Конспект урока окружающего мира на тему "Путешествие по материкам. Африка"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему
Цели: формирование знаний о материке Африка.
Задачи:
- познакомить с историей открытия Африки, её климатом, растительным и животным миром;
- развивать умение получать информацию по карте, в учебнике, дополнительной литературе;
- воспитывать познавательный интерес.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_afrika.docx | 67.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока окружающего мира (4 класс)
УМК «Гармония»
Тема: Путешествие по материкам. Африка
Цели: формирование знаний о материке Африка.
Задачи:
- познакомить с историей открытия Африки, её климатом, растительным и животным миром;
- развивать умение получать информацию по карте, в учебнике, дополнительной литературе;
- воспитывать познавательный интерес.
Планируемые результаты
Личностные результаты:
Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Предметные результаты:
Освоение знаний о расположении Африки на карте полушарий, об особенностях погодных условий, растительного и животного мира. Получение знаний о великих путешественниках, открывших и исследовавших материк.
Метапредметные результаты:
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.
Умение работать с различными источниками информации (текст, карта полушарий, учебник), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты.
Овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации.
Умение договариваться друг с другом, работая в группе.
Оборудование: карта полушарий, компьютер, карточки с кроссвордами, атласы.
ЦОР: презентация Microsoft PowerPoint по теме урока; интерактивные задания (в программе Notebook) «Горячие точки», «Ярмарка букв»; видеофрагмент «Водопад Виктория».
Ход урока:
1.Мотивация к деятельности | Нас сегодня ждет дорога, И узнать нам надо много. Так возьмёмся, ребята, скорей за работу, Чтобы времени зря не терять. |
2.Проверка д/з | - Мы начали путешествие по материкам. Как называется материк, который мы изучили? Давайте проверим ваши знания по изученной теме. Интерактивные задания (в программе Notebook) :
|
3.Стадия «Вызов» Слайды 1 Слайд 2 Слайд 3 | - Сегодня мы отправимся на самый жаркий материк. Назовите его? Об этом континенте говорят: «Кто хоть раз вдохнул пыль его красной земли, услышал бой тамтамов, увидел в отблеске ночных костров мускулистые тела танцоров в завораживающих масках, тому трудно будет возвращаться из этого таинственного мира». Африка – второй по величине континент земного шара, после Евразии Площадь с островами – 30 млн. кв. км. Протяжённость Африки с севера на юг почти -8000 км, с запада на восток -7500 км. - Составьте вопросы по новой теме. Кто? Что? Какие? Как? Где? - Как вы думаете, можем ли мы сразу ответить на ваши вопросы? Выстроим вопросы по порядку? 1) Где находится Африка? 2) Как открывали Африку? 3) Какие природные условия на этом материке? 4) Каков рельеф Африки? 5) Какие растения и животные встречаются в Африке? |
4. Стадия «Содержание» Слайд 4. «Карта» | 1. Работа с картой - Что нам поможет ответить на 1-й вопрос? (карта полушарий) - Расскажите о географическом положении материка. - С каким материком граничит Африка? - Чем Африка отделена от Евразии? (на северо-востоке – Красным морем, на севере – Средиземным морем) Доп. св. Красное и Средиземное моря соединяет Суэцкий канал. Один его берег – африканский, другой – азиатский. С Атлантическим океаном Средиземное море сообщается узким проливом Гибралтар. Здесь расстояние между Африкой и Европой составляет всего 14 км. - Какие океаны омывают берега Африки? (с западной стороны – Атлантический, с восточной – Индийский) |
Слайды 5-7 «В.да Гаме» «Д.Ливингстон» | 2. Работа с учебником (с.133) - Прочитайте тест учебника и назовите имена европейских путешественников, исследовавших Африку. Васко да Гаме – обогнул с юга берега Африки; открыл морской путь из Европы в Индию по Атлантическому и Индийскому океанам. Джозеф Стенли и Дэвид Ливингстон – исследовали природу Африки. - Прочитайте исторические сведения о Д.Ливингстоне. Что вас удивило? (подчеркнуть в тексте) |
Слайд 8 «Карта» Слайды 9-11 «Природные зоны» | 3. Работа с картой - Посмотрите вновь на карту. Почему Африку называют самым жарким материком? (Экватор делит её почти посередине, поэтому круглый год здесь тепло, только лето – засушливое, зима - влажная.) - Как вы думаете, какие природные зоны расположены на этом материке? - Почему такие разные природные условия в Африке? (территории получают разное количество осадков) |
Слайды 12-16 «Рельеф» Слайды 17-19 Видеофрагмент «Водопад Виктория» | 4. Работа с картой. Рассказы детей. - Каков рельеф Африки? Какой источник нам может помочь? (карта) Большая часть территории Африки занята равнинами и горами. Сейчас экскурсоводы расскажут нам про некоторые из них. Рассказы уч-ся: Высочайшая вершина Африки и одна из красивейших гор мира – гора Килиманджаро. Это вулканический массив. Местные жители называют этот вулкан «гора бога холода» или «сверкающая гора». Этот массив диаметром около 100 км, имеет высоту 5895 м. Образован тремя слившимися, ныне потухшими вулканами: Кибо, Мавензи и Шира. Африка, как мы с вами уже выяснили самый жаркий материк. Но оказывается если подняться на вершину Килиманджаро – то окажется, что она покрыта ледником. Атлас – горная система на северо-западе Африки. Она простирается почти на 2000 километров. Максимальная высота - гора Тубкаль (4165 метров). В вечнозеленых лесах Атласких гор растут кедры, тисы и пробковые деревья. Сахара - самая крупная в мире пустыня. Её площадь - около 8 млн. км². Длина с запада на восток - 5700 км, ширина около 2000 км. В переводе с арабского сахара обозначает – пустыня. В основном Сахара сложена песками. Они чрезвычайно подвижны и образуют барханы и дюны. Но не следует думать, что Сахара безжизненна. В Сахаре встречаются оазисы. ОАЗИС - место выхода подземных вод в пустынях и полупустынях. В оазисах пышная растительность. - Сахара, как человек, бывает разной и постоянно меняет свои обличья. Выделяют три вида: каменистая, песчаная и Сахара соляных озер. - Ребята, моя подруга побывала в пустыне Сахара и привезла мне «Розу пустыни». В Тунисе есть соляное озеро Шотт-эль-Джерид, известное миражами. Под слоем песка - толстый слой соли, а под ним - вода. Ходить по озеру не стоит: здесь проваливались целые караваны. Но именно в этом месте из песка и соли образуются очень красивые камни - "розы пустыни". За тысячи лет своей истории обретают форму розы. Их цвет определяется цветом песка. Жители Сахары знают "розу пустыни" с незапамятных времён. Купить их можно в любой сувенирной лавке, но найти самим - круче. - Как вы думаете, богата ли Африка водными ресурсами? - В Африке не только много рек и озер, там есть и подземные воды. Где они близко подходят к поверхности земли, там возникают оазисы, в тени которых может отдохнуть усталый путник. Посмотрите на карту и назовите самые крупные реки и озёра. Самое крупное озеро – Виктория. Территория Африки богата реками. Крупнейшие из них - реки Нил, Конго и Нигер. Нил – самая длинная река в мире. Её длина 6695 км. Конго - самая многоводная река в Центральной Африке. Длина - 4700 км. В среднем течении реки Замбези в месте, где ее ширина достигает 1800 м, вода низвергается с отвесного уступа высотой 120 м. Здесь находится водопад «Виктория». О приближении к водопаду свидетельствуют мощный шум и пелена тумана, местные жители называют его «туман, который грохочет». - А кто открыл этот водопад? Ливингстон назвал водопад именем английской королевы Виктории. Давайте полюбуемся на этот крупнейший водный занавес. |
Слайды 20 | 5. Работа в группах - Какие растения можно встретить на этом материке? (Финиковые пальмы, кофе, оливы). - Мы уже знаем с вами некоторых обитателей Африки, поэтому я предлагаю в группе разгадать кроссворд. - Нам нужно проверить вашу работу. Читаем описание животного и говорим ответ. |
3. Д.з. | Приготовить презентации о животных и растениях Африки (до 5 слайдов) или сообщение на альбомном листе. |
4. Стадия «Рефлексия» Слайд 21 | - Конечно, сегодня мы ответили не на все вопросы, касающиеся Африки. Но я думаю, что каждый сделал какое-то открытие для себя. - Продолжите фразу: «Оказывается, …» . Отразите то, что вы запомнили об этом удивительном континенте. - Прочитайте в группе все высказывания и выберите одного выступающего. - На какие вопросы нам ещё нужно ответить? |
5. Итог Стихотворение рассказывает подготовленный ученик. Слайды 22-24 | Африка - манящий континент. |
Приложение к уроку
Девид Ливингстон
Крупнейшим и наиболее известным исследователем Африки является Дэвид Ливингстон. Родился Ливингстон 19 марта 1813 года в шотландской деревне. Из-за бедности своей семьи он уже в 10 лет пошел работать на ткацкую фабрику, но тратил свободное время и деньги на покупку учебников и изучение латыни.
Ливингстон посвятил Африке большую часть своей жизни, пройдя преимущественно пешком свыше 50 тыс. км. Он совершил ряд длительных путешествий по Южной и Центральной Африке (с 1840). В 1851-1856 пересек Африку через бассейн р. Замбези и вышел к Индийскому океану; совершил несколько путешествий по верховьям р. Конго. Исследовал впадину Калахари, реку Кубанго, бассейн реки Замбези, озеро Ньяса, открыл водопад Виктория, исследовал озеро Танганьика.
Благодаря искренности и доброжелательности, он завоевывал доверие и уважение местных племен. К тому же африканцы высоко ценили его знания и умения врача. Ливингстон приобрел репутацию защитника коренных жителей Африки и борца с рабством.
Утром 1 мая 1873 года слуги нашли путешественника мертвым в хижине, на полу у койки. Темнокожие соратники Ливингстона похоронили его сердце в окрестностях озера Виктория, обработали труп солью и выставили на солнце. Потом в труднейших условиях они девять месяцев несли его тело к побережью Атлантического океана, пройдя около 1500 километров. Из Занзибара его доставили в Лондон и там похоронили.
Природные зоны Африки
Влажные экваториальные леса располагаются по обе стороны от экватора. Во влажных экваториальных лесах то тут, то там растут деревья – гиганты. Их стволы так толсты, что их не могут обхватить 6 человек. Их сучья так велики, что каждый из них мог быть крупным деревом. Они составляют верхний ярус. Между ними растут деревья по ниже – деревья второго яруса, есть еще третий, четвертый ярус. Это кустарники, папоротники, травы. В лесу царит мрак, и сырость. Всё переплетая, перекидываясь с дерева на дерево, вьются лианы. Палящие лучи солнца не проникают в глубину такого леса. Особенностью растений экваториальных лесов является толстая кожица на листьях, предохраняющая их от палящих лучей солнца и ливневых дождей.
Саванна – это тропическая степь, покрытая высокой травянистой растительностью, среди которой встречаются одиночные, реже группами, деревья и кустарники, сбрасывающие листья в сухое время года. Травянистый покров высок, но обычно не сплошной: между растениями видна почва. Преобладают злаки метровой, а иногда и трехметровой высоты. Саванны расположены и к северу и к югу от экваториальных лесов. Зима в саванне сухая, а лето влажное. В сухой период саванна окрашена в желто – бурые тона, зато в дождливый период она выглядит очень яркой, зеленой и нарядной.
Пустыни. К северу и к югу от зоны саванн количество осадков уменьшается. Сухие северо-восточные ветры, дующие с Азии, и юго-восточные ветры, оставившие влагу в прибрежных горах, создали условия для образования пустынь. На севере Африки – пустыня Сахара, что в переводе с арабского означает – «пустыня». И на юге – Калахари – «мучимый жаждой». Здесь почти не бывает дождей. Средняя температура самого холодного месяца + 10, +15ºС, а самого жаркого +35ºС. Летний зной достигает особенной силы в Сахаре, где воздух прогревается иногда до 50ºС.
Кроссворд
Угадай ключевое слово в рамочке!
1. Самая большая нелетающая птица на Земле. Эта птица "пасется" вместе со стадами антилоп, зебр и жирафов в африканской саванне.
2. Самое длинношеее млекопитающее в мире.
3. Копытное животное, с ярко раскрашенной полосатой шкурой.
4. Самая большая и зубастая рептилия в Африке.
5. Небольшая африканская обезьяна, живет большими стаями на деревьях.
6. Большая чёрная человекообразная обезьяна, живет в тропических лесах и горах Африки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира во 2 классе "Материки и океаны"
Урок окружающего мира во 2 классе УМК "Школа 2100" Тема: "Материки и океаны"...
Конспект урока окружающего мира по теме "Самый маленький материк. Природа Австралии", 4 класс по Занкову
Тип урока: урок открытия нового знанияЦель урока: расширить представление об освоении мира и открытии новых земель, показать необычность растительного и животного мира Австралии.Предполагаемый результ...
урок окружающего мира 2 класс "Путешествие в Африку"
Конспект и презентация к открытому уроку...
Урок окружающего мира. Путешествие в дальние страны. Африка
Папка содержит технологическую карту урока, презентацию, приложение...
Конспект урока окружающего мира во 2 классе на тему:"Материки и океаны"по программе "Школа 2100"
Конспект урока соответствует требованиям ФГОС...
Урок окружающего мира 4 класс. В пустыне Африки.
Урок прохождение новой темы. Сравнение природы и возможности проживания животных пустыни (верблюда) и северной части Евразии (оленей) в других противоположных частях Земли. Урок для учеников 4 к...
Конспект урока окружающий мир 4 класс «В пустынях Африки»
Конспект урока окружающий мир 4 класс «В пустынях Африки»Тема: В пустыне Африки.Тип урока: урок открытия новых знаний.Цель урока: познакомить детей с природной зоной пустынь.Задачи урока:1...