рабочая программа по окружающему миру 1 класс УМК "Начальная школа ХХI века"
рабочая программа по окружающему миру (1 класс) на тему

Савенкова Наталья Александровна

Рабочая программа по курсу «окружающий мир»  разработана  в соответствии с федеральным государственным образовательным  стандартом  НОО  и  на основе программы УМК  «Начальная  школа XXI века»  под  редакцией  Н.Ф.  Виноградовой(сборник  программ  к  комплекту  учебников  «Начальная  школа  XXI  века»  - М. :Вентана  - Граф).

Цель обучения предмету – формирование социального опыта школьника, осознания элементарного взаимодействия в системе «человек – природа – общество», воспитание правильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней; понимание своей индивидуальности, способностей и возможностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл r_p_okr_mir.docx53.3 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Рабочая программа по курсу «окружающий мир»  разработана  в соответствии с федеральным государственным образовательным  стандартом  НОО и  на основе программы УМК  «Начальная  школа XXI века»  под  редакцией  Н.Ф.  Виноградовой(сборник  программ  к  комплекту  учебников  «Начальная  школа  XXI  века»  - М. :Вентана  - Граф).

Цель обучения предмету – формирование социального опыта школьника, осознания элементарного взаимодействия в системе «человек – природа – общество», воспитание правильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней; понимание своей индивидуальности, способностей и возможностей.

Задачи курса:

воспитание любви к своему городу, к своей Родине,

формирование опыта экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде,

развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира,

В основе методики преподавания предмета «Окружающий мир»  лежит учебный диалог и проблемно-поисковый подход,  обеспечивающие реализацию задач развивающего обучения. Содержание курса  обеспечивает дифференцированное обучение и учёт индивидуальных возможностей каждого ребенка. На уроке предпочтение отдаётся индивидуальным, парным и групповым формам организации деятельности детей.

В 1 классе проводится педагогическая диагностика. Педагогическая диагностика – это совокупность специально подобранных и систематизированных заданий, которые позволяют:

        – определить особенности усвоения учащимися предметных знаний, умений и навыков;

        – выявить характер трудностей ученика и установить их причины;

        – установить уровень овладения учебной деятельностью;

        – оценить изменения, происходящие в развитии учащихся.

Для обеспечения дифференцированного подхода при проведении диагностических работ учащимся предлагаются работы разных уровней сложности, которые могут быть выполнены ними с учетом их возможностей, способностей и желания. Для проверки уровня усвоения программы и сформированности УУД учащимися выполняются такие задания: разноуровневые задания по изучаемой теме, тесты, практические работы.

Планируемые результаты освоения программы:

Личностные: готовность и способность к саморазвитию и самообучению, достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки; личностные   качества,    позволяющие   успешно   осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с ее участниками.

формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в объединении народов, в современном мире, в развитии общемировой культуры; понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные достижения;

воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;

понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.

Предметные:

осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;

обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;

овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдения, опыт, эксперимент, измерение);

использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;

расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.

Метапредметные: способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.); владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой; способность в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием повествованием.

Отметки в первом классе не ставятся. Оценка устным ответам учеников дается качественная. Оценка самостоятельных письменных работ может быть словесной, знаково – символической. Каждое задание в диагностических работах оценивается баллами. Затем по количеству баллов определяется соответствующий уровень усвоения материала.        

Оценка уровня усвоения программы складывается из качественной оценки деятельности учащихся (индивидуальной и совместной);статистических данных; работ учащихся; результатов тестирования и  результатов итоговой комплексной диагностической работы.

Обучение проводится без балльного  оценивания знаний учащихся и домашних заданий.

Учебно – тематический план

Количество часов:

всего -66 часов, в неделю-2 часа.

Плановых диагностических уроков -3.

Наименование разделов (блоков, модулей, тем)

Всего часов

В том числе диагностических уроков

1.

Введение

1ч.

2.

Мы - школьники.

10 ч.

1

3.

Родная природа

24 ч

1

4.

Родная страна

17 ч.

5.

Мы и вещи

7 ч.

6.

Ты и твоё здоровье

7 ч.

1

Итого:

66 ч.

Календарно – поурочное планирование

п/п

Дата

Тема

урока

Результаты освоения учебного предмета

Корректировка

По плану

По факту

личностные

метапредметные

предметные

1

03.09

Этот удивительный мир

готовность и способность к саморазвитию и самообучению

- организация рабочего места;

- режим дня;

- правильная осанка.

  • понимать, что такое окружающий мир.
  • понимать, что такое живая и неживая природа

2

08.09

Давай познакомимся

Уметь слушать и слышать собеседника

- правила поведения на уроке;

- правильно пользоваться учебными принадлежностями

  • рассказывать о себе по плану: имя, фамилия, ласковое имя, любимое занятие;
  • знать название своего города, страны, столицы.
  • знать полное имя, домашний адрес;

3

10.09

Мы – школьники.

Проявлять любознательность, активность, заинтересованность в познании мира

- умение слушать и слышать;

- умение выражать свои мысли.

  • знать расположение помещений в школе;
  • ориентироваться в расположении помещений;
  • уважать труд работников школы;
  • оказывать посильную помощь взрослым.

4

15.09

Правила поведения в школе

Высказывать собственные суждения и давать им обоснование

осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

знать и соблюдать правила поведения в школе

5

17.09

Сентябрь – первый месяц осени.

Формирование адекватной позитивной самооценки

- умение слушать и слышать;

- умение выражать свои мысли.

  • знать признаки неживой и живой природы;

 знать сезонные изменения в природе;

6

22.09

Что нам осень подарила.

Уметь слушать и слышать собеседника

- классификация;

- обобщение.

классифицировать по признаку «овощи-фрукты».

7

24.09

Грибная пора.

Организовывать собственную деятельность

- классификация;

- обобщение.

классифицировать по признаку: съедобные и несъедобные грибы

8

29.09

Семья.

О маме.

Расширение познавательных интересов, учебных мотивов, умение работать коллективно

  • учебно-организационные:

- уметь вежливо и корректно возразить собеседнику, применяя выражения: «Я хочу возразить…», «Я не согласен с вами…».

  • учебно-коммуникативные:

- умение выражать свои мысли.

  • Рассказывать о своейсемье;
  • Знать профессии мамы и папы;
  • Описывать привычный быт и уклад своей семьи;
  • рассказывать о своей маме;
  • знать профессию мамы;
  • оказывать маме посильную помощь;

читать потешки о маме.

9

01.10

Любимые занятия.

Воскресный день.

Формирование адекватной позитивной самооценки. Расширение познавательных интересов, учебных мотивов, формирование умения работать в паре

  • учебно-коммуникативные:

- умение выражать свои мысли.

различать основные нравственно-этические понятия (сочуствие-равнодушие; трудолюбие-леность; послушание-непослушание).

10

06.10

Как из зерна получилась булка.

Проявлять любознательность, активность, заинтересованность в познании мира

  • учебно-организационные:

- учиться работать в заданном темпе.

  • выполнять правила ролевой игры;
  1. работать со схемами;

рассказывать о своей профессии.

11

08.10

Человек и домашние животные.

Высказывать собственные суждения и давать им обоснование

  • учебно-коммуникативные:

- умение выражать свои мысли.

знать правила общения с животными;

называть домашних животных

12

13.10

«Октябрь уж наступил…»

Организовывать собственную деятельность

  • учебно-информационные:

- осуществлять наблюдение

  • собирать природный материал;

наблюдать за живой и не живой природой.

13

15.10

Явления природы.

Формирование адекватной позитивной самооценки. Расширение познавательных интересов, учебных мотивов, формирование умения работать в паре

  1. учебно-информационные:

- осуществлять наблюдение.

наблюдать за живой природой.

14

20.10

Где ты живёшь?

Формирование адекватной позитивной самооценки

  • учебно-организационные:

- режим дня;

- правильная осанка

знать маршрут               «Школа – Дом».

15

22.10

Правила поведения на дорогах.

Расширение познавательных интересов, учебных мотивов, умение работать коллективно

  • учебно-коммуникативные:

- запоминать.

  • выполнять упражнения в рабочей тетради;
  • знать, зачем нужны правила дорожного движения;
  • знать дорожные знаки: «пешеходный переход», «подземный переход», «железнодорожный переезд», «разметка дороги», «зебра», «островок безопасности».

16

27.10

Ты и вещи.

Уметь слушать и слышать собеседника

  1. учебно-коммуникативные:

- осуществлять самоконтроль

  1. рассказывать о профессиях: «Кем я хочу быть», «Что я буду делать?», «Что мне нужно для работы?»;

выполнять самооценку работы.

17

29.10

Кто работает ночью.

Проявлять любознательность, активность, заинтересованность в познании мира

  1. учебно-коммуникативные:

- умение выражать свои мысли.

рассказывать о профессии не называя её.

18

10.11

Что такое здоровье

Высказывать собственные суждения и давать им обоснование

  1. учебно-организационные:

- организация рабочего места;

- режим дня.

  • выполнять режим дня;

составлять свой режим дня.

19

12.11

Правила гигиены.

Организовывать собственную деятельность

  1. учебно-организационные:

- организация рабочего места.

  • выполнять упражнения: правильная поза при чтении, просмотре телевизора;
  • знать органы чувств, как их охранять.

20

17.11

О режиме дня.

Формирование адекватной позитивной самооценки. Расширение познавательных интересов, учебных мотивов, формирование умения работать в паре

  1. учебно-коммуникативные:

- умение выражать свои мысли

  • выполнять режим дня;

составлять свой режим дня.

21

19.11

Урок в спортивном зале.

Расширение познавательных интересов, учебных мотивов, умение работать коллективно

овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

Ориентировка  в  понятиях  и  терминах:  здоровье,  время,  час,  день  недели,  гигиена,  гимнастика.

22

24.11

Ноябрь – зиме родной брат.

Формирование адекватной позитивной самооценки

  • учебно–организационные: -организация рабочего места;

-режим дня.

  • называть основные изменения в природе в ноябре;

рассказывать как дикие животные готовятся к зиме.

23

26.11

Звери – млекопитающие.

Проявлять любознательность, активность, заинтересованность в познании мира

учебно-информационные:

- составлять устный рассказ, устно описывать объект наблюдения.

  • иметь представление о млекопитающих животных;

знать отличительные признаки млекопитающих от других животных

24

01.12

Что мы знаем о птицах.

Высказывать собственные суждения и давать им обоснование

  • учебноинтеллектуальные:

- классификация

-обобщение

  • различать и классифицировать животных

решать логическую задачу «Почему птицы улетают на юг»

25

03.12

Родной край.

Дом, в котором ты живёшь.

Уметь слушать и слышать собеседника

  • учебно-информационные:

- выполнять обобщения

  1. учебно-коммуникативные:

- умение выражать свои мысли.

  • знать различные объекты села и города.

различать профессии, связанные с сельским хозяйством; промышленностью

иметь представление о разных видах жилья человека

26

08.12

Зачем люди трудятся.

Высказывать собственные суждения и давать им обоснование

  1. учебно-коммуникативные:

- умение выражать свои мысли.

рассказывать о профессии не называя её.

27

10.12

«В декабре, в декабре все деревья в серебре…»

Организовывать собственную деятельность

  • учебно–коммуникативные: -умение слушать и слышать;

-умение выражать свои мысли.

Определять и называть свойства воды, льда, снега.

28

15.12

Какой бывает вода?

Формирование адекватной позитивной самооценки. Расширение познавательных интересов, учебных мотивов, формирование умения работать в паре

  • учебно–коммуникативные: -умение слушать и слышать;

    -умение выражать свои мысли.

  • работать с таблицей «Свойства воды в разном состоянии»

умение работать коллективно

29

17.12

Промежуточная диагностическая работа

Расширение познавательных интересов, учебных мотивов, умение работать коллективно

  • учебно-интелектуальные:

- классификация;

- обобщение.

Контролирует этапы своей работы. Может организовать собственную деятельность.

30

22.12

О дружбе

Идем в гости

Формирование адекватной позитивной самооценки

учебно-информационные: -умение вести учебный диалог.

  • учебно-организационные: -объяснять;

-оказывать помощь.

Различать основные нравственно-этические понятия.

  • знать и придерживаться правил этикета;
  • умение строить диалог

различать основные нравственно-эстетические понятия.

31

24.12

С наступающим Новым годом!

Организовывать собственную деятельность

  • учебно–коммуникативные: -умение слушать и слышать;

    -умение выражать свои мысли.

  • Знатьновогодниетрадиции;
  • ИсториюНовогогода;

32

29.12

Январь – году начало, зиме середина

Уметь слушать и слышать собеседника

Проводить групповые наблюдения во время экскурсии.

Исследовать( на основе наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных и времени года.

Учебно-информационные:

- осуществлять наблюдение

Называть  основные изменения в природе в январе. Сравнивать лиственные и хвойные деревья.

33

12.01

Хвойные деревья.

Проявлять любознательность, активность, заинтересованность в познании мира

Практическая работа с гербарием.

  1. Учебно-логические:

- выделять главное, существенное.

Определять хвойные деревья. Работать с гербарием. Сравнивать ветки сосны и ели.

34

14.01

Жизнь птиц.

Высказывать собственные суждения и давать им обоснование

  1. учебно-интеллектуальные:

- классификация

-обобщение

  • Различать и классифицировать животных. Решать логическую задачу «Почему птицы улетают на юг»

35

19.01

Наша страна - Россия

Расширение познавательных интересов, учебных мотивов, умение работать коллективно

  • учебно-информационные:

- постановка вопроса к рассказу учителя.

  • знать свою национальность;

знать какие народы живут в России.

36

21.01

Богата природа России.

Организовывать собственную деятельность

  1. учебно-интеллектуальные:

- классификация

-обобщение

  • иметь представление о тайге, хвойных, смешанных, лиственных лесах, иметь представление о разнообразии растений

37

26.01

Леса и луга России

Формирование адекватной позитивной самооценки. Расширение познавательных интересов, учебных мотивов, формирование умения работать в паре

38

28.01

Мы – россияне.

Высказывать собственные суждения и давать им обоснование

  1. учебно-информационные:

- составлять устный рассказ, устно описывать объект наблюдения.

  • составлять описательный рассказ по картине;

знать народное творчество своего народа: пение, танцы, сказки, игрушки

39

02.02

Народная сказка.

Уметь слушать и слышать собеседника

  1. учебно-коммуникативные: осуществлять контроль и самоконтроль

  • называть народные промыслы;
  • узнавать предметы декоративного искусства разных народов России;
  • пересказывать сказку;

выразительно читать фольклорные произведения.

40

04.02

Февраль – месяц метелей и вьюг.

Проявлять любознательность, активность, заинтересованность в познании мира

учебно-информационные:

- составлять устный рассказ, устно описывать объект наблюдения.

  • приметы февраля

зимующие птицы

41

09.02

Звери – млекопитающие.

Расширение познавательных интересов, учебных мотивов, умение работать коллективно

учебно-информационные:

- составлять устный рассказ, устно описывать объект наблюдения.

  • иметь представление о способах передвижения и питания  млекопитающих животных;

42

11.02

Звери – млекопитающие. Чем питаются и как передвигаются звери.

Высказывать собственные суждения и давать им обоснование

43

25.02

Наш уголок природы

Формирование адекватной позитивной самооценки. Расширение познавательных интересов, учебных мотивов, формирование умения работать в паре

  1. учебно-организационные:

- умения ужаживать за обитателями живого уголка

  • различать представителей растительного мира (по внешнему виду, месту обита-ния, способу движения);

44

01.03

Мы – граждане России.

Организовывать собственную деятельность

учебно-информационные:

- составлять устный рассказ, устно описывать объект наблюдения.

  • составлять описательный рассказ по картине;знать основные права и обязанности

45

03.03

О правилах поведения.

Формирование адекватной позитивной самооценки

учебно-информационные: -умение вести учебный диалог.

различать основные нравственно-этические понятия.

46

10.03

23 февраля – День защитника Отечества.

Расширение познавательных интересов, учебных мотивов, умение работать коллективно

учебно-информационные: -умение вести учебный диалог.

иметь представление об одном из государственных праздников

47

15.03

8 – е марта – праздник всех женщин

Формирование адекватной позитивной самооценки

учебно-информационные: -умение вести учебный диалог.

иметь представление об одном из государственных праздников

48

17.03

Март – капельник

Организовывать собственную деятельность

учебно-информационные:

- составлять устный рассказ, устно описывать объект наблюдения.

  • называть приметы весны изменения в природе

49

22.03

Март – капельник. Лесные новости

Уметь слушать и слышать собеседника

50

24.03

Если хочешь быть здоров, закаляйся!

Формирование адекватной позитивной самооценки. Расширение познавательных интересов, учебных мотивов, формирование умения работать в паре

учебно-коммуникативные: осуществлять контроль и самоконтроль

  • знать правила закаливания
  • уметь правильно закаливать организм

51

05.04

Здоровая пища.

Высказывать собственные суждения и давать им обоснование

  • учебно-коммуникативные:

- учиться слушать партнера по общению, не перебивать его;

- говорить самому только после того, как собеседник закончил говорить;

- не использовать грубых, резких слов и выражений;

- общаясь к собеседнику, смотрите ему в глаза;

- для снятия конфликта, напряженности в разговоре используй улыбку, шутку.

  • знать основные правила здорового образа жизни;
  • понимать какие продукты приносят пользу;
  • решать логические задачи;

52

07.04

Какое бывает настроение.

Организовывать собственную деятельность

53

12.04

Апрель – водолей.

Проявлять любознательность, активность, заинтересованность в познании мира

  1. учебно-информационные:

-умение намечать и решать учебные задачи

  • различать времена года.
  • Знать приметы весны

54

14.04

Апрель – водолей. Весенние картинки

Расширение познавательных интересов, учебных мотивов, умение работать коллективно

55

19.04

Весенние работы.

Формирование адекватной позитивной самооценки

  • учебно-информационные:

- составлять устный рассказ, устно описывать объект наблюдения.

  • составлять описательный рассказ по иллюстрации;
  • иметь представление об основных видах весенних работ;

56

21.04

Кто работает на транспорте.

Высказывать собственные суждения и давать им обоснование

  • учебно-интеллектуальные:

- классификация

-обобщение

  • Знать основные виды транспортных средств;

Иметь представления о мире профессий

57

26.04

День космонавтики.

Расширение познавательных интересов, учебных мотивов, умение работать коллективно

  • учебно-коммуникативные:

- правильно выбирать формы обращения «ты» или «вы»;

- не говорить одновременно с несколькими собеседниками, следует высказываться по очереди.

составлять описательный рассказ по иллюстрации.

Знать, кто первым полетел в космос; имена известных советских космонавтов.

58

28.04

Май весну завершает, лето начинает.

Организовывать собственную деятельность

  • учебно-интелектуальные:

- классификация;

- обобщение.

  • различать времена года.
  • приметы весны
  • приметы лета, летние месяцы

59

03.05

Жизнь земноводных весной.

Уметь слушать и слышать собеседника

  • учебно-коммуникативные:

- запоминать, выражать свое мнение

  • знать, кто такие земноводные;иметь представление о фазах развития земноводного

60

05.05

Животное – живое существо.

Проявлять любознательность, активность, заинтересованность в познании мира

  • учебно-интелектуальные:

- классификация;

- обобщение.

  • различать животных;

знать признаки живых существ

61

10.05

Животное – живое существо. Природе нужны все!

Расширение познавательных интересов, учебных мотивов, умение работать коллективно

62

12.05

Ты – пешеход.

Проявлять любознательность, активность, заинтересованность в познании мира

- запоминать.

освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

знать дорожные знаки: «пешеходный переход», «подземный переход», «железнодорожный переезд», «разметка дороги», «зебра», «островок безопасности».

63

17.05

Итоговая диагностическая работа

Способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения.

- классификация;

- обобщение.

Контролирует этапы своей работы. Может организовать собственную деятельность.

64

19.05

До свидания, первый класс!

Высказывать собственные суждения и давать им обоснование

Умеет соотносить информацию с имеющимися знаниями. Понимание ценности любой жизни.

Мотивирует свою деятельность, выделяет ее этапы. Умеетпроектироватьсвоюдеятельность.

65  

24.05

Скоро лето!

Организовывать собственную деятельность

Умеет сотрудничать в совместном решении проблемы, искать информацию. Понимание ценности любой жизни.

Владеет способами получения, анализа и обработки информации. Рассказывает на тему: «Почему ты любишь (не любишь) лето». Взаимодействует с участникамидиалога. Понимает и принимаетправилаигры.

66

25.05

Закрепление и повторение изученного

Расширение познавательных интересов, учебных мотивов, умение работать коллективно

развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 2 класс, "Начальная школа XXI века

Рабочие программы по предметам: русский язык, математика, литературное чтение, окружающий мир и т.д. Отдельно пояснительная записка и отдельно сетка часов (тематическое планирование)...

Рабочая программа. 2 класс. Начальная школа 21 века. ФГОС второго поколения

Рабочая программа разработана с учетом ФГОС второго поколения по основным предметам: русский язык, литературное чтение, окружающий мир, математика. УМК "Начальная школа 21 века. Программа вклюает в се...

Рабочая программа 2 класс "Начальная школа 21 века"

Данная программа содердит пояснительную записку по предмету, тематическое ппанирование с прописанными УУД.  Рабочая программа составлена с требованиями ФГОС....

Рабочая программа 4 класс "Начальная школа ХХI века"

Программа создана на основе концепции системы учебников «Начальная школа 21 века» и отражает содержание обучения литературному  чтению в современной начальной школе. Соответствует федеральн...

Рабочая программа 3 класс "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа  для всех предметов в 3 классе....

Рабочие программы 1 класс "Начальная школа XXI века"

Рабочие программы 1 класс "Начальнаяшкола 21 века"...

рабочая программа 3 класс, УМК Школа XXI века

УМК Школа XXI века, рабочие программы по предметам в 3 классе, учебно-тематическое планирование....