Конспект "ТУНДРА" Школа России 4 класс
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме
Цели | Создать условия для ознакомления с географическим положением природной зоны – тундры, климатическими условиями, растительным и животным миром и деятельностью человека; определения границы знания и «незнания»; способствовать формированию у учащихся представления о природной зоне тундры; первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; развитию интереса к предмету «Окружающий мир» |
Тип урока | открытие нового знания |
Планируемые | Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться работать Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником. Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях |
методы и формы | объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная, коллективная |
Образовательные | |
Оборудование | Интерактивная доска, компьютер, карта «Природные зоны России» |
Основные | тундра |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
35.doc | 83.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ТУНДРА
Цели | Создать условия для ознакомления с географическим положением природной зоны – тундры, климатическими условиями, растительным и животным миром и деятельностью человека; определения границы знания и «незнания»; способствовать формированию у учащихся представления о природной зоне тундры; первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; развитию интереса к предмету «Окружающий мир» |
Тип урока | Открытие нового знания |
Планируемые | Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться работать Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником. Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях |
Методы и формы | Объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная, коллективная |
Образовательные | http://download8.proshkolu.ru |
Оборудование | Интерактивная доска, компьютер, карта «Природные зоны России» |
Основные | Тундра |
Организационная структура (сценарий) урока
Этапы | Обучающие | Деятельность учителя | Деятельность | Формы организации на уроке | Формируемые умения | Промежуточный контроль |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
I. Мотивация | Эмоциональная, психологическая мотивационная подготовка учащихся к усвоению учебного Кроссворд | В путешествиях можно многое узнать И друзьям об этом потом рассказать. Новая природная зона приглашает нас – И опять в экспедицию отправляется класс. А чтобы тему урока узнать, Кроссворд нам надо разгадать! 1. Короткое название ледяной зоны. (Арктика.) 2. Птица с необычным клювом. (Тупик.) 3. Название острова, на котором расположен заповедник. (Врангеля.) 4. Арктика – царство снега и… (льда). 5. Растение, живущее в толще воды. (Водоросли.) 6. Виды рыбы обитающей в северных морях. (Чайка.) Ключевое слово: ТУНДРА | Слушают учителя. Принимают участие в диалоге с учителем. Демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место Выполняют | Фронтальная, индивидуальная, коллективная | Познавательные: владеют способами решения учебных задач. Коммуникативные: высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями. Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность | Устные ответы, организация рабочего места, записи |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
II. Актуализация опорных знаний | Проверка Графический диктант | 1. Конкурс рисунков. 2. Сообщения учащихся о животных Арктики. 3. Графический диктант | Организуют выставку. Выступают Выполняют | Фронтальная, индивидуальная | Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников; систематизируют собственные знания. Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля Коммуникативные: обмениваются мнениями, умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необ- | Устные ответы, пись- менные задания |
III. Изучение нового материала | Рассказ учителя по теме урока. Работа | – Цель нашей экспедиции – тундра. Найдите эту природную зону на карте. Что вы можете сказать о географическом положении тундры? – Слово «тундра» в переводе с финского означает «бесплодная» или «враждебная». Зима там долгая, температура достигает –50 °С. Большую часть года тундра покрыта снегом, а под ним – вечная мерзлота, которая уходит на глубину 50 метров. Вот это поверхность тундры (показывает на карте зону тундры). Вслед за зимой наступает весна, а затем короткое лето. Днем температура бывает от +10 до +25 °С. Как вы думаете, это отражается на почве? И если да, то как? – Правильно. Оттаивает только верхний слой почвы | Слушают учителя. Показывают зону тундры на карте. Отвечают Составляют схему. | Фронтальная, индивидуальная. Коллективная. | Устные ответы |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Работа с учебником | – Как вы думаете, богат ли растительный мир тундры? Какие растения смогли приспособиться к суровому климату тундры? – Рассмотрите иллюстрацию «В тундре весной» – Какая у них наземная часть? Почему? – В тундре есть леса, которые не закрывают даже колени идущего человека. Все эти растения низкорослые. Мох-ягель – пища северных оленей. Растет на поверхности почвы, похож на меленькие деревца или кустики. Клюква – стелющийся кустарник, имеет короткие корни, разветвленные небольшие листочки, красные ягоды. Ягоды и листья не опадают даже зимой. Карликовая березка имеет невысокий изогнутый ствол, листья небольших размеров, небольшие корни. Растения стараются прижаться к земле, там теплее, а зимой снег закроет их полностью и защитит от морозов. | Читают тексты в учебнике, рассматривают иллюстрации, отвечают на вопросы | Индивидуальная | ходимой для решения проблемы информации; могут работать в коллективе, уважают мнение других участников образовательного процесса. Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием; проявляют познавательный интерес |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Предлагает опять рассмотреть иллюстрацию – Какие животные и птицы здесь обитают? Как они приспособились к жизни в тундре? – Из-за суровых природных условий население тундры немногочисленное. Прочитайте статью «Тундра – Какое основное занятие населения тундры? | ||||||
IV. Практическая деятельность | Составление рассказа
Составление схемы. | – Расскажите о тундре по плану: 1. Географическое положение. 2. Климат. 3. Растительный мир. 4. Животный мир. 5. Деятельность человека. После ответов предлагает заполнить пирамиду. | Составляют рассказ по плану, схему. | Фронтальная, индивидуальная. | Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цель; осуществляют поиск необходимой информации Регулятивные: ориентируются в учебнике, при выполнении практической работы следуют ранее оговоренному плану; принимают и сохраняют учебные задачи. | Устные ответы, записи |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Составление цепей питания. Игра «Растительный Задания | Далее предлагает составить 4–5 цепей питания. 1. Растения тундры → белая куропатка → песец. 2. Мох-ягель → северный олень → волк. 3. Растения тундры → лемминг → белая сова. 4. Растения тундры → лемминг → песец. песец лемминг белый медведь ягель Арктика водоросли белая сова тупик гагара брусника голубика Тундра северный олень белая куропатка морошка лишайник полярный мак морж тюлень Предлагает выполнить задания. В ходе выполнения работы учащимися помогает им, дает рекомендации | Составляют цепи питания. Показывают Выполняют | Коллективная. Индивидуальная | Коммуникативные: умеют задавать вопросы для уточнения Личностные: оценивают усваиваемое содержание с нравственно-этической точки зрения; осознают ответственность за общее дело; следуют |
Окончание табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
V. Итоги урока. Рефлексия | Обобщение полученных на уроке сведений. Заключительная беседа. Выставление оценок | – С какой природной зоной мы познакомились? – Чем эта зона отличается от других? – Работа нашей экспедиции в тундре закончилась, оцените свою деятельность на уроке | Читают вывод в учебнике (с. 96). Отвечают | Фронтальная, индивидуальная | Познавательные: ориентируются в своей системе знаний – отличают новое от уже известного. Регулятивные: оценивают собственную деятельность на уроке | Устные ответы |
VI. Домашнее задание | Комментарий учителя | Учебник, с. 87–97. Ответить на вопросы рубрики «Проверь себя» (с. 95). Выполнить задание 3 (с. 96) | Задают уточняющие вопросы | Фронтальная | Регулятивные: осуществляют поиск решения поставленных задач | Задания |
Ресурсный материал
Графический диктант
Учитель читает предложения. Если высказывание верное, учащиеся ставят знак «+». Если высказывание неверное, ставят знак «–».
1. Природная зона арктических пустынь расположена на островах Тихого океана.
2. Территория Арктики не имеет коренного населения.
3. В Арктике для растений и животных сложились суровые условия.
4. В ледяной зоне растут кедры, березы, черемуха.
5. В Арктике обитают белые медведи, моржи, тюлени.
6. Арктический заповедник расположен на острове Врангеля.
7. Большое скопление птиц на скалах называют «птичьи рынки».
О т в е т ы: 1 (–). 2 (+). 3 (+). 4 (–). 5 (+). 6 (+). 7 (–).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка. Тема: «Согласные звуки [ф], [ф’], буквы Ф, ф» УМК: «Школа России» Класс: 1 класс
Тип урока: Открытие нового знанияПедагогические технологии:Информационно-коммуникационныеЭлементы здоровьесберегающих Цель урока Познакомить обучащихся с новыми звуками [ф], [ф’], бук...
Урок литературного чтения УМК «Школа России» Класс 3 Тема урока М. Зощенко «Золотые слова». Урок-игра «В гостях у Лёли и Миньки».
Урок литературного чтения УМК «Школа России» .Класс 3Тема урока М. Зощенко «Золотые слова». Урок-игра «В гостях у Лёли и Миньки». Игровая технология....
План-конспект урока по окружающему миру «Что такое хвоинки?» УМК «Школа России» Класс: 1
Цель: Познакомить учащихся с многообразием хвойных растений, научить по хвое определять породу дерева. ...
План-конспект урока по математике ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ «ВВЕРХУ», «ВНИЗУ», «СЛЕВА», «СПРАВА» УМК «Школа России» Класс: 1
ЦЕЛЬ: Выяснить, на каком уровне сформированы пространственные отношения «вверху», «внизу», слева», «справа»; развивать навык определения местоположения предметов (вверх, вниз, слева, справа); про...
Классный час «С любовью к России». Класс: 3
Родина – это дом в котором мы живем. У каждого человека есть Родина, и каждый любит её. Любит место, где он родился и живёт. Любит родные леса и поля, любит людей, с которыми он живёт, любит свой наро...
Русский язык УМК «Школа России» Класс: 2 класс
Тема урока: Части речи...
Технологическая карта урока литературного чтения (урок обучения грамоте). УМК «Школа России». Класс 1.
Материал к уроку обучения грамоте по изучению буквы Ж....