" Овощи и Фрукты".
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Мир вокруг нас
1 «Б»
ПОЧЕМУ НУЖНО ЕСТЬ
МНОГО ОВОЩЕЙ И ФРУКТОВ?
Канищева О.В.
ЦЕЛИ:
- систематизировать и расширить знания об овощах и фруктах, их разнообразии;
- познакомить детей с витаминами, раскрыть их значение для здоровья человека;
- закрепить знание гигиенического правила о мытье овощей и фруктов перед едой;
- познакомить с родиной яблони, разгадать загадки яблока.
МАТЕРИАЛ К УРОКУ:
Видеомагнитофон. Мультфильмы:
- «Приключения Чиполлино» (отрывок: герои строят домики)
- «Аленький цветочек» (отрывок: серебряное блюдечко, наливное яблочко)
- «Молодильные яблоки» (отрывок: рассказ птицы о молодильных яблоках)
- «Незнайка»: «Винтик и Шпунтик – веселые мастера» (отрывок: борьба героев с насекомыми-вредителями)
Компьютер. Диск «Большая детская энциклопедия»:
- Цитрусовые
- Виноград
- Бананы
- Яблоки
Наглядность:
- Плакат «Яблоко»: картофель – земляное,
помидор – золотое,
персик – персидское,
апельсин – китайское, «молодильное».
- Картинки «Труд людей в огороде».
- Три корзины (нарисованные) для сбора урожая: «Овощи», «Фрукты», «Ягоды».
- Плоды-отгадки (вырезанные из бумаги):
- овощи: капуста, картофель, лук, морковь, огурец, помидор, редис, репа,
свёкла, тыква, чеснок;
- фрукты: ананас, апельсин, банан, груша, дыня, лимон, персик, слива, яблоко;
- ягоды: арбуз, виноград, ежевика, земляника, клубника, крыжовник, малина, смородина, черника.
Для детей:
- Учебник «Мир вокруг нас» Плешаков А.А. (1 кл.) с. 104-105
- Цветные карандаши, клей
ПЛАН УРОКА
Этап | План | Примечания |
Оргмомент | ||
Цель урока | Герои сказки – герои урока | М/ф «Чиполлино» |
Овощи, фрукты, ягоды | Где живут плоды? Овощи, фрукты, ягоды. | Учебник с. 104 |
Витамины | Почему нужно есть овощи и фрукты? Витамины А, В, С. Мытье овощей, фруктов | Учебник с. 105 |
Со всего мира | Плоды нашей местности и далеких краев | Учебник с. 104 - 105 |
Привозные | Цитрусовые, виноград, бананы | ПК «Большая детская энциклопедия» |
Яблоки | Родина яблони. Дикие яблоки в каменном веке. Волшебные свойства яблока | М/ф «Аленький цветочек» |
Загадки яблока | Картофель - земляное Помидор - золотое Персик - персидское Апельсин (легенда) - китайское | Плакат «Яблоко»: картофель, помидор, персик, апельсин М/ф «Молодильные яблоки» |
Выращивание плодов | Труд людей Насекомые-вредители | Картинки: труд людей в огороде М/ф «Незнайка» |
Практическая работа | Загадки | Дети раскрашивают отгадки-плоды |
Итог «Сбор урожая» | Выставка работ. Итог урока. | Наклеиваем плоды на плакаты с корзинами |
Этапы | Содержание | Примечания |
Оргмо-мент | ||
Цель урока | Отрывок из мультфильма «Чиполлино». Мы посмотрели с вами отрывок из мультфильма по сказке Дж.Родари «Чиполлино». Как вы поняли, овощи, фрукты и ягоды являются героями этой сказки и будут героями нашего урока. | М/ф «Чиполлино» |
Овощи, фрукты, ягоды | В мультфильме герои строят себе дома. Но это сказка. А где на самом деле живут овощи? (в огороде на грядках) фрукты? (в саду на деревьях) ягоды? (в саду или в лесу). Откройте учебник на с. 104. Назовем жителей огорода (овощи). А кто живет в саду? (фрукты и ягоды) Какие еще овощи и фрукты вы знаете? | Учебник с. 104 |
Вита-мины | Для чего выращивают эти плоды? (чтобы есть) Почему нужно есть много овощей и фруктов? Прочитаем, что говорит об этом Мудрая Черепаха (с. 105): «Овощей и фруктов нужно есть как можно больше, потому что в них много витаминов и других полезных веществ. Без витаминов человек болеет!» В настоящее время известно несколько десятков витаминов, но мы остановимся только на тех из них, которые имеют наиболее важное значение в питании людей. Витамин А необходим для роста, хорошего зрения и крепких зубов. Назовем плоды, которые содержат витамин А (морковь, перец, лук, капуста, картофель, помидоры, мандарины, абрикосы, яблоки). Витамин В нужен для работы сердца, для хорошего аппетита и отличного настроения, и чтобы наша кожа была нежной и гладкой. Какие плоды содержат витамин В? (капуста, картофель, яблоки, свёкла, репа) Витамин С помогает нам реже простужаться, быть бодрыми, быстрее выздоравливать при болезни, следит за здоровьем дёсен. А в каких плодах есть витамин С? (зеленый лук, красный перец, лимон, смородина, капуста, огурцы, морковь, редис, помидоры, яблоки, мандарин, персики) Но не забывайте перед едой хорошо мыть овощи и фрукты! Как вы думаете, почему надо их мыть? | Учебник с. 105 |
Со всего мира | В разных частях света с различным климатом выращивают очень много видов фруктов и овощей. При посещении магазина многие люди не догадываются, что большинство купленных ими фруктов и овощей проплыли или пролетели по миру многие тысячи километров. Какие овощи и фрукты выращивают в нашей местности, а какие привозят из далёких краёв (цитрусовые, ананасы, бананы, виноград, дыни, арбузы)? | |
Привоз-ные | Цитрусовые – одни из важнейших плодовых культур в регионах с теплым климатом. Виноград - это плод винного растения, которое возделывают в климате с теплым летом и мягкой зимой. Бананы – одна из основных культур в тропических странах. Они вывозятся за границу на специальных судах. | ПК «Большая детская энциклопе-дия» |
Яблоки | Многие растения попали к нам из-за дальних морей. Но уж яблоки-то растут у нас всегда, и в них ничего не может быть неожиданного, странного и неизвестного? Как бы не так!
Яблони предпочитают северное полушарие, а вот в южном им не нравится. Жители тропических стран пытались разводить у себя наши яблочки, да ничего из этого не вышло: плоды получались безвкусными, да и аромата у них не было. Не хотят наши яблони расти на юге, а почему? Ученые давно заметили, что у этих деревьев листья плотные и блестящие, а именно такие листья у вечнозеленых растений. Значит, когда-то в наших краях было тепло, и яблони не сбрасывали листву осенью, а стояли зелеными круглый год. А вот на юге все было наоборот — трещали морозы. Люди об этом не помнят, а яблони ничего не забыли и менять свою исконную родину не хотят. В те далекие, теплые времена охотники за мамонтами разрезали яблоки на половинки. Сушили и варили из них компот. И еще поджаривали их на костре, нанизывая на палку, как шашлыки. Об этом поведали французские археологи, которые во время раскопок стоянки каменного века нашли большие запасы диких яблок. С давних времен яблоки называли мудростью земли и плодом познания. В русских сказках яблокам приписывали волшебные свойства и с их помощью совершали магические действия. Отрывок из мультфильма «Аленький цветочек». | ПК «Большая детская энциклопе-дия» М/ф «Аленький цветочек» |
Загадки яблока | Вы, наверное, обратили внимание, что яблоко показывает весь мир – и неспроста! Привезенный из Америки картофель имел французское название – земляные яблоки. Однако и сейчас в русских народных говорах яблочницей называют картофельное пюре. Слово помидор пришло из итальянского языка – «золотое яблоко». На латинском и немецком языках персик означает персидское яблоко. И еще одна загадка про яблоко. Отрывок из мультфильма «Молодильные яблоки». Какой плод называют «молодильным яблоком»? (апельсин)
В мифах Древней Греции богини, чтобы продлить свою молодость и сохранить красоту, пили «нектар молодости», приготовленный из апельсинов. С голландского и французского языков апельсин переводится «китайское яблоко» (впервые апельсины вывезли именно оттуда). | Плакат «Яблоко»: картофель, помидор, персик, апельсин М/ф «Молодиль-ные яблоки» |
Выра-щива-ние плодов | Где бы ни произрастал плод, нужно приложить много усилий и труда, чтобы он попал к нам на стол. У кого-то из вас в семье есть дача, огород. Кто из вас помогал взрослым? Как? А какие враги есть у таких полезных и нужных нам плодов? (насекомые-вредители) А как с ними борются? Да, на маленьких участках земли можно справиться вручную. А вот как это делали герои мультфильма «Незнайка и его друзья». Отрывок из мультфильма «Незнайка». | Картинки: труд людей в огороде М/ф «Незнайка» |
Практи-ческая работа | Я думаю, Незнайка с друзьями, неплохо поработав, собрали хороший урожай. Давайте и мы потрудимся. Вам нужно отгадать загадки и вырастить свой плод (раскрасить его). Уродилась я на славу, Овощи Голова бела, кудрява. Кто любит щи – Меня в них ищи. (Капуста) Неказиста, шишковата, А придет на стол она, Скажут весело ребята: «Ну, рассыпчата, вкусна!» (Картошка) Заставил плакать всех вокруг, Хоть он и не драчун, а … (лук) Расту в земле на грядке я, Красная, длинная, сладкая. (Морковь) Летом в огороде – свежие, зеленые, А зимою в бочке – желтые, соленые. Отгадайте, молодцы, Как зовут нас? … (огурцы) Он круглый и красный, Как глаз светофора. Среди овощей Нет сочней … (помидора) Щеки розовы, нос белый, В темноте сижу день целый. А рубашка зелена, Вся на солнышке она. (Редиска) Круглый бок, желтый бок, Сидит на грядке колобок. Врос в землю крепко. Что же это? … (Репка) Хоть я и сахарной зовусь, Но от дождей я не размокла. Крупна, кругла, сладка на вкус. Узнали вы? Я … (свёкла) Золотая голова Велика, тяжела. Золотая голова Отдохнуть прилегла. Голова велика, Только шея тонка. (Тыква) Я самый сладкий овощ, В болезнь приду на помощь. (Чеснок) Приехал из тропиков Радовать нас Большой, ароматный, В чешуе … (ананас) Быть молодым, набраться сил Фрукты Нам помогает … (апельсин) На островок налетел ураган, На пальме остался последний … (банан). С лампочкой ее сравнили. А кусочек откусили – Очень вкусно кушать, Потому что это … (груша) С арбузом родня, Сладкая, медовая. (Дыня) Жёлтый, сочный, кислый он, А зовут его … (лимон) Старший брат я абрикоса, Потому что выше ростом. (Персик) На сучках висят шары, Посинели от жары. (Сливы) Круглое, румяное, Я расту на ветке. Любят меня взрослые И маленькие детки. (Яблоко) Он большой, как мяч футбольный, Ягоды Если спелый – все довольны, Так приятен он на вкус, И зовут его … (арбуз). Гроздьями ягоды эти висят, А называют их … (виноград) На ежа похожа я, На меня ты посмотри-ка. Я с малиною родня, А зовусь я … (ежевика) Я капелька лета на тоненькой ножке. Плетут для меня кузовки и лукошки. Кто любит меня, тот и рад поклониться. А имя дала мне родная землица. (Земляника) Садовая есть земляника, Всем нам известная … (клубника) Низок, да колюч, Сладок, да не пахуч. Ягоды сорвешь – Всю руку обдерешь. (Крыжовник) Болеешь (кашляешь, чихаешь)? С вареньем из нее попей ты чаю. В лесу ребят к себе манила Эта ягода … (малина) Две сестры летом зелены, К осени одна краснеет, Другая чернеет. (Красная и черная смородина) Сидит рядом с нами, Смотрит черными глазами. Черна, сладка, мала И ребятам всем мила. (Черника) | Дети раскрашива-ют отгадки-плоды |
Итог «Сбор уро-жая» | Соберем урожай: разложим овощи, фрукты и ягоды по корзинам. Какие же овощи, фрукты и ягоды были героями нашего урока? Почему нужно есть много овощей и фруктов? | Наклеиваем плоды на плакаты с корзинами |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
тренажёр словарные слова по русскому языку "Овощи и фрукты" 1-2 классы
Тренажёр словарных слов для работы на уроке русского языка в 1-2 классах...
Проект "Овощи и фрукты- полезные продукты!"
Проект проведённый в начальной школе в рамках реализации программы "Разговор о правильном питании"....
Секрет созревания овощей и фруктов
11 лет в нашей гимназии действует ГАН - гимназическая академия наук. Дети пишут исследовательские работы. Сначала проходит классный тур, затем гимназические чтения, городские, на базе гимназии проводя...
Реферат на тему "Овощи и фрукты. Витаминная азбука"
Реферат, подготовленный, ученицей 4 класса Ганиевой Ренатой для научно-практической конференции школьников....
Тема: Почему нужно есть много овощей и фруктов?
1.Систематизировать и расширить знания о овощах и фруктах.2.Познакомить с витаминами, раскрыть их значение для человека3.Повторить правила гигиены....
Урок окружающего мира "Почему нужно есть овощи и фрукты"
Урок относится к технологии здоровьесбережения учащихся, направлен на развитие правильного образа жизни и отношения к природе, развивает познавательную активность и интерес к учению....
Подготовка к школе. Развитие мышления. Овощи и фрукты. Занятие 1 -2.
Презентация для школы раннего развития. А так же пригодится учителям, работающим в первых классах, работникам дошкольных образовательных учреждений и родителей....