Учебно-методический комплект на тему " Иван Третий" 4 класс
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
ИВАН ТРЕТИЙ
Цели | Создать условия для ознакомления с личностью князя Ивана III, с освобождением Руси от монголо-татарского ига; закрепления и углубления знания об истории Московского Кремля, его архитектурных памятниках; определения границ знания и «незнания»; способствовать формированию первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; развитию интереса к истории своей страны, предмету «Окружающий мир» |
Тип урока | Открытие нового знания |
Планируемые | Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться работать Личностные: усваивают гуманистические, демократические и традиционные ценности многонационального российского общества; проявляют чувство ответственности и долга перед Родиной |
Методы и формы | Объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, групповая, фронтальная |
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность | Формируемые умения |
1 | 3 | 4 | 6 |
I. Мотивация | – Сегодня на уроке мы побываем в Москве конца XV века; узнаем, какие изменения произошли на Руси во времена правления одного из московских князей. Решите кроссворд – и вы сможете прочитать имя князя, о котором мы будем сегодня говорить на уроке. Кроссворд: 1. Имя московского князя, который бросил открытый вызов Орде. (Дмитрий.) 2. Как называется поле, на котором 8 сентября 1380 года разгорелась битва? (Куликово.) 3. Кто правил в Золотой Орде в 1380 году? (Мамай.) 4. На какой реке встретились войска Мамая и Дмитрия Ивановича? (Дон.) Ключевое слово: Иван III | Слушают учителя, принимают участие с учителем. Демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место | Коммуникативные: высказывают и аргументируют свою точку зрения на обсуждаемую проблему, вступают в диалог, обмениваются мнениями. Личностные: понимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность |
1 | 3 | 4 | 6 | ||
II. Актуализация опорных знаний | – Почему для Дмитрия Донского была важна поддержка церкви? – Как проходила Куликовская битва? – Расскажите о вооружении русских и татарских воинов. – Расскажите о построении русских войск, используя схему . – Какой смысл имели поединки богатырей перед боем? – В чем значение победы русского войска на Куликовом поле? – Кто мог сказать такие слова? | Отвечают Участвуют | Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников; систематизируют собственные знания. Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля Коммуникативные: обмениваются мнениями, умеют слушать друг друга, | ||
III. Изучение | Рассказывает о заслугах Ивана III . – Давайте вспомним историю возникновения Московского Кремля. Демонстрирует картины с видом деревянного, затем белокаменного и краснокирпичного Кремля. – Как вы думаете, для чего возводили Кремль? – Кто знает, сколько башен у Московского Кремля? – Для чего они возводились? – Каждая из башен возводилась в разное время, все они различны по внешнему виду и размеру. У каждой из них были свои функции и своя роль. Существуют башни проездные, сторожевые, стрельницы. | Внимательно слушают. Рассматривают картины, отвечают |
1 | 3 | 4 | 6 |
С каждой башней Кремля связана интересная история. – Совершим заочную экскурсию в Древнюю Москву, Сценка «Разговор с башнями Кремля» . – А сейчас я вам расскажу о площади трех соборов. Много площадей в Москве, но всем им прабабушка – Соборная площадь в Кремле. Она существовала уже в 1326 году. Площадь окружают три величественных собора – Успенский, Благовещенский и Архангельский, возвышается колокольня Ивана Великого, здесь же красуется Грановитая палата. (Демонстрирует иллюстрации, рассказывает). Предлагает заслушать сообщения учеников | Заранее подготовленные учащиеся встают по периметру класса и начинают рассказ. Слушают учителя. Выступают | строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; могут работать в коллективе, уважают мнение других. Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием; проявляют познавательный интерес |
Игра «Неотосланная депеша»
«Я вошел в доверие к хану Золотой Орды и сам собирал дань для Орды». (Иван Калита.)
«Я приказал умелым плотникам обнести стены Московского Кремля дубовыми стенами вместо прежнего тына». (Иван Калита.)
«Я знал, что рыцари в бою строились клином». (Александр Невский.)
«Мое войско сразилось с русскими воинами на Куликовом поле». (Хан Мамай.)
«Я сразился в единоборстве с татарским воином Челубеем». (Богатырь Пересвет.)
«Я перестал платить ненавистную дань Золотой Орде». (Дмитрий Донской.)
«Я благословил князя Дмитрия Ивановича на борьбу с врагом». (Сергий Радонежский.)
Учитель читает стихотворение:
Мы с орды не брали дани, мы орде платили дань И скотиной, и товаром, и пушниной, и казной. Пусты русские амбары были каждою весной. Князь Иван Васильевич третий изменил порядки эти И сказал послам в ответ: «Мы платили двести лет, Ну и хватит с нас, довольно! Нам самим нужна казна! | Пусть отныне снова вольной будет наша сторона!» Каблуком перед послами растоптал он ханский знак: «С глаз долой! Не то и с вами мы поступим точно так!» Летописцы в толстых книгах записали в этот год: «Нет над нами больше ига, сбросил иго наш народ!» (Н. Кончаловская.) |
– Конечно, не так быстро и легко все это произошло, как описано в нескольких строчках Натальей Кончаловской. Снова пришлось собирать войско.
– Об этом прочитайте в учебнике (с. 75) и ответьте на вопросы учебника.
Учитель продолжает рассказ.
– После освобождения от монголо-татарского ига Русское государство заняло видное место среди других крупных государств Европы. Оно стало сильным и независимым. Иван III разрешил вторую важнейшую задачу: был положен конец двухвековой татарской зависимости. Иван III с полным правом мог называть себя последним князем Руси и первым государем единой России. Тогда и возникла мысль о строительстве новой княжеской резиденции, которая должна была украсить столицу.
Сценка «Разговор с башнями Кремля»
1. Какая же из вас, башен, самая старейшая?
Тайницкая. Я, Тайницкая башня, меня мастера первой руки построили в 1485 году.
1. А самая молодая?
Царская. Конечно же я, Царская башня, мне еще и трех сотен лет нет.
1. А самая высокая?
Троицкая. Я, Троицкая башня, я – башня-великан. Рост мой восемьдесят метров.
1. А самая маленькая?
Кутафья. Мал, да удал. Это про меня, про Кутафью башню, сказано. Я впереди всех стен стою. Пусть во мне и четырнадцать метров, зато я предмостная сторожевая башня. Я храбрее всех своих сестер.
1. Сколько же вас всего башен?
Тайницкая. Нас 20 сестер. Хоть и есть между нами сходство, но у каждой своё лицо.
Константино-Еленинская. А моя слава в прошлом. Я стою между Спасской и Москворецкой и выхожу прямо на Красную площадь. Теперь через меня люди не ходят.
1. Почему же?
Константино-Еленинская. Давно заложены мои проездные ворота. Отдыхают мои старые камни не первое столетие. Многое промелькнуло передо мной, многое забылось, но одно всегда помню: через широко распахнутые ворота движется войско Дмитрия Донского. От меня начался путь к полю Куликову, где была разбита орда хана Мамая.
Москворецкая. У меня тоже заслуги есть, и немалые!
1. И какие же?
Москворецкая. В былые времена Москва-река текла почти подле меня. Она соединялась со рвом, затопляя длинную и глубокую канаву водой. Голубая лента опоясывала Кремль, и мы, башни, считали себя жительницами острова.
1. А как же насчет заслуг?
Москворецкая. О заслугах моих многие знают. Я, Москворецкая башня, первой встречала врагов, приходивших из-за реки! Возле меня начинались первые схватки. И дольше всех глядела я вслед убегавшим за Москву-реку вражеским полчищам.
1. Да, много ты видела, Москворецкая башня.
Москворецкая. Но я ещё не всё сказала… Посмотрите, как я стройна. Такой красивой и стройной башни больше нет в Кремле.
Набатная. Но с этим я буду спорить! Я, Набатная башня, возвышаюсь напротив Василия Блаженного. Посмотрите, какая я нарядная и пригожая; как сверкают мои белокаменные украшения! Ух, если б только вы слышали, каким громким, пронзительным голосом я пела! Недаром и имя мне дали – Набатная башня. Любили меня все, холили и украшали… А потом случилось несчастье.
1Что же стряслось?
Набатная. Приключился в 1771 году чумной бунт. Восставшие горожане ударили в мой колокол, вся столица сбежалась в Кремль. Восставших разогнали. Екатерина II рассердилась и приказала у моего колокола язык вырвать. Так и осталась я без голоса, стою нарядная, а петь не могу.
Кутафья. Не понимаю, как можно столько о своей красоте говорить? Разве нас строили для того, чтобы мы красовались?! Мы, башни, – первейшие защитники Кремля! В былое время меня пуговкой называли. Но хоть и похожа на пуговку, нарядом не отличаюсь, а стою на самом первом месте, впереди кремлёвских стен. Не красоту надо ценить, а силу и мощь.
Арсенальная. Разумные слова. Что может быть дороже мощи и неприступности? Мои стены уходят глубоко в землю, а толщина их достигает четырех метров. В старину меня почитали как башню-исполин, равной которой не было в окрестных землях. И до сих пор в моём подземелье бьёт тайник-колодец. Потому и сложили меня такой высокой, крепкой и неприступной, чтобы всегда вода под надежной защитой находилась.
Тайницкая. У меня тоже тайник был. И даже не один, а два: тайник-колодец и тайник-подземный ход к речке. Только давным-давно это было…
Все. У каждого своя история.
Сценка «Разговор с башнями Кремля»
1. Какая же из вас, башен, самая старейшая?
Тайницкая. Я, Тайницкая башня, меня мастера первой руки построили в 1485 году.
1. А самая молодая?
Царская. Конечно же я, Царская башня, мне еще и трех сотен лет нет.
1. А самая высокая?
Троицкая. Я, Троицкая башня, я – башня-великан. Рост мой восемьдесят метров.
1. А самая маленькая?
Кутафья. Мал, да удал. Это про меня, про Кутафью башню, сказано. Я впереди всех стен стою. Пусть во мне и четырнадцать метров, зато я предмостная сторожевая башня. Я храбрее всех своих сестер.
1. Сколько же вас всего башен?
Тайницкая. Нас 20 сестер. Хоть и есть между нами сходство, но у каждой своё лицо.
Константино-Еленинская. А моя слава в прошлом. Я стою между Спасской и Москворецкой и выхожу прямо на Красную площадь. Теперь через меня люди не ходят.
1. Почему же?
Константино-Еленинская. Давно заложены мои проездные ворота. Отдыхают мои старые камни не первое столетие. Многое промелькнуло передо мной, многое забылось, но одно всегда помню: через широко распахнутые ворота движется войско Дмитрия Донского. От меня начался путь к полю Куликову, где была разбита орда хана Мамая.
Москворецкая. У меня тоже заслуги есть, и немалые!
1. И какие же?
Москворецкая. В былые времена Москва-река текла почти подле меня. Она соединялась со рвом, затопляя длинную и глубокую канаву водой. Голубая лента опоясывала Кремль, и мы, башни, считали себя жительницами острова.
1. А как же насчет заслуг?
Москворецкая. О заслугах моих многие знают. Я, Москворецкая башня, первой встречала врагов, приходивших из-за реки! Возле меня начинались первые схватки. И дольше всех глядела я вслед убегавшим за Москву-реку вражеским полчищам.
1. Да, много ты видела, Москворецкая башня.
Москворецкая. Но я ещё не всё сказала… Посмотрите, как я стройна. Такой красивой и стройной башни больше нет в Кремле.
Набатная. Но с этим я буду спорить! Я, Набатная башня, возвышаюсь напротив Василия Блаженного. Посмотрите, какая я нарядная и пригожая; как сверкают мои белокаменные украшения! Ух, если б только вы слышали, каким громким, пронзительным голосом я пела! Недаром и имя мне дали – Набатная башня. Любили меня все, холили и украшали… А потом случилось несчастье.
1Что же стряслось?
Набатная. Приключился в 1771 году чумной бунт. Восставшие горожане ударили в мой колокол, вся столица сбежалась в Кремль. Восставших разогнали. Екатерина II рассердилась и приказала у моего колокола язык вырвать. Так и осталась я без голоса, стою нарядная, а петь не могу.
Кутафья. Не понимаю, как можно столько о своей красоте говорить? Разве нас строили для того, чтобы мы красовались?! Мы, башни, – первейшие защитники Кремля! В былое время меня пуговкой называли. Но хоть и похожа на пуговку, нарядом не отличаюсь, а стою на самом первом месте, впереди кремлёвских стен. Не красоту надо ценить, а силу и мощь.
Арсенальная. Разумные слова. Что может быть дороже мощи и неприступности? Мои стены уходят глубоко в землю, а толщина их достигает четырех метров. В старину меня почитали как башню-исполин, равной которой не было в окрестных землях. И до сих пор в моём подземелье бьёт тайник-колодец. Потому и сложили меня такой высокой, крепкой и неприступной, чтобы всегда вода под надежной защитой находилась.
Тайницкая. У меня тоже тайник был. И даже не один, а два: тайник-колодец и тайник-подземный ход к речке. Только давным-давно это было…
Все. У каждого своя история.
Сценка «Разговор с башнями Кремля»
1. Какая же из вас, башен, самая старейшая?
Тайницкая. Я, Тайницкая башня, меня мастера первой руки построили в 1485 году.
1. А самая молодая?
Царская. Конечно же я, Царская башня, мне еще и трех сотен лет нет.
1. А самая высокая?
Троицкая. Я, Троицкая башня, я – башня-великан. Рост мой восемьдесят метров.
1. А самая маленькая?
Кутафья. Мал, да удал. Это про меня, про Кутафью башню, сказано. Я впереди всех стен стою. Пусть во мне и четырнадцать метров, зато я предмостная сторожевая башня. Я храбрее всех своих сестер.
1. Сколько же вас всего башен?
Тайницкая. Нас 20 сестер. Хоть и есть между нами сходство, но у каждой своё лицо.
Константино-Еленинская. А моя слава в прошлом. Я стою между Спасской и Москворецкой и выхожу прямо на Красную площадь. Теперь через меня люди не ходят.
1. Почему же?
Константино-Еленинская. Давно заложены мои проездные ворота. Отдыхают мои старые камни не первое столетие. Многое промелькнуло передо мной, многое забылось, но одно всегда помню: через широко распахнутые ворота движется войско Дмитрия Донского. От меня начался путь к полю Куликову, где была разбита орда хана Мамая.
Москворецкая. У меня тоже заслуги есть, и немалые!
1. И какие же?
Москворецкая. В былые времена Москва-река текла почти подле меня. Она соединялась со рвом, затопляя длинную и глубокую канаву водой. Голубая лента опоясывала Кремль, и мы, башни, считали себя жительницами острова.
1. А как же насчет заслуг?
Москворецкая. О заслугах моих многие знают. Я, Москворецкая башня, первой встречала врагов, приходивших из-за реки! Возле меня начинались первые схватки. И дольше всех глядела я вслед убегавшим за Москву-реку вражеским полчищам.
1. Да, много ты видела, Москворецкая башня.
Москворецкая. Но я ещё не всё сказала… Посмотрите, как я стройна. Такой красивой и стройной башни больше нет в Кремле.
Набатная. Но с этим я буду спорить! Я, Набатная башня, возвышаюсь напротив Василия Блаженного. Посмотрите, какая я нарядная и пригожая; как сверкают мои белокаменные украшения! Ух, если б только вы слышали, каким громким, пронзительным голосом я пела! Недаром и имя мне дали – Набатная башня. Любили меня все, холили и украшали… А потом случилось несчастье.
1Что же стряслось?
Набатная. Приключился в 1771 году чумной бунт. Восставшие горожане ударили в мой колокол, вся столица сбежалась в Кремль. Восставших разогнали. Екатерина II рассердилась и приказала у моего колокола язык вырвать. Так и осталась я без голоса, стою нарядная, а петь не могу.
Кутафья. Не понимаю, как можно столько о своей красоте говорить? Разве нас строили для того, чтобы мы красовались?! Мы, башни, – первейшие защитники Кремля! В былое время меня пуговкой называли. Но хоть и похожа на пуговку, нарядом не отличаюсь, а стою на самом первом месте, впереди кремлёвских стен. Не красоту надо ценить, а силу и мощь.
Арсенальная. Разумные слова. Что может быть дороже мощи и неприступности? Мои стены уходят глубоко в землю, а толщина их достигает четырех метров. В старину меня почитали как башню-исполин, равной которой не было в окрестных землях. И до сих пор в моём подземелье бьёт тайник-колодец. Потому и сложили меня такой высокой, крепкой и неприступной, чтобы всегда вода под надежной защитой находилась.
Тайницкая. У меня тоже тайник был. И даже не один, а два: тайник-колодец и тайник-подземный ход к речке. Только давным-давно это было…
Все. У каждого своя история.
Заслуги Ивана III
– Правнук Дмитрия Донского князь Иван III был видным и представительным мужчиной: высокий, худощавый, с зычным голосом. Держался он гордо, даже величественно, как подобает представителю огромного княжества. Этот умный и дальновидный человек отличался рассудительностью и целеустремленностью – что бы ни задумал, всего добивался.
– За сорок лет, в течение которых Иван III находился у власти, Московское княжество ещё более расширилось и усилилось, а Москва стала одной из красивейших столиц Европы.
Заслуги Ивана III
В 1478 году к Москве был присоединен г. Новгород. В конце своего правления Иван III присоединил города Тверь, Рязань, Псков, Черниговские и Смоленские земли. Образовалась крупнейшая в Европе страна. Этим самым была решена важнейшая национальная задача: было завершено собирание
русских земель вокруг Москвы. Изумленная Европа в начале княжения Ивана III, едва ли подозревавшая о существовании Московии, была ошеломлена внезапным появлением огромной империи на своих восточных окраинах. Эти земли стали именоваться Россией.
Теперь Иван III решил покончить и с татарами. Однажды в Кремль явились посланцы Золотой Орды и вручили великому князю Ивану III грамоту с требованием собрать с русских земель денежную дань для хана. Как гласит предание, Иван III на глазах у всех разорвал и растоптал ханскую грамоту. И все поняли, что Москва стала сильной, и было принято решение полностью избавиться от ордынской зависимости.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Кто мог сказать такие слова? Иван Калита Дмитрий Донской Александр Невский Сергий Радонежский Богатырь Пересвет Хан Мама й
Д м и т р и й К у л и к о в о М а м а й Д о н III
Иван Третий
Прошло 100 лет после Куликовской битвы. Московское княжество ещё более расширилось и усилилось, присоединив к себе большинство Русских земель. Важным событием правления Ивана III было присоединение Новгорода к Московскому государству .
Через два года после покорения Новгорода Иван Васильевич вынужден был выступить против татар. Он был ещё данником Орды, хотя и не очень исправным, чем навлёк на себя ханский гнев. Он отказался платить дань хану Ахмату .
Изменилось русское войско. Появились пушки , ручное огне-стрельное оружие – пищали . Главной силой была кованная рать – хорошо вооружённая конница. В походах её поддер-живала судовая рать – пешее войско, которое к месту битвы доставляли на лодках.
Летом 1480 года Иван III узнал, что на Русь ведёт свои войска ордынский хан Ахмат. Русская рать во главе с Иваном III выступила навстречу неприяте-лю . Противники встретились на реке Угре . ( стр 73 карта ) Обе рати встали друг против друга на противоположных сторонах реки, и никто не решался первым начать наступление. Так продолжалось до октября. ʹ
Пришли морозы. Татары страдали от холода и голо-да , гибли кони. А у русского народа на родной земле был надёжный тыл , запасы продовольствия, корм для коней. Иван III убедился, что татары не пройдут, ре-шил отвести свои войска на зимние квартиры. Неожи-данно татары обратились в бегство , решив, что если Русь отдаёт им берег, значит хочет с ними биться.
Этот день – 11 ноября 1480 года – принято считать днём освобождения Руси от монголо-татарского ига.
Стр 75
В конце XV века началась перестройка Кремля. Были возведены новые стены из красного кирпича и башни. Башни располагались одна от другой на расстоянии ружейного выстрела. Вокруг стен были выкопаны рвы, соединённые с Москвой-рекой и рекой Неглинкой. ʹ
Разговор с башнями Кремля с каждой башней Кремля связана интересная история. с овершим заочную экскурсию в Древнюю Москву, в Кремль и послушаем разговор с башнями Кремля.
Набатная Москворецкая Константино - Еленинская Кутафья
Тайницкая Царская Троицкая
В Москву были приглашены лучшие русские и иностранные зодчие. Центром Кремля стала Соборная площадь .
В августе 1479 года на кремлёвском холме засиял массивный, изящ-ный и стройный Успенский собор . Он стал главным собором государства. Здесь короновали царей, оглашали самые важные сообщения.
Гордость Соборной площади – колокольня «Иван Великий» высотой около 80 метров. На её башне находилось 34 колокола общим весом свыше 16 тыс. пудов. Их звон любила вся Москва.
Странички для любознательных Стр 79-81
Иван IV стал первым в истории России царём. Он был лют и скор на расправу. Оттого и заслужил прозвище Грозного . При Иване Грозном Россия продолжала укреплять свои рубежи, вела борьбу с многими противниками. Царю удалось присоединить к России земли Казан-ского и Астраханского ханств .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методический комплект на тему "Животноводство" 3 класс
Конспект урока УМК "Школа России"...
Учебно- методический комплект на тему:"Созвездия" 2 класс.
конспект+презентация...
Учебно- методический комплект на тему:"Растениеводство" 3 класс.
конспект + презентация...
Конспект урока по истории на тему :"Иван Третий" Школа России 4 класс
Конспект урока по истории на тему :"Иван Третий" Школа России 4 класс...
Проверочный тест по окружающему миру, 4 класс по темам: Иван Третий, Мастера печатных дел.
Программа "Школа России", 10 заданий...
Технологическая карта урока окружающего мира.Тема: «Иван Третий». УМК "Школа России".
Тема: «Иван Третий».Цели деятельности учителя: ознакомление детей с личностью Ивана III и углубление знаний об истории Московского Кремля.Планируемые результаты:Предметны...
Тест по окружающему миру 4 класс. Тема: Иван Третий.
тестовое задание позволит:- измерить уровень усвоения ключевых понятий, проверить совокупность умений и навыков;- проверить по сравнению с обычными формами проверки значительно больший объ...