рабочая программа по окружающему миру 1 класс УМК "Начальная школа ХХI века"
рабочая программа по окружающему миру (1 класс) на тему
Рабочая программа по курсу «окружающий мир» разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом НОО и на основе программы УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой(сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века» - М. :Вентана - Граф).
Цель обучения предмету – формирование социального опыта школьника, осознания элементарного взаимодействия в системе «человек – природа – общество», воспитание правильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней; понимание своей индивидуальности, способностей и возможностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
r_p_okr_mir.docx | 53.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Рабочая программа по курсу «окружающий мир» разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом НОО и на основе программы УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой(сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века» - М. :Вентана - Граф).
Цель обучения предмету – формирование социального опыта школьника, осознания элементарного взаимодействия в системе «человек – природа – общество», воспитание правильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней; понимание своей индивидуальности, способностей и возможностей.
Задачи курса:
воспитание любви к своему городу, к своей Родине,
формирование опыта экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде,
развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира,
В основе методики преподавания предмета «Окружающий мир» лежит учебный диалог и проблемно-поисковый подход, обеспечивающие реализацию задач развивающего обучения. Содержание курса обеспечивает дифференцированное обучение и учёт индивидуальных возможностей каждого ребенка. На уроке предпочтение отдаётся индивидуальным, парным и групповым формам организации деятельности детей.
В 1 классе проводится педагогическая диагностика. Педагогическая диагностика – это совокупность специально подобранных и систематизированных заданий, которые позволяют:
– определить особенности усвоения учащимися предметных знаний, умений и навыков;
– выявить характер трудностей ученика и установить их причины;
– установить уровень овладения учебной деятельностью;
– оценить изменения, происходящие в развитии учащихся.
Для обеспечения дифференцированного подхода при проведении диагностических работ учащимся предлагаются работы разных уровней сложности, которые могут быть выполнены ними с учетом их возможностей, способностей и желания. Для проверки уровня усвоения программы и сформированности УУД учащимися выполняются такие задания: разноуровневые задания по изучаемой теме, тесты, практические работы.
Планируемые результаты освоения программы:
Личностные: готовность и способность к саморазвитию и самообучению, достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки; личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с ее участниками.
формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в объединении народов, в современном мире, в развитии общемировой культуры; понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные достижения;
воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;
понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.
Предметные:
осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;
обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;
овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдения, опыт, эксперимент, измерение);
использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;
расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.
Метапредметные: способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.); владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой; способность в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием повествованием.
Отметки в первом классе не ставятся. Оценка устным ответам учеников дается качественная. Оценка самостоятельных письменных работ может быть словесной, знаково – символической. Каждое задание в диагностических работах оценивается баллами. Затем по количеству баллов определяется соответствующий уровень усвоения материала.
Оценка уровня усвоения программы складывается из качественной оценки деятельности учащихся (индивидуальной и совместной);статистических данных; работ учащихся; результатов тестирования и результатов итоговой комплексной диагностической работы.
Обучение проводится без балльного оценивания знаний учащихся и домашних заданий.
Учебно – тематический план
Количество часов:
всего -66 часов, в неделю-2 часа.
Плановых диагностических уроков -3.
№ | Наименование разделов (блоков, модулей, тем) | Всего часов | В том числе диагностических уроков |
1. | Введение | 1ч. | |
2. | Мы - школьники. | 10 ч. | 1 |
3. | Родная природа | 24 ч | 1 |
4. | Родная страна | 17 ч. | |
5. | Мы и вещи | 7 ч. | |
6. | Ты и твоё здоровье | 7 ч. | 1 |
Итого: | 66 ч. |
Календарно – поурочное планирование
№ п/п | Дата | Тема урока | Результаты освоения учебного предмета | Корректировка | ||||
По плану | По факту | личностные | метапредметные | предметные | ||||
1 | 03.09 | Этот удивительный мир | готовность и способность к саморазвитию и самообучению | - организация рабочего места; - режим дня; - правильная осанка. |
| |||
2 | 08.09 | Давай познакомимся | Уметь слушать и слышать собеседника | - правила поведения на уроке; - правильно пользоваться учебными принадлежностями |
| |||
3 | 10.09 | Мы – школьники. | Проявлять любознательность, активность, заинтересованность в познании мира | - умение слушать и слышать; - умение выражать свои мысли. |
| |||
4 | 15.09 | Правила поведения в школе | Высказывать собственные суждения и давать им обоснование | осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; | знать и соблюдать правила поведения в школе | |||
5 | 17.09 | Сентябрь – первый месяц осени. | Формирование адекватной позитивной самооценки | - умение слушать и слышать; - умение выражать свои мысли. |
знать сезонные изменения в природе; | |||
6 | 22.09 | Что нам осень подарила. | Уметь слушать и слышать собеседника | - классификация; - обобщение. | классифицировать по признаку «овощи-фрукты». | |||
7 | 24.09 | Грибная пора. | Организовывать собственную деятельность | - классификация; - обобщение. | классифицировать по признаку: съедобные и несъедобные грибы | |||
8 | 29.09 | Семья. О маме. | Расширение познавательных интересов, учебных мотивов, умение работать коллективно |
- уметь вежливо и корректно возразить собеседнику, применяя выражения: «Я хочу возразить…», «Я не согласен с вами…».
- умение выражать свои мысли. |
читать потешки о маме. | |||
9 | 01.10 | Любимые занятия. Воскресный день. | Формирование адекватной позитивной самооценки. Расширение познавательных интересов, учебных мотивов, формирование умения работать в паре |
- умение выражать свои мысли. | различать основные нравственно-этические понятия (сочуствие-равнодушие; трудолюбие-леность; послушание-непослушание). | |||
10 | 06.10 | Как из зерна получилась булка. | Проявлять любознательность, активность, заинтересованность в познании мира |
- учиться работать в заданном темпе. |
рассказывать о своей профессии. | |||
11 | 08.10 | Человек и домашние животные. | Высказывать собственные суждения и давать им обоснование |
- умение выражать свои мысли. | знать правила общения с животными; называть домашних животных | |||
12 | 13.10 | «Октябрь уж наступил…» | Организовывать собственную деятельность |
- осуществлять наблюдение |
наблюдать за живой и не живой природой. | |||
13 | 15.10 | Явления природы. | Формирование адекватной позитивной самооценки. Расширение познавательных интересов, учебных мотивов, формирование умения работать в паре |
- осуществлять наблюдение. | наблюдать за живой природой. | |||
14 | 20.10 | Где ты живёшь? | Формирование адекватной позитивной самооценки |
- режим дня; - правильная осанка | знать маршрут «Школа – Дом». | |||
15 | 22.10 | Правила поведения на дорогах. | Расширение познавательных интересов, учебных мотивов, умение работать коллективно |
- запоминать. |
| |||
16 | 27.10 | Ты и вещи. | Уметь слушать и слышать собеседника |
- осуществлять самоконтроль |
выполнять самооценку работы. | |||
17 | 29.10 | Кто работает ночью. | Проявлять любознательность, активность, заинтересованность в познании мира |
- умение выражать свои мысли. | рассказывать о профессии не называя её. | |||
18 | 10.11 | Что такое здоровье | Высказывать собственные суждения и давать им обоснование |
- организация рабочего места; - режим дня. |
составлять свой режим дня. | |||
19 | 12.11 | Правила гигиены. | Организовывать собственную деятельность |
- организация рабочего места. |
| |||
20 | 17.11 | О режиме дня. | Формирование адекватной позитивной самооценки. Расширение познавательных интересов, учебных мотивов, формирование умения работать в паре |
- умение выражать свои мысли |
составлять свой режим дня. | |||
21 | 19.11 | Урок в спортивном зале. | Расширение познавательных интересов, учебных мотивов, умение работать коллективно | овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; | Ориентировка в понятиях и терминах: здоровье, время, час, день недели, гигиена, гимнастика. | |||
22 | 24.11 | Ноябрь – зиме родной брат. | Формирование адекватной позитивной самооценки |
-режим дня. |
рассказывать как дикие животные готовятся к зиме. | |||
23 | 26.11 | Звери – млекопитающие. | Проявлять любознательность, активность, заинтересованность в познании мира | учебно-информационные: - составлять устный рассказ, устно описывать объект наблюдения. |
знать отличительные признаки млекопитающих от других животных | |||
24 | 01.12 | Что мы знаем о птицах. | Высказывать собственные суждения и давать им обоснование |
- классификация -обобщение |
решать логическую задачу «Почему птицы улетают на юг» | |||
25 | 03.12 | Родной край. Дом, в котором ты живёшь. | Уметь слушать и слышать собеседника |
- выполнять обобщения
- умение выражать свои мысли. |
различать профессии, связанные с сельским хозяйством; промышленностью иметь представление о разных видах жилья человека | |||
26 | 08.12 | Зачем люди трудятся. | Высказывать собственные суждения и давать им обоснование |
- умение выражать свои мысли. | рассказывать о профессии не называя её. | |||
27 | 10.12 | «В декабре, в декабре все деревья в серебре…» | Организовывать собственную деятельность |
-умение выражать свои мысли. | Определять и называть свойства воды, льда, снега. | |||
28 | 15.12 | Какой бывает вода? | Формирование адекватной позитивной самооценки. Расширение познавательных интересов, учебных мотивов, формирование умения работать в паре |
-умение выражать свои мысли. |
умение работать коллективно | |||
29 | 17.12 | Промежуточная диагностическая работа | Расширение познавательных интересов, учебных мотивов, умение работать коллективно |
- классификация; - обобщение. | Контролирует этапы своей работы. Может организовать собственную деятельность. | |||
30 | 22.12 | О дружбе Идем в гости | Формирование адекватной позитивной самооценки | учебно-информационные: -умение вести учебный диалог.
-оказывать помощь. | Различать основные нравственно-этические понятия.
различать основные нравственно-эстетические понятия. | |||
31 | 24.12 | С наступающим Новым годом! | Организовывать собственную деятельность |
-умение выражать свои мысли. |
| |||
32 | 29.12 | Январь – году начало, зиме середина | Уметь слушать и слышать собеседника | Проводить групповые наблюдения во время экскурсии. Исследовать( на основе наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных и времени года. Учебно-информационные: - осуществлять наблюдение | Называть основные изменения в природе в январе. Сравнивать лиственные и хвойные деревья. | |||
33 | 12.01 | Хвойные деревья. | Проявлять любознательность, активность, заинтересованность в познании мира | Практическая работа с гербарием.
- выделять главное, существенное. | Определять хвойные деревья. Работать с гербарием. Сравнивать ветки сосны и ели. | |||
34 | 14.01 | Жизнь птиц. | Высказывать собственные суждения и давать им обоснование |
- классификация -обобщение |
| |||
35 | 19.01 | Наша страна - Россия | Расширение познавательных интересов, учебных мотивов, умение работать коллективно |
- постановка вопроса к рассказу учителя. |
знать какие народы живут в России. | |||
36 | 21.01 | Богата природа России. | Организовывать собственную деятельность |
- классификация -обобщение |
| |||
37 | 26.01 | Леса и луга России | Формирование адекватной позитивной самооценки. Расширение познавательных интересов, учебных мотивов, формирование умения работать в паре | |||||
38 | 28.01 | Мы – россияне. | Высказывать собственные суждения и давать им обоснование |
- составлять устный рассказ, устно описывать объект наблюдения. |
знать народное творчество своего народа: пение, танцы, сказки, игрушки | |||
39 | 02.02 | Народная сказка. | Уметь слушать и слышать собеседника |
|
выразительно читать фольклорные произведения. | |||
40 | 04.02 | Февраль – месяц метелей и вьюг. | Проявлять любознательность, активность, заинтересованность в познании мира | учебно-информационные: - составлять устный рассказ, устно описывать объект наблюдения. |
зимующие птицы | |||
41 | 09.02 | Звери – млекопитающие. | Расширение познавательных интересов, учебных мотивов, умение работать коллективно | учебно-информационные: - составлять устный рассказ, устно описывать объект наблюдения. |
| |||
42 | 11.02 | Звери – млекопитающие. Чем питаются и как передвигаются звери. | Высказывать собственные суждения и давать им обоснование | |||||
43 | 25.02 | Наш уголок природы | Формирование адекватной позитивной самооценки. Расширение познавательных интересов, учебных мотивов, формирование умения работать в паре |
- умения ужаживать за обитателями живого уголка |
| |||
44 | 01.03 | Мы – граждане России. | Организовывать собственную деятельность | учебно-информационные: - составлять устный рассказ, устно описывать объект наблюдения. |
| |||
45 | 03.03 | О правилах поведения. | Формирование адекватной позитивной самооценки | учебно-информационные: -умение вести учебный диалог. | различать основные нравственно-этические понятия. | |||
46 | 10.03 | 23 февраля – День защитника Отечества. | Расширение познавательных интересов, учебных мотивов, умение работать коллективно | учебно-информационные: -умение вести учебный диалог. | иметь представление об одном из государственных праздников | |||
47 | 15.03 | 8 – е марта – праздник всех женщин | Формирование адекватной позитивной самооценки | учебно-информационные: -умение вести учебный диалог. | иметь представление об одном из государственных праздников | |||
48 | 17.03 | Март – капельник | Организовывать собственную деятельность | учебно-информационные: - составлять устный рассказ, устно описывать объект наблюдения. |
| |||
49 | 22.03 | Март – капельник. Лесные новости | Уметь слушать и слышать собеседника | |||||
50 | 24.03 | Если хочешь быть здоров, закаляйся! | Формирование адекватной позитивной самооценки. Расширение познавательных интересов, учебных мотивов, формирование умения работать в паре | учебно-коммуникативные: осуществлять контроль и самоконтроль |
| |||
51 | 05.04 | Здоровая пища. | Высказывать собственные суждения и давать им обоснование |
- учиться слушать партнера по общению, не перебивать его; - говорить самому только после того, как собеседник закончил говорить; - не использовать грубых, резких слов и выражений; - общаясь к собеседнику, смотрите ему в глаза; - для снятия конфликта, напряженности в разговоре используй улыбку, шутку. |
| |||
52 | 07.04 | Какое бывает настроение. | Организовывать собственную деятельность | |||||
53 | 12.04 | Апрель – водолей. | Проявлять любознательность, активность, заинтересованность в познании мира |
-умение намечать и решать учебные задачи |
| |||
54 | 14.04 | Апрель – водолей. Весенние картинки | Расширение познавательных интересов, учебных мотивов, умение работать коллективно | |||||
55 | 19.04 | Весенние работы. | Формирование адекватной позитивной самооценки |
- составлять устный рассказ, устно описывать объект наблюдения. |
| |||
56 | 21.04 | Кто работает на транспорте. | Высказывать собственные суждения и давать им обоснование |
- классификация -обобщение |
Иметь представления о мире профессий | |||
57 | 26.04 | День космонавтики. | Расширение познавательных интересов, учебных мотивов, умение работать коллективно |
- правильно выбирать формы обращения «ты» или «вы»; - не говорить одновременно с несколькими собеседниками, следует высказываться по очереди. | составлять описательный рассказ по иллюстрации. Знать, кто первым полетел в космос; имена известных советских космонавтов. | |||
58 | 28.04 | Май весну завершает, лето начинает. | Организовывать собственную деятельность |
- классификация; - обобщение. |
| |||
59 | 03.05 | Жизнь земноводных весной. | Уметь слушать и слышать собеседника |
- запоминать, выражать свое мнение |
| |||
60 | 05.05 | Животное – живое существо. | Проявлять любознательность, активность, заинтересованность в познании мира |
- классификация; - обобщение. |
знать признаки живых существ | |||
61 | 10.05 | Животное – живое существо. Природе нужны все! | Расширение познавательных интересов, учебных мотивов, умение работать коллективно | |||||
62 | 12.05 | Ты – пешеход. | Проявлять любознательность, активность, заинтересованность в познании мира | - запоминать. освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; | знать дорожные знаки: «пешеходный переход», «подземный переход», «железнодорожный переезд», «разметка дороги», «зебра», «островок безопасности». | |||
63 | 17.05 | Итоговая диагностическая работа | Способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения. | - классификация; - обобщение. | Контролирует этапы своей работы. Может организовать собственную деятельность. | |||
64 | 19.05 | До свидания, первый класс! | Высказывать собственные суждения и давать им обоснование | Умеет соотносить информацию с имеющимися знаниями. Понимание ценности любой жизни. | Мотивирует свою деятельность, выделяет ее этапы. Умеетпроектироватьсвоюдеятельность. | |||
65 | 24.05 | Скоро лето! | Организовывать собственную деятельность | Умеет сотрудничать в совместном решении проблемы, искать информацию. Понимание ценности любой жизни. | Владеет способами получения, анализа и обработки информации. Рассказывает на тему: «Почему ты любишь (не любишь) лето». Взаимодействует с участникамидиалога. Понимает и принимаетправилаигры. | |||
66 | 25.05 | Закрепление и повторение изученного | Расширение познавательных интересов, учебных мотивов, умение работать коллективно | развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы 2 класс, "Начальная школа XXI века
Рабочие программы по предметам: русский язык, математика, литературное чтение, окружающий мир и т.д. Отдельно пояснительная записка и отдельно сетка часов (тематическое планирование)...
Рабочая программа. 2 класс. Начальная школа 21 века. ФГОС второго поколения
Рабочая программа разработана с учетом ФГОС второго поколения по основным предметам: русский язык, литературное чтение, окружающий мир, математика. УМК "Начальная школа 21 века. Программа вклюает в се...
Рабочая программа 2 класс "Начальная школа 21 века"
Данная программа содердит пояснительную записку по предмету, тематическое ппанирование с прописанными УУД. Рабочая программа составлена с требованиями ФГОС....
Рабочая программа 4 класс "Начальная школа ХХI века"
Программа создана на основе концепции системы учебников «Начальная школа 21 века» и отражает содержание обучения литературному чтению в современной начальной школе. Соответствует федеральн...
Рабочая программа 3 класс "Начальная школа 21 века"
Рабочая программа для всех предметов в 3 классе....
Рабочие программы 1 класс "Начальная школа XXI века"
Рабочие программы 1 класс "Начальнаяшкола 21 века"...
рабочая программа 3 класс, УМК Школа XXI века
УМК Школа XXI века, рабочие программы по предметам в 3 классе, учебно-тематическое планирование....