урок окружающего мира 2 класс "Путешествие в Африку"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему
Конспект и презентация к открытому уроку
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_okr.miru_puteshestvie_v_afriku.doc | 76 КБ |
urok_po_okruzhayushchemu_miru.doc | 21.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок окружающему миру. 2-й класс. Образовательная программа "Школа 2100"
Тема: "Путешествие в Африку"
Цели урока:
1.Знакомство учащихся с природой Африки и населяющими ее людьми.
2.Обучение умению пользоваться картами и применять полученные знания.
Развитие способности замечать взаимосвязи между географическими объектами при изучении Африки.
Показать влияние климата на органический мир, людей.
3.Воспитание экологической культуры у младших школьников.
Оборудование: мультимедиа-проектор и слайдовая презентация к уроку;
физическая карта Африки с. 100 учебника; магнитная доска;
карта «Природные зоны Земли» с.104- 105
глобус или теллурий;
«Атлас мира», детские книжки об Африке;
учебник “ Окружающий мир” 2 класс, часть 2, Автор А. А.Вахрушев, с.64-69
выписка из энциклопедии для детей “Аванта +” (Страны. Народы. Цивилизации);
индивидуальные карточки.
Ход урока
1 слайд (Окружающий мир)
I.Организационный момент.
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Учитель:
- Сегодня у нас гости, пожелаем им здоровья. Тихонечко присели на свои места.
Работать будем в группах. Тема «Путешествие в …»
А может догадаетесь сами, выполнив следующее задание?
2 слайд
II. Актуализация знаний и постановка проблемной ситуации
Учитель:
- На прошлом уроке мы с вами путешествовали по Азии. Мне интересно: сможете ли вы из данных групп слов выбрать только те, которые относятся к Азии, найти четвёртое, лишнее слово.
1) Лена, Нил, Тигр, Обь. 1 группа – здесь перечисляются реки Азии
2) Шахматы, папирус, зеркало, бумага. 2 группа – предметы, пришедшие к нам из Азии
3) Рис, кофе, сахар, хлопок. 3 группа – растения, Родиной которых является Азия
4) Китай, Япония, Индия, Египет. 4 группа – страны, расположенные на территории
азиатских стран.
Учитель:
- Какие слова остались?
Учитель:
- К какой части света относятся оставшиеся слова?
Ученик:
- К Африке.
Учитель:
- Откуда ты это знаешь?
Ученик:
- Я точно знаю, что река Нил в Африке, остальные не знаю.
Учитель:
- Какие вопросы у вас возникают?
Ученик:
Нил – Какие реки текут по Африке?
Папирус - Какие предметы попали к нам из Африки?
Папирус 1. Водное растение. 2. Писчий материал
Кофе - Какие растения произрастают в Африке?
Египет - Какие страны расположены на материке Африка? Какие народы населяют Африку?
Слайд 3
Учитель:
- Итак, путешествовать будем по Африке.
- А когда вы впервые услышали про Африку?
Ученик:
- Ещё до школы нам читали произведение К.И.Чуковского «Айболит». Слайд 4
Учитель:
- Конечно, у вас тогда же появилось желание побывать в той самой загадочной Африке вопреки тому предупреждению: «Не ходите дети в Африку гулять!...»
А вот народная пословица гласит «Кто много читает, тот много знает». Даже заочно путешествуя, читая умные книги, вы можете стать знающими людьми.
III. Повторение пройденного материала и проверка домашнего задания
Учитель:
- На каком транспорте мы можем быстрее очутиться на этом континенте? Слайд 5
Ученик:
- На самолёте.
Учитель:
- Пока летим, блиц-опрос.
Слайд 6, 7,8
- Что такое материк? ( Материк-это огромный участок суши, окружённый водой).
- Узнаёте ли вы материки «в лицо»? (1 ученик собирает карту на доске)
- Сколько материков вы знаете? (6 - Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида.)
- Что такое части света? (Большие участки суши с соседними островами)
- Сколько частей света вы знаете? (Тоже 6: Америка, Европа, Азия, Африка, Австралия, Антарктида)
- В каких тепловых поясах находится Африка? Карта с.104. (В жарком и умеренном)
- По какой карте можно найти горы и равнины? (По физической карте.) С.100
- По какой карте можно найти страны и города? (По политической карте (Страны мира) с.112)
Слайд 9
- Посмотрите на вид Африки из космоса
IV. Изучение новой темы и совместное открытие знаний
- Вот и приземлились. Слайд 10
- Теперь нам нужно выбрать маршрут и транспорт для путешествия по самой Африке. Посмотрите на «Физическую карту» с.100. Ваши предложения.
Ученик:
- По рекам и озёрам можно передвигаться водным транспортом, а по суше - на верблюдах,
Слайд 11
- Хорошо. Вы разделились на группы, будем собирать информацию из текста и карт учебника. Помощниками и путеводителями будут наши учёные-путешественники.
Ученые:
- Мы предлагаем на этом уроке изучить 1 группа Географические объекты Африки.
2 группа Климат и природные зоны.
3 группа Животные Африки.
4 группа Страны Африки.
1 группа Географические объекты Африки.
Слайд 12 – физическая карта:
Ученик-исследователь:
- Африка-второй по величине континент земного шара, уступает лишь Евразии. Африка омывается на севере – Средиземным морем, на Северо-востоке – Красным морем, на Востоке – Индийским океаном на Западе – Атлантическим океаном. Экватор делит её почти посередине, поэтому круглый год тепло, только лето засушливое, зима – влажная.
- На юге Африки имеется большой остров - Мадагаскар ...
В Африке можно встретить горы и равнины, леса и бескрайние степи.
Здесь простирается огромная пустыня Сахара на севере, Калахари - на юге.
Ученик: (материал из учебника)
- Раньше Африка была соединена с Азией. Чтобы попасть в Индию, корабли из Европы должны были плыть вокруг всей Африки. Люди проложили Суэцкий канал – искусственный пролив из Средиземного в Красное море. Теперь путь судов стал намного короче.
Ученик: (материал из учебника)
- К западу от Нила лежит пустыня сахара. Днем поверхность земли здесь раскаляется так, что на камнях можно жарить яичницу. Ночью становится холодно: холоднее, чем бывает летней ночью у нас.
Слайд 13-14
Ученик-исследователь:
- По этому материку текут реки Нил, Конго. Есть несколько озер: Виктория, Чад, Танганьика, Ньяса.
Ученик: (материал из учебника)
- Нил – самая длинная река на свете. Его истоки лежат в зоне влажных тропических лесов. Дожди там идут каждый день, после обеда.
Ученик: (материал из учебника)
- Вблизи истоков Нила находится самая высокая гора Африки – потухший вулкан Килиманджаро. Это единственное место в Африке, где можно увидеть снег.
Слайд 15-16-17
Ученик-исследователь:
- Есть на Земле отдельно стоящие высокие горы со срезанной вершиной. Ровный и аккуратный конус может быть создан только извергающимся вулканом. В Африке есть такая гора – Килиманджаро. Многие альпинисты мечтают совершить восхождение на эту гору.
Учитель:
- Тюменский альпинист Андрей Селиванов тоже установил синий флаг ТНГУ на вершине Килиманджаро, посвятив восхождение Дню Победы над фашистской Германией.
- В этом году мы отмечаем 65-летие со Дня Победы над фашистами. А как вы можете проявить дань уважения погибшим за нашу возможность жить на земле?
Ученики:
- Если рядом живут ветераны, помогать им, в своей классной семье жить дружно, во дворе, на улице ни с кем не драться, 65 пятёрок получить до 9 мая.
Физминутка Слайд 18
Ветер дует нам в лицо, закачалось деревцо,
Ветер тише, тише, тише, деревцо всё выше – выше!
2 группа Климат и природные зоны.
Учитель:
- Экватор делит этот материк почти посередине, поэтому в Африке круглый год тепло, только лето засушливое, зима – влажная.
Почему у нас тепло только летом, а на экваторе круглый год? Слайд 19
Слайд 20
Ученик-исследователь:
- Особенно жарко в пустыне Сахара. Весь север Африки занят ею. Места в пустыне, где есть пресная вода, называются оазисами. В Африке не только много рек и озер, там есть и подземные воды. Где они близко подходят к поверхности земли, там возникают оазисы.
Над пустыней дуют сильные пассаты. Здесь очень мало дождей или их не бывает вовсе, мало растений и животных.
Днём поверхность земли раскаляется так, что на камнях можно жарить яичницу. Ночью становится холодно.
Учитель:
- Как же растения выживают в таком климате?
Ученик:
- Растениям в пустыне приходится приспосабливаться Слайд 21
Некоторые из них, например, кактусы, сохраняют воду в стеблях, листьях и корнях.
У многих растений вместо листьев колючки – они испаряют меньше влаги.
Ученик:
- У других растений очень длинные корни, позволяющие добывать воду глубоко под землёй.
Некоторые пустынные растения оживают только во время дождя. Их семена могут годами лежать в земле в ожидании дождя.
Слайд 22
Ученик: (материал из учебника)
Между пустынями и тропическими лесами находится зона тропических степей, или саванн. Лето в саваннах дождливое, а зима сухая. Такую смену сезонов выносят немногие деревья – это баобабы и акации. Зато очень хорошо растет трава.
Слайд 23
Учитель:
- А в центре материка находятся влажные тропические леса - джунгли. Здесь произрастает огромное количество растений, обитает огромное количество разнообразных животных.
3 группа Животные Африки. Слайд 24-25
Ученик: (материал из учебника)
- В тропических лесах Африки живут самые умные звери – человекообразные обезьяны. Только они умеют использовать предметы как орудия труда.
Учитель:
- Подробнее о животных джунглей поговорим на следующем уроке и посмотрим видеофильм, а о признаках приспособленности животных пустыни расскажет учёный-путешественник 3 группы.
Ученик-исследователь:
- Животным пустыни необходимо, насколько возможно, сохранять свой организм прохладным и запасаться влагой. Мелкие животные достигают этого, оставаясь в тени. Некоторые способны впадать в спячку в самый жаркий период. Многим длинные уши помогают охлаждаться. Они не требовательны к воде и пище. А окраска спасает от врагов.
А как верблюд приспособился?
- Он умеет частично прикрывать ноздри во время пыльных бурь.
- Длинные ресницы защищают глаза.
- Чтобы шкура была прохладной, под кожей у верблюда совсем нет жира. Весь жир в верблюжьем горбу.
- Широкие ступни с подушечками помогают верблюду не проваливаться в песке.
Слайд 26
Учитель:
- Национальные парки – это территории, на которой охраняются уникальные объекты природы. От заповедника отличается допуском посетителей для отдыха. Это- рай для животных, людям можно наслаждаться красотой почти нетронутой дикой природы, конечно же, учиться беречь природу всей Земли. Слайд 27-28-29
- Дома по карте «Животный мир Африки» выясните, какие ещё животные обитают на этом материке.
Ребусы 30-31
4 группа Страны Африки.
Учитель:
- В Африке 53 государства и 4 непризнанных Слайд 32
В устье реки Нил 5 тысяч лет назад возникло первое в мире государство – Египет Слайд 33
Его столица – Каир, площадь 1 001 450 кв. км, проживает 81 млн. человек.
Ученик: (материал из учебника)
- Это одно из самых древних государств на свете. О его древности нам напоминают гигантские сооружения из камня – пирамиды. В них египтяне хоронили своих правителей – фараонов.
Слайд 34
Учитель:
- На территории Египта располагается пустыня Сахара. Она так велика, что охватывает такие страны Африки, как Марокко, Тунис, Алжир, Ливия, Египет, Мавритания, Западная, Сахара, Мали, Нигер, Чад, Судан.
У каждой страны своя государственная символика.
Ученик-исследователь:
- Учёные считают Африку прародиной человечества, т.е. первые люди появились именно в Африке около трёх миллионов лет назад. Организм человека приспособился к жаркому климату Африки. Тёмная кожа и тёмные глаза защищают людей от солнечных лучей, курчавые волосы предохраняют голову от жары.
Слайд 35
Ученик: (материал из учебника)
- В экваториальной Африке живут чернокожие африканцы разных национальностей: и низкорослые охотники джунглей пигмеи, и высокие, длинноногие масаи. Среди масаев много хороших спортсменов.
Слайд 36-37
Торгово-экономические связи с Россией и с другими странами мира
IV. Итог урока
Учитель:
- С каким материком мы сегодня познакомились? Чем он интересен?
Ученик:
Африка - манящий континент.
Велики ее равнины и разломы.
Думаем, что вод в пустыне нет,
Но, оазис посреди пустынь- зеленый.
Вероятно, здесь родился первый человек.
И среди болот, лесов великой Конго,
Лишь, закрыв глаза, как в пору прежних лет,
Динозавр выйдет, солнцем озаренный.
Будем же беречь вечнозеленый рай,
Носорогов, антилоп, жирафов!
Остановим браконьеров, ведь иначе,
Без животных мы останемся когда- то.
Пусть же радует тенёк изящных пальм
И богатая культура континента!
V. Домашнее задание
- А дома, используя страницы учебника 64-67 (часть 2), географические карты, «Атлас мира», энциклопедии подготовьте сообщение по выбору
1. Народы Африки.
2. Полезен ли загар?
3. Комнатные растения из Африки
Предварительный просмотр:
Урок по окружающему миру (Образовательная система «Школа 2100»
В учебной программе эта тема изучается в разделе «Земля – наш общий дом». До этого урока «путешествовали с тучкой» по Европе, затем по Азии и 2 урока будем работать по теме «Африка». Авторы учебника предлагают этот урок провести с предварительной подготовкой сообщений.
Обязательного минимума знаний для ученика в данной теме нет, но моя задача заинтересовать детей Африкой и научить использовать источники информации.
Дети ещё маленькие, готовят сообщения с помощью родителей. На родительском собрании обсуждался этот вопрос и план подготовки «докладов» они имеют.
Цели урока:
- познакомить детей с природой Африки, её особенностями и обитателями;
- показать приспособленность живых организмов к условиям климата.
- учить бережно относиться к природе.
Главная задача:
- продолжить знакомство с языком географических карт, учить путешествовать по карте.
Работать дети будут в группах, у всех на партах 3 карты:
- Физическая карта Африки;
- Природные зоны и животный мир Африки.
- Страны мира.
На этом уроке главная задача вызвать у детей интерес к Африке, на втором – практически
работать, по карте в том числе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-путешествие по окружающему миру "В пустыне Африки"
Конспект урока по окружающему миру 4 класс....
Урок по окружающему миру по теме "Африка" 3 класс
УМК"Школа2100" 3 класс...
Презентация к уроку по окружающему миру "Животный мир Африки"
Презентация к уроку по окружающему миру А.А.Вахрушева, А.С.Раутиана во 2 классе "Животный мир Африки" по программе "Школа 2100"...
Урок окружающего мира по теме "Пустыни Африки" 4 класс
в состав входит технологическая карта, презентация...
Презентация к уроку окружающего мира для 4 класса по теме "Африка"
При работе с презентацией по окружающему миру по теме: "Африка" учащиеся 4-го класса знакомятся с картой материка, местом его положения. Учитель рассказывает об особенностях климата природных зон Афри...
Урок окружающего мира. Путешествие в дальние страны. Африка
Папка содержит технологическую карту урока, презентацию, приложение...
Конспект урока окружающего мира на тему "Путешествие по материкам. Африка"
Цели: формирование знаний о материке Африка.Задачи:- познакомить с историей открытия Африки, её климатом, растительным и животным миром;- развивать умение получать информацию по карте, в учебнике, доп...