Учебно-методический комплект на тему " Иван Третий" 4 класс
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Школа России

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okr.doc91 КБ
Файл okruzh.pptx2.77 МБ

Предварительный просмотр:

ИВАН ТРЕТИЙ

Цели
деятельности
учителя

Создать условия для ознакомления с личностью князя Ивана III, с освобождением Руси от монголо-татарского ига; закрепления и углубления знания об истории Московского Кремля, его архитектурных памятниках; определения границ знания и «незнания»; способствовать формированию первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; развитию интереса к истории своей страны, предмету «Окружающий мир»

Тип урока

Открытие нового знания

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться работать
с учебником, исторической картой; организовывать рабочее место.

Личностные: усваивают гуманистические, демократические и традиционные ценности многонационального российского общества; проявляют чувство ответственности и долга перед Родиной

Методы и формы
обучения

Объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, групповая, фронтальная

Этапы
урока

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Формируемые умения
(универсальные
учебные действия)

1

3

4

6

I. Мотивация
(самоопределение)
к учебной деятельно-
сти

– Сегодня на уроке мы побываем в Москве конца XV века; узнаем, какие изменения произошли на Руси во времена правления одного из московских князей. Решите кроссворд – и вы сможете прочитать имя князя, о котором мы будем сегодня говорить на уроке.

Кроссворд:

1. Имя московского князя, который бросил открытый вызов Орде. (Дмитрий.)

2. Как называется поле, на котором 8 сентября 1380 года разгорелась битва? (Куликово.)

3. Кто правил в Золотой Орде в 1380 году? (Мамай.)

4. На какой реке встретились войска Мамая и Дмитрия Ивановича? (Дон.)

Ключевое слово: Иван III

Слушают учителя, принимают участие
в диалоге

с учителем.

Демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место
к уроку

Коммуникативные:

высказывают и аргументируют свою точку зрения на обсуждаемую проблему, вступают в диалог, обмениваются мнениями.

Личностные: понимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность

1

3

4

6

II. Актуализация  опорных

знаний

– Почему для Дмитрия Донского была важна поддержка церкви?

– Как проходила Куликовская битва?

– Расскажите о вооружении русских и татарских воинов.

– Расскажите о построении русских войск, используя схему .

– Какой смысл имели поединки богатырей перед боем?

– В чем значение победы русского войска на Куликовом поле?

– Кто мог сказать такие слова?

Отвечают
на вопросы, выполняют
задания.

Участвуют
в игре

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников; систематизируют собственные знания.

Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля
и успешно используют его в решении учебной задачи; принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности.

Коммуникативные: обмениваются мнениями, умеют слушать друг друга,

III. Изучение
нового материала.
 

Рассказывает о заслугах Ивана III  .

– Давайте вспомним историю возникновения Московского Кремля.

Демонстрирует картины с видом деревянного, затем белокаменного и краснокирпичного Кремля.

– Как вы думаете, для чего возводили Кремль?

– Кто знает, сколько башен у Московского Кремля?

– Для чего они возводились?

– Каждая из башен возводилась в разное время, все они различны по внешнему виду и размеру. У каждой из них были свои функции и своя роль. Существуют башни проездные, сторожевые, стрельницы.

Внимательно слушают.

Рассматривают картины, отвечают
на вопросы

1

3

4

6

С каждой башней Кремля связана интересная история.

Совершим заочную экскурсию в Древнюю Москву,
в Кремль и послушаем разговор с башнями Кремля.

Сценка «Разговор с башнями Кремля» .

– А сейчас я вам расскажу о площади трех соборов. Много площадей в Москве, но всем им прабабушка – Соборная площадь в Кремле. Она существовала уже в 1326 году. Площадь окружают три величественных собора – Успенский, Благовещенский и Архангельский, возвышается колокольня Ивана Великого, здесь же красуется Грановитая палата. (Демонстрирует иллюстрации, рассказывает). 

Предлагает заслушать сообщения учеников

Заранее подготовленные учащиеся встают по периметру класса и начинают рассказ.

Слушают учителя.

Выступают
с сообщениями о башнях Кремля (2–3 человека)

строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; могут работать в коллективе, уважают мнение других.

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием; проявляют познавательный интерес
к изучению предмета

1

3

4

6

IV. Вклю-

чение
в систему знаний
и повторение изученного

Заранее подготавливает 3 комплекта карточек:

Царь-

колокол

Деревянный Кремль

Юрий

Долгорукий

1480 год

«Стояние
на Угре»

Деревянный Кремль
с дубовыми стенами

Иван

Калита

Куликовская битва

8 сентября

1380 года

Белокаменный Кремль

Дмитрий Донской

Ледовое
побоище

5 апреля

1242 года

Кирпичный Кремль

Иван

Третий

Иван

Моторин

Грозный

Царь-пушка

Андрей

Чохов

Иван IV

– Чем занимались мы сегодня на уроке?

– Что Иван Третий сделал для Руси?

– Какие изменения при нём произошли в Москве?

Предлагает выполнить задания. В ходе выполнения учащимися работы помогает им, дает рекомендации

Выполняют
задания.

Отвечают
на вопросы.

Выполняют
задания

Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника и рассказа учителя).

Регулятивные: ориентируются в учебнике, при выполнении практической работы следуют ранее оговоренному плану; принимают и сохраняют учебные цели и задачи.

Коммуникативные:

умеют задавать вопросы для уточнения последовательности
работы; владеют навыками конструктивного взаимодействия

V. Итоги

урока.

Рефлексия

– Над какой темой работали?

– Что нового и интересного узнали на уроке?

– Значима для вас полученная информация?

– Как вы оцениваете свою деятельность на уроке?

Читают вывод в учебнике (с. 79).

Отвечают
на вопросы

Познавательные: ориентируются в своей системе знаний – отличают новое

Игра «Неотосланная депеша»

«Я вошел в доверие к хану Золотой Орды и сам собирал дань для Орды». (Иван Калита.)

 «Я приказал умелым плотникам обнести стены Московского Кремля дубовыми стенами вместо прежнего тына». (Иван Калита.)

 «Я знал, что рыцари в бою строились клином». (Александр Невский.)

«Мое войско сразилось с русскими воинами на Куликовом поле». (Хан Мамай.)

 «Я сразился в единоборстве с татарским воином Челубеем». (Богатырь Пересвет.)

«Я перестал платить ненавистную дань Золотой Орде». (Дмитрий Донской.)
«Я благословил князя Дмитрия Ивановича на борьбу с врагом». (Сергий Радонежский.)

Учитель читает стихотворение:

Мы с орды не брали дани, мы орде платили дань

И скотиной, и товаром, и пушниной, и казной.

Пусты русские амбары были каждою весной.

Князь Иван Васильевич третий изменил порядки эти

И сказал послам в ответ: «Мы платили двести лет,

Ну и хватит с нас, довольно! Нам самим нужна казна!

Пусть отныне снова вольной будет наша сторона!»

Каблуком перед послами растоптал он ханский знак:

«С глаз долой! Не то и с вами мы поступим точно так!»

Летописцы в толстых книгах записали в этот год:

«Нет над нами больше ига, сбросил иго наш народ!»

                                                                      (Н. Кончаловская.)

– Конечно, не так быстро и легко все это произошло, как описано в нескольких строчках Натальей Кончаловской. Снова пришлось собирать войско.

– Об этом прочитайте в учебнике (с. 75) и ответьте на вопросы учебника.

Учитель продолжает рассказ.

– После освобождения от монголо-татарского ига Русское государство заняло видное место среди других крупных государств Европы. Оно стало сильным и независимым. Иван III разрешил вторую важнейшую задачу: был положен конец двухвековой татарской зависимости. Иван III с полным правом мог называть себя последним князем Руси и первым государем единой России. Тогда и возникла мысль о строительстве новой княжеской резиденции, которая должна была украсить столицу.

Сценка «Разговор с башнями Кремля»

1. Какая же из вас, башен, самая старейшая?

Тайницкая. Я, Тайницкая башня, меня мастера первой руки построили в 1485 году.

1. А самая молодая?

Царская. Конечно же я, Царская башня, мне еще и трех сотен лет нет.

1. А самая высокая?

Троицкая. Я, Троицкая башня, я – башня-великан. Рост мой восемьдесят метров.

1. А самая маленькая?

Кутафья. Мал, да удал. Это про меня, про Кутафью башню, сказано. Я впереди всех стен стою. Пусть во мне и четырнадцать метров, зато я предмостная сторожевая башня. Я храбрее всех своих сестер.

1. Сколько же вас всего башен?

Тайницкая. Нас 20 сестер. Хоть и есть между нами сходство, но у каждой своё лицо.

Константино-Еленинская. А моя слава в прошлом. Я стою между Спасской и Москворецкой и выхожу прямо на Красную площадь. Теперь через меня люди не ходят.

1. Почему же?

Константино-Еленинская. Давно заложены мои проездные ворота. Отдыхают мои старые камни не первое столетие. Многое промелькнуло передо мной, многое забылось, но одно всегда помню: через широко распахнутые ворота движется войско Дмитрия Донского. От меня начался путь к полю Куликову, где была разбита орда хана Мамая.

Москворецкая. У меня тоже заслуги есть, и немалые!

1. И какие же?

Москворецкая. В былые времена Москва-река текла почти подле меня. Она соединялась со рвом, затопляя длинную и глубокую канаву водой. Голубая лента опоясывала Кремль, и мы, башни, считали себя жительницами острова.

1. А как же насчет заслуг?

Москворецкая. О заслугах моих многие знают. Я, Москворецкая башня, первой встречала врагов, приходивших из-за реки! Возле меня начинались первые схватки. И дольше всех глядела я вслед убегавшим за Москву-реку вражеским полчищам.

1. Да, много ты видела, Москворецкая башня.

Москворецкая. Но я ещё не всё сказала… Посмотрите, как я стройна. Такой красивой и стройной башни больше нет в Кремле.

Набатная. Но с этим я буду спорить! Я, Набатная башня, возвышаюсь напротив Василия Блаженного. Посмотрите, какая я нарядная и пригожая; как сверкают мои белокаменные украшения! Ух, если б только вы слышали, каким громким, пронзительным голосом я пела! Недаром и имя мне дали – Набатная башня. Любили меня все, холили и украшали… А потом случилось несчастье.

1Что же стряслось?

Набатная. Приключился в 1771 году чумной бунт. Восставшие горожане ударили в мой колокол, вся столица сбежалась в Кремль. Восставших разогнали. Екатерина II рассердилась и приказала у моего колокола язык вырвать. Так и осталась я без голоса, стою нарядная, а петь не могу.

Кутафья. Не понимаю, как можно столько о своей красоте говорить? Разве нас строили для того, чтобы мы красовались?! Мы, башни, – первейшие защитники Кремля! В былое время меня пуговкой называли. Но хоть и похожа на пуговку, нарядом не отличаюсь, а стою на самом первом месте, впереди кремлёвских стен. Не красоту надо ценить, а силу и мощь.

Арсенальная. Разумные слова. Что может быть дороже мощи и неприступности? Мои стены уходят глубоко в землю, а толщина их достигает четырех метров. В старину меня почитали как башню-исполин, равной которой не было в окрестных землях. И до сих пор в моём подземелье бьёт тайник-колодец. Потому и сложили меня такой высокой, крепкой и неприступной, чтобы всегда вода под надежной защитой находилась.

Тайницкая. У меня тоже тайник был. И даже не один, а два: тайник-колодец и тайник-подземный ход к речке. Только давным-давно это было…

Все. У каждого своя история.

Сценка «Разговор с башнями Кремля»

1. Какая же из вас, башен, самая старейшая?

Тайницкая. Я, Тайницкая башня, меня мастера первой руки построили в 1485 году.

1. А самая молодая?

Царская. Конечно же я, Царская башня, мне еще и трех сотен лет нет.

1. А самая высокая?

Троицкая. Я, Троицкая башня, я – башня-великан. Рост мой восемьдесят метров.

1. А самая маленькая?

Кутафья. Мал, да удал. Это про меня, про Кутафью башню, сказано. Я впереди всех стен стою. Пусть во мне и четырнадцать метров, зато я предмостная сторожевая башня. Я храбрее всех своих сестер.

1. Сколько же вас всего башен?

Тайницкая. Нас 20 сестер. Хоть и есть между нами сходство, но у каждой своё лицо.

Константино-Еленинская. А моя слава в прошлом. Я стою между Спасской и Москворецкой и выхожу прямо на Красную площадь. Теперь через меня люди не ходят.

1. Почему же?

Константино-Еленинская. Давно заложены мои проездные ворота. Отдыхают мои старые камни не первое столетие. Многое промелькнуло передо мной, многое забылось, но одно всегда помню: через широко распахнутые ворота движется войско Дмитрия Донского. От меня начался путь к полю Куликову, где была разбита орда хана Мамая.

Москворецкая. У меня тоже заслуги есть, и немалые!

1. И какие же?

Москворецкая. В былые времена Москва-река текла почти подле меня. Она соединялась со рвом, затопляя длинную и глубокую канаву водой. Голубая лента опоясывала Кремль, и мы, башни, считали себя жительницами острова.

1. А как же насчет заслуг?

Москворецкая. О заслугах моих многие знают. Я, Москворецкая башня, первой встречала врагов, приходивших из-за реки! Возле меня начинались первые схватки. И дольше всех глядела я вслед убегавшим за Москву-реку вражеским полчищам.

1. Да, много ты видела, Москворецкая башня.

Москворецкая. Но я ещё не всё сказала… Посмотрите, как я стройна. Такой красивой и стройной башни больше нет в Кремле.

Набатная. Но с этим я буду спорить! Я, Набатная башня, возвышаюсь напротив Василия Блаженного. Посмотрите, какая я нарядная и пригожая; как сверкают мои белокаменные украшения! Ух, если б только вы слышали, каким громким, пронзительным голосом я пела! Недаром и имя мне дали – Набатная башня. Любили меня все, холили и украшали… А потом случилось несчастье.

1Что же стряслось?

Набатная. Приключился в 1771 году чумной бунт. Восставшие горожане ударили в мой колокол, вся столица сбежалась в Кремль. Восставших разогнали. Екатерина II рассердилась и приказала у моего колокола язык вырвать. Так и осталась я без голоса, стою нарядная, а петь не могу.

Кутафья. Не понимаю, как можно столько о своей красоте говорить? Разве нас строили для того, чтобы мы красовались?! Мы, башни, – первейшие защитники Кремля! В былое время меня пуговкой называли. Но хоть и похожа на пуговку, нарядом не отличаюсь, а стою на самом первом месте, впереди кремлёвских стен. Не красоту надо ценить, а силу и мощь.

Арсенальная. Разумные слова. Что может быть дороже мощи и неприступности? Мои стены уходят глубоко в землю, а толщина их достигает четырех метров. В старину меня почитали как башню-исполин, равной которой не было в окрестных землях. И до сих пор в моём подземелье бьёт тайник-колодец. Потому и сложили меня такой высокой, крепкой и неприступной, чтобы всегда вода под надежной защитой находилась.

Тайницкая. У меня тоже тайник был. И даже не один, а два: тайник-колодец и тайник-подземный ход к речке. Только давным-давно это было…

Все. У каждого своя история.

Сценка «Разговор с башнями Кремля»

1. Какая же из вас, башен, самая старейшая?

Тайницкая. Я, Тайницкая башня, меня мастера первой руки построили в 1485 году.

1. А самая молодая?

Царская. Конечно же я, Царская башня, мне еще и трех сотен лет нет.

1. А самая высокая?

Троицкая. Я, Троицкая башня, я – башня-великан. Рост мой восемьдесят метров.

1. А самая маленькая?

Кутафья. Мал, да удал. Это про меня, про Кутафью башню, сказано. Я впереди всех стен стою. Пусть во мне и четырнадцать метров, зато я предмостная сторожевая башня. Я храбрее всех своих сестер.

1. Сколько же вас всего башен?

Тайницкая. Нас 20 сестер. Хоть и есть между нами сходство, но у каждой своё лицо.

Константино-Еленинская. А моя слава в прошлом. Я стою между Спасской и Москворецкой и выхожу прямо на Красную площадь. Теперь через меня люди не ходят.

1. Почему же?

Константино-Еленинская. Давно заложены мои проездные ворота. Отдыхают мои старые камни не первое столетие. Многое промелькнуло передо мной, многое забылось, но одно всегда помню: через широко распахнутые ворота движется войско Дмитрия Донского. От меня начался путь к полю Куликову, где была разбита орда хана Мамая.

Москворецкая. У меня тоже заслуги есть, и немалые!

1. И какие же?

Москворецкая. В былые времена Москва-река текла почти подле меня. Она соединялась со рвом, затопляя длинную и глубокую канаву водой. Голубая лента опоясывала Кремль, и мы, башни, считали себя жительницами острова.

1. А как же насчет заслуг?

Москворецкая. О заслугах моих многие знают. Я, Москворецкая башня, первой встречала врагов, приходивших из-за реки! Возле меня начинались первые схватки. И дольше всех глядела я вслед убегавшим за Москву-реку вражеским полчищам.

1. Да, много ты видела, Москворецкая башня.

Москворецкая. Но я ещё не всё сказала… Посмотрите, как я стройна. Такой красивой и стройной башни больше нет в Кремле.

Набатная. Но с этим я буду спорить! Я, Набатная башня, возвышаюсь напротив Василия Блаженного. Посмотрите, какая я нарядная и пригожая; как сверкают мои белокаменные украшения! Ух, если б только вы слышали, каким громким, пронзительным голосом я пела! Недаром и имя мне дали – Набатная башня. Любили меня все, холили и украшали… А потом случилось несчастье.

1Что же стряслось?

Набатная. Приключился в 1771 году чумной бунт. Восставшие горожане ударили в мой колокол, вся столица сбежалась в Кремль. Восставших разогнали. Екатерина II рассердилась и приказала у моего колокола язык вырвать. Так и осталась я без голоса, стою нарядная, а петь не могу.

Кутафья. Не понимаю, как можно столько о своей красоте говорить? Разве нас строили для того, чтобы мы красовались?! Мы, башни, – первейшие защитники Кремля! В былое время меня пуговкой называли. Но хоть и похожа на пуговку, нарядом не отличаюсь, а стою на самом первом месте, впереди кремлёвских стен. Не красоту надо ценить, а силу и мощь.

Арсенальная. Разумные слова. Что может быть дороже мощи и неприступности? Мои стены уходят глубоко в землю, а толщина их достигает четырех метров. В старину меня почитали как башню-исполин, равной которой не было в окрестных землях. И до сих пор в моём подземелье бьёт тайник-колодец. Потому и сложили меня такой высокой, крепкой и неприступной, чтобы всегда вода под надежной защитой находилась.

Тайницкая. У меня тоже тайник был. И даже не один, а два: тайник-колодец и тайник-подземный ход к речке. Только давным-давно это было…

Все. У каждого своя история.

Заслуги Ивана III        

– Правнук Дмитрия Донского князь Иван III был видным и представительным мужчиной: высокий, худощавый, с зычным голосом. Держался он гордо, даже величественно, как подобает представителю огромного княжества. Этот умный и дальновидный человек отличался рассудительностью и целеустремленностью – что бы ни задумал, всего добивался.

– За сорок лет, в течение которых Иван III находился у власти, Московское княжество ещё более расширилось и усилилось, а Москва стала одной из красивейших столиц Европы.

Заслуги Ивана III

В 1478 году к Москве был присоединен г. Новгород. В конце своего правления Иван III присоединил города Тверь, Рязань, Псков, Черниговские и Смоленские земли. Образовалась крупнейшая в Европе страна. Этим самым была решена важнейшая национальная задача: было завершено собирание

русских земель вокруг Москвы. Изумленная Европа в начале княжения Ивана III, едва ли подозревавшая о существовании Московии, была ошеломлена внезапным появлением огромной империи на своих восточных окраинах. Эти земли стали именоваться Россией.

Теперь Иван III решил покончить и с татарами. Однажды в Кремль явились посланцы Золотой Орды и вручили великому князю Ивану III грамоту с требованием собрать с русских земель денежную дань для хана. Как гласит предание, Иван III на глазах у всех разорвал и растоптал ханскую грамоту. И все поняли, что Москва стала сильной, и было принято решение полностью избавиться от ордынской зависимости.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 3

Кто мог сказать такие слова? Иван Калита Дмитрий Донской Александр Невский Сергий Радонежский Богатырь Пересвет Хан Мама й

Слайд 4

Д м и т р и й К у л и к о в о М а м а й Д о н III

Слайд 5

Иван Третий

Слайд 6

Прошло 100 лет после Куликовской битвы. Московское княжество ещё более расширилось и усилилось, присоединив к себе большинство Русских земель. Важным событием правления Ивана III было присоединение Новгорода к Московскому государству .

Слайд 7

Через два года после покорения Новгорода Иван Васильевич вынужден был выступить против татар. Он был ещё данником Орды, хотя и не очень исправным, чем навлёк на себя ханский гнев. Он отказался платить дань хану Ахмату .

Слайд 8

Изменилось русское войско. Появились пушки , ручное огне-стрельное оружие – пищали . Главной силой была кованная рать – хорошо вооружённая конница. В походах её поддер-живала судовая рать – пешее войско, которое к месту битвы доставляли на лодках.

Слайд 9

Летом 1480 года Иван III узнал, что на Русь ведёт свои войска ордынский хан Ахмат. Русская рать во главе с Иваном III выступила навстречу неприяте-лю . Противники встретились на реке Угре . ( стр 73 карта ) Обе рати встали друг против друга на противоположных сторонах реки, и никто не решался первым начать наступление. Так продолжалось до октября. ʹ

Слайд 10

Пришли морозы. Татары страдали от холода и голо-да , гибли кони. А у русского народа на родной земле был надёжный тыл , запасы продовольствия, корм для коней. Иван III убедился, что татары не пройдут, ре-шил отвести свои войска на зимние квартиры. Неожи-данно татары обратились в бегство , решив, что если Русь отдаёт им берег, значит хочет с ними биться.

Слайд 11

Этот день – 11 ноября 1480 года – принято считать днём освобождения Руси от монголо-татарского ига.

Слайд 12

Стр 75

Слайд 13

В конце XV века началась перестройка Кремля. Были возведены новые стены из красного кирпича и башни. Башни располагались одна от другой на расстоянии ружейного выстрела. Вокруг стен были выкопаны рвы, соединённые с Москвой-рекой и рекой Неглинкой. ʹ

Слайд 17

Разговор с башнями Кремля с каждой башней Кремля связана интересная история. с овершим заочную экскурсию в Древнюю Москву, в Кремль и послушаем разговор с башнями Кремля.

Слайд 18

Набатная Москворецкая Константино - Еленинская Кутафья

Слайд 19

Тайницкая Царская Троицкая

Слайд 20

В Москву были приглашены лучшие русские и иностранные зодчие. Центром Кремля стала Соборная площадь .

Слайд 21

В августе 1479 года на кремлёвском холме засиял массивный, изящ-ный и стройный Успенский собор . Он стал главным собором государства. Здесь короновали царей, оглашали самые важные сообщения.

Слайд 22

Гордость Соборной площади – колокольня «Иван Великий» высотой около 80 метров. На её башне находилось 34 колокола общим весом свыше 16 тыс. пудов. Их звон любила вся Москва.

Слайд 23

Странички для любознательных Стр 79-81

Слайд 24

Иван IV стал первым в истории России царём. Он был лют и скор на расправу. Оттого и заслужил прозвище Грозного . При Иване Грозном Россия продолжала укреплять свои рубежи, вела борьбу с многими противниками. Царю удалось присоединить к России земли Казан-ского и Астраханского ханств .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по истории на тему :"Иван Третий" Школа России 4 класс

Конспект урока по истории на тему :"Иван Третий" Школа России 4 класс...

Технологическая карта урока окружающего мира.Тема: «Иван Третий». УМК "Школа России".

Тема: «Иван Третий».Цели деятельности учителя: ознакомление  детей  с  личностью Ивана III и углубление знаний об истории Московского Кремля.Планируемые результаты:Предметны...

Тест по окружающему миру 4 класс. Тема: Иван Третий.

тестовое  задание позволит:- измерить уровень усвоения ключевых понятий, проверить совокупность умений и навыков;- проверить по сравнению с обычными формами проверки значительно больший объ...