№ | Тема урока | Кол – во ча сов | Дата | Тип урока | Характеристика деятельности учащихся | Планируемые результаты | Методы оценки достижения учащихся | Корр - ка |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
знать уметь | Регулятивные Познавательные Коммуникативные |
1 четверть – 18 часов Раздел «Как устроен мир?» (7 ч) |
1. | Природа. Ценность природы для людей. | 1 |
| Урок введения в новую тему | Знакомство с учебником и учебными пособиями (рабочей тетрадью, сборниками текстов, атласом – определителем «От земли до неба», с целями и задачами раздела. Понимать учебные задачи раздела и данного урока, стремиться их выполнить. Доказывать, пользуясь иллюстрацией учебника, что природа удивительно разнообразна. Анализировать текст учебника, извлекать из него необходимую информацию, сравнивать объекты неживой и живой природы по известным признакам; предлагать задание к рисунку учебника и оценивать ответы одноклассников; классифицировать объекты живой природы, осуществлять самопроверку; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Знать: - значения слов «организмы», «биология», «царства», «бактерии», «микроскоп». Уметь: - классифицировать объекты природы, устанавливать связи между живой и неживой природой; осознают ценность природы для людей.
| Р. - понимать и сохранять учебную задачу; преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область П. – анализировать, сравнивать, группировать различные объекты.. К. – построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений, умение работать в паре, договариваться и приходить к общему решению.
| Формирование мотива, реализующего потребность социально значимой роли ученика. | Тест |
|
2. | Человек.
| 1 |
| Урок - игра
| Понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить. Находить сходство человека и живых существ и отличия его от животных; различать внешность человека и его внутренний мир; анализировать проявления внутреннего мира человека в его поступках, внешности, взаимоотношениях с людьми, отношении к природе; оценивать богатство внутреннего мира человека; наблюдать и описывать проявления внутреннего мира человека; обсуждать, как возникают богатства внутреннего мира человека, формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Знать: - понятия «психология», «восприятие», «память», «мышление», «воображение», о ступенях познания. Уметь: - отличать человека от других живых существ, различать внешность человека и его внутренний мир, аргументировано отвечать, доказывать свое мнение.
| Р. – определять цель учебной деятельности с помощью и самостоятельно. П. - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; строить речевое высказывание в устной форме. К. – моделировать ступени познания человеком окружающего мира в ходе ролевых игр: формулировать выводы из изученного материала; отвечать на итоговые вопросы и оценивать результаты работы. | Знание основных моральных норм. | Проект
Тест |
|
3. | Проект «Богатства, отданные людям» | 1 |
| Урок - проект | В ходе выполнения проекта дети учатся: - определять цель проекта; - распределять обязанности по проекту в группах; - собирать материал в дополнительной краеведческой литературе, музее, в ходе интервью, в Интернете. - подбирать иллюстративный материал (фотографии, открытки, слайды), изготавливать недостающие иллюстрации (фотографии, рисунки), оформлять стенд; - презентовать проект; - оценивать результаты работы. | Знать: - понятия «проект» Уметь: - определять цель проекта, работать с известной информацией, собирать дополнительный материал, сравнивать, обобщать, делать выводы на основе полученной информации, создавать способы решения проблем творческого и поискового характера.
| Р. – постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно. П. - поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, представление полученной информации. К. – сотрудничество с учителем и учащимися.
| Широкая мотивационная основа учебной деятельности; ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности; способность к самооценке. | Тест |
|
4. | Общество. | 1 |
| Урок изучения нового материала | Понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить. Определять место человека в мире; характеризовать семью, народ, государство, как части общества; обсуждать вопрос о том, почему семья является важной частью общества; сопоставлять формы правления в государствах мира; работать в группе: анализировать таблицу с целью извлечения необходимой информации; описывать по фотографиям достопримечательности разных стран; соотносить страны и народы; осуществлять самопроверку; рассуждать о многообразии и единстве стран и народов в современном мире; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Знать: понятия «семья», «народ», «государство», «общество». Уметь: - определять место человека в окружающем мире, части общества, аргументировано отвечать, доказывать свое мнение, читать таблицы и работать с ними.
| Р. – определять план выполнения заданий на уроках, под руководством учителя. П. – ориентироваться в учебнике, определять круг своего незнания. К. – с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, в соответствии с задачами условиями коммуникации аргументировано отвечать на поставленный вопрос, доказывать свое мнение.
| Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. | Тест |
|
5. | Что такое экология?
Комплексная работа. | 1 |
| Комбинированный | Понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить. Анализировать текст учебника с целью обнаружения взаимосвязей в природе, между природой и человеком, прослеживать по схеме обнаруженные взаимосвязи, рассказывать о них, опираясь на схему. Работать в паре: анализировать схемы учебника и с их помощью классифицировать экологические связи; приводить примеры взаимосвязи живого и неживого, растений и животных, человека и природы; описывать окружающую среду для природных объектов и человека; моделировать связи организмов с окружающей средой, обсуждение и оценивание предложенных моделей, формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Знать: основные понятия «окружающая среда», «экология», чем занимается наука экология. Уметь: обнаруживать взаимосвязи в природе, между природой и человеком и изображать их с помощью моделей, анализировать, делать выводы, сравнивать.
| Р. - определять цель учебной деятельности с помощью учителя. Оценивать свои достижения на уроке. Волевая саморегуляция и способность к волевому усилию. П. – построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений. К. - сотрудничество с учителем и учащимися.
| Формирование мотива, реализующего потребность социально значимой роли ученика. | Тест |
|
6. | Природа в опасности! Охрана природы. | 1 |
| Урок - исследование | Понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; устанавливать причинно – следственные связи между поведением людей, их деятельностью и состоянием окружающей среды; различать положительное и отрицательное влияние человека на природу; сравнивать заповедники и национальные парки; работать в группе: сопоставлять примеры положительного и отрицательного воздействия человека на природу; рассуждать о том, почему люди не могут полностью прекратить использование природных богатств, объяснить, какое отношение к природе можно назвать ответственным, приводить примеры такого отношения из современной жизни; обсуждать, как может каждый помочь природе. | Знать: основные понятия «заповедник», «национальный парк», «Красная книга». Уметь: осознавать необходимость ответственного отношения к природе, о влиянии человека на природу, аргументировано отвечать, делать выводы. | Р. – определять цель учебной деятельности с помощью и самостоятельно. П. - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; строить речевое высказывание в устной форме. К. – моделировать в виде схемы воздействия человека на природу, формулировать выводы из изученного материала; отвечать на итоговые вопросы и оценивать результаты работы. | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. | Тест |
|
7. | Обобщение знаний по теме «Как устроен мир». Проверочная работа. | 1 |
| Урок обобщения и систематизации знаний | Понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; выступать с сообщениями в устной форме, работать в группе: использовать знания по теме в новых условиях, формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Знать: основные понятия по изученным темам. Уметь: делать сообщения в устной форме, аргументировано отвечать, делать выводы. | Р. – самостоятельно определять необходимость выполнения различных заданий в учебном процессе. П. - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; строить речевое высказывание в устной форме. К. –отвечать на итоговые вопросы и оценивать результаты работы. | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. | Учебник стр. 154 – 159
|
|
Раздел «Эта удивительная природа?» (18ч) |
8. | Тела, вещества, частицы. Практическая работа №1 «Тела, вещества, частицы» | 1 |
| Урок - исследование | Понимать учебные задачи раздела и данного урока, стремиться их выполнить. Характеризовать понятия «тела», «вещества», «частицы»; классифицировать тела и вещества, приводить примеры естественных и искусственных тел, твердых, жидких и газообразных веществ; наблюдать опыт с растворением вещества, высказывать предположения, объясняющие результат опыта, доказывать на основе опыта, что тела и вещества состоят из частиц. Работать в группе: проверять с помощью учебника правильность приведенных утверждений; различать тела и вещества, осуществлять самопроверку; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Знать: основные понятия «тело», «вещество», «частица». Уметь: различать тела и вещества, осуществлять самопроверку, проверять с помощью учебника правильность приведенных утверждений, аргументировано отвечать, делать выводы, моделировать процесс растворения, а также расположения частиц в твердом, жидком и газообразном веществах. | Р. - Определять цель учебной деятельности с помощью учителя. Оценивать свои достижения на уроке. Волевая саморегуляция и способность к волевому усилию. П. – построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений. К. - сотрудничество с учителем и учащимися, высказывание предположений, объясняющие результат опыта; доказательство на основе опыта, что тела и вещества состоят из частиц.
| Широкая мотивационная основа учебной деятельности; ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности; способность к самооценке. | Тест |
|
9. | Разнообразие веществ. Практическая работа №2 «Обнаружение крахмала в продуктах питания» | 1 |
| Урок - исследование | Понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; наблюдать и характеризовать свойства поваренной соли, сахара, крахмала, кислоты; практическая работа: ставить опыты по обнаружению крахмала в продуктах питания, использовать лабораторное оборудование, фиксировать результаты исследования в рабочей тетради; работать в паре: описывать изучаемые вещества по предложенному плану; использовать информацию из текста учебника, формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Знать: основные понятия «химия», «поваренная соль», «крахмал», «кислота». Уметь: различать вещества, их свойства, описывать изученные вещества, проводить наблюдения и ставить опыты, анализировать, доказывать предположения, делать выводы. | Р. – постановка и формулирование проблемы. П. – самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера, анализ объектов с целью выделения признаков (существенных и несущественных). К. - сотрудничество с учителем и учащимися, высказывание предположений, объясняющие результат опыта. | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности. | Тест |
|
10. | Воздух и его охрана. Практическая работа №3 «Свойства воздуха» | 1 |
| Урок - практика | Понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; анализировать схему (диаграмму) с целью определения состава воздуха; исследовать с помощью опытов свойства воздуха; различать цель опыта, ход опыта, вывод; фиксировать результаты исследования в рабочей тетради; работать в паре: объяснять свойства воздуха, используя знания о частицах; осуществлять самопроверку; извлекать информацию из текста учебника в соответствии с заданием, формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
| Знать: понятие «кислород». Уметь: различать цель опыта, ход опыта, вывод; с помощью опытов исследовать свойства воздуха, анализировать, доказывать предположения, делать выводы, использовать тексты и иллюстрации учебника для поиска ответов на вопросы. | Р. – постановка и формулирование проблемы. П. – самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера, анализ объектов с целью выделения признаков (существенных и несущественных). К. - сотрудничество с учителем и учащимися, высказывание предположений, объясняющие результат опыта. | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. | Тест |
|
11. | Вода. Практическая работа №4 «Свойства воды» | 1 |
| Урок - практика | Понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить. Практическая работа: исследовать по инструкции учебника свойства воды (определять и называть цель каждого опыта, устно описывать его ход, формулировать выводы и фиксировать результаты исследования в рабочей тетради). Работать в паре: находить главные мысли учебного текста, раскрывать их, используя информацию из текста, анализировать схемы учебника и применять их для объяснения свойств воды. Рассказывать об использовании в быту воды как растворителя, сравнивать свой ответ с ответами одноклассников, обобщать информацию, формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Знать: понятие «фильтр». Уметь: различать цель опыта, ход опыта, вывод; с помощью опытов исследовать свойства воды, анализировать, доказывать предположения, делать выводы, использовать тексты и иллюстрации учебника для поиска ответов на вопросы, моделировать круговорот воды в природе, осуществлять самопроверку. | Р. – постановка и формулирование проблемы. П. – самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера, анализ объектов с целью выделения признаков (существенных и несущественных). К. - сотрудничество с учителем и учащимися, высказывание предположений, объясняющие результат опыта. | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. | Тест |
|
12. | Превращения и круговорот воды. Практическая работа №5 «Круговорот воды в природе» | 1 |
| Урок - практика | Понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить. Высказывать предположения о состояниях воды в природе, различать три состояния воды, наблюдать в ходе эксперимента образование капель при охлаждении пара, формулировать на основе наблюдения вывод о причинах образования облаков и выпадении дождя. Работать в паре: анализировать рисунок – схему, объяснить его с помощью особенности образовании льда, рассказать по схеме о круговороте воды в природе, осуществлять взаимопроверку, формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Знать: основные понятия «состояние», «испарение», «круговорот». Уметь: связывать круговорот воды с ее свойствами, моделировать круговорот воды, использовать тексты и иллюстрации учебника для поиска ответов на вопросы, доказывать предположения, делать выводы, готовить устные сообщения.
| Р. – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. П. –ориентироваться в учебнике, планировать свою работу по изучению незнакомого материала. К. – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме. | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; -способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. | Тест |
|
13. | Берегите воду! | 1 |
| Урок - исследование | Понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить. Высказывать предположения о том, почему нужно беречь воду, находить и использовать при ответе на вопрос цифровые данные из учебника. Работать в паре: извлекать из учебника информацию в соответствии с заданием, анализировать схему в учебнике, сопоставлять полученные сведения с информацией из текста, рассматривать фотодокументы и высказывать соответствующие суждения. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Знать: основные понятия «состояние», «испарение», «круговорот». Уметь: обнаруживать взаимосвязи между живой и неживой природой, моделировать их и использовать для объяснения необходимости бережного отношения к природе, моделировать в виде динамической схемы источники загрязнения воды. | Р. – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. П. – самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера, моделирование в виде динамической схемы источников загрязнения воды. К. – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме. | Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; способность к самооценке на основе успешности учебной деятельности. | Тест |
|
14. | Как разрушаются камни. | 1 |
| Урок - исследование | Понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить. Высказывать предположения о причинах разрушения горных пород в природе; наблюдать процесс расширения твердых тел в ходе учебного эксперимента; моделировать в виде схемы увеличение расстояния между частицами твердых тел при нагревании и уменьшение – при охлаждении, формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Знать: понятие «камни». Уметь: характеризовать процесс разрушения горных пород в результате нагревания, охлаждения, замерзания воды в трещинах и укоренения растений в них. | Р. – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. П. – выделение необходимой информации; установление причинно – следственных связей. Представление цепочек объектов и явлений. К. – умение с полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Навыки сотрудничества. | Тест |
|
15. | Что такое почва. Практическая работа №6 «Состав почвы» | 1 |
| Урок - практика | Понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; анализировать рисунок учебника по предложенным заданиям и вопросам, высказывать предположения (гипотезы) о том, почему почва плодородна, обосновывать их. Практическая работа: исследовать состав почвы в ходе учебного эксперимента, использовать полученные данные для проверки гипотез, анализировать схему связей почвы и растения и на ее основе моделировать связи почвы и растений, характеризовать процессы образования почвы, меры по охране почвы от разрушения. Обсуждать рассказ «Уважайте жизнь дождевого червя» из книги «Великан на поляне», формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Знать: понятие «перегной». Уметь: с помощью опытов исследовать основные свойства почвы, выдвигать гипотезы и доказывать их, исследовать почву с помощью опытов, моделировать связи почвы и растений. | Р. – постановка и формулирование проблемы. П. –анализ объектов с целью выделения признаков (существенных и несущественных), установление причинно – следственных связей, представление цепочек объектов и явлений. К. - сотрудничество с учителем и учащимися, высказывание предположений, объясняющие результат опыта. | Умение контролировать свои действия в процессе выполнения работы и после её завершения. | Тест |
|
16. | Разнообразие растений. | 1 |
| Урок развития умений и навыков | Понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; доказывать, используя свои знания и рисунок учебника, что растения разнообразны, знакомиться с группами растений по материалам учебника. Работать в группе: знакомится по учебнику с понятием «виды растений», классифицировать растения по предложенному списку, использовать предложенную информацию при характеристике групп растений; определять растения с помощью атласа – определителя, осуществлять взаимопроверку. Используя книгу «Зеленые страницы», подготавливать сообщение об одном из видов растений любой группы, формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Знать: понятие «ботаника», «виды растений». Уметь: классифицировать растения по предложенному списку, использовать предложенную информацию при характеристике групп растений; определять растения с помощью атласа – определителя, осуществлять взаимопроверку. . | Р. – самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера. П. – выделение необходимой информации; установление причинно – следственных связей. К. – умение с полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
| Использовать приобретённые знания в повседневной жизни. | Тест |
|
17. | Солнце, растения и мы с вами. | 1 |
| Урок изучения нового материала | Понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить. Выявлять с помощью схемы сходство и различие процессов питания и дыхания растений, моделировать процессы дыхания и питания растений, рассказать об этих процессах с помощью выполненной схемы, формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Знать: о воздействии солнечного света на жизнь растений. Уметь: выявлять роль листьев, стебля и корня в питании растений, доказывать, что без растений невозможна жизнь животных и человека, обнаруживать взаимосвязи между неживой природой. | Р. – определять цель учебной деятельности с помощью и самостоятельно. П. – извлекать информацию из текста, представлять информацию с помощью схемы. К. – умение с полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Умение контролировать свои действия в процессе выполнения работы и после её завершения. | Тест |
|
|
|
|
|
18. | Размножение и развитие растений. Практическая работа №7 «Размножение и развитие растений» | 1 |
| Комбинированный урок | Понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить. Характеризовать условия, необходимые для размножения растений и их распространения; наблюдать в природе, как распространяются семена деревьев, выявлять роль животных в размножении и развитии растений. Характеризовать с помощью схем стадии развития растения из семени, работать с терминологическим словарем, формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Знать: понятие «опыление», разные способы распространения растений. Уметь: обнаруживать взаимосвязи в живой природе, моделировать их и использовать для объяснения необходимости бережного отношения к природе. | Р. – определять цель учебной деятельности с помощью и самостоятельно. П. – извлекать информацию из текста, представлять информацию с помощью схемы, анализ объектов с целью выделения признаков (существенных и несущественных). К. – дать аргументированный вопрос на поставленный вопрос.
| Умение контролировать свои действия в процессе выполнения работы и после её завершения. | Тест |
|
2 четверть (14 часов) |
19. | Охрана растений. Проверочная работа.
| 1 |
| Контрольно – обобщающий урок | Понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить. Актуализировать сведения, полученные в 1 – 2 классах, об исчезающих и редких растениях, Красной книге, правилах поведения в природе. Характеризовать факторы отрицательного воздействия человека на мир растений, обсуждать материалы книги «Великан на поляне», с целью выяснения правил поведения человека в природе. Оформлять памятку «Берегите растения», формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Знать: факторы отрицательного воздействия человека на мир растений, правила поведения в природе. Уметь: объяснять, почему многие растения стали редкими и как нужно охранять растения, формулировать правила друзей в природе. | Р. – самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера, постановка и формулирование проблемы. П. – выделение необходимой информации; установление причинно – следственных связей. К. – умение с полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
| Мотивация учебной деятельности, приобретение опыта. | Тест |
|
20. | Разнообразие животных. | 1 |
| Урок формирования умений и навыков. | Понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить. Актуализировать знания, о животном мире, полученные в 1 – 2 классах. Классифицировать животных по предложенному списку, приводить примеры животных разных групп, с помощью атласа – определителя «От земли до неба, определять животных , изображенных на рисунках и относить их к определенной группе, обсуждать рассказ «История с пиявкой» из книги «Великан на поляне», работать с терминологическим словарем, формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Знать: понятия «зоология», «земноводные», «пресмыкающиеся», «млекопитающие» Уметь: классифицировать животных по групповым признакам, аргументировать, делать выводы. | Р. – самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера, постановка и формулирование проблемы. П. –умение работать с текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки. К. – умение с полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
| Навыки сотрудничества. | Тест |
|
21. | Кто что ест? Проект «Разнообразие природы родного края» | 1 |
| Урок - проект | Понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить. Характеризовать животных по типу питания, приводить примеры; анализировать схемы цепей питания. Характеризовать защитные приспособления растений и животных, обсуждать материал книги «Зеленые страницы» о божьих коробках, обсуждать роль хищников в поддержании равновесия в природе, формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. В ходе выполнения проекта дети учатся: - определять цель и этапы работы; - распределять обязанности; - совместно со взрослыми определять с помощью атласа – определителя растения, птиц и другие природные объекты, делать фотографии, зарисовки; - собирать материал в краеведческой литературе о природе родного края. - составлять и презентовать «Книгу природы родного края» | Уметь: классифицировать животных по типу питания, моделировать цепи питания, обнаруживать признаки приспособляемости животных к добыванию пищи и защите от врагов. | Р. – постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и уже усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно. П. –поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, представление полученной информации. К. – осознанное и произвольное построение речевого высказывания, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. | Мотивация учебной деятельности, приобретение опыта. | Тест |
|
22. | Размножение и развитие животных. | 1 |
| Урок развития умений и навыков. | Понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить. Моделировать стадии размножения животных разных групп, рассказывать, как заботятся домашние животные о своем потомстве. Обсуждать материалы книг «Зеленые страницы», «Великан на поляне» о размножении животных, работать с терминологическим словарем, формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Знать: понятия «личинка», «куколка», «малек», «головастик»; как развиваются и размножаются животные. Уметь: изображать процесс развития животных с помощью моделей, обнаруживать взаимосвязи в живой природе. | Р. – постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и уже усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно. П. – моделирование, как преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта. К. – осознанное и произвольное построение речевого высказывания, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. | Мотивация учебной деятельности, приобретение опыта. | Тест |
|
23. | Охрана животных. | 1 |
| Урок - конференция | Понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить. Актуализировать знания о редких и исчезающих животных, Красной книге России, полученные в 1 – 2 классах. Характеризовать факторы отрицательного воздействия человека на животный мир; с помощью атласа – определителя электронного приложения определять животных, занесенных в Красную книгу России. Обсуждать меры по охране животных, материал книги «Великан на поляне» об исчезновении насекомых. Формулировать с помощью экологических знаков правила поведения в природе, с помощью дополнительной литературы готовить сообщение о животных, занесенных в Красную книгу, которые не изучались ранее, создавать книжку – малышку «Береги животных». Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Знать: меры по охране животных. Уметь: объяснять, почему многие животные стали редкими, как нужно охранять животных, оценивать поступки людей по отношению к природе формулировать правила друзей природы, анализировать, делать выводы. | Р. постановка и формулирование проблемы. П. – выделение необходимой информации; установление причинно – следственных связей. К. – умение с полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
| Использовать приобретённые знания в повседневной жизни. | Тест |
|
24. | В царстве грибов. | 1 |
| Урок развития умений и навыков. | Понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить. Характеризовать строение шляпочных грибов, с помощью иллюстраций учебника и атласа – определителя различать съедобные, несъедобные и ядовитые грибы, обсуждать материал рассказа «Кому нужен мухомор» из книги «Великан на поляне». Моделировать различие грибников – двойников. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Знать: понятия «грибница», «съедобные грибы», «несъедобные грибы», правила сбора грибов. Уметь: объяснять, строение грибов, их значение в природе и в жизни людей, различать съедобные и несъедобные грибы, анализировать, делать выводы. | Р. – самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера, постановка и формулирование проблемы. П. –умение работать с текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки. К. – строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. | Использовать приобретённые знания в повседневной жизни. | Тест |
|
25. | Великий круговорот жизни.
Обобщение знаний по теме «Эта удивительная природа». Проверочная работа. | 1 |
| Контрольно – обобщающий урок | Понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить. Характеризовать организмы – производители, организмы – потребители, организмы – разрушители. Обсуждать опасность исчезновения хотя – бы одного из звеньев цепи круговорота веществ в природе. Моделировать круговорот веществ в природе и рассказывать о нем. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Знать: основные звенья круговорота веществ: производители, потребители, разрушители. Уметь: объяснять участие каждого живого существа в едином круговороте веществ, использовать модель круговорота веществ, для объяснения бережного отношения в природе. | Р. – определять цель учебной деятельности с помощью и самостоятельно. П. – извлекать информацию из текста, представлять информацию с помощью схемы, построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений. К. – умение с полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Доброжелательное и уважительное отношение к мнению окружающих. | Тест
Учебник стр. 160 - 165 |
|
Раздел «Мы и наше здоровье» (10 ч) |
26. | Организм человека. | 1 |
| Урок введения в новую тему | Понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить. Актуализировать знания по анатомии и физиологии человеческого организма, полученные во 2 классе. Характеризовать системы органов человека (их части и назначение). Обсуждать взаимосвязь наук анатомии, физиологии и гигиены. анализировать схемы расположения органов тела человека, уметь показывать расположение органов на своем теле и теле собеседника. Практическая работа в паре: измерение роста и массы тела человека. Работать с терминологическим словарем, формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Знать: понятие «система органов». Уметь: объяснять, что такое органы и системы органов человека, устанавливать связь между их строением и работой, называть и показывать на модели органы человека. | Р. – определять цель учебной деятельности самостоятельно. П. –умение работать с текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки. К. – умение с полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Использовать приобретённые знания в повседневной жизни. | Тест |
|
27. | Органы чувств. | 1 |
| Урок - исследование | Понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить. Работать в группе: самостоятельно изучать материал темы и готовить рассказы по предложенному плану, распознавать предметы на ощупь и по запаху в ходе учебного эксперимента, формулировать правила гигиены органов чувств. Работать с терминологическим словарем, формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Знать: понятия «обоняние», «осязание», органы чувств человека: глаза, уши, нос, язык, кожа. Уметь: рассказывать об органах чувств по плану, использовать тексты и иллюстрации учебника, другие источники информации для поиска ответов на вопросы, подготовки собственных сообщений, применять знания для сохранения и укрепления здоровья. | Р. – определять цель учебной деятельности самостоятельно. П. – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, структурирование знаний. К. – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме. | Использовать приобретённые знания в повседневной жизни. | Тест |
|
28. | Надежная защита организма. Практическая работа №8 «Знакомство с внешним строением кожи» | 1 |
| Урок - практика | Понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить. Практическая работа: изучить свойства кожи, характеризовать средства гигиены и ухода за кожей и меры первой помощи при повреждениях кожи. Работать в паре: осваивать приемы оказания первой помощи при повреждениях кожи, подготовить рассказ об уходе за кожей. Работать с терминологическим словарем, формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Знать: понятия «ушиб», «ожог», «обмораживание». Уметь: объяснять, что такое кожа и работа кожи, оказывать первую помощь при повреждениях кожи, анализировать, делать выводы, обобщать. | Р. постановка и формулирование проблемы. П. – выделение необходимой информации; установление причинно – следственных связей. К. – умение с полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
| Использовать приобретённые знания в повседневной жизни. | Тест |
|
29. | Опора тела и движение. | 1 |
| Урок развития умений и навыков | Понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить. Характеризовать роль скелета и мышц в жизнедеятельности организма, раскрывать роль правильной осанки для здоровья человека, следить за правильной осанкой на уроке и вне его, выполнять физминутки. Работать с терминологическим словарем, формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Знать: понятия «скелет», «мышцы», «опорно – двигательная система», «осанка». Уметь: объяснять строение и принципы работы опорно – двигательной системы человека, держать правильно осанку, анализировать, делать выводы. | Р. – определять цель учебной деятельности самостоятельно. П. – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, структурирование знаний. К. – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной и письменной форме. | Использовать приобретённые знания в повседневной жизни. | Тест |
|
30. | Наше питание. Проект «Школа кулинаров» | 1 |
| Урок - проект | Понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить. Практическая работа: определять наличие питательных веществ в продуктах питания, моделировать строение пищеварительной системы. Характеризовать изменения, которые происходят с пищей в процессе переваривания , обсуждать правила рационального питания, составлять меню здорового питания. Работать с терминологическим словарем, формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. Готовиться к выполнению проекта «Школа кулинаров». | Знать: понятия «белки», «жиры», «углеводы», «пищеварительная система». Уметь: объяснять строение и принципы работы пищеварительной системы, выполнять правила рационального питания, понимать необходимость здорового образа жизни и соблюдать правила анализировать, делать выводы. | Р. – постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и уже усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно. П. –поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, представление полученной информации. К. – осознанное и произвольное построение речевого высказывания, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. | Мотивация учебной деятельности, приобретение опыта. | Тест |
|
31. | Дыхание и кровообращение. Практическая работа №9 «Подсчет ударов пульса» | 1 |
| Урок - практика | Понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить. Актуализировать знания о сердце и легких, полученные во 2 классах. Характеризовать строение дыхательной системы и ее роль в организме, моделировать строение дыхательной системы. Характеризовать строение кровеносной системы и роль крови и кровеносной системы в организме, моделировать строение кровеносной системы. Обсуждать взаимосвязь дыхательной и кровеносной системы. Практическая работа в паре: измерять пульс на запястье и подсчитывать количество ударов в минуту при разной нагрузке. Работать с терминологическим словарем, формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. Работать со взрослыми: измерять пульс у членов всей семьи. | Знать: понятия «дыхательная система», «кровеносная система». Уметь: объяснять строение и принципы работы дыхательной и кровеносной систем, узнают о роли крови в организме, научатся измерять пульс. | Р. – определять цель учебной деятельности самостоятельно. П. – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, структурирование знаний. К. – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной и письменной форме. | Использовать приобретённые знания в повседневной жизни. | Тест |
|
32. | Проверим и оценим свои достижения за первое полугодие. Промежуточная диагностическая работа. | 1 |
| Контрольно – обобщающий урок | Выполнять тестовые задания учебника с выбором ответа. Оценивать правильность и неправильность предложенных ответов. Адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами. | Знать: основные понятия раздела. Уметь: выполнять задания учебника.
| Р. - Определять цель учебной деятельности с помощью учителя. Оценивать свои достижения на уроке. Волевая саморегуляция и способность к волевому усилию. П. - Выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов. К. - Оформлять свои мысли в письменной форме с учетом ситуаций.
| Формирование мотива, реализующего потребность социально значимой роли ученика. |
|
|
3 четверть – 20 часов Раздел «Мы и наше здоровье» |
33. | Презентация проектов «Богатства, отданные людям», «Разнообразие природного края», «Школа кулинаров». | 1 |
| Урок - конференция | Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами; обсуждать выступления учащихся; оценивать свои достижения и достижения других учащихся. | Научатся выступать с подготовленным сообщением, расширят и углубят знания по выбранной теме.
| Р. - планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; - вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок. П. - обобщать и делать выводы; осуществлять анализ объектов. К. - контролировать действия партнёра. | Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. | Тест |
|
34. | Умей предупреждать болезни. | 1 |
| Урок обобщения и систематизации знаний | Понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить. Характеризовать и формулировать факторы закаливания, составлять памятку по закаливанию и инструкцию по предупреждению инфекционных заболеваний. Работать с терминологическим словарем, формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. Регулярно проводить закаливание своего организма. | Знать: понятия «закаливание», «инфекционные болезни», «аллергия». Уметь: называть способы закаливания организма, правила поведения в случае заболевания, формулировать правила предупреждения инфекционных болезней и аллергии. | Р. постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности творческого и поискового характера. П. – выделение необходимой информации; установление причинно – следственных связей. К. – умение с полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Использовать приобретённые знания в повседневной жизни. | Тест |
|
35. | Здоровый образ жизни. | 1 |
| Урок обобщения и систематизации знаний | Понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить. Различать факторы, укрепляющие здоровье, и факторы, негативно на него влияющие, обсуждать и формулировать правила здорового образа жизни стараться их соблюдать. Работать с терминологическим словарем, формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. Регулярно проводить закаливание своего организма. | Знать: понятие «здоровый образ жизни». Уметь: различать факторы, укрепляющие здоровье, и факторы, негативно на него влияющие. | Р. постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности творческого и поискового характера. П. – выделение необходимой информации; установление причинно – следственных связей. К. – умение с полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Использовать приобретённые знания в повседневной жизни. | Тест |
|
Раздел «Наша безопасность» (7 часов) |
36. | Огонь, вода и газ. | 1 |
| Урок введения в новую тему | Понимать учебные задачи раздела и данного урока, стремиться их выполнить. Актуализировать знания об опасностях в быту, полученные в 1 – 2 классах. Характеризовать действия при пожаре, аварии водопровода и утеске газа, моделировать действия при этих ситуациях в виде схем и ролевой игры. Называть наизусть телефоны экстренного вызова, родителей, соседей. Работать с терминологическим словарем, формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. Анализировать схему эвакуации из школы и моделировать ее в ходе учебной тревоги. | Знать: понятие «диспетчер», знать наизусть телефоны экстренного вызова, родителей, соседей. Уметь: правильно действовать при пожаре, аварии водопровода, утечке газа, использовать текст и иллюстрации учебника для поиска ответов на вопросы.
| Р. постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности творческого и поискового характера. П. – выделение необходимой информации; установление причинно – следственных связей. К. – умение с полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Использовать приобретённые знания в повседневной жизни. | Тест |
|
37. | Чтобы путь был счастливым.
| 1 |
| Контрольно – обобщающий урок | Понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить. Актуализировать правила безопасного поведения на улице, полученные в 1 – 2 классах. Работать в группах: изучать по материалам учебника правила поведения на улице и в транспорте, готовить сообщения. Обсуждать предложенные ситуации, которые являются потенциально опасными. Выполнять тестовые задания учебника с выбором ответа. Оценивать правильность и неправильность предложенных ответов о поведении на улице и в транспорте. Моделировать свои действия в ходе ролевой игры, формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Знать: правила поведения по дороге в школу, при переходе улицы, езды на велосипеде, езде на автомобиле, общественном транспорте. Уметь: моделировать свои действия в ходе ролевой игры. | Р. – определять цель учебной деятельности с помощью и самостоятельно. П. – извлекать информацию из текста, представлять информацию с помощью схемы, построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений. К. – построение рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строениях, свойствах и связях. | Использовать приобретённые знания в повседневной жизни. | Тест |
|
38. | Дорожные знаки.
| 1 |
| Контрольно – обобщающий урок | Понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить. Актуализировать знания дорожных знаков, полученные в 1 – 2 классах. Анализировать разные типы знаков, обсуждать, как они помогают пешеходам. Выполнять тесты с выбором ответа, требующие знания дорожных знаков, моделировать в виде схемы путь от дома до школы с обозначением имеющихся дорожных знаков. Работать с терминологическим словарем, формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Знать: понятие «сервис». Уметь: называть дорожные знаки: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно – указательные знаки сервиса, следовать их указаниям, анализировать, сравнивать, обобщать. | Р. – определять цель учебной деятельности с помощью и самостоятельно. П. – извлекать информацию из текста, представлять информацию с помощью схемы, построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений. К. – построение рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строениях, свойствах и связях. | Использовать приобретённые знания в повседневной жизни. | Тест |
|
39. | Проект «Кто нас защищает». | 1 |
| Урок - проект | В ходе выполнения проекта дети учатся: - находить в Интернете и других источниках информации сведения о Вооруженных Силах России , деятельности полиции, службы пожарной охраны, МЧС. - интервьюировать ветеранов ВОВ, военнослужащих, сотрудников полиции, пожарной охраны, МЧС. - оформлять собранные материалы в виде стендов и альбомов и т.д. - презентовать и принимать результаты проектной деятельности. | Уметь: определять цель проекта, работать с известной информацией, собирать дополнительный материал, создавать способы решения проблем творческого и поискового характера. | Р. – постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и уже усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно. П. –поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, представление полученной информации. К. – сотрудничество с учителем и учащимися. | Мотивация учебной деятельности, приобретение опыта. | Тест |
|
40. | Опасные места. | 1 |
| Урок систематизации знаний | Понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить. Актуализировать полученные ранее знания о потенциально опасных местах. Обсуждать потенциальные опасности в доме и вне его. Работать со взрослыми: составлять схему своего двора и окрестностей с указанием опасных мест. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Знать: правила поведения в потенциально – опасных местах. Уметь: правильно вести себя в опасных местах, использовать текст и иллюстрации учебника для поиска ответов на вопросы, подготовки собственных сообщений. | Р. – определять цель учебной деятельности с помощью и самостоятельно. П. – извлекать информацию из текста, представлять информацию с помощью схемы, построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений. К. – построение рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строениях, свойствах и связях. | Использовать приобретённые знания в повседневной жизни. | Тест |
|
41. | Природа и наша безопасность.
Проверочная работа.
| 1 |
| Контрольно – обобщающий урок | Понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить. Характеризовать опасности природного характера, находить в атласе – определителе «От земли до неба» информацию о ядовитых растениях и грибах. Обсуждать рассказ «Опасные двойники» из книги «Зеленые страницы». Характеризовать правила гигиены при общении с домашними животными, отличать гадюку от ужа. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Знать: правила поведения в потенциально – опасных местах. Уметь: понимать, какие опасности природного характера могут примести гроза, ядовитые растения и грибы, змеи, кошки и собаки. | Р. – определять цель учебной деятельности с помощью и самостоятельно. П. – извлекать информацию из текста, построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений. К. – построение рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строениях, свойствах и связях. | Использовать приобретённые знания в повседневной жизни. | Тест |
|
42. | Экологическая безопасность. Практическая работа №10 «Устройство и работа бытового фильтра для очистки воды» | 1 |
| Урок - практика | Понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить. Анализировать по схеме цепь загрязнения, приводить примеры цепей загрязнения. Моделировать пути поступления загрязняющих веществ в организм, обсуждать проблему экологической безопасности и меры по охране окружающей среды. Практическая работа: знакомиться с устройством и работой бытового фильтра для очистки воды. Работать с терминологическим словарем, формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Знать: понятия «экологическая безопасность», «цепь загрязнения», «бытовой фильтр». Уметь: соблюдать правила экологической безопасности в повседневной жизни, обнаруживать взаимосвязи между живой и неживой природой, моделировать их и использовать для бережного отношения к природе, высказывать и доказывать свое мнение. | Р. постановка и формулирование проблемы. П. – выделение необходимой информации; установление причинно – следственных связей. К. – умение с полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
| Использовать приобретённые знания в повседневной жизни. | Тест |
|
Раздел «Чему учит экономика» (10 часов) |
43. | Для чего нужна экономика. | 1 |
| Урок введения в новую тему | Понимать учебные задачи раздела и данного урока, стремиться их выполнить. Разливать товары и услуги, приводить примеры товар и услуг. Характеризовать роль труда в создании товаров и услуг. Работать со взрослыми: прослеживать, какие товары и услуги были нужны семье в течение дня. Работать с терминологическим словарем, формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Знать: понятия «экономика», «потребности», «услуги». Уметь: раскрывать роль экономики в нашей жизни, объяснять, что такое потребности человека, товары и услуги, анализировать, сравнивать, обобщать. | Р. постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности творческого и поискового характера. П. – выделение необходимой информации; установление причинно – следственных связей. К. – умение с полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Использовать приобретённые знания в повседневной жизни. | Тест |
|
44. | Природные богатства и труд людей – основа экономики. | 1 |
| Урок изучения нового материала | Понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить. Раскрывать роль природных богатств и труда людей в экономике по предложенному плану, приводить примеры использования природных богатств и труда, прослеживать роль науки в экономическом развитии. Работать с терминологическим словарем, формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. Работать со взрослыми: выяснять роль профессий родителей в экономике. | Знать: понятия «природные богатства», «капитал», «труд». Уметь: раскрывать роль природных богатств и труда людей в экономике, осознавать значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека, необходимость бережного отношения к ним. | Р. – определять цель учебной деятельности самостоятельно. П. –умение работать с текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки. К. – умение с полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Мотивация учебной деятельности, приобретение опыта. | Тест |
|
45. | Полезные ископаемые. Практическая работа №11 «Полезные ископаемые» | 1 |
| Комбинированный урок | Понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить. Актуализировать знания, о полезных ископаемых, полученные в 1 – 2 классах. Определять полезные ископаемые с помощью атласа – определителя «От земли до неба» и готовить сообщение, выявлять при производстве каких товаров, применяются изучаемые полезные ископаемые. Характеризовать особенности добычи различных полезных ископаемых (шахты, карьеры, нефтяные вышки). Работать с терминологическим словарем, формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. Работать со взрослыми: в краеведческом музее выяснять какие полезные ископаемые добываются в регионе. | Знать: понятия «месторождение», «геолог». Уметь: называть наиболее важные в экономике полезные ископаемые и их значение, раскрывать основные способы добычи полезных ископаемых, анализировать правила охраны полезных ископаемых. | Р. – самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера. П. – извлечение необходимой информации из текстов К. – умение с полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Мотивация учебной деятельности, приобретение опыта. | Тест |
|
46. | Растениеводство. Практическая работа №12 «Знакомство с культурными растениями» | 1 |
| Урок - практика | Понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить. Актуализировать знания, о дикорастущих и культурных растениях, полученные в 1 – 2 классах. Практическая работа в паре: исследовать выданное учителем сельскохозяйственное растение и описывать его по плану, обсуждать, зачем люди занимаются растениеводством, различать и классифицировать культурные растения, определять с помощью атласа – определителя культурные растения, характеризовать роль выращивания культурных растений в экономике и труд растениеводов, выявлять связь растениеводства и промышленности. Работать со взрослыми: исследовать, какие продукты растениеводства используются в семье в течение дня. Работать с терминологическим словарем, формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Знать: понятия «отрасль», «растениеводство». Уметь: сравнивать культурные растения и описывать их по плану, объяснять, для чего люди занимаются растениеводство, анализировать, сравнивать, обобщать полученные знания. | Р. - постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности поискового характера. П. –поиск и выделение необходимой информации. К. – умение с полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. | Тест |
|
47. | Животноводство. | 1 |
| Урок - исследование | Понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить. Актуализировать знания, о диких и домашних животных, полученные в 1 – 2 классах. Классифицировать домашних сельскохозяйственных животных, характеризовать роль разведения сельскохозяйственных животных в экономике и труд животноводов, выявлять взаимосвязь растениеводства, животноводства и промышленности. Работать со взрослыми: исследовать, какие продукты животноводства используются в семье в течение дня. Работать с терминологическим словарем, формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Знать: понятие «животноводство». Уметь: называть домашних сельскохозяйственных животных, рассказывать об их содержании и разведении, анализировать, сравнивать, обобщать полученные знания. | Р. - постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности поискового характера. П. –поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний. К. – умение с полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. | Тест |
|
48. | Какая бывает промышленность. | 1 |
| Урок - исследование | Понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить. Характеризовать отрасли промышленности по их роли в производстве товаров, соотносить продукцию и отрасли промышленности, выявлять взаимосвязь отраслей промышленности, характеризовать труд работников отраслей промышленности. Работать со взрослыми: выяснить, какие отрасли промышленности и предприятия есть в регионе. Работать с терминологическим словарем, формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Знать: понятия «добывающая промышленность», «электроэнергетика», «металлургия», «машиностроение», «химическая промышленность», «легкая промышленность», «пищевая промышленность». Уметь: научатся различать отрасли промышленности, обнаруживать о взаимосвязи отраслей, продукцию каждой отрасли, сравнивать, обобщать полученные знания. | Р. - постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности поискового характера. П. –поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний. К. – умение с полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Мотивация учебной деятельности, приобретение опыта. | Тест |
|
49. | Проект «Экономика родного края» | 1 |
| Урок - практика | В ходе выполнения проекта дети учатся: - собирать информацию об экономике своего края (города, села), - оформлять собранные материалы в виде фотовыставки, стенгазеты, альбома и т.д., - коллективно составлять книгу – справочник «Экономика своего края», - презентовать и оценивать результаты проектной деятельности. | Уметь: определять цель проекта, работать с известной информацией, собирать дополнительный материал, создавать способы решения проблем творческого и поискового характера. | Р. – постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и уже усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно. П. –поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, представление полученной информации. К. – сотрудничество с учителем и учащимися. | Мотивация учебной деятельности, приобретение опыта. | Тест |
|
50. | Что такое деньги. Практическая работа №13 «Знакомство с различными монетами» | 1 |
| Урок - практика | Понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить. Характеризовать виды обмена товарами (бартер и купля – продажа), моделировать ситуации бартера и купли – продажи. Раскрывать роль денег в экономике, различать денежные единицы разных стран. Практическая работа в паре: рассматривать и сравнивать монеты России по внешнему виду, устно описывать их. Работать с терминологическим словарем, формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Знать: понятия «деньги», «рубль», «заработная плата», «бартер», «купля - продажа». Уметь: объяснять, роль денег в экономике, сравнивать, обобщать полученные знания. | Р. – определять цель учебной деятельности самостоятельно. П. – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, структурирование знаний. К. – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной и письменной форме. | Использовать приобретённые знания в повседневной жизни. | Тест |
|
51. | Государственный бюджет. | 1 |
| Урок изучения нового материала | Понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить. Характеризовать государственный бюджет, его доходы и расходы. Определять, люди, каких профессий получают зарплату из государственного бюджета, выявлять взаимосвязь между доходами и расходами государства, моделировать доходы и расходы государства в виде математических задач. Работать с терминологическим словарем, формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Знать: понятия «бюджет», «доходы», «расходы», «налоги». Уметь: объяснять, зачем нужен государственный бюджет, на что расходуются деньги из государственного бюджета, сравнивать, обобщать полученные знания, делать выводы. | Р. – определять цель учебной деятельности самостоятельно. П. –умение работать с текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки. К. – умение с полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Мотивация учебной деятельности, приобретение опыта. |
|
|
52. | Семейный бюджет. | 1 |
| Урок изучения нового материала | Понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить. Характеризовать семейный бюджет, его доходы и расходы. Выявлять сходства и различия государственного и семейного бюджета и их взаимосвязь, определять, какие доходы и из каких источников может иметь семья. Обсуждать, какие расходы семья являются первостепенными, а какие - менее важными, моделировать семейный бюджет. Работать с терминологическим словарем, формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
| Знать: понятия «стипендия», «пенсия». Уметь: объяснять, зачем нужен семейный бюджет, анализировать его доходы и расходы. | Р. – определять цель учебной деятельности самостоятельно. П. –умение работать с текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки. К. – умение с полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Мотивация учебной деятельности, приобретение опыта. | Тест |
|
|
4 четверть – 16 часов Раздел «Чему учит экономика» |
53. | Экономика и экология.
| 1 |
| Контрольно – обобщающий урок | Понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить. Актуализировать знания, о влиянии человека на окружающую среду, полученные в 1 – 2 классах. Характеризовать вредное воздействие различных отраслей экономики на окружающую среду, раскрыть взаимосвязь экономики и экологии. Обсуждать, почему при осуществлении любого экономического проекта, в настоящее время, осуществляется экологическая экспертиза. Приводить примеры изменения экономических проектов под влиянием экологов, моделировать экологические прогнозы. Работать с терминологическим словарем, формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
| Знать: понятия «танкер», «экологическая катастрофа», «экологический прогноз». Уметь: обнаруживать взаимосвязи между экономикой и экологией, осознавать значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека, необходимость бережного отношения к природным богатствам, сравнивать, обобщать полученные знания, делать выводы. | Р. – постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и уже усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно. П. –поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, представление полученной информации. К. – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной и письменной форме. | Мотивация учебной деятельности, приобретение опыта. | Тест |
|
54. | Экономика и экология.
| 1 |
| Урок - исследование | Понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить. Актуализировать знания, о влиянии человека на окружающую среду, полученные в 1 – 2 классах. Характеризовать вредное воздействие различных отраслей экономики на окружающую среду, раскрыть взаимосвязь экономики и экологии. Обсуждать, почему при осуществлении любого экономического проекта, в настоящее время, осуществляется экологическая экспертиза. Приводить примеры изменения экономических проектов под влиянием экологов, моделировать экологические прогнозы. Работать с терминологическим словарем, формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
| Знать: понятия «танкер», «экологическая катастрофа», «экологический прогноз». Уметь: обнаруживать взаимосвязи между экономикой и экологией, осознавать значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека, необходимость бережного отношения к природным богатствам, сравнивать, обобщать полученные знания, делать выводы. | Р. - постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности поискового характера. П. –поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний. К. – умение с полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Мотивация учебной деятельности, приобретение опыта. | Тест |
|
Раздел «Путешествия по городам и странам» - 14 часов |
55. | Золотое кольцо России. | 1 |
| Урок - путешествие | Понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить. Прослеживать маршрут путешествия по карте, в учебнике и настенной карте России. Рассказывать о достопримечательностях городов Золотого кольца, узнавать достопримечательности городов Золотого кольца по фотографиям и моделировать маршрут Золотого кольца. Составлять вопросы по викторине по Золотому кольцу, выполнять задания из электронного приложения, готовить сообщение, с помощью Интернета об одном из городов Золотого кольца. | Знать: понятие «финифть». Уметь: находить на карте города Золотого кольца, приводить примеры достопримечательности этих городов, осознавать необходимость бережного отношения к памятникам культуры и истории. | Р. – определять цель учебной деятельности самостоятельно. П. – умение получить информацию на основе изучения карты, ставить познавательную задачу, соотносить информацию из разных источников. К. – умение работать с текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки.
| Мотивация учебной деятельности, приобретение опыта. | Тест |
|
56. | Золотое кольцо России. | 1 |
| Урок - путешествие | Понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить. Прослеживать маршрут путешествия по карте, в учебнике и настенной карте России. Рассказывать о достопримечательностях городов Золотого кольца, узнавать достопримечательности городов Золотого кольца по фотографиям и моделировать маршрут Золотого кольца. Составлять вопросы по викторине по Золотому кольцу, выполнять задания из электронного приложения, готовить сообщение, с помощью Интернета об одном из городов Золотого кольца. | Знать: города Золотого кольца России. Уметь: находить на карте города Золотого кольца, приводить примеры достопримечательности этих городов, осознавать необходимость бережного отношения к памятникам культуры и истории. | Р. – определять цель учебной деятельности с помощью и самостоятельно. П. – структурирование знаний, умение читать схемы и работать с ними, давать аргументированный ответ на поставленный вопрос. К. – построение рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строениях, свойствах и связях. | Использовать приобретённые знания в повседневной жизни. | Тест |
|
57. | Золотое кольцо России. | 1 |
| Урок - викторина | Понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить. Прослеживать маршрут путешествия по карте, в учебнике и настенной карте России. Рассказывать о достопримечательностях городов Золотого кольца, узнавать достопримечательности городов Золотого кольца по фотографиям и моделировать маршрут Золотого кольца. Составлять вопросы по викторине по Золотому кольцу, выполнять задания из электронного приложения, готовить сообщение, с помощью Интернета об одном из городов Золотого кольца. | Знать: города Золотого кольца России. Уметь: находить на карте города Золотого кольца, приводить примеры достопримечательности этих городов, осознавать необходимость бережного отношения к памятникам культуры и истории. | Р. – определять цель учебной деятельности с помощью и самостоятельно. П. – структурирование знаний, умение читать схемы и работать с ними, давать аргументированный ответ на поставленный вопрос. К. – построение рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строениях, свойствах и связях. | Использовать приобретённые знания в повседневной жизни. | Тест |
|
58. | Проект «Музей путешествий» | 1 |
| Урок - проект | В ходе выполнения проекта дети учатся: - собирать экспонаты для музея (фотографии, открытки, значки и др), составлять этикетки (кем и когда был собран материал), - оформлять экспозицию музея, - готовить сообщения (экскурсии по музею), - презентовать и оценивать результаты проектной деятельности с демонстрацией экспонатов. | Уметь: определять цель проекта, работать с известной информацией, собирать дополнительный материал, создавать способы решения проблем творческого и поискового характера. | Р. – постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и уже усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно. П. –поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, представление полученной информации. К. – сотрудничество с учителем и учащимися. | Мотивация учебной деятельности, приобретение опыта. | Тест |
|
59. | Наши ближайшие соседи. | 1 |
| Урок - путешествие | Понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить. Показывать на карте России ее границы и пограничные государства, их столицы, в том числе страны, граничащие только с Калининградской областью или имеющие с Россией только морские границы. Обсуждать, почему с государствами – соседями нужно иметь добрососедские отношения, выполнять задания из электронного приложения. С помощью дополнительной литературы готовить сообщения о странах, граничащих с Россией. Работать с терминологическим словарем, формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Знать: понятия «сухопутные границы», «морские границы». Уметь: показывать на карте страны и их столицы, приводить примеры достопримечательности этих городов. | Р. – определять цель учебной деятельности с помощью и самостоятельно. П. – структурирование знаний, умение читать схемы и работать с ними, давать аргументированный ответ на поставленный вопрос. К. – умение с полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Мотивация учебной деятельности, приобретение опыта. | Тест |
|
60. | На севере Европы. | 1 |
| Урок - путешествие | Понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить. Работать в группе: самостоятельно изучить материал учебника о странах севера Европы (каждой группе по одной стране), подготовить сообщения с показом местоположения страны и ее столицы на политической карте Европы, выступать одному из представителей группы или распределять материал на несколько сообщений. Соотносить государства и их флаги, узнавать по фотографиям достопримечательности изучаемых стран. Составлять вопросы к викторине по странам севера Европы. Работать со взрослыми: выяснить, какие товары поступают из стран севера Европы. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Знать: понятия «Скандинавские страны», «фьорд», «аквапарк», «гейзер». Уметь: рассказывать о стране по физической и политической картам, дополнять информацией из других источников, работать в группах, сравнивать, анализировать полученные знания, делать выводы. | Р. – определять цель учебной деятельности с помощью и самостоятельно. П. – структурирование знаний, умение читать схемы и работать с ними, давать аргументированный ответ на поставленный вопрос. К. – умение с полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Уважение к другим народам, терпимость к обычаям и традициям других народов. | Тест |
|
61. | Что такое Бенилюкс. | 1 |
| Урок - путешествие | Понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить. Работать в группе: самостоятельно изучить материал учебника о странах Бенилюкса (каждой группе по одной стране), подготовить сообщения с показом местоположения страны и ее столицы на политической карте Европы, выступать одному из представителей группы или распределять материал на несколько сообщений. Составлять вопросы к викторине по странам Бенилюкса. Описывать достопримечательности стран Бенилюкса по фотографиям, выполнить задания электронного приложения к учебнику. Работать со взрослыми: выяснить, какие товары поступают из Бельгии, Голландии, Люксембурга. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Знать: понятие «дамба». Уметь: рассказывать о стране по физической и политической картам, дополнять информацией из других источников, работать в группах, сравнивать, анализировать полученные знания, делать выводы. | Р. – определять цель учебной деятельности с помощью и самостоятельно. П. – структурирование знаний, умение читать схемы и работать с ними, давать аргументированный ответ на поставленный вопрос. К. – умение с полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Уважение к другим народам, терпимость к обычаям и традициям других народов. | Тест |
|
62. | В центре Европы. | 1 |
| Урок - путешествие | Понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить. Работать в группе: самостоятельно изучить материал учебника о странах центра Европы (каждой группе по одной стране), подготовить сообщения с показом местоположения страны и ее столицы на политической карте Европы, выступать одному из представителей группы или распределять материал на несколько сообщений. Узнавать и описывать достопримечательности стран центра Европы по фотографиям, выполнить задания электронного приложения к учебнику. Моделировать достопримечательности из пластилина. Работать со взрослыми: выяснить, какие товары поступают из Германии, Австрии, Швейцарии. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Знать: понятие «фиакр». Уметь: рассказывать о стране по физической и политической картам, дополнять информацией из других источников, узнавать известных людей стран Европы, работать в группах, сравнивать, анализировать полученные знания, делать выводы. | Р. – определять цель учебной деятельности с помощью и самостоятельно. П. – структурирование знаний, умение читать схемы и работать с ними, давать аргументированный ответ на поставленный вопрос. К. – умение с полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Уважение к другим народам, терпимость к обычаям и традициям других народов. | Тест |
|
63. | По Франции и Великобритании (Франция). | 1 |
| Урок - путешествие | Понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить. Работать в группе: самостоятельно изучить материал учебника о Франции, подготовить сообщения с показом местоположения страны и ее столицы на политической карте Европы, выступать одному из представителей группы или распределять материал на несколько сообщений. Описывать достопримечательности Франции по фотографиям, выполнить задания электронного приложения к учебнику. Составлять вопросы к викторине о Франции. Выполнить задания электронного приложения к учебнику. В дополнительной литературе и Интернете находить интересные факты о Франции. Работать со взрослыми: выяснить, какие товары поступают из Франции. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Знать: Показывать местоположение Франции на карте. Уметь: рассказывать о стране по физической и политической картам, дополнять информацией из других источников, узнавать известных людей стран Европы, работать в группах, сравнивать, анализировать полученные знания, делать выводы. | Р. – определять цель учебной деятельности с помощью и самостоятельно. П. – структурирование знаний, умение читать схемы и работать с ними, давать аргументированный ответ на поставленный вопрос. К. – умение с полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Уважение к другим народам, терпимость к обычаям и традициям других народов. | Тест |
|
64. | По Франции и Великобритании (Великобритания). | 1 |
| Урок - путешествие | Понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить. Работать в группе: самостоятельно изучить материал учебника о Великобритании, подготовить сообщения с показом местоположения страны и ее столицы на политической карте Европы, выступать одному из представителей группы или распределять материал на несколько сообщений. Описывать достопримечательности Великобритании по фотографиям, выполнить задания электронного приложения к учебнику. Составлять вопросы к викторине о Великобритании. Выполнить задания электронного приложения к учебнику. В дополнительной литературе и Интернете находить интересные факты о Великобритании. Работать со взрослыми: выяснить, какие товары поступают из Великобритании. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Знать: Показывать местоположение Великобритании на карте. Уметь: рассказывать о стране по физической и политической картам, дополнять информацией из других источников, узнавать известных людей стран Европы, работать в группах, сравнивать, анализировать полученные знания, делать выводы. | Р. – определять цель учебной деятельности с помощью и самостоятельно. П. – структурирование знаний, умение читать схемы и работать с ними, давать аргументированный ответ на поставленный вопрос. К. – умение с полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Уважение к другим народам, терпимость к обычаям и традициям других народов. | Тест |
|
65. | На юге Европы. | 1 |
| Урок - путешествие | Понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить. Работать в группе: самостоятельно изучить материал учебника о Греции и Италии, подготовить сообщения с показом местоположения страны и ее столицы на политической карте Европы, выступать одному из представителей группы или распределять материал на несколько сообщений. Описывать достопримечательности Греции и Италии по фотографиям, выполнить задания электронного приложения к учебнику. Составлять вопросы к викторине о Греции и Италии. Выполнить задания электронного приложения к учебнику. В дополнительной литературе и Интернете находить интересные факты о Греции и Италии. Работать со взрослыми: выяснить, какие товары поступают из Греции и Италии. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Знать: показывать местоположение Греции и Италии на карте. Уметь: рассказывать о стране по физической и политической картам, дополнять информацией из других источников, узнавать известных людей стран Европы, работать в группах, сравнивать, анализировать полученные знания, делать выводы. | Р. – определять цель учебной деятельности с помощью и самостоятельно. П. – структурирование знаний, умение читать схемы и работать с ними, давать аргументированный ответ на поставленный вопрос. К. – умение с полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Уважение к другим народам, терпимость к обычаям и традициям других народов. | Тест |
|
66. | По знаменитым местам мира.
| 1 |
| Комбинированный урок | Понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить. Соотносить памятники архитектуры и искусства с той страной, в которой они находятся. Обсуждать цели международного туризма, работать с картой, описывать по фотографиям изучаемые достопримечательности. В дополнительной литературе и Интернете находить материал о достопримечательностях разных стран, готовить сообщения. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Знать: показывать местоположение стран на карте. Уметь: рассказывать о стране по физической и политической картам, дополнять информацией из других источников, работать в группах, сравнивать, анализировать полученные знания, делать выводы. | Р. – определять цель учебной деятельности с помощью и самостоятельно. П. – структурирование знаний, умение читать схемы и работать с ними, давать аргументированный ответ на поставленный вопрос. К. – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. | Мотивация учебной деятельности, приобретение опыта. | Тест |
|
67. | Проверим и оценим свои достижения за второе полугодие.
Итоговая диагностическая работа
| 1 |
| Контрольно – обобщающий урок | Выполнять тестовые задания учебника с выбором ответа. Оценивать правильность и неправильность предложенных ответов. Адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами. | Знать: основные понятия раздела. Уметь: выполнять задания учебника.
| Р. - Определять цель учебной деятельности с помощью учителя. Оценивать свои достижения на уроке. Волевая саморегуляция и способность к волевому усилию. П. - Выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов. К. - Оформлять свои мысли в письменной форме с учетом ситуаций.
| Формирование мотива, реализующего потребность социально значимой роли ученика. | Тест |
|
68. | Презентация проектов «Кто нас защищает», «Экономика родного края», «Музей путешествий». | 1 |
| Урок - презентация | Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами, обсуждать выступления учащихся, оценивать свои достижения и достижения других учащихся. | Уметь выступать с подготовленным сообщением; расширять и углублять знания по выбранной теме. | Р. - планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; -вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок. П. - обобщать и делать выводы; осуществлять анализ объектов. К. - контролировать действия партнёра. | Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. |
|
|