Март-капельник
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему
Данный конспект урока раскрывает основные характеристики наступления весны.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mart-kapelnik.doc | 81 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Март – капельник».
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Цели деятельности педагога: создать условия для ознакомления с изменениями, происходящими в жизни природы ранней весной, развития умений анализировать народные приметы и народные названия месяца – «капельник», объяснять причину появления проталин, таяния снега.
Задачи урока:
Образовательные:
- обобщать и систематизировать представления детей о временах года;
- уточнять представления детей о характерных изменениях в природе весной, учить находить эти признаки самостоятельно;
- познакомить детей с основными весенними изменениями в природе;
- научить определять последовательность событий в природе и их связи;
- обогащать словарный запас учащихся, расширять кругозор
Развивающие:
- развивать познавательную активность, аналитическое мышление, память, внимание устную речь, сенсорную сферу личности;
- развивать способность наблюдать, делать выводы, выделять существенные признаки, высказывать своё мнение
Воспитательные:
- формировать эмоционально-положительное отношение к предмету;
- воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
- создать атмосферу благоприятного психологического климата и успешности для каждого ученика
Планируемые результаты образования:
Предметные: научатся рассказывать об изменениях, происходящих в жизни природы ранней весной; характеризовать первый весенний месяц, выполнять анализ народных примет, объяснять причины проявления проталин, таяния снега.
Метапредметные:
Регулятивные: контроль и самоконтроль – оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи.
Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; ориентирование в учебнике.
Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других; умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; овладение умением работать в паре.
Личностные: осознание значения учебной деятельности; уметь выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.
Оборудование:
- мультимедийный проектор
- компьютер
- учебник « Окружающий мир 1 класс» Виноградова Н.Ф. М.: Вентана-граф 2014г.
Используемые технологии:
- здоровьесберегающие технологии
- технология использования в обучении игровых методов
- технология проблемного обучения
- обучение в сотрудничестве
- информационно – коммуникативные технологии.
Технологическая карта урока окружающего мира
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | У У Д |
Самоопределение к деятельности. Организационный момент. | Начинается урок, Он пойдет ребятам впрок, Постарайтесь все понять, Учитесь тайны открывать, Ответы полные давать, Чтоб за работу получать Только лишь оценку «пять»! На уроке мы с вами отправимся в гости к природе, будем стараться подружиться с ней, откроем некоторые её тайны. Чтобы подобрать ключ к этим тайнам, мы будем наблюдать, сравнивать и анализировать, выполнять упражнения в группах. Вспомним правила работы в группах. - Сегодня, как всегда, вы должны будете оценить свою работу на уроке, оценить свой собственный вклад в работу всего класса. Для этого мы воспользуемся листом. | Приветствуют учителя, проговаривают правила работы в парах и группах. | Личностные: самоопределение, регулятивные: целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
Актуализация знаний. Формулирование темы и цели урока. | Повторим некоторые понятия, которые понадобятся на уроке. Обратите внимание на экран и ответьте на следующие вопросы: Что такое природа? (Слайд1) - Какая бывает природа? (Слайд 2) - Что относится к живой природе? Что относится к неживой природе? (Слайд 3) - Послушайте стихотворение и попробуйте сформулировать тему урока. В марте небо посветлело, Итак, о чем же пойдет речь на уроке? (Слайд 4) Правильно, тема нашего урока «Март-капельник» Предположите, почему «капельник»? Какой будет цель нашего урока? | Обучающиеся отвечают на вопросы. Обучающиеся высказывают свои предположения. Мнения детей выслушиваются и выводятся цели урока. | Регулятивные: целеполагание; коммуникативные: постановка вопросов; познавательные: общеучебные - самостоятельное выделение - формулирование познавательной цели; логические - формулирование проблемы логические - анализ объектов с целью выделения признаков. |
Совместное открытие нового. | Какие времена года вы знаете? (Слайд 5) У каждой группы есть своя иллюстрация, отгадайте, какое время года изображено на ней и докажите почему. По каким признакам мы узнаём, что наступила весна? А почему все тает весной? На уроке мы и поговорим о том, какие изменения происходят в природе с приходом весны. Ребята, слышите, чей-то голос? (Аудиозапись из мультфильма «Вини-Пух») К нам на урок пришел гость, узнали его? (Слайд6). Вини-Пух пришел к нам за помощью. Послушайте, какая проблема у него возникла.(Слайд7) Однажды, летая на воздушном шарике и пытаясь обмануть пчёл, Я задумался: а что же происходит в природе с приходом весны? И я обратился к своим друзьям – Пятачку, Сове, Кролику и ослику Иа-Иа. Кролик: Распускается первый весенний цветок- подснежник. (Слайд8) Ослик: Стало теплее. (Слайд 9) Сова: Просыпаются звери от зимней спячки.(Слайд10) Пятачок: Самое главное – прилетают перелётные птицы.(Слайд11) Кто же из них прав, какое главное, изменение в природе весной? (Слайд12) -Давайте с вами рассуждать. Ответьте мне на следующие вопросы: - Почему прилетают птицы? -Почему просыпаются звери? -Почему распускается первый весенний цветок – подснежник? Значит, какое изменение в природе весной самое главное? -Сделайте вывод: кто из друзей Вини- Пуха прав? (Слайд 13) | Обучающиеся высказывают свои варианты. Работа в группах. Выделяют главный фактор изменения в природе с приходом весны (потепление). | Регулятивные: планирование, прогнозирование; познавательные: моделирование, логические- решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации |
Физминутка для глаз. | А сейчас мы с вами отдохнём и посмотрим, как распускаются цветы. (Слайд 14). | ||
Первичное закрепление. | Сегодня с вами мы будем учеными- исследователями, скажите, а чем занимаются ученые? А теперь, ответьте на мой вопрос, знаете ли вы, что обозначает ваше название команды? Тогда внимательно посмотрите на иллюстрацию, которая расположена у вас на табличке. Итак, орнитологи, что вы сегодня исследуете? Изменения, происходящие с птицами с приходом весны. Почему у вас на табличке изображен ворон? Ботаники- изменения, происходящие с растениями с приходом весны. Почему у вас изображен подснежник на табличке. Зоологи- Изменения, происходящие с животными с приходом весны. (Почему у вас изображен медведь?) Молодцы! Обратите свое внимание на экран. Первой группе орнитологов, нужно составить рассказ из фрагмента видео (Прилет птиц). Какие изменения происходят с приходом весны в живой природе? Группе ботаников необходимо сложить пазл, и из получившейся иллюстрации составить рассказ (иллюстрация подснежника). Группе зоологов необходимо отгадать загадку: Летом гуляет, Зимой отдыхает (Медведь), и также, с помощью отгадки составить рассказ. Микроитог. Итак, какой вывод мы с вами можем сделать? Что происходит с живой природой весной? Правильно, она пробуждается. | Обучающиеся высказывают свои предположения о связи названия команды с их деятельностью на уроке. Работа в группах. Обучающиеся работают по предложенному плану. Обучающиеся отвечают на вопросы и приходят к единому мнению, о том, что весной природа оживает, пробуждается. | Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; познавательные: общеучебные -умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; коммуникативные: управление поведением партнёра-контроль, коррекция, оценка действий партнёра |
Физминутка | Электронная физминутка. | ||
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Работа с учебником. - Откройте учебник и ответьте на вопросы в карточках. 1 группа отвечает на вопрос. У каких животных появляются ранней весной детёныши? Что делает медведь в первом месяце весны? (группа зоологов) 2 группа отвечает на вопрос. Какие птицы прилетают с юга первыми? Где они строят свои гнёзда? (группа орнитологов) 3 группа отвечает на вопрос. Почему март называют «капельником»? Какой первый цветок появляется из-под снега? (группа ботаников) Как вы считаете, справились ли вы с заданием? Перечислим признаки весны в неживой природе. (Слайд 15-17 ) Обратите внимание на экран. Первый признак весны -солнце. Второй самый заметный признак наступления весны в неживой природе - это таяние снега. (Начинает таять и лёд. На реках начинается ледоход. Очень опасно ходить по подтаявшему льду). Правильно, начинается ледоход. Ребята, скажите, а почему он так назван, ледоход? Третий признак. Иллюстрация дождя. (Весной идёт дождь, а не снег). Микроитог. Итак, ответьте, какие же признаки весны мы с вами перечислили? - А вы знаете, сколько месяцев продлится весна? Тогда следующее задание не составит для вас труда. “Доскажите словечко”. Прошла зима И каждый рад. Спешит весна, И месяц … (март!) За ним другой стучится в дверь, И называется … (апрель!) И третий месяц вспоминай, Как называется он? … (май!) (Слайд 18-20) Молодцы! Ребята, многие художники и поэты называли весну - утром года, согласны ли вы с ними, почему? Но мы с вами также можем быть художниками, я вам сейчас предлагаю, дружно всем вместе написать весеннюю картину: Итак перед вами весенний лес. Чего здесь не хватает? Итак, с точки зрения команды орнитологов, чего здесь не хватает – ваши предложения, команда Ботаников ваши предложения, и команда зоологов. | Обучающиеся работают с учебником, по алгоритму, отвечая на поставленные вопросы. Самооценивание групп - выражение мнения. Обучающиеся анализируют, предполагают, о том, какие признаки неживой природы влияют на приход весны. Обучающиеся перечисляют основные признаки весны. Обучающиеся высказывают свои варианты. Обучающиеся выходят к доске дополняют, рисуют. | Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; личностные: самоопределение |
Подведение итогов | Используя знания, полученные на уроке, выберите правильный вариант ответа: 1. После, какого времени года наступает весна? а) Лето; б) Зима; в) Осень. 2. Как весну называют в народе? а) День года; б) Утро года; в) Ночь года. 3. Кто плачет только весной? а) Дети; б) Сосульки; в) Взрослые. 4. Во что превращается снег на солнце? а) В талую воду; б) В стылую воду; в) В сутулую воду. 5. Что происходит со льдом на реке весной? а) Ледопрыг; б) Ледобег; в) Ледоход. (Слайд 21- 24) | Отвечают на вопросы тестов. | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; личностные: смыслообразование |
Рефлексия | Вот и подошел к концу наш урок. (Слайд 25) - Какие открытия вы сделали? Я запомнил, что: Меня удивило, что: Я впервые узнал, что: Сейчас предлагаю Вам попробовать оценить свою работу самостоятельно. Перед вами весенняя поляна, но она пуста, у вас на столах лежат два цветка: красный и синий. Если вы считаете, что на уроке вам было интересно, и вы поработали отлично, выберите красный цветок. Если вы считаете, что ваша работа на уроке была не совсем успешной, выберите синий цветок и прикрепите их на нашу весеннюю поляну. Если снег повсюду тает, День становится длинней, Если все зазеленело, И в полях бежит ручей, Если солнце ярче светит, Если птицам не до сна, Если стал теплее ветер, Значит, к нам пришла весна! Поднялись, вышли из-за парт, спасибо за работу на уроке.
| Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия; личностные: смыслообразование |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира "Март-капельник"
Урок по теме : Март - капельник. Данный урок разработан в технологии рефлексивного мышления в рамках компетентностного подхода к обучению. Весь урок делится на основные стадии: вызов, осмысление, рефл...
Методическая шкатулка "Март-капельник".
Урок "Март-капельник". План-конспект и презентация....
Март - капельник
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6000973","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 215px; height: 162px;"}}]][[{"type":"media","view_mode":"me...
Конспект урока по окружающему миру 1 класс. "Март- капельник".
Открытый урок по окружающему миру....
Тема урока: «Март – капельник»
Цели: познакомить детей с основными изменениями, проходящими в природе с наступлением весны...
презентация к уроку " Март- капельник"
Цели: познакомить детей с основными изменениями, проходящими в природе с наступлением весны...
Март-капельник
Урок окружающего мира...