«Лес – природное сообщество».2 класс
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему
Знакомство с понятием"Природное сообщество", "ярусность леса", знакомство с разнообразием лесных обитателей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Знакомство и показ взаимосвязи между всеми компонентами природного сообщества. | 26.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок 2кл. Маслецова О.В. 2016г.
Тема. «Лес – природное сообщество».
Цели:
Познакомить с понятием “природное сообщество”», «ярусность леса»; показать взаимосвязь между всеми компонентами природного сообщества леса; формировать бережное отношение к природе.
Обучающие задачи:
- сформировать представления учащихся о лесе, как природном сообществе;
- познакомить с разнообразием лесных обитателей, ярусами леса, лесной подстилкой и микроорганизмами, ролью грибов.
Развивающие задачи:
- развивать познавательный интерес и активность у учащихся, наблюдательность, умение анализировать, делать выводы.
Воспитательные задачи:
- формировать убеждение у учащихся о личной ответственности каждого человека за состояние природной среды, чувство уважения к окружающему миру.
ХОД УРОКА
- Организационный момент
Сели рядом, повернулись.
Улыбнулись и в работу окунулись.
- Актуализация знаний
Ребята, давайте вспомним, о чем говорили на предыдущем уроке?
А поможет вам «Картинная галерея». Отгадайте, кто изображен на фото и определите среду его обитания.( Слайд 0)
-Как вы определяли среду жизни животных?
-Подумайте, какая среда жизни самая многочисленная?
-Молодцы!
- Вводная беседа
Учитель. Ребята , что вы видите на магнитном плакате? (лес)
Дружат ли между собой растения или нет?
Можно назвать дружбу всех растений сообществом?
Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом –
Чудеса увидишь в нем.
Какова тема нашего урока, как вы думаете? (Слайд 1)
Лес – природное сообщество. |
Сегодня будем изучать лес более детально, как бы рассматривая его под микроскопом.
А что же такое лес?
Лес – целый мир. Лес — это наряд нашей земли.
– В нем обитают множество растений , жизнь которых тесно взаимосвязана. Многое мы видим, но еще больше скрыто от наших глаз. ( слайд 2)
IV. “Открытие” учащимися нового знания.
Лес – дом для растений , как для нас – наши квартиры. И этот дом, как и наши дома, – тоже многоэтажный. Только в лесу этажи называются ярусами. Что это за этажи-ярусы, мы сейчас узнаем.
Растительный мир леса.
Ярус (по Ожегову )- ряд горизонтально расположенных предметов.
Самый нижний ярус – мхи и лишайники (сфагнум, кукушкин лен).
На земле, на корнях деревьев.(слайд 3.)
– Поднимаемся на один ярус выше. Что находится выше мхов и лишайников?
Грибы.
– Оказывается, грибы в лесу – это не только лакомство, но и очень важный компонент лесного сообщества. Но грибы таят в себе и опасность. Какую? Мы уже не раз говорили о правилах, которые необходимо соблюдать при сборе грибов. Давайте еще раз вспомним их.( слайд 4)
Поднимаемся еще на один ярус выше. Что находится выше грибов ? .( слайд 5)
Травы и ягоды.
– Какой ярус следует за травами и ягодами? .( слайд 6)
Кустарники.
Какой ярус самый высокий? .( слайд 6)
Деревья.
Вот и получается, что лес- многоярусный (многоэтажный) зелёный дом. ( слайд7)
Итак, сколько ярусов выделяют в лесу?
Любой дом имеет фундамент. А есть ли в лесном доме такой фундамент? Да. Это почва. А в почве подземные коммуникации – корни деревьев и трав, которые тоже образуют ярусы.
Работа в тетради
с.18.№1.Подпиши ярусы леса. ( А Диана работает на магнитной доске.)
Работа в парах.№2. Разгадай кроссворд.
V. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Как живешь? - Вот так !
Как идешь! - Вот так !
Как бежишь? - Вот так !
Как шалишь? - Вот так !
Как даёшь? - Вот так !
А берёшь? - Вот так !
Как грозишь? - Вот так !
Как ты спишь? - Вот так !
А сидишь? - Вот так ! (Сели за парты)
VI. Знакомство с новым материалом (продолжение)
– Мы подробно поговорили о растительном мире леса. О ком еще обязательно нужно сказать, говоря о лесе как о природном сообществе? Может ли лес жить без животных?
Животный мир леса. (слайд9)
Весь лес – от верхушки деревьев до земли, включая почву, заселён животными. Животные леса, как и растения, обитают каждый в своём ярусе. Давайте попробуем с вами определить какие животные, в каком ярусе обитают.
Работа в группах: (заселяем этажи леса) (слайд10-11)( на доске крепить ярусы)
1 группа – составляют список животных обитающих в верхнем ярусе;
2 группа- ведут наземный образ жизни;
3 группа – обитают под землёй.
Лес – это дом для зверей и птиц. . (слайд12)
Растения являются средой обитания, жилищем для животных.
– Животные питаются растениями и живут на своём этаже..
Хочу задать вопрос: Много зверей и птиц в лесу зимой?(да )
М.М. Пришвин говорит….( слайд13)
Мы уже сказали, что в природе в целом и в природном сообществе леса в частности все взаимосвязано. Животные питаются растениями или другими животными. Поэтому говорят, что живые существа связаны между собой в цепи питания. (слайд14)
Давайте попробуем показать эту взаимосвязь на примере каких-либо цепей питания. Составьте примеры цепей питания в природном сообществе леса. (слайд15)
Работа в парах.
- Составьте цепи питания с этими обитателями леса: мышь, лиса, , волк, кабан, заяц.
( слайд16)
Закрепление изученного.
-А сейчас я предлагаю вам сыграть в игру «Да- Нет»
На столе у вас карточка с вопросами, дайте ответим. (Карточки у детей)
Тест
1.Растения в лесу растут ярусами? (ДА)
2.Животные делят ярусы между собой? (ДА)
3.На деревьях обитают кроты ? (Нет)
4.Грибы помогают расти деревьям? (ДА)
5.Лось – хищник? (Нет)
6.Муравьи- друзья леса? (ДА)
7.Все ли птицы улетают осенью? (Нет)
8.Могут дети помочь лесу? (ДА) (слайд 17-18)
VII. Итог урока
Рефлексия
Вы сегодня очень хорошо работали. Выполнили много разнообразных заданий.
Теперь подведем итоги нашей с вами работы.
Недавно я рассказывала сказку. Как художник рисовал лес.
Ребята, посмотрите, художник нарисовал еще одну картину. Что на ней изображено?(Дерево). Но художник опять сделал что-то не правильно и дерево погибает. Что нужно для того, чтобы ожило наше дерево?
Если вам понравился урок, все было понятно и легко – наклейте зелёный листик..
Если понравился урок, но не все было понятно – наклейте оранжевый листик.
Если на уроке испытывал трудности – жёлтый листик.
- Вот и ожило, зазеленело наше деревце, а мы ему в этом помогли. Давайте пообещаем, что будем так же бережно и заботливо относиться ко всему, что нас окружает.
Будем любить и уважать матушку-природу, и тогда она тоже будет любить нас. (слайд 19)
Природа – наш огромный дом,
И всем найдется место в нём:
Букашке, зверю и побегу,
И дереву, и человеку.
Хоть дом большой, но хрупок он-
Ему всё хуже с каждым днём.
Не враг вредит из века в век,
Природу портит человек.
Но, может, скоро мы поймём,
Что мы неправильно живём,
Что дом наш охранять должны
От грязи, злобы и войны.
Чтоб в доме нашем навсегда
Царили мир и чистота. (слайд 20)
Сегодня все хорошо работали! СПАСИБО ЗА УРОК.
Домашнее задание: Подумать над вопросами «Почему лес называют сообществом?»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира по теме "Луг- природное сообщество" 4 класс
Урок с использованием мультимедийных технологий по теме "Луг- природное сообщество" 4 класс + презентация...
Урок окружающего мира "Лес- природное сообщество" 4 класс
Урок окружающего мира в 4 классе по программе А.А. Плешакова на тему «Лес – природное сообщество» направлен на экологическое воспитание младших школьников. По типу - урок систематиза...
Конспект урока-путешествия по окружающему миру "Природные сообщества" 3 класс
Урок по окружающему миру для 3 класс, обучающегося по программе "Перспективная начальная школа". Конспект составлен с учетом современных требований к органиации и проведению урока.Урок закрепления по ...
Контрольная работа по теме "Лес - природное сообщество". 2 класс
Контрольная работа по теме "Лес - природное сообщество". 2 класс. Автор учебника Н.Ф.Виноградова. Программа "Начальная школа 21 века"...
Урок по окружающему миру на тему "Лес - природное сообщество" 4 класс.
Цели:1. продолжить воспитание бережного отношения и любви к природе;2. развитие познавательного интереса, самостоятельности в пр...
Тест "Природные сообщества"(3 класс)
Тест по теме "Природные сообщества", 3 класс. Тест состоит из 29 вопросов с выбором ответа....
Урок окружающего мира по теме "Жизнь леса. Лес - природное сообщество" 4 класс
Урок по теме "Лес - природное сообщество"...