Интегрированный урок по теме "Береги природу".
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Проект интегрированного урока
Окружающий мир/Изобразительное искусство 4 класс
Разработала: Масло Ирина Игоревна, ГБОУ СОШ №232 Адмиралтейского района
Тема: Берегите природу | Тип: интегрированный урок-игра | ||
Задачи:
| |||
Планируемые результаты: | |||
Предметные | Метапредметные | Личностные | |
|
|
| |
Межпредметные связи : окружающий мир, изобразительное искусство, литературное чтение, русский язык. | |||
Ресурсы урока: Плешаков А.А. учебник, ватман, конверт с посланием Природы, задания на карточках, ключи к природному шифру, презентация. | |||
Ход урока | |||
Содержание деятельности учителя: | Содержание деятельности обучающихся: | ||
Мотивация познавательной деятельности | |||
- Организует деление учащихся на команды. - Организует знакомство с письмом адресованным классу от природы.(адресант-направляющий сообщение, адресат- получатель) - Находит зашифрованное природным языком послание и задания, которые нужно выполнить, чтобы получить ключи к шифру. | - Делятся на команды. Активно учувствуют в обсуждении новости. - Находят зашифрованное послание. Выстраивают алгоритм действий для решения возникшей ситуации. | ||
Актуализация необходимых знаний | |||
- Читает в послании стихи. Сопровождается показом слайдов. О чем говориться в стихотворении, какова главная мысль? Тема урока? (Береги природу!). Чем будем заниматься на уроке? Цель нашего урока? | - Анализируют стихотворение, систематизируют знания по этой теме. Формулируют задачи и учебные цели урока. | ||
Организация познавательной деятельности | |||
- Организует выполнение заданий и оценивание выполнения. 1 задание: Собери мозаику (зонтик). Одна из вещей природы рассыпалась, поможем собрать? Что изображено? Что написано на зонте? Что такое экология? «экос» и «логос» Логос? (филология, морфология, психология, зоология и тд. Везде «Логос». Что обозначает в переводе с греческого?) «Экос»- это дом. Что такое экология? -Что дом для человека? А для зверя? Для рыб? У всего живого как бы свой дом, а для всех нас? (планета Земля) На что тогда похож наш дом. (на коммунальную квартиру) -А жить вместе в одном доме, как в одной квартире очень не просто разным существам. Тут и поссорится можно. Ваш класс тоже как маленькая квартира и вы все взаимодействуете. Какой важное правило должно быть, чтобы не ссориться? (жить дружно). Так и на нашей планете важно жить в мире и дружно! Для чего же еще нужна экология, что призвана изучать? - Как отдельные жильцы нашей большой коммунальной квартиры не только уживаются, но и воздействуют друг на друга. - что произойдет, если вырубить лес? (высохнет речка, звери пропадут, испортится земля, воздух) - Вот вам такая история. Внимательно послушайте и составьте цепочки взаимодействий. 2 задание: Экологические цепи по предложенной истории (слайды). - Организует работу в группе по переводу реальной ситуации в схему-цепь питания, проверку работы. Проводит оценивание и награждение природными шифрами. - К кому все возвращается и этих историях? Экология показывает нам, что все взаимосвязано! - Выведение определения ЭКОЛОГИЯ (- это наука о связях между живыми существами и окружающей их средой). - Кто такой человек по отношению к природе? - Человек – самое могущественное существо из живых существ, но больше других вмешивается в дела земного дома. 3. Задание. Помогает определить, что символизирует экологический зонт. Кого может защищать экология? 4. Послание жителей природы. Организует расшифровку с помощью природных ключей. (Спасите нас!) Кто может просить вас о помощи и спасении? Почему? Очень много человек погубил живых существ, но вовремя забил тревогу. Что он создал? (Красную книгу) Красная книга что это? 5. Отгадывание животных и растений, занесенных в красную книгу. Каждая команда загадывает загадку другой команде. -Каких еще животных и растения можете назвать? Просмотр видео на песню Газманова «Красная книга». -Анализ увиденного и услышанного. -Хотели бы вы кого-нибудь спасти и помочь? Кого бы вы разместили под нашим экологическим зонтом? - Как вы можете помочь природе? - Вы будущее поколение и вам жить на этой планете, исправлять ошибки, которые совершает человек! | - Собирают в группах мозаику, определяют скрытый символический смысл. . - Анализируют, систематизируют, устанавливают причинно-следственные связи, выполняют модель цепи питания. Работа в группе. - Преобразовывают шифрованное послание с помощью ключей в текст, анализируют и размышляют над тем, какие недостающие элементы есть и что обозначают. - Анализируют содержание стихотворения, делают выводы, закрепляют понятие «экология». - Расшифровывают послание от животных. Активизируют знания о красной книге и животных, растения, находящихся под охраной. - Анализируют материал, своё эмоциональное состояние. - Выполняют практическую работу по изображению объекта красной книги. | ||
Подведение итогов. Диагностика достижения планируемых результатов. | |||
- Послание природы и её жителей. Организует расшифровку. (Спасибо вам за вашу доброту!) - Природа и живые существа благодарят вас. - Д.з.Нарисовать животное или растение, которое хотел бы спасти и приклеить под экологический зонт. | - Расшифровывают благодарность от природы и её жителей. - Оформляют плакат. Анализируют работу на уроке, достижение поставленных целей и учебных задач. |
Дополнительный материал: На нашем шарике земном Где мы родились и живём, Где в травах летняя роса И голубые небеса, Где море, горы, степи, лес - Полно таинственных чудес. По лесу бродит серый волк, И ландыш тоненький цветёт В степи ковыль, как нелепый шёлк. Расчёсывает ветерок. Гремит на скалах водопад, И брызги радугой летят, А в синем море толстый кит - Большой, как дом, на волнах спит. Не разрушайте этот мир, Девчонки и мальчишки. Иначе эти чудеса Останутся лишь в книжке. Чтоб был в источниках нарзан, С полянки - земляника. Будь осторожен, как Тарзан, Дружи с природой дикой. Ты - тоже часть её чудес, И для тебя темнеет лес, И речка светлая течёт, И по весне сирень цветёт, И надо постараться Нам с этим не расстаться. | Про воробьев Хулиганы воробьишки – Превосходные воришки. Им зерно лишь подавай – Поуменьшат урожай. Вот китайцы подсчитали, Сколько зерен потеряли, И издали свой декрет – Воробьев свести на нет. Перебили всех подряд, Ждут – каков же результат? Поначалу, в самом деле Закрома их пополнели, А потом пришла беда – Отворяйте ворота! Все посевы, урожаи Насекомые сожрали. Их в таком большом числе Прежде не было нигде. Оказалось, воробьята Не едят совсем зерна–то: Им родители с полей Тащат мошек и червей. Стало тут властям понятно – Надо птиц вернуть обратно. И пришлось им воробьев Из чужих возить краев. Если все сплеча рубить, Можно дело загубить. Обращение Земли к человеку Я - Земля, Вращаясь в космосе, в плену своей орбиты. Не год, не два, а миллиарды лет, Я так устала... Плоть моя покрыта Рубцами ран - живого места нет. Терзает сталь моё земное тело, И яды травят воды чистых рек. Всё то, что я имела и имею. Своим добром считает человек Зачем друг друга люди так боятся. Что позабыли о самой Земле? Ведь я могу погибнуть и остаться Обугленной песчинкой в дымной мгле. Не потому ли, загораясь мщеньем, Я против сил безумных восстаю, И, сотрясая твердь землетрясеньем, На все обиды свой ответ даю. | Про опасный порошок Недавно как-то, мой дружок, Изобретён был порошок От вредных насекомых, Давно нам всем знакомых: От гусениц и саранчи – Вредителей посева. Хоть эта братия молчит, Но вред приносит всем нам. Давайте начисто убьём Их ядовитым порошком! И всем растениям тогда Не будет угрожать беда. Но вот прошёл какой-то срок, И этот самый порошок Был обнаружен в молоке Коров, пасущихся в траве. Да, в молоке коровьем, А он вредит здоровью. Тут удивляться нечему, Тот час видна причина, Но порошок нашли к тому ж В печёнке у пингвина. Во льдах не сеяли поля, Там не возделана земля, Там нету паразитов. Где ж тайна тут зарыта? Так вот, проклятый порошок С полей смывает ручеёк И далее, по плану, Плывёт он к океану, Где ходит рыба в устьях рек, А рыбу ловит человек, А тех, что увильнули, Пингвины заглотнули. |
Загадки
Этим величественным животным удаётся выжить в одном из самых экстремальных и холодных мест на Земле. Сам он белый, а кожа черная. Является отличным пловцом и часто может плыть в течение нескольких дней до льдины.
(белый медведь)
Белый горошек,
На зелёной ножке,
Зреет, раскрывается,
В колокольчик превращается!
(ландыш)
Самые длинные, самые тяжелые, издающие самые громкие звуки животные нашей планеты бороздящее океан. Голова их на столько широка, что полная профессиональная футбольная команда – около 50 человек – может стоять на его языке. Единственное, кроме человека, млекопитающее, которое поет.
(синий кит)
Я расту среди болот,
У меня большущий рот.
Насекомых я люблю,
Потому я их ловлю!
(росянка)
Закрывая ушные и ноздревые клапаны, а также рот, этот зверь может находиться под водой от 10 до 15 минут, при этом преодолевая расстояние до 700 метров. Их дома- единственное сооружение, построенное животными, которое можно увидеть из космоса. И конечно, же этот зверь, вероятнее всего, выиграл бы конкурс на лучшего лесоруба.
(речной сибирский бобр)
На реке у бора –
Чашка из фарфора.
Как день – она всплывает,
Как ночь – она ныряет.
(белая кувшинка)
Список литературы:
1. Плешаков А. А. Воспитание учащихся средствами учебного предмета "окружающий мир" // Начальная школа. – 2007. - N 9.
2. Симонова Л. П. Этические беседы по экологии с младшими школьниками // Начальная школа. – 1999. - N 5.
3. Базулина И. В. Развитие экологической культуры младших школьников на занятиях под открытым небом // Начальная школа. – 2005. - N 12.
4. Беневольская Н. А. Экологическое воспитание младших школьников на уроках изобразительного искусства //Начальная школа. - 2009. - N 2.
5. Бойко Л. А. Воспитание экологической культуры детей // Начальная школа. – 2005. - N 6.
6. Васина А. К. Практические работы как условие формирования эколого-биологических знаний у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста // Дополнительное образование. – 2005. - N 12.
7. Демина М. А. Задачи о природе // Начальная школа. - 2009. - N 2.
8. Игры, занятия по формированию экологической культуры младших школьников / Г. В. Буковская. - М. : ВЛАДОС , 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок русского языка. Правописание приставок. Зима в природе. 3 кл.
Данный урок рекомендован для учителей, работающих по программе "Школа Росии". Урок способствует углублению знаний детей о приставках, их роли в словах; развивает речь; воспитывает любовь к предмету и ...
Интегрированный урок по литературному чтению, окружающему миру, информатике "Природа и мы"
Cmd+vИнтегрированный блок включает урок литературного чтения по теме: “Природа и мы» (на примере стих. Н. Заболоцкого)” – третий урок главы “Поэт, природа и время”, урок по окружающему мир...
Конспект интегрированного урока по русскому языку в 3 классе «Правописание приставок. Зима в природе»
Данный конспект подходит для интегрированного урока русского языка в 3 классе...
Интегрированный урок по природоведению и русскому языку на тему: «Природа и человек. Охрана лесов. Роль леса в природе и жизни человека. (Природоведение). Упражнения в правописании окончаний имён существительных множественного числа. (Русский язык)»
На уроке ведётся разговор о разнообразии и жизни растений, пользе, которую они приносят человеку, необходимости охраны растительного мира нашей Родины, правилах поведения в лесу; совершенствоват...
Математическое путешествие в мир природы. Интегрированный урок по теме: « Сложение и вычитание в пределах 20»
Интегрированный урок по математике и окружающему миру в 1 классе....
План-конспект интегрированного урока "Картины зимней природы"
Интегрированный урок чтения, ИЗО и музыки в 3 классе по теме "Картины зимней природы"...
Презентация к интегрированному уроку "Картины зимней природы"
Презентация к интегрированному уроку чтения, ИЗО и музыки в 3 классе по УМК "Гармония"...