методическая разработка урока по литературному чтению.
методическая разработка по чтению (3 класс)

Иванова Еленочка Николаевна

Предназначен для учащихся 3 классов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 394

Красносельского района Санкт-Петербурга

Районный конкурс

"Актуальность использования средств информационных технологий в образовательной деятельности в свете реализации ФГОС".

Номинация
«Разработка урока с использованием ИКТ»

Автор-составитель Иванова Елена Николаевна,

учитель начальных классов

Санкт-Петербург

2016 год

Место урока в календарно-тематическом планировании

п/п

Дата

Тема урока

Тип урока

Характеристика деятельности детей

Планируемые предметные результаты

Универсальные учебные действия

Личностные

результаты

Устное народное творчество

Создание книги «Устное народное творчество»

Урок обобщения и систематизации знаний.

Обсуждать вопрос о жанрах устного народного творчества

 Делать выводы о том чем похожи и чем различаются жанры устного народного творчества.

Анализировать жанры устного народного творчества.

Понимает методы познания мира: наблюдения, изучение опыта человечества. В связной, логически целесообразной форме речи передает результаты своей работы. Пользуется дополнительной литературой и другими источниками информации (в том числе интернетом).

Владеет методами представления полученной информации (рассуждение, описание и др.). Получает информацию при работе с иллюстративным материалом. Использует информацию для решения учебных и практических задач. Выполняет работу с иллюстративным материалом. Использует знания ИКТ на собственной практике

Успешно осуществляет учебную деятельность. Доводит работу до конца. Предвидит результат своей деятельности. Адекватно оценивает результаты своей деятельности. Слушает и слышит собеседника, ведет и поддерживает диалог, аргументировано отстаивает собственное мнение.

Технологическая карта урока

Тема:  Создание книги «Устное народное творчество»

Тип: Обобщение знаний учащихся

Цель урока: Создание книги по устному народному творчеству

Задачи урока:

Обобщить знания учащихся о малых жанрах устного народного творчества

 

Предметные результаты

Предметные

Расширить представление учащихся об устном народном творчестве

Метапредметные

развитие активного самостоятельного творческого мышления, речи, эмоционального мира ребенка.

Умение планировать свою деятельность

Формировать умение контролировать отдельные части деятельности и ее результат.

Формирование умения пользоваться школьным толковым словарем для объяснения непонятных слов.

Знакомство с программой для работы с презентацией и слайдами  PowerPoint.

Личностные

Сотрудничать друг с другом при выполнении проекта

Развитие коммуникативных навыков

Развитие умения самостоятельно работать с информацией

Ресурсы урока:  карточки с планом, солнышко с жанрами фольклора, презентация по данной теме.

Ход  урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Обобщают знания по теме Устное народное творчество

Учатся составлять план совместной работы.

Учатся работать в группах. Сотрудничать

                                                                                                 Мотивация деятельности

Контроль организации рабочих мест учащихся 

Я в школе на уроке,

сейчас я начну учиться.

Я радуюсь этому.

Внимание моё растёт.

Я как разведчик всё замечу.

Память моя крепка.

Голова мыслит ясно.

Я хочу учиться.

Я готов(ва) к работе.

Работаю!

Учащиеся проверяют наличие необходимых на уроке вещей.

Методические рекомендации: На данном этапе урока использовано нетрадиционное начало урока, психологическая установка на урок (АУТОТРЕНИНГ), что позволяет создать эмоционально положительный настрой обучающихся на урок, мобилизирующее начало урока («исходная мотивация»)

Актуализация  необходимых знаний

Цель: Учить детей ориентироваться в сети Интернет (правилам работы в сети). Обобщить понятие «Фольклор», «Малые фольклорные жанры». Закрепить знания учащихся об отличительных признаках малых жанров фольклора друг от друга

Развитие навыков сотрудничества со сверстниками в разных социальных ситуациях.

Ребята, сегодня мы будем учиться выполнять проект.

Работа  на уроке будет проходить в группах.

Давайте повторим  правила работы в группе. 

Перед началом работы над проектом давайте вспомним  О чем мы говорили на прошлых уроках литературного чтения?

  1. Что значит "устное" творчество народа?
  2. Что значит "фольклор" народа?
  3. Народ - это кто
  4. Ум и мудрость - это синонимы?
  1. Что такое фольклор?
  2. Что такое устное творчество?
  3. Чем отличается фольклор от литературы?
  4. Какие мы знаем жанры фольклора?

На интерактивной доске появляется солнышко. Прочитайте как оно называется

Какие малые жанры фольклора Вы знаете.  Запишите их названия в лучиках солнышка.

Правила работы в группе, паре:

1.Терпеливо выслушивать своего товарища, стараясь не перебивать его.

2.С партнёрами общаться вежливо и доброжелательно.

3.Если возникнут затруднения, нужно помочь.

4.К полученному заданию относиться серьёзно, проявив активность.

5.Испытывать чувство ответственности не только за свои успехи, но и за успехи своих одноклассников.

6.Честно распределять обязанности между членами группы, пары

Об устном народном творчестве

Далее дети отвечают на вопросы учителя

Дети заполняют солныщко

Методические рекомендации: Учащиеся, используя опорные карточки, самостоятельно определяют тему и цели урока, намечают план исследования. Принимают активное участие в планировании своей деятельности.

Организация познавательной деятельности

Цель: Формирование коммуникативных умений и навыков работы в группе.  Учить сбору нужной информации из разных источников.

Сегодня мы с вами начнем выполнять проект по теме «Устное народное творчество».  В результате нашего проекта мы создадим книгу по малым жанрам фольклора для нашего класса. В первом классе мы с вами делали книгу загадок, а сегодня мы ее дополним произведениями других жанров.

- Как вы думаете,  где мы ее потом можем использовать?

-  Перед  Вами лежат разделы книги предполагаемые.

- Выберите те разделы, которые будут в нашей книге. Перед  детьми карточки с названиями малых жанров фольклора. Они в группах отбирают  те, которые будут  в нашей книги.

- Сейчас каждая группа выберет себе тему над которой будет работать. Учащиеся по жеребьевке выбирают тему.

- Сегодня каждый из участников группы выберет себе должность и будет выполнять определенное задание.

- Как вы думаете, кто помогает создавать журналы, книги, газеты в редакциях?

- …- ваш главный редактор.

Я, Елена Николаевна – редактор.

Редакционный отдел – учащиеся 3 «В» класса.

Помощник…

Отдел рекламы. Помощник…

Отдел маркетинга. Помощник…

Маркетинг ( от англ. marketing – продажа, торговля на рынке) – управление созданием товаров и услуг и  механизмами их реализации, как единым комплексным  процессом.

Главный художник-иллюстратор – ученик….

-- Корреспонденты вам задание от главного редактора: быстро и чётко опросить одноклассников и родителей, кратко записать ответы, о том

Что такое потешки (считалки, поговорки, пословицы).

 А один журналист –самый начитанный ученик проверит вас. Он пойдет в «библиотеку» и там поищет информацию в разных источниках.

А главный редактор посмотрит сможет ли журналист быстро найти нужный источник.

- Ребята, а где вы будете искать информацию по своим разделам?

- Далее учитель показывает, как правильно искать информацию в интернете и рассказывает, как вводить поисковый запрос.

Отправляемся в редакционный отдел.

- Юные редакторы, давайте подумаем, какие материалы можно разместить в нашей книге?

- Почему вы считаете, что это нужно разместить в нашей книге?

Вот вы и подготовили  ещё  страницу с потешками (поговорками, пословицами и считалками), которая войдет в нашу книгу.

- Давайте подумаем, по какому плану мы будем оформлять  каждый раздел книги.

- Расположите пункты плана в нужном порядке. У детей на партах названия пунктов плана.

1.  Что такое потешка (считалка, поговорка, пословица).

2.  Для чего использовали эти жанры фольклора?

3. Найти 5 пословиц, поговорок, считалок и потешек.

- Каждая группа должна найти пословицы и придумать занимательный материал

Объявляю заседание отдела рекламы.

- Чтобы журнал покупали, отдел продумывает рекламу

Наша задача: учиться выразительно читать

Отправляемся в отдел художников – иллюстраторов.

Юные художники подберите иллюстрации к пословицам (поговоркам, считалкам, потешкам)

Отдел маркетинга,  отвечающий за то, чтобы книга была интересна, предлагает рубрику «Проба пера»

- Какое задание будет предложено вам?  Попробовать себя в роли поэта, сочинить потешку, поговорку, пословицу или считалку. Можете поработать в паре. Лучшие потешки, поговорки и пословицы можно напечатать в нашей книге.

- Также отделу маркетинга предлагается придумать способ презентации книги с помощью компьютера.

Дети выбрали

Потешки, считалки, поговорки и пословицы.

Название групп (темы)

1. Народная мудрость (поговорки)

2. Считай-ка

3. Пословицы

4.Потешная (потешки)

Группа выбирает себе тему для работы.

Дети  выполняют построение плана по которому будут работать.

- В книгах, журналах, энциклопедиях, справочниках и интернете

- Придумать оформление книги.

Дети смотрят выставку книг и презентацию на эту тему.

Методические рекомендации: при работе над проектом, учащимся предлагается самостоятельно воспользоваться знаниями, информацией, полученной ими  заранее  из разных источников, т.е учитель не дает «готовый» материал, а вместе с ребятами выбирает самое «нужное, полезное, важное»  из того объема, который был приготовлен дома к уроку. Обучающиеся демонстрируют найденную информацию в Интернете (презентации, веб-страницы, сайты, страницы Википедии и т.д.), в библиотеке (книги, журналы, статьи и.т.д.), из рассказов родителей, сверстников, из любых других источников.

Учащиеся самостоятельно находят ответ на вопрос, используя материал учебника и тетради. Учатся работать с учебником, тетрадью на печатной основе. Используя презентацию, учитель организованно проводит физкультминутку и гимнастику для глаз. Учатся практическому применению знаний, полученных на уроке.

Используя программы: Microsoft Office Word, Microsoft Power Point , графический редактор Paint ,Windows Movie Maker, группы учащихся создают продукт на ноутбуке (компьютере) по теме урока, тем самым обобщая, закрепляя полученные на предыдущих уроках знания и учась практической работе на компьютере. Сегодняшним школьникам нравиться работать на компьютере, но, к сожалению, они используют его только в игровых целях, задача учителя показать как можно использовать возможности  компьютера в учебе, для учебных целей.

Рефлексия деятельности

Подведение итогов работы.

- Понравились ли вам  наши книги? Захотелось ли вам добавить  в них новое: считалки, сказки , потешки?

- Можем ли дать нашу книгу вашим товарищам из параллельных   классов почитать?

- А можем мы провести занятие для дошколят?

- Авторы работают над книгами долго, и мы с вами продолжим  

  работу над нашим сборником.                                                                         - Какие главы мы могли бы добавить в нашу книгу? (русские народные сказки, пестушки, песни)

- Что нового и интересного вы  узнали, работая над проектом?

(мы сами можем создавать книги, как появился фольклор)

- А сейчас передайте  свое настроение  солнышку и подарите ему частичку себя.  Выберите цветочки   желтого и оранжевого цвета.

Желтый  - хорошо

Оранжевый  - отлично


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по литературному чтению в системе учебников «Школа XXI века». Тема урока: М.Пришвин «Ёжик».

Методическая разработка урока литературного чтения в 1 классе по теме М.Пришвин "Ёжик". УМК "Начальная школа 21 века". Цель урока: создать условия для приобретения опыта самостоятельной читательс...

Методическая разработка урока по литературному чтению !Уроки этики в авторском произведении. Л. Муур «Крошка Енот».

Данная методическая разработка представляет собой пособие, раскрывающее формы, средства, методы обучения, элементы современных педагогических технологий или сами технологии о бучения и воспитания прим...

Методическая разработка урока по литературному чтению в системе учебников «Школа XXI века». Тема урока: М.Пришвин «Ёжик».

Методическая разработка урока литературного чтения в 1 классе по теме М.Пришвин "Ёжик". УМК "Начальная школа 21 века". Цель урока: создать условия для приобретения опыта самостоятельной читательс...

Методическая разработка урока по литературному чтению. Тема урока: "Александр Раскин «Как папа охотился на тигра»"

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА-МАСТЕРСКОЙ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ В 3 КЛАССЕ...

Методическая разработка урока по литературному чтению 3 класс тема урока: А. С. Пушкин «Зимний вечер» УМК Школа XXI Века

Методическая разработка урока по литературному чтению 3 класс тема урока: А. С. Пушкин  «Зимний вечер» УМК Школа XXI Века...