Урок по курсу "Окружающий мир" во 2 классе по теме "Грибы"
презентация к уроку по окружающему миру (2 класс) на тему
1. Технологическая карта к уроку по курсу «Окружающий мир. 2 класс» по теме "Грибы".
Тип урока - урок изучения нового материала
Цели урока - познакомить учащихся с царством грибов.
Задачи урока
- познакомить учащихся со строением гриба, -учить выделять группы съедобных и несъедобных грибов;
- расширение кругозора учащихся;
- воспитание бережного отношения к природе родного края.
2. Презентация
3. Тест по теме "Грибы"
4. Листы самооценки
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1_chast._prezentatsiya_griby.ppt | 1.47 МБ |
2_chast._prezentatsiya_griby.ppt | 872.5 КБ |
3_chast._prezentatsiya_griby.ppt | 1.33 МБ |
tehnologicheskaya_karta_k_uroku.docx | 344.65 КБ |
test_list_samootsenki.docx | 324.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
то, что нас окружает, но не создано руками человека. живая неживая
живая неживая растения животные
живая неживая растения животные грибы
шляпка грибница Плодовое тело ножка Строение гриба споры
живая неживая растения животные шляпочные плесневые грибы
Все грибы, которые имеют шляпку, называются шляпочными.
Плесневые ? "антибиотики" "пенициллин"
живая неживая растения животные шляпочные плесневые съедобные несъедобные ядовитые грибы
Съедобные Белый гриб Опята Шампиньоны Подберёзовик
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Из шляпки и ножки состоят ШЛЯПОЧНЫЕ ГРИБЫ –они похожи на зонтик. А есть грибы, плодовые тела которых похожи на цветы, мячики, бокальчики, камни, рожки.
Грибы из Красной книги России В 1984 году в Красную книгу России впервые было занесено 20 видов грибов . Они встречаются очень редко и все имеют необычный вид: причудливую окраску, форму или большие размеры.
Грибная капуста Этот гриб своим видом действительно напоминает капусту. Растёт у подножия хвойных деревьев. От малозаметной толстой ножки отходят волнистые желтоватого цвета листочки, напоминающие морские водоросли. Гриб имеет форму шара диаметром до 35 см и массой до 10 кг.
Трутовик разветвлённый Съедобный гриб – великан. Шар диаметром до 50 см состоит из многочисленных белых ножек, соединённых друг с другом в центре. Каждая поддерживает шляпку размером 1,5 – 4 см светло – коричневого цвета.
Диктиофора сдвоенная (сетконоска) Из яйца вырастает грязно – белая ножка высотой до 20 см с маленькой конической оливково – зелёной шляпкой. У гриба – сетчатое покрывало, за что диктиофоре сдвоенной дано название «дама с вуалью».
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Многие животные питаются грибами
Грибы – санитары леса. Грибам принадлежит первенствующая роль в разрушении лесного опада и, как следствие этого процесса, в круговороте веществ в природе. Это они очищают почву от многочисленных опавших листьев, хвои, веточек.
Человек употребляет их в пищу. Но детям до 10 лет не рекомендуется !
А знаете ли вы , что на нашей планете растёт около 120 тысяч разновидностей грибов. При этом для человека важны примерно 500 видов: более 300 опасны, а остальные используются в различных целях. Какая-то часть грибов растёт в лесу. А ещё грибы можно встретить в почве, в воде, на камнях, на растениях, в домах, и на деревьях.
Правила сбора грибов Собирай только те грибы, которые хорошо знаешь. Не надо собирать старые съедобные грибы. В них может накопиться опасный для человека яд. Нельзя разрывать и раскидывать лесную подстилку. Грибы нужно аккуратно срезать ножом или выкручивать из земли.
Сделайте вывод о своей работе на уроке: Я узнал… Мне было интересно… Я задумался…
Предварительный просмотр:
Технологическая карта к уроку по курсу «Окружающий мир. 2 класс»
по теме "Грибы".
Тип урока - урок изучения нового материала
Цели урока - познакомить учащихся с царством грибов.
Задачи урока
- познакомить учащихся со строением гриба, -учить выделять группы съедобных и несъедобных грибов;
- расширение кругозора учащихся;
- воспитание бережного отношения к природе родного края.
Планируемые результаты.
Предметные. Различать съедобные и несъедобные грибы. Приводить 2-3 примера грибов растущих в данной местности. Сравнивать общие признаки съедобных и ядовитых грибов. Характеризовать грибы как особое царство живых организмов. Определять значение грибов в природе. Выявлять особенности внешнего строения шляпочного гриба. Объяснять причины появления плесени на продуктах под действием плесневых грибков.
УУД (универсальные учебные действия)
Коммуникативные. Выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками; воспринимать другие мнения и позицию; формулировать собственные мнения и позицию, использовать в общении правила вежливости.
Познавательные. Анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков; находить в тексте ответ на вопрос; воспринимать смысл познавательного текста; устанавливать причинно-следственные связи; подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения (природа, неживая /живая, группы растений).
Регулятивные. Принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; принимать роль в учебном сотрудничестве; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение в конце действия с наглядно-образным материалом.
Личностные. Сформировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к занятиям по предмету; интерес к предметно-исследовательской деятельности; понимание нравственного содержания поступков окружающих людей; интерес к познанию окружающего мира.
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока
В ходе урока учащиеся научатся обобщать информацию, полученную из презентации, рассказа учителя, иллюстративного материала, делать выводы. Получат новые знания о многообразии грибов.
Методы работы
1) объяснительно-иллюстративный;
2) метод проблемного изучения нового материала;
3) частично-поисковый.
Формы работы - фронтальные, индивидуальные, работа в группах.
Используемые технологии
• Личностно-ориентированное обучение
• Информационно-компьютерные
Ход урока
1. Организационный момент.
Сегодня мы вместе снова создадим необычный урок. Мне трудно предположить, чего вы ждете от нашего урока: хотите продемонстрировать свои знания или научиться чему-то новому, порадоваться успехам друзей, обменяться впечатлениями, информацией…
Пожалуйста, закройте глаза и мысленно проговорите свою цель.
Я знаю, что вы умеете внимательно и активно работать, пользоваться уже полученными знаниями,
Что вы думаете о предстоящем уроке? Каким он будет? (Ответы детей).
Сегодняшний урок - это урок приобретения новых знаний, умений и навыков. Мы разделимся на 5 групп исследователей и составим схему. Будьте очень внимательны, и не подведите товарищей по группе!
2. Вступительное слово учителя.
Учитель. Наш урок мне хочется начать стихотворением Н. Рыленкова:
Всё в тающей дымке – Холмы, перелески… Здесь краски не ярки И звуки не резки… Здесь мало увидеть, Здесь надо всмотреться, Чтоб ясной любовью Наполнилось сердце. Здесь мало услышать, Здесь вслушаться нужно, Чтоб в душу созвучья. Нахлынули дружно. Чтоб вдруг отразили Бездонные воды. Всю прелесть застенчивой Русской …
Ребята, о чем пишет автор в данном стихотворении? Конечно же, о природе. Все мы с вами жители планеты Земля. Но кроме нас, людей, на планете есть ещё очень много жителей. Наш общий дом – природа.
3. Повторение пройденного материала. Блиц-опрос.
- Давайте вспомним, что такое природа? (Природа - это то, что нас окружает, но не создано руками человека.)
На рабочих столах найдите карточку со словом природа и она будет началом построения схемы:
- Какая бывает природа? (Живая и неживая.)
Какие признаки живого нам известны? (Живое рождается, питается, растет, имеет потомство и умирает.)
- Ребята, а на какие два мира можно разделить живую природу? (На мир животных и мир растений.)
К словам «животные» и «растения» найдите на столах картинки представителей этих царств. Докажите, что изображенные объекты являются представителями растительного и животного мира.
Какие надписи и картинки у вас остались? В какое царство природы мы можем их отнести?
4. Изучение нового материала.
Отгадайте загадку и скажите, о чем пойдет речь сегодня на уроке и сформулируйте тему урока:
Землю пробуравил, корешок оставил.
Сам на свет явился, шапочкой прикрылся.
(Это гриб. Речь пойдет о грибах.) - Как вы догадались? (У гриба есть шапочка-шляпка.)
Верно. Итак, сегодня мы вспомним все, что нам известно о грибах, и узнаем о них много нового.
-Я вижу, что вы вполне готовы к работе.
Составим план нашей работы, чтобы вы увидели как много мы должны успеть за урок.
Как вы думаете к какому миру живой природы можно отнести грибы? У меня есть 5 вариантов ответа. Прошу представителей команд подойти ко мне и взять карточку с ответом. Ваша задача – доказать истинность или ложность высказывания, используя уже имеющиеся у вас знания.
Команда Вопрос | 1 команда | 2 команда | 3 команда | 4 команда | 5 команда |
А к какому царству природы можно отнести грибы? | Гриб-это животное. | Гриб-это не животное и не растение. | Гриб-это растение | Гриб-это неживая природа | Гриб-это особое царство природы. |
В процессе обсуждения в группах учащиеся приходят к выводу, что грибы нужно отнести к растениям, т. к. они растут на земле.
В данной ситуации возможно возникновение следующих вопросов:
Какие части растений вам известны? (Корень, стебель, ветки, листья, плод.)
Что можно сказать о грибах? (У грибов нет листьев, стебля, веток.)
Мы знаем, что растения сами создают нужные для своего роста вещества. Это органические вещества. А грибы так “не умеют”.
- В таком случае можно ли с уверенностью отнести грибы к миру растений? (Нет.)
-А к миру животных? (Тоже нет). Так что же это такое - грибы? (Наверное, это особенный мир природы: ни растения, ни животные.)
Совершенно верно. Грибы - это особое царство живой природы, которое не относится ни к миру растений, ни к миру животных.
5. Работа с новым материалом.
Строение гриба.
Все грибы, которые вы знаете, называются шляпочными. (На доску вывешивается рисунок о внешнем строении гриба.) Рассмотрите рисунок, что вы можете сказать о внешнем строении гриба? (Одна часть грибов находится над землей, другая - под землей.) -Как их можно назвать? (Надземная и подземная.) Из чего состоит надземная часть? (Из ножки и шляпки).
Судя по названию грибов, что играет более важную роль в жизни гриба? (Шляпка).
В шляпке созревают грибные споры, которые разносятся ветром, попадают на землю и прорастают, образуя новые грибы. По ножке же к шляпке продвигаются питательные вещества, которые гриб берет из почвы. А вместе ножка и шляпка, т. е. надземная часть, имеют название “плодовое тело”.
- А теперь давайте посмотрим на подземную часть гриба. Из чего она состоит? На что похожа? (Состоит из нитей, похожа на паутину.)
- Какое бы вы ей дали название? (Ответы детей).
А на самом деле подземная часть гриба называется “грибница”. Термины “плодовое тело”, “грибница” выписываются на доске. Посмотрите на названия частей гриба и скажите: как, по-вашему, какая из них играет более важную роль в жизни гриба? Почему?
(Грибница важнее, чем плодовое тело). - Грибы растут группами, семейками, их можно собрать несколько в одном месте. Как вы думаете, почему? (Нити грибницы образуют сложную подземную паутину, а на ее сплетениях пробиваются вверх плодовые тела.)
Из каких частей состоит гриб мы выяснили, повторим их названия.
Прошу по одному представителю от каждой команды подойти ко мне, выбрать карточку с названием гриба, разобрать слово по составу и ответить на вопрос: “ Почему грибы так назвали?”
(На карточках изображения грибов с названиями: сыроежка, подберезовик, лисичка, опёнок, мухомор).
- Что можно сказать об этих грибах, исходя из их названий? Да, многие грибы растут под конкретными деревьями: например, маслята - под хвойными, белые - под дубами ...
- Почему так происходит? (Дети предлагают свои версии.) Грибы получают питание от деревьев, пней, а грибница, в свою очередь, снабжает дерево влагой и минеральными веществами. Вот как важна грибница!
- Какие бывают грибы?
Все грибы, которые вы видели в лесу имеют шляпку и называются шляпочными.
А сейчас я покажу вам грибы, которые вы видели много раз, но никто не догадывался, что это грибы. (Учитель демонстрирует хлеб, картофель, апельсиновую корку, покрытые плесенью.) Что это? (Плесень)
А я называю плесень грибами. Плесневый гриб можно рассмотреть только под микроскопом. Плесень тоже состоит из плодового тела и грибницы.
-Можно назвать ее грибом? (Да.) - Чего нет у плесени? (Шляпки.)
- Можно в таком случае назвать ее шляпочным грибом? (Нет.)
- Как бы вы назвали этот гриб? (Ответы детей.)
Этот вид грибов называется “плесневые”. Знали вы об этом?
По тому, как человек употребляет в пищу грибы делят на съедобные, несъедобные и ядовитые.
Назовите, какие съедобные грибы вы знаете.
Назовите несъедобные грибы.
А есть грибы-двойники.
Откройте рабочие тетради на стр.53 и прочитайте задание №3. Выполните его посоветовавшись с группой.
Давайте познакомимся с грибами, занесенными в Красную книгу, и не будем забывать, что человек не единственный обитатель на планете Земля. Природа – это единый комплекс, который устойчив до тех пор, пока не нарушено ни одно из составляющих его звеньев.
- Как вы думаете, какое значение имеют грибы в природе? (Они питают деревья (грибница), служат кормом для животных (плодовое тело).) Кроме того, некоторые грибы являются лекарством для животных, например, лоси могут лечиться мухоморами.
Человек использует грибы в пищу.
Скажите, а плесневые грибы человек как-нибудь использует, приносят они ему пользу? (Из плесневых грибов изготавливают лекарства, которыми мы лечимся.) Слышали такое слово - “антибиотики”? А “пенициллин”? Это лекарство, как раз изготавливают из плесневых грибов. Посмотрите, как, оказывается, много можно сказать о самых, казалось бы, обыкновенных грибах! Существует даже целая наука, посвященная их изучению. Она называется “микология”.
6. Проверочный тест.
- А кто из вас знает, как нужно правильно собирать грибы? Каждая команда получает конверт с заданием и отвечает на вопрос: “ Допустим ли такой способ сбора грибов? Почему?”.
Команда | 1 группа | 2 группа | 3 группа | 4 группа | 5 группа |
Способ сбора | Нужно рвать, тянуть гриб из земли. | Грибы надо не рвать, а аккуратно срезать ножом. | Гриб не срезается, а выкручивается из земли.
| Незнакомый гриб не срывать | Ядовитые грибы сбить ногой или палкой |
Вариант ответа | Мы повредим грибницу, и на этом месте новый гриб не вырастет. Это очень плохо, так собирать нельзя.) | Грибница остается неповрежденной, новый гриб может вырасти на новом месте. Так собирать можно. | Грибница не повреждается, плодовое тело не остается в земле, значит, будущим грибам ничего не грозит. | Потому что он может быть ядовитым, или редким и нужен лесу. | Ядовитые грибы не сбивать, потому что ими питаются обитатели леса и они нужны деревьям. |
Ответ игроков 2 группы не бесспорен. Ведь кроме грибницы, на месте среза остается часть плодового тела, которая испытывает на себе внешние воздействия в виде дождя, ветра, солнца.
- Что может привести к высыханию или загниванию грибницы.
7. Подведение итогов, самооценивание.
8. Рефлексия.
- Сделайте вывод о своей работе на уроке, опираясь на начало фраз.
Сегодня на уроке:
Я узнал…
Я познакомился…
Мне было интересно…
Я задумался…
Поощрение самой активной группы. Выставление оценок.
9. Домашнее задание.
Наш урок подходит к концу. Надеюсь, он не прошел для вас даром. Во время него вы узнали много нового, а чтобы стать почти настоящими микологами, прочитайте дома материал по учебнику стр. 86-89 и нарисуйте гриб (плодовое тело и грибницу). Выполните задание № 2 на странице 52 в рабочей тетради. Желающие могут собрать информацию о чайном, кефирном и др. грибах и подготовить мини-доклад.
Предварительный просмотр:
Фамилия, Имя ученика(цы)_________________________________________ Тест по теме «Грибы» | |||
Задание | Моя отметка | Отметка товарищей | Отметка учителя |
1. Что не входит в строение гриба? а) шляпка б) ножка в) корень | |||
2. Назовите самый ядовитый гриб а) желчный гриб б) бледная поганка в) ложный опёнок | |||
3. Какое утверждение относится к грибнице? а) может жить сотни лет б) в этой части образуются споры в) у неё тонкие белые листья | |||
4. С чем взаимосвязаны грибы? а) с человеком б) с деревьями в) с животными | |||
5. Найди лишний гриб а) подосиновик б) боровик в) мухомор |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"
Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний. Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...
Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ
Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...
Конспект урока по русскому языку во 2-3 классе-комплекте. Тема урока: Речевой этикет (2 класс). Употребление в речи имен прилагательных. (3 класс)
Конспект урока по русскому языку во 2-3 классе-комплекте 2 класс3 классТема урока: Речевой этикет.Тема урока: Употребление в речи имен прилагательных. Цели урока:...
Открытый урок в 1-3 классах. 3 класс Тема урока "Свободный диктант. Маршал Жуков" 1 класс Тема урока "Наше отечество"
Урок русского языка в 3 классе и урок чтения в 1 классе на близкие темы, посвященные защите Родины,своего отечества....
Урок по Основам религиозных культур и светской этики 4 класс. Модуль: Основы светской этики.Тема урока: Урок ».Добро и зло " Зачетная работа. Урок скорректирован под свой класс из многих конспектов других учителей.
Технологическая карта урока Предмет _ Основы светской этики ________________________ Класс _____4____________________ Базовый учебник ___«Основы светской этики» А. Я.Данелюк____________________...
Урок математики во 2 классе Учитель начальных классов МОАУ гимназия № 9 Л.А. Чернова Практико – ориентированный. Парковый урок. Тема урок: Сложение и вычитание круглых десятков
Цель: закреплять умения решать примеры на сложение и вычитание круглых десятковОборудование: листы с заданиямиХод урока:1. Организация классаПрозвенел звонок и смолк-Начинается урок....
Презентация к уроку чтения в 1 классе по темеКонспект открытого урока обучение грамоте по теме: «Чтение слов и предложений с буквами П п». В 1-а классе (24.10.18) Тип урока: урок закрепления изучаемого материала (развития умений и навыков).
Слайдовая презентация соответствует теме и содержанию урока...