урок окружающего мира 2 класс "Путешествие в Африку"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Конспект и презентация к открытому уроку

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок окружающему миру.  2-й класс. Образовательная программа "Школа 2100"

Тема: "Путешествие в Африку"

Цели урока:

1.Знакомство учащихся с природой Африки и населяющими ее людьми.

2.Обучение умению пользоваться картами и применять полученные знания.

Развитие способности замечать взаимосвязи между географическими объектами при изучении        Африки.

Показать влияние климата на органический мир, людей.

3.Воспитание экологической культуры у младших школьников.

Оборудование: мультимедиа-проектор и слайдовая презентация к уроку;

                            физическая карта Африки с. 100 учебника;  магнитная доска;

                            карта «Природные зоны Земли» с.104- 105

                            глобус или теллурий;

                            «Атлас мира», детские книжки об Африке;

                             учебник “ Окружающий мир” 2 класс, часть 2, Автор А. А.Вахрушев, с.64-69

                            выписка из энциклопедии для детей “Аванта +” (Страны. Народы. Цивилизации);

                            индивидуальные карточки.

Ход  урока

                                                               1 слайд   (Окружающий  мир)

I.Организационный момент.

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.       

Учитель:                                        

- Сегодня у нас гости, пожелаем им здоровья. Тихонечко присели на свои места.

Работать будем в группах.   Тема «Путешествие в …»

А может догадаетесь сами, выполнив следующее задание?

2 слайд  

II. Актуализация знаний и постановка проблемной ситуации

Учитель:

- На прошлом уроке мы с вами путешествовали по Азии.  Мне интересно: сможете ли вы из данных  групп слов  выбрать только те, которые относятся к Азии, найти  четвёртое, лишнее слово.

1) Лена, Нил, Тигр, Обь.                            1 группа – здесь перечисляются реки Азии

2) Шахматы, папирус, зеркало, бумага.   2 группа – предметы, пришедшие к нам из Азии

3) Рис, кофе, сахар, хлопок.                       3 группа – растения, Родиной которых является Азия

4) Китай, Япония, Индия,  Египет.           4 группа – страны, расположенные  на территории              

                                                                       азиатских стран.

Учитель:

-  Какие слова остались?

Учитель:

-  К какой части света относятся  оставшиеся  слова?  

Ученик:

- К Африке.

Учитель:

-  Откуда ты это знаешь?

Ученик:

- Я  точно знаю, что река Нил  в Африке, остальные не знаю.

Учитель:

- Какие вопросы у вас возникают?

Ученик:

Нил – Какие реки текут по Африке?

Папирус - Какие предметы попали к нам из Африки?

                   Папирус 1. Водное растение. 2. Писчий материал

Кофе - Какие растения произрастают в  Африке?

Египет - Какие страны расположены на материке Африка? Какие народы населяют            Африку?

Слайд 3  

Учитель:

- Итак, путешествовать будем  по Африке.

- А когда вы впервые услышали про Африку?

Ученик:

- Ещё до школы нам читали произведение К.И.Чуковского «Айболит». Слайд 4

Учитель:

- Конечно,  у вас тогда же появилось желание  побывать в той самой загадочной Африке вопреки тому предупреждению: «Не ходите дети в Африку гулять!...»

А вот народная пословица гласит «Кто много читает, тот много знает». Даже  заочно путешествуя, читая умные книги, вы можете стать знающими людьми.

III. Повторение пройденного материала и проверка домашнего задания

Учитель:

- На каком  транспорте мы можем быстрее очутиться на этом континенте?    Слайд 5

Ученик:

 - На самолёте.

Учитель:

- Пока летим, блиц-опрос.

Слайд 6, 7,8

  • Что такое материк?   ( Материк-это огромный участок суши, окружённый водой).
  • Узнаёте ли вы материки  «в лицо»? (1 ученик собирает карту на доске)
  • Сколько материков вы знаете? (6 - Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида.)
  • Что такое части света?  (Большие участки суши с соседними островами)
  • Сколько частей света вы знаете? (Тоже 6: Америка, Европа, Азия, Африка, Австралия, Антарктида)
  • В каких  тепловых поясах  находится Африка? Карта  с.104. (В  жарком и умеренном)
  • По какой карте можно найти горы и равнины?  (По физической карте.)   С.100
  • По какой карте можно найти страны и города? (По политической карте (Страны мира) с.112)

Слайд 9 

- Посмотрите на вид Африки  из космоса

  IV. Изучение новой темы и совместное открытие знаний

- Вот и  приземлились.   Слайд 10 

- Теперь нам нужно выбрать маршрут и транспорт для путешествия по самой  Африке.   Посмотрите на «Физическую карту» с.100. Ваши предложения.

Ученик:

- По рекам и озёрам  можно передвигаться  водным транспортом, а  по суше - на верблюдах,

Слайд 11   

- Хорошо. Вы разделились на группы, будем собирать информацию из текста и карт учебника. Помощниками и путеводителями  будут наши учёные-путешественники.

Ученые:

- Мы предлагаем на этом уроке изучить 1 группа   Географические объекты Африки.

                                                                     2 группа   Климат и природные зоны.

                                                                     3 группа  Животные Африки.

                                                                     4 группа   Страны Африки.

1 группа   Географические объекты Африки.

Слайд 12 – физическая карта: 

Ученик-исследователь:

 - Африка-второй по величине континент земного шара, уступает лишь Евразии. Африка омывается на севере – Средиземным морем, на Северо-востоке – Красным морем, на  Востоке – Индийским океаном на Западе – Атлантическим океаном. Экватор делит её почти посередине, поэтому круглый год тепло, только лето засушливое,  зима – влажная.

- На юге Африки имеется большой остров - Мадагаскар ...

В Африке можно встретить  горы и равнины, леса и бескрайние степи.

Здесь  простирается огромная пустыня Сахара на севере,   Калахари - на юге.

Ученик: (материал из учебника)

- Раньше Африка была соединена с Азией. Чтобы попасть в Индию, корабли из Европы должны были плыть вокруг всей Африки. Люди проложили Суэцкий канал – искусственный пролив из Средиземного в Красное море. Теперь путь судов стал намного короче.

 Ученик: (материал из учебника)

- К западу от Нила лежит пустыня сахара. Днем поверхность земли здесь раскаляется так, что на камнях можно жарить яичницу. Ночью становится холодно: холоднее, чем бывает летней ночью у нас.

Слайд 13-14

Ученик-исследователь:

- По этому материку текут  реки Нил, Конго. Есть несколько  озер: Виктория, Чад, Танганьика, Ньяса.

Ученик: (материал из учебника)

- Нил – самая длинная река на свете. Его истоки лежат в зоне влажных тропических лесов. Дожди там идут каждый день, после обеда.

Ученик: (материал из учебника)

- Вблизи истоков Нила находится самая высокая гора Африки – потухший вулкан Килиманджаро. Это единственное место в Африке, где можно увидеть снег.

Слайд 15-16-17

Ученик-исследователь:

- Есть на Земле отдельно стоящие высокие горы со срезанной вершиной. Ровный и аккуратный конус может быть создан только извергающимся вулканом. В Африке есть такая гора – Килиманджаро. Многие альпинисты мечтают совершить восхождение на эту гору.

Учитель:

- Тюменский альпинист   Андрей Селиванов тоже установил синий флаг ТНГУ на вершине Килиманджаро, посвятив восхождение Дню Победы  над фашистской Германией.

- В этом году мы отмечаем 65-летие со Дня Победы над фашистами. А как  вы можете проявить дань уважения  погибшим за нашу возможность жить на земле?

   Ученики:

- Если рядом живут ветераны, помогать им,  в своей классной семье жить дружно, во дворе, на улице ни с кем не драться, 65 пятёрок получить до 9 мая.

 

Физминутка  Слайд 18  

Ветер дует нам в лицо, закачалось деревцо,

Ветер тише, тише, тише, деревцо всё выше – выше!  

2 группа   Климат и природные зоны.

 

Учитель:

- Экватор делит этот материк почти посередине, поэтому в Африке круглый год тепло, только лето засушливое,  зима – влажная.

Почему у нас тепло только летом, а на экваторе круглый год?    Слайд 19  

Слайд 20

Ученик-исследователь:

 - Особенно жарко в пустыне Сахара. Весь север Африки занят ею. Места в пустыне, где есть пресная вода, называются оазисами. В Африке не только много рек и озер, там есть и подземные воды. Где они близко подходят к поверхности земли, там возникают оазисы.

Над пустыней дуют сильные пассаты. Здесь очень мало дождей или их не бывает вовсе, мало растений и животных.

Днём поверхность земли раскаляется так, что на камнях можно жарить яичницу. Ночью становится холодно.

Учитель:

- Как же растения выживают в таком климате?

Ученик:

- Растениям в  пустыне приходится приспосабливаться  Слайд 21

Некоторые из них, например, кактусы, сохраняют воду в стеблях, листьях и корнях.

У многих растений вместо листьев колючки – они испаряют меньше влаги.

  Ученик:

- У других  растений очень длинные корни, позволяющие добывать воду глубоко под землёй.

Некоторые пустынные растения оживают только во время дождя. Их семена могут годами лежать в земле в ожидании дождя.

   

Слайд 22

Ученик: (материал из учебника)

Между пустынями и тропическими лесами находится зона тропических степей, или саванн. Лето в саваннах дождливое, а зима сухая. Такую смену сезонов выносят немногие деревья – это баобабы и акации. Зато очень хорошо растет трава.

Слайд 23

Учитель:

- А в центре материка находятся  влажные тропические  леса - джунгли. Здесь произрастает огромное количество растений, обитает огромное количество разнообразных животных.

3 группа  Животные Африки. Слайд 24-25

Ученик: (материал из учебника)

- В тропических лесах Африки живут самые умные звери – человекообразные обезьяны. Только они умеют использовать предметы как орудия труда.

Учитель:

- Подробнее о животных джунглей поговорим на следующем уроке и посмотрим видеофильм, а о признаках  приспособленности животных пустыни расскажет учёный-путешественник 3 группы.

Ученик-исследователь:

- Животным пустыни необходимо, насколько возможно,  сохранять свой организм прохладным и запасаться влагой. Мелкие животные достигают этого, оставаясь в тени. Некоторые способны впадать в спячку в самый жаркий период. Многим  длинные уши помогают  охлаждаться. Они не требовательны  к воде и пище. А окраска  спасает от врагов.

А как  верблюд приспособился?

- Он умеет частично прикрывать ноздри во время пыльных бурь.

- Длинные ресницы защищают глаза.

- Чтобы шкура была прохладной, под кожей у верблюда совсем нет жира. Весь жир в верблюжьем   горбу.

- Широкие ступни с подушечками помогают верблюду не проваливаться в песке.

Слайд 26

Учитель:  

- Национальные парки – это  территории, на которой охраняются уникальные объекты природы. От заповедника отличается допуском посетителей для отдыха. Это- рай для животных, людям можно наслаждаться красотой почти нетронутой дикой природы, конечно же, учиться беречь природу всей Земли. Слайд 27-28-29  

- Дома по карте «Животный мир Африки»  выясните, какие ещё животные обитают на этом материке.

  Ребусы  30-31

4 группа   Страны Африки.

Учитель:  

- В Африке 53 государства и 4 непризнанных   Слайд 32

В устье реки Нил 5 тысяч лет назад возникло первое в мире государство – Египет  Слайд 33

Его столица – Каир, площадь 1 001 450 кв. км,  проживает 81 млн. человек.

Ученик: (материал из учебника)

- Это одно из самых древних государств на свете. О его древности нам напоминают гигантские сооружения из камня – пирамиды. В них египтяне хоронили своих правителей – фараонов.

Слайд 34

Учитель:  

- На территории Египта располагается пустыня Сахара. Она так велика, что охватывает такие страны Африки, как Марокко, Тунис, Алжир, Ливия, Египет, Мавритания, Западная, Сахара, Мали, Нигер, Чад, Судан.

У каждой страны своя государственная символика.

Ученик-исследователь:

- Учёные считают Африку прародиной человечества, т.е. первые люди появились именно в Африке около трёх миллионов лет назад. Организм человека приспособился к жаркому климату Африки. Тёмная кожа и тёмные глаза защищают людей от солнечных лучей, курчавые волосы предохраняют голову от жары.

Слайд 35

Ученик: (материал из учебника)

- В экваториальной Африке живут чернокожие африканцы разных национальностей: и низкорослые охотники джунглей пигмеи, и высокие, длинноногие масаи. Среди масаев много хороших спортсменов.

Слайд 36-37

Торгово-экономические связи  с Россией и с другими странами  мира

IV. Итог урока

Учитель:  

- С каким материком мы сегодня познакомились? Чем он интересен?

Ученик:

Африка - манящий континент.

Велики ее равнины и разломы.

Думаем, что вод в пустыне нет,

Но, оазис посреди пустынь- зеленый.

Вероятно, здесь родился первый человек.

И среди болот, лесов великой Конго,

Лишь, закрыв глаза, как в пору прежних лет,

Динозавр выйдет, солнцем озаренный.

Будем же беречь вечнозеленый рай,

Носорогов, антилоп, жирафов!

Остановим браконьеров, ведь иначе,

Без животных мы останемся  когда- то.

Пусть же радует тенёк изящных пальм

И богатая культура континента!

V. Домашнее задание

- А дома, используя страницы учебника 64-67 (часть 2), географические карты, «Атлас мира», энциклопедии подготовьте сообщение по выбору

1. Народы Африки.

2. Полезен ли загар?

3. Комнатные растения  из Африки



Предварительный просмотр:

Урок по окружающему миру   (Образовательная система  «Школа 2100»

      В учебной программе эта тема изучается в разделе  «Земля – наш общий дом». До этого урока «путешествовали с тучкой» по Европе, затем по Азии и 2 урока будем работать по теме «Африка».  Авторы учебника предлагают этот  урок провести с предварительной  подготовкой  сообщений.

Обязательного минимума знаний для ученика в данной теме нет, но моя задача  заинтересовать детей Африкой  и научить использовать источники информации.

       Дети ещё маленькие, готовят  сообщения  с помощью родителей. На родительском  собрании обсуждался этот вопрос и план  подготовки «докладов» они имеют.

       Цели урока:

       - познакомить детей с природой Африки, её особенностями и обитателями;

       - показать приспособленность живых организмов к условиям климата.

       - учить бережно относиться к природе.

      Главная задача:

       - продолжить знакомство с языком географических карт, учить путешествовать по карте.

       Работать дети будут в группах,  у всех на партах 3 карты:

  1. Физическая карта Африки;
  2. Природные зоны и животный мир Африки.
  3. Страны мира.

      На этом уроке главная задача вызвать у детей интерес к Африке, на втором – практически

 работать, по карте в том числе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-путешествие по окружающему миру "В пустыне Африки"

Конспект урока по окружающему миру 4 класс....

Презентация к уроку по окружающему миру "Животный мир Африки"

Презентация к уроку по окружающему миру А.А.Вахрушева, А.С.Раутиана во 2 классе   "Животный мир Африки"  по программе "Школа 2100"...

Урок окружающего мира по теме "Пустыни Африки" 4 класс

в состав входит технологическая карта, презентация...

Презентация к уроку окружающего мира для 4 класса по теме "Африка"

При работе с презентацией по окружающему миру по теме: "Африка" учащиеся 4-го класса знакомятся с картой материка, местом его положения. Учитель рассказывает об особенностях климата природных зон Афри...

Урок окружающего мира. Путешествие в дальние страны. Африка

Папка содержит технологическую карту урока, презентацию, приложение...

Конспект урока окружающего мира на тему "Путешествие по материкам. Африка"

Цели: формирование знаний о материке Африка.Задачи:- познакомить с историей открытия Африки, её климатом, растительным и животным миром;- развивать умение получать информацию по карте, в учебнике, доп...