Конспект урока по окружающему миру 3 класс "Полезные ископаемые"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме
Предмет: окружающий мир
Класс: 3-2
Тема урока: Полезные ископаемые
Цель урока: познакомить учащихся с полезными ископаемыми, их применением; учить различать; учить различать и называть свойства песка, глины, мрамора, гранита; способствовать формированию умений высказывать предположения, обосновывать собственную точку зрения
Планируемые результаты:
ü Предметные: познакомиться с понятиями «полезные ископаемые», «сплав», «металл», «месторождение», «руда»; «горючие, рудные и строительные полезные ископаемые»; их значение в жизни человека; научаться называть свойства песка, глины, мрамора, гранита; нефть и продукты;
ü Личностные: учитывать чужую точку зрения; оказывать интеллектуальную помощь сквозным героям, которые в этом нуждаются, при решении трудных задач
Тип урока: получение новых знаний
Оборудование: учебник О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов: Окружающий мир: 3 класс: 2 часть, тетрадь для самостоятельной работы, карта полезных ископаемых, презентация, картинки
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poleznye_iskopaemye.doc | 66.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Челябинской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Челябинский педагогический колледж №1»
Технологическая карта урока
Окружающий мир
Челябинск, 2016
Предмет: окружающий мир
Класс: 3-2
Тема урока: Полезные ископаемые
Цель урока: познакомить учащихся с полезными ископаемыми, их применением; учить различать; учить различать и называть свойства песка, глины, мрамора, гранита; способствовать формированию умений высказывать предположения, обосновывать собственную точку зрения
Планируемые результаты:
- Предметные: познакомиться с понятиями «полезные ископаемые», «сплав», «металл», «месторождение», «руда»; «горючие, рудные и строительные полезные ископаемые»; их значение в жизни человека; научаться называть свойства песка, глины, мрамора, гранита; нефть и продукты;
- Личностные: учитывать чужую точку зрения; оказывать интеллектуальную помощь сквозным героям, которые в этом нуждаются, при решении трудных задач
Тип урока: получение новых знаний
Оборудование: учебник О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов: Окружающий мир: 3 класс: 2 часть, тетрадь для самостоятельной работы, карта полезных ископаемых, презентация, картинки
№ | Этапы урока. Методы и приёмы | Хроно-метраж | Содержание урока. Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД |
1 | Организационный момент. словесный, наглядный. | 1 мин | Встали подравнялись, настроились на урок . Присаживаемся. | Настраиваться на урок | Л: положительное отношение к школе и учебной деятельности. |
2 | Проверка домашнего задания; Словес.:ответы на вопрос,практический. | 7 мин | Давайте проверим домашнюю работу. Ответьте на вопросы. Какие горные породы вы знаете?(торф, известняк, гранит) Какие минералы вы знаете?(кварц, слюда, шпат, графит) Как их человек использует? | сформулировать ответ на вопрос. Рассказывать домашнее задание. | П:строят речевое высказывание. |
3 | Мотивационный. | 7 мин | - Откройте оглавление учебника. Какую тему изучали? Прочитайте тему сегодняшнего урока. Назовите страницу учебника. Определите цели урока, используя опорные слова. (узнать познакомиться закрепить) | Отрывать учебник Определять цели и пути их достижения. | Р:принимают и сохраняют учебную задачу. |
5 | Решение учебных задач Физ минутка | 14 мин | Горные породы и минералы, которые человек использует для своих хозяйственных нужд, называют полезными ископаемыми. Прочитайте в учебнике на стр 16, какие бывают полезные ископаемыми?(твердые, жидкие, газообразные) Скопление полезных ископаемых называется месторождением. Это место, где залегают полезные ископаемые. Многие месторождения уже открыты, другие еще предстоит открыть. Зачем нужны месторождения людям? Зачем они этим занимаются Давайте дальше прочитаем текст и ответим на вопрос. Какие твердые полезные ископаемые вы знаете?(торф, песок, каменный уголь гранит, алмаз и др) Какие жидкие полезные ископаемы вы знаете?(нефть, минеральная вода.) Какие газообразные полезные ископаемы вы знаете?(природный газ). Рассмотрите физическую карту полезных ископаемых России, найдите условные обозначения. Каждое полезное ископаемое обозначено значком. Перечислите, какие полезные ископаемые есть на территории России. Давайте рассмотрим некоторые из них. Основным топливом для фабрик, заводов, жилых домов являются каменный уголь, торф, природный газ. Рассмотрите каменный угол. Какой он?(черного цвета, твердый, блестит) Предположим перед собой кусочек каменного угля, если вы по нему ударите что будет?(каменный уголь рассыпаться потому что он хрупкий). Предположим перед собой кусочек каменного угля, если вы опустите его в воду что будет?(каменный уголь тонет в воде). Основное его свойство – горючесть. Прочитайте на стр 16 текст. Для чего используют каменный уголь?(выплавки металлов из железных руд. Какое полезное ископаемое помогает человеку привести в движение все машины?(нефть) Что такое бензин, керосин, дизельное топливо? (продукты переработки нефти). Рассмотрите на физическую карту и найдите условные знаки в виде вышек – это место нахождения нефти. Какое главное свойство нефти?(горит) Это свойство в основном и использует человек. Что при сгорании дает нефть?(больше тела). Какое топливо используют для атомных электростанции?(уран) Рассмотрите рисунок на стр 17 и назовите, какие искусственные материалы люди научились изготавливать из каменного угля и нефти. Прочитайте 1 абзац на стр 18. Люди впервые овладели железом за 4-5 тысячелетий до н. э. На поверхности земли им попадались железные метеориты, из которых люди делали украшения, орудия труда и охоты. Их и сейчас находят при археологических раскопках на всех континентах. Самый древний предмет из железа – бусы из олых трубочек, найденные при раскопках египетских захоронений. Древние индийские металлурги получили чистое железо, растирая руду в порошок. В мире разведано около 800 млрд. тонн железных руд – этих запасов хватит человечеству примерно на 400 лет. Как вы думаете из чего сделаны ножницы, ножу, вагоны, тракторы?(из стали) Прочитайте текст на стр 18- 19 Что делают что бы добыть сталь?(в железо добавляют другие металлы). Что получается когда так делают? Что такое сплав?(вещество полученное при плавлении двух и более металлов) Почему изделия изготавливают не из чистых металлов?(одним изделием необходима пластичность, гибкость; другим – прочность, твердость; третьим – легкость и блеск). Какие драгоценные металлы привлекают ювелиров?(серебро, золото, платина). Существуют строительные полезные ископаемые. Какие вы знаете?(песок, глина, мрамор и гранит). Расскажите о них, что знаете. Мы хорошо отличаем почву песочную – легкую, сухую, сыпучую – от глинистой – вязкой, насыщенной водой после дождя, и твердые окаменевшие в сухую погоду. Как приятно лежать на горячем песке на пляже, на берегу реки или моря. И как тяжела идти в дождя по глине, в которой вязнут ноги. Сколько песка на земле?(очень много). Представьте песчаные земли на десятке и сотни км. В пустынях Средней Азии и Казахстана пески занимают не менее 1 000 000 000 кв км. Прочитайте на стр 19 про песок. Какого цвета песок?(черный, зеленоватый, красноватый, хотя желтым и белым встречается чаще всего). Из чего состоит песок?(минеральных частиц размером от 2 мм до пяти сотых миллиметра) Как образовался песок?(песок продукт разрушения твердых вулканических, изверженных и осадочных пород под действием солнца, воды, ветра). Что больше всего в песке?(кварца) Для чего используют песок? Прочитаем теперь про глину. Что такое глина?(плотная горная порода) Какого цвета бывает глина?(белого, серого, желтого, коричневого) Из чего образуется глина?(выветривания различных горных пород) Что делают из глины? Что будет с глиной когда ее обожжешь в печи?(станет твердой) Прочитаем про мрамор. Что такое мрамор?(горная порода образующаяся из известняка). Для чего нужен мрамор? Рассмотри фотографию мраморной скульптуры и выделенные фрагменты. Найти эти фрагменты на фотографии и покажи соседу по парте. А он расскажет тебе о разнообразностях окраске горной породы, из которой сделана эта скульптура. Теперь прочитаем про гранит. Чем отличается гранит?(твердостью, прочностью). Что делают из гранита? Современная жизнь людей невозможна без полезных ископаемых. Полезные ископаемые – огромное, бесценное богатство нашей страны. Давайте выполним работу в р.т.с 5 №5 | Слушать учителя Открывать учебник Читать по цепочке Отвечать на вопросы Слушать учителя Отвечать на вопросы Слушать учителя Рассматривать карту Перечислять полезные ископаемые. Слушать учителя Отвечать на вопросы Читать по цепочке текст Отвечать на вопросы Рассматривать карту Отвечать на вопросы Рассматривать рисунок в учебнике Читать текст в учебники Слушать учителя Отвечать на вопросы Читать текст по цепочке Отвечать на вопросы Отвечать на вопросы Слушать учителя Читать текст про песок Отвечать на вопросы Читать текст про глину Отвечать на вопросы Читать текст про мрамор Отвечать на вопросы Рассматривать фотографию отвечать на вопросы в парах Читать текст про гранит Отвечать на вопросы Слушать учителя Выполнять задание в тетради | П:Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Р:Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
К: Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).
П:Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Р:Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
К: Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).
|
6 | Итог урока | 4 мин | Какие цели мы ставили? На какие группы можно разделить полезные ископаемые?(жидкие, твердые, газообразные) С какими строительными материалами вы познакомились? Расскажите про них. Что вызвало затруднение? Понравилась ли вам работа на уроке? | Отвечать на вопросы | |
7 | Домашнее задание | 1 мин | Хр.с 80-84 | Записывать д.з | |
8 | Рефлексия | 2 мин | Оцените себя. Кто доволен своей работой, поднимите красный смайл и синий если некоторые вопросы вызвали затруднения. Я довольна вами, вы порадовали меня своими ответами. Много кто из вас получил хорошие отметки. Спасибо за урок, урок окончен. | Проводить рефлексию | Р:Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по окружающему миру. 4 класс. "Полезные ископаемые".
Конспект урока по окружающему миру в 4 классе на тему "Полезные ископаемые". УМК "Школа России". Учебник Плешаков А.А....
Конспект урока по окружающему миру.Тема: Полезные ископаемые нашего края (В гостях у Хозяйки Медной горы)
Конспект урока по окружающему миру...
Конспект урока по окружающему миру 3 класс. Полезные ископаемые.
Конспект урока для 3 классапо окружающему миру...
Конспект урока по окружающему миру Тема: «Полезные ископаемые»
конспект урока...
Конспект урока по окружающему миру Свойства полезных ископаемых. Почему надо беречь полезные ископаемые
Предмет: окружающий мирКласс: 3-7Тема урока: Свойства полезных ископаемых. Почему надо беречь полезные ископаемыеЦель урока: Закрепить знания учащихся, о полезных ископаемых;Планируемые результаты:ü П...
Конспект урока по окружающему миру 3 класс "Свойства полезных ископаемых. Почему надо беречь полезные ископаемые"
Предмет: окружающий мирКласс: 3-2Тема урока: Свойства полезных ископаемых. Почему надо беречь полезные ископаемые.Цель урока: Закрепить знания учащихся, о полезных ископаемых;Планируемые результаты:ü ...
Конспект урока по окружающему миру "Полезные ископаемые. Их добыча.
Конспект урока по окружающему миру "Полезные ископаемые. Их добыча....