природное сообщество»

Ввести понятия «этаж»«ярус»

Дать понятие «лекарственные растения»

Ввести понятие «кочующие»

Ввести понятие «пресмыкающиеся»

Понятие «вещество»

Понятие «обитатели»

Понятие «водоплавающие »

Понятие  «солёные водоёмы»

Понятие  «многоярусность»

Понятие «полевые культуры»

Понятие «зерновые культуры»

Вести понятие «место обитания»

Понятия «плодовые культуры», «черенок»

Вести понятие «Красная Книга»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 2 класс, "Начальная школа XXI века

Рабочие программы по предметам: русский язык, математика, литературное чтение, окружающий мир и т.д. Отдельно пояснительная записка и отдельно сетка часов (тематическое планирование)...

Рабочая программа. 2 класс. Начальная школа 21 века. ФГОС второго поколения

Рабочая программа разработана с учетом ФГОС второго поколения по основным предметам: русский язык, литературное чтение, окружающий мир, математика. УМК "Начальная школа 21 века. Программа вклюает в се...

Рабочая программа 2 класс "Начальная школа 21 века"

Данная программа содердит пояснительную записку по предмету, тематическое ппанирование с прописанными УУД.  Рабочая программа составлена с требованиями ФГОС....

Рабочая программа 4 класс "Начальная школа ХХI века"

Программа создана на основе концепции системы учебников «Начальная школа 21 века» и отражает содержание обучения литературному  чтению в современной начальной школе. Соответствует федеральн...

Рабочая программа 3 класс "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа  для всех предметов в 3 классе....

Рабочие программы 1 класс "Начальная школа XXI века"

Рабочие программы 1 класс "Начальнаяшкола 21 века"...

рабочая программа 3 класс, УМК Школа XXI века

УМК Школа XXI века, рабочие программы по предметам в 3 классе, учебно-тематическое планирование....