Проектная задача "Природные зоны России", 4 класс
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему
Описание прпоектной задачаи по теме "Природные зоны России", проводимой в 4 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 39.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Цели:
- Обобщить и углубить знания по теме “Природные зоны России”
- развивать познавательный интерес, речь, память, умение работать в группах, пользоваться дополнительной литературой, справочниками;
- Воспитать у учащихся чувство гордости за Родину и любовь к родной природе.
Ход урока.
1.Ребята, у нас сегодня необычный урок. Работать вы будете в группах.
Задание для групп.
Представьте, что к нам в школу должны приехать Ваши сверстники из Англии. Нужно рассказать английским ребятам об уникальности нашей страны, ее растительном и животном мире, ее природных зонах. Для этого вам предстоит оформить информационный стенд о природе на тему «Природные зоны России».
Подготовьте и оформите информационный плакат, содержащий:
1) заголовок – название темы;
2) небольшой текст– описание природной зоны (нужно найти и выбрать из предложенных текстов в файле с раздаточным материалом № 1);
3) иллюстрации, по выбранной теме;
4) одно- два стихотворения (можно найти в файле с раздаточным материалом№ 2);
5) загадки, ребусы, занимательные вопросы по теме;
6) экологические задачи
7) раздел «Красные страницы», об исчезающих животных и растениях.
В нижней части плаката обязательно укажите состав вашей группы.
(На группы дети были разделены заранее и собирали необходимый материал)
Время выполнения работы – 2 урока
- Прежде, чем вы начнете работать с темой, начните заполнять Лист продвижения. (Приложение 1)
2.Выполнение работы.
3.Презентация своей природной зоны (не более 3 минут)
4. Рефлексия.
- Как вы думаете, урок цели достиг?
- Заполните лист самооценки. (Приложение 2)
Планируемый педагогический результат
Демонстрация учащимися:
- усвоения предметного материала и возможностей применять его в нестандартных ситуациях;
- умения, работая в малой группе, создать конечный «продукт» - оформить информационный плакат, иллюстрирующий особенности каждой природной зоны России.
Способ и формат оценивания работы
Оценивается:
- владение предметными знаниями и умениями;
- умение применять их для решения практической задачи;
- умение взаимодействовать в малой группе ( распределять работу, оказывать взаимопомощь, проводить взаимный контроль, объединять результаты работы отдельных участников группы в единый «продукт»). Оценивание этой группы умений проводится в форме экспертного наблюдения, в ходе которого заполняется экспертный лист
Приложение 1.
Лист планирования и продвижения по заданию
Название группы ___________________________________________
Тема, выбранная группой ___________________________________________________________
запишите выбранную вами тему
Форма представления проекта: информационный плакат
Кто делает ________________________________________________________________________________________________________________________
Отметка о выполнении ( + или – )
- Распределяем обязанности ______________________________
- Ищем пословицы и поговорки _______________________________________________________
- Работаем с заголовком ___________________________________
- Ищем загадки и занимательные задания _______________________________________________________
- Ищем научные и интересные факты _______________________________________________________
- Вырезаем _______________________________________________
- Приклеиваем ____________________________________________
- Пишем __________________________________________________
- Представляем работу ___________________________________
Приложение 2
Лист самооценки
Название группы ___________________________________________
Фамилия имя _________________________________________________
Оцени работу своей группы. Отметь ∨ вариант ответа, с которым ты согласен (согласна).
- Все ли члены группы принимали участие в работе над проектом?
• А. Да, все работали одинаково.
• Б. Нет, работал только один.
• В. Кто-то работал больше, а кто-то меньше.
- Дружно ли вы работали? Были ли ссоры?
• А. Работали дружно, ссор не было.
• Б. Работали дружно, спорили, но не ссорились.
• В. Очень трудно было договариваться, не всегда получалось.
- Тебе нравится результат работы группы?
• А. Да, все получилось хорошо.
• Б. Нравится, но можно было бы сделать лучше.
• В. Нет, не нравится.
- Оцени свой вклад в работу группы..
• А. Я сделал(а) очень много, без меня работа бы не получилась.
• Б. Почти все сделали без меня.
Приложение 3
Арктика.
Здесь круглый год метет пурга,
Куда ни глянь, одни снега.
Не всякий выживает тут,
Без теплой шубы холод лют.
И даже летом и весной
Покров не тает ледяной.
Тундра.
По широкой тундре едешь дни и ночи;
Но нигде не встретишь леса или рощи,
Лишь торчат сугробы вдоль болотных кочек.
Да в снегу кустарник борозду полощет.
Лес.
Нет ничего милее, бродить и думать здесь.
Излечит, обогреет, накормит русский лес.
Нас ждут в лесу рябина, орехи и цветы,
Душистая малина на кустиках густых.
Степь
На все стороны степь:
Ни лесочка, ни гор!
Необъятная гладь,
Неоглядный простор!
Пустыня.
Куда ни кинешь взгляд- песок,
И прямо, и наискосок.
Не знают здесь, что значит тень,
Ведь солнце жарит целый день.
Но если дождик вдруг польёт,
Пустыня мигом оживёт.
Да только в том загвоздка вот,
Что дождик льёт всего раз в год.
Но те, кто проживает тут,
Другой погоды и не ждут.
Приложение №4.
Описание природной зоны
_____________________________
- это зона островов лежащих около Северного полюса.
Несколько месяцев здесь длится полярная ночь. Затем наступает полярный день. Зима долгая, дуют ветры, бушует пурга. Температура опускается до - 60. Иногда возникают удивительно красоты полярные сияния. Летом тепла тоже мало. Лето короткое, холодное. Температура лишь на несколько градусов выше нуля.
________________________________
- эта зона протянулась вдоль берегов северных морей. Здесь длинная морозная зима (7-8 месяцев), довольно суровая (мороз до -50), много снега и сильная метель. В середине зимы два месяца длится полярная ночь. Короткое и прохладное лето, и хотя наступает полярный день, часто бывают заморозки. Летом земля оттаивает только на 10-50 см, а ниже сохраняется вечная мерзлота. Воде некуда уходить, ведь она впитывается в землю. Поэтому здесь много болот и озёр, а почва очень влажная .
________________________________
- эта зона расположена южнее тундры большей частью на Восточно–Европейской и Западно-Сибирской равнинах. Лето теплое, зима короче и мягче, чем в тундре. Хорошо выражены все четыре времени года. Это самая большая природная зона. В ней три части: самая большая часть – тайга, вторая –смешанные леса, третья – широколиственные леса.
________________________________
- эта зона раскинулась южнее зоны лесов. Здесь достаточно теплое, продолжительное, засушливое лето. Часто дуют теплые сухие ветры (суховеи). Иногда они перерастают в пыльные бури. Дожди здесь бывают редко. Обычно они ливневые. Зимы короткие, холодные и малоснежные. Эта зона славится самой плодородной почвой – чернозёмом.
_____________________________________
- эта зона в Росси занимает маленькую площадь – по берегам Каспийского моря, к западу и к востоку от низовьев Волги. . Лето здесь очень жаркое. Поверхность земли нагревается днём до +70○, а температура воздуха в тени поднимается выше + 40○. Порой за всё лето не бывает ни капли дождя, а лето длится здесь пять месяцев. Ночью прохладно, потому что песок и глина быстро остывают. Зима по сравнению с летом суровая: температура опускается до - 10 градусов, и длится 2-3 месяца. Снег выпадает не везде.
Приложение №5.
Для рубрики «А знаете ли Вы…?»
- Чёрная рыбка даллия 10 месяцев без просыпу спит, да ещё вмерзши в лёд.
- Белые медведи летом могут стать красноватыми и даже зеленоватыми. Отчего так бывает?
- В Арктике бывает "водяное небо". Что это?
- Белая сова днём и ночью хорошо видит и охотится и днём, и ночью.
- Песцы приспособились хранить в вечной мерзлоте свои запасы. Складывают в норы, как в холодильник рыбу, леммингов, птиц и яйца.
- Гагары ходить не умеют, они на животе по земле ползают.
- У дятла язык длиною в половину туловища. Муравьи липнут на него дюжинами.
- Живёт в степи зверюшка, у которой всё не как у других, всё наоборот. Все по земле бегают, а она под землёй. Все у травы вершки объедают, а она - корешки. У неё сначала зубы, а потом губы, чтобы земля в рот не попадала, когда зверюшка роет её зубами. Бегает зверюшка задом наперёд и «включает то задний, то передний ход. И имя у неё необычное - слепушонка».
- Суслик умеет пыль в глаза пускать. Увидит лису, юркнет в нору, она за ним, а он ей лапами пыль в глаза. Пока лиса прочихается, проморгается, ищи его.
- Птица-щур кусачих ос не боится. Глотает вместе с жалом.
- Розовые скворцы могут справится с целой стаей саранчи.
- Тюленята с рождения лежат на голом льду и хоть бы что! Ещё здоровее становятся: за месяц вдвое растут и впятеро тяжелеют.
- Киты-белухи умеют щебетать, щёлкать, клокотать, стрекотать и свистеть по-птичьи. За это прозвали их морскими канарейками.
- Если бы Буратино сделали из саксаула, то он бы утонул в пруду черепахи Тортиллы. Почему?
- Ушастый ёжик может съесть самую ядовитую змею, скорпиона, ядовитого паука-тарантула- и хоть бы что. Даже живот не заболит.
Приложение №6.
1. Сладков Н. В лес по загадки. - Л.: Детская литература, 1983г.
2. Сладков Н. В степи. - М.: Малыш, 1981г.
3. Сладков Н. Земля солнечного огня. - Л.: Детская литература, 1970г.
4. Сладков Н. Медовый дождь. - Л.: Детская литература, 1984г.
5. Суслов В. В краю поющих сугробов. - М.: Малыш, 1981г.
6. Соколов-Микитов И. Русский лес. - М.: Детская литература, 1984г.
7. Снегирёв Г. Я путешествую. - М.: Малыш, 1991г.
8. Степаненко В. Саварка. - М.: Советская Россия,1976г.
Группа № ______
ЗОНА ___________________________________________________
Подготовительная работа:
- Найти и подготовить фото и рисунки данной природной зоны, растений и животных.
- Найти загадки, пословицы, ребусы, занимательные задания.
- Интересные факты, экологические задачи.
- Сведения о животных и растениях данной природной зоны, занесенных в Красную книгу.
Группа № ______
ЗОНА ___________________________________________________
Подготовительная работа:
1.Найти и подготовить фото и рисунки данной природной зоны, растений и животных.
- Найти загадки, пословицы, ребусы, занимательные задания.
- Интересные факты, экологические задачи.
- Сведения о животных и растениях данной природной зоны, занесенных в Красную книгу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

3 класс Тема: Природные зоны России. Зона степей
Урок окружающего мира (система Занкова Л.В., 3 класс, 2 четверть) Учебник: Дмитриева Н.Я, Казаков А.Н. «Окружающий мир», 3 класс Тема: Природные зоны России. Зона степей...

Проектно – исследовательская деятельность учащихся 4 класса на уроках окружающего мира. Технологическая карта урока . Природная зона России-Тундра.
Знакомство с географическим положением природной зоны-Тундра, климатическими условиями, растительным и животным миром и деятельностью человека....

Открытый урок по окружающему миру в 4 классе Тема: «Природные зоны России. Ледяная зона»
В разработке урока преследуются цели: 1.Познакомить с характерными особенностями ледяной зоны.2. Развивать связную речь, память, мышление, воображение, наблюдательность. Формировать умение ориен...
Интегрированный урок окружающего мира и ОБЖ в 4 классе по теме « Природные зоны России. Зона степей. Правила поведения на льду в осеннее-зимний период»
Урок формирует у учащихся представление о природной зоне степей, знакомит со степной зоной, ее географическим положением и климатическими условиями; особенностями растительного и животного мира ...
Проектная задача по окружающему миру «Природные зоны России» для 4 класса
Проектная задача повышает у учащихся мотивацию к изучению нового материала, позволяет освоить в ходе деятельности большой объем знаний по предмету, способствует формированию познавательных, комм...

Конспект урока , окружающий мир , 4 класс "Природные зоны России. Зона Арктических пустынь"
Тема: Природные зоны России. Зона арктических пустынь.Цели: сформировать у обучающихся представление о зоне арктических пустынь. Продолжить работу по созданию комплексного представления о богатстве и ...