Окружающий мир
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) на тему
Рабочая программа по предмету "Окружающий мир" УМК ПНШ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska_po_okruzhayushchemu_miru.docx | 45.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Данная Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса первой ступени образования.
Рабочая программа по окружающему миру разработана в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта начального общего образования 2009 г., Примерной программой начального общего образования и в соответствии с авторской программой О.Н. Федотовой, Г.В.Трафимовой («Реализация образовательного стандарта второго поколения. УМК ПНШ, Программы по учебным предметам. Москва, Академкнига/Учебник, 2012).
Правовая основа разработки и утверждения рабочих программ
- Государственный образовательный стандарт начального общего образования (федеральный компонент)
- Закон РФ «Об образовании»
- Типовые положения об образовательных учреждениях
- Федеральный компонент государственного образовательного стандарта начального общего образования по окружающему миру
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе
- Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством О.Н. Федотовой, Г. В. Трафимовой,
О. В. Трафимова.
- Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта
- Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях. Санитарно-эпидемиологические правила СанПиН.
- Учебный план МОУ СОШ № 49
Место учебного предмета в учебном плане
В учебном плане на изучение данного предмета в 4 классе отводится 2 часа в неделю. Общее количество часов в год – 68.
Общая характеристика
учебного предмета «Окружающий мир»
Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он имеет ярко выраженный интегрированный характер, соединяющий в равной мере природоведческие, исторические, обществоведческие и другие знания, что даёт возможность ознакомить учащихся с некоторыми доступными для их понимания положениями естественных и социально-гуманитарных наук. Интегрированный характер самого курса, а также реализация межпредметных связей с литературным чтением, русским языком, математикой, технологией в УМК «Перспективная начальная школа» обеспечивают в полной мере формирование у детей целостной картины мира, осознание места человека в этом мире, определение своего места в ближайшем окружении, в общении с людьми, обществом и природой.
Курс начального образования по окружающему миру ориентирован на ознакомление обучающихся с некоторыми элементарными способами изучения природы и общества методами наблюдения и постановки опытов, на выявление и понимание причинно-следственных связей в мире, окружающем ребёнка, с привлечением многообразного материала о природе и культуре родного края.
С внедрением стандартов второго поколения важнейшей задачей образования в начальной школе становится формирование универсальных (метапредметных) и предметных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе. Эта задача решается в ходе образовательного процесса всеми образовательными областями, каждая из которых имеет свою специфику.
Содержание курса направлено на достижение следующих
целей:
- воспитание гуманной, творческой, социально активной личности, бережно, ответственно относящейся к богатствам природы и общества;
2. воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье;
3. обобщение, систематизация и расширение представления о многообразии природы, взаимодействии природы и человека, развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи; освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и в обществе;
4. формирование у детей убеждения в необходимости охраны природы, как в своем крае, так и в стране, на всей планете. Учащиеся приобретают также определенные умения, позволяющие им участвовать в практической деятельности по охране природы.
Задачи:
- формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;
- развитие умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач;
- создание психолого-педагогических условий для индивидуального прогресса в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, в сфере саморегуляции с опорой на систему базовых культурных ценностей российского общества;
- развитие умений работы с научно-популярной и справочной литературой, проведения фенологических наблюдений, физических опытов, простейших измерений;
- формирование уважительного отношения к семье, к своему городу, региону, России, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
- осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
- формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях.
Формы организации обучения:
- фронтальная
- в парах
- в группах
- индивидуальная
- игровая технология
Виды уроков:
-урок открытия нового знания
- урок отработки умений и рефлексии
- урок творчества (урок – исследование)
-урок проверки, оценки и контроля знаний
- комбинированный урок
Виды контроля обучения:
- фронтальный опрос
- практическая работа
- самостоятельная работа
- контрольная работа
- работа в парах
- взаимоконтроль
- работа в группах
- тестовые работы
Результаты изучения курса «Окружающий мир»
На первой ступени школьного обучения в ходе освоения предметного содержания обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты.
Развитие ценностно–смысловой ориентацией обучающихся; умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения, ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях
Предмет «Окружающий мир» способствует осмыслению личностных универсальных действий, в результате которых у выпускника начальной школы должны быть сформированы:
- мотивы, выражающие его потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности;
- ценностно-смысловая ориентация (осознание ценности природы и необходимости нести за нее ответственность; понимание необходимости соблюдать правила экологического поведения в быту и на природе; стремление к сохранению и укреплению своего здоровья);
- базовые историко-культурные представления и гражданская идентичность (осознание себя гражданином России, жителем своего края; желание ориентироваться в важнейших для страны событиях и видеть свое место в них);
- любовь к Родине, выраженная в интересе к ее природе, культуре, истории, вероисповеданиям, в желании участвовать в делах и событиях по охране природных и культурных памятников;
- базовые нравственно-этические ценности (уважение к чувствам верующих людей, пиетет к культовым сооружениям; учет нравственных позиций других людей);
- учебно-познавательный интерес к учебному предмету, информационным источникам, способам постановки опытов, наблюдений; устойчивый учебно-познавательный интерес к новым знаниям, выраженный в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтения социального способа оценки успешности учения.
Метапредметные результаты.
Регулятивные УУД.
Обеспечение обучающимися организации своей учебной деятельности. К ним относятся: целеполагание, планирование, осуществление учебных действий, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка и саморегуляция. Система заданий, ориентирующая младшего школьника на проверку правильности выполнения задания по правилу, алгоритму, с помощью таблицы, инструментов, рисунков и т.д. позволит ученику научиться или получить возможность научиться контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания.
Познавательные УУД.
Ученик научится или получит возможность научиться:
* Различать (узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы;
* Описывать на основе иллюстрации или предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их основные существенные признаки, выделять новое;
* Проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы, следовать инструкциям и правилам при проведении экспериментов, делать выводы на основании полученных результатов;
* Использовать словарь учебника (словари УМК), определители (гербарии) растений, дополнительный материал в Интернете в процессе изучения нового материала или при составлении плана рассказа, доклада, презентации;
* Использовать при выполнении задания иллюстративный материал учебника или план, иллюстрирующий последовательность, сменяющих друг друга событий, как этапы постановки опытов или выполнения задания;
* Использовать готовые модели (условные знаки, глобус, план, план-карту, карту) для наблюдений, объяснения явлений природы, выявления признаков и свойств объектов;
* Обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, использовать их для объяснения бережного отношения к природе (осознать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение);
* Определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, на здоровье и безопасность человека (соблюдать правила экологического поведения в быту);
* Использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья; осознанно выполнять режим дня, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;
* Работать с картой;
* Различать государственную символику РФ, символику городов России, описывать достопримечательности городов и своего края;
* Различать прошлое, настоящее и будущее, соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на ленте времени;
* Используя дополнительные источники информации находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков;
* Оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (школьный коллектив, семья, общество);
* Соблюдать правила личной безопасности и безопасности окружающих, понимать необходимость здорового образа жизни;
* Воспитывать пиетет к культовым сооружениям и уважение к чувствам верующих людей;
* Проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила;
Коммуникативные УУД.
Ученик научится или получит возможность научиться взаимодействовать (сотрудничать) с соседом по парте, в группе; обеспечивать социальную компетентность и учет позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. К коммуникативным действиям относятся: инициативное сотрудничество, планирование учебного сотрудничества, взаимодействие, управление коммуникацией.
Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир», необходимыми для дальнейшего образования в области естественнонаучных и социальных дисциплин, являются:
* усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности (доступных для осознания младшими школьниками);
* сформированность умения наблюдать, исследовать явления и объекты окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов и характеризовать факты и события культуры, истории общества, религии;
* сформированность умения работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, определитель, схема, интернет);
* сформированность умения осуществлять информативный поиск в словарях, справочниках, картах, определителях (в том числе на электронных носителях), в интернете для выполнения учебного задания или для практических целей;
* способность использовать готовые модели (глобус, карта, план, план-карта, схемы маршрутов) и их условные обозначения для поиска необходимой информации и объяснения социальных и природных явлений;
* способность использовать готовые модели и другие источники информации (расписания поездов, самолетов, пассажирских автобусов, схемы экскурсионных маршрутов) для поиска и использования необходимой информации в быту.
* умение составлять список используемой литературы и интернет-адресов;
* способность сотрудничать и проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, учитывая позицию партнера (сверстника, взрослого) при общении и взаимодействии, допуская возможность существования у партнера другой точки зрения, в том числе не совпадающей с его собственной точкой зрения;
* способность выступать то в роли обучаемого, то в роли обучающего (консультант, экспериментатор, докладчик, председатель заседания школьного клуба «Мы и окружающий мир»).
Планируемые результаты освоения учебной программы по предмету
«Окружающий мир» к концу 4-го года обучения:
В результате изучения раздела «Человек и природа»
Обучающиеся научатся:
* находить на карте природные зоны России, свой регион, главный город своего региона;
* читать условные обозначения карт;
* использовать готовые модели и иллюстрации учебника для объяснения причины смены дня и ночи, смены времен года;
* находить общие и отличительные признаки природных зон России (климат, растительность, животный мир);
* понимать необходимость соблюдения правил экологического поведения на природе;
* понимать необходимость посильного участия в охране природы родного края;
* характеризовать основные функции систем органов человека;
* измерять температуру, вес, рост человека;
* понимать необходимость использования знаний о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья;
*извлекать необходимую информацию из учебника и его иллюстраций
Обучающиеся получат возможность научиться:
* осознавать ценность природы родного края и необходимость нести ответственность за ее сохранение;
* использовать знаний о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья;
*выбирать оптимальные формы поведения на основе изученных правил безопасности.
В результате изучения раздела «Человек и общество»
Обучающиеся научатся:
* рассказывать с использованием информации из Интернета о государственной символике России;
* самостоятельно работать с текстом, иллюстрациями, словарем в условиях коллективной работы;
* обмениваться сведениями о событиях в стране;
* готовить необходимые сообщения по Конституции нашей страны;
* находить на политико – административной карте России местоположение своего края;
*работать с глобусом и картой;
* пересказывать своими словами тексты из учебника о событиях связанных с историей Отечества;
* определять последовательность событий на ленте времени;
* рассказывать с использованием подобранных иллюстраций о памятниках истории страны;
*рассказывать об особенностях труда людей родного края.
Обучающиеся получат возможность научиться:
* научатся определять часовой пояс своего края;
* находить дополнительную информацию о государственной символике России, о прошлом страны и края в Интернете;
*составлять представление о единстве духовно – нравственного смысла всех традиционных религий в обрядовой практике.
В результате изучения раздела «Правила безопасного поведения»
Обучающиеся научатся:
* понимать необходимость соблюдать правила безопасного поведения в лесу, у водоемов, во время купания летом, при переправе через водные пространства;
* понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения во время приема пищи;
*понимать необходимость сохранения своего физического и нравственного здоровья(вред курения, наркотиков, громкой музыки)
Обучающиеся получат возможность научиться:
* соблюдать правила безопасного поведения в лесу, у водоемов, во время купания летом, при переправе через водные пространства;
* соблюдения правил безопасного поведения во время приема пищи;
* заботиться о здоровье и безопасности окружающих людей, сохранения своего физического и нравственного здоровья.
К концу обучения в начальной школе будет обеспечена готовность обучающихся к продолжению образования, так как реализуя принцип деятельностного подхода, учебно-методический комплект по курсу «Окружающий мир» в развивающей личностно-ориентированной системе «Перспективная начальная школа» рассматривает процесс учения не только как усвоение системы предметных ЗУНов, составляющих инструментальную основу компетентности учащихся, но и как процесс познавательного развития и развития личности учащихся через организацию системы личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных учебных действий. В связи с этим предметное содержание и планируемые для усвоения детьми способы действий представлены в УМК во взаимосвязи и взаимозависимости через систему вопросов и заданий.
Проблемный характер изложения учебных текстов в учебниках достигается посредством:
- демонстрации не менее двух точек зрения при объяснении нового материала;
- выходом за пределы учебника в зону словарей и Интернет;
- системой наблюдений, опытных и экспериментальных исследований явлений окружающего мира;
- специальным местоположением вопросов-заданий, нацеливающих учеников на творческую работу исследователей-открывателей закономерностей и правил;
- иллюстрированным материалом (фотографии, таблицы, карты, произведения живописи).
Система разнообразных форм учебной деятельности обеспечивается межпредметными связями содержания и способов действия, направленных на личностное, социальное, познавательное и коммуникативное развитие детей.
Содержание учебников, учитывая потребности и интересы современного ребёнка, предлагает ему:
- на выбор источники дополнительной информации;
- участие в работе научного клуба младшего школьника «Мы и окружающий мир» или проектную деятельность посредством переписки с активом клуба или выхода в Интернет;
- социальные игры на уроках.
Учебные тексты учебников комплекта построены с учётом возможности оценки наличных учебных достижений (как учеником, так и учителем). Это прежде всего:
- задания на самопроверку и взаимопроверку;
- задания повышенной сложности, олимпиадные задания, вступительные и контрольные задания для членов клуба;
- завуалированное требование быть внимательным при чтении текста.
Структура каждого учебника обеспечивает разнообразие форм организации учебной деятельности школьников системой специальных заданий, где ученик выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего (консультант, экспериментатор, председатель заседания), то в роли организатора учебной деятельности классного коллектива.
Содержание учебного предмета «Окружающий мир»
4 класс
(68 часов)
Человек и природа (40ч)
Общее представление о вселенной, Солнечной системе, размерах Земли по сравнению с размером Солнца. Одно из теоретических предположений ученых о возникновении Солнца. Планеты Солнечной системы (название, расположение на орбитах по отношению к Солнцу). Вращение Земли вокруг своей оси как причина смены дня и ночи. Вращение Земли вокруг Солнца как причина смены времен года.
Природные зоны России: общее представление, расположение на карте природных зон России, основные природные зоны (ледяная зона, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, зона субтропиков). Горные области. Климат природных зон, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу.
Соблюдение экологических правил поведения во время прогулок в лес, в парк, на луг (охрана поверхности земли от уплотнения почвы и разрушения лесной подстилки, от загрязнения поверхности земли полиэтиленовыми пакетами, пластиковыми бутылками, осколками стекла).
Родной край-часть великой России. Карта родного края. Полезные ископаемые. Поверхность и водоемы родного края. Растительный и животный мир края. Заповедные места. Посильное участие в охране природы родного края. Московское время, часовые пояса.
Общее представление о строении тела человека. Система органов: органы чувств, опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная. Роль органов чувств в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов.
Человек и общество (24ч)
Наша родина - Россия. Российская Федерация. Государственная символика Российской Федерации: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России. Конституция - Основной закон Российской Федерации. Права ребенка. Президент Российской Федерации. Правительство и Парламент страны. Депутат от субъекта Российской Федерации (республика, край, город федерального значения - Москва, Санкт- Петербург, автономный округ, Еврейская автономная область) в Парламенте страны как представитель интересов региона.
Россия - многонациональная страна. Народы, населяющие Россию. Русский язык - государственный язык Российской Федерации. Родной край - часть великой России. Родной город (село, поселок), регион (область, край, республика). Название. Расположение края на политико - административной карте России. Карта родного края. Особенности труда людей родного края (добыча полезных ископаемых, растениеводство, животноводство). Народные промыслы.
Россия на карте. Границы России. Название государств, имеющих с Россией сухопутные границы, столицы государств. Морские границы. Морская граница России с Аляской (один из штатов США) и Японией. Имена великих путешественников и ученых, первооткрывателей морей и земель на карте Азии (море Лаптева, мыс Дежнева, пролив Беринга, город Хабаровск, мыс Челюскина).
Страны и народы мира. Япония, Соединенные штаты Америки, Великобритания, Франция. Расположение на политической карте, столицы государств, главные достопримечательности.
Терроризм - международная опасность
(США, г. Нью-Йорк, 11 сентября 2001г.; Россия, г. Беслан, 3 сентября 2004 г.).
История Отечества. Древние славяне. Древняя Русь. Киевская Русь. Картины труда и быта, традиции, верования. Значимые события в разные исторические времена. Путь из «варяг в греки» (IX-XI вв.). Крещение Руси (988г). первый на Руси свод законов «Русская правда» (памятник законодательства XI- XII вв.),основание города Ярославля (988-1010 гг.). объединение территорий древнерусского государства. Выдающиеся люди разных эпох: великий князь Владимир Святославович- Красное Солнышко (960-1015 гг.), Ярослав Владимирович- Ярослав Мудрый (около 980-1054 гг.), Владимир Мономах (1053-1125 гг.), князь Новгородский и Владимирский Александр Невский (1221-1263 гг.). московская Русь: основание Москвы (1147 г.), князь Юрий Долгорукий (1090-е -11257 гг.). Первые московские князья (период правления): Иван Калита (1325-1340 гг.), Дмитрий Донской (1359-1389 гг.).
Традиционные российские религии. Вера в единого бога и сохранение традиционной обрядовости. Древние времена-времена многобожия (вера а силу природы). Отличия народов друг от друга (исторические, культурные, духовные, языковые). Народы, верующие в единого бога: христиане (Бог-Богочеловек Иисус Христос), мусульмане (Аллах- духовная власть и сила), буддисты (Будда- духовная связь всех проявлений жизни).
Сохранение традиционной истории России. Исторические памятники столицы и исторические события, связанные с ними: памятник Минину и Пожарскому на Красной площади (4 ноября - День народного единства: борьба Российского государства с иноземными захватчиками в начале XVII в., подвиг ополченцев); Триумфальная арка, музей - панорама «Бородинская битва» (память о войне 1812 г.); памятник маршалу Г.К. Жукову, Вечный огонь на могиле Неизвестного солдата у Кремлевской стены, имена улиц, площадей, скверов, проспектов (9 мая - День Победы - память страны о героях Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.); памятник Юрию Гагарину- первому космонавту планеты Земля, монумент «Спутник» на проспекте Мира, монумент «Покорителям космоса», аллея Героев –космонавтов (12 апреля- День космонавтики); фонтан «Дружба народов» (знаменитый символ Союза Советских Социалистических Республик).
Правила безопасного поведения (4ч)
Соблюдения правил безопасного поведения во время летних каникул у водоема (предупреждение солнечного удара, ожога кожи, несчастных случаев в воде или вблизи воды у моря во время шторма, прилива, соприкосновение с морскими животными в воде).
Соблюдения правил безопасного поведения во время прогулок в лес, в парк, на луг.
Соблюдения правил безопасного поведения во время приема пищи.
Забота о здоровье и безопасности окружающих людей, личная ответственность за сохранение своего физического и нравственного здоровья (курение, употребление наркотиков, прослушивание громкой музыки, нежелание при необходимости носить очки).
Материально-техническое обеспечение:
Литература для учителя:
1. О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов. Окружающий мир: 4 класс: Учебник. В 2 ч.. – М.: Академкнига/Учебник, 2014.
2. О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов, Л. Г. Кудрова. Окружающий мир: 4 класс: Тетрадь для самостоятельной работы № 1, 2 – М.: Академкнига/Учебник, 2014.
3. О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, Л. Г. Кудрова. Окружающий мир: 4 класс: Метод. Пособие для учителя. – М.: Академкнига/Учебник, 2014
Литература для учащихся:.
1. О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов. Окружающий мир: 4 класс: Учебник. В 2 ч.. – М.: Академкнига/Учебник, 2014.
2. О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов, Л. Г. Кудрова. Окружающий мир: 4 класс: Тетрадь для самостоятельной работы № 1, 2 – М.: Академкнига/Учебник, 2014.
Электронные образовательные ресурсы:
http://pedsovet.su/
http://www.uchportal.ru/load./47-5-2
http://www.zanimatika.narod.ru/RF3_2.htm
http://rebus1.com/index.php?item=rebus_generator&enter=1
http://po4emu4ki.ucoz.ru/load/8
http://4curious-eyes.ru/obuchenie-detej/kak-my-gotovim-doklady#more-4548
http://4curious-eyes.ru/category/eksperimenty-opyty-dlya-detej
http://obuchonok.ru/doshkolniki
Электронное интерактивное приложение «Уроки окружающего мира с применением информационных технологий» (3 – 4 классы)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий внеклассного мероприятия по экологии для начальной школы "Всё меньше окружающей природы, всё больше окружающей среды!
Сценарий мероприятия для 3-4 классов экологической направленности....
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЧЕЛОВЕКА С ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ. ВЛИЯНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА ЧЕЛОВЕКА. Урок ОБЖ во 2 классе
Задачиурока:1. Показать, какиеопасностимогутвозникнутьвповседневнойжизни(проблемызагрязненияокружающейсреды, деревоводворе, дорога, окно, лестница, розеткаит. д.)2....
тест по окружающему миру по окружающему миру I четверть 2 класс
тест по темам "Из чего состоят все предметы.Календарь и компас. Земля имеет форму шара. Глобус- модель Земли. Земля в космосе" по программе "Школа 2100"...
Задания для олимпиады по окружающему миру "Мы и окружающий мир" для 3 класса
Олимпиадные задания по окружающему миру для 3 класса....
Презентация по окружающему миру для 2 класса "Реки Земли. Части реки" Составлена на основе учебника "Окружающий мир" для 2 класса .Автор О.Т.Поглазова
Презентация по окружающему миру разработан на основе учебника "Окружающий мир" для 2 класса . Автор О.Т. Поглазова . Тема урока "Реки Земли. Части реки" Программа "Гармония"...
Интегрированный урок математики и развития устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности (« Окружающий мир») по программе 8 вида
интегрированный ИИнтегрированный урок по программе 8 вида для 1 класса...
Упражнений по формированию исследовательских умений и навыков в рамках предмета «Окружающий мир» к УМК «Мы и окружающий мир» (2 класс) Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казакова (Дидактическое пособие)
Данное дидактическое пособие было создано с учетом календарно-тематического планирования к УМК «Мы и окружающий мир» Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казакова.Также, прописаны методические реком...