Урок окружающего мира 3 класс на тему:"Осторожно-животные!"
методическая разработка по окружающему миру (3 класс) по теме
Цели урока:
Образовательные:
- Обобщить имеющиеся у детей знания о различных группах животных.
- Совершенствовать знания об особенностях, умения находить признаки сходства и различия животных с другими.
- Научить учащихся осторожному обращению с дикими и домашними животными, познакомить с правилами безопасного поведения с животными.
- Обеспечить условия для поиска нужной информации.
- Учить детей самостоятельно получать новую информацию, оперировать ею.
Развивающие:
- Развивать творческую активность, речь.
- Формировать навыки наблюдений.
Воспитывающие:
- Воспитывать умение выслушивать другое мнение, культуру диалога, проводить рефлексию своей работы на уроке.
- Вызывать у детей ощущение причастности к природе, прививать любовь к животным.
Тип урока:Комбинированный урок.
Методы работы:объяснительно – иллюстративные, частично – поисковые, словесные, наглядные, практические.
Формы организации учебной деятельности:фронтальная, индивидуальная, групповая.
Оборудование:проектор, мобильный класс, флешки с заданиями, иллюстрации с изображением животных изученных групп, опасных животных, правила поведения при укусах, аудиозапись песни из м/ф «38 попугаев»
Ведущий вид деятельности: продуктивный, творческий, проблемный
Функция учителя: организатор сотрудничества, консультант, управляющий поисковой работой.
Педагогические технологии:
- личностно – ориентированного обучения;
- объяснительно – иллюстративного обучения;
- педагогика сотрудничества (учебный диалог, учебная дискуссия).
Ожидаемый результат:
знать правила безопасного поведения с дикими и домашними животными;
повышение активности учащихся на уроках;
улучшение результатов обучения;
использование учащимися приобретённых знаний и умений в практической деятельности.
Список использованной литературы:
1. Вахрушев А. А., Данилов Д. Д. и др. Окружающий мир. Обитатели Земли: учебник для 3 класса. – 1 часть. – М.: Баласс, 2011.
2. Данилов Д. Д. Рабочая тетрадь. 1 часть к учебнику «Обители Земли». 3 класс. – М.: Баласс, 2011.
3. Дополнительная литература учащихся (энциклопедии)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pisareva.doc | 77.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Осторожно - животные!
Цели урока:
Образовательные:
- Обобщить имеющиеся у детей знания о различных группах животных.
- Совершенствовать знания об особенностях, умения находить признаки сходства и различия животных с другими.
- Научить учащихся осторожному обращению с дикими и домашними животными, познакомить с правилами безопасного поведения с животными.
- Обеспечить условия для поиска нужной информации.
- Учить детей самостоятельно получать новую информацию, оперировать ею.
Развивающие:
- Развивать творческую активность, речь.
- Формировать навыки наблюдений.
Воспитывающие:
- Воспитывать умение выслушивать другое мнение, культуру диалога, проводить рефлексию своей работы на уроке.
- Вызывать у детей ощущение причастности к природе, прививать любовь к животным.
Тип урока: Комбинированный урок.
Методы работы: объяснительно – иллюстративные, частично – поисковые, словесные, наглядные, практические.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Оборудование: проектор, мобильный класс, флешки с заданиями, иллюстрации с изображением животных изученных групп, опасных животных, правила поведения при укусах, аудиозапись песни из м/ф «38 попугаев»
Ведущий вид деятельности: продуктивный, творческий, проблемный
Функция учителя: организатор сотрудничества, консультант, управляющий поисковой работой.
Педагогические технологии:
- личностно – ориентированного обучения;
- объяснительно – иллюстративного обучения;
- педагогика сотрудничества (учебный диалог, учебная дискуссия).
Ожидаемый результат:
знать правила безопасного поведения с дикими и домашними животными;
повышение активности учащихся на уроках;
улучшение результатов обучения;
использование учащимися приобретённых знаний и умений в практической деятельности.
Список использованной литературы:
1. Вахрушев А. А., Данилов Д. Д. и др. Окружающий мир. Обитатели Земли: учебник для 3 класса. – 1 часть. – М.: Баласс, 2011.
2. Данилов Д. Д. Рабочая тетрадь. 1 часть к учебнику «Обители Земли». 3 класс. – М.: Баласс, 2011.
3. Дополнительная литература учащихся (энциклопедии)
Ход урока:
- Организационный момент.
Окружающий нас мир интересно познавать!
Его тайны и загадки мы готовы разгадать!
- Актуализация знаний и постановка проблемной ситуации.
- Какие животные встречаются в нашей местности?
- Можно ли сказать, что окружающий нас животный мир очень разнообразен?
- Проверим, что мы о них помним. Слайд 1
- Тест «Проверь себя!» (с использованием мобильного класса):
- Животные бывают одноклеточные и многоклеточные. Все они – потребители.
- истина
- ложь
- Насекомые, пауки и ракообразные – это
- Земноводные
- Членистоногие
- Кишечнополостные
- Позвоночные – это животные
- С наружным скелетом
- С внутренним скелетом
- Пресмыкающиеся: ящерицы, змеи, крокодилы, черепахи теплокровные животные.
- Истина
- Ложь
- У них хорошо развита забота о потомстве
- Рыбы
- Земноводные
- Птицы
- Пресмыкающиеся
- Млекопитающие
2. Чтение диалога героев. Слайд 2
- Тема нашего урока называется «Осторожно - животные!» Предположите, о чем или о ком пойдет речь на уроке?
- А каких животных следует опасаться: среди членистоногих? Пресмыкающихся? Млекопитающих? (ответы учащихся)
-А вот Миша с вами не согласился бы. Почему? Прочитайте его диалог с Леной. (Дети читают.)
-Что говорит Миша Лене?
-Какой вывод можно сделать? (Вывод: Любое дикое животное нельзя брать в руки, даже самое безобидное).
-А почему Миша так считает?
Слайд 3 - Чем могут быть опасны для человека голубь или ящерица? (Дети высказывают свои предположения.)
III. Совместное открытие знаний.
Обучение способам самостоятельного применения знаний.
1. Рассказ учителя. Слайды 4,5
А знаете ли вы, что в прошлом, когда человек был ближе к дикой природе, он сталкивался с множеством микробов и паразитов, которые вызывали страшные болезни, и часто умирал от них. Но одновременно у него вырабатывался иммунитет к большому числу заболеваний. Благодаря гигиене человек победил немало болезней.
Постепенно развивалась и медицина, были разработаны лекарства, прививки, вакцины, которые сделали жизнь человека безопаснее.
Но в то же время человек стал незащищеннее перед многими заболеваниями, с которыми он перестал сталкиваться, живя в городе.
В отличие от человека дикие животные в природе борются за свою жизнь не только с хищниками, но и множеством микробов и паразитов. Дикие животные научились справляться с ними, а вот организм человека может оказаться беззащитным.
Об этом предупреждал Лену Миша, когда говорил, что, взяв в руки дикое животное, человек подвергает себя опасности.
2. Выполнение задания.
-Рассмотрите рисунки на с. 116. На каких рисунках ребята ведут себя правильно? Почему вы так считаете?
1-й ученик. Мальчик сделал кормушку, кормит птиц, помогает им пережить зиму.
2-й ученик. Девочка угощает белку орехами, но не трогает ее.
3-й ученик. Брать в руки голубей и ежей нельзя.
3. Работа по тексту учебника.
Слайд 6 - Задание группам. Прочитайте в учебнике на с. 117.
- Чем опасны дикие птицы?( 1 группа - 1 абзац)
- Чем опасны дикие животные: грызуны, лисы, ежи и др.?( 2 группа - 2 абзац)
- Чем опасны змеи? (3 группа - 3 абзац)
После прочтения выслушиваются ответы учащихся
1 группа: Слайд 7
- Чем же опасны птицы?
- Здоровых голубей поймать трудно. Если вы видите голубя, который не улетает от вас, значит, он болен.
- Чем могут заразить человека больные голуби?
Дети. Очень серьезным заболеванием – орнитозом.
-На какое заболевание оно похоже? Какие симптомы?
Дети. Похоже на воспаление легких и сопровождается высокой температурой, кашлем, болью в груди.
2 группа: Слайд 8
-Чем еще опасны дикие животные?
Дети. Они переносят бешенство.
-Как проявляется это заболевание у человека?
Дети. Оно поражает мозг человека, возникают судороги, человек начинает бояться воды.
-Что нужно делать человеку в случае, если его укусило дикое животное?
Дети. Обратиться к врачу.
-Нужно промыть рану марганцовкой или перекисью водорода, кожу вокруг раны обработать зеленкой и, конечно, обратиться к врачу.
3 группа: Слайд 9
- Чем опасны змеи и другие ядовитые животные?
Дети. Нужно опасаться ядовитых змей, некоторых пауков и насекомых. При этом важно знать, как себя вести, если вас все же укусила змея.
-Найдите правила поведения в тексте учебника на стр.117. (Дети читают.)
Слайд 10 - Признаки отравления
Дети. Нужно срочно сообщить взрослым. Лечь в постель, принять теплое питье и, конечно, срочно вызвать врача.
- Если приходится долго ждать, рану можно промыть раствором марганцовки и положить холод на место укуса.
Слайд 11
-Что нужно делать при укусе насекомого?
Дети. Надо удалить жало, промыть ранку слабым раствором марганцовки или перекиси водорода.
- Можно положить холод на место укуса, выпить глюконат кальция и димедрол.
4. Выполнение задания.
- Сформулируйте правила безопасного поведения с дикими животными.
1-й ученик. Никогда не подходить к диким животным.
2-й ученик. Никогда не брать диких животных в руки.
3-й ученик. Если увидишь в лесу змею – не подходи к ней.
4-й ученик. Если тебя укусило животное – обратись к врачу.
Слайд 12 - Правила безопасного поведения с дикими животными.
5. Физминутка. Слайд 13.
Учитель рассыпает цветные пуговицы и мелкие предметы и просит учеников собрать их за 10-15 секунд «Кто больше?»
- А все ли пуговицы смогли собрать? Какие пуговицы труднее всего было найти? Почему?
- Еще остались бежевые, коричневые. Их очень хорошо видно? Почему?
- А я не просто так дала вам это задание. Кто догадался, почему?
(Животные избегают встреч с человеком, опасаясь действий с его стороны. Они спасаются бегством или прячутся. Даже змеи в наших краях никогда не нападают первыми на человека, а стремятся уйти. Не нужно им в этом мешать!)
6. Чтение диалога героев на с. 118. Слайд 14
- Вы выяснили, что нужно осторожно относиться к диким животным. Зато домашних животных можно не бояться. Вы согласны? (Дети высказывают свое мнение.)
- Что думают по этому вопросу Миша и Лена? Прочитайте их диалог. (Дети читают.)
- Так стоит ли гладить незнакомую собаку? (Миша считает, что нужно быть осторожным с собаками, тем более с незнакомыми. Они могут укусить.)
7. Выполнение задания.
- Собака – это домашнее животное, с которым мы чаще всего сталкиваемся в жизни. Нужно учиться понимать настроение собак. Рассмотрите рисунки на с. 118. Какие чувства проявляют собаки? (Дети рассматривают рисунки.)
1-й ученик. На 1-м рисунке собака показывает дружелюбие.
2-й ученик. На 2-м – собака проявляет страх.
3-й ученик. На 3-м рисунке собака показывает злость.
- Каких собак нужно избегать на улице? (Испуганных и злых.)
- Как вы думаете, почему? (ответы детей)
8. Беседа. Слайд 15
- Представьте, вы гуляете в парке и навстречу вам бежит собака, как вы поведете себя в такой ситуации?
- Как вы поступите, если вас укусит собака?
Дети. Так же, как если бы это было дикое животное.
- Правильно, потому что собаки также переносят бешенство. Что нужно сделать с раной?
Дети. Промыть рану марганцовкой или перекисью водорода, края раны смазать зеленкой и обратиться к врачу.
- Домашние животные (лошади, коровы, овцы, козы, гуси, куры) дружелюбно относятся к человеку. Так они относятся к своему хозяину, который кормит их, ухаживает за ними. Но никто не может предсказать, как животное отнесется к незнакомому человеку.
Почему могут быть опасны коровы, быки, козы, бараны? Какое у них опасное орудие? ( У них есть рога, они могут бодаться.)
- Как нужно себя вести с лошадьми? Какое правило нужно соблюдать?
Дети. Нельзя подходить к лошади сзади, она может лягнуть, ударить копытом.
- Прочитайте правила поведения, обведенные в рамку на с. 118 и 119. (Ученики читают.)
IV. Первичное закрепление.
1. Блицопрос. Слайд 16
- Как нужно вести себя с дикими животными? ( Не брать в руки.)
- Почему нельзя брать их в руки? ( Потому что на их теле есть микробы и паразиты, опасные для человека.)
- Как вы можете догадаться о настроении кошки или собаки? ( По поведению: когда кошка машет хвостом – она показывает свое недовольство, а если собака виляет хвостом – значит, она настроена дружелюбно.)
- В какой ситуации можно погладить собаку? ( Если разрешил хозяин, если вы хорошо знаете эту собаку.)
- Как нужно себя вести с домашними животными? ( Никогда не подходить к домашнему животному без разрешения хозяина. Быть осторожным с незнакомыми животными.)
2. Выполнение задания. Слайд 17
Пройди лабиринт по наиболее безопасному пути и помоги Лене с Мишей добраться до станции.
3. Сообщения школьников.
Рассказ учащихся о ядовитой змее, которая живет в средней полосе России – это гадюка обыкновенная.
В средней полосе России живет только один вид ядовитых змей – гадюка обыкновенная. Она встречается в смешанном лесу, на лугах, поросших кустарником, на сухих моховых болотах. Гадюки бывают самой разнообразной окраски – серые, коричневые и почти черные. Для всех гадюк характерна зигзагообразная полоса, тянущаяся вдоль спины. Однако на черных гадюках она может быть незаметна, поэтому надо остерегаться всех черных змей. Обычная длина гадюки – 50–60 сантиметров, но иногда попадаются и метровые змеи.
Люди после укуса гадюки долго болеют, бывают и смертельные случаи.
В Сибири, кроме гадюки, встречается ядовитая змея щитомордник. На юге, в степях и пустынях, ядовитых змей больше. Здесь живут эфа, гюрза. Их яд опаснее для человека, чем яд гадюки. По данным статистики, погибают 3–5 человек из 100 укушенных.
V. Итог урока.
- Повторите еще раз правила безопасного поведения.
- Обращаться с дикими животными надо осторожно. Никогда не следует брать их в руки.
- Не следует гладить незнакомую собаку, даже если она кажется дружелюбной.
- Нельзя махать руками, если к тебе подошла собака.
- Никогда не подходить к домашним животным без разрешения хозяина и только в его присутствии.
- Нужно быть осторожным с незнакомыми животными.
Учитель. Окружающий нас мир прекрасен и интересен. Множество диких животных окружает людей. Не надо бояться дикой природы, нужно ее знать и здраво оценивать существующие опасности. Ведь животные избегают встреч с человеком, опасаясь действий с его стороны. Даже змеи в наших краях никогда не нападают первыми на человека, а стремятся уйти. Не нужно им в этом мешать!
VI. Домашнее задание: с. 116–119 (читать); материал на флешке: нарисовать предупреждающие и запрещающие знаки в общении с животными; подготовить сообщения (по желанию).
В средней полосе России живет только один вид ядовитых змей – гадюка обыкновенная. Она встречается в смешанном лесу, на лугах, поросших кустарником, на сухих моховых болотах. Гадюки бывают самой разнообразной окраски – серые, коричневые и почти черные. Для всех гадюк характерна зигзагообразная полоса, тянущаяся вдоль спины. Однако на черных гадюках она может быть незаметна, поэтому надо остерегаться всех черных змей. Обычная длина гадюки – 50–60 сантиметров, но иногда попадаются и метровые змеи.
Люди после укуса гадюки долго болеют, бывают и смертельные случаи.
В Сибири, кроме гадюки, встречается ядовитая змея щитомордник. На юге, в степях и пустынях, ядовитых змей больше. Здесь живут эфа, гюрза. Их яд опаснее для человека, чем яд гадюки. По данным статистики, погибают 3–5 человек из 100 укушенных.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока окружающего мира. Класс: 1 Раздел: «Природа в жизни человека» Тема: «Как развивается растение»
План-конспект разработан по программе "Планета знаний", в соответствии с требованиями ФГОС ООО. При планировании урока обеспечивается ориентация уч-ся на достижение личностных, метапредметных и предме...
Урок окружающего мира ("Школа России") Тема: "Откуда в нашем доме электричество?" (1 класс)
В данном материале вы найдете технологическую карту урока "Откуда в нашем доме электричество?" и приложение, в котором содержится раздаточный материал и музыкальное сопровождение для не...
Урок окружающего мира ("Школа России") Тема: "Опасные места в доме и во дворе" (3 класс)
Материал содержит технологическую карту урока и приложения к уроку в виде картинок и заданий для учащихся....
Урок окружающего мира в 2классе. Тема: «В гости к осени» Урок совершенствования знаний, умений и навыков
Познакомить с осенними изменениями в природе; расширить знания о растительном и животном мире; воспитывать бережное отношение к природе....
КЕЙС – УРОК УМК «Перспективная начальная школа» Урок окружающего мира.Обобщение по теме: «Органы чувств».
Обобщение знаний детей об органах чувств, их роли при восприятии человеком окружающего мира....
Методическая разработка урока окружающего мира (презентация) на тему: "Дикие и домашние животные" во 2 классе
Презентация к уроку окружающего мира на тему: "Дикие и домашние животные" во 2 классеУМК "Школа России"...
Интегрированный урок окружающего мира, изобразительного искусства. Тема (окружающий мир): Разнообразие животных. Тема (изобразительное искусство): Рисование с натуры насекомых.
Конспект урока по темам. изобразительного искусства. Тема (окружающий мир): Разнообразие животных. Тема (изобразительное искусство): Рисование с натуры насекомых....